ская дипломатия овладела искусством маневрирования между различными центрами силы и влияния. Есть основания полагать, что, исходя из прагматически понимаемых интересов, руководство страны будет продолжать и в обозримом будущем осуществлять дипломатическую деятельность, направленную на поиск взаимопонимания и сотрудничества между странами и народами независимо от географического положения, их политической, экономической, социальной и культурной ориентации. Деятельность, основанную на принципах укрепления всеобщего мира и международной безопасности.
«Восток», М., 2008 г., № 2, с. 123-135.
ИСЛАМСКИЕ ЭКСТРЕМИСТЫ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ ВСЕ УВЕРЕННЕЕ В СТРАНАХ ЗАПАДА (Из интервью кандидата политических наук Дмитрия Нечитайло)
Вопрос: Недавно, вращая ручку радиоприемника, я случайно попал на какую-то англоязычную радиостанцию, передающую музыку в ныне популярном стиле «рэп». Язык был английский, причем неплохой английский, а слова какие-то странные, неанглийские и даже неевропейские: «Калашников»... «Хезболла»... «Хамас»... «джихад»... И мелодия явно жесткая, агрессивная, чем-то напоминающая фашистские марши 30-х годов. Как вы думаете -что это было?
Ответ: Скорее всего, вам удалось услышать диск очень популярного на Западе рэпера Мухаммада Камила Мустафы по прозвищу «аль-Ансари», живущего сейчас в Англии. Он - сын имама мечети в Финсбэри-парке Абу Хамзы аль-Масри, по слухам, тайного активиста «Аль-Каиды». «Аль-Ансари», несмотря на молодые годы, считается даже «отцом-основателем» нового направления в «рэпе», которое так и называется «джихадрэп». Недавно он создал группу «Львы пустыни». О чем он поет? О том, что хочет быть солдатом, взять в руки «калашников», участвовать в джихаде, защищать свою религию - самую «правильную» в мире...
Вопрос: И вот так запросто, абсолютно свободно поет, по сути, о терроре? Да еще в Лондоне, где, наверное, не забыли недавние теракты в автобусах, принесшие множество жертв? Я понимаю - на Западе свобода высказывать свои мнения священна, на
законном, так сказать, основании привлечь рэпера - адепта террора к ответственности нельзя. Но ведь есть еще формы выражения общественного протеста - можно, например, бойкотировать его концерты...
Ответ: Напротив, они пользуются огромной популярностью. Равно как концерты групп «Фан-дементаль» и «Блэкстоун» в Великобритании, «Медина» во Франции, «Зенки Флоу» в Нидерландах. Все они поют о терроре, джихаде, и очень многим это, представьте, нравится. Причем не только молодым людям из европейских мусульманских общин, но и коренным лондонцам, парижанам... Сейчас там в молодежной среде, знаете, мода на такую тематику, щекочущую нервы...
Вопрос: Интересы этой публики лежат в исключительно музыкальной сфере?
Ответ: Отнюдь нет. В западных странах действуют десятки молодежных объединений, сплачивающихся вокруг идей ислама. Причем, что показательно, с идеями этими они обычно знакомы крайне поверхностно и даже не могут объяснить, в чем их суть, не обладают даже базовыми знаниями по исламской религии. Все их призывы - это протест против войны в Ираке, поддержка иранской ядерной программы, защита чеченских сепаратистов. В том же Лондоне в последнее время приобрело известность молодежное движение под названием «Мусульманские ребята». Одна из его группировок действует на юге британской столицы и занимается почти исключительно криминальной деятельностью - от разбоя до торговли наркотиками. В ее состав входят в основном чернокожие молодые люди родом из Африки или Карибского региона. Они даже о необходимости воздавать хвалу Аллаху пять раз в сутки ничего не знают. Молятся, по их словам, два раза в день: когда идут «на дело» и когда возвращаются домой после совершения преступления. При этом не останавливаются перед угрозами, вовлекая в свои ряды новых членов. А два года назад даже казнили 24-летнего британца за то, что он отказался принять их веру.
Вопрос: «Мусульманские ребята» - это подпольная организация?
Ответ: Скорее полуподпольная, свою преступную деятельность члены этой и других похожих организаций, понятно, не афишируют. Но ходят по улицам со значками с изображением бен Ладена, в открытую просматривают в клубах «джихад-видео-
фильмы», устанавливают картинки с изображениями терактов в свои мобильные телефоны.
Вопрос: Каков, по вашему мнению, «типичный портрет» европейского исламского экстремиста?
Ответ: Это человек совсем молодой, либо среднего возраста, выходец из азиатской или африканской страны в первом или втором поколении, не нашедший себе достойного места в европейской среде. Есть и представители «среднего класса», для которых принадлежность к исламским экстремистским сообществам - это своеобразная «фронда», способ подчеркнуть свою мусульманскую идентичность, самоутвердиться или выразить протест против морали «общества потребления». Европейцы примыкают к таким движениям в силу растущего повсеместно интереса к исламу, хотя их обычно знакомят не с ортодоксальным, а с экстремистским исламом, и пропагандистские эскапады религиозных фундаменталистов они нередко легковерно принимают за чистую монету.
Вопрос: В чем причины популярности идеи исламского экстремизма на Западе? Вроде бы поводов для особых симпатий к нему нет, скорее наоборот?
Ответ: В широком плане - это отражение общего морального кризиса западного общества, особенно молодой его части. Налицо процесс распространения субкультуры, которая представляет собой сочетание нигилизма, культа силы и экстремизма, ведущий к отчуждению от остального общества. Этот кризис затронул в первую очередь молодежь из мусульманских районов - гетто европейских городов. В головах у этой публики вообще царит невообразимая «культурно-идеологическая мешанина». Они по-современному одеваются, ездят на приличных автомобилях, но вместе с тем употребляют алкоголь и наркотики, увлекаются гангстерскими фильмами, склонны к правонарушениям. В более конкретном контексте этот кризис - результат откровенно и широко распространенной дискриминации иммигрантов из азиатских и африканских стран в европейских городах по этническим мотивам, этнорасовых предубеждений у большинства так называемого «коренного населения». Вольная или невольная самоизоляция от коренного населения, жилищная сегрегация при незнании или недостаточном знании местного языка, дискриминация создают для них психологическое гетто и сильно сдерживают усвоение ими новых жизненных правил и представлений. В стремлении отомстить обществу, в котором для молодых людей не находится достойного места, они отвергают
принятые в нем мораль и нормы поведения, отказываются считать себя гражданами принимающей страны, прибегают к противоправным действиям, пополняют ряды криминальных групп. К исламу как к последнему прибежищу обращаются также «новые мусульмане» из представителей среднего класса, стремящиеся подчеркнуть свою «самость» часто лишь в знак протеста против их неприятия западным обществом, ради самоутверждения. Среди молодых людей отмечается возрождение интереса к религии, нередко в ее фундаменталистских и экстремистских формах. Поверхностное представление об исламе в молодежной среде позволяет различным радикальным исламистским силам использовать такие группировки в своих интересах, внедрять в них авторитетных, прошедших «горячие точки» моджахедов.
Вопрос: Если судить по сообщениям СМИ, различные проявления радикального исламизма в Европе - явление чисто «городское»; о каких-либо инцидентах на почве религиозного фанатизма в сельской местности почти не слышно. А ведь на сельскохозяйственных работах в странах Запада заняты тысячи выходцев из Африки и Азии. С чем это связано?
Ответ: Радикальный ислам в Европе долго распространялся почти исключительно в городской среде. Мусульмане-иммигранты обычно оседали в крупных и средних городах. Однако за последние несколько лет наметилась тенденция к перемещению радикальных исламистских структур в сельскую местность. Особенно это свойственно южноевропейским странам - Испании, Италии, а также Франции, где на сезонных сельскохозяйственных работах заняты выходцы из Северной Африки. Здесь в сельских районах создаются молельные дома, проповеди в которых нередко читают радикальные имамы. Пользуясь тем, что на периферии мало мечетей и минимален контроль со стороны малочисленных отрядов полиции, исламские экстремисты активизируют здесь свою деятельность. Недавно французские власти раскрыли в Тулузе исламистскую сеть, занимающуюся переправкой добровольцев в Ирак. Она была связана с сирийцем, живущим в селении Артигат. Его община жила изолированно, следовала строгим предписаниям шариата. Некоторые мусульмане Тулузы привозили в Артигат молодых людей, чтобы они провели какую-то часть времени в среде «чистого ислама». В июле 2007 г. в Италии была проведена спецоперация под названием «Хамам», в ходе которой были арестованы Мустафа аль-Курчи - имам мечети в одной из небольших деревень
около Перуджи, и Мухаммад аль-Абси - имам мечети в деревне Пьер Антонио. Аль-Курчи обучал своих сторонников тактике ведения боевых действий в условиях городской местности. Все необходимые методические материалы члены ячейки получали из Интернета. Затем на различных форумах Всемирной сети проходили обсуждения тех или иных приемов ведения боевых действий. После этого их отрабатывали на тренировочной базе, расположенной около мечети. При обыске на квартире аль-Курчи было обнаружено около 60 различных химических компонентов для производства взрывчатых веществ. Кстати, практически все они находились в открытой продаже, т. е. были вполне доступными.
Вопрос: Недавно в центре Европы, на Балканах, появилось новое государство «исламской ориентации» - Республика Косово. И хотя она признана далеко не всеми странами мира (в частности, не признана Россией) с этим фактом нельзя не считаться. Играли ли какую-то роль в событиях на Балканах мусульманские экстремисты? Следует ли опасаться появления нового центра исламизма, в том числе радикального, в непосредственной близости от многих европейских стран?
Ответ: Да, такая опасность существует. Так, молодежь Боснии явно симпатизирует иностранным добровольцам, принимавшим участие в боевых действиях на стороне мусульман в начале 90-х годов и затем решившим остаться в стране. В нестоящее время 15 тыс. бывших добровольцев из мусульманских стран, прибывших поддержать своих братьев по вере в борьбе против сербов, получили гражданство и постоянно проживают в стране. Многие из них являются представителями так называемого «движения арабских афганцев». Власти Боснии заявляют, что мусульманская община не смогла на протяжении полутора десятка лет противопоставить что-либо радикальной исламистской идеологии, которую принесли с собой иностранные моджахеды. Особенно они активизировали вербовочную работу после вторжения США в Афганистан и Ирак. В 2007 г. в некоторых районах страны радикалы от ислама стали оказывать давление на имамов мечетей, отказывающихся принять их идеологию. По данным спецслужб страны, деятельность радикалов в Боснии финансируется из стран Западной Европы. В частности, по свидетельству верховного муфтия Боснии Мустафы Че-рича, таким центром стала Австрия. Он попросил власти ряда европейских стран принять меры по нейтрализации центров по поддержке радикалов в Боснии. Властями была назначена специальная
комиссия по изучению этой группы мигрантов. В ходе расследования у 620 человек были обнаружены фальшивые документы, многие разыскиваются у себя на родине за совершенные преступления. Ставится вопрос о депортации их на родину. В частности, власти намерены выдворить тунисца Камала бин Али (Абу Хамза), организатора выступлений против умеренных мусульман страны. Боснийское гражданство он получил во время войны, когда был полевым командиром моджахедов, потом женился на боснийке. По данным спецслужб, Абу Хамза вместе с 20 моджахедами из радикальной египетской группировки «аль-Джамаа аль-Исламийя» приехал в город Зеницу в 1992 г. Жил в Боснии, используя семь имен, по фальшивым египетским и йеменским документам. Известно, что в Тунисе он заочно приговорен к 13-летнему заключению. Некоторые члены его группы уже сидят в тюрьмах Боснии за различные преступления. Абу Хамза был связан с радикальным имамом Зеницы Ю. Баршичем, после смерти которого занял его место и начал проповедовать радикальные исламистские идеи. Баршич неоднократно открыто говорил, что его деятельность финансируется радикальной группировкой, находящейся в Вене. Другой гражданин Австрии, Н. Имамович, основал в боснийской деревне Горния Маочя радикальную исламистскую общину. В октябре 2007 г. при попытке теракта был арестован босниец Асим Цей-ванович. На его квартире было обнаружено 2 кг взрывчатых веществ. Цейванович был связан с другим исламистом, М. Джуджи-чем, основным организатором теракта. В свою очередь, Джуджич был знаком с упоминавшимся ранее Ю. Баршичем.
Еще одна тенденция - активизация радикальных исламистских группировок в странах Восточной Европы, особенно в тех, которые недавно вошли в Евросоюз или скоро станут его членами. Эти страны привлекают экстремистов тем, что их спецслужбы не имеют серьезного опыта противодействия деятельности радикальных исламистских группировок. Там есть черный рынок оружия и поддельных документов, а также возможность перемещаться в другие страны Евросоюза, высок уровень коррупции, что обеспечивает радикалам от ислама большую свободу действий.
Вопрос: Перейдем теперь к Америке. Есть ли там люди и организации, исповедующие радикальный исламизм? Ведь после событий 11 сентября 2001 г. перед ними вроде бы поставлены такие заслоны и сети - ни одна «исламская муха» не пролетит?
Ответ: Один из ключевых деятелей современного исламистского движения - Адам Гадан, по прозвищу Аззам аль-Амрики. Он американец, ему около 30 лет. Аль-Амрики регулярно выступает с обращениями, ориентированными на англоязычную аудиторию. Эксперты называют его англоязычным рупором «Аль-Каиды» и бен Ладена. Обращаясь к администрации Белого дома и широкой американской общественности, он призывает вывести солдат, военных советников и инструкторов из мусульманских стран - «от Афганистана до Занзибара». «До тех пор пока на территории мусульман будет оставаться хотя бы один американский шпион или солдат, у нас будет оправдание для продолжения оборонительного джихада против вашей нации и народа». Кроме того, Аззам аль-Амрики призывает США «...прекратить военную, политическую, экономическую помощь 56 вероотступническим режимам мусульманского мира и передать их судьбы в руки воинов ислама. Если это не будет выполнено, то для нас этого будет достаточно для продолжения борьбы и убийств американцев». Он требует от Запада не вмешиваться в образовательные школьные и информационные программы исламского мира, запретить все радио- и телетрансляции, которые порочат ислам, мораль и ценности мусульман. В числе требований аль-Амрики - освобождение мусульманских заключенных из тюрем и лагерей, невмешательство в создание истинно исламского государства, призванного объединить мусульман всего мира. Невыполнение этих условий, по словам Аззама аль-Амрики, станет основанием для применения «живых бомб» и совершения терактов против граждан США и других западных стран. Таким образом, он акцентирует внимание на том, что действия всемирного движения джихада станут прежде всего ответом на политику, проводимую странами Запада в отношении мусульман. Аль-Амрики ратует за проведение антивоенных демонстраций, митингов, маршей протеста, считает, что это окажет давление на правительства, которые должны вывести свои войска с территорий мусульманских стран. В противном случае граждане Запада становятся «законной» мишенью для совершения терактов.
Вопрос: По сообщениям американских газет недавно на одном из радикальных сайтов появилась публикация о так называемой «стратегии одинокого волка». Что это за «волки» такие, откуда они взялись, и какова «стратегия»?
Ответ: Анонимный автор той самой статьи на сайте утверждает, что «одинокие волки» «Аль-Каиды» лишают агентов
ФБР сна и покоя. Он говорит о членах ячеек, «бродящих по улицам западных городов». По его мнению, именно такие одиночки больше всего беспокоят ФБР: «Любому известно, что тот, кто отлично подготовлен, профессионален и опытен, может свободно перемещаться с наименьшим риском быть задержанным спецслужбами. Действительно, провал одного повлечет за собой разгром всей ячейки. Одинокий же волк никогда не будет беспокоиться о том, что его предадут». Автор перечисляет, что может способствовать выживаемости моджахеда, если он находится в США. Во-первых, великолепное знание разговорного языка, уличного жаргона. Во-вторых, внешность, которая никогда не должна выдать в нем принадлежность к арабскому или вообще мусульманскому миру. В-третьих, желательно знание испанского языка, так как араб легко может выдать себя за латиноамериканца. Рекомендуется использовать иностранное имя. Автор также советует приобрести фальшивые документы непосредственно в США, где, по его словам, они дешевые и высокого качества. Они понадобятся для приобретения оружия, приборов ночного видения и т.д. В-четвертых, «одинокому волку» следует жить не среди «белых», а селиться в «черных» кварталах. Однако, предупреждает автор статьи, эти районы «кишат» наркодилерами, и, соответственно, возрастает риск быть задержанным во время рейдов, проводимых спецслужбами. В-пятых, обязательно отличное владение компьютером и Интернетом, а также навыками их безопасной эксплуатации. В-шестых, необходимо умение обнаружить наблюдение спецслужб и уйти от него. В-седьмых, пользоваться оружием американского производства, изготовлять пояса смертников, а также взрывные устройства для последующей установки их в автомобилях.
Вопрос: Исламские экстремисты не раз заявляли о намерении использовать против США оружие массового поражения (ОМП). Насколько велик риск такого развития событий? Может ли такое оружие оказаться в руках террористов?
Ответ: О таких намерениях неоднократно заявлял известный идеолог всемирного радикального ислама Абу Мусаб ас-Сури. В январе 2005 г. он опубликовал трактат под названием «Призыв к всемирному исламскому сопротивлению». В нем он заявил, что если бы ему пришлось инструктировать участников теракта 11 сентября, он посоветовал бы им взять на борт самолета оружие массового поражения. Он утверждает, что применение ОМП против США остается сложной, но выполнимой задачей. По мнению ас-
Сури, уничтожение США возможно путем проведения так называемых стратегических операций с использованием ОМП - ядерного, химического или биологического. «Моджахеды должны получить это оружие любым путем, сотрудничая с кем угодно, у кого оно уже есть».
Вопрос: Есть ли среди коренных американцев искренние сторонники радикальных исламистов - люди, разделяющие политические убеждения последних и готовые действовать теми же бесчеловечными методами, что и они?
Ответ: Число радикальных исламистов в США в последнее время растет. Некоторые граждане страны принимают участие в боевых действиях на стороне исламистов в различных «горячих точках» и впоследствии могут быть использованы для совершения терактов в США. В недавнем интервью «Аль-Джазире» один из лидеров сомалийского «Союза исламских судов» Шейх Хасан аль-Харси заявил, что среди его моджахедов есть и американцы. Так, Махмуд Фарук Брент (Махмуд аль-Мутаззим) из штата Огайо прошел подготовку в военно-тренировочном лагере радикальной пакистанской исламистской группировки «Лашкаре Тойба». Затем вернулся в Балтимор, где и был арестован в августе 2005 г. Он был связан с Тариком Шахом, который снабжал всем необходимым исламистов военно-тренировочного лагеря, расположенного в одном из горных районов США. В радикальную исламистскую ячейку входил также Сейфулла Чапман, бывший морской пехотинец, позднее приговоренный к 65 годам тюремного заключения. В ходе следствия ФБР удалось выяснить, что в США действует несколько групп, члены которых были подготовлены в Пакистане. Одной из них - «Группой джихада в Вирджинии», в которую входили 11 человек, руководил Али ат-Тамими, сын юриста иракского посольства. Известно, что, когда ему было 15 лет, его семья переехала в одну из стран Персидского залива, где он впервые проявил интерес к исламу. После возвращения в США защитил диссертацию по биологии. Кроме того, он преподавал ислам, активно сотрудничал с «Исламской ассамблеей Северной Америки». Группировка финансировалась одной из стран Персидского залива. В ее задачи входила пропаганда салафитской версии ислама. Пригодились связи Ат-Тамими в студенческой среде, где он вербовал своих сторонников, практически открыто проповедовал радикальные исламистские идеи, призывал к уничтожению американских военных. Ат-Тамими поддерживал контакты с радикальным египетским идеологом Абд
ар-Рахманом Абд аль-Халидом и переводил его работы на английский язык. Члены его группировки прошли подготовку на военно-тренировочных базах исламистов в Пакистане. В будущем их предполагалось использовать для совершения терактов на территории США.
Вопрос: Говорят, что радикальные исламистские организации безнаказанно действуют во многих американских университетах...
Ответ: Как сообщает сайт «Кампус уотч», руководимый известным политологом Дэниэлом Пайпсом, исламистские организации действительно пытаются усилить свое влияние в университетах США. Они используют порядок, принятый в американских университетах, когда подбор учебных дисциплин напрямую зависит от спонсорских денег. Многочисленные «благотворительные фонды», базирующиеся в странах Персидского залива, переводят средства для финансирования курсов исламоведения в американских университетах. После этого местные мусульманские общины направляют в университет своих активистов, исполняющих на занятиях роль своего рода «контролеров политкорректности». Если кто-либо из преподавателей допускает критическое осмысление исламских норм, они немедленно поднимают скандал и срывают занятия. Затем исламские активисты предупреждают университетское начальство, что спонсор прекратит финансирование, если такой-то профессор не изменит своих взглядов или не будет уволен. В результате «курсы исламоведения» в американских университетах постепенно превращаются в арену антиамериканской и антисемитской пропаганды. С конца 80-х годов в США проявляет активность радикальная группировка «Хизб ут-Тахрир» (Партия освобождения). Ее руководителями являются палестинцы Ияд Хилали и Мухаммад Малкави, программист из Чикаго. Длительный период времени у себя на родине они были членами этой организации. В своей работе они придерживаются режима жесткой конспирации. Например, членам группировки запрещается произносить название организации. Новое поколение американских последователей «Партии освобождения» продает через интернет-магазины обувь, одежду с ее символикой. Пропаганда осуществляется через различные интернет-чаты. Таким образом, рассматривая Вашингтон в качестве врага № 1, исламисты стремятся перенести военные действия на территорию самих Соединенных Штатов. При этом они делают ставку как на группировки, действующие автономно, так и на
отдельных моджахедов, так называемых «одиноких волков», способных в рамках общей стратегии борьбы «Аль-Каи-ды» совершить теракты в США, не получая прямого приказа от кого-либо. Следует признать, что как в Европе, так и в США есть почва для появления такой категории радикалов. Вероятна также попытка применения ими ОМП любого типа. Но вероятность такого развития событий крайне мала. Человечество постепенно училось и продолжает учиться оказывать сопротивление террористам и экстремистам. И повторения 11 сентября 2001 г., скорее всего, не будет.
Беседу вел Н. Петров
«Азия и Африка сегодня», М., 2008 г., № 8, с. 50-53.