Научная статья на тему '«Исламизированное» шаманство карачаевцев (анализ интервью карачаевской интеллигенции)'

«Исламизированное» шаманство карачаевцев (анализ интервью карачаевской интеллигенции) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
910
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ШАМАНСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ОБРЯД / RITE / КАРАЧАЕВЦЫ / MOSLEM NOTIONS / SHAMANISM NOTIONS / KARACHAI

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Идиатуллов Азат Корбангалиевич

В статье представлены разнообразные формы шаманских ритуалов карачаевцев, выявлены основные магические понятия. Автор приходит к выводу, что шаманство карачаевцев опосредовано в основном мусульманскими представлениями и атрибутами, в ходе магических обрядов нередко читается мусульманская молитва, магические действия могут восприниматься как исламские.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KARACHAI ‘ISLAMIZED’ SHAMANISM (INTERVIEW ANALYSIS OF KARACHAI INTELLIGENTSIA)

The article covers different types of Karachai shamanism rituals and principal magic notions. The author concludes that Karachai shamanism is mainly determined by Moslem notions and features. Magic rites are often accompanied by Moslem prayers. Magic performance can be interpreted as Islamic.

Текст научной работы на тему ««Исламизированное» шаманство карачаевцев (анализ интервью карачаевской интеллигенции)»

КУЛЬТУРА

EHEflEH

ЭТНОЛОГИЯ

© 2014

А. К. Идиатуллов

«ИСЛАМИЗИРОВАННОЕ» ШАМАНСТВО КАРАЧАЕВЦЕВ (АНАЛИЗ ИНТЕРВЬЮ КАРАЧАЕВСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ)

В статье представлены разнообразные формы шаманских ритуалов карачаевцев, выявлены основные магические понятия. Автор приходит к выводу, что шаманство карачаевцев опосредовано в основном мусульманскими представлениями и атрибутами, в ходе магических обрядов нередко читается мусульманская молитва, магические действия могут восприниматься как исламские.

Ключевые слова: мусульманские представления, шаманские представления, обряд, карачаевцы

Территория России включает в себя несколько историко-культурных регионов, в которых процесс адаптации ислама к местным условиям у народов, принявших мусульманство, происходил не одновременно и под воздействием различных внутренних и внешних факторов. Сближение и сращивание «нормативного» ислама с духовным субстратом самобытных культур местных народов и этнических групп привели к появлению специфических черт его функционирования и формированию региональных форм бытования. Предметом исследования данной статьи как раз является одна из таких форм — «исламизированное» шаманство карачаевцев.

Карачаевцы — один из самых многочиленных тюркских народов России, традиционно исповедующих ислам, после татар, башкир, казахов, азербайджанцев, кумыков и узбеков. На протяжении XX в. в духовной жизни этого этноса происходили глобальные изменения как в результате естественно-исторических процессов, связанных с переменами в этноконфессиональной идентичности, так и под воздействием идеологического пресса, когда всякие проявления религиозности сурово пресекались на разных уровнях организации общества (школа, государственный аппарат). Все это порождает потребность в обращении к историческому опыту взаимодействия ислама с язычеством, что особенно важно в плане осмысления современных реалий и факторов, определяющих перспективы развития духовной культуры мусульманских народов России. Изучение данной проблемы,

Идиатуллов Азат Корбангалиевич — кандидат исторических наук, доцент кафедры географии Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова. E-mail: AzKoIdiat@yandex.ru

являющейся частью более глобальной темы религиозного синкретизма, способствует также выяснению особенностей взаимовлияния народного и мусульманского мировоззрения в контексте тюркской культуры. В основу данной статьи легли полевые материалы автора, собранные в 2013 г. в Карачаевске.

Теоретический подход, на который мы опираемся в статье, исходит из сложного единства традиционной тюркской и мусульманской культур, а также стремится изучить весь возможный спектр факторов, благодаря которому такое единство возможно. Весьма часто конгломерат тюркского и мусульманского именуется «народным исламом», под которым понимают комплекс представлений, обрядов и культов, нередко разнородных. В этой связи наш подход вполне можно назвать системным, а также структурно-функциональным, так как одной из своих задач он ставит объяснение значений и смыслов каждого элемента системы религиозного мировоззрения.

Наибольшего успеха этот подход достиг при исследовании представлений и обрядов тюрков-мусульман Казахстана и Средней Азии. Его применение во многом стало возможным благодаря наличию в вышеназванных регионах сложного синкретичного исламского «культа святых», который сам требовал системного рассмотрения. Помимо «культа святых» и покровителей к самым распространенным формам «народного ислама» как в Туркестане, так и на Кавказе и в Поволжье следует также отнести своеобразное соотношение ислама с домусульманскими реликтами — «исламизированное» шаманство1.

Что касается наиболее общих мотивов домусульманского мировоззрения карачаевцев, то здесь, по всей видимости, надо отметить дуализм духов, «борьбу доброго и злого начала, света с тьмою, наземных богатырей с подземными, Нартов с Емегенами»2. Согласно балкаро-карачаевским сказаниям, сотворение мира Нартов связано с деятельностью богов — Тейри Земли, Тейри Солнца и Тейри Неба, которые принимают самое активное участие в судьбе нартских героев3. Сердце и кровь Дебета из огня, он понимает язык огня, камней, зверей и птиц, прекрасная Сатанай — чародейка и провидица; Карашауаю подвластна стихия холода, он и его богатырский конь Гемуда могут менять облик4. Враждебные существа нартов — эмигены, алмосту, агач киши, сарауеками, желмауузами.

Языческие представления карачаевцев упоминаются и позднее в XIX в., несмотря на то что к тому времени ислам окончательно утвердился в качестве официальной религии. Например, в сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа говорится о том, что в Хурзуке на кладбище среди сплошной группы древних каменных курганов стоит единственное чрезвычайно старое дерево — сосна, считающееся священным, а потому никто не осмелится к нему прикоснуться или сломать ветвь — иначе ослепнет. «По рассказам, дерево это в темные ночи бывает озарено каким-то таинственным светом, а иглы его бросают от себя яркие красноватые искры. Явление это, говорят, предвещает хорошую погоду и внушает суеверный страх не только в сердца баб, но и мужественных джигитов. Карачаевцы думают, что в курганах погребены какие-то необыкновенные

1 Чвырь 2006, 6.

2 Дьячкова-Тарасова 1900, 107.

3 Миллионщикова 1996, 94.

4 Миллионщикова 1996, 95.

люди, богатыри древности, воевавшие чуть ли не с силами небесными. Камни, по мнению суеверных старух, натасканы на могилы этих людей не людьми, а шайтанами, дьяволами, энегенами, которые и по днесь охраняют эти бесчисленные могилы. Когда в Карачае долго нет дождя, местные суеверы тайно отправляются на древние могилы и разворачивают камни, бросая их в стороны от кургана: эме-гевы сердятся и посылают в Карачай грозу и дождь. Когда же дождь становится уже излишним и вредным, то тоже суеверы снова идут на могилы и собирают разбросанные ими камни, укладывая их на прежнее место: дождь прекращается».5

Подобная сохранность языческих пережитков у карачаевцев объяснялась рядом исследователей тем, что мусульманское духовенство оказалось достаточно гибким: «освятило» и использовало многие обычаи и обряды, сложившиеся в до-мусульманский период6.

На современном этапе у изучаемого этноса самыми распространенными до-мусульманскими (шаманскими) понятиями являются «хынэ» (порча-приворот), «кюз тиген» (сглаз), «китап ашхан» (гадание по книге или открытие книги судьбы), «таш салган» (гадание по камням). Что касается служителей культа, то наибольшее распространение в современном Карачае имеет «бельгеч» (провидец), владеющий даром предвидения безо всяких атрибутов (книг, камней и проч.). В качестве возможного объяснения одаренности «белгеча», весьма показательно следующее мнение мужчины (42 года): «У таких людей есть на услужении джинны, которые могут перемещаться в пространстве по велению хозяина. Есть люди, к которым обращались во время Великой Отечественной войны, чтобы узнать судьбу родственника. Как говорят, предвидение бельгеча всегда сбывалось»7. Иными словами, не сам бельгеч имеет возможность узнавать судьбу, предсказывать и предугадывать события, но для этого он заключает некий договор с джиннами.

В магическую силу белгечей верят даже весьма религиозные по исламским канонам люди. В частности, карачаевка (80 лет), зная о мусульманском запрете гаданий, все же призналась в свой вере в них: «Фатима — дочь пророка, гадала. Муж уходит на войну — она гадает. Благодаря гаданию она знала, что он придет, и потому заранее готовила горячую пищу. «Как же она успевает вовремя тепленькое, хорошее приготовить», — заподозрил ее муж. Однажды он подкараулил ее и увидел, как она занимается гаданием, и не вошел к ней в дом. С тех пор нельзя верить в гадания. А я верю, многие точно говорят. У меня случай был. Моя родственница не хотела выходить замуж, но ее насильно отправили с женихом в Москву. Немного времени спустя она прогнала жениха. Давай пойдем к Мухаммаду, пусть откроет «китап», решили родственники. Клянусь, с этих пор я боюсь Мухаммада. Он ее не видел, он ее не знает. Когда стал он рассказывать о родственнице, то стал сравнивать лицо ее с лошадью, и точно: у нее лицо продолговатое, волосы светлые. При этом лицо у него [Мухаммада] такое бордовое стало, сразу я поняла, что-то будет. Когда уходили, хотели дать деньги, не берет. «В Коране не написано, чтобы брать за это деньги», — он говорит. Ему верю, к другим не хожу »8.

5 Тепцов 1892, 107-108.

6 Шаманов 1977, 272.

7 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, г. Карачаевск, мужчина (42 года).

8 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, г. Карачаевск, женщина (80 лет).

В интервью одной из женщин присутствуют явные противоречия о значении белгече в духовной жизни карачаевского народа. С одной стороны, она отмечает, что при обращении к провидцам карачаевцы говорят: «Мин белгичке бардэм (Я ходил к провидцу)». С другой стороны, ей же подчеркивается, что ходят к «белгече» тайно, не афишируя. То же противоречие наблюдается и в семье женщины. С ее слов, семья не пользуется услугами провидцев. При этом перед свадьбой сестры родственники жениха «ходили к прорицателю, и он сказал, что сестра станет членом семьи и у нее будет два сына»9.

Такое противоречие, по всей видимости, свидетельствует о неоднозначном отношении части карачаевцев к вышеназванной разновидности служителей культа, что можно объяснить влиянием ислама, в котором обращение к колдунам, магам, провидцам, мягко говоря, не приветствуется.

Присутствует также некоторая неопределенность в ответах, касающихся выполняемых функций карачаевских магов. Признается, например, существование универсалов, которые выполняют самые разнообразные магические практики (гадание, предвидение и лечение), но есть при этом и специализирующиеся служителя культа. Многообразие представителей «исламизированного» шаманства отмечается еще одной карачаевкой (33 года): «Маги есть, в каждом районе — личность, за которой признаются магические способности. С помощью ритуалов могут воздействовать на судьбу, на удачу. Есть люди со способностями ясновидения. Есть те, которых считают шаманами. Есть те, которые гадают на кофейной гуще. Есть те, которые, исповедуя ислам, на основе Корана и Сунны излечивают людей»10.

Гадание на картах, на камнях и по книге столь распространено в Карачае, что о нем наслышаны даже те представители карачаевского народа, которые в магию не верят: «Не очень верю в магию. Вернее, даже совру, возил сестру к гадалке и ради интереса зашел сам с другом, впечатление было, что это полная профанация. Гадала карачаевка. Использовала карты. При этом все сопровождалось отчасти исламской риторикой, отчасти карачаевской»11.

У одной из женщин, которая сама владеет навыком гадания по камням, мы узнали, что в ее семье многие женщины владели этим даром: «Я на камушках гадаю, научилась от бабушки папиной, она очень хорошо гадала. Мама хорошо гадала, свекруха хороша гадала. Косточки от вишни, фасоль для этого можно использовать». Однажды она помогла таким образом найти своей родственнице колечко. «Сидишь на нем,» — сказала она ей. И точно, родственница нашла колечко на диване12.

Весьма распространены в Карачае представления о порче и сглазе: «Отец дружил с другой женщиной, и якобы она навела порчу. У нас называется порча «хынэ». Также есть сглаз — «кюз тиген» — страшнее, чем порча. «Кюз тиген» связано с тем, что есть люди с плохой аурой, которые как вампиры воздействуют на человека. И на меня воздействуют. Одна женщина посоветовала, чтобы не приносили вреда такие люди, положить в стол осиновую палочку, желательно носить темные очки от солнца. У меня такой защиты нет в организме»13.

9 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, г. Карачаевск, женщина (49 лет).

10 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, г. Карачаевск, женщина (33 года).

11 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, г. Карачаевск, мужчина (37 лет).

12 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, г. Карачаевск, женщина (80 лет).

13 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, г. Карачаевск, женщина (53 года).

Карачаевский термин, обозначающий порчу, «хынэ», весьма созвучен с понятием сглаза «кинна» у узбеков Хорезма, что свидетельствует о довольно древнем происхождении этого понятия: «Вера в губительное действие сглаза кинна занимает в хорезмских верованиях очень важное место <.. .> иногда даже в той среде, которая к религии относится весьма равнодушно.»14.

По всей видимости, в Карачае есть специальные люди, которые занимаются наведением порчи: «У нас были люди, которые занимались порчей, их убили. Это было пять лет назад. Одного убили в Шахтинске. Две женщины в Осетиновке, Кумыше. Из тех же, кто излечивают, — больше мошенников. Привязывают к себе, ходишь»15.

Для порчи — «хынэ», — по мнению части интервьюируемых, используются у карачаевцев волосы: «Если нашли волосы, значит, навели порчу. Лечат порчу, читая Коран. Маги популярны, пара карачаевцев в больших городах успешные. Здесь если ходят, то к старушкам (универсальным магам). В основном говорят «таш салдрып килем» (погадаю на камнях)»16.

Признак порчи — появление во время обряда очищения зевания и обильного слезоотделения. Говорят, от степени порчи («хынэ») зависит состояние больного: «Если у него «зарары бар» (есть порча), то будет отрыжка, начинается рвота, тяжесть. Я видела, как слезы появляются, зевает такой человек»17. Зевание возникает, судя по рассказам карачаевцев, не только во время обряда очищения, но и зачастую символизирует общий контакт со сверхъестественными силами и способностями служителя культа: «Приехали к знахарке Соне, которая по национальности черкешенка. Давайте все смеяться. Зашли во двор, я начала зевать сильно, мои подружки смеются. Знахарка нас не видит. Тут вышла женщина и говорит: «Соня просила передать: те, кто пришли с ограблением, можете быть свободны, я им ничего не скажу». Мы замерли. Выяснилось, что она знает вора, но в страхе за свою семью, она поклялась на Коране не выдавать грабителя. Был такой опыт. Она нас вычислила»18.

Нередко понятием «хынэ» обозначают и любовную (приворотную) магию: 1) «В Кумыше был колдун альбинос, влюбился в девушку, сделал приворот, но приворот съела корова и стала за ним бегать»; 2) «Я сама лично видела. Мужчина связался с одной татаркой. Говорят, она приворотила — «хынэ». У них дети»; 3) «Сколько таких случаев, когда время приворота заканчивается — люди расходятся»19.

Порчу и сглаз лечат в основном с помощью чтения сур из Корана: «Я неверующая, в больнице лежала, болеешь. Сил никаких. Вылечили Кораном. Читают по очереди два человека, три раза, перекрестно»20. Распространен также обряд «тюкергенски», аналог татарского «эшкрю», когда произнесенная мусульманская молитва сопровождается ритуальным оплевыванием-очищением. В качестве мусульманского обряда-очищения от порчи и болезней, как возможной альтернати-

14 Снесарев 1969, 35.

15 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, г. Карачаевск, женщина (53 года).

16 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, г. Карачаевск, женщина (49 лет).

17 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, г. Карачаевск.

18 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, г. Карачаевск.

19 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, г. Карачаевск.

20 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, г. Карачаевск.

вы молитве, в Карачае также распространено использование воды, над которой читали аяты21. Последний способ также является самым массовым среди татар Среднего Поволжья22. В интервью упоминалось также лечение с помощью текстов Корана, написанных с помощью «зикерле»23. Часто такой способ в лечебных целях применяется у узбеков Хорезма24 и у татар-мишарей Ульяновской области25.

Однако в качестве защиты от порчи и сглаза используют также далеко не мусульманские средства, такие как красную ткань и кровь барашка: «От сглаза читать молитву надо. Глазливые люди есть. Легче всех поддаются сглазу дети. У меня была сестра, которая в девятимесячном возрасте от сглаза умерла. Водили ее фотографироваться, русский мужчина удивленно сказал: «Что за ребенок». Она зачахла. Врач сказал — «орус кюзь тигян» (русский сглазил), так как христианский сглаз — самый страшный сглаз. Чтобы защититься от сглаза, нужно красное одевать. Должно быть что-то красное в одежде: тряпочка, соска. Лоб детей можно смазать черной золой или кровью барашка»26.

Отмечены случаи, когда для излечения детей обращаются к православным бабкам: «Найдите и приведите [знахаря]. Младенческие болезни мы, мусульмане, несем к бабке-христианке. Моя мама лечила людей. Знахарки своих родственников излечивать не могут (дочь, сына). Передать родственникам не может. Эстафеты нет. В семье кто-то Богом одаренный бывает, а так не все. В обществе есть признанные знахари»27.

Для защиты от сглаза карачаевцы нередко используют боярышник — «джа-бышмак». Вот один из рассказов о волшебной силе боярышника: «Когда советскую власть устанавливали, шли из Учкулана трое мужчин. Видят, пашут быки, да так красиво, как тарпаны. Один из мужчин говорит: «Хотите, остановлю быков». «Давай», — отвечают. Один бык свалился, другой нет. «Не могу его свалить», — отвечает мужчина. «Ты голову морочишь нам», — отвечают ему друзья. — «Если от боярышника есть хотя бы кусочек на теле у быка, не свалить его»28.

Еще один отчасти магический интересный пласт в духовной жизни карачаевского народа — всевозможные сновидческие практики. Надо сказать, что за время пребывания в Карачае мы получили представление о трех типах сновидческих интерпретаций. Первый тип связан с осознанием снов как помощи или новостей от близких, уже умерших, родственников.

Женщина: «Когда у меня умерла мама, отцу приснился сон, в результате которого мы даже картину нарисовали, во сне как будто мама показывала, где она находится. Он у меня вообще сны не видит, не запоминает их. Он запомнил сон настолько ярко, что человек, умеющий нарисовать, восстановил. Это тот самый рай. Лужайка, цветы, водоем. В тот момент мы подумали, что это такое послание нам, как будто рай есть. Насколько это правда, я не могу сказать. Я хочу верить,

21 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, r. Карачаевск.

22 Идиатуллов 2013, 34.

23 Шафрана.

24 Снесарев 1969, 37.

25 Идиатуллов 2010, 83-84.

26 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, r. Карачаевск.

27 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, r. Карачаевск.

28 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, г. Карачаевск, женщина (80 лет).

что моя мама в раю. А так я не знаю. Не могу сказать, насколько вера в сны — карачаевская традиция»29.

Женщина (53 года): «Во сне иногда часто снится: душа мамы приходит, душа брата приходит. Я его не вижу во сне. Он говорит: «Я как бы умер, но я живой. Не думай, что мы тебя не видим». Когда защищала кандидатскую, приходила ко мне душа брата. После смерти душа уходит в другой мир. В трудные минуты приходит, как бы подсказывает, что мне здесь выход будет, надо быть осторожной. Значит, что-то есть. А взять и отрицать тоже не могу»30.

Мужчина (37 лет): «После смерти человека душа никуда она не девается, просто остается в каком-то пространстве, особо влиять не может на людей, но, скажем так, все-таки в исключительных случаях какую-то подсказку дает или может дать. В виде помощи. Бывает, часто люди в возрасте удивительным образом видят либо во сне или им что-то представляется, к этому можно относиться по-разному, даже с материалистической точки зрения подойти, но в итоге какие-то параллели, не из области мистики, но что-то такое происходит. Подсказки, помощь»31.

Второй тип интерпретаций — гадание по снам: «Верю в сны. Я уже разбираюсь в этом. Вижу во сне покойника — обязательно заберет кого-то. Если плачет покойник — радость принесет такой сон. Без гармошки танцую, пою — к смерти дальних родственников; если вижу гармошку, под которую танцую, — к смерти близких. Когда копаешь землю — нехорошо. Если проросшие семена видишь — к прибыли. Когда покойник приходит — что-то даешь — значит, кого-то провожаешь. Если обнимает покойник — что-то хорошее. 80 лет на свете живешь, начнешь разбираться»32.

Мужчина (42 года): «По снам гадают, говорят. Меньше связывают сны с исламом. Старые женщины обычно видят во сне покойников, кровь и т.п. На бытовом уровне верят в сны. Четкого института нет»33.

Наконец, третий тип интерпретаций связан с представлениями о рае, ангелах, о соответствии жизни человека основам ислама: «Я снам верю. В 1956 г. в Казахстане34 говорили, что «ахыр-заман» (конец света) придет ливнем. Бабушки каждый день Коран читали. И вот ветер, рев — решили, идет конец света. Прибежали мы к бабушкам и говорим: «Ахыр-заман начинается!». Они нам говорят: «Идите, читайте то, что знаете». Читали, читали все молитвы. Ночью мне снится сон. Комнатка, а в комнате такой сильный шум, я такого шума никогда не слышала, из-под земли. Так испугалась, только бы не трогали мою голову. Я встаю, вижу — там сидит кто-то, не могу запомнить лица, оттуда светит как лампочка, вся в белое одетая женщина, как сейчас молодые одеваются, по-арабски. Я тогда не могла знать, как одеваются арабы. Поворачиваюсь в другую сторону, плетеные ворота, туда не доберусь. От Бога прошу, две подружки у меня тогда умерли, дай мне хоть немного жизни, сзади говорят: «Сейчас ты не умрешь. У тебя волосы открыты, твои мюлекле (ангелы), которые должны были судить тебя, ушли». Плетеная дорожка открылась, на левой стороне я вижу небо с землей вместе — такие

29 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, г. Карачаевск.

30 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, г. Карачаевск, женщина (53 года).

31 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, г. Карачаевск, мужчина (37 лет).

32 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, г. Карачаевск, женщина (80 лет).

33 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, г. Карачаевск, мужчина (42 года).

34 В 1943 г. карачаевцы были департированы в Казахстан и Среднюю Азию.

яркие цвета, цветы совершают единовременные поклоны, словно делают намаз, не в мою сторону. Я не дошла. Утром по Корану гадала мне женщина. Я ревела — шум не мог пройти. «Ты свой «ахират», рай видела, — мне говорит. — Теперь не греши. Не открывай волосы». Сейчас людей, которые одеваются по-арабски, осуждают. Гнях (грех) на себя берут, ангелов видела таких»35.

Итак, «исламизированное» шаманство карачаевцев опосредовано в основном мусульманскими представлениями (о рае и аде), атрибутами (Коран) и понятиями (джинны), в ходе шаманских обрядов нередко читается мусульманская молитва, магические действия могут восприниматься как исламские. При этом есть культы чисто языческие, откровенно противопоставляемые исламу (порча, сглаз), а также такие обряды, в которые вплетаются и элементы иных религиозных систем (обращение к православным бабкам, использование оккультного понятия ауры в качестве объяснения сглаза). В центре синкретичного комплекса шаманства и ислама стоят разнообразные служители культа (белгечи), которые, будучи зачастую мусульманами по убеждениям, представлениям и обрядности, владеют магическими и шаманскими приемами (гадание по книге, камням, по снам, предвидение) независимо от степени их сохранности.

Кроме того, этот комплекс обнаруживает явное сходство у разных представителей лингво-конфессиональной группы тюрков-мусульман. Например, у татар и у карачаевцев встречаются такие общие «исламизированные» шаманские практики и представления, как гадание по книге (китап ачтыру/китап ачхан), сглаз (кюз тигян), порча и приворот (быздру/зарар/хынэ/сюдрю), а также весьма близкие средства излечения от болезней, связанные с исламским культом (тюкергенски/ эшкрю). Нередко сами карачаевцы не отделяют национальные карачаевские представления от татарских: «В доме пятиэтажном жило две семьи татар. Дружим до сих пор. Бабушка одного из моих друзей-соседей — татарка. И вот от нее запомнил такой обряд, возможно тюркского, татарского или карачаевского происхождения. С ее подачи мой друг выбрасывал на улицу нож. По ее представлениям, это должно способствовать тому, чтобы прекратился град. Слышал, в ауле Кумыш, когда не было дождя, купали ишака в реке, это должно способствовать тому, чтобы пошел дождь. В детстве поливали друг друга водой, считалось, что это способствует тому, чтобы выпал дождь»36.

Таким образом, следует говорить о довольно мощной синкретичной, по большей части тюркской, традиции в среде карачаевцев, которая, будучи разрозненной из-за воздействия ислама, тем не менее противопоставляет официальной религии простоту своей формы, интеллектуальную доступность для массы населения (не требует глубокого знания исламских догм и ритуалов), отвечает сиюминутным запросам, обеспечивает в большей степени «видимое», эмоциональное, но весьма оперативное решение проблем.

ЛИТЕРАТУРА

Дьячкова-Тарасова А. Н. 1900: В горах Большого и Малого Карачая // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Т. 28, 1-136.

35 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, г. Карачаевск, женщина (80 лет).

36 ПМА 2013, Республика Карачаево-Черкесия, г. Карачаевск, мужчина (37 лет).

ИдиатулловА. К. 2010: Духовная культура татар-мишарей Ульяновской области (в контексте проблемы религиозного синкретизма). Ульяновск.

Идиатуллов А. К. 2013: Взаимодействие исламских и шаманских представлений в народной медицине татар Среднего Поволжья // Глобальный научный потенциал. 8, 34-36.

Миллионщикова Т.М. 1996: Нарты: героический эпос балкарцев и карачаевцев // Социальные и Гуманитарные науки. М., 93-98.

Снесарев Г. П. 1969: Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хо -резма. М.

Тепцов В. 1892: По истокам Кубани и Терека // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Т. 14, 59-212.

Чвырь Л. А. 2006: Заметки о культурном единстве оседлых туркестанцев // Среднеазиатский этнографический сборник / С. Н. Абашин, В. И. Бушков (ред.). М., 6-8.

Шаманов И. И. 1977: Карачаевцы. Черкесск.

KARACHAI 'ISLAMIZED' SHAMANISM (INTERVIEW ANALYSIS OF KARACHAI INTELLIGENTSIA)

A. K. Idiatullov

The article covers different types of Karachai shamanism rituals and principal magic notions. The author concludes that Karachai shamanism is mainly determined by Moslem notions and features. Magic rites are often accompanied by Moslem prayers. Magic performance can be interpreted as Islamic.

Key words: Moslem notions, shamanism notions, rite, the Karachai

© 2014

В. В. Медведев ЛАЧУГА У ЧУВАШЕЙ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

В статье речь идет о постройке лад «лачуга», распространенной у чувашей. Опираясь на архивные, опубликованные и полевые материалы, автор рассматривает трансформацию помещения во времени (молельная комната, архаичная форма жилища, летняя кухня, летний домик). Проанализированы строительные приемы, конструкция и представления о постройке. Полевой материал собран у чувашей Республики Башкортостан. Для наилучшей реконструкции проведены этнокультурные параллели.

Ключевые слова: чуваши, лачуга, хозяйственные постройки, строительные материалы, сакральные представления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Набор хозяйственных построек, формировавших двор чувашского крестьянина, был широко распространен среди народов Урало -Поволжья и не являлся

Медведев Владислав Валентинович — кандидат исторических наук, заведующий учебно-методическим кабинетом исторического факультета Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. E-mail: vlad.etno@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.