Научная статья на тему 'ИСЛАМ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА: ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИСКАЖЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСЛАМЕ'

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА: ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИСКАЖЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСЛАМЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ислам / востоковедение / новые медиа / религия / конфликт / mass media / Islam / Oriental studies / new media / religion / conflict

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Амиргамзаев Гитинмагомед Магомедович

Статья посвящена исследованию образа религии Ислам в современных СМИ и других медиа. Так как первичный фактор, влияющий на образ ислама в современном мире – это исторической фактор, то автором были вкратце рассмотрены исторические причины, повлиявшие на отрицательный образ ислама. В Европе, как и в России, имеются различные предпосылки, характерные историческому пути, и сформировавшие негативный облик мусульман и ислама. Автор попытался выделить основные проблемы и дать рекомендации по решению этих пробел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAM IN MODERN MEDIA: CAUSES AND PREREQUISITES OF DISTORTION OF IDEAS ABOUT ISLAM

The article is devoted to the study of the image of the religion of Islam in modern media and other media. Since the primary factor influencing the image of Islam in the modern world is the historical factor, the author briefly considered the historical reasons that influenced the negative image of Islam. In Europe, as in Russia, there are various prerequisites that are characteristic of the historical path and have formed a negative image of Muslims and Islam. The author tried to highlight the main problems and give recommendations for solving these gaps.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА: ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИСКАЖЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСЛАМЕ»

■ ■ ■ ИСЛАМ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА: ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИСКАЖЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСЛАМЕ

Амиргамзаев Г.М.

ОАНО ВО «Дагестанский гуманитарный институт», г. Махачкала, Республика Дагестан

Аннотация. Статья посвящена исследованию образа религии Ислам в современных СМИ и других медиа. Так как первичный фактор, влияющий на образ ислама в современном мире - это исторической фактор, то автором были вкратце рассмотрены исторические причины, повлиявшие на отрицательный образ ислама. В Европе, как и в России, имеются различные предпосылки, характерные историческому пути, и сформировавшие негативный облик мусульман и ислама. Автор попытался выделить основные проблемы и дать рекомендации по решению этих пробел.

Ключевые слова: СМИ, ислам, востоковедение, новые медиа, религия, конфликт.

Для цитирования: Амиргамзаев Г.М. Ислам в современных медиа: причины и предпосылки искажения представлений об исламе//Коммуникология: электронный научный журнал. 2023. Том 8. №2. С. 36-42.

Сведения об авторе: Амиргамзаев Гитинмагомед Магомедович, преподаватель ОАНО ВО «Дагестанский гуманитарный институт». Адрес: 367000. г. Махачкала, ул Дахадаева, 136. E-mail: [email protected]

Статья поступила вредакцию:30.05.2023. Принята к печати:27.06.2023. Введение

Ислам в России имеет тысячелетнюю историю, и за это время многие народы впитали в себя идеологические и духовные принципы этой религии. Несмотря на это, вот уже как сотни лет историческая, философская, востоковедческая литература, а также сми и средства массовой коммуникации транслируют разные образы Ислама в массы. Особенно заметным это стало с периода появления интернета и средств массовой коммуникации. Так же, как при советской власти образ имама Шамиля в сми менялся в зависимости от смены режима и политической конъюктуры, в современной реальности, сми обрисовывает Ислам на основе идейной предвзятости к самой религии. В данной статье мы постараемся раскрыть каков образ религии Ислам в СМИ, а также раскроем факторы, послужившие причиной формирования подобного образа.

Со времени, когда Европа столкнулась с таким явлением как Ислам, для многих европейских авторов Ислам стал объектом тщательного исследования, однако, труды, вышедшие из-под пера большинства

Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №2. 2023. европейских авторов, даже не претендуют на объективное исследование этой темы. В трудах востоковедов в прошлом, а также в современных СМИ и медиа, стереотипный образ Ислама предстает как само собой разумеющееся. Об этом немало пишет Эдвард Саид в своем популярном труде «Ориентализм». Анвар Аль-Биляль также посвятил раскрытию этого вопроса свою диссертацию. Шейх аль-Карадаги, в своем труде «мы и другие» посвятил этому вопросу отдельную главу.

В средние века, причиной демонизации образа религии Ислам в трудах европейских авторов, стала военная конфронтация между цивилизацией христианского запада и мусульманского востока. Итальянский историк Франко Кардини пишет: «Сравнение европейского мира с исламским, как бы оно не производилось, всегда имеет характер противопоставления. Возможно, оттого, что такое сравнение по-прежнему воспринимается - по крайней мере, подсознательно - как постоянное или возобновляющееся историческое столкновение между христианством и исламом» [Кардини: 9].

Взаимоотношения Запада и Востока

Доктор Али Мухиддин аль-Карадаги, говоря о взаимоотношении Запада и Востока, пишет следующее: «Таким образом, история взаимоотношений Запада с исламом имеет в своей основе конфликт, возникший из-за неведения истинной сущности ислама и страха перед ним; из-за борьбы за территорию и экономические ресурсы; из-за того, что церковь разжигала пламя смуты, боясь, что исламское учение окажет влияние на христиан и те перейдут в ислам. Поэтому они провозгласили Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) Антихристом и подняли христиан против мусульман в 1189 г., изобразив статую Христа, зарезанного ножом Мухаммада» [Мухиддин: 189].

Военное и идеологическое столкновение вынудило западных ученых более детально изучить религию Ислам. Принимая во внимание, какое влияние Ислам оказывал не только на умы мусульман, но и на христиан, в границах исламского халифата, изучение ислама и преподнесение последней в идеологически выгодном положении, было политической необходимостью.

Возможно, самую большую роль на западе в представлении востока в неблаговидном виде, сыграла наука «востоковедение», став идейным выразителем цивилизационного конфликта между Западом и Востоком [Мухиддин: 193-194].

Также стоит учитывать влияние средневековой Европы на образ религий в целом, который был сформирован по причине «гонения на науку» под предводительством католической церкви. Это стало основной причиной формирования образа антинаучности и иррациональности религии.

Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №2. 2023.

Далее выделим некоторые исторические факторы, повлиявшие на распространение искаженной информации об Исламе на территории современной РФ:

1. Переведенные труды европейцев. В основе это труды востоковедов европейской школы, основывавшие свои труды на идее европоцентризма.

2. Российские востоковедческие школы. В России изучение востока началось со времен Петра 1, основными факторами можно выделить желание развития позитивных связей с востоком, благосклонность приграничных мусульманских народов и миссионерская деятельность среди мусульман.

Основные школы востоковедения

К 20 столетию можно выделить две основные школы востоковедения, исследователь Анна Маточкина пишет: «Научная литература, касающаяся изучения ислама и арабо-мусульманской культуры на рубеже Х1Х-ХХ вв., относится к двум школам востоковедения.

Первая из них представляет светское, академическое востоковедение и известна многочисленными именами казанских, московских и петербургских востоковедов, таких как, например, В.Р. Розен, В.В. Бартольд, А.Е. Крымский, И.Ю. Крачковский и др.

Вторая группа дореволюционных работ написана востоковедами миссионерами, напрямую связанными с Казанской духовной академией и её противомусульманским отделением. Практической целью работы казанских исследователей была борьба с исламом, поэтому для них был характерен тенденциозный подход к российским мусульманам как к подданным, которые могут стать надёжными для российского государства лишь после приобщения к христианству» [Маточкина: 109].

3. Атеистическая пропаганда в период СССР. В советский период на службу атеистической пропаганде, и в частности исламофобской, были привлечены советские ученые: «необходимо было создать и привлечь специалистов по идеологии, которые на ярких примерах могли бы показать пагубность влияния религии на общественные отношения и вскрыть «корысть» служителей культа. Ислам как религия, принадлежность к которой была характерна для значительной доли населения СССР, не был исключением и также попал под данную пропагандистскую компанию» [Рольский: 91].

Говоря вкратце, путь идеологической войны против религии в период советского союза можно определить словами Ленина: «Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма» [Ленин: 418].

Выше мы привели не все, но основные причины, которые сформировали негативный, стереотипный образ Ислама как в Европе, так и в современной России. Источники прошлых столетий еще служат основой при формировании образа Ислама в современности.

В современный век технологий, когда миру открыт широкий пласт исследовательского материала, мы все же сталкиваемся с тотальной дезинформацией. Возможности, которые предоставляют современные технологии для объективного исследования изучаемого предмета, просто огромны: «однако приходится констатировать, что в постсоветских масс-медиа феномен исламофобии сохранился в полной мере, трансформировавшись из риторики о классово-эксплуататорском характере религии в тему так называемого «радикального ислама» [Александр, Марина: 115].

Формирование негативного образа Ислама

Проблема «радикального ислама» существует не только в России, но и на западе. Предпосылки для появления данного явления столь многочисленны, что требуют отдельной статьи. Наряду с явлением «радикального ислама», СМИ и медиа контент сформировали образ «отсталых мусульман», которые слепо веруют догматам религии, не признают науку и рационализм, а также выступают против свобод и современных достижений науки. На Западе сформирован образ мусульманина, ненавидящего Запад за его достижения и современный уклад жизни: «Западным в первую очередь американским СМИ удалось внушить американскому народу и большинству народов Европы ложь о том, что мы ненавидим их самих, их политические институты, науки, демократию, свободы, научно-технический прогресс. Между тем на деле мусульмане вовсе не питают ненависти к тому положительному, что есть на Западе. Им ненавистны лишь действия некоторых западных политиков, а именно угнетение, оккупация и применение двойных стандартов» [Мухиддин: 199].

К формированию неправильного образа ислама и искажению ее истории, помимо научных трудов, в современности примыкает даже литература по саморазвитию: «Так Магомет прошел по всему Востоку, разговаривая с самыми разными людьми самых разнообразных религиозных убеждений. Он видел, как христианство распадается на множество сект, враждующих между собой. Когда ему стукнуло двадцать восемь, вдова вышла за него замуж. Его отец был против брака, но она подпоила его и заставила благословить их. Следующие двенадцать лет Магомет провел в качестве богатого, всеми уважаемого и изворотливого торговца. Но затем он вдруг удалился в пустыню, а в один прекрасный

Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №2. 2023. день вернулся с первыми стихами Корана, явившимися ему, и объявил себя Посланником Господа» [Наполеон:178].

Не трудно вычислить массу ошибок в этом небольшом отрывке. Хоть тематика книги и не посвящена научному разбору религии Ислам, но автор осмелился опубликовать крайне недостоверные сведения в ней. На это можно было бы не обращать внимания, однако, популярность и миллионные тиражи по всему миру заставляют нас обратить внимание на то, как легко и непринужденно в современном мире можно искажать информацию о религии, которую исповедуют более полутора миллиарда верующих, со столь большой историей и научным багажом.

Век технологий ныне диктует новый формат распространения информации, следовательно, вместе с этим расширяет диапазон возможностей для ее искажения: «В современном мире не только профессиональные журналисты, публицисты и редакторы формируют общественное мнение. Всё активнее в информационное пространство вмешиваются читатели, которые формируют новое явление: так называемую «гражданскую журналистику», что стало возможным благодаря развитию блогосферы, социальных сетей» [Сулейманова: 205]

Появление социальных сетей значительно облегчило получение доступа к информации, и наряду с этим, упростило доступ к дезинформации. Плюрализм мнений и свобода выражений - краеугольный камень возможностей средств массовых коммуникаций. Это послужило еще одним фактором дезинформации, уже по причине самих мусульман. Многие мусульмане, пользуясь возможностью свободно выражать мысли, стали активно высказывать свои идеи по тем или иным религиозным темам, что привело к информационной дезориентации. У простых верующих, не имеющих базовые религиозные знания, отрывочные, и порой абсолютно не достоверные сведения, черпаемые из простора интернета, формируют идеологический базис. Следствием этого становится несоответствующее поведение мусульман, которое служит очередным негативным фактором, влияющим на образ ислама в целом.

Заключение

Развитие информационно-коммуникативных технологий на территории России совпало с периодом социальных и политических изменений в связи с распадом СССР, что открыло путь к пропаганде различных убеждений среди мусульман, а это, в свою очередь, к появлению разных сект. За время господства атеизма в период советского союза, были убиты сотни религиозных ученых и запрещен доступ к религиозным знаниям. Этим самым, власти лишили религиозного иммунитета мусульманские народы, что привело к распространению различных сект среди мусульман. Действия и лозунги этих сект зачастую

формируют образ мусульман в СМИ, более того, для новых медиа и СМИ это отличный повод для «хайпа».

Образ религии Ислам, который сформирован в современных СМИ и медиа являет собой преграду к конструктивному диалогу с представителями других мировоззрений, поскольку верующий предстает в образе всех негативных шаблонов, которыми он обрисован.

Тематика статьи очень обширна, и охватить все аспекты данной проблемы в одной статье крайне сложно.

В заключении приведем некоторые рекомендации для решения проблемы:

- активность мусульман традиционалистов в издании научных книг;

- взаимодействие со СМИ;

- научные публикации, особенно в области истории ислама и исламской философии, со ссылками на авторитетные исламские источники;

- развитие блогосферы в мусульманской научной среде;

- заполнение информационного вакуума достоверной информацией.

Источники

Александр В.М., Марина А.К. (2023). Образ ислама в советских и постсоветских масс-медиа: историко-культурный анализ. Серия «Гуманитарные науки и образование». Т. 14. №1 (53) С. 14-118.

Али Мухиддин аль-Карадаги (2015). Мы и другие: Фундаментальное правоведческое исследование отношения мусульман к немусульманам (в мирное и военное время, в положении меньшинства и большинства) в свете Писания, Сунны и фикха равновесия. Махачкала: Издательство «Лотос». - 272 с.

Ленин В. И. (1968). Об отношении рабочей партии к религии // Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М.: Изд-во полит. лит. Т. 17. - С. 415-426.

Маточкина А.И. (2017). Изучение ислама и арабо-мусульманской культуры в трудах российских востоковедов на рубеже XIX-XX вв. // Научно-теоретический журнал Религиоведение. Изд-во АмГУ, №2. С. 107-119.

Наполеон Хилл. (2019). Думай и богатей, издательство «АСТ». - С. 384.

Рольский А. И. Атеистическая пропаганда 1920-1930-х гг. как фактор изучения ислама в Советском Союзе. Историографический взгляд // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т 8. No 2 (30). - С. 90-94.

Сулейманова Ш.С. (2016). Роль новых медиа в современных межрелигиозных конфликтах. Серия «Ислам в современном мире. Том 12. №2. - С. 201-210.

Франко Кардини. (2007). Европа и ислам: история непонимания / Серия «Становление Европы» / пер. с итал. Е. Смагиной, А. Карловой, А. Митрофанова. СПб.: «Александрия», - 332 с.

■ ■ ■ ISLAM IN MODERN MEDIA: CAUSES AND PREREQUISITES OF DISTORTION OF IDEAS ABOUT ISLAM

Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №2. 2023.

Amirgamzaev G.M.

OANO VO «Dagestan Humanitarian Institute», Makhachkala, Dagestan/

Abstract. The article is devoted to the study of the image of the religion of Islam in modern media and other media. Since the primary factor influencing the image of Islam in the modern world is the historical factor, the author briefly considered the historical reasons that influenced the negative image of Islam. In Europe, as in Russia, there are various prerequisites that are characteristic of the historical path and have formed a negative image of Muslims and Islam. The author tried to highlight the main problems and give recommendations for solving these gaps.

Keywords: mass media, Islam, Oriental studies, new media, religion, conflict.

For citation: Amirgamzaev G.M. Islam in modern media: causes and prerequisites of distortion of ideas about Islam// Communicology: electronic scientific journal. 2023. Vol. 8. No. 2, рр 36-42.

Inf. about the author: Amirgamzaev Gitinmagomed Magomedovich, teacher of the Dagestan Humanitarian Institute. Address: 367000., Dakhadaev str., 136. E-mail: [email protected]

Received: 30.05.2023. Accepted: 27.06.2023.

References

Alexander V.M., Marina A.K. (2023). The Image of Islam in Soviet and post-Soviet Mass media: historical and cultural analysis. The series «Humanities and Education». Vol. 14. No. 1 (53) pp. 14-118. (In Rus.).

Ali Muhiddin al-Qaradaghi (2015). We and others: A fundamental legal study of the attitude of Muslims to non-Muslims (in peacetime and wartime, in the position of a minority and majority) in the light of Scripture, Sunnah and Fiqh balance. Makhachkala: Publishing house «Lotus». - 272 p. (In Rus.).

Lenin V. I. (1968). On the attitude of the Workers' Party to religion // Lenin V. I. Poln. sobr. Op. 5th ed. M.: Publishing House of the Political Lit. Vol. 17, pp. 415-426. (In Rus.).

Matochkina A.I. (2017). The study of Islam and Arab-Muslim culture in the works of Russian Orientalists at the turn of the XIX-XX centuries // Scientific and Theoretical Journal of Religious Studies. AmSU Publishing House, No. 2, pp. 107-119. (In Rus.).

Napoleon Hill. (2019). Think and get rich, AST Publishing House. - P. 384.

Rolsky A. I. Atheistic propaganda of the 1920s-1930s as a factor in the study of Islam in the Soviet Union. Historiographical view // Bulletin of Omsk University. The series «Historical Sciences». 2021. T 8. No 2 (30), pp. 90-94. (In Rus.).

Suleymanova S.S. (2016). The role of new media in modern interreligious conflicts. The series "Islam in the modern world. Vol. 12. No. 2, pp. 201-210. (In Rus.).

Franco Cardini. (2007). Europe and Islam: The History of misunderstanding / The series «The Formation of Europe» / translated from Italian by E. Smagina, A. Karlova, A. Mitrofanova. St. Petersburg: «Alexandria» - 332 p. (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.