ИСЛАМ: СЕМЬЯ И БРАК1*
Г.М. Керимов
Мусульманский брак и его формы
Понятие «брак» (акд) Шариатом определяется следующим образом: брак — это заключение договора, по которому женщина перестает быть посторонней, «запретной» для мужчины, с которым она вступила в брачный союз. Одного желания
мужчины или женщины недостаточно для бракосочетания. Как для постоянного, так и для временного (разрешенного, согласно джа'фаритскому мазхабу2*) брака требуется прочитать формулу бракосочетания и заключить брачный договор.
Формулу бракосочетания читают жених и невеста или их доверенные лица, которыми могут
** Публикуется по: Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман: Опыт Шариата на проблемы современности. СПб., 2007. С. 130-146.
2* О мазхабе джа'фаритов.
В России подавляющее большинство верующих мусульман — сунниты ханафитского и шафиитского мазхабов, в республиках Горного Кавказа есть последователи суфийских тарикатов. Азербайджанцы в основном шииты — джа'фаритского мазхаба. Джа'фаритский мазхаб изучен недостаточно, а потому остановимся на этом вопросе более подробно.
Обычно задают вопрос — чем отличается шиизм от суннитского толка?
Сначала о том, что их объединяет. И сунниты, и шииты признают единого Бога — Аллаха, мусульманские молитвы и посты, паломничества Пророка Мухаммада, паломничества в Мекку, существование загробной жизни, воскрешение мертвых в день Страшного суда, все бытовые обычаи и ритуалы и т.д.
Расхождение между суннитами и шиитами состоит во второстепенных элементах: шииты признают авторитет семьи Пророка, тогда как сунниты чтут еще и свидетельства сподвижников Пророка Мухаммада.
Итак, в сборниках суннитских преданий — хадисов и шиитских преданий — ахбар большинство текстов являются общими и различаются в иснадах и муснадах по имени тех, кто передавал их. В брачном праве шиизм признает институт временного брака, у суннитов временного брака нет. Такой брак существовал в Аравии еще до возникновения Ислама, и в начале своей деятельности Мухаммад относился к нему терпимо.
Шииты не признают религиозную власть первых трех халифов — Абу Бакра, Омара и Османа. В глазах шиитов Али (двоюродный брат Мухаммада и его зять — муж Фатимы, дочери Пророка) и двенадцать его прямых потомков — подлинные халифы (имамы).
В суннизме имам является духовным и светским главой мусульман, которого избирают или назначают люди, тогда как шиитский имам становится таковым в силу Божественного указания.
Итак, по шиизму Али и его потомки олицетворяют принцип наследственной верховной власти и принцип пророчества.
Между суннитами и шиитами имеются также некоторые мелкие различия. Так, многие столетия сторонники шиитов преследовались официальными властями, а также ортодоксальными суннитами, от шиизма ответвились многочисленные секты и толки. Самым многочисленным по числу последователей и либеральным толком шиизма является джа'фаритско-имамитский мазхаб — иснаашари, т.е. последователей двенадцати имамов — прямых потомков Али: 1) Али ибн Абу Талиб аль-Муртада (избранный), убит в 661 г.; 2) Хасан ибн Али, умер в 669 г.; 3) Хусейн ибн Али, аш-Шахид (мученик), убит в 680 г.; 4) Али Зейнал-Абидин, умер в 713-714 г.; 5) Мухаммад аль-Бакир, умер в 732 г.; 6) Джафар ас-Сидик, умер в 765 г.; 7) Муса аль-Казим, умер в 799 г.; 8) Али ар-Рида (Риза), умер в 819 г.; 9) Мухаммада тат-Таки Щжавад); 10) Али ан-Наки, умер в 868 г.; 11) Хасан аль-Аскари, умер в 873 г.; 12) Мухаммад аль-Махди, исчез между 874-878 гг.
Следует отметить, что в Исламе в молитвенном обряде есть общий призыв — азан — верующих на молитву. В шиитском призыве к молитве есть дополнительная фраза после слов «Нет божества кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха» шииты добавляют «Алиян-вали-уллах» (Али — близкий к Аллаху), т.е. эпитет имама Али.
Кроме того, шииты, как и сунниты, совершают хадж — паломничество в Мекку и получают, как и все мусульмане, титул Хаджи. Но у шиитов есть еще свои собственные святые места — гробница имама Хусейна в Кербале (в Ираке), гробница одного из потомков Али имам Резы в Мешхеде (Иран). Посещая эти места, шииты получают титул Кербалаи и Мешеди.
В отношении мусульманского молитвенного обряда у исследователей есть ошибочное мнение: якобы шииты, вместо пятикратной молитвы, совершают молитву три раза. Это не так, шииты также признают пятикратную молитву в сутки обязательной, но в некоторых случаях их объединяют. Так, аятолла Хомейни и его учитель аятолла Буруджерди Таба-Табаи признают пять обязательных молитв (см.: Аятолла Хомейни-Ресале-Тозих алъ-Масаил. Хиджри. Тегеран, 1969. С. 101).
быть как мужчины, так и женщины. До заключения брачного договора жениху и невесте запрещается видеть друг друга, даже тайно. Как правило, формулу заключения брака читают на арабском языке, сначала невеста, затем жених. «Завваджтука нафси аля-сид-дак алъ-малум» («Считаю себя твоей женой по определенному махру — приданому»), — говорит невеста. Жених отвечает: «Кабилту ат-тазвидж» («Принял бракосочетание»). Чтение формулы доверенными лицами осуществляется также по указанной форме, первым произносит ее доверенное лицо невесты, затем жениха.
Для заключения брачного договора Шариат требует соблюдения следующих четырех условий:
1) Формула бракосочетания должна быть произнесена на правильном арабском языке. Лишь в виде исключения (если арабского языка не знают ни жених и невеста, ни их доверенные лица) допускается прочтение ее на другом языке.
2) Читающие формулу (жених, невеста или их доверенные лица) должны быть совершеннолетними и в здравом уме.
3) При произнесении формулы необходимо упомянуть имена невесты и жениха. Например, если отец невесты, читающий формулу бракосочетания за дочь, обращается к жениху со словами: «Я считаю одну из моих дочерей твоей женой», брачный договор считается неверным, ибо не ясно, какую дочь он выдает замуж (на мусульманском Востоке случается, что жениху преподносят совершенно неожиданную невесту).
Жених и невеста должны быть согласны на брак, а не принуждены к нему. Если невеста промолчит, брачный договор признается верным.
Следует отметить, однако, что последнее положение часто не соблюдается. Нередки случаи, когда родители выдают своих дочерей замуж, не спрашивая их мнения, и часто они не учитывают мнение жениха и невесты, особенно когда последние очень молоды, а, как известно, на мусульманском Востоке детей женят очень рано. В Шариате есть прямое
указание на возможность заключения брачного договора без согласия жениха и невесты. Для этого нужно лишь, чтобы они согласились на брак после его заключения. И тогда брачный договор также считается действительным. Естественно, на основе этого правила, родители оформляют брачный союз, а затем уговорами, наставлениями заставляют детей на него согласиться. Для таких случаев Шариатом предусмотрено компромиссное правило: если одного из вступающих в брак (жениха или невесту) принудили к браку, то после получения согласия обоих необходимо вторично произнести формулу бракосочетания, что не составляет труда.
В Шариате есть особое правило, которое защищает молодую девушку от необдуманного поступка. Совершеннолетняя девственница должна получить разрешение на брак от отца или деда по отцу. Разрешение от матери и брата не требуется. Если же отец и дед отсутствуют и невеста не девственница, она может вступить в брачный союз без их согласия. Отцу и дедушке по отцу дается также право женить своих несовершеннолетних и умалишенных детей и внуков. Однако по достижении совершеннолетия или в случае излечения последние могут расторгнуть свой брак, если обнаружат связанные с этим злой умысел или махинацию. Все расходы, связанные с браком несовершеннолетних, обычно берут на себя отец или дед по отцу, а дети, когда станут совершеннолетними, должны возместить родителям эти расходы. Если же на счету несовершеннолетнего имеется определенное состояние, то часть его тратится на женитьбу и на уплату махра.
Согласно джа'фаритскому мазхабу, причиной для расторжения брачного договора могут служить семь видов пороков и недостатков (физических и умственных) у женщин. К ним относятся: сумасшествие, слепота, проказа, бессилие, расслабленность, афза (совмещение анального или мочевого каналов с менструальным) и такое устройство полового органа женщины, которое делает невозможным половое сношение.
Таким образом, основные отличия джа'фаритско-имамитского мазхаба от последователей суннитских толков сводятся к следующему:
1) джафариты отвергают кияс;
2) в Сунне признают только те хадисы, которые передаются со слов ахль-алъ-байт;
3) джа'фариты-усулиты считают врата иджтихада открытыми.
Последнее обстоятельство способствовало развитию методологии джа'фаритского мазхаба, позволяло быстро реагировать на события изменяющегося мира.
Джа'фаритский мазхаб также допускает временный брак (тута или сига) и принципы благоразумного скрывания веры (ат-такия или китман) (см.: Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 62-63).
Женщина также имеет право поднимать вопрос о разводе, если после замужества она узнает, что муж ее сумасшедший или страдает мужским бессилием, или кастрирован, или имеет болезнь, делающую невозможной половую близость.
Муж или жена, имеющие перечисленные недостатки или пороки, расходятся без оформления развода талак. Учитывая этические нормы и психологические факторы, Шариат требует, чтобы причины развода в любом случае не афишировались. Если жена требует расторжения брака по причине мужского бессилия мужа, тот обязан отдать половину махра. Если же он не имел с ней половых сношений (не уединялся с ней на время, достаточное для совершения полового акта), при разводе жена не получает ничего. Разведенная получает весь махр, если муж имел с ней половое сношение (уединялся с ней на время, достаточное для совершения полового акта).
Шариат возлагает на замужних женщин важные обязанности. Они не имеют права без разрешения мужа выходить из дому, без особых причин не могут отказываться от половой близости с мужем. Женщинам вменяется в обязанность ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи и одежды для мужа. Если замужняя женщина отказывается выполнять названные обязанности, муж имеет право отказать ей в обеспечении питанием, квартирой и постелью. Муж, по законам Шариата, имеет право наказывать жену за непокорность, но он не имеет права на ее махр, который является ее собственностью.
Если жена выполняет требования мужа, а он не дает ей денег на расходы, по возможности жена делает свои расходы без разрешения мужа из его имущества. Если это невозможно и она вынуждена сама добывать для себя средства существования, она может не повиноваться мужу.
Социально-экономические нужды занимают главное место в правовых нормах Шариата, касающихся семейно-брачных отношений. Муж обязан каждую четвертую ночь проводить у жены, с которой он состоит в постоянном законном браке (наложницы не являются законными женами, и их права и требования еще более ограничены). Он не имеет права не посещать законной жены в течение более чем четырех месяцев.
Если во время бракосочетания сумма махра не определена, брак не теряет юридической силы. Но в этом случае муж накануне сближения с женой обязан дать ей махр в общепринятом размере.
Соответственно, если при оформлении брачного договора не определен срок, когда муж должен передать жене махр, она имеет право отказать ему в близости, пока не получит от него полагающийся махр. Если жена хотя бы один раз согласилась быть с мужем в близких отношениях, в дальнейшем она не имеет права отказать ему в этом.
Моральные и этические нормы Шариата запрещают посторонним мужчинам и женщинам смотреть друг на друга. Мужчинам запрещается смотреть даже на волосы посторонней женщины, не говоря уж о лице и руках, на которые нельзя ни просто взглянуть, ни, конечно, полюбоваться, причем мусульманину разрешается смотреть на лицо и руки «женщины Священного Писания» (христианки или иудейки), но, не нарушая законы Шариата, он не может видеть другие части тела христианки или иудейки. А от мусульманок Шариат требует закрыть тело и волосы от посторонних мужчин, желательно даже и от несовершеннолетних мальчиков, которые «отличают хорошее от плохого» (в Шариате часто употребляется это выражение в отношении несовершеннолетних мальчиков. При этом имеются в виду мальчики, уже что-либо знающие об интимных отношениях полов.).
Видеть срамные части тела посторонних запрещено (даже через стекло и их отражение в воде). Тело друг друга (все его части) могут видеть муж и жена и те мужчины и женщины, которые считаются махрамами (мать и сын, дочь и отец), тесть и невестка могут смотреть только на дозволенные части тела.
Шариат запрещает мужчинам смотреть на тело посторонних мужчин и женщинам на тело посторонних женщин — с целью получения чувственного наслаждения. В наше время уже не запрещается рисовать и изображать живое существо, в том числе и человека, но Шариат запрещает мужчине смотреть на портрет знакомой женщины, а также смотреть пристально и с чувственным наслаждением на портрет незнакомой женщины. Шариат не запрещает эстетического наслаждения красотой человеческого тела, исходя из знаменитого хадиса «Аллах красив и любит красоту», однако смотреть на изображенные на фотографиях, портретах, в скульптуре тела посторонних мужчин или женщин с точки зрения Шариата считается аморальным. Более того, имам Газали рекомендовал жениться на красивой женщине, так как это служит защитой для мужчины от стремления к прелюбодеянию.
Если мужчина и женщина вынуждены, например, поставить клизму или вымыть определенные части тела постороннему мужчине или женщине, то они не должны прикасаться непосредственно к телу последних, а постараться укутать их чем-нибудь. Эти правила распространяются и на медицинских работников. Так, врач-мужчина, которому необходимо осмотреть больную женщину, может трогать руками ее тело, но, если можно обойтись лишь осмотром, он не должен касаться его. Если же необходимо ощупать руками ее тело, он не должен смотреть на него. То же и относительно срамных частей тела: врач может осмотреть их, но желательно все же (по Шариату) — через зеркало.
При бракосочетании, если муж ставит условие, что женится на девушке, а потом выясняется, что это не так, он имеет право расторгнуть брак. Если мужчина за неимением жены нарушил запрет Ислама, т.е. имел интимные отношения с женщиной, некоторые ученые рекомендуют, чтобы он женился на ней. Учитывая легкость мусульманского развода, это требование Шариата не создает никаких хлопот для мужчины, но с точки зрения мусульманской этики такой поступок может иметь неприятные последствия как для мужчины, так и для женщины, особенно если он станет известен посторонним.
Находиться в безлюдном месте вдвоем посторонним мужчине и женщине запрещено, даже если они находятся там для молитвы. Если мусульманин или мусульманка сознательно отрицает Бога или посланничество Мухаммада и исламские обряды, Шариат считает такого человека муртадом — отступником. Вероотступничество мужа или жены является причиной прекращения брака. Если женщина, заключив брачный договор, до сближения с мужем стала вероотступницей, брак становится недействительным, и она должна переждать период идда, прежде чем прежний брак снова может быть признан действительным, при условии, что жена вернулась в лоно исламской религии. Если же вероотступником станет мужчина, то его мусульманка-жена становится для него запретной, т.е. брак считается автоматически расторгнутым на том основании, что мусульманка не имеет права быть женой немусульманина.
Если во время бракосочетания женщина поставит условие, чтобы муж не увозил ее на другое место жительства и муж согласился с этим, он должен соблюдать условие жены.
Мужчина имеет право женить своего сына на дочери своей жены от первого брака, а отец и сын могут одновременно жениться на матери и дочери. Если женщина, совершив прелюбодеяние, стала беременной, Шариат не допускает аборт, если эта женщина мусульманка или же мусульманином является отец ребенка. Если мужчина совершил прелюбодеяние с незамужней женщиной, а затем женился на ней и родился ребенок, независимо от того, чей этот ребенок, он считается законнорожденным. И в любом случае до семилетнего возраста отец не имеет права отнимать ребенка у матери.
Шариат требует, чтобы совершеннолетнюю девушку по возможности быстрее выдавали замуж. По этому поводу имеется хадис — изречение Мухаммада, где говорится: «Счастлив тот отец, который выдал свою дочь замуж до того, как у нее появилась первая менструация».
Если женщина подарит мужу свой махр с условием, чтобы он не брал больше жен, и если муж с этим согласится, он должен держать свое слово. Это положение мусульманского права есть попытка ограничить многоженство путем подкупа мужа со стороны жены.
Законы Шариата направлены на то, чтобы предупредить внебрачные связи и рождение внебрачных детей. В Исламе незаконнорожденные дети не имеют никаких наследственных прав по отношению к отцу. Однако в остальном внебрачный ребенок ни в чем не ущемляется в правах, так как по Шариату никто не несет ответственности за поступки других людей, в том числе родителей или детей. Ребенок незаконнорожденного, если он рожден в законном браке, считается уже законнорожденным.
В случае, когда женщина, будучи уверенной, что муж ее умер во время отлучки из дому, после истечения траурного срока выходит замуж за другого, а затем выясняется, что прежний муж жив, то по его возвращении она должна развестись со вторым мужем, и если последний имел с ней близкие отношения, он обязан дать ей махр на общих основаниях.
В канонах Шариата разработан ряд этических норм, связанных с кормлением грудного ребенка, которые доказывают, насколько глубоко проникает Шариат во все сферы семейно-бытовых отношений. Так, в Шариате утверждается тот общеизвестный факт, что для грудного ребенка лучшим является молоко матери. Шариат считает неэтичным, хотя и не запрещает, требование матери от мужа-отца
платы за кормление ребенка. Однако если она потребует от мужа сумму, превышающую плату няне, муж имеет право отнять у нее ребенка и отдать кормилице. Правда, указанное правило Шариата об оплате матери кормления ее же собственного ребенка редко встречается в практике и не применяется еще и потому, что при совместной жизни нет никакого смысла мужу оплачивать кормление их совместного ребенка. Да и со стороны матери требование платы за кормление грудного ребенка нехарактерно на мусульманском Востоке. О случайности такого положения говорит и тот факт, что вопрос этот подробно не разъясняется в правилах Шариата. Видимо, такой случай может иметь место, если муж развелся с женой или если ребенок родился от временного брака или вследствие прелюбодеяния.
Положение Шариата о няне исходит из общечеловеческих представлений. В частности, он советует нанимать няню с хорошим характером, с добрым и обаятельным лицом и трезвым умом. Но Шариат порицает наем в няни женщины незаконнорожденной или имеющей незаконнорожденного ребенка. Рождение же ребенка от неизвестного отца самым жестоким образом осуждается моральным кодексом Ислама, хотя мусульманское право и не требует наказания такой женщины. Однако морально-этические нормы Ислама создают вокруг семьи подобной женщины невыносимую, унизительную обстановку. Нередко, чтобы избавиться от позора, родители или родственники такой женщины прибегают к физическому уничтожению ее; если же им становится известен мужчина, который опозорил семью, преследуют и его. Часто такие случаи приводят к племенным и родовым кровопролитиям.
Шариат требует, чтобы по возможности новорожденного кормили грудным молоком в течение полных двух лет. В этом деле Шариат подтверждает древние поговорки арабов, тюркских, персидских и других народов о том, что «вкуснее молока матери для грудного ребенка ничего нет». Современная медицина полностью подтверждает это правило: самой здоровой и полезной пищей младенца является грудное молоко.
Предписания шариата, относящиеся к прекращению брака
Любой исследователь, изучающий положения Шариата о семейно-брачных отношениях, приходит к выводу, что развод по мусульманскому
праву, в отличие от многих других светских и религиозных законодательств мира, отличается своей поразительной легкостью и отсутствием каких-либо формальностей. Поразительно то, что Ислам, так ревниво борющийся против безбрачия и монашества, создает очень легкие условия для расторжения брака. И парадокс в том, что, несмотря на такую легкость юридического механизма развода, у мусульман очень редки разводы. Здесь действуют строгие исламские моральные принципы. Разводиться с женой, оставлять семью, детей без веских причин осуждается Шариатом. Мужчина, практикующий частую женитьбу и развод, теряет престиж и уважение в мусульманском обществе.
В деле развода мужчина более свободен в своих действиях, чем женщина, хотя формально аналогичное право дается и ей. Единственные условия, которые Шариат ставит перед мужчиной, желающим развестись, — он должен быть в здравом уме и никем не принуждаем к разводу. Кроме того, во время развода женщина должна быть очищена от менструации и муж не должен иметь с ней близости. Муж должен дать развод жене в период ее менструации при соблюдении следующих условий: если он вообще не имел с ней половых сношений или известно, что она беременна, а также в ситуации, если муж находится в другом месте и не знает, очищена ли она от месячных. Если муж имел близкие отношения с женой после прекращения ее менструации, при разводе он обязан ждать второго периода менструации.
Расторжение брака осуществляется, подобно брачному договору, посредством прочтения формулы на арабском языке. Если при заключении брачного договора невеста первой читает формулу, то при разводе первым ее произносит муж. Формула мусульманского развода на арабском языке звучит так: «Завджати Фатимату талик» («Жена моя Фатима свободна»). Развод может оформить и адвокат мужа. Поскольку желание мужа получить развод, согласно Шариату, не может быть отклонено, жене остается лишь принять развод. Как правило, она имеет право протестовать, только если причиной развода служит обвинение в измене. В таком случае от мужа требуются показания свидетелей, подтверждающих виновность жены. Если муж не сможет доказать виновность жены, он сам получает наказание за клевету на мусульманку.
Женщина, получившая развод, как и вдова, не может сразу выйти замуж, и период, когда она не может выйти замуж, называется идда.
В джа'фаритском мазхабе устанавлены следующие правила: сразу после развода может выйти замуж женщина, которой не исполнилось 9 лет, и вдова старше 50 лет, так как считается, что женщины и в том и в другом возрасте не могут иметь детей и потому им не требуется ожидать истечения после-разводного срока. Идда продолжается, в зависимости от мазхаба, от трех менструальных циклов до 4 месяцев и 10 дней (в случае беременности — до разрешения от бремени). Имеет право не ожидать срока идда и может выйти замуж вторично тут же, после развода с первым мужем, женщина, которая, получая развод, не имела близких отношений с мужем. Одна из целей идды — выяснить, не беременна ли женщина, овдовевшая или получившая развод. Другая цель — облегчение восстановления семьи в случае опрометчивого развода. Разрешение от бремени также считается окончанием срока идды. Например, если муж дал развод жене, и она буквально через час родила, считается, что истек ее срок идда.
Шариат всесторонне регулирует все сферы жизни мусульман. Даже такой сугубо личный вопрос, как поведение женщины, потерявшей мужа, регламентируется его правилами. Небеременная женщина, у которой умер муж, обязана по Шариату соблюдать траурный срок в течение 4 месяцев и 10 дней, и лишь после этого она может выйти замуж вторично. Если же после смерти мужа она осталась беременной, то траурный срок продолжается вплоть до рождения ребенка. В период траура женщине-вдове запрещается надевать яркие платья, сурьмить брови, украшать себя и квартиру. Даже малейшая ошибка, нарушающая правила соблюдения траура по мужу, считается недопустимой. Так, если женщина после истечения траурного срока вышла замуж за другого и вдруг выяснилось, что первый муж умер позже, чем предполагалось, она должна развестись со вторым мужем и ждать полного истечения траурного срока.
По Шариату практикуется два основных вида развода:
- полный развод (талак баин);
- развод с возможностью возврата к прежним семейным отношениям (талак раджи).
При разводе талак баин муж может вернуть себе жену лишь после того, как после срока идда она заключит полноценный брак с другим мужчиной, разведется с ним и затем снова проведет срок идда.
Таким образом, талак баин является окончательным разводом.
В джа'фаритском мазхабе указаны следующие варианты талак баин:
- развод получает жена, не достигшая девятилетнего возраста;
- вдова (яиса) старше 50-60 лет;
- муж не имел близких отношений с женщиной, с которой заключил брачный договор;
- третий талак (т.е. после двух талаков раджи третий автоматически является талак баин).
Вдова-сайида (ведущая свое происхождение от рода Пророка Мухаммада) старше 60 лет или обыкновенная мусульманка, достигшая 50-летнего возраста, получив развод, теряет право возвращения к мужу, и муж не может возвратить ее к себе путем заключения нового брачного договора. Женщина, вышедшая замуж и по каким-либо причинам не имевшая близких отношений с мужем, получив развод, также теряет право возвращения к мужу. Самым легким на вид и самым тяжелым по последствиям обычно бывает так называемый трехкратный талак. Стоит мужу в гневе повторить трижды «ты мне не жена», как супруги, по мнению некоторых мусульманских ученых, тотчас становятся запретными друг для друга. Если жена пожелает восстановить прежнюю семью, она должна выйти замуж за другого, развестись, и лишь после этого возвратиться к прежнему мужу. Причем и в этом случае Ислам не признает фиктивного брака. Как правило, муж сам находит подставного мужа для своей жены. Поэтому часто в проповедях мусульман предупреждают, не относиться легкомысленно к слову «талак».
Раджи в буквальном смысле не является окончательным разводом. Термин «раджи» означает «возвращающийся». И развод этот значит, что муж, дав жене развод, может раскаяться и изъявить желание возвратиться к ней или вернуть ее к себе. Муж при таком разводе не теряет права примириться с женой и возвратиться в семью. Как правило, во время идды при разводе раджи жена не покидает дом мужа. Шариат рекомендует мужу при возвращении к жене во всеуслышание не признаваться в своей ошибке, но лишь намеками дать понять жене, что он возвращается к ней. Потому-то Шариат требует, чтобы муж не выдворял жену из дома, если он дал ей развод раджи. Если муж решил возвратиться к жене после первого или второго развода раджи, то для этого никаких свидетелей не требуется.
Хулу является таким разводом, при котором жена должна материально компенсировать мужу развод, вознаградить его за предоставленную ей свободу. Жена предлагает мужу свой махр или другую свою собственность в качестве дара за право получить от него развод. При этом ни жена, ни муж не углубляются в причины, вынудившие жену сделать такой шаг. Если муж согласен на такой компромиссный развод, Шариат считает его законным.
Развод путем отречения (мубарат) до некоторой степени схож с разводом хулу, но между ними есть и различие. В обоих случаях при разводе муж получает от жены компенсацию (материальную) за согласие на развод. Различие же состоит в том, что если при разводе хулу инициатива развода принадлежит жене, а муж не согласен и соглашается лишь с условием получения от жены материальной компенсации, то при разводе мубарат оба они согласны на развод, но муж первым ставит условия и требует материального вознаграждения, тогда как в разводе хулу жена сама предлагает это вознаграждение. Развод мубарат характеризует мужа как человека низкого, бессовестного, выклянчивающего у жены ее приданое.
При разводе мубарат муж не имеет права требовать от жены вознаграждения, превышающего стоимость ее махра, тогда как при разводе хулу Шариат допускает такое превышение, поскольку развод требует жена и она же определяет сумму вознаграждения. И хулу и мубарат оформляются одинаково, с указанием вида развода, суммы и вида вознаграждения.
Правила развода разработаны в Шариате до мельчайших деталей. Так, в нем предусмотрено, что жене умалишенного может дать развод отец или дед по отцу мужа. Если мужчина добился развода какой-то женщины с ее мужем путем обмана и затем женился на ней, развод этот считается верным с точки зрения юридических норм Шариата, но по этическим нормам Ислама является тяжким грехом. Здесь Шариат действует в соответствии с высказываниями древних: «То, что можно оправдать с юридической точки зрения, не всегда может быть оправдано с точки зрения моральных норм и нравственности». И поскольку все аморальные поступки не зафиксируешь в законодательстве, Шариат во многих случаях отделывается просто
3 Саади. Гулистан. М., 1959. С. 179.
проклятием нарушителей моральных принципов. Так и в приведенном случае: он посылает проклятие и на мужа-соблазнителя, и на женщину, согласившуюся на грех.
Если посторонние мужчина и женщина по ошибке имели близкие отношения, принимая друг друга за мужа и жену, женщина не должна подходить к своему настоящему мужу, пока не пройдет срок идда, из опасения возможной беременности от этой ошибочной встречи. Если у женщины потерялся муж и она желает выйти замуж за другого мужчину, она не может самостоятельно решать этот вопрос и должна обратиться за советом к духовному лицу.
Способы определения совершеннолетия
Вопрос определения совершеннолетия рассматривается в правилах Шариата прежде всего для того, чтобы возложить на плечи молодого поколения обязанность выполнения религиозных требований, сделать его ответственным перед мусульманским законом.
Известный персидский поэт и мыслитель XII в. Саади Ширази писал о совершеннолетии (словами одного своего современника): «В книгах написано, что оно имеет три признака: во-первых, пятнадцать лет, во-вторых, поллюция и, в-третьих, появление волос спереди, однако в действительности оно имеет всего один признак: то, чтобы ты заботился о служении Господу Славному и Великому больше, чем о наслаждении плоти; кто не обладает этим свойством, того мудрецы не считают
3
совершеннолетним» .
Став совершеннолетним, человек по правилам Шариата обязан сознательно поставить себя под контроль Божественных законов и выполнять их требования. Если же действия и поступки совершеннолетнего противоречат исламским догмам, то, как утверждает Шариат, его ждет Божественное наказание. И кроме того, он подлежит и наказанию земными методами по земным нормам. Поэтому неслучайно в мусульманском праве мы встречаем специальный раздел — «Наказания за греховные поступки». И правдивость, и честность, и верность, и нравственность, и безнравственность — все качества и поступки человека рассматриваются в нерасторжимом единстве с учением Ислама. Кроме того, по
мусульманским законам только совершеннолетние могут распоряжаться своим имуществом.
Способы определения совершеннолетия по Шариату просты. Более того, по этому вопросу нет единого мнения у пяти основных юридических школ.
Признаки достижения совершеннолетия по Шариату в основном сводятся к следующему:
- выделение спермы или менструация;
- достижение 15 лет для мальчиков и 9 (или 15) лет для девочек (по лунному летосчислению);
- вырастание грубых волос в нижней части живота.
Вырастание грубых волос на лице, груди и под мышками, так же как появление усов, огрубление
голоса и т.д., Шариат не признает в качестве признаков совершеннолетия.
Способы определения совершеннолетия в Шариате и возложение на достигших совершеннолетия юношей и девушек религиозных и светских обязанностей во многом соответствуют традициям Ближнего и Среднего Востока. Так, поверье о том, что в краях с жарким климатом девочки созревают быстрее, послужившее причиной замужества девочек в раннем возрасте, кажется отраженным в Шариате. Совершеннолетними считаются люди в возрасте от 16 до 34 лет, возраст от 34 до 51 года называется кухул («взрослый», «средних лет»), для стариков же есть термин шейх.
© Керимов Г.М., 2010