Научная статья на тему 'Ислам против национализма на Ближнем Востоке в конце 1950-х гг. : позиция Великобритании'

Ислам против национализма на Ближнем Востоке в конце 1950-х гг. : позиция Великобритании Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
209
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМ / НАЦИОНАЛИЗМ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ISLAM / NATIONALISM / MIDDLE EAST / GREAT BRITAIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черняев Алексей Евгеньевич, Черняев Станислав Евгеньевич

В статье рассматриваются особенности политической ситуации на Ближнем Востоке конца 1950-х гг. в контексте противостояния светских националистических и религиозных режимов государств региона, а также влияния Великобритании на данные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAM VERSUS NATIONALISM IN THE MIDDLE EAST IN LATE 1950''s: BRITISH POSITION

The article deals with peculiarities of Middle East political situation of late 1950's within the context of secular and religious regimes rivalry in the region and British influence on processes mentioned.

Текст научной работы на тему «Ислам против национализма на Ближнем Востоке в конце 1950-х гг. : позиция Великобритании»

Такими переменными выступают ослабление государственных институтов, перераспределение ресурсов и миграция. Особую роль в этом процессе играет природа и деятельность политического режима. Сокращение сельскохозяйственного производства снижает поступления в государственный бюджет и повышает уровень социального недовольства, объясняемого ростом цен на продовольствие и перспективой голода. Справедливое социальное недовольство, сопровождаемое утратой режимом легитимности и подрывом финансовых основ, выливается в акты политического насилия. Влиятельные социальные группы, пользующиеся поддержкой режима, могут попытаться перераспределить дефицитные ресурсы в свою пользу. Влиятельные диссидентские группы, обратившись к массам за помощью, в этом случае зачастую предпринимают ответные попытки восстановить "ресурсную справедливость". Социальные группы, не располагающие политическими ресурсами, стремятся преодолеть нехватку продовольствия сменой места жительства. Мигрировав в города, они не улучшают своих жизненных условий, в частности, и из-за ошибок существующего политического режима. В принимающих городах обостряются многие традиционные проблемы, мигранты, не найдя своего места, обращаются к насильственному протесту и становятся социальной базой радикальных политических сил.

Примечания:

1. Brown L.R. Outgrowing the Earth: The Food Security Challenge in an AgeofFalling WaterTables andRisingTemperatures/L.R. Brown.-London: Earthscan, 2005. - 272 p.

2. Brown L.R. World on the Edge: How to Prevent Environmental and Economic Collapse / L.R. Brown. - New York: W.W. Norton & Company, 2011.- 348 p.

3. Findley S. Does Drought Increase Migration? Study of Migration from Rural Mali during the 1983-1985 Drought / S. Findley// International Migration Review. -1994. -Vol. 28. - № 3.- P. 539-553.

4. Food and Agriculture Organization ofthe United Nations (FAO). Poverty Reduction and Irrigated Agriculture/ Food and Agriculture Organization ofthe United Nations (FAO). - Rome: FAO, 1999. - 22 p.

5. Food and Agriculture Organization ofthe United Nations (FAO). The State of Food Insecurity in the World: Addressing Food Insecurity in Protracted Crises/ Food and AgricultureOrganization ofthe United Nations (FAO). - Rome: FAO, 2010. - 62 p.

6. Foreign Agricultural Service/United States Department of Agriculture (FAS/USDA).World Agricultural Production / Foreign Agricultural Service/ United States Department ofAgriculture(FAS/USDA).-Washington: FAS/ USDA, 2011.- 23 p.

7. Gleick P.H. et al.TheWorld'sWater 2004-2005:The Biennial Report on Freshwater Resources/P.H. Gleicketal.-Washington: Island Press, 2004.

- 362 p.

8. Hanasaki N. et al. An Integrated Model for the Assessment of Global Water Resources - Part 1: Model Description and Input Meteorological Forcing / N. Hanasaki et al. // Hydrology and Earth System Sciences. -2008.-Vol. 12.- № 4.-P.1007-1025.

9. Hanasaki N. et al. An Integrated Model for the Assessment of Global Water Resources- Part 2: Applications and Assessments/ N. Hanasaki et al. // Hydrology and Earth System Sciences. - 2008. - Vol. 12. - № 4. - P. 1027-1037.

10. Henry S., Schoumaker B., Beauchemin C. The Impact of Rainfall on the First Out-Migration: A Multi-Level Event-HistoryAnalysis in Burkina Faso /

S. Henry, B. Schoumaker, C. Beauchemin // Population and Environment.

- 2004.-Vol. 25.- № 5. - P. 423-460.

11. Homer-DixonT. Environmental Scarcitiesand ViolentConflict: Evidence from Cases/T. Homer-Dixon // International Security. -1994. -Vol. 19. -№.1.-P.5-40.

12. International Rescue Committee (IRC). Mortality in the Democratic Republic of Congo: An Ongoing Crisis / International Rescue Committee (IRC).-New York: IRC, 2008.-26 p.

13. Massey D., Axinn W., Ghimire D. Environmental Change and OutMigration: Evidence from Nepal / D. Massey, W. Axinn, D. Ghimire. - Ann Arbor: University of Michigan, 2007. - 30 p.

14. Meinzen-Dick R.S., Rosegrant M.W. Overview/ R.S. Meinzen-Dick, M.W. Rosegrant // Overcoming Water Scarcity and Quality Constraints. -Washington: International Food Policy Research Institute, 2001. - P. 2-3.

15. Raza A. Pakistan: Grain and Feed Annual Report 2009 / A. Raza. -Islamabad: USDA Foreign Agricultural Service, 2009. - 9 p.

16. Salati E., Vose, P.B. Amazon Basin: ASystem in Equilibrium / E. Salati, P.B. Vose//Science. -1984. - Vol. 225. - № 4658. - P. 129-138.

17. The Fund for Peace (FFP). Failed States Index 2012 /The Fund for Peace (FFP). - Washington: FFP, 2012. - 48 p.

18. Браун Ш. Экоэкономика: Как создать экономику, оберегающую планету / Ш. Браун. - М.: Весь мир, 2003. - 392 c.

19. Косов Г.В. Экологическая детерминанта политической динамики современного общества / Г.В. Косов. - М.: АНМИ, 2003. - 128 c.

20. Косов Г.В. Экологическая составляющая политического процесса: дис.... д-ра полит. Наук/ Г.В. Косов. - Ставрополь: СГУ, 2005.

- 337 с.

1-Л

О

гч

I-

о

1_

со

гч

■ QII

I—

75

ISLAM VERSUS NATIONALISM IN THE MIDDLE EAST IN LATE 1950's: BRITISH POSITION Chernyaev Alexey Evgenievich, Post-graduate Student, Chair of International Relations Chernyaev Stanislav Evgenievich, Post-graduate Student, Chair of Theory of Politics E-mail: [email protected]

Nizhny Novgorod State University of N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod

The article deals with peculiarities of Middle East political situation of late 1950's within the context of secular and religious regimes rivalry in the region and British influence on processes mentioned. Keywords: islam; nationalism; Middle East; Great Britain.

ИСЛАМ ПРОТИВ НАЦИОНАЛИЗМА НА БЛИЖНЕМ УДК94(430).087 ВОСТОКЕ В КОНЦЕ 1950-х гг.: ПОЗИЦИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В статье рассматриваются особенности политической ситуации на Ближнем Востоке конца 1950-х гг. в контексте противо-

© Черняев А.Е., 2013 © Черняев С.Е., 2013

олитологи

76

ЧЕРНЯЕВ Алексей Евгеньевич,

аспирант, кафедра

Международных

отношений

ЧЕРНЯЕВ Станислав Евгеньевич,

аспирант, кафедра Теории политики [email protected]

Нижегородский

государственный

университет

им. Н.И. Лобачевского,

Нижний Новгород

стояния светских националистических и религиозных режимов государств региона, а также влияния Великобритании на данные процессы.

Ключевые слова: ислам; национализм; Ближний Восток; Великобритания.

Вторая половина 1950-х гг была периодом постоянных перемен и потрясений на Ближнем Востоке. Основной конфликт был между двумя противоборствовавшими силами: с одной стороны, светскими националистическими режимами региона, возглавляемыми Г.А. Насером в Египте и включавшими в себя также Сирию, Ирак после революции 1958 года и свержения пробританского монарха Фейсала II; и, сдругой стороны, исламскими прозападными монархиями Саудовской Аравии, Иордании, государств Персидского залива, таких, как Оман и Кувейт. Британия со своей стороны старалась оказывать поддержку последним перед лицом реальной угрозы того, что популярные радикальные республиканские идеи, в основном проистекавшие из Каира, распространятся на богатые нефтью государства, тем самым лишив британские и американские корпорации контроля над этим основным мировым ресурсом.

Секретариат кабинета министров тогдашнего британского премьера Гарольда Макмиллана утверждал в 1959 году, что британский "особый интерес" заключался в "сохранении контроля над источниками нефти с последующим извлечением из этого выгоды для Соединенного Королевства".[1] Британские нефтяные компании, прежде всего BP и Shell, добывали около 1/6 части мировой нефти, в основном в районе Персидского залива, в Кувейте и Иране, где они имели крупные доли, а также контролировали более трети международного торгового оборота нефти. Эти компании приносили 150 миллионов фунтов ежегодно в британский платежный баланс и получали прибыль в размере 100 миллионов. Основной угрозой британским интересам в нефтяной области было не полное прекращение поставок, а ситуация, если бы вышеуказанные компании "потеряли возможность управление добычей и получать прибыли, которые она приносила, которые сейчас составляют большую часть их общих доходов"; в этой ситуации компании бы стали "всего лишь торговцами ближневосточной нефтью". Секретариат Кабинета также отмечал, что "в случае полного перехода контроля над добычей нефти в руки местных правительств, Запад не будет иметь техже гарантий непрерывных поставок, разумных цен или продолжения развития в тех объемах, которые необходимы для удовлетворения спроса в будущем".[1]

Особой и долгосрочной британской задачей было поддержать разобщенность на Ближнем Востоке и не позволить одной конкретной силе добиться господства над нефтяными ресурсами региона. Глава Восточного Департамента Форин офис Д. Ричес в 1958 году выразил это следующим образом: "Наш интерес связан с сохранением независимого и обособленного Кувейта, насколько это возможно, в соответствии с идеей удержания четырех основных зон нефтедобычи [Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака и Ирана] под сепаратным политическим контролем".[2,67]

В следующем году министр иностранныхдел Селвин Ллойд написал, что "Соединенное Королевство продолжало быть заинтересованным втом, чтобы Кувейт оставался суверенным государством, проводящим нефтяную политику независимо от других производителей на Ближнем Востоке".[3] Помимо нефти, британские архитекторы политики в 1957 году выделили еще четыре "существенных интереса внешней политики", которыми были "поддержание нашего статуса мировой державы, сильный фунт, обеспечение дальнейшего участия США в мировыхделах, важность нашей торговли".[4]

Увеличивалось количество тайных акций, направленных против националистических сил, и британцы прибегали к проверенному методу навязывания собственной воли - вторжению. За неудавшимся британским вторжением в Египет в 1956 году последовала военная интервенция в Омане, имевшая целью защитить репрессивный султанский режим от народного восстания. В1958 году британцы применили военную силу в Иордании, в то же время, когда американцы вмешались в ливанские дела; обе интервенции предназначались для предотвращения возможности дальнейших националистических потрясений после революции в Ираке.

Националистический вызов британским интересам уходил корнями в желание людей на Ближнем Востоке, которые на протяжении долгого времени официально или неофициально управлялись иностранцами, самостоятельно контролировать собственные ресурсы и стать по-настоящему независимыми. Это требование вышло далеко за рамки ближневосточного региона, поскольку Британия была вынуждена осуществлять контроль над процессами "деколонизации" во многих странах, особенно в Африке. В некоторых случаях Лондон продолжал вести жестокие войны против, в основном, на-ционалистическихдвижений, особенно в Кении и Малайе, где тонкая правительственная пропаганда изображала оппозиционеров обычными террористами. В Индонезии же Британия перешла в наступление против руководящего националистического режима, обеспечивая скрытую поддержку сепаратистскому восстанию, отчасти исламистскому.

На Ближнем Востоке Британия и США решили остановить распространение светского национализма через поддержку наиболее консервативного государства региона - Саудовской Аравии. Когда Насер ужесточил политику в отношении Братьев-мусульман и выгнал их из Египта в 1954 году, многие нашли убежище в Саудовской Аравии, чему поспособствовало ЦРУ. [5] Одобрявшиеся Саудитской правящей семьей консервативные и правые взгляды Братьев позволили им быстро интегрироваться в местное общество, некоторые из них доросли до влиятельных постов в банковском деле и исламском образовании. К египетским Брать-ям-мусульманам вскоре присоединились сирийские и иракские соратники с подачи националистических режимов, которые пришли к власти в этих странах в ходе серии переворотов. В Европе изгнанные Братья также начали создавать свои сети, создав международное отделение в Мюнхене, руководителем которого стал Саид Рамадан.[6, 49]

До того лишь финансировавшая эту организацию Саудовская Аравия теперь стала одной из основных баз для укрепления международного влияния Братьев-мусульман. Саудовская королевская семья ожесточенно противостоя-

ла арабскому национализму, считая народные силы в любом месте Ближнего Востока вызовом для своего правления, а Братьев-мусульман - консервативным, религиозным противовесом националистам. Рэй Клоуз, бывший начальник отделения ЦРУ в Эр-Рияде, утверждал, что "Саудиты были очень терпимы по отношению к Братьям-мусульманам, они поощряли их действия в Египте, Судане и других местах, но непрестанно противодействовали активности [Братьев] внутри Саудовской Аравии". [7, 126-127]

К концу 1950-х гг. ЦРУ также начало финансировать Братьев-мусульман, вместе с американской нефтяной компанией Aramco и саудовскими властями спонсируя создание небольших религиозных ячеек в Саудовской Аравии с целью противодействия идеям арабского национализма.^, 50] Вспоминая события тех лет, британский посол в Саудовской Аравии Вилли Моррис позже писал, что "где-то в 1956 году президенту Эйзенхауэру пришла в голову идея о том, что король Сауд мог бы закрепиться в роли "крестного отца" исламского мира, став соперником Насера".[9,192] Эйзенхауэр подобным же образом писал и в своих мемуарах: "Фундаментальный аспект проблемы - это растущие амбиции Насера, чувство собственной мощи, которое он приобрел в ходе своего сотрудничества с СССР, его уверенность в том, что он может стать истинным лидером всего арабского мира... чтобы проверить движения в этом направлении мы хотели изучить возможность создания противовеса Насеру в лице короля Сауда... [Сауд был] человеком, который, как мы надеялись, мог бы в итоге составить Насеру конкуренцию в борьбе за звание лидера арабского мира... Аравия - это страна, где находятся святые для мусульманского мира места, а саудовские арабы считаются наиболее религиозными из всех арабских групп. Следовательно, король мог бы, возможно, стать духовным лидером".[9, 256]

Отношения Лондона с Саудовской Аравией в это время были совсем не гладкими. После англо-франко-израильского вторжения в Египет в 1956 году, Саудиты разорвали дипломатические отношения с Британией. Однако, это было результатом их ухудшения в течение нескольких лет после англо-саудовского спора вокруг оазиса Бурайми, который располагался на неразграниченной территории, на которую претендовал Оман, Абу-Даби и Саудовская Аравия. В сентябре 1952 года саудовские силы при материально-технической поддержке компании Aramco, овладели одним из поселений в данном районе, но в 1955 году вернули эту территорию, после чего ситуация зашла в тупик и начался длительный арбитражный процесс. Этот конфликт и терзал британско-саудовские отношения, пока дипломатические отношения не были восстановлены в 1963 году. Кроме того,

1-Л

О

гч

I-

о

1_

со

гч

■ QII

I—

77

олитологи

78

британцы считали самого короля Сауда чем-то вроде помехи, британский посол в Саудовской Аравии позже писал, что "у него, похоже, не было и мысли о том, что деньги должны тратиться, помимо его капризов, и на другие цели, или что существуют некоторые лимиты того, что можно ожидать".[8,161]

Таким образом, британские попытки защитить свои интересы в регионе не всегда четко согласовывались с планами американско-саудовской оси. На встрече с Эйзенхауэром в феврале 1956 года, премьер-министрЭнтони Иден пожаловался, что саудовские деньги использовались "не только против нас, но и против Ирака", где тогда еще правил пробританский король Фейсал. Иден также передал Эйзенхауэру предупреждение ливанского президента Шамуна о "дурном влиянии саудовских денег по всему Ближнему Востоку".[10,334] Считается, что офицеры МИ-6 предложили ЦРУ "предпринять усилия для использования раскола в [Саудовской] королевской семье и, возможно, воспользоваться своими позициями в эмиратах Залива, чтобы ускорить падение [короля] Сауда".[11, 117] Неизвестно, были ли одобрены эти предложения, но вряд ли, в свете политики Эйзенхауэра по укреплению власти Сауда, которой Лондон, по всей видимости, уступил, поскольку его собственные отношения с Саудитами начали постепенно улучшаться.

В1958 году Саудиты, как утверждается, дали сирийским армейским офицерам взятку на сумму 2 миллиона фунтов, чтобы они сбили самолет Насера по его прибытию в Дамаск - заговор был разоблачен, и Насер впоследствии предоставил доказательства прессе. По утверждению советника Насера, Мохаммеда Хейка-ла, Саудиты также заплатили иорданскому королю Хусейну 5 миллионов фунтов в 1961 году для финансирования бедуинского плана убий-

ства Насера в Дамаске.[12, 238] Неизвестно, были ли Лондон и Вашингтон вовлечены в эти сюжеты, но они, без сомнения, одобряли их.

В итоге, к концу 1950-х гг. британцы примирились с подъемом могущества Саудитов при поддержке США, поскольку у Лондона не было иного выбора, и Уайтхолл становился все более осведомленным о пользе Саудитов как англо-американского инструмента для проведения тайных операций в регионе.

Примечания:

1. Study of Future Policy 1960-1970,26 October 1959 [Электронный ресурс].- Режимдоступа: http://hansard.millbanksystems.com/lords/ 1991/jan/28/cabinet-papers-1960-future-policy-study

2. Колобов А.О. Опаленный стан (Палестина: истоки, сущность, развитие, современное состояние и перспективы разрешения ее проблемы с учетомфактора ислама в мировой политике.) Монография / Под. общ. ред. акад. О.А. Колобова. - Н. Новгород: ИД "Медина", 2008.- 128 c.

3. Robinson F. The British Empire and Muslim Identity in South Asia / University of London, Royal Holloway College [Электронный ресурс]. -Режимдоступа: http://eprints.rhul.ac.uk

4. Future of the UK in World Affairs: Note a Meeting Held in Sir Roger Makins' Room on Thursday 5 December 1957 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.nationalarchives.gov.uk/releases/2006/ december/list.htm

5. Loftus J. The Muslim Brotherhood, Nazis and Al-Qaeda // Jewish Community News. - 4October 2004.

6. Labeviere R. Dollars forTerror:The United Statesand Islam / R. Labeviere.

- New York: Algora, 2000. - 408 p.

7. Dreyfus R. Devil's Game: How the United States Helped Unleash Fundamentalist Islam / R. Dreyfus. - New York: Metropolitan books, 2006.

- 400 p.

8. Aburish S. The Rise, Corruption and Coming Fall ofThe House of Saud /

S. Aburish. - New York: St. Martin's Press, 1994. - 352 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Holden D., Johns R.The house of Saud / D. Holden, R. Johns. - London: Pan Books, 1982. - 582 p.

10. Eden A. Full Circle/ A. Eden. - London: Cassell, 1960. - 619 p.

11. Scott Lucas W. Divided We Stand: Britain, the United States and the Suez Crisis /W. Scott Lucas. - London: Hodder & Stoughton Ltd, 1991. -400 p.

12. Aburish S. ABrutal Friendship:The West and The Arab Elite/S. Aburish.

- New York: St. Martin's Press, 1998. - 416 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.