Научная статья на тему 'ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ НАУКА В ТУРКМЕНИСТАНЕ И ЕЁ ПЕРСПЕКТИВЫ (КРАТКОЕ НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ)'

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ НАУКА В ТУРКМЕНИСТАНЕ И ЕЁ ПЕРСПЕКТИВЫ (КРАТКОЕ НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ударная школа искусств Востока / бороза по целине / художественный стиль / по этапное развитие искусствоведения / генетическая связь / синтез / shock school of the Arts of the East / boroza on the celena / artistic style / stage-by-stage development of art history / genetic connection / synthesis

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Атаев С. К., Бабаева М. К.

Истоки зарождения искусства на территории началось еще с древности об этом свидетельствует археологические находки на памятниках Джейтунской культуре, в древнем Аннау, Алтын-депе, Гонур-депе, Мерв, Парфии и т.д. которые опровергли утверждение некоторых зарубежных ученых об отсутствии у современных народов Центральной Азии собственных культурных ценностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC SCIENCE IN TURKMENISTAN AND ITS PROSPECTS (SHORT SCIENTIFIC-HISTORICAL MESSAGE)

Тhe origins of the emergence of art in the territory began in ancient times, this is evidenced by archaeological finds at the monuments of the Dzheitun culture, in ancient Anau, Altyn-depe, Gonur-depe, Merv, Parthia, etc. Who refuted the assertion of some foreign scientists that the modern peoples of Central Asia do not have their own cultural values

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ НАУКА В ТУРКМЕНИСТАНЕ И ЕЁ ПЕРСПЕКТИВЫ (КРАТКОЕ НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ)»

We use pronouns to make sentences clearer, less awkward, and smoother. Pronouns are used to refer to people and things that have been mentioned before or presupposed to exist. They have different forms to specify whether they are singular or plural and their syntactic role (subject or object). References:

1. For detailed discussion see George D. Morley, Explorations in Functional Syntax: A New Framework for Lexicogrammatical Analysis, Equinox Publishing Ltd., 2004, pp. 68-73.

2. Simon, Horst J.; Wiese, Heike (2002). Pronouns - Grammar and Representation. Linguistics Today. P. 190.

3. Walsh, Michael James. 1976. The Mujinypata Language of Northern Australia. The Australian National University.

© Ymamberdiyeva G., 2024

УДК 37

Атаев С.К.,

к.и. наук, старший преподаватель, востоковед кафедры археологии и этнологии, Туркменский государственный университет имени Махтумкули,

Ашхабад, Туркменистан Бабаева М.К.,

старший преподаватель кафедры общественных наук, Туркменский государственный университет имени Махтумкули,

Ашхабад, Туркменистан

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ НАУКА В ТУРКМЕНИСТАНЕ И ЕЁ ПЕРСПЕКТИВЫ (КРАТКОЕ НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ)

Аннотация

Истоки зарождения искусства на территории началось еще с древности об этом свидетельствует археологические находки на памятниках Джейтунской культуре, в древнем Аннау, Алтын-депе, Гонур-депе, Мерв, Парфии и т.д. которые опровергли утверждение некоторых зарубежных ученых об отсутствии у современных народов Центральной Азии собственных культурных ценностей.

Ключевые слова:

ударная школа искусств Востока, бороза по целине, художественный стиль, по этапное развитие

искусствоведения, генетическая связь, синтез.

Atayev S. K.,

Candidate of History Sciences, senior teacher, orientalist, Department of Archeology and Ethnology, Magtymguly Turkmen State University Ashgabat, Turkmenistan Babayeva M. K., Senior teacher, Department of Social Sciences, Magtymguly Turkmen State University Ashgabat, Turkmenistan

ARTISTIC SCIENCE IN TURKMENISTAN AND ITS PROSPECTS (SHORT SCIENTIFIC-HISTORICAL MESSAGE)

Annotation

The origins of the emergence of art in the territory began in ancient times, this is evidenced by archaeological finds at the monuments of the Dzheitun culture, in ancient Anau, Altyn-depe, Gonur-depe, Merv, Parthia, etc. Who refuted the assertion of some foreign scientists that the modern peoples of Central Asia do not have their own cultural values.

Key words:

shock school of the Arts of the East, boroza on the celena, artistic style, stage-by-stage development of art history, genetic connection, synthesis.

Глубокие научные исследовании начались с 1920г. С созданием в Туркменистане "Ударная школа искусств Востока". Первые национальные кадры были художники Б. Нурали, К. Бекмурадов, Д. Байрамов, И. Клычев, Н. Ходжамухамедов и др.

Туркменское искусство, как и у других народов Востока богата своим содержанием, разнообразием как в изобразительном (живописью, графикой, скульптурами), так и в декаративно-прикладном

(художественными изделиями, мебелью, тканью, орудием труда, одеждой и украшениями......) искусстве

в том числе орнаментальным и архитектурным видом искусства. Об этом отмечено в книгах Е.В.Журавлевой и В.Н. Чепелева "Искусство Советской Туркмении" (А. 1980), "Искусство народов СССР" (Л. 1977), "Искусство советских республик Средней Азии и Закавказья "(М. 1982) и мн.др. работы искусствоведов.

По сведениям туркменских искусствоведов начальный этап подобного рода исследования начались еще в начале XX века, а именно в 1920г.когда в городе Ашхабаде (ранее Полторацк) была создана студия под названием Ударная школа искусств Востока руководимой художниками Р.М. Мазелем, А.П. Владычуком. Конечно из-за нехватки национальных кадров важным фактором в развитии искусств Советского Востока, были многие художники других национальностей, которые связывали свою творческую судьбу с жизнью и искусством республик Центральной Азии. Вклад этих художников, как бы проложивших первую борозду по целине и ознаменовал начало новой эры в духовной жизни восточных народов страны. Об этом факте отмечено и узбекскими исследователями, как Р.Х. Такташем, что еще в 20-х годах (имеется ввиду прошлого столетия) в Туркмении имело место активное изучение и отчасти усвоение художественного стиля туркменского ковра художниками не туркменами, работавшими в этом крае. Отсюда истекает, что именно "Ударная школа искусств Востока" (УШИВ) дало рождение национальных кадров по изучения искусства Туркмении. Первые выпускники этой школы были Б. Нурали, К. Бекмурадов, Д. Байрамов, И. Клычев, Н. Ходжамухаммедов и мн. др. ставшие известными художниками Туркменистана. В работе туркменского искусствоведа К. Кураевой "Жанровая живопись Туркмении 19601970 годов" раскрывается начальный этап развития с работой П.В. Поповой "Изобразительное искусство Туркменской ССР" выпущенной в Москве 1957г. О 70-80-х годов прошлого столетия много лет работавшая в Туркменистане Г.И. Сауровой выпущена книга "Природа реализма в туркменском изобразительном искусстве." А. 1980г. Далее о живописи Туркменистана глазами сегодняшнего дня выпущена книга туркменского искусствоведа Н.Г. Ягшимурадова "История искусства живописи Туркменистана (19202011)", которая стала учебным пособием для студентов института Изобразительное искусство Академия наук Туркменистана. Мало знать на словах, что весна - это волнение и радость, что война - это горе, нужно почувствовать это в жизни с помощью произведений искусства. Мы живем не одну жизнь. Мы живем много жизней и жизни дает нам искусство.

Графика один из видов изобразительного искусства в Туркменистане в научном плане раскрывается

в исследовании Л.А. Трухачевой "Туркменская графика на пути к зрелости (А.1987)" где автор раскрывает историю развития туркменской графики интересного и сложного периода 1920-1950гг. В ее работе отражена эволюция всех видов туркменской графики книжной, газетно-журнальной, сатирической, станковой и плакатной. Важное место отводится проблемам профессионального мастерства, национального своеобразия изобразительного искусства.

Научное сообщение содержащие в пяти книгах изданы 2012, 2013, 2014, 2016, 2019 годах содержаться статьи Б.Кима "Художественная резная кость из Меле Хейрана", Р.Г. Мурадова "Ориентализм в архитектуре конца XIX начало XX в.", М.А. Джуманиязовой "Из истории коврового искусства", Н. Ягшимурадова "Актуальные задачи современной туркменской живописи", Г. Дурдыева "Зооморфные и растительные мотивы расписной керамики Намазгадепе", М. Джуманиязовой "Современная туркменская мозаика", А. Нувваева "Национальные игры в живописи Туркменистана" и т.д. Ценная работа по этому виду искусств представляет М. Мамедова "Преемственность строительно-художественных традиции в архитектуре Южного Туркменистана (с древнейших времен до XIX века)"(А. 2021) Где сказано что мусульманская каноническая (мавританская) архитектура с арабской письменностью с проникновением в Центральную Азию лишь дало полировку местной культуре. Список использованной литературы:

1. Кураева К. Жанровая живопись Туркмении. Основные тенденции 1960-1970 годов. М., 1984, с3

2. Такташ Р.Х. Влияние орнаментального искусства Средней Азии на современное изобразительное искусство// В кн. Искусство восточных ковров(сбор. статей). Б, 1988.с.234

3. Такташ Р.Х. Художественно: критические этюды.Т. 1992.с.89.

4. Шахбердыева Д. Некоторые орнаментальное сходство азербайджанских и туркменских ковров// В кн. Искусство восточных ковров.Б.1988.с.288

5. Гюль Эльмира Фатхлбаянова. Проблема этнокультурных взаимодействий в античном и среденвековом искусстве Узбекистана(изобразительное и декаративно-прикладное искусство).Т. 2002.с.33

6. Там же.....с.36.

© Атаев С.К., Бабаева М.К., 2024

УДК 373.24

Евстигнеева Е.А.,

студент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого» Научный руководитель: Ежкова Н.С.,

д.пед.наук, профессор ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ

НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Аннотация

В статье раскрываются научные подходы к развитию творческих способностей у дошкольников, описываются особенности их проявления и развития с использованием нетрадиционных техник рисования, критерии изучения.

Ключевые слова:

творческие способности, дошкольники, развитие, нетрадиционные техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.