ИСКУССТВО ИГРЫ НА БАЛАЛАЙКЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.Б. Медведева
Medvedeva L.B. The art of playing the balalaika in the context of vocational musical training. The article deals with the process of formation of the system of vocational musical training in the field of balalaika performance, socio-political, historical and cultural prerequisites, contributing to the rise of the aboriginally Russian folk instrument to the Olympus of high academic art. The history of domestic musical training in the field of playing the folk instruments, in particular the balalaika is researched, and the contribution of V.V. Andreev, B.S.Trojanovskiy, N.P. Osipov, P.Y. Necheporencko and others to the process of formation of the vocational musical training is mentioned.
Введению в учебный процесс музыкальных образовательных учреждений дисциплины обучения игре на балалайке предшествовали социально-политические, исторические и культурные предпосылки, отражающие не только проявления активности определенных направлений народно-инструментального исполнительства, но и перестройку всей государственной политики.
Освоение первоначальных навыков игры на балалайке в начале 20-х гг. XX в. происходило преимущественно по самоучителям и практическим руководствам. Вместе с тем в рассматриваемый период продолжилась тенденция контактной передачи исполнительского мастерства в русле устных традиций «из рук в руки». Как правило, начинающему исполнителю достаточно было нескольких уроков, направленных на усвоение первоначальных навыков игры на балалайке, которые в дальнейшем совершенствовались и переосмысливались. Впоследствии каждый из них выбирал свой неповторимый стиль и манеру исполнения.
Вот как описывает свое обучение игре на балалайке артист оркестра В.В. Андреева, а в дальнейшем педагог Николая Осипова
А.А. Дыхов: «Игра Б.С. Трояновского настолько меня заинтересовала и увлекла, что я стал внимательно присматриваться к его приемам, перенимать по слуху исполняемые им вещи и осваивать дома технику их исполнения, стараясь добиться возможно большего сходства в приемах с игрой Б.С. Трояновского» [1].
Впоследствии А.А. Дыхов стал применять полученные навыки в своей педагогической практике и, в частности, в занятиях с Н.П. Осиповым, дальнейшее развитие ис-
полнительского мастерства которого шло на основе полученной им технологии исполнения приемов звукоизвлечения, позволившей создавать впоследствии популярные транскрипции для балалайки и фортепиано. Таким образом творчество Б.С. Трояновского безусловно оказало влияние на современных ему балалаечников-исполнителей. Среди его последователей следует назвать А.Н. Зарубина, Н.П. Осипова, Н.Т. Успенского, НИ. Лу-
кавихина, А.С. Илюхина, Е.Г. Авксентьева, Л.И. Воинова и др.
В 1922 г. была проведена реформа музыкального образования, результатом которой стало введение трехуровневой системы обучения. Начальную ступень представляли музыкальные школы, среднюю — техникумы и высшую — консерватории. В этот же период были приняты Положения о музыкальных техникумах и Типовые положения о высших учебных заведениях [2], в которых особая роль отводилась подготовке специалистов народно-инструментального жанра. Данные положения устанавливали определенную учебно-организационную структуру для подготовки специалистов соответствующего профиля. О необходимости создания трехуровневой целостной системы обучения игре на народных инструментах, для которой уже была создана практическая база, писал еще
В.В. Андреев, мечтая о Доме народной музыки: «Дом народной музыки - это среднее учебное заведение, без которого нельзя перейти в высшее. Такое учреждение необходимо. <...> Его назначение - перекинуть мост от народа к музыкальному «Олимпу» [3]. Под «Олимпом» подразумевалось высшее учебное заведение. Однако планам выдающегося общественного деятеля и просве-
тителя, в связи с ранней смертью, не суждено было осуществиться.
Итак, к середине 20-х гг. сложились все необходимые и достаточные условия для введения в структуру музыкальных образовательных учреждений дисциплины преподавания игры на балалайке. Следует отметить, что в рассматриваемый период шел непрерывный процесс накопления эмпирического опыта обучения игре на этом инструменте в различных учебных заведениях. Однако первоначально это происходило исключительно в рамках подготовки инструкторов-руководителей самодеятельных русских народных оркестров. Так, например, подобное обучение начинает осуществляться на инструкторских отделениях Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (1925) и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (1927)1, а также в многочисленных Воскресных рабочих консерваториях.
Повышенный интерес к балалаечному искусству, вызванный творческой деятельностью Б.С. Трояновского, Н.П. Осипова и других, вызвал определенный спрос населения на обучение игре на балалайке, что, в свою очередь, потребовало наличия преподавателей со специальным образованием. Необходимо было создать систему профессионального обучения, построенную на принципах преемственности, предполагающих внутреннюю взаимосвязь между всеми тремя ступе -нями специального музыкального образования. Потребовалась разработка организации и планирования учебного процесса в музыкальных образовательных учреждениях, регламентирующих порядок и планомерность усвоения специальных знаний, умений и навыков. В связи с отсутствием целостной системы обучения ощущалась острая нехватка квалифицированных педагогов-балалаечников. Первоначально педагогами по классу балалайки в уже начинающей формироваться образовательной системе были выходцы из любительской среды, не имеющие специально-
1 Инструкторские отделения входили в структуру так называемых рабфаков, которые стали организовываться в первые послеоктябрьские годы и были ликвидированы в конце 30-х годов. Среди изучавшихся специальных дисциплин были оркестровый класс, методика организации оркестра народных инструментов, класс ансамбля, инструментоведение, дирижирование, а также музыкально-теоретические предметы.
го образования. Другой проблемой было отсутствие подготовленных в профессиональном отношении учащихся-абитуриентов для поступления в средние учебные заведения. Эти внутренние противоречия существенным образом препятствовали качественному развитию профессионального музыкального образования в сфере балалаечного искусства.
Немаловажным моментом, тормозящим профессиональное обучение, развитие и совершенствование исполнительского мастерства балалаечников, являлась нехватка учебно-методической и инструктивной литературы. Распространенные в педагогической и исполнительской практике издания были ориентированы на любительскую форму обучения, предполагающую поверхностное изучение исполнительской технологии. Данные пособия имели существенные недостатки. Так, например, часто наблюдалось отсутствие исполнительской редакции: не было обозначений рекомендованной аппликатуры, штрихов, приемов звукоизвлечения и т. д.
Первоначально профессиональное обучение игре на балалайке (наравне с обучением игре на домре) вводится в учебные планы музыкальных техникумов, имеющих в своей структуре инструкторско-педагогические отделения. Однако некоторое время, как и прежде, в рамках учебного процесса это не рассматривалось как узкая специализация подготовки педагога и исполнителя на балалайке, что было обусловлено необходимостью первоочередной подготовки специалистов широкого профиля: инструкторов-руководителей коллективов массовой самодеятельности.
Для поступления в техникумы требовалось наличие соответствующих профессиональных способностей и некоторой исполнительской подготовки. В основном контингент поступающих составляли бывшие участники кружков и студий художественной самодеятельности, получившие начальные навыки игры и желающие заниматься исполнительством на профессиональной основе. Наряду с изучением основных специальных музыкальных дисциплин, учащиеся стали получать комплексное базовое образование, предполагающее обязательное изучение предметов общеобразовательного цикла. Последнее обстоятельство выгодно отличало систему музыкального образования страны после проведенной реформы.
Круг профильных дисциплин, помимо обучения игре на балалайке, домре и других народных музыкальных инструментах, включал в себя такие предметы, как музыкальная литература, прослушивание музыки, ансамбль, оркестр, дирижирование, общий курс педагогики и некоторые другие [4]. Вместе с освоением учебной программы, учащиеся активно привлекались к различным формам массового музыкального просвещения, включавшим различные беседы, лекции о народных инструментах, тематические концерты, культурно-шефскую работу на селе и т. д.
Однако низкий уровень начальной подготовки абитуриентов, а в некоторых случаях ее полное отсутствие, создавали значительные трудности в качественном освоении программы обучения и выполнении учебного плана. Проблема допрофессиональной подготовки стала ощущаться все острей, и ее решение вылилось в организацию в дальнейшем соответствующих классов в музыкальных школах: в государственных детских музыкальных школах I и II ступени появились классы балалайки. К обучению игре на русских народных инструментах, в частности на балалайке, стало приобщаться все больше детей. Так, например, подобное обучение проводилось в Московской Первой музыкальной школе Замоскворецкого Совдепа для детей единой трудовой школы (в настоящий время - Московская детская музыкальная школа № 36 им. В. В. Стасова). Выпускники музыкальных школ стали пополнять ряды учащихся профессиональных средних учебных заведений. В немалой степени этому способствовало повышение внимания со стороны государства к профессиональной специализации музыкантов-инструменталистов. В конце 30-х гг. в учебных планах обучение игре на том или ином инструменте начинает называться «специальностью». Музыкальные школы, таким образом, стали своеобразным фундаментом начального профессионального образования.
В 20-30-е гг. происходит интенсивная «академизация» балалаечного искусства. Под академизацией балалаечного исполнительства следует понимать качественно новый уровень исполнительских принципов и критериев, отражающих, прежде всего, особое интеллектуально-профессиональное отно-
шение к музыкально-художественному воплощению интерпретаторской концепции. Импульсом этому послужила деятельность отдельных ярких личностей, которые своим творчеством предопределили наиболее прогрессивное и актуальное направление балалаечного исполнительства, а именно его полноценное функционирование в контексте высокоразвитых исполнительских школ академического направления. Академизации народно-инструментального исполнительства, по справедливому утверждению М.И. Им-ханицкого, «в немалой степени способствовало то, что многие его видные представители получили солидное профессиональное образование по какой-либо «классической» музыкальной специальности» [5].
Концертный репертуар балалаечников значительно расширяется и усложняется за счет активного исполнения транскрипций шедевров отечественной и зарубежной классики. Именно такой репертуар наряду с обработками фольклорных мелодий являлся основополагающим в программах концертных выступлений и многочисленных конкурсных состязаний балалаечников. Проведение различных конкурсов и смотров в этот период в значительной мере повысило интерес населения к сольному балалаечному исполнительству, а также явилось импульсом, побуждающим к совершенствованию мастерства и получению профессионального музыкального образования. Результаты многочисленных смотров-конкурсов, выявивших
большое количество одаренных музыкантов, привели к необходимости введения в учебный процесс подготовки специалистов-балалаечников концертно-исполнительского профиля. Впоследствии данная исполнительская специализация, наряду с подготовкой преподавателей - руководителей коллективов массовой самодеятельности, получила широкое распространение в различных учебных заведениях1.
1 Позднее среднее и высшее музыкальное образование начинает развиваться в двух направлениях. Одно из них представляют музыкальные училища, училища искусств, консерватории, институты искусств, где обучение имеет яркую профессионально-академическую тенденцию. В задачу этих учебных заведений входит профессиональная подготовка педагогов и солистов-исполнителей концертного профиля. Другое направление продолжает заниматься подготовкой руководителей оркестров народных инструментов.
В 1927 г. классы балалайки открываются в Московском Инструкторско-педагогическом техникуме имени Красной Пресни1. С 1930 г. дисциплину начинает преподавать выдающийся исполнитель на балалайке Н.П. Осипов. Он воспитал немало солистов, пополнивших составы многочисленных профессиональных и самодеятельных оркестров народных инструментов, а также эстрадных солистов. Исполнительское мастерство Осипова несомненно имело ярко выраженную академическую тенденцию; значительную часть его репертуара составляли авторские транскрипции шедевров мировой классики. Некоторые свои обработки и переложения Осипов использовал в педагогической практике. Многие его ученики, среди которых Б.А. Романов, Л.В. Владимиров, М.Г. Филин, А.Н. Лачинов и др., переняли особую манеру звукоизвлечения своего педагога, отличавшуюся мягким прикосновением к струне и бережным отношением к качеству интонирования.
В связи с насыщенной концертноисполнительской деятельностью, Н.П. Осипов не смог лично зафиксировать свои взгляды на теорию и методику исполнительства на балалайке. Однако в некоторой степени это было осуществлено его учеником и последователем Б.А. Романовым, «Самоучитель игры на балалайке» которого вышел в свет под общей редакцией Н.П. Осипова [6].
Творческие достижения отдельных выдающихся исполнителей инициировали особый интерес к балалайке профессиональных композиторов. В то же время, не имея специального образования, попытку представления балалаечного искусства как художественно равноценного в контексте академического исполнительства предпринимал Б. С. Трояновский. В 1928 г. в Днепропетровске он впервые исполнил собственную Сюиту для балалайки с симфоническим оркестром в оркестровке А.Г. Ерофеева, включавшую 13 обработок русских народных песен для балалайки. С этого момента в балалаечном ре-
1 В 1929 г. он был объединен с подмосковным техникумом им. Н.А. Римского-Корсакова, после чего стал называться Московским областным инструкторско-педагогическим техникумом. В 40-е гг. он переименован в Музыкально-педагогическое училище имени Октябрьской революции. В настоящее время это Московский государственный музыкальный колледж имени А.Г. Шнитке.
пертуаре начинают появляться произведения циклической формы. Так, например, в 1929 г.
З.П. Фельдманом был написан «Русский концерт» для балалайки с оркестром народных инструментов. Абсолютным новаторством стало появление Концерта для балалайки с симфоническим оркестром С.Н. Василенко и Фантазии «На посиделках» М.И. Иппо-литова-Иванова. В связи с этим вполне справедливо утверждение А.В. Афанасьева, отмечавшего следующее: «Произведения для балалайки с симфоническим оркестром, помимо необычности и новизны звучания, вызывавших огромный интерес слушателей, служили мощным фактором повышения престижа народных инструментов среди профессиональных музыкантов других специальностей» [1, с. 65]. В дальнейшем литература для балалайки начинает активно пополняться профессиональными высокохудожественными оригинальными сочинениями [7].
Заметной вехой в эволюции искусства игры на балалайке и его интенсивной акаде-мизации стало появление новой исполнительской формы - сольного концерта. В 1931 г. состоялся один из первых в жанре народно-инструментального исполнительства сольный концерт в двух отделениях К.Л. Плансона2. Многочисленные сольные концерты выдающихся исполнителей-
балалаечников в значительной мере способствовали широкой популяризации инструмента, играли существенную просветительскую роль в приобщении различных слоев населения к шедеврам мировой музыкальной культуры. В период становления системы профессионального музыкального образования в сфере балалаечного исполнительства сольные концерты служили своеобразной рекламой или демонстрацией эталона исполнительского мастерства, стимулируя, таким образом, одаренную молодежь к поступлению в музыкальные учебные заведения.
В 30-е гг. XX в. начинает свою творческую деятельность выдающийся исполнитель и педагог, «родоначальник современного
2 Об этом пишет известный исследователь народно-инструментального искусства М.И. Имханицкий. Однако, согласно исследованию Г.Н. Преображенского, сольный концерт Б.С. Трояновского был дан ранее сольного концерта К. Л. Плансона, а именно 22.11.1929 г. в зале Общества Камерной музыки. Концерт имел тематический характер и назывался «Вечер балалайки Бориса Трояновского».
академического исполнительства на балалайке» П.И. Нечепоренко [8].
В 1934 г. он поступает на инструкторско-педагогическое отделение Ленинградского Центрального музыкального техникума в класс преподавателя В.И. Домбровского1 и заканчивает его в 1939 г. С особым увлечением изучает балалаечник исполнительскую культуру и методические достижения фундаментальных академических школ, постоянно творчески переосмысливая полученную информацию в контексте специфики балалаечного искусства. Именно в период учебной и активной концертной деятельности Нече-поренко, в результате упорной систематической работы начинают выкристаллизовываться основные художественно-эстетические принципы исполнителя, составившие в дальнейшем основу его профессиональной академической исполнительской школы игры на балалайке.
На начало 30-х гг. многие одаренные исполнители имели среднее профессиональное образование. Вместе с тем, характерной особенностью рассматриваемого периода явился немаловажный фактор приобщения первых молодых музыкально образованных специалистов к педагогической деятельности. Все это, несомненно, способствовало качественному росту художественного уровня балала-ечников-исполнителей, а также послужило своеобразным импульсом эволюции искусства игры на балалайке в целом. Однако квалифицированных педагогических кадров по-прежнему не хватало.
В начале 30-х гг. были приняты постановления партии и советского правительства «Об учебных программах и режиме работы в высшей школе и техникумах». Особое внимание в них уделялось повышению уровня профессиональной подготовки и общей музыкально-художественной культуры учащихся, в том числе исполнителей на народных инструментах. Одновременно была модифицирована структура системы высшего музыкального образования, в результате чего в консерваториях вместо отделов были сформированы факультеты и кафедры [9].
1 Несколько позднее в классе В.И. Домбровского начинает заниматься М.Ф. Рожков. В различной литературе указывается, что выдающийся исполнитель учился у П. И. Нечепоренко. По свидетельству Рожкова данную неточность допустил А. И. Пересада.
Между тем, высшая ступень музыкального образования в сфере балалаечного исполнительства сформировалась не сразу.
Еще в середине 20-х гг. предпринимается попытка организации высшего звена обучения в области народно-инструментального исполнительства. В 1926 г. при капельмейстерско-хоровом факультете Харьковского музыкально-драматического института открывается кафедра народных инструментов. Наряду с обучением игре на струннощипковых инструментах (мандолина, домра) кафедра вела обучение игре на балалайке. Преподавателем по классу балалайки был Н. Даньшев. Хотя «вузовская подготовка специалиста-народника началась именно в Харькове», безоговорочно профессиональными учебными заведениями музыкальнодраматические институты назвать очень сложно [5, с. 184].
Существенным шагом к формированию высшей ступени музыкального образования стало открытие в 1928 г. М.М. Гелисом отдела народных инструментов при Киевском музыкально-драматическом институте имени
Н.В. Лысенко. Программа обучения в этом музыкально-драматическом институте была рассчитана на подготовку дирижеров широкого профиля - руководителей одновременно духовых и народных оркестров, а также хора. Одним из ее недостатков был нерационально организованный учебный процесс, не позволявший сосредоточить внимание студентов на изучении профильных дисциплин по народным инструментам.
В дальнейшем, в 1934 г., музыкальный отдел института был передан в Киевскую государственную консерваторию. В результате подобных трансформаций, народное отделение было преобразовано в первую среди музыкальных вузов кафедру народных инструментов. Был полностью пересмотрен учебный план, значительно изменилась методика обучения, которая стала ориентироваться на подготовку высших квалифицированных кадров исполнителей на народных инструментах, в том числе и на балалайке. Воспитанник Киевской консерватории, выпускник профессора М.М. Гелиса по классу балалайки Е.Г. Блинов стал впоследствии основоположником Уральской школы исполнительства на балалайке.
Ключевым моментом в становлении профессионального музыкального образования в сфере балалаечного исполнительства стало открытие в 1948 г. первой в России кафедры народных инструментов в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Одним из организаторов и основателей кафедры, а в дальнейшем ее первым руководителем, стал известный исполнитель на балалайке, активный пропагандист народно-инструментального жанра, заслуженный деятель искусств РСФСР, доцент А.С. Илюхин.
Многогранная творческая деятельность
А.С. Илюхина оказала значительное влияние на развитие профессионального обучения в области балалаечного искусства. Аналогично многим выдающимся балалаечникам исследуемого периода, чья деятельность послужила своеобразным импульсом к прогрессивному развитию балалаечного исполнительства и его интенсивной академизации, Илюхин получил основательное «классическое» музыкальное воспитание, позволившее ему впоследствии использовать многие фундаментальные положения профессионального искусства в своей педагогической практике1.
Педагогические воззрения А.С. Илюхина формировались непосредственно в процессе работы в Первом музыкальном техникуме, где он с 1928 г. сотрудничал с видным общественным деятелем и просветителем Б.Л. Яворским [10]. В 1936-1938 гг. А.С. Илюхин работает преподавателем методики и практики работы с оркестром массовых инструментов на рабфаке Московской консерватории, а затем, после его ликвидации, преподавателем инструментовки, методики работы с народным оркестром и оркестрового класса на военно-дирижерском факультете (1939-1941).
Наивысший расцвет организаторской, педагогической и методической деятельно-
1 В начале своего творческого пути Илюхин занимался игрой на скрипке, однако встреча с Б.С. Трояновским кардинально изменила всю его дальнейшую жизнь. Овладев навыками игры на балалайке, он начинает активно выступать в дуэте с Трояновским, а также самостоятельно. Затем он занимается в Московской консерватории в классе выдающегося деятеля хорового искусства, композитора и фольклориста А.Д. Кастальского, а также изучает курс музыкально-теоретических дисциплин в классе композитора, музыковеда Г.Л. Ка-туара.
сти А.С. Илюхина наступает при руководстве им кафедрой народных инструментов Государственного музыкально-педагогического
института имени Гнесиных. Многие ученики
A.С. Илюхина, выпускники кафедры народных инструментов, стали впоследствии выдающимися деятелями народно-инструментального исполнительства. Их творчество, несомненно, оказало существенное влияние на дальнейшую эволюцию балалаечного искусства. Среди воспитанников А.С. Илюхина следует назвать М.Ф. Рожкова, А. В. Тихонова, Н.Н. Некрасова, О.Н. Глухова,
B.Д. Глейхмана и др.
Педагогические принципы этого музыканта были основаны на демократическом методе преподавания, не подавляющем творческую свободу учащихся. Особое внимание в классе уделялось воспитанию и активизации навыков самостоятельности. Это касалось и выбора репертуара, когда педагог незаметно, ненавязчиво направлял внимание и эстетические вкусы ученика, а также многих других важных моментов учебно-
исполнительской и художественновоспитательной работы. А.С. Илюхин считал необходимым воспитывать художественные критерии своих учеников на материале обработок русских народных песен, занимавших основное место в педагогическом репертуаре. Один из его учеников, Народный артист РФ А. В. Тихонов, так характеризует педагогический стиль А.С. Илюхина: «Он не мог очень подробно разбирать технологические нюансы, но исполнения В.В. Андреева и Б.С. Трояновского он знал исключительно хорошо. Он добивался того, чтобы ученики досконально подражали исполнению этих мастеров» [11]. Вместе с тем, в своей педагогической практике А.С. Илюхин использовал различные переложения лучших образцов классического наследия и сочинения оригинального репертуара [11, с. 29].
Подготовка специалистов-балалаечников высшей квалификации в профильном Музыкально-педагогическом институте отвечала возросшей потребности в педагогах и исполнителях многочисленных учебных заведений разветвленной сети профессионального музыкального образования. Наряду с этим определенную нужду в высококвалифицированных исполнительских кадрах ощущали на тот момент различные профессиональные
оркестры, в частности Государственный оркестр русских народных инструментов имени
Н.П. Осипова. Таким образом, деятельность кафедры народных инструментов была направлена на подготовку специалистов - балалаечников широкого профиля.
В качестве исходных положений для организации учебного процесса на кафедре был взят практический опыт подготовки балалаечников в Московском музыкальном училище имени Октябрьской революции, уже имеющего к тому времени апробированные на практике результаты подготовки специалистов подобного профиля, а также научнометодические разработки несколько ранее организованных кафедр гнесинского института. Тем не менее, наиболее оптимально организованный в соответствии с избранным профилем учебный план, рабочие программы специальных дисциплин, а также все необходимые учебные и методические пособия пришлось создавать заново. Их катастрофически не хватало. Большую роль в формировании необходимой учебно-методической базы сыграл первый руководитель кафедры А. С. Илюхин, создавший немало учебных программ и методических пособий по основным специальным дисциплинам курса, в том числе: «Школу для балалайки в 2-х частях» (1949)1, «Курс обучения игре на балалайке студентов-заочников музыкальных училищ» (1961), «Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных инструментах» (1969, 1971) и многие другие. В дальнейшем «Методические пособия, принадлежащие А. С. Илюхину, определили направленность многих научных работ в области методики, истории и теории исполнительства на народных инструментах» [10, с. 24].
Особое внимание стало уделяться профильной педагогической и методической подготовке студентов-балалаечников за счет более глубокого и детального изучения курса общей педагогики и методики обучения игре на инструменте, неразрывно совмещенной с
1 Первое издание «Школы для балалайки» вышло в свет в 1939 г. Содержание «Школы» кардинально отличалось от учебно-методической литературы, ориентированной на любительское музицирование. Однако созданное в условиях установки на массовое коллективное исполнительство, пособие оказалось мало востребованным, поскольку несколько опережало существующий на тот момент уровень сольного исполнительства.
педагогической практикой. Первоначально курс методики обучения игре на русских народных инструментах был общим для всех исполнительских специализаций кафедры, однако вскоре практика ведения учебной дисциплины показала целесообразность ее дифференциации по инструментальному типу. Вследствие этого методика обучения игре на балалайке вошла в блок методики обучения игре на струнно-щипковых инструментах.
Результаты подготовки высококвалифицированных кадров превзошли все ожидания. Первые выпускники кафедры были распределены в многочисленные музыкальные школы, училища страны, оркестры и ансамбли народных инструментов. Высокий музыкально-художественный уровень исполнительской подготовки обусловил соответствующие результаты при участии балалаечников во всевозможных конкурсах. Вместе с тем организация учебного процесса и разработка учебно-методической базы дали возможность открытия аналогичных кафедр в различных вузах страны, причем для работы в них были привлечены именно первые выпускники Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Так, например, основную долю педагогических кадров при формировании кафедры народных инструментов в Ленинградской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова в 1960 г. составили выпускники гнесинского института. Среди них в первую очередь необходимо назвать выдающегося исполнителя-балалаечника, профессора, основателя Санкт-Петербургской школы игры на балалайке А.Б. Шалова.
В 50-е гг. XX в. особое внимание стало уделяться начальной базовой подготовке балалаечников. Активно функционирующие многочисленные классы балалайки в детских музыкальных школах, различных кружках и студиях, а также вечерних школах общего музыкального образования выявили необходимость значительного расширения педагогического репертуара и обусловили появление первой специальной учебно-методической литературы, предназначенной для детского музыкального образования. В 1959 г. Музыкальным государственным издательством были выпущены «Хрестоматии по классу балалайки в 3-х частях», составителями которых стали известные балалаечники Авксентьевы. Данные пособия были
составлены по принципу системного подхода, учитывающего уровень трудности учебного материала, распределенного по классам (1-11, Ш-1У, V). Они содержали репертуар различной жанровой направленности, ансамбли, а также необходимый инструктивнотренировочный минимум. Существенным их недостатком явилось отсутствие исполнительской редакции в художественной части Хрестоматии [12]. Вместе с тем, первые учебные пособия послужили импульсом к дальнейшему развитию специальной учебнометодической литературы, ориентированной на начальное музыкальное образование. Последующие издания были составлены и дополнены с учетом всех имеющихся недостатков.
Таким образом, для вхождения обучения игре на балалайке в стройную систему учебного процесса, построенного на принципах преемственности форм и методов обучения, потребовалось немало времени. Постепенно система образования, определяемая В.И. Авра-тинером как «совокупность всех типов учебных заведений, принятых в них учебных планов и программ, основанных на общих принципах обучения и воспитания» была сформирована и в балалаечном исполнительстве [13].
Исследование искусства игры на балалайке в контексте профессионального музыкального образования в период с 20-х по 50-е гг. XX в. позволило нам сделать следующие выводы:
1. Введению в учебный процесс музыкальных образовательных учреждений обучения игре на балалайке предшествовали исторические, социально-политические и культурные предпосылки, сложившиеся к середине 20-х гг. XX в.
2. В немалой степени введению обучения игре на балалайке в структуру профессиональных музыкальных учебных заведений способствовала большая популярность и высокие творческие результаты разного рода смотров-конкурсов исполнителей на народных инструментах, получивших активное распространение в данный период времени. С середины 20-х гг. начинается преподавание дисциплины на инструкторско-педагогических отделениях музыкальных техникумов. Наряду с этим классы балалайки открываются в государственных детских музыкальных школах.
3. К появлению профессиональной формы обучения и специализации концертного исполнителя на балалайке в 20-30-е гг. неизбежно привела интенсивная академизация балалаечного исполнительства. Развитие академического направления в искусстве игры на балалайке в немалой степени было инициировано проявлением особого интереса к сольной форме исполнительства.
4. С момента открытия в 1948 г. кафедры народных инструментов в Музыкальнопедагогическом институте имени Гнесиных, в стране сложилась трехуровневая система профессионального музыкального образования (школа-училище-вуз) в сфере исполнительства на балалайке. Система выстраивалась на общих принципах преемственности форм, методов обучения и воспитания, предполагающих определенную внутреннюю взаимосвязь между всеми ее ступенями.
5. В конце 40-х гг. учебно-методическая литература для балалайки начинает отходить от бытующего в педагогической практике примитивизма, приобретает черты системности и профессионально-педагогической обоснованности. Особую роль в этом сыграла методическая деятельность А.С. Илюхина.
6. В конце 50-х гг. вышли в свет первые учебные пособия, специально предназначенные для учащихся по классу балалайки детских музыкальных школ. Использование этих пособий в педагогической практике выявило их актуальность, что послужило стимулом к последующему изданию различной нотной литературы, ориентированной на начальное музыкальное воспитание и образование.
7. Академическое направление в искусстве игры на балалайке и профессиональное музыкальное образование исследуемой области тесно взаимосвязаны и взаимообуслов-ливают непрерывное развитие и совершенствование друг друга.
1. Юноки-Оиэ К., Афанасьев А. Жизнь и творчество Б.С. Трояновского. М., 2002. С. 123.
2. Музыкальная жизнь СССР / сост. О. Кайда-лова. М., 1970. С. 163.
3. Андреев В. Материалы и документы / сост., текстологическая подготовка и примеч. Б. Грановского. М., 1986. С. 137.
4. Игонин В. // Информационный бюллетень «Народник». 2002. № 1. С. 27-28.
5. Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах: учеб. пособие для муз. вузов и училищ. М., 2002. С. 193.
6. Романов Б. Самоучитель игры на балалайке / под общ. ред. Н.П. Осипова. М.; Л., 1946. С. 28.
7. Кулибаба С.И. Основные тенденции становления музыки письменной традиции для балалайки: дис. ... канд. искусствоведения. М., 1999.
8. Данилов А. // Информационный бюллетень «Народник». 2001. № 2. С. 17.
9. Авратинер В., Халабузарь П. Становление и развитие музыкального образования в СССР:
учеб.-метод. материалы к курсу педагогики для студентов-заочников. М., 1971. С. 19.
10. Писняк Г.А. // Музыкальная жизнь. 1972. № 12. С. 24.
11. Горбачев А. // Информационный бюллетень «Народник». 2002. № 3. С. 22.
12. Пересада А. Справочник балалаечника. М., 1977. С. 47.
13. Авратинер В. Система специального музыкального образования в СССР: учеб.-метод. материалы к курсу педагогики для студентов-заочников. М., 1972. С. 1.
Поступила в редакцию 10.07.2006 г.