Научная статья на тему 'ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ VS СОЗНАНИЕ: СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ'

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ VS СОЗНАНИЕ: СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

1111
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / сознание / информационные технологии / экзистенциальные проблемы. / artificial intelligence / consciousness / information technologies / existential problems.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Резвый Александр Андреевич, Яцевич Мария Юрьевна

В данной статье искусственный интеллект рассматривается как предмет философского анализа. Представлены различные подходы к пониманию искусственного интеллекта и его основные критерии в контексте человеческого сознания. Определена специфика проблематики современной философии в связи с развитием технологий искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE VS CONSCIOUSNESS: THE SPECIFICS OF THE PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING OF THE PROBLEM

In this article, artificial intelligence is considered as a subject of philosophical analysis. Various approaches to understanding artificial intelligence and its main criteria in the context of human consciousness are presented. The specificity of the problems of modern philosophy in connection with the development of artificial intelligence technologies is determined.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ VS СОЗНАНИЕ: СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»

XII Международная научно-практическая конференция

УДК 008.2

Резвый Александр Андреевич Rezvyj Aleksandr Andreevich

Студент Student

Кузбасский государственный технический университет

Kuzbass State Technical University Яцевич Мария Юрьевна Yatsevich Mariya Yourievna

К.филос.н, доцент Ph.D., Associate Professor Кузбасский государственный технический университет

Kuzbass State Technical University

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ VS СОЗНАНИЕ: СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ

ARTIFICIAL INTELLIGENCE VS CONSCIOUSNESS: THE SPECIFICS OF THE PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING OF

THE PROBLEM

Аннотация : В данной статье искусственный интеллект рассматривается как предмет философского анализа. Представлены различные подходы к пониманию искусственного интеллекта и его основные критерии в контексте человеческого сознания. Определена специфика проблематики современной философии в связи с развитием технологий искусственного интеллекта.

Ключевые слова: искусственный интеллект, сознание, информационные технологии, экзистенциальные проблемы.

Abstract: In this article, artificial intelligence is considered as a subject of philosophical analysis. Various approaches to understanding artificial intelligence and its main criteria in the context of human consciousness are presented. The specificity of the problems of modern philosophy in connection with the development of artificial intelligence technologies is determined.

Key words: artificial intelligence, consciousness, information technologies, existential problems.

Инновационные аспекты развития науки и техники Бурное развитие научно-технического прогресса изменило не только окружающую среду, но, в первую очередь, оказало влияние на ментальность человека. Современный индивид нацелен как на создание лучших условий своего существования в материальном мире, так и на трансформацию собственной природы, совершенствованию личных качеств, что ставит новые вызовы для общества и накладывают новую ответственность на самого человека.

С появлением первых компьютеров, ещё в середине 20-ого века, оформлялись идеи о возможности создания робота, обладающего способностью к мышлению, разработке искусственного интеллекта, дополняющего или, в некоторой степени, замещающего человеческий разум. Сегодня процессы роботизации активно внедряются во все сферы деятельности, но создание супер интеллекта пока остается проблематичным. И робот, если и стал внешне человекоподобным, но создание мыслящего и чувствующего искусственного существа, подобного человеку, остается лишь теорией.

На протяжении нескольких десятилетий в научной и философской среде активно ведутся дискуссии о технологических, а также экзистенциальных и этико-аксиологических аспектах создания искусственного интеллекта [1]. При этом краеугольной проблемой в философско-гуманитарном осмыслении данного феномена является вопрос о критериях искусственного интеллекта в контексте его идентичности сознанию человека. Решение данной задачи станет основой для создания искусственного сознания по аналогии с человеческой психикой (со всеми ее креативными и эмоционально-волевыми процессами), что позволит обеспечить развитие технологического аспекта в разработке супер разума.

Одной из попыток обнаружить отличия искусственного интеллекта от человеческого является тест, предложенный английским исследователем Аланом Тьюрингом. По его мнению, это поможет в

XII Международная научно-практическая конференция осуществлении технического прорыва в создании нового разума. Тьюринг утверждал, «неизвестно, что такое сознание, лучше выбрать другой критерий» - коммуникативный. У тестируемого суперкомпьютера необходимо определить, есть ли у него индивидуальный интеллект или нет. Тест заключается в следующем: человеку нужно поговорить с несколькими людьми за стенкой и одним компьютером, если не получится отличить, где он общается с компьютером, то тест пройден электронным мозгом положительно, что означает наличие у машины интеллекта. Отсюда делается вывод -компьютер равно искусственный разум, который по своим ментальным характеристикам не отличается от человеческого [2].

В дискуссию с А. Тьюрингом вступил Д. Сёрл - американский философ, представитель аналитического направления, который предложил свой взгляд на сущность искусственного интеллекта. Он полагает, что можно искусственно создать интеллект, но это будет лишь набор алгоритмов, который станет лишь моделированием работы человеческого мозга. По версии Джона Сёрла компьютеры никогда не смогут мыслить, как люди - «сознание человека неповторимо» [3]. Д. Сёрл провёл свой собственный эксперимент под названием «Китайская комната». Предлагается вообразить себе комнату, в которой находится человек. Внутри этой комнаты есть литература для разбора китайских иероглифов: книги, инструкции, написанные на доступном языке для испытуемого. Китайцы через окошки комнаты пытаются общаться с человеком, находящимся внутри комнаты. С помощью инструкций и литературы испытуемый отвечает на заданные ему вопросы, не осознавая сути. Людям за пределами кажется, что человек их понимает, но, на самом деле, действия находящегося в комнате подчинены лишь заданным правилам и выполнению инструкций. Эта вымышленная ситуация хорошо подходит для описания того, что творится в

Инновационные аспекты развития науки и техники компьютере. Все действия, которые совершает машина, также бессмысленны, как и действия человека в китайской комнате [3].

Из опыта следует, что человеческий разум характеризуется главным образом смысловым содержанием, а интеллектуальная работа машин упирается в символы и алгоритмы не распознавая их значения. Результаты исследований Д. Сёрла получили широкое обсуждение в отношении ряда проблем, связанных, в первую очередь, с попытками объяснить возможность искусственного моделирования сознания как психического акта. Он полагает, что «... Сознание - это всё, что вы чувствуете, ощущаете, осознаёте. Оно продолжается с момента пробуждения утром и весь день. Пока вы не заснёте, умрёте или потеряете сознание. Сон тоже сознание. » [3]. Таким образом, сознание невозможно редуцировать к чисто логическим процессам, и оно принадлежит только человеческому существу.

Чаще всего свойства сознания характеризуют такими понятиями, как феноменальность, интенциональность, самоактивность, моральность, свобода воли, ответственность и т.д. [4]. Данные характеристики фиксируют особенности, присущие сугубо человеческому существу, наделенному способностью к мышлению, творчеству, образному и этическому восприятию реальности внешнего и внутреннего мира. Человеческое мышление связано с деятельностью мозга, который отличается от всех других органов живого существа. Он является биологическим объектом, который, в тоже время, позволяет на ментальном уровне взаимодействовать с предметным миром.

Интеллект человека неразрывно связан с телесными процессами, и его состояния во многом определяются естественными физиологическими причинами, а также бессознательными ментальными процессами. Деятельность человеческого разума во многом обеспечивается с помощью пяти перцепций: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Благодаря им человеческий мозг, как

XII Международная научно-практическая конференция материальный носитель интеллекта, получает информацию о внешнем мире и исследует реальность. В биологии мозг представлен как совокупность нейронов головного и спинного мозга центральной нервной системы, передающиеяся индивиду посредством генов. При этом сознание является формой психической активности и элементом высшей нервной деятельности [5]. Мозговая деятельность связана с целым спектром психических процессов, которые позволяют человеку не только фиксировать особенности или изменение окружающей среды, подстраиваясь под внешний мир, но постоянно осуществлять процедуры осознания индивидом себя и предметного мира, конструируя реальность и осмысливая собственное бытие. Все это влечет за собой формирование в человеческом интеллекте творческих установок, экзистенциальных проблем, инициируя оценочную деятельность интеллекта, поиск смыслов, решения этических проблем и т. д.

Процессы, протекающие в электронном разуме, - математически оформленные алгоритмы, обеспечивающие выполнение строго заданных логических функций. Так, интеллект живого человека - это сигналы чувств, образы, субъективный опыт, рефлексия; особенностью же машины являются вычислительные процессы, связанные с числами, знаками, символами и алгоритмами. Нейронные связи человеческого организма и электронная сеть искусственной системы никогда не станут идентичными. Между ними всегда будут находиться бессознательные процессы живого эмоционального, действующего, переживающего и рефлексирующего существа, что обеспечивает различие индивидуального сугубо человеческого миропонимания и искусственных машинных программ. «Именно "телесный аспект" разумного поведения явился основным препятствием для тех, кто работает над созданием искусственного интеллекта» [5, С.200].

Инновационные аспекты развития науки и техники

В отношении искусственного интеллекта в философии существует две позиции - сильная и слабая [6]. Сильная версия за то, что создание искусственного интеллекта способного к мышлению, пониманию, переживанию - возможно. Более того, создание такой супермашины позволит раскрыть тайну сознания человека. Р. Декарт, заявлял о полном отличии разума и тела, подчеркивая абсолютное подобие организма человека механической природе остального мира [7]. В дальнейшем это сыграло большую роль в становлении общего механицизма и формировании представлений о мироздании в целом. Однако, Сёрл считает, что «проблема эта имеет простое решение - все без исключения состояния сознания обусловлены нейрохимическими процессами в мозге, которые на более высоком уровне реализуются как целая система» [3]. На данный момент это считается слабой версией в философии искусственного интеллекта.

При всем очевидном различии между современными думающими машинами и человеческим интеллектом, уже на сегодняшний день, все чаще обнаруживаются ситуации, когда ресурсы суперкомпьютеров многократно превосходят возможности человека. Высокотехнологичные машины заменяют человека в различных отраслях, снимая с него множество функций, в том числе, интеллектуальных. В ситуации, когда высокоточные машины, запрограммированные, прежде всего, на освобождение человека от решения проблем во внешнем физическом мире, породили спектр новых экзистенциальных проблем, связанных с ролью, значением и смыслом искусственного интеллекта в человеческом бытии, а также способностью нести ответственность за собственные решения в действиях искусственного интеллекта. Среди вопросов, наиболее актуальных сегодня. Каков характер конкуренции между человеком и машиной; степень вмешательства машины в личное пространство и ментальную жизнь человека? Вопросы о разграничении возможной

XII Международная научно-практическая конференция ответственности между человеком и предположительно искусственным интеллектом. Вопросы идентификации человека относительно новых интеллектуальных систем. Новые смыслы существования человека в контексте создания машинного сознания формируются в современном мире.

Также следует учитывать новые аспекты вмешательства искусственного интеллекта в социальную жизнь. Каковы критерии оценки машинного интеллекта в социальном контексте? Можем ли мы эффективно прогнозировать, оценивать и контролировать преимущества ЭВМ в общественных практиках? Оправдано ли будет позволить машинам контролировать и регулировать социальные процессы, положившись на ее логические ресурсы?

Потребность решения обозначенных проблем стимулирует, в свою очередь, комплексные междисциплинарные научно-философские разработки на стыке феноменов естественного и искусственного, позволяющие давать многомерные оценки высокотехнологичным системам, приближающимся по своим характеристикам, свойствам и степени влияния на мир к человеческому разуму.

Библиографический список:

1. Нечаев С.Ю. Китайская комната Дж.Р. Сёрля в контексте проблем философии искусственного интеллекта». Саратовский государственный университет, 2010.

2. Алексеев А.Ю. Комплексный тест Тьюринга: философско-методологические и социокультурные аспекты. -М.: ИИнтеЛЛ, 2013.

3. Сёрл Дж. лекция "Мифы и реальность сознания". [Электронный ресурс] https://ideanomics.ru/lectures/13190 (доступ 2.08.2021)

Инновационные аспекты развития науки и техники

4. Шульга Е. Н. Философия сознания: методологические инварианты исследования. Философия науки. Вып. 12. М., ИФ РАН, 2006. С.196-213.

5. Дрейфус Х. Чего не могут вычислительные машины. Критика искусственного разума. Пер. С англ. Н. Родмана. Под ред. Б.В. Бирюкова. М.: Прогресс, 1978. 334с.

6. Мигуренко Р. А. Человеческие компетенции и искусственный интеллект. Томский политехнический университет. Извести Томского университета. Т.317, № 6, Томск, 2010, С.85-89.

7. Деннет Д. Онтологическая проблема сознания // Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998. С. 361375. Она представляет собой перевод одной из глав его первой книги «Content and Consciousness. L., Boston, 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.