https://doi.orq/10.30853/manuscript.2019.4.21
Иоселиани Аза Давидовна
"ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ" VS ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ
Целью автора статьи является рассмотрение проблемы искусственного интеллекта (ИИ) с философской точки зрения. Анализируются вопросы: мыслит ли машина, как человек; может ли ИИ иметь такое же сознание, психическое состояние в той степени, которой обладает человек; какие опасности таит в себе ИИ? Предлагается несколько сценариев развития ИИ. Автор приходит к выводу о том, что человеку следует ответственно подходить к созданию ИИ, чтобы не было опасности его выхода из-под контроля человека. В противном случае, считает автор, могут осуществиться сценарии развития, которые несут в себе экзистенциальную угрозу для человечества, сопоставимую с полным вымиранием Homo Sapiens.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2019/4/21.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 4. C. 102-107. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net
Социальная философия
Social Philosophy
УДК 1 Дата поступления рукописи: 12.02.2019
https://doi.org/10.30853/manuscript2019A21
Целью автора статьи является рассмотрение проблемы искусственного интеллекта (ИИ) с философской точки зрения. Анализируются вопросы: мыслит ли машина, как человек; может ли ИИ иметь такое же сознание, психическое состояние в той степени, которой обладает человек; какие опасности таит в себе ИИ? Предлагается несколько сценариев развития ИИ. Автор приходит к выводу о том, что человеку следует ответственно подходить к созданию ИИ, чтобы не было опасности его выхода из-под контроля человека. В противном случае, считает автор, могут осуществиться сценарии развития, которые несут в себе экзистенциальную угрозу для человечества, сопоставимую с полным вымиранием Homo Sapiens.
Ключевые слова и фразы: искусственный интеллект (ИИ); возможности ИИ; недостатки ИИ; преимущества ИИ; техническая цивилизация; новая социальная реальность; техногенная цивилизация.
Иоселиани Аза Давидовна, д. филос. н., профессор
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва aza-i@yandex. ru
«ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ» VS ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ
Вступление и понятийный анализ
Наука, как техническая, так и гуманитарная, активно исследует искусственный интеллект (ИИ) и Internet с 90-х годов XX века. С внедрением и расширением этих двух коррелятов общественной жизни поменялись способы и формы социальной и межличностной коммуникаций, приходится вносить коррективы в культуру и традиции. Необратимыми становятся процессы возникновения новых материальных и духовных реалий бытия, а также создаются новые принципы, новая реальность, которая сопровождает повседневную деятельность людей.
В науке ИИ называют системы, предназначенные для решения интеллектуальных задач. В свою очередь, интеллектуальная задача - это задача, которую люди решают при помощи собственного интеллекта. Заметим, что в данном случае специалисты сознательно уходят от определения понятия «интеллект», поскольку до появления систем ИИ единственным примером интеллекта был интеллект человеческий.
Понятие «интеллект» можно интерпретировать как способность решать те или иные интеллектуальные задачи при условии отсутствия известного алгоритма их решения. Другой характеристикой интеллекта считают способность рационального выбора в условиях недостатка информации. Существует еще и аналитический подход к его определению как реакции мыслительного процесса на внешние раздражители на уровне нейронов [8, с. 84]. Нейросеть - это такая модель, которая позволяет принять самое верное решение, исходя из определенных условий.
В 1992 году составители толкового словаря по искусственному интеллекту отмечали, что «искусственный интеллект» обладает свойством интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека. Интеллектуальная система, в свою очередь, - это техническая или программная система, способная решать задачи, принадлежащие конкретной предметной области, знания о которой хранятся в памяти такой системы [1].
Методология
Методологическую базу данной работы составляют принципы единства социально-философского и логического, конкретности, объективности, всесторонности рассмотрения, а также анализ рефлексивных понятий исследуемого объекта. Для достижения научных результатов в статье применяются методы анализа, используемые в современной социальной философии, логике и методологии науки, а также эвристике научного поиска. К таким методам относятся диалектический, логический, научно-исторический, компаративистский и другие.
Актуальность
Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью:
- выяснения места и роли искусственного интеллекта уже как объективной социально-исторической реальности;
- выработки методологически и социально взвешенных позиций в исследовании ИИ, его внедрения и применения в жизни;
- изучения характерных черт и направления научно-технического развития современного мира;
- выявления новых парадигм и соответствующих приоритетов глобальной техногенной цивилизации с уяснением ее природы.
Сферы применения искусственного интеллекта
Искусственный интеллект способен существенно упростить нашу жизнь. Сфера применения искусственного интеллекта очень широка, и его можно использовать везде, где только человек может представить. Вот некоторые области, в которых он уже успешно используется [9].
1. Медицина. Преимущество искусственного интеллекта в этой сфере - способность запоминать и обрабатывать колоссальное количество информации, благодаря чему уже появились не только приложения, дающие рекомендации врачам, но и программы, способные на ранних стадиях обнаружить заболевания, когда симптомы еще не успели проявиться. Например, приложение Face2Gene сканирует лицо и способно определить 3500 различных генетических заболеваний.
2. Промышленность и сельское хозяйство. В этих сферах искусственный интеллект развился до такой степени, что скоро человек будет вовсе ненужным. Так, компания LG в 2023 году откроет завод, где абсолютно все этапы будут выполняться искусственным интеллектом - от закупки товара до выгрузки готовой продукции. И контроль за качеством также будет осуществлять соответствующее программное обеспечение. А уже в 2021 году произойдет частичный переход заводов на эту технологию. В сельской промышленности искусственный интеллект следит за состоянием растений, уровнем влажности, количеством питательных веществ в почве. Более того, он способен обнаруживать сорняки и выдергивать их без вреда для растений.
3. Дорожное движение. Уже сейчас искусственный интеллект используется для того, чтобы предотвращать пробки. Для этого он в режиме реального времени собирает информацию со светофоров, анализирует расстояние между машинами, имеющиеся аварии для улучшения дорожно-транспортной ситуации. Подобные системы реализованы уже во многих странах. Еще одно направление ИИ в этой области - машины с автопилотом.
4. Умный дом. Например, ИИ может утром разбудить и раздвинуть занавески, чтобы в комнате оказался солнечный свет. Также есть возможность в ближайшее время почувствовать все удобство умных батарей, которые адаптируют температуру под человека. Умный пылесос уже сейчас сам очищает квартиры.
5. Умные переводчики. ИИ дошел до того уровня, что нередко они свои функции выполняют не хуже человека.
6. Виртуальные ассистенты на смартфонах. Там все реализовано через ИИ, начиная с распознавания речи и заканчивая выдачей готового решения. В 2018 году компания «Яндекс» запустила голосового помощника «Алиса». Новый сервис позволяет пользователю прослушивать новости и прогноз погоды, получать ответы на вопросы и просто общаться с ботом. «Алиса» иногда дерзит, порой кажется почти разумной и по-человечески саркастичной, но часто не может разобраться, о чём её спрашивают, и отвечает невпопад.
7. В 2016 году ведущий аналитик компании «Яндекс» Алексей Тихонов создал нейросеть, способную писать стихи [8].
Таким образом, ИИ показал мощь и эффективность в различных областях, включая медицину, торговлю, финансы, СМИ, борьбу с преступностью и многое другое. Поэтому изучение искусственного интеллекта вышло сегодня на новый виток своего развития.
Философия в исследовании искусственного интеллекта, «мышления машин», задаётся следующими вопросами:
- Сможет ли ИИ действовать разумно? Сможет ли ИИ решать проблемы, которые человек решает с помощью размышлений?
- Сможет ли ИИ иметь такое же сознание, психическое состояние в той степени, которой обладает человек?
- Способен ли ИИ чувствовать, проявлять эмоции?
- Одинакова ли природа искусственного и человеческого интеллекта?
- Какие опасности таит в себе ИИ, насколько непредсказуем его потенциал?
Наиболее жаркие споры в философии ИИ вызывает вопрос «Может ли машина мыслить?». Мышление -это процесс обработки информации, находящейся в памяти: синтез, анализ и самопрограммирование [6].
Искусственный интеллект и человек на деле очень разные. Объединяет их лишь способность думать, но и это осуществляется по-разному.
Следует отметить, что существуют две точки зрения на ИИ - это гипотезы слабого и сильного ИИ. Рассмотрим их.
Прикладной искусственный интеллект (также используют термин «слабый ИИ» или «узкий ИИ», в английской традиции - weak/applied/narrow AI) - это ИИ, предназначенный для решения какой-либо одной интеллектуальной задачи или их небольшого множества. К этому классу относятся системы для игры в шахматы, го, распознавания образов, речи, принятия решения о выдаче или невыдаче банковского кредита и так далее.
В противоположность прикладному ИИ вводят понятие универсального искусственного интеллекта (также «сильный ИИ», по-английски - strong AI / Artificial General Intelligence). Термин «сильный (или общий) искусственный интеллект» ввел американский философ Джон Роджерс Серль [5]. Сильный ИИ - это программа, которая сама будет разумом, аналогичным человеческому разуму. Соответственно, искусственный суперинтеллект (ASI) будет обладать интеллектуальными возможностями, превосходящими возможности людей в почти
широком спектре категорий и областей деятельности. По словам Ника Бострома, одного из признанных экспертов ИИ, шведского философа и автора книги «Суперинтеллект: пути, опасности, стратегии», сверхинтеллектуальная искусственная система будет обладать «интеллектом, который намного умнее лучших человеческих мозгов практически во всех областях, включая научное творчество, общую мудрость и социальные навыки» [2, с. 113-114]. Бостром уверен, что едва ли останется хоть какая-нибудь проблема, которую сверхинтеллект не в силах будет разрешить или хотя бы помочь нам решить. Болезни, бедность, разрушение окружающей среды, страдания всех видов - все это сверхинтеллект при помощи нанотехнологий сможет решить в момент. Также сверхинтеллект может дать нам неограниченный срок жизни, остановив и обратив вспять процессы старения, используя наномедицину. Сверхинтеллект может посодействовать человеку в создании мира, в котором он будет жить, приближаясь к своим идеалам и регулярно воплощая свои мечты [Там же].
Сторонники слабого (узкого) ИИ рассматривают программы как инструмент, который позволяет решать ту или иную задачу, но неспособен мыслить как человек.
Известный британский ученый Алан Мэтисон Тьюринг в 1950 году опубликовал свою работу «Вычислительная техника и интеллект» [14, р. 435]. На основании существующих гипотез сильного и слабого интеллекта он заменил в своем основном исследуемом вопросе двусмысленные выражения «машины» и «думать» на более однозначные, получив в итоге несколько иную формулировку своей деятельности: «Может ли машина совершать действия, неотличимые от обдуманных?». По мнению автора, это вполне возможно. И вся его работа посвящена доказательству данной теории, равно как и отрицанию противоположных взглядов. Существует много вариантов таких доказательств у Тьюринга, и все они изложены в форме тестов. Первоначальным и основным этапом в этой работе он использует так называемую «Игру-имитацию». Здесь участвуют трое: человек, машина и экзаменатор. Все они рассажены в отдельных помещениях и через телетайп (или посредника) общаются между собой. И каждый, кроме экзаменатора, пытается доказать, что является человеком. В случае невозможности экзаменатором определить, кто есть кто, считается, что выигрывает искусственный интеллект. Этот тест имеет различные варианты. Как отмечает эксперт в области когнитивной психологии и профессор философии Стивен Харнад, «вопрос Тьюринга стал звучать так: "Могут ли машины делать так, как можем делать мы, как мыслящие создания?"» [13, р. 89].
В своем эксперименте Джон Сёрль доказал, что прохождение теста Тьюринга не может являться критерием наличия у машины мышления. Для появления самосознания у машин необходимо наличие физико-химических процессов, схожих с теми, что протекают в человеческом мозге. Аналогичную позицию занимают и другие исследователи ИИ.
Сильного ИИ действительно пока не существует. Практически все успехи, которые мы наблюдаем в последнее десятилетие в области ИИ, - это успехи прикладных систем. Эти успехи нельзя недооценивать, так как прикладные системы в ряде случаев способны решать интеллектуальные задачи лучше, чем это делает универсальный человеческий интеллект.
Узконаправленный искусственный интеллект превосходит человеческий в определенных видах деятельности или операциях. Компьютер с узконаправленным искусственным интеллектом способен обыграть чемпиона мира по шахматам, припарковать автомобиль или подобрать наиболее соответствующие запросу результаты в поисковой системе [6].
Поэтому пока правы сторонники «слабого искусственного интеллекта», которые высказывают точку зрения о том, что умные машины способны лишь решать некоторые поставленные перед ними задачи (какие именно - описано выше) и неспособны обладать полным спектром человеческих способностей. К их числу относится также английский физик и математик Роджер Пенроуз [7].
Можно констатировать, что для одних ИИ - это умение решать сложные задачи, другие понимают ИИ как способность к обучению, обобщению, аналитическому мышлению, для третьих ИИ - это способность взаимодействия с внешним миром путем общения, передачи и осознанного восприятия информации. То есть само понимание интеллекта в разных его проявлениях абсолютно расходится. Помочь в этом вопросе призвана эпистемология - наука о знании и интеллекте в рамках философии. Здесь философы работают над тем, чтобы помочь инженерам при создании искусственного разума в понимании того, как лучше воспринимать, представлять и использовать знания и информацию [11].
Возможностей у искусственного интеллекта очень много. Нам надо ответственно подходить к его созданию, чтобы не было опасности выхода ИИ из-под контроля человека.
Преимущества и недостатки искусственного интеллекта, сценарий его развития
У каждой прорывной технологии есть преимущества и недостатки. И искусственный интеллект не является исключением. Преимущества ИИ:
1. Способность мгновенно запоминать информацию и обрабатывать колоссальное ее количество в кратчайшие сроки. Для того чтобы любое знание напрочь засело в голове человека и не забылось, необходимо повторять нужную информацию в течение 3-4 дней, а затем хотя бы раз в 1,5 месяца освежать ее в памяти хоть в косвенной форме. Искусственный интеллект запомнит раз и навсегда.
2. Невероятно быстрая обработка количественных данных. Пока человек сложит два двузначных числа, компьютер уже проанализирует экономическую ситуацию и выдаст точку на графике, в которой лучше всего покупать валюту. А потом и сам эту сделку заключит и вовремя выйдет из рынка, оставив с прибылью своего хозяина. Трейдеру обработать такое множество количественной информации не под силу. В долгосрочной перспективе правительствам и корпорациям нужно продумать возможность введения универсального основного дохода - безусловных ежемесячных или ежегодных выплат всем гражданам, так как мы медленно, но уверенно движемся в сторону дня, когда все работы будут выполняться роботами.
Рассмотрим недостатки ИИ:
1. Искусственный интеллект пока еще не умеет обрабатывать качественную информацию, но это лишь вопрос времени.
2. Искусственный интеллект все еще может давать сбои. Пока он не настолько совершенный, поэтому все равно нужен человек, который за ним будет «присматривать». Но уже через несколько десятилетий ИИ может научиться видеть свои сбои, чинить их, и человек не понадобится. Недавно в новостях сообщалось, что изобретено высокоточное оружие, которое будет само выбирать цель, находить самый благоприятный маршрут к ней, чтобы при этом остаться незамеченным. Если на это ружье поместить ядерную боеголовку и оно вдруг даст ложный старт, то это может уничтожить все человечество. Достаточно вспомнить только ситуации во время холодной войны, когда электроника давала ложный сигнал о пуске ядерного снаряда, хотя это была лишь погодная аномалия.
3. Как было доказано на нескольких примерах в последние годы, искусственный интеллект может быть столь же (а может, даже более), необъективен, чем человек. Существует также проблема злоумышленного использования искусственного интеллекта и машинного обучения как правительственными, так и неправительственными организациями.
ИИ дает возможность злоумышленникам выдавать себя за других людей, имитируя их почерк, голос и манеру общения, обеспечивая их невиданным по своей силе инструментом, который может быть использован в разного рода противоправных деяниях.
Стоит учитывать, что со временем количество минусов будет все меньше и меньше. Важно то, что мы можем определить проблемы, которые лежат перед нами, и признать нашу ответственность, чтобы быть уверенными, что мы можем в полной мере воспользоваться преимуществами и минимизировать негативные последствия.
Есть несколько сценариев развития искусственного интеллекта.
1. Рано или поздно ИИ будет настолько совершенным, что его нельзя будет ни обмануть, ни взломать. Зато он может быть настроен агрессивно против человека. Как только у бездушной машины появится самосознание, она фактически превратится в человека, только гораздо более умелого. И если произойдет конфликт с этим устройством, то последствия будут очень печальными. Элон Маск, Стивен Хокинг, Билл Гейтс считают, что искусственный интеллект представляет экзистенциальную угрозу для человечества, сопоставимую по масштабам с полным вымиранием нас как вида.
2. Машины будут делать за человека все.
3. Человечество может решить создать машину, которая определяет и решает глобальные проблемы человечества. И вполне возможно, что, проанализировав кучу переменных, робот решит, что виноват во всех своих бедах сам человек. И естественно, у него будет программа уничтожить причину, то есть людей.
4. Технологическая безработица, которая уже начинает потихоньку проявляться, причем не только в конвейерном производстве, но и во вполне «умных» профессиях. Так, в большинстве мировых банков достаточно лишь пары трейдеров, а всю остальную работу по анализу рынка и даже заключению прибыльных сделок на куплю или продажу валюты или ценных бумаг выполняют роботы.
5. Фантастический сценарий, когда будут востребованы только те люди, которые обслуживают ИИ, то есть программисты. А затем последние станут ненужными, поскольку искусственный интеллект будет настолько хорошо самообучаться, что даже сам программист не будет знать, что происходит в его коде.
Искусственный интеллект развивается полным ходом, и рано или поздно один из этих сценариев вполне может осуществиться. Но при этом следует учесть тот факт, что между сильным и слабым искусственным интеллектом лежит пропасть. Чтобы пройти путь от одного до другого, мало увеличить вычислительную мощность компьютеров, надо ещё дать им разум. Ученые пока ещё не видят однозначного способа, как это сделать.
Социокультурные и философские проблемы искусственного интеллекта
Проблема взаимосвязи человека и ИИ приобретает новые черты в контексте теории Internet, форм виртуальных «сообществ» и коммуникации. ИИ, техносфера в целом, глобальные интеграционные процессы, инфосфера - это те пласты, которые переформатируют пространство повседневного опыта человека [4].
Среди проблем, с которыми в ближайшее время столкнется человечество, можно отметить проблему необходимости осуществления психологической адаптации человека к среде, где требуется массовая компьютерная грамотность.
Эти явления неизбежно изменят духовную жизнь общества, мышления, образ жизни [3]. Появится другая «среда обитания». При новой инфосферной структуре постепенно модифицируется существующая картина мира и образуется новая информационная модель бытия.
В настоящее время радикально меняется понимание этического феномена: раньше под этическими отношениями понимались отношения только между людьми, но сейчас в сферу этических отношений включился и искусственный интеллект. ИИ признается в статусе объекта, а также субъекта нравственных отношений. Не означает ли это, что человеку следует отказаться от этического антропоцентризма? Разумеется, нет, речь идет не об отказе от антропоцентризма, а о том, что необходимо его критическое переосмысление.
На социальную повседневность кардинально могут повлиять интеллектуальные системы, в которых роботы могут заменять человека в экстремальных условиях при взаимодействии с окружающей средой. Робототехника сможет работать вместо человека везде, где отсутствуют условия, в которых мог бы работать человек, например в условиях без кислородной среды, неприемлемых для человека температурных условиях, в пространствах без освещения и др. Таким образом, вместо строительства многих зданий, усложняющих инфраструктуру населенных пунктов, можно строить сооружения под землей.
Удобства, которые предоставляют роботизация и технизация для жизни человека, очевидны. Однако некоторые исследователи обращают внимание на возможность появления опасных факторов, отрицательно воздействующих на жизнь людей. Эти авторы обосновывают негативные последствия тем, что человек наделен чувством ответственности, а если переложить эту ответственность на ИИ, системы могут давать сбои. В итоге ИИ может найти решение, неприемлемое и, что еще опаснее, непонятное для человека.
Французский исследователь Эллюль крайне озабочен судьбой человечества. Он пишет: «...мы вышли к развилке исторического пути, к месту возможного пересечения между свободным социализмом и кибернетизацией общества. Дело еще не проиграно. Главное, чтобы мир информатики, пусть даже самым невинным и немакиавеллистским образом, не стал агентом технической системы, увенчав свое движение к концентрации, ко все проникающему контролю. Когда такое кибернетизированное государство "схватится", как схватывается ледяная шуга или бетон, то будет, строго говоря, уже слишком поздно» [10, с. 151].
Техносфера развивается стремительно, ускоряется ее перерастание в новую среду - инфосферу, в которой основная ценность - это информация, передаваемая, производимая и превращаемая в товар посредством высоких технологий. При этом, как уже было указано выше, возникает новая реальность, изменяются ценности, нормы и приоритеты человеческой цивилизации.
У технической цивилизации иная картина ценностей и приоритетов. Одним из основных приоритетов технической цивилизации является новый тип коммуникации, который облегчает движение информации. Этот процесс детерминирует приоритеты конкуренции, соперничества, выгоды и прибыли.
По мнению К. Хефнера [12] и других ученых, преодолеть указанные выше опасности можно путем формирования гуманно-компьютеризированного общества, где в совершенстве продуманы отношения между искусственным интеллектом и людьми.
Человек, используя современные электронные средства, за считанные секунды может отправить и получить информацию в любое время, в любой точке земного шара. И, разумеется, это не может не сказываться на характере массовой культуры, на системе образования. Конечно же, это вызывает изменение ценностных ориентаций, мировоззрения личности и общества. В результате все отмеченное способно вывести культуру на качественно иной уровень. Этот тезис доказывается, во-первых, фактом создания нового вида среды -«виртуальной реальности», которая способна оказывать большое влияние и на повседневную жизнь человека, и на его психику; во-вторых, качественным изменением мировоззрения человека, типа его мыслительной деятельности, его ментальности и рациональности.
Выводы. Искусственный интеллект как социальное явление, его место и роль в общественной жизни учеными трактуются по-разному, и, соответственно, рисуются разные сценарии его развития. ИИ развивается быстро, и в будущем один из описанных в статье сценариев вполне может осуществиться. Однако пока человеческий разум во многом превосходит мощные компьютеры.
Интеллектуальные системы могут повлиять и кардинально изменить социальную повседневность, однако вопрос в том, что это за влияние и насколько человек, как мыслящее существо, защищен.
Техническая цивилизация диктует свои ценности и приоритеты. Одним из основных ее приоритетов являются новое социальное пространство, новый тип коммуникации, иные условия социального бытия, которое и детерминирует приоритеты конкуренции, соперничества и выгоды.
Новая социальная реальность, втягивая в свою орбиту высокие технологии, информацию, глобализацию, создает нового человека, новый тип жизнедеятельности людей. Этот новый тип жизнедеятельности интегрирует прагматизм и утилитарность с профессионализмом, чувством долга и ответственностью.
Список источников
1. Аверкин А. Н., Гаазе-Рапопорт М. Г., Поспелов Д. А. Толковый словарь по искусственному интеллекту. М.: Радио и связь, 1992. 256 с.
2. Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 496 с.
3. Иоселиани А. Д. Антропология техногенного мира. Пермь: АНО ДПО «Пермский институт экономики и финансов», 2018. 260 с.
4. Иоселиани А. Д. Онтология современных техно- и социосфер // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 3 (65). Ч. 2. C. 62-64.
5. Корниенко В. В., Сорокина В. В. Системы искусственного интеллекта // Студент. Аспирант. Исследователь. 2018. № 5 (35). С. 336-341.
6. Люшнина Д. Г. Искусственный интеллект: ответ или вызов? // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014. Т. 4. № 11. С. 11-21.
7. Пенроуз Р. Новый ум короля: о компьютерах, мышлении и законах физики. М.: Едиториал УРСС, 2005. 274 с.
8. Петрунин Ю. Ю., Рязанов М. А., Савельев А. В. Философия искусственного интеллекта в концепциях нейронаук. М.: МАКС Пресс, 2010. 187 с.
9. Трапезников М. В., Брынза М. Г., Матасова М. А. Искусственный интеллект // Молодежный научный вестник. 2017. № 10 (23). С. 97-101.
10. Эллюль Ж. Другая революция // Новая технократическая волна на Западе / под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986. С. 147-152.
11. Ярославцева М. М. Значение теории сознания в становлении искусственного интеллекта // Гагаринские чтения - 2017: тезисы докладов конференции. М.: Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 2017. С. 1192-1193.
12. Haefner K МешЛ und Computer im Jahre 2000. Basel - Boston - Stuttgart: Birkhauser, 1994. 402 S.
13. Harnad S. First Scale up to the Robotic Turing Test, Then Worry about Feeling // Artificial Intelligence in Medicine. 2008. Vol. 44. № 2. P. 83-89.
14. Turing A. Computing Machinery and Intelligence.// Mind. 1950. Vol. 59. № 236. Р. 433-460.
"ARTIFICIAL INTELLIGENCE" VS HUMAN INTELLIGENCE
Ioseliani Aza Davidovna, Doctor in Philosophy, Professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
aza-i@yandex. ru
The article is devoted to studying the problem of artificial intelligence from the philosophical point of view. The following questions are analysed: can a machine think like a human being; can AI have the same consciousness, mental state to the extent that a person possesses; what dangers is AI fraught with? Several scenarios for the development of artificial intelligence are suggested. The author comes to the conclusion that a man should be responsible for AI creation to avoid the danger of its going out of his control. Otherwise, the author believes, pessimistic scenarios of development may be realized, which carry existential threat to the humanity comparable with the complete extinction of Homo Sapiens.
Key words and phrases: artificial intelligence; AI capabilities; deficiencies of AI; benefits of AI; technical civilization; new social reality; industrial civilization.
УДК 123.1 Дата поступления рукописи: 27.01.2019
https://doi.Org/10.30853/manuscript.2019.4.22
В данной статье раскрываются подходы к свободе выбора и их многообразие, а также роль в обществе самой свободы и ее характерные особенности. Выбор в разных формах присутствует на протяжении всей жизни человека. Станет ли выбор свободным - зависит от множества факторов: от общества, от личностных предпочтений, от случайных обстоятельств. Возможность свободы выбора является мерилом реализации людьми своих прав и свобод. Особое внимание уделяется специфике свободного выбора в современном обществе, связанного с ситуацией социальной поляризации и тотальной ответственности человека. Важным в этом процессе является уровень самосознания человека, необходимый для принятия единственно правильного решения в ситуации свободного выбора.
Ключевые слова и фразы: свобода; выбор; личность; воля; жизнь; общество; ценности.
Сабитова Альфия Рашитовна
Башкирский государственный университет, г. Уфа alfiia.sabitova.2013@mail.ru
РОЛЬ СВОБОДНОГО ВЫБОРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Свободный выбор является одной из главных ценностей в жизни человека. Существование человека скоротечно и ограничено временными рамками. Человек задумывается обо всем, что он делает, в том числе и о цели в жизни. Различные обстоятельства приводят индивида к раздумьям о том, ради чего требуется так много учиться и работать, преодолевать препятствия, совершенствоваться и т.д. От человека зависит, как сложится его жизнь, какой она будет, будет ли удачной или нет.
Философия свободы была предметом размышлений И. Канта, А. Бергсона, А. Шопенгауэра, С. Л. Франка, Ж. П. Сартра, Н. А. Бердяева, П. Я. Чаадаева и др. Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк - от полного отрицания самой возможности свободного выбора (в концепциях бихевиоризма) до обоснования «бегства от свободы» в условиях современного цивилизованного общества. Понятие свободы на протяжении столетий естественным образом подвергалось различного рода изменениям. Многие аспекты этого вопроса в течение длительного периода дискутировались в разных научных сообществах, что позволяет констатировать противоречивость самого понятия свободы.
В условиях глобализации современного мира одной из важнейших проблем является свобода индивида. Проблема свободы выбора затрагивает наиболее значимые аспекты человеческой жизни. К таким аспектам относятся: ответственность человека, связанная с выбором жизненного пути; изменение условий социальной жизни, предъявляющих человеку более жесткие условия выбора; формирование новых отношений человека и общества, связанных с социально-имущественной поляризацией населения. Всё это обуславливает актуальность данного исследования.
Вся жизнь человека - это череда выборов, в большом и малом, которые совершаются каждым как подтверждение своей «самости» и шаг к самоактуализации. Делая выбор, человек определяет дальнейший жизненный путь, его направление и характер. Свобода человека проступает в выборе альтернативных линий поведения. Соответственно, в данной работе мы выявляем особенности свободного выбора и его роль в жизни современного человека. Необходимо анализировать понятие «свобода выбора», показать историчность и относительность современного представления о свободе выбора, эксплицировать свободный выбор как один из важных аспектов свободы в философии. Нами представлены философские взгляды о понятии свободы выбора, условиях реального существования свободного выбора в современном обществе; рассмотрена связь свободы выбора и ответственности в условиях современного общества. Таким образом, в условиях постоянно изменяющегося социума проблема свободного выбора не теряет своей актуальности и приобретает особый интерес, связанный с выявлением основных факторов, детерминированных трансформацией общества. Данные положения могут использоваться для совершенствования моральных правил и норм, связанных со свободой выбора