прохожих, возможность проявить свой артистизм, харизматичность, уверенность в себе и чувство юмора. Выходя из кабинетно-урочной системы в городскую среду, педагог уже тем самым проявляет свою самостоятельность и независимость в суждениях и мышлении, демонстрируя склонность к риску и стремление к свободе, что является неотъемлемой частью проявления креативности.
Выводы. На основе вышеизложенного, можно сделать выводы о том, что творческий подход, как сущность педагогической деятельности, необходим, но, как таковая, креативная компетентность является недостаточно исследованной проблемой ни на теоретическом уровне, ни на практике. Таким образом, основной проблемой становится то, что не существует единого мнения в определении самого понятия креативной компетентности, ее структуры, не решен вопрос диагностики и методики развития креативной компетентности, отсутствует мотивация на ее использование самими педагогами. Встает вопрос о выходе из привычной среды в такую среду, которая обладает богатством возможностей, многообразием источников информации, атмосферой свободы и некоторой долей неопределенности, где педагог является одновременно и исследователем, и проектировщиком образовательного процесса. Всем вышеназванным условиям должным образом соответствует городская среда, как ресурс для развития креативной компетентности педагога.
Литература:
1. Брякова, И.Е. Креативная компетентность педагога - новый вектор развития образования / И.Е. Брякова // Педагогический ИМИДЖ. - 2019. - Т. 13. - № 3 (44) - С. 309-320
2. Буланов, М.В. Образовательная урбанистика: опыт описания ключевых понятий / М.В. Буланов, А.Н. Россинская, Е.А. Асонова // Научно-педагогическое обозрение. - 2021. - № 6(40). - С. 236- 245
3. Дрозд, К.В. Проектирование образовательной среды школы как педагогическая инновация: научно-методическое сопровождение: учеб.-метод. пособие / К.В. Дрозд, И.В. Плаксина. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. - 456 с.
4. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 368 с.
5. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к образованию / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2005. - № 3 (33). -С. 27-40
6. Литвиненко, Л.Л. Непрерывное образование в обществе знаний / Л.Л. Литвиненко // Образование. Наука. Инновации. - 2012. - № 2 (22). - С. 70-74
7. Морозов, А.В. Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образовани / А.В. Морозов - М.: ИГУМО, 2004. - 445 с.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., всуп. в силу с 01.01.2022). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
9. Чичканова, Т.А. Пространство города как предмет педагогического исследования (к постановке проблемы) / Интернет-журнал Науковедение. - Выпуск 4 (23), 2014. - С. 1-19. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/101PVN414
10. Ясвин, В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление / В.А. Ясвин. - М.: Народное образование, 2019. - 448 с.
Педагогика
УДК 978
кандидат психологических наук, профессор Пономарева Елена Юрьевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В
ВУЗЕ
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению искусственного интеллекта как главного феномена цифровой трансформации и его роли в преподавании психологической науки в высшей школе. Приводятся основные тенденции и перспективные направления развития в образовании, реализация которых становится возможной благодаря инновационным технологиям. Подчеркивается необходимость разработки комплексного подхода, предполагающего интеграцию традиционных и новых форм, а также способов обучения. Кроме того, в рамках работы обозреваются функции систем искусственного интеллекта, обусловливающие его значимость для всех сторон образовательных отношений. Анализ теоретических исследований позволяет прийти к выводу о неоднозначности феномена, наравне с весомыми возможностями приводящего к возникновению рисков и проблемных ситуаций.
Ключевые слова: искусственный интеллект, образовательный процесс, преподавание, психологические дисциплины.
Annotation. This article is devoted to the consideration of artificial intelligence as the main phenomenon of digital transformation and its role in the teaching of psychological science in higher education. The main trends and promising directions of development in education are given, the implementation of which becomes possible thanks to innovative technologies. The need to develop an integrated approach involving the integration of traditional and new forms, as well as ways of learning, is emphasized. In addition, within the framework of the work, the functions of artificial intelligence systems are reviewed, which determine its significance for all sides of educational relations. The analysis of theoretical studies allows us to come to the conclusion about the ambiguity of the phenomenon, along with significant opportunities leading to the emergence of risks and problematic situations.
Key words: artificial intelligence, educational process, teaching, psychological disciplines.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет - 2030»
Введение. Стремительное развитие цифровых технологий на сегодняшний день продолжает сопровождаться кардинальными трансформациями в социальной среде, в той или иной степени затрагивая все сферы общественной жизни. Существенное влияние испытывает на себе и современная система образования. Прежде всего, происходящие в ней изменения связаны с разворотом трендов, диктующих принципы организации учебного процесса. Задающая его вектор практическая действительность позволяет наглядно убедиться в их смещении в сторону комбинированных форм, предполагающих объединение очного и дистанционного обучения, а также дополненных разнообразными онлайн-курсами. В свою очередь, это неизбежно оказывает воздействие на вовлеченных в условия новой цифровой реальности участников
образовательных отношений. Имеющиеся у них стремления сводятся к попыткам освоить технологические новшества и преодолеть культурные, языковые и психологические барьеры в виртуальной среде.
Будучи одним из самых перспективных предметов исследования, искусственный интеллект открывает доступ к массе возможностей в рамках образовательного процесса. Сценарии его применения в преподавательской деятельности предполагают создание персонализированных учебных программ и модулей в соответствии с индивидуальными особенностями отдельных обучающихся, расширение и развитие возможностей для совместного обучения студентов, оценивание эффективности применяемой методологии, а также активирующих познавательную деятельность учебных пособий и многое другое. Технологии виртуальной реальности обладают весомым дидактическим потенциалом, позволяя не только обрабатывать большие объемы данных, но и устанавливать соответствующие взаимосвязи и зависимости между ними, тем самым отвечая цели повышения эффективности обучения [1].
Информационные системы отличаются множеством преимуществ и связанным с ними высоким спросом в контексте преподавания естественных, гуманитарных и социальных дисциплин. Исключением не является и психология, интегрирующая в себе сведения из каждой ветви знаний и предстающая в качестве модели комплексного изучения человека и его психики. Актуальность заявленной темы обусловлена принципиальной значимостью искусственного интеллекта для преподнесения материала в рамках психологических дисциплин. О ее наличии свидетельствует целый ряд факторов, основными из которых являются задачи обогащения данной области знаний посредством нахождения новых форм преподавания и многогранность, сложность самого предмета психологии, лежащая в основе необходимости наиболее качественного объяснения его сущности и специфики для обучающихся [5].
Изложение основного материала статьи. Стремительное развитие искусственного интеллекта выступает в качестве главной предпосылки изменения условий образовательной среды и усиливает потребность в получении цифровых навыков. Как следствие, именно приобщение к информационно-коммуникационным средствам научно-технического прогресса и стремление овладеть возможностями подлинной информационной культуры находятся в основе достижения первостепенных целей в образовании на современном этапе общественного развития. Что касается непосредственно психологических дисциплин, данная область в системе высшего образования обычно направлена на выполнение следующих задач: поиск новых психологических знаний с их последующим применением для решения практических проблем и осуществление трансляции, передачи этих знаний. Реализация указанных аспектов становится возможной благодаря внедрению в учебный процесс современных технологий, положительно сказывающихся на качестве обучения и расширении его доступности. Это достигается посредством разработки новых подходов, которые способствуют развитию коммуникативных и профессиональных навыков студентов в связи с вложенной в них вариативностью содержательных и организационных форм обучения [5]. Наиболее востребованные на сегодняшний день цифровые методики обучения обусловливают возрастание творческого параметра, что приводит к активизации всех сторон учебного процесса [3].
Согласно приведенным в исследовании К.А. Ремизовой положениям, роль искусственного интеллекта в контексте преподавания психологических дисциплин определяется тремя основополагающими тенденциями. Так, благодаря его применению становится возможным воплощение следующих условий:
1. увеличение общегуманитарного и профессионального взаимодействия обучающихся и членов педагогического звена в связи с возможностью выполнения совместных проектов, включая телекоммуникационные проекты - совместную творческую или игровую деятельность, осуществляемую в учебно-познавательных целях и организованную с привлечением информационных и коммуникационных технологий. Важным аспектом подобной деятельности является то, что объединение студентов и преподавателей происходит на основе общей цели, согласованных способов деятельности и применяемых в ходе нее методов. Помимо всего прочего, она должна отличаться четкой направленностью на достижение общего результата по разрешению определенной проблемной ситуации, представляющей ценность для всех участвующих в проекте сторон учебного процесса;
2. предоставление доступа к виртуальным лабораториям, электронным библиотекам, а также научным, учебным и прочим разновидностям ресурсов в глобальной сети Интернет, которые отвечают задачам учебно-познавательной активности;
3. реализация образовательного процесса с помощью вхождения в виртуальную среду наряду с возможностью его формирования и организации через призму собственных предпочтений и удобств [5].
Автор еще одного исследования, посвященного анализу новых форм обучения с применением цифровых технологий в преподавании, обращается к рассмотрению роли последних на примере курса политической психологии. Так, Н.В. Кукина в тексте своей работы указывает на сосуществование нескольких тенденций, характеризующихся тесной связью с использованием цифровых технологий и описывающих трансформацию системы образования на современном этапе общественного становления. Каждая из них оказывает весомое влияние на сектор высшей школы в целом и привлекаемые в ходе организации учебы формы и способы преподавания. По мнению автора, именно учет этих перспективных направлений и произведенная в соответствии с ними адаптация образовательного процесса является необходимостью, располагающей к обретению должного уровня качества и эффективности. Итак, речь идет о трех наиболее выраженных направлениях развития.
В качестве первого из них предстает цифровая мобилизация, подразумевающая повсеместное использование цифровых устройств, к которым причисляются смартфоны, планшеты и прочие гаджеты как основные источники, предоставляющие доступ к информационным ресурсам и коммуникационным возможностям. Нельзя не упомянуть и непосредственно искусственный интеллект как одну из ключевых технологий, сопровождающих процесс цифровой трансформации и отвечающих выполнению аналогичных функций. Устройства такого рода заключают в себе немалое число преимуществ с точки зрения всех участников образовательных отношений, особенно студентов. Их основное назначение в рамках учебного процесса находит свое отражение в следующих четырех аспектах:
• первый из них предполагает обеспечение быстрого доступа к информации, которую можно получить фактически в любое время и в любом месте;
• второе преимущество кроется в предоставлении расширенных возможностей для установления контакта и налаживания коммуникативных процессов не только с сокурсниками, но и с участниками преподавательского коллектива. Здесь же невозможно не отметить, что подобное увеличение возможностей коммуникации приводит к общему расширению сети контактов, оказывая содействие интерактивным подходам, в ходе которых учебный процесс выстраивается на основе координации совместной деятельности обучающихся друг с другом или учащихся и педагогов. Такое приобретение знаний посредством активного совместного поиска и изучения информации, ее обсуждения и осмысления формирует почву для так называемого коллаборативного обучения [4]. Решение учебных и воспитательных задач достигается с помощью разнообразных способов его реализации, в числе которых могут выступать организуемые презентации, круглые столы, мозговой штурм, дебаты и дискуссионные мероприятия, совместные разработки, креативные сессии и ряд других вариантов. Одним из перспективных и, вместе с тем, весьма распространенных методов являются групповые проекты с
применением цифровых технологий, в том числе опций искусственного интеллекта. Стоит отметить, что каждый из приведенных способов учебно-познавательной деятельности является релевантным с точки зрения его применения в рамках преподавания психологических дисциплин. Главное предназначение метода сводится к взращиванию у студентов самостоятельности в вопросе получения новых знаний в ходе решения практических задач, требующих совмещения знаний из разных предметных областей;
• третий положительный аспект применения цифровых устройств заключается в вариативности применяемых способов обучения. Поддержание разнообразия предполагает активную эксплуатацию гаджетов для записи лекционных материалов с возможностью их дальнейшего обсуждения в онлайн-пространстве, консультирование, размещение необходимой для изучения соответствующей дисциплины информации в текстовом или мультимедийном (например, графическом или звуковом) виде, непрерывный обмен полученными сведениями и многое другое;
• наконец, четвертое преимущество предстает в виде такой характеристики учебного процесса, как его ситуативность. Современные устройства способствуют установлению соответствия между обучением и социальным контекстом, в который первое оказывается погружено. При этом они способны благоприятно повлиять на преодоление ограничений, сопутствующих дистанционному образовательному формату в классическом виде, когда студенты оказываются буквально оторванными от реальности в связи с утратой возможности живого, непосредственного взаимодействия.
Второе присущее современной образовательной системе направление развития носит название геймификации, в рамках которой отдельное место также отводится технологиям виртуальной и дополненной реальности. Тренд в образовании, связанный с применением игрового искусственного интеллекта, помогает значительно упростить подачу сложно воспринимаемого материала, облегчает запоминание информации и повышает мотивацию обучающихся. Подобные технологии со свойственной им наглядностью и реалистичностью направлены на усиление вовлеченности студентов в учебный процесс, создание дополнительного стимула для налаженной и наиболее продуктивной командной работы, развитие социальных навыков. В преподавании психологических дисциплин может быть задействован ряд способов геймификации: привлечение цифровых значков в качестве подтвержденного показателя приобретенных навыков, достижений, качеств и средства для повышения мотивации обучающегося; погружение в виртуальное пространство с целью получения возможности трансграничного командообразования, также известного как тимбилдинг, и управления ситуациями при наращивании напряжения и возникновении конфликтов; обеспечение автоматизации в процессе получения обратной связи как фактор повышения вовлеченности и достигаемых результатов в рамках самонаправляемого обучения.
Третья тенденция в ныне существующей системе образования именуется как массовизация. Данная линия развития подразумевает под собой существенно упрощенную процедуру получения цифрового контента. В связи с этим наиболее распространенной формой ее выражения являются находящиеся в свободном доступе онлайн-курсы [3].
Возвращаясь к научной статье К.А. Ремизовой, которая посвящена проблематике использования искусственного интеллекта в обучении психологии, автор отмечает наличие обширного комплекса обучающих техник и методик, характеризующих современное состояние науки. Инновационные формы обучения являются хорошей альтернативой утративших актуальность традиционных методов, не способных к реализации полноценной образовательной функции, берущей на себя ответственность по приумножению знаний в области психологии и личностному развитию обучающихся. Вместе с тем автор работы подчеркивает отсутствие тенденции к взаимоисключаемости. Наиболее успешный путь развития в таком случае видится в одновременном существовании и взаимодействии традиционных и инновационных методов обучения, включая искусственный интеллект. Соблюдение этого условия позволит обеим системам дополнять друг друга и совершенствовать имеющуюся методологию. Особая значимость такого подхода в преподавании психологических дисциплин обусловлена их содержанием, призывающим к необходимости комплексного изучения и учета индивидуальных особенностей личности [5]. Схожие взгляды на преподавание психологической науки можно обнаружить и в статье А.В. Чемякиной, в которой поднимается вопрос о совершенствовании учебного процесса студентов психологического факультета на современном этапе. Так, автор указывает на высокую степень сложности и своеобразия обучения студентов психологическим наукам в высшей школе, что обусловлено междисциплинарным характером выстроенной системы знаний. Психология при таком рассмотрении является промежуточным звеном, умело синтезирующим в себе свойства гуманитарной и естественнонаучной дисциплины. Из этого вытекает факт, свидетельствующий об острой потребности в принципиальном пересмотре содержательной составляющей учебного материала и разработке серьезного, комплексного подхода к обучению студентов. А.В. Чемякина не умаляет роли цифровых технологий и искусственного интеллекта при организации образовательного процесса, однако считает недопустимой возможность полноценной замены классических принципов академической системы обучения. Согласно ее взглядам, формирование качественно иных обучающих программ с опорой на интегративный подход и учетом индивидуально-психологических характеристик современного поколения студентов должно принимать во внимание две основополагающие вещи. Первой из них является видоизменение формата изложения информации посредством подключения цифровых технологий, а второй - проявление бережного отношения к имеющейся системе с сохранением возможности передачи накопленного предыдущими поколениями выдающихся деятелей багажа научных знаний следующим поколениям [6].
Говоря о внедрении искусственного интеллекта в преподавательскую деятельность в вузе, К.А. Ремизова выделяет его роль в разностороннем рассмотрении предмета психологии, а также гармоничного развития отдельного индивида и общества в целом. Наблюдаемые в настоящее время тенденции к активному использованию виртуального пространства позволяют студентам найти интересующую их информацию в самых разных вариациях, обогатив собственный запас знаний, и установить диалогичное общение со сверстниками и преподавателями. Известно, что практика изучения психологии предполагает обязательное соприкосновение с вопросами когнитивных схем, а также моделей различных познавательных процессов, например, мышления. Их использование предоставляет шанс на моделирование ситуаций принятий решений, анализ возникновения потенциальных рисков и предвосхищение результатов творческой активности. Указанные параметры наделяют учебный процесс достаточной открытостью, доступностью и избирательностью. Роль искусственного интеллекта при этом сводится к построению моделей мышления, способных приблизить решение задачи к тому, каким образом ее мог бы решить человек. Его изучение привело к выделению двух типов мышления: репродуктивного и продуктивного, или творческого. Первый из них предполагает наличие определенного алгоритма решения поставленной задачи и опирается на особенности прошлого опыта. Иначе говоря, репродуктивное мышление предстает в качестве некой незавершенной задачи, которая требует своего решения посредством подбора различных вариантов с опорой на полученный ранее опыт. Такие условия нередко моделируются на цифровых устройствах и применяются на начальном этапе образования, когда обучающиеся задаются целью освоения сущности изучаемой дисциплины. Применение подобных моделей в высшей школе также позволяет произвести оценивание знаний студента и степень его владения материалом, что в конечном итоге облегчает педагогу задачу дифференциации оценок и дает ему возможность сконцентрироваться на дальнейших организационных этапах преподаваемого курса. Продуктивное мышление
заложено в основу решения творческих задач, которое требует от студентов осознания конфликта между требованиями и условиями. Моделирование подобных задач отличается большими затруднениями, однако их роль в развитии творческого потенциала учащихся сложно переоценить. Обычно именно они приводят к возникновению коммуникации между всеми участниками мыслительной активности. Согласно замечанию К.А. Ремизовой, основанные на изучении познавательных процессов модели искусственного интеллекта позволяют установить взаимосвязь между обучающимися, преподавателями и научными деятелями с эффективными образовательными ресурсами в онлайн-среде, тем самым играя важнейшую роль в преподавании и обучении [5].
Напоследок представляется важным обращение к некоторым положениям исследования, посвященного вопросу влияния искусственного интеллекта на область современного образования. К.С. Итинсон и В.М. Чиркова описывают функции, определяющие эффективность применения технологий в ходе обучения, включая преподавательскую деятельность:
• автоматизация несложных базовых задач, в число которых входит проведение аттестации, планирование учебного расписания и ряд других, позволяет преподавателям сэкономить время для осуществления более фундаментальной деятельности, например, активного взаимодействия с обучающимися;
• интеграция предполагает объединение принятых для искусственного интеллекта решений с прочими инициативами в сфере информатизации образования, например, интеллектуальными технологиями и сетями, управляемыми так называемым Интернетом вещей, с целью обеспечения тренда на персонализированное обучение и принятия индивидуальных решений для обучающихся;
• идентификация заключается в применении аналитики данных, опирающейся на адаптивные решения инновационных технологий и способной оказать помощь в установлении критических аспектов как для студентов высшей школы, так и для участников педагогического звена. Координация возможностей искусственного интеллекта и надежной системы контроля и управления доступом окажет содействие в своевременном нахождении и предотвращении ожидаемых проблем;
• акклимация подразумевает выступление инновационных технологий в качестве неотъемлемого компонента образовательной среды, облегчающего адаптацию всех сторон учебного процесса относительно стремительных темпов технологической трансформации;
• разграничение основывается на привлечении аналитических возможностей искусственного интеллекта, которые способны обнаружить появление критических моментов, свидетельствующих о несоответствии потребностей обучающихся предлагаемому педагогами материалу, связанному с установленными приоритетами образовательных программ. Выявленные показатели, в свою очередь, помогут преподавателям разработать и привнести в учебный процесс наиболее актуальные и практичные сведения, отвечающие требованиям цифровой трансформации [2].
Выводы. Проведенный обзор теоретических статей по заявленной теме позволяет с уверенностью говорить об исключительной значимости искусственного интеллекта в образовании в целом и реализации педагогической деятельности в частности. Столь стремительные темпы его внедрения требуют кардинального пересмотра организационных и методологических аспектов учебного процесса. Роль инновационных технологий в контексте преподавания психологических дисциплин объясняется, прежде всего, междисциплинарным характером последних.
Неоспоримым остается тот факт, согласно которому достижения в области цифровых технологий, машинного обучения и искусственного интеллекта открывают новые перспективы и возможности для всех участников образовательных отношений. С их применением связывают наиболее эффективную трансляцию необходимого материала, повышение качества подготовки будущих специалистов, расширение интеллектуальной и творческой составляющих, облегчение адаптации всех сторон обучения к цифровой трансформации и многое другое. Однако не стоит забывать о сопутствующих проблемах и вызовах, брошенных высшему образованию. В связи с этим важно придерживаться ориентации образовательных программ непосредственно на участников процесса, а также сфокусироваться на рисках и угрозах применения технологий и возможностях их устранения.
Литература:
1. Афанасьева, Ж.С. Методологические подходы к преподаванию искусственного интеллекта в техническом вузе / Ж.С. Афанасьева, А.Д. Афанасьев, О.Л. Подлиняев // Успехи гуманитарных наук. - 2022. - № 1. - С. 194-201
2. Итинсон, К.С. К вопросу о влиянии искусственного интеллекта на сферу современного образования / К.С. Итинсон // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10. - №. 1 (34). - С. 299-301
3. Кукина, Н.В. Внедрение современных цифровых технологий в преподавание курса «Политическая психология» / Н.В. Кукина // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования. - 2020. - С. 176-178
4. Павельева, Н.В. Коллаборативное обучение как модель эффективной реализации образовательного процесса / Н.В. Павельева // Образование. Карьера. Общество. - 2010. - №. 3 (29). - С. 30-37
5. Ремизова, К.А. Использование искусственного интеллекта в обучении психологии / К.А. Ремизова // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. - 2017. - С. 38-42
6. Чемякина, А.В. К вопросу о совершенствовании процесса обучения студентов факультета психологии / А.В. Чемякина // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования. - 2020. - С. 321-323
Педагогика
УДК 378
старший преподаватель кафедры «Информационные системы и программирование» Раджабова Фатимат Махмудовна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» (г. Махачкала)
ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПРИИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
Аннотация. В статье рассмотрен процесс формирование цифровых навыков у студентов при использовании ИКТ в процессе обучения информатике. Организация обучения информатике будущих специалистов с учетом формирования цифровых навыков позволяет решить проблемы планирования, организации и проведения учебных занятий, предоставит новый подход к разработке заданий по информатике, направленные на важнейшие навыки современного века - цифровые. дано определение понятия «цифровые навыки», рассмотрены типы цифровых навыков: базовые промежуточные и продвинутые. Показана роль использования технологий, которые открывают огромные перспективы для обучения и