Научная статья на тему 'ИСКЛЮЧИТЬ НАЛОГОВЫЕ РИСКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ВАЖНО И НЕОБХОДИМО'

ИСКЛЮЧИТЬ НАЛОГОВЫЕ РИСКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ВАЖНО И НЕОБХОДИМО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / ОБНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ / НДС / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / РЕЖИМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ЕСХН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малис Нина Ильинична, Баснукаев Ризван Мусаевич

Сельскохозяйственное производство имеет особое значение в экономике страны, определяет условия поддержания жизнедеятельности общества, поэтому возможность минимизации налоговых рисков со стороны государства по отношению к налогоплательщикам этой отрасли имеет важное значение. Важность проведения взвешенной налоговой политики в отношении сельскохозяйственной отрасли определяется тем, что в 2010 г. Указом Президента Российской Федерации была утверждена Доктрина продовольственной безопасности РФ и ее выполнению должна способствовать налоговая политика. Поскольку сельскохозяйственные предприятия имеют возможность выбрать систему налогообложения, у них возникают налоговые риски, которые возможно минимизировать, четко следуя постулатам налогового законодательства. Введение налогоплательщиков ЕСХН в число плательщиков НДС, предопределяет сложности формирования налоговой базы, поэтому для них важно определиться с контингентом контагентов, которые должны иметь устойчивый статус добросовестных налогоплательщиков.Gricultural production is of particular importance in the country's economy, determines the conditions for maintaining the life of society, so the possibility of minimizing tax risks on the part of the state in relation to taxpayers in this industry is important. The importance of conducting a balanced tax policy in relation to the agricultural sector is determined by the fact that in 2010 The decree of the President of the Russian Federation approved the Doctrine of Food Security of the Russian Federation and its implementation should be promoted by the tax policy. Since agricultural enterprises have the opportunity to choose a tax system, they have tax risks that can be minimized by clearly following the postulates of tax legislation. The introduction of ESKHN taxpayers into the number of VAT payers determines the complexity of the formation of the tax base, so it is important for them to determine the contingent of contaminants that should have a stable status of bona fide taxpayers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСКЛЮЧИТЬ НАЛОГОВЫЕ РИСКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ВАЖНО И НЕОБХОДИМО»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ

ИСКЛЮЧИТЬ НАЛОГОВЫЕ РИСКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ВАЖНО И НЕОБХОДИМО

Малис Нина Ильинична

к.э.н., профессор, профессор Департамента налогов и налогового администрирования Финансовый университет при Правительстве РФ,

г. Москва, (автор)

Баснукаев Ризван Мусаевич

магистрант факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансовый университет при Правительстве РФ

г. Москва (соавтор)

EXCLUDING TAX RISKS OF AGRICULTURAL PRODUCERS IS IMPORTANT AND

NECESSARY

Malis Nina Ilyinichna

Candidate of Economic Sciences, Professor, Professor of the Department of Taxes

and tax administration

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow city, (author)

Basnukaev Rizvan Musaevich

Master's student at the Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis Financial University under the Government of the Russian Federation

Moscow city (co-author)

Аннотация. Сельскохозяйственное производство имеет особое значение в экономике страны, определяет условия поддержания жизнедеятельности общества, поэтому возможность минимизации налоговых рисков со стороны государства по отношению к налогоплательщикам этой отрасли имеет важное значение. Важность проведения взвешенной налоговой политики в отношении сельскохозяйственной отрасли определяется тем, что в 2010 г. Указом Президента Российской Федерации была утверждена Доктрина продовольственной безопасности РФ и ее выполнению должна способствовать налоговая политика.

Поскольку сельскохозяйственные предприятия имеют возможность выбрать систему налогообложения, у них возникают налоговые риски, которые возможно минимизировать, четко следуя постулатам налогового законодательства.

Введение налогоплательщиков ЕСХН в число плательщиков НДС, предопределяет сложности формирования налоговой базы, поэтому для них важно определиться с контингентом контагентов, которые должны иметь устойчивый статус добросовестных налогоплательщиков.

Abstract. Agricultural production is of particular importance in the country's economy, determines the conditions for maintaining the life of society, so the possibility of minimizing tax risks on the part of the state in relation to taxpayers in this industry is important. The importance of conducting a balanced tax policy in relation to the agricultural sector is determined by the fact that in 2010 The decree of the President of the Russian Federation approved the Doctrine of Food Security of the Russian Federation and its implementation should be promoted by the tax policy.

Since agricultural enterprises have the opportunity to choose a tax system, they have tax risks that can be minimized by clearly following the postulates of tax legislation.

The introduction of ESKHN taxpayers into the number of VAT payers determines the complexity of the formation of the tax base, so it is important for them to determine the contingent of contaminants that should have a stable status of bona fide taxpayers.

Ключевые слова: сельскохозяйственные товаропроизводители, налоговые риски, обновление основных средств, НДС, налоговые льготы, режим налогообложения, ЕСХН.

Key words: agricultural producers, tax risks, renewal of fixed assets, VAT, tax benefits, tax regime, eskhn.

В настоящее время в сфере сельскохозяйственного производства занято около 30 % всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15% валового внутреннего продукта страны. Из сельскохозяйственного сырья производится примерно 70% всего набора производимых в стране предметов потребления. Поступления в бюджет страны от сельскохозяйственных товаропроизводителей в значительной степени предопределяются применяемыми ими режимами налогообложения. В соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации сельскохозяйственные организации вправе применять общий режим налогообложения, а также специальные режимы - ЕСХН и УСН.

Важность проведения взвешенной налоговой политики в отношении сельскохозяйственной отрасли определяется тем, что в 2010 г. Указом Президента Российской Федерации была утверждена Доктрина продовольственной безопасности РФ.

Исходя из содержания документа очевидно, что главной задачей обеспечения продовольственной безопасности государства является устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны.

При выработке концепции развития сельского хозяйства учитывалось, что обеспечение продовольственной безопасности сопряжено с рядом рисков, в числе которых и риски, связанные с налоговой политикой по отношению к отрасли.

Нельзя не отметить тот факт, что сельское хозяйство и в советской России и в постсоветские времена традиционно было отраслью, отстающей по темпам экономического развития и по оснащенности современными основными производственными фондами.

В последние годы ситуация существенно усугубилась введением санкций иностранных государств по отношению к внешней торговле с РФ, что существенно отразилось на рынке продовольственных товаров, а также и вступлением в ВТО, предполагающее ряд ограничений. Встал вопрос о необходимости скорейшего решения вопроса импортозамещения продовольственных товаров товарами собственного производства. Соответственно, на агропромышленный комплекс легла трудная задача наращивания выпуска собственной продукции, достаточной как минимум для внутреннего потребления.

Очевидно, что наряду с прочими мерами стимулирования наращивания темпов роста сельскохозяйственного производства и повышения его результативности немалую роль играют меры налогового стимулирования.

Несмотря на то, что Россия богата ресурсами для успешного ведения сельского хозяйства и рыболовства, доля налогов, поступающих от этой отрасли в казну государства, ничтожна - 0,47% от всех поступлений в федеральный бюджет и 1,38% - в бюджеты субъектов федерации и даже в налогах, предусмотренных специальными налоговыми режимами эта доля составляет только 2,72%. Соответственно в федеральный бюджет от рыболовства и рыбоводства поступает только 0,12%, в региональные - 0,05%, в местные - 0,13%, а доля в специальных налоговых режимах составляет только 1,02%.

Мероприятия, направленные на развитие сельского хозяйства в последние годы, а также благоприятная ситуация со спросом на сельскохозяйственную продукцию, помогли преодолеть отставание темпов роста основных показателей деятельности сельского хозяйства от других российских отраслей экономики, - динамика производства сельскохозяйственной продукции в 2019 г. составила 104,6% ( в целом по экономике этот показатель по сравнению с 2015 г. упал ).

Несомненно, что важная проблема сельского хозяйства России преодоление высокой степени износа основных производственных фондов, но при этом, если в 2004 г. этот показатель составлял 46,3%, то в 2015 - 41,8%, а в 2018г. - 38,2, в то время как в целом по отраслям она составляла 47,3, а в добывающей промышленности 57,7 и в обрабатывающей - 49,6 то есть очевидно, что основные фонды обновляются достаточно высокими темпами. Такое положение подтверждается ростом коэффициента обновления основных фондов с 2,2 в 2004 г. до 7,9 в 2018 г., а доля машин и оборудования составляет в общем объеме основных фондов сельскохозяйственных организаций составляет 36,8%, тогда как в целом по отраслям экономики - 25,8%, а также и показателем среднего возраста имеющихся на конец года машин и оборудования в 2019 г. составляющим 9,1 год против этого показателя в целом по отраслям - 11,5 г.3

Абсолютно очевидно, что общий подход к налогообложению организаций сельского хозяйства сильно затрудняет его специфика: сезонность, зависимость от природных условий, разноплановость деятельности, особенности реализации и хранения полученных товаров, то есть общие риски ведения деятельности.

Таким образом ясно, что сельскохозяйственное производство несет на себе высокие риски, покрыть которые только при помощи инструментов страхования практически невозможно. Эти факторы обусловили целесообразность введения не только отдельных льгот в рамках общей системы налогообложения, но и введения специального налогового режима - системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Одновременно нельзя не отметить тот факт, что налоговое законодательство по отдельным налогам содержит ряд льгот, относящихся к организациям, производящим и реализующим сельскохозяйственную продукцию.

3 Росстат РФ

Если обратиться к иностранному опыту налогового стимулирования сельского хозяйства, то можно сделать вывод о том, что в большинстве развитых стран эволюция систем налогообложения сельскохозяйственной отрасли шла по пути упрощения и сокращения количества налогов, снижения ставок, расширения налоговой базы и отмены налоговых льгот. Специальные налоговые режимы для сельскохозяйственной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой не применялись, они применяются только в странах постсоветского пространства.

Налоговые льготы в сельском хозяйстве развитых стран, как правило регулируют развитие научно-технического прогресса, ускоряют внедрение технических инноваций. К примеру, в США фермеры могут инвестировать в приоритетные направления производства до 25% своей прибыли без уплаты налога. А в ряде стран ЕС из национальных бюджетов компенсируется часть налоговых платежей на прирост инвестиций.

В течение 25-летнего существования российской налоговой системы выработался общий льготный подход к налогообложению сельскохозяйственного сектора экономики, который подразумевает, что организации и индивидуальные предприниматели имеют возможность выбора системы налогообложения исходя из соображений целесообразности и минимизации налоговых рисков.

Кроме того, предприниматели отрасли имеют право пользоваться рядом частных льгот, содержащихся в разных разделах Налогового Кодекса. В частности в соответствии с п.2 ст.358 НК РФ ряд транспортных средств, используемых при сельскохозяйственных работах и зарегистрированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей не являются объектом налогообложения транспортным налогом: тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомобили, используемые при сельскохозяйственных работах, что учитывая как правило большую мощность этих транспортных средств, является существенной экономией. Кроме того, вступила в действие льгота по налогу на имущество организаций, в соответствии с которой из объектов налогообложения исключается движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств.

Земельное законодательство тоже достаточно лояльно по отношению к сельскому хозяйству: налогообложение земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, а также земельных участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства осуществляется по пониженным ставкам, устанавливаемым представительными органами муниципальных образований в пределах 0,3%.

По налогу на добавленную стоимость устанавливается пониженная ставка в 10% для ряда товаров, реализуемых сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Существенные преимущества для сельскохозяйственных организаций предусмотрены в налогообложении прибыли. Федеральным законом от 02.10.2012 N° 161-ФЗ введены и вступили в действие с 1 января 2013 г. положения п. 1.3 ст. 284 НК РФ, устанавливающие налоговую ставку по деятельности, связанной с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции, в размере 0 процентов, но право на применение льготы имеют только те сельскохозяйственные товаропроизводители, которые отвечают критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 НК, и рыбохозяйственные организации, отвечающих критериям, предусмотренным подпунктом 1 или 1.1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК, то есть имеют статус сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусмотренный для специального режима ЕСХН.

Представляется, что главные налоговые риски для сельскохозяйственных организаций связаны с выбором оптимальной системы налогообложения

Наиболее существенный налоговый инструмент, используемый для стимулирования сельскохозяйственных производителей в настоящее время - это специальный налоговый режим (ЕСХН). Несомненно, что введение специального налогового режима является вынужденной мерой налогового реформирования, направленной не только на снижение налогового бремени соответствующего контингента налогоплательщиков, но и на упрощение налогового учета и отчетности, что крайне важно в условиях дефицита квалификационных кадров бухгалтеров в сельскохозяйственной отрасли и необходимости экономии средств на ведение отчетности.

На первый взгляд введение Специального налогового режима предполагает явные преимущества: налогоплательщики не платят налог на прибыль, НДС и налог на имущество, хотя, как было сказано выше, они могут использовать подобные преимущества и в рамках общей системы налогообложения, что важно для тех предпринимателей, объем дохода от прямой сельскохозяйственной деятельности которых не дотягивает до 70%.

В то же время ограничение в 70% доли дохода от основной деятельности несет в себе существенные риски для тех предпринимателей, которые перешли на ЕСХН, связанные с вероятностью превышения предусмотренного предела, особенно для крупных сельскохозяйственных организаций, что предполагает принудительный их переход на общую систему налогообложения, который является технически сложным процессом, связанным с пересчетом налоговых обязательств за прошедший период, когда это превышение произошло.

На наш взгляд главное достоинство ЕСХН даже не низкая налоговая ставка, а возможность списывать

на затраты единовременно стоимость приобретенных основных производственных фондов, что несомненно является очень существенным стимулом их обновления и более существенной льготой, чем амортизационная премия для организаций, находящихся на общей системе налогообложения.

Кроме того, в случае получения убытка в течение налогового периода (например, при приобретении дорогостоящего оборудования) налоговое законодательство дает возможность снижения налоговой базы последующих налоговых периодов и, как видно из предыдущего текста эта мера способствовала получению положительных результатов.

В то же время указанное преимущество несет за собой определенные риски, - если будут нарушены параметры, предусмотренные налоговым законодательством для ЕСХН, то все налоги придется пересчитать по общим правилам и заплатить налог на прибыль в общем порядке, то есть применяя правила списания затрат на основные средства через механизм амортизации.

Как выяснилось, на ЕСХН до начала 2019 г. в основном переходили некрупные организации сельскохозяйственной отрасли. Так, по данным ФНС в 2017 г. из общего числа поданных налоговых деклараций 74929 деклараций подали индивидуальные предприниматели и только 23381 декларацию -организации, хотя от организаций поступило значительно больше средств -7,2 млрд. руб. против 2,4 млрд. от индивидуальных предпринимателей и фермеров.

Причина кроется в том, что в соответствии с законодательством, действующим до 1 января 2019 г. налогоплательщики ЕСХН не являлись плательщиками НДС, а значит и налоговые вычеты им не были положены. Для крупных сельскохозяйственных организаций такие вычеты весьма существенны и они значительно превышают ту выгоду, которую им дает низкая налоговая ставка единого налога и отмена ряда налогов. Дело в том, что для того, чтобы вести современное эффективное хозяйство, необходимо закупать у других производителей достаточно дорогие товары: семена, удобрения, породистый скот и т.д., соответственно НДС по этим товарам в соответствии с правилами действующего законодательства удорожает стоимость произведенной продукции, так как включается в затраты, делая ее в ряде случаев неконкурентоспособной, а кроме того отсекает тех производителей - контрагентов, которые находятся на общей системе налогообложения и из-за прерывания цепочки возмещения НДС тоже возмещение не получат.

Для того, чтобы стимулировать переход на ЕСХН крупных предприятий, принято решение включить их в число плательщиков НДС с 1 января 2019 г. Результаты пока не очевидны, но понятно, что налоговые риски растут.

Закон от 27.11.2017 г. № 335-ФЗ подробно разъясняет суть корректировок налогового законодательства. Наиболее важным является то, что если субъект предпринимательства на ЕСХН платит НДС, ему необходимо:

• при продаже товарной продукции выписывать и передавать покупателям в 5-тидневный срок счета-фактуры с выделением в них размера НДС;

• вести учет ЕСХН, НДС, обеспечить своевременное заполнение журналов по учету счетов-фактур (выставленных клиентам и принятых от контрагентов);

• регулярно представлять в налоговый орган декларацию по НДС;

• начислять налог на добавленную стоимость;

• принимать к вычету входящий НДС по счетам-фактурам, получаемым от контрагентов;

• выводить размер налога к уплате в бюджет путем корректировки начисления по НДС на сумму входящего налога;

• своевременно и в полном объеме погашать налоговые обязательства перед государством в форме НДС;

• проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов

Таким образом, организации, перешедшие на ЕСХН, НДС теперь платят на общих условиях - в 2019 году ставка налогообложения для них составляет 20% (как и для других налогоплательщиков). Здесь важно отметить тот факт, что принятая ставка наиболее адаптирована к ставкам, применяемым в других странах ЕАЭС, что существенно облегчает сотрудничество с этими странами.4

В то же время, некоторые сельскохозяйственные организации смогут претендовать на освобождение от НДС:

• если заявить о желании воспользоваться льготой в том же году, когда состоялся переход на специальный режим;

• если соблюден лимит доходных поступлений от деятельности на ЕСХН в предшествующем году и в ФНС имеется письменное уведомление от налогоплательщика о желании получить освобождение от уплаты НДС.

Уплата НДС при ЕСХН не обязательна, если выполнено хотя бы одно из вышеуказанных условий. При этом пределы доходов без учета налога установлены в следующих размерах:

• на 2018 год лимит зафиксирован в размере 100 млн руб.;

4 Данилькевич Л.И., Манасян А. А. Современные направления сотрудничества стран ЕАЭС в рамках налогообложения // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). - 2019. - № 1.

• если за основу берутся доходные поступления 2019 года, то ориентироваться надо на сумму в 90 млн руб.;

• в 2020 году снижение лимита продолжится - новый размер предела составит 80 млн. руб.;

• по итогам 2021 года надо будет соотносить доходы с суммой 70 млн. руб.;

• в 2022 году и в последующие годы - 60 млн. руб.

И тут появляется налоговый риск того, что соответствующие плательщики ЕСХН станут плательщиками НДС, если вовремя не уведомят налоговый орган о наличии права и желания воспользоваться освобождением от начисления и уплаты НДС. При этом, если было заявлено об освобождении от НДС, субъект хозяйствования не сможет отказаться от этой льготы в течение 12 последующих месяцев.

Еще один риск в том, что утрата статуса неплательщика НДС до истечения 12-тимесячного периода применения льготы станет возможной в случае, когда доходная база субъекта предпринимательства превысила законодательный лимит. Право на освобождение необходимо ежегодно подтверждать.

В любом случае предприниматели и компании на ЕСХН платят НДС, если в отчетном периоде был зарегистрирован факт реализации подакцизной продукции. В этом случае освобождение от НДС перестает действовать, а уплата налога производится в полном объеме с 1 числа месяца, в котором состоялась операция такой реализации, то есть аналогично порядку утраты права на освобождение предусмотренного для ситуаций с превышением лимита доходности. Повторно заявить о намерении применять льготные условия налогообложения невозможно.

Долгосрочный эффект от предоставления статуса плательщика НДС у сельскохозяйственных предпринимателей может быть неоднозначным, поскольку им придется столкнуться с рядом процессов, которых до этого не возникало, — необходимостью проверки каждой сделки и каждого контрагента на предмет добросовестности, увеличением штата на сопровождение этого процесса, налоговыми рисками, которые возникают каждый квартал при подаче каждой декларации по НДС. Собираемость налогов за счет выведения в число плательщиков НДС крупных сельхозпроизводителей и применения к ним хорошо зарекомендовавшей себя системы администрирования НДС при этом должна вырасти.

Известно, что между закупщиками и производителями сельскохозяйственной продукции возникло очень много посредников, которые по факту не уплачивали НДС. В связи с этим возникло компромиссное решение между правительством и участниками рынка, чтобы определить тех, кто может работать с НДС, а кто — без него. Таким образом, если оборот организации больше 100 млн руб., то, как и в случае с индивидуальными предпринимателями, НДС надо платить в обязательном порядке, однако предприниматель продолжит получать прежние преимущества в виде льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество.

Несомненным преимуществом ЕСХН является величина налоговой ставки - 6% величины налоговой базы, то есть разницы между доходами и расходами, но она едина для всей территории Российской Федерации, за исключением Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в которых в 2015-2016 г.г. действовала пониженная налоговая ставка 0,5 процентов (п. 2 ст. 346.8 НК, ст. 2 Закона Республики Крым от 29.12.2014 № 60-ЗРК/2014, ч. 2 ст. 2 Закона города Севастополя от 03.02.2015 № 110-ЗС) В связи с очевидными успехами сельскохозяйственной отрасли республики и неплохими условиями ведения сельскохозяйственной деятельности и рыболовства, в 2017-2021 г.г. налоговая ставка ЕСХН в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе увеличена до 4-6 процентов, но решение о конкретных размерах принимается на основании региональных законов.

В последние годы выявилась еще одна проблема налогового риска применения Единого сельскохозяйственного налога. Она связана с тем, что применять льготный режим не могут сельскохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели, выпускающие подакцизную продукцию, то есть те, которые выращивают виноград и другие фрукты и перерабатывают их, в том числе, и в алкогольную продукцию. Эта проблема крайне актуальна для сельскохозяйственных предпринимателей Крыма, Краснодарского и Ставропольского краев.

Важным преимуществом применения специального налогового режима ЕСХН является то, что с момента его введения в налоговую систему РФ, правила определения налоговой базы последовательно меняются в сторону облегчения положения налогоплательщиков, то есть расширяется перечень расходов, на которую можно снизить налоговую базу, последовательно приближаясь к правилам, предусмотренным для расчета налога на прибыль, но и тут возникают риски экономической оправданности определения затрат.

Учитывая специфику сельскохозяйственного производства, с 2017, применять ЕСХН могут не только непосредственно сельхозпроизводители, но и те организации и ИП, которые оказывают им услуги, относящиеся к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки такой продукции (п. 2 и 5 ст. 346.2 НК РФ).

Кроме того, в перечень налоговых расходов плательщиков ЕСХН внесены затраты на проведение независимой оценки квалификации работников на соответствие требованиям к квалификации (пп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ), а также с 2016 года плата в систему «Платон» (пп. 45 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

Несомненные налоговые риски, как и у остальных налогоплательщиков, связаны с налоговым администрированием, но они имеют специфику, поскольку связаны с подтверждением и доказательством обоснованности применения налоговых преференций конкретным налогоплательщиком, пресечением фактов перевода деятельности под условия, позволяющие получать избыточные налоговые льготы. Главным направлением риск-ориентированного налогового администрирования является определение статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, проведение мониторинга взаимной зависимости и функционального анализа условий заключенных сделок в целях выявления фактов изменения структуры бизнеса исключительно в целях уменьшения налоговых обязательств и применения методов трансфертного ценообразования, совершенствование методики налоговых проверок правильности формирования доходов и подтверждения правомерности принятия расходов по единому сельскохозяйственному налогу.

В целом можно сделать вывод о том, что несмотря на ряд налоговых рисков применения действующего налогового законодательства по ЕСХН, в том числе и введения НДС, налоговые поступления растут: 2019 г. в консолидированный бюджет РФ поступило на 11,8 % больше средств, чем в целом за 2018 год и ясно, что налогоплательщики изменения налогового законодательства приняли.

Библиографический список

1.Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2. Изд. Кодекс 2019

2. Теория и практика налогообложения: Учебник / под ред. Н.И. Малис .— 2-е изд., доп. и переработанное. — М.: Магистр: Инфра-М, 2018 .

3. Налоговая политика государства. - Учебник под редакцией Н.И. Малис.— 2-е изд., доп. и переработанное. М.Юрайт. 2018.

4. Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов. Учебник /под редакцией И.А.Майбурова/ - М.ЮНИТИ-ДАНА. 2012

5. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика. Учебник для магистров изд.2 переработанное. М. изд. Юрайт.2018. Под редакцией Абрамовой, Маркиной Е.В., Гончаренко Л.И.

6. Одинцова Т.М. Бухгалтерский учет в контексте вызовов цифровой экономики и информационного общества. Вестник ИПБ №3.2019

7. Зотиков Н.З. Направления совершенствования налогового администрирования. Вестник ИПБ №3.2019

8. Данилькевич Л.И., Манасян А. А. Современные направления сотрудничества стран ЕАЭС в рамках налогообложения // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). - 2019. - № 1.

Перечень ресурсов информационно- телекоммуникационной сети

«Интернет»

1. www.government.ru - Официальный сайт Правительства Российской Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. http://www.ach. gov.ru - официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации.

3. http://www1.minfin.ru/ru/ - Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации

References

1. Tax Code of the Russian Federation. Part 1 and 2. Ed. Code 2019.

2. Teoriya i praktika nalogooblozheniya: Uchebnik / ed. N.I. Malis. - 2nd ed., Add. and recycled. - M .: Master: Infra-M, 2018.

3. Nalogovaya politika gosudarstva. - Uchebnik pod redaktsiyey N.I. Malis.— 2-ye izd., dop. i pererabotannoye. M.Yurayt. 2018.

4. Nalogovaya politika. Teoriya i praktika: uchebnik dlya magistrantov. Uchebnik /pod redaktsiyey I.A.Mayburova/ - M.YUNITI-DANA. 2012.

5. Finansovyye i denezhno-kreditnyye metody regulirovaniya ekonomiki. Teoriya i praktika. Uchebnik dlya magistrov izd.2 pererabotannoye. M. izd. Yurayt.2018. Pod redaktsiyey Abramovoy, Markinoy Ye.V., Goncharenko L.I.

6. Odintsova T.M. Accounting in the context of the challenges of the digital economy and the information society. Vestnik IPB №3.2019.

7. Zotikov N.Z. Directions for improving tax administration. Vestnik IPB №3.2019

8. Danil'kevich L.I., Manasyan A. A. Modern directions of cooperation between the EAEU countries in the framework of taxation // Vestnik IPB (Vestnik professional'nykh bukhgalterov). - 2019. - № 1.

List of information and telecommunication network resources

"The Internet"

1.www.government.ru - Official website of the Government of the Russian Federation

2. http://www.ach.gov.ru - the official website of the Accounts Chamber of the Russian Federation.

3.http: //www1.minfin.ru/ru/ - Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.