УДК 614.253 © Апушкина А.Ю., Суворкина О.А., 2015
© Apushkina A. Yu., Suvorkina O.A., 2015
ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ТРУДНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
MISREPRESENTATION AS A SPECIAL CASE OF DIFFICULTIES IN PROFESSIONAL COMMUNICATION BETWEEN DOCTOR AND PATIENT. PSYCHOLOGICAL PROBLEMS
Аннотация. В статье рассматривается профессиональное общение врача с пациентом, трудности такого общения, намеренное и ненамеренное искажение информации. Обнаруженная ложь может вызывать психологические проблемы у обеих сторон коммуникации, что требует повышенного внимания и дальнейшего исследования.
Abstract. The article discusses professional communication between doctor and patient, difficulties of this communication, intentional and unintentional misrepresentation. False found in this communication can cause psychological problems for both parties of communication. That requires greater attention and further research.
Ключевые слова: профессиональное общение врача и пациента, намеренное и ненамеренное искажение информации, клинический случай.
Key words: professional communication between doctor and patient, intentional and unintentional misrepresentation, clinical case.
В последние годы значение психологических знаний, посвященных общению между врачом и пациентом, возросло. Объектом изучения становится профессиональное взаимодействие с пациентом различных категорий медицин-
ского персонала - врачей разного профиля, медицинских сестер, организаторов здравоохранения, специалистов по социальному обслуживанию и др. Существуют так же работы, раскрывающие особенности общения врача с пациентами разной нозологии (онкологическими больными, больными сахарным диабетом, людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы), с больными разными возрастных групп (больных детского и старческого возраста) [4,6,7].
Профессиональное общение - это содержательный процесс взаимодействия субъектов как носителей профессионального опыта с целью обмена информацией в производственной ситуации; достижения понимания; функционирования профессиональной общности [5].
Л.П. Урванцев выделяет две главные функции профессионального общения врача: диагностическую и терапевтическую. Диагностическая функция общения подразумевает получение информации о самом больном и о заболевании [8]. Главная задача такого общения нацелена на решение проблемы пациента -устранение болевых симптомов и лечение болезни. Терапевтическая функция общения заключается в благоприятном воздействии на психику пациента при сообщении информации о его состоянии, снятии страха перед заболеванием и его лечением, вселении уверенности в улучшение самочувствия.
Эффективность профессиональной коммуникации между врачом и пациентом зависит от ряда факторов: высокая квалификация и коммуникативная компетентность врача, грамотно установленный психологический контакт, обоюдное доверительное отношение и уважение. В настоящее время в медицине широко внедряются в диагностический и лечебный процесс современные компьютерные технологии, что приводит к изменению отношений в системе «врач - пациент». Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панков (2003) отмечают, что технический прогресс в медицине имеет теневую сторону. Все отчетливее проявляется тенденция к узкой специализации врачей, внимание врачей в большей степени концентрируется на результатах технически сложных инст-
рументальных методов диагностики и лечения. При этом своеобразие личности больного человека, его психическое состояние и их влияние на характер и динамику заболевания учитываются недостаточно [3].
В процессе коммуникации в диаде «врач-больной» могу возникать трудности, оказывающие влияние на эффективность лечения. Это могут быть, как чисто личностные проблемы (наличие у врачей и пациентов защитных механизмов от негативной информации о заболевании), так и проблемы передачи и восприятия информации (фонетический, смысловой, стилистический барьеры, непонимание логики рассуждений врача, социально-культурный барьер и др.) [2].
Частным случаем трудностей в общении между врачом и пациентом является намеренное и ненамеренное искажение информации. Несмотря на то, что инициатором подобной коммуникации является пациент, обращающийся к врачу для решения проблемы, лгать может как врач пациенту, так и пациент -врачу. Клинические примеры случаев искажения информации представлены по материалам работы медицинского психолога неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения ГБУ РО «Областная клиническая больница» г. Рязани. В целях сохранения конфиденциальности имена пациентов были зашифрованы.
Намеренное искажение информации пациентом может преследовать следующие цели:
1) Вторичная выгода.
Преувеличение симптомов болезни, использующееся для получения группы инвалидности, наркотических средств в качестве фармакотерапии. Пример: пациент А., 53 года. Диагноз: ишемический инсульт в правом каро-тидном бассейне. При поступлении - жалобы на полное отсутствие движения в руке и ноге, при неврологическом осмотре установлено, что нарушения носят не грубый, а легкий характер (легкий левосторонний гемипарез). В дальнейшей
беседе было выявлено, что пациент заинтересован в получении 2 группы инвалидности.
Так же намеренное преувеличение симптомов присутствует у больных, которые хотя получить больше внимания от родственников. Пример: пациентка Г., 76 лет. Диагноз: ишемический инсульт в левом каротидном бассейне с легким правосторонним гемипарезом и эфферентной моторной афазией легкой степени выраженности. Для восстановления функций пациентке были рекомендованы занятия лечебной физкультурой, а так же занятия с логопедом-афазиологом. Больная отказывалась проходить реабилитационные мероприятия, в беседе с психологом рассказала, что дочь, ухаживающая за ней в больнице, живет в другом городе, и в случае улучшения состояния матери - уедет.
Преуменьшение симптомов может использоваться пациентами, которые хотят быстрее выйти на работу с «больничного», чтобы не потерять должность. Пример: пациентка Т., 48 лет. Диагноз: повторный ишемический инсульт в правом каротидном бассейне. В анамнезе зафиксировано два ранее перенесенных инсульта в правом каротидном бассейне и в вертебро-базиллярном бассейне. В неврологическом статусе - атаксия и гемианопсия слева. Больная работает в силовых структурах в должности подполковника внутренней службы. Во время врачебных обходов пациентка утверждала, что ей становится гораздо лучше, чем было вчера, и все нарушения регрессировали до нормы. Однако в ходе объективного неврологического обследования выяснялось, что положительная динамика крайне незначительна. Свое поведение она объясняла тем, что, если начальство узнает о тяжелых последствиях болезни, то ее могут уволить.
2) Пассивная ложь - сообщение врачу неполных сведений, либо утаивание неприятных симптомов для избегания эмоционального дискомфорта. Пример: пациентка С., 54 года. Диагноз: ишемический инсульт в правом каротидном бассейне. В неврологическом статусе - легкий парез левой руки, акальку-лия. Во время проводимого лечения пациентка утаила от лечащего врача, что
наблюдается в психоневрологическом диспансере по поводу депрессии (последние 2 года) и продолжает, находясь на лечении в стационаре, принимать препарат «Феназепам». Прием данного препарата, несомненно, сказывается на эффективности медикаментозного лечения инсульта. Свой поступок пациентка объясняла тем, что боялась осуждения со стороны врача.
Понятие ненамеренной лжи (помимо психологических защит) относится к ситуациям каких-либо психических расстройств:
1) Анозогнозия - отрицание факта болезни, некритичное отношение к своему состоянию. Такие пациенты говорят о своем хорошем самочувствии и желании выписаться домой, выйти на работу, хотя без посторонней помощи не могут себя полностью обслуживать. Пример: пациент Р., 43 года. Диагноз: геморрагический инсульт в левом каротидном бассейне с умеренным правостороннем гемипарезом, дизартрией, анозогнозией. Пациент пытался несколько раз уйти из отделения, мотивируя свои поступки тем, что он хорошо себя чувствует и ему пора на работу. Все объяснения медицинского персонала о необходимости соблюдения постельного режима пациент игнорировал и, несмотря на то, что у него плохо работали рука и нога, все равно пытался идти. Некритичное отношение к своему состоянию вследствие органического нарушения привело к назначению дополнительных успокоительных препаратов.
2) Аггравация с целью вторичной выгоды - неосознанное преувеличение симптомов болезни. Пример: пациентка Д., 56 лет. Диагноз ишемический инсульт в правом каротидном бассейне. При поступлении: легкий левосторонний гемипарез. Через 10 дней пребывания в стационаре все симптомы регрессировали до нормы. В течение всего времени нахождения в больнице пациентка предъявляла много жалоб ипохондрического характера. Каждый день говорила об ухудшении своего состояния, настояла на проведении повторной процедуры РКТ (чтобы узнать, не случилось ли повторного инсульта).
Искажение информации со стороны врача:
1) «Эффект плацебо» - искажение информации об инертном биологическом веществе ради позитивного воздействия на пациента. На эффект плацебо могут влиять различные факторы, такие как вкус, цвет и размер таблеток, выступающих в роли плацебо, интонация, с которой врач дает рекомендации, сам внешний вид врача (если врач будет выглядеть солидно, «экспертно», то его слова будут восприняты больными лучше), стоимость рекомендуемого лечения и другие факторы.[9]
В реалиях «острого» отделения применение препаратов-плацебо необоснованно, т.к. речь часто идет о сохранении жизни пациента. В некоторых случаях врачи «перехваливают» эффективные препараты, для усиления веры пациента в этот препарат, повышения мотивации к лечению.
2) Профессиональные личностные защиты (непризнание собственных врачебных ошибок);
3) Сокрытие важной для пациента информации, чтобы не травмировать его. Данный пример искажения информации распространен в практике врачей-онкологов и является довольно спорным. С одной стороны, пациент должен знать результаты обследования, диагноз, прогноз. С другой стороны, к примеру, в США, существует практика определения границ сообщения информации -среди врачей принято спрашивать у пациентов, что именно пациент хочет знать, а что - нет. В некоторых случаях, пациенты сами оставляют запрос на сокрытие информации и просят врачей самих принимать решение об их информировании [10]. В российских реалиях как такового «кодекса правдивости» не существует и ответственность о сообщении информации лежит полностью на враче. Пример: пациент К., 50 лет. Поступил в отделение с подозрением на инсульт. В неврологическом статусе - головокружение и атаксия. На снимках рентгеновской компьютерной томографии очагов выявлено не было. После 10 дней пребывания в стационаре состояние пациента ухудшилось. Было решено сделать повторное исследование на аппарате магнитно-резонансной томогра-
фии. На полученных снимках обнаружились метастазы в головном мозге. Лечащий врач сообщил об этом супруге пациента, которая в свою очередь приняла решения мужу информацию не сообщать.
4) Манипуляция пациентами с целью финансовой выгоды. Например, врачи, имея контракт с какой-либо фармацевтической фирмой, убеждают пациента в том, что им поможет конкретный препарат (зачастую дороже аналогов).
Обнаруженная ложь может вызывать проблемы психологического характера, как со стороны врача, так и со стороны пациента. Такие проблемы порождают комплекс эмоциональных переживаний - неловкость, гнев, ощущение предательства, разочарование, утрата доверия. Последствия для самого лжеца -чувство вины, потеря контроля над ситуацией. Врач, которому солгали, может испытывать повышенную тревожность вследствие непризнания его как профессионала, эмоциональное выгорание. Пациент - утрату доверия к сфере здравоохранения.
Данные психологические проблемы могут подталкивать врача и пациента к совершению негативных действий по отношению друг к другу: со стороны врача - лишение пациента возможности получить эффективное лечение (неназначение нужных препаратов, лишение необходимой операции), со стороны пациента - привлечение врача к финансовой или правовой ответственности .[11, 168]
Таким образом, проблема искажения информации в общении врача и больного заслуживает внимания и предполагает дальнейшие психологические исследования с целью оптимизации профессионального коммуникативного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асимов М.А., Марданова Ш.С. Психологические основы формирования коммуникативной компетентности современного врача // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2014. - N 6(29) [Электронный ресурс]. - URL: http://mprj.ru (дата обращения: 20.05.2015).
2. Болучевская В.В., Павлюкова А.И. Общение врача: создание положительных взаимоотношений и взаимопонимания с пациентом. (Лекция 4). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 27.05.2015).
3. Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология: учебник для студ. мед. вузов. - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 416 с.
4. Маджаева С.И. Некоторые закономерности общения врача и пациента, больного сахарным диабетом / С.И. Маджаева // Вестник Челяб. гос. унта. - Серия: Филология. Искусствоведение. - 2008. - Вып. 28. - № 37 (137) - С. 120—125
5. Психология общения : энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - 600 с.
6. Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 12.08.2015).
7. Соложенкин В.В. Избранные лекции по психиатрии для врачей-кардиологов. Учебное пособие. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011. С 4-33
8. Урванцев Л.П. Профессиональное общение врача: психологическая наука - практике высшего медицинского образования. [Электронный ресурс] / Л.П. Урванцев // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, раз-
витие: сетевой журн. 2015. № 1 (8). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ra/art&id=122 (дата обращения: 21.07.2015).
9. Хайлов П.М. Плацебо и доказательная медицина. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2012. № 1 (7). С. 10-16.
10.Drane, J.F., Reich, G.H. (2002). Honesty in Medicine: should doctors tell the truth? American Journal of Bioethics, 2:14-17.
11.Palmieri, J.J., Stern, T.A. (2009). Lies in the Doctor-Patient relationship. Rounds in the general hospital. Primary care companion journal of clinical psychiatry, 11(4): 163-168.