Научная статья на тему 'Исходные основания и ориентиры исследования воспитательного пространства малого города в творческом наследии Л. И. Новиковой1'

Исходные основания и ориентиры исследования воспитательного пространства малого города в творческом наследии Л. И. Новиковой1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория воспитания / социальное воспитание / воспитательное пространство / малый город. / theory of education (upbringing) / social upbringing / upbringing space / town

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Е. Баранов, Н А. Баранова

В статье предпринимается попытка предъявления генезиса понятия «воспитательное пространство малого города». Анализируются научные идеи академика Л. И. Новиковой, раскрывающие сущность понятия «воспитательное пространство», детерминирующие обособление в категориальном поле современной теории воспитания дефиниции «воспитательное пространство малого города»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INITIAL FOUNDATIONS AND GUIDANCE OF THE RESEARCH OF UPBRINGING SPACE OF A TOWN IN THE CREATIVE HERITAGE OF L. I. NOVIKOVA

The authors of the article made an attempt to present the genesis of the concept of “upbringing space of a town”. The authors analyzed the scientific ideas of Academician L. I. Novikova, revealing the essence of the concept of “upbringing space”. This refers to the concepts that determine the isolation of the definition of “upbringing space of a town” in the categorical field of modern theory of upbringing.

Текст научной работы на тему «Исходные основания и ориентиры исследования воспитательного пространства малого города в творческом наследии Л. И. Новиковой1»

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ _АКАДЕМИКА ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ НОВИКОВОЙ)

УДК 37.035

ИСХОДНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ОРИЕНТИРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МАЛОГО ГОРОДА В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Л. И.НОВИКОВОЙ

В статье предпринимается попытка предъявления генезиса понятия «воспитательное пространство малого города». Анализируются научные идеи академика Л. И. Новиковой, раскрывающие сущность понятия «воспитательное пространство», детерминирующие обособление в категориальном поле современной теории воспитания дефиниции «воспитательное пространство малого города».

Ключевые слова: теория воспитания, социальное воспитание, воспитательное пространство, малый город.

Обособление в категориальном поле теории воспитания понятия «воспитательное пространство малого города» и последовавшие за этим многочисленные исследования этого феномена педагогической действительности относятся к концу прошлого столетия и детерминированы рядом обстоятельств, имеющих принципиальное значение.

Первое — введение академиком Людмилой Ивановной Новиковой и ее научной школой в научный оборот «родового» понятия «воспитательное пространство». В 1996 году в г. Кстово Нижегородской области под руководством

Как цитировать статью: Баранов А. Е. , Баранова Н. А. Исходные основания и ориентиры исследования воспитательного пространства малого города в творческом наследии Л. И. Новиковой // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 4 (52). С. .35-42.

А.Е.Баранов

Кандидат педагогических наук, доцент, директор Тверского колледжа культуры имени Н.А.Львова E-mail: [email protected]

Alexey E. Baranov

PhD (Education), Associate Professor, Director of the Tver College of Culture named after N.A. Lvov, Russia

Н.А.Баранова

Кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой педагогики и психологии, Тверской колледж культуры имени Н.А.Львова, г.Тверь E-mail: barnat [email protected] Natalia A. Baranova

PhD (Education), Associate Professor, Head of the Chair of Pedagogy and Psychology, the Tver College of Culture named after N.A. Lvov, Russia

Л. И. Новиковой (Москва) и М. П. Кузьминовой (Нижний Новгород) проходит совместное заседание двух проблемных лабораторий теории и практики воспитательных систем, на котором широко обсуждаются вопросы, связанные с воспитательным пространством. Первая фиксируемая нами научная публикация, раскрывающая проблемы создания единого воспитательного пространства, принадлежит Л. И. Новиковой и И. В. Кулешовой и относится к 1996 году [7]. В 1997 году проблемы воспитательного пространства вошли в программу всероссийской научно-практической конференции в г. Владимире (В. В. Андреева, В. И. Аршинов, А. В. Гаврилин и др.), а подходы к определению воспитательного пространства малого города и его исследованию нашли отражение в материалах конференции [2].

Второе — преодоление в практике периода идеологической неопределенности и некоторой растерянности педагогическими коллективами большинства образовательных организаций и последовавший за этим интенсивный поиск ориентиров, векторов развития и научных оснований воспитательной деятельности. Этот период характеризуется активным внедрением в практику школ и других образовательных организаций теории воспитательных систем, их моделированием, построением и изучением, инициативами школ, колледжей, вузов, выходящими за границы внутренних сред, их активной позицией в пространстве города, актуализирующими обращение к идеям воспитательного пространства.

Третье — осознание местными сообществами и властными структурами необходимости выработки концепции и общей программы действий в отношении нового поколения, в рамках нашей работы — юных жителей малого города. Среди административно-территориальных единиц различного уровня малый город занимает особое место, являясь, безусловно, самобытной исторически и культурно сложившейся, имеющей устойчивые характеристики формой локализации пространства и специфического социума, как правило, своеобразной «столицей» муниципального образования. Возможно, поэтому, а также в связи с тем, что в этот период главами администраций малых городов зачастую становятся педагоги, идеи воспитательного пространства активно используются в разработке муниципальных программ воспитания.

Четвертое — интенсивная исследовательская деятельность и научная рефлексия реальной воспитательной практики, осуществлявшаяся отдельными учеными и научными коллективами, находившая отражение

в концепциях и теориях социального воспитания. В рамках научной школы Л. И. Новиковой — это складывающаяся концепция воспитательного пространства (Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, И. В. Степанова, М. В. Шакурова, Д. В. Григорьев и др.), концептуальные подходы, впервые обозначающие специфику социализации в различных типах поселений (А. В. Мудрик, М. В. Никитский и др.), средовой подход в воспитании (Ю. С. Мануйлов), концептуальные подходы к построению воспитательного пространства малого города (А. В. Гаврилин, М. В. Корешков), а также социокультурный подход А. М. Цирульникова, теория воспитательных пространств Ю. П. Сокольникова и др.

Поиск адекватных вызовам современности моделей социального воспитания в условиях малого города актуализирует исследование генезиса воспитательного пространства, абрисы которого как феномена педагогической действительности просматриваются в отечественных исследованиях «педагогики среды» в начале прошлого столетия, зарубежных «школ в среде» и «школ в природе». В середине ХХ века в терминолексике воспитательной (воспитывающей) среды этот феномен проявляется в идеях и практике социально-педагогических комплексов города Свердловска (ныне — Екатеринбург) и воспитательных площадок по месту жительства города Горького (ныне — Нижний Новгород), «Яранского содружества» (Яранский район Кировской области) и т.п. Научная рефлексия этого опыта содержится в работах В. Г. Бочаровой, Ю. С. Бродского, А. Т. Куракина, Ю. С. Мануйлова, А. В. Мудрика, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, В. Д. Семенова и других ученых. Так, Н. Л. Селиванова при анализе современных суждений о воспитательном пространстве отмечает: «Общие условия эффективного функционирования различных моделей воспитательного пространства: наличие цели, разделяемой всеми участниками процесса его создания; единая педагогическая концепция, ориентированная на приоритеты гуманистического воспитания; «мягкая» структура пространства, его событийность, диалоговый режим создания; разветвленная система отношений между различными компонентами, субъектами пространства» [9, с. 69].

Дефиниция «воспитательное пространство малого города» концептуализируется и проблематизируется в конце ХХ века. На этот процесс оказывают существенное влияние развитие теории воспитательного пространства и исследовательский поиск в научной школе

Л. И. Новиковой, значительная работа по изучению и апробации различных моделей воспитательного пространства проводилась в тот период на опытно-экспериментальных площадках научного центра современных проблем воспитания Института теории образования и педагогики Российской академии образования (Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, В. А. Караковский и др.) во Владимирской, Калужской, Кировской, Ленинградской, Нижегородской, Пермской, Тверской, Тульской областях. Благодаря этой работе, проводимой совместно с практиками, обозначены контуры и особенности воспитательного пространства малого города, уточнены отдельные положения концепции воспитательного пространства, популяризируются научно-педагогические идеи о механизмах взаимодействия субъектов социального воспитания в условиях малого города, появляются оригинальные описания воспитательного пространства самобытных российских городов Вязники, Кольчугино, Ломоносов, Кстово, Козьмодемьянск, Конаково и др. Исследованию воспитательного пространства малого города, муниципального района в рамках рассматриваемой концепции посвящены работы А. Е. Баранова, Н. А. Барановой, А. В. Гаврилина, М. В. Корешкова, С. А. Криворотовой, Н. А. Салык, И. В. Степановой, М. С. Якушкиной и др.

Следует отметить, что подходы к построению и исследованию воспитательного пространства складывались в научной школе Л. И. Новиковой на протяжении длительного времени. При этом особый интерес вызывают ранние работы, в которых сам термин не употребляется, а его смысловое наполнение уже присутствует. Так, анализируя комплексный подход к воспитанию, авторский коллектив (Х. Й. Лийметс, Л. И. Новикова, А. Т. Куракин) отмечает, что его реализация предполагает «.. .интеграцию всех воздействий (со стороны общества и его институтов, ближайшего окружения, включая семью, различные формальные и неформальные группы), а также концентрацию собственных усилий в самовоспитании, которые приводили бы к реализации основных воспитательных целей» [3, с. 51]. Далее отмечается, что интеграция воспитательных воздействий по-разному осуществляется на разных уровнях управления воспитательным процессом, в частности — на социально-педагогическом (в масштабе общества и отдельных его регионов). В этой же работе, характеризуя воспитательные комплексы, воспитательные центры и воспитывающие ситуации как формы организации воспитательного процесса, авторы отмечают, что «... если воспитательные комплексы дают возможность

педагогическому коллективу сконцентрировать свои воздействия на детей во времени, то воспитательные центры позволяют раздвинуть границы таких воздействий в пространстве» [3, с. 57]. «Если таких центров в рамках города возникает несколько,— отмечают Л. И. Новикова и И. В. Кулешова,— то можно, по-видимому, говорить о возникновении воспитательного пространства города как пространства мозаичного типа» [7, с. 198].

Согласно позиции Л. И. Новиковой, среда представляется как данность, которая не всегда может обладать воспитательным влиянием, а воспитательное пространство — педагогически целесообразно организованная среда, окружающая ребенка (это может быть среда класса, школы, дома, микрорайона, города). Таким образом, создается «воспитывающая среда» («среда в среде»), адекватная составляющим воспитанности: ориентация на общечеловеческие ценности, интеллигентность, коллективизм, креативность, адаптивность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях, ответственность в поступках, «самость» [6, с. 32].

Давая определение воспитательному пространству, Л. И. Новикова отмечает, что «в самом широком смысле — это множество объектов, между которыми установлены отношения, определяемые характером этих объектов, расстоянием между ними. Пространство амбивалентно: для него характерны такие, казалось бы, взаимоисключающие свойства, как протяженность и фрагментарность, прерывистость и непрерывность» [8, с. 228].

Последовательная разработка основных концептуальных положений о воспитательном пространстве обозначила ряд интересных для современного исследователя проблем, не нашедших, на наш взгляд, должного отражения в научных изысканиях.

Одна из них — субъектная позиция ребенка, подростка, юноши в воспитательном пространстве, его создании и совершенствовании. В своей совместной с М. В. Соколовским работе Л. И. Новикова отмечает: «Требуются немалые усилия, чтобы дети ощущали пространство, окружающее школу, как свою основную территорию, за которую они несут ответственность. А ведь воспитательное пространство должно восприниматься детьми как собственное пространство, как ниша по отношению к тому, что лежит вне его» [4, с. 141]. Несколько позже Л. И. Новикова напишет: «Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит (как уже сложившееся или

только складывающееся), в какой мере участвует в его совершенствовании» [6, с. 33]. «Рассматривая такие факторы, влияющие на процесс личностного развития ребенка, как «воспитательная система» школы и «воспитательное пространство»,— отмечает Л. И. Новикова,— необходимо исследовать и охарактеризовать роль старшего друга (педагога, старшеклассника) в личностном развитии ребенка» [5, с. 11].

Построение современных исследований воспитательного пространства малого города во многом базируется на научных идеях академика Л. И. Новиковой, внимательное прочтение работ которой позволит открыть множество аспектов изучения этого непростого феномена педагогической действительности.

Опыт нашего исследования воспитательного пространства малого города [1; 10] показал, что важной проблемой остается выбор адекватных предмету исследования и современным тенденциям развития науки актуальных методов познания. Интересен в этой связи исторический опыт разработки и использования комплексного междисциплинарного подхода к изучению города как особого исторического, социального и культурного феномена. Этому подходу присущ особый антропоморфичный, образный, подчеркнуто нетерминологичный стиль описания, включающий понятия «биография города», «образ города», «душа города» и т.п., а также синтез объекта исследования — города и основного метода познания — исследовательской экскурсии (экспедиции), имевшие место в исследованиях 20-х годов прошлого столетия И. М. Гревса и Н. А. Анциферова и их последователей. Как отмечают современные исследователи, именно благодаря такому взгляду было начато изучение города как системы, имеющей знаковый характер, разработана методика изучения города, которая впервые позволила «осмыслить его как социокультурный феномен, отражающий историю становления общества и сохраняющий мироощущение многих поколений его жителей» (Е. Н. Мастеница), именно такой подход «способен наиболее точно и полно отразить всю совокупность аспектов городской культуры» (О. В. Киреева). Определенные перспективы в исследовании воспитательного пространства малого города имеет обращение к социокультурному подходу в интерпретации А. М. Цирульникова, в рамках которого система образования изучается с учетом сложного противоречивого соотношения социума и культуры, динамики, исторического развития на широкой географии в ходе многочисленных экспедиций.

Исходя из вышеизложенного, в качестве одного из механизмов изучения воспитательного пространства малого города нами была предложена научная экспедиции как комплексная форма полевых педагогических исследований [1]. Представленные подходы и обстоятельства их реализации позволили определить проблемное поле и разработать программу экспедиции, на первом этапе которой была составлена примерная схема характеристики социокультурных и педагогических условий, обеспечивающих актуализацию воспитательного потенциала малого города и описание его воспитательного пространства.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-06-00525а «Социокультурные практики местных сообществ в воспитательном пространстве малого города».

Литература

1. Баранов А. Е. Воспитательное пространство малого города: проблемы исследования // Воспитательное пространство малого города: модели сетевого взаимодействия: сб. науч. тр. / под ред. Н. А. Барановой. Тверь: ООО «ГК «Стимул», 2017. С. 5-18.

2. Гаврилин А. В., Корешков М. В. Воспитательное пространство малого города // Теория и практика гуманистическим воспитательных систем: матер. всерос. науч.-практ. конф. (г. Владимир, 12-16 октября 1997 г.) // редкол.: А. В. Гаврилин, Л. И. Новикова (отв. ред.) и др. Владимир: Изд. ВОИУУ 1997. С. 68-70.

3. Лийметс Х. Й., Новикова Л. И., Куракин А. Т. Комплексный подход к воспитательному процессу // Комплексный подход к воспитанию школьников: сб. статей // сост. Л. И. Филатова, Т. В. Сорокина; под ред. Л. К. Балясной. М.: Просвещение, 1982. С. 50-59.

4. Новикова Л. И., Соколовский М. В. «Воспитательное пространство» как открытая система (Педагогика и синергетика) // Общественные науки и современность. 1998. № 1. С. 132-143.

5. Новикова Л. И. Воспитание как педагогическая категория // Воспитание как научная категория и феномен социальной практики: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (г. Владимир, 15-17 октября 2001 г.); редкол.: В. В. Андреева, А. В. Гаврилин (отв. ред.), Л. В. Куликова, Н. Л. Селиванова. В 2-х ч. Ч 1. Владимир: Изд. ВОИУУ, 2001. С. 5-11.

6. Новикова Л. И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. 2000. № 6. С. 28-35.

7. Новикова Л. И., Кулешова И. В. Воспитательное пространство: опыт и размышления // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / под ред. Л. И. Новиковой, Р. Б. Вендровской, В. А. Караковского. М.: НИИ теории образования и педагогики РАО, 1996. С. 195-203.

8. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. Е. И. Соколова. М.: ПЕР СЭ, 2010. 324 с.

9. Селиванова Н. Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Современные концепции воспитания: матер. конф. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. С. 62-72.

10. Эмпирическое многообразие моделей сетевого взаимодействия субъектов воспитательного пространства малого города: аналит. доклад / Н. А. Баранова и др. Тверь: ООО «ГК «Стимул», 2017. 65 с.

INITIAL FOUNDATIONS AND GUIDANCE OF THE RESEARCH OF UPBRINGING SPACE OF A TOWN IN THE CREATIVE HERITAGE OF L. I. NOVIKOVA

The authors of the article made an attempt to present the genesis of the concept of "upbringing space

of a town". The authors analyzed the scientific ideas of Academician L. I. Novikova, revealing the essence of

the concept of "upbringing space". This refers to the concepts that determine the isolation of the definition

of "upbringing space of a town" in the categorical field of modern theory of upbringing.

Keywords: theory of education (upbringing), social upbringing, upbringing space, town.

References

• Baranov A. E. Vospitatel'noe prostranstvo malogo goroda: problemy issledovaniya // Vospitatel'noe prostranstvo malogo goroda: modeli setevogo vzaimodejstviya: sb. nauch. tr. / pod red. N. A. Baranovoj. Tver': OOO «GK «Stimul», 2017. S. 5-18. [In Rus].

• Empiricheskoe mnogoobrazie modelej setevogo vzaimodejstviya sub"ektov vospitatel'nogo prostrans-tva malogo goroda: analit. doklad / N. A. Baranova i dr. Tver': OOO «GK «Stimul», 2017. 65 s. [In Rus].

• Gavrilin A. V., Koreshkov M. V. Vospitatel'noe prostranstvo malogo goroda // Teoriya i praktika gu-manisticheskim vospitatel'nyh sistem: mater. vseros. nauch.-prakt. konf. (g. Vladimir, 12-16 oktyabrya 1997 g.) // redkol.: A. V. Gavrilin, L. I. Novikova (otv. red.) i dr. Vladimir: Izd. VOIUU, 1997. S. 68-70. [In Rus].

• Lijmets H. J., Novikova L. I., Kurakin A. T. Kompleksnyj podhod k vospitatel'nomu processu // Kompleksnyj podhod k vospitaniyu shkol'nikov: sb. statej // sost. L. I. Filatova, T. V. Sorokina; pod red. L. K. Balyasnoj. M.: Prosveshchenie, 1982. S. 50-59. [In Rus].

• Novikova L. I., Sokolovskij M. V. «Vospitatel'noe prostranstvo» kak otkrytaya sistema (Pedagogika i sinergetika) // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 1998. № 1. S. 132-143. [In Rus].

• Novikova L. I. Vospitanie kak pedagogicheskaya kategoriya // Vospitanie kak nauchnaya kategoriya i fenomen social'noj praktiki: mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. (g. Vladimir, 15-17 oktyabrya 2001 g.); redkol.: V. V. Andreeva, A. V. Gavrilin (otv. red.), L. V. Kulikova, N. L. Selivanova. V 2-h ch. Ch 1. Vladimir: Izd. VOIUU, 2001. S. 5-11. [In Rus].

• Novikova L. I. Vospitanie kak pedagogicheskaya kategoriya // Pedagogika. 2000. № 6. S. 28-35. [In Rus].

• Novikova L. I., Kuleshova I. V. Vospitatel'noe prostranstvo: opyt I razmyshleniya // Metodologiya, teo-riya i praktika vospitatel'nyh sistem: poisk prodolzhaetsya / pod red. L. I. Novikovoj, R. B. Vendrovskoj, V. A. Karakovskogo. M.: NII teorii obrazovaniya i pedagogiki RAO, 1996. S. 195-203. [In Rus].

• Novikova L. I. Pedagogika vospitaniya: Izbrannye pedagogicheskie trudy / pod red. N. L. Selivanovoj, A. V. Mudrika; sost. E. I. Sokolova. M.: PER SE, 2010. 324 s. [In Rus].

• Selivanova N. L. Sovremennye predstavleniya o vospitatel'nom prostranstve // Sovremennye koncepcii vospitaniya: mater. konf. Yaroslavl': Izd-vo YaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2000. S. 62-72. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.