Научная статья на тему 'Ироническое осмысление идиллических мотивов в произведениях И. С. Тургенева'

Ироническое осмысление идиллических мотивов в произведениях И. С. Тургенева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
396
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРОНИЯ / ПАРОДИЯ / ДИХОТОМИЯ МИРА / КОНФЛИКТ / БИДЕРМАЙЕР / СМЕХ / ДРАМАТУРГИЯ / ПЬЕСА / Н.М. КАРАМЗИН / И.С. ТУРГЕНЕВ / IRONY / PARODY / THE DICHOTOMY OF PEACE / CONFLICT / BIEDERMEIER / LAUGHTER / DRAMA / PLAY / N.M. KARAMZIN / I.S. TURGENEV

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жаплова Татьяна Михайловна, Крайнова Алина Геннадьевна

Многозначное понятие иронии в европейской и русской культуре всегда представляло собой широкое поле для философских, психологических, литературных толкований, авторских интерпретаций неоднозначных и спорных явлений окружающей действительности, построенных на связи конфликтов реальности и элементов романтического мышления, сохранившихся в сознании человека. Рассматривая функциональную специфику иронии, реализуемую в художественном тексте, а также ее задачи и значение оказываемого на читателя воздействия, исследователи определяли их роль для реализации иронического подхода, которыми пользовались русские писатели, представители различных литературных направлений. Авторы статьи обратились к анализу произведений эстетического вдохновителя сентиментализма конца XVIII начала XIX в. Н.М. Карамзина и представителя реализма второй половины XIX в. И.С. Тургенева. Выявленная авторами параллель позволила установить факт пародийно-иронического переосмысления И.С. Тургеневым сложившегося у Н.М. Карамзина и «карамзинистов» идиллического канона в освещении усадебной жизни. В статье на материале пьес И.С. Тургенева «Завтрак у предводителя» и «Месяц в деревне», посвященных социально-нравственным и имущественным проблемам дворянского круга, рассматриваются проблемы ценностного разделения в позициях героев, дискредитации романтических идеалов, демократизации настроений молодого поколения. На основе иронического подтекста, привнесенного И.С. Тургеневым в романы «Дым» и «Отцы и дети», авторы замечают сопряжение романтической иронии и иронического отношения писателя к действительности. Данный аспект анализа позволяет выявить основной конфликт между противоположностями социальной действительности и идиллической картиной недостижимой семейно-бытовой устроенности, эмоционально сниженный И.С. Тургеневым возможностями иронии и пародии, реже сатиры и юмора. В ходе анализа были определены черты идейной и художественной преемственности между Н.М. Карамзиным и И.С. Тургеневым, связанной с определенной близостью их мировоззрения и отдельных сторон творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IRONIC INTERPRETATION OF IDYLLIC MOTIFS IN THE PLAYS BY I.S. TURGENEV

Ambiguity of the concept of irony in the European and Russian culture has always been a wide field of philosophical, psychological, literary interpretation, the copyright interpretations of ambiguous and controversial phenomena of reality, built on the reality of conflict and communication elements of romantic thought, surviving in the human mind. Considering the functional specificity of irony, realized in a literary text, as well as its objectives and the role exerted by the impact on the reader, the researchers measured their importance for the implementation of an ironic approach, used by Russian writers, representatives of various literary movements. The authors applied to the analysis of works of aesthetic mastermind sentimentalism late XVIII early XIX century. N.M. Karamzin and representative realism of the second half of the XIX century I.S. Turgenev. Identified parallel possible to establish the fact of mock-ironic rethinking existing in N.M. Karamzin and «karamzinians» idyllic canon in light of manor life. In the article on pieces material I.S. Turgenev's «Breakfast at the leader» and «Month in the Country», dedicated to the social and ethical issues and property noble circle deals with the problems of value in separating the positions of heroes, to discredit the romantic ideals of the democratization of the younger generation of sentiment. On the basis of the ironic subtext introduced by I.S. Turgenev's novels «Smoke» and «Fathers and Sons», the authors identify the pairing of romantic irony and ironic attitude of the writer to the lost national complexion of Russia, the area of love and friendly feelings. This aspect of the analysis reveals the basic conflict between the opposites of social reality and idyllic picture of the elusive family home dispensation emotionally depressed I.S. Turgenev capabilities smile, irony and caricature. During the analysis of the ideological and artistic features of the continuity between the NM have been identified N.M. Karamzin and I.S. Turgenev, associated with a certain proximity of their worldview and individual aspects of creativity.

Текст научной работы на тему «Ироническое осмысление идиллических мотивов в произведениях И. С. Тургенева»

УДК 82.09: 821.161.1

Жаплова Т.М., Крайнова А.Г.

Оренбургский государственный университет E-mail: tmzhaplova@mail.ru

ИРОНИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИДИЛЛИЧЕСКИХ МОТИВОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.С. ТУРГЕНЕВА

Многозначное понятие иронии в европейской и русской культуре всегда представляло собой широкое поле для философских, психологических, литературных толкований, авторских интерпретаций неоднозначных и спорных явлений окружающей действительности, построенных на связи конфликтов реальности и элементов романтического мышления, сохранившихся в сознании человека. Рассматривая функциональную специфику иронии, реализуемую в художественном тексте, а также ее задачи и значение оказываемого на читателя воздействия, исследователи определяли их роль для реализации иронического подхода, которыми пользовались русские писатели, представители различных литературных направлений. Авторы статьи обратились к анализу произведений эстетического вдохновителя сентиментализма конца XVIII - начала XIX в. Н.М. Карамзина и представителя реализма второй половины XIX в. И.С. Тургенева. Выявленная авторами параллель позволила установить факт пародийно-иронического переосмысления И.С. Тургеневым сложившегося у Н.М. Карамзина и «карамзинистов» идиллического канона в освещении усадебной жизни.

В статье на материале пьес И.С. Тургенева «Завтрак у предводителя» и «Месяц в деревне», посвященных социально-нравственным и имущественным проблемам дворянского круга, рассматриваются проблемы ценностного разделения в позициях героев, дискредитации романтических идеалов, демократизации настроений молодого поколения. На основе иронического подтекста, привнесенного И.С. Тургеневым в романы «Дым» и «Отцы и дети», авторы замечают сопряжение романтической иронии и иронического отношения писателя к действительности. Данный аспект анализа позволяет выявить основной конфликт между противоположностями социальной действительности и идиллической картиной недостижимой семейно-бытовой устроенности, эмоционально сниженный И.С. Тургеневым возможностями иронии и пародии, реже - сатиры и юмора.

В ходе анализа были определены черты идейной и художественной преемственности между Н.М. Карамзиным и И.С. Тургеневым, связанной с определенной близостью их мировоззрения и отдельных сторон творчества.

Ключевые слова: ирония, пародия, дихотомия мира, конфликт, бидермайер, смех, драматургия, пьеса, Н.М. Карамзин, И.С. Тургенев.

Современное литературоведение рассматривает иронию в русской литературе с позиции понимания русскими писателями немецких философских идей. Начало XIX века в русской и европейской литературе ознаменовалась наступлением эпохи романтизма, что было обусловлено социально-политическими, философскими, литературными событиями и явлениями. В Европе такими событиями стали революции во Франции 1793-1848 годов, наполеоновские войны, научные открытия Ф.В. Шеллинга и К.Г. Фихте, творчество И.В. Гете, Э.Т. Гофмана, в России - восстание декабристов 1825 года, творчество В.А. Жуковского. Приобретя теоретическое обоснование в немецкой философии, ирония осмыслялась в качестве знака дистанции между несовершенством и неполнотой объективированного мира, объединяющего серьезное и смешное, трагическое и комическое, поэзию и прозу, гениальность и критику. Ирония стано-

вится объектом самопонимания, актом рефлексии [7, с. 127].

Согласно идеям немецкой философии, один из полюсов сохранял в человеке божественную «искру жизни» [13, с. 28], другой выражал выявленные Шеллингом праматерию, тяжесть первозданного акта грехопадения и присутствующую в сущности человека устремленность к Ночи, которая персонифицировала бесконечность. По замечанию Ю.В. Манна, ирония явилась основным направлением развития русской литературы, она «разрушала сущность романтического конфликта» [10, с. 92] в связи с проникновением в него неромантических элементов. Сознание человека начала XIX века в России предстало разрушающим, предметом разрушения выступили священные ценности: любовь, дружба, познание. Мифологически обоснованная инфернальная дихотомия мира указывала, насколько сильна в человеке устремленность к темной основе.

Русская литература чутко отзывалась на происходящие изменения. Первую половину XIX века в России характеризовал интерес к немецкой философии, приобщение к которой, по свидетельству В.Г. Белинского, означало «быть современным»: русское творческое сознание было увлечено идеями немецкого трансцендентализма и натурфилософии. По замечанию М.М. Бахтина, ирония выступала «распространенной формой редуцированного смеха в Новое время (особенно начиная с романтизма)» [3, с. 134]. Ее явление было исторически связано с распадом древнего социума и потерей «живых связей литературы с народной площадной культурой», с всенародным и карнавальным смехом: «веселый, ликующий и насмешливый, он отрицает и утверждает, хоронит и возрождает» [там же, с. 135], осмеивает самое сокровенное и дорогое для себя.

Г.В. Гегель определял иронию как «внутреннее разрушение, которое выражалось в подмене истинного неистинным и проявляло себя в виде возможности: «Я могу посредством мышления превратить в ничто определения нравственности, добра, права, потому что являюсь их властелином» [1, с. 28]. Категория Ничто указывала на безуспешность романтических ценностей, которые оказались ненужными, поскольку мир оказался разрушенным. В качестве средства против глумления выступал печальный смех, который слышался в пустоте.

В качестве главной оппозиции иронического мира Ю.М. Лотман выделял категории «бытия» и «небытия». Ученый отмечал, что «бытие есть исходное представление, которое выступает в различных обликах. Чаще всего бытие выступает как существование, сконцентрированное как сиюминутное пребывание в это мгновение в этой точке. На одном полюсе находится «жизни некий преизбыток», на другом - уничтожение «человеческого Я». Промежуточные звенья заполняются рядом символических образов: дремотой и сном» [9, с. 572].

Ироническое отрицание романтической культуры осуществляется в иронии в форме иронического или пародийного отношения. М.М. Бахтин писал: «Пародийное слово чрезвычайно разнообразно. Можно пародировать чужой стиль как стиль, пародировать чужую социально-типическую или индивидуально-

характерологическую манеру видеть, мыслить, говорить» [3, с. 132]. По мнению ученого, «пародийному слову аналогично ироническое и всякое двусмысленно употребленное чужое слово, ибо чужим словом пользуются для передачи враждебных устремлений» [3, с. 134], а также пороков и проблем.

Особенностью творчества И.С. Тургенева является социальная и историческая конкретность обстановки действия. Передавая атмосферу бытового общения и споров дворянских интеллигентов, писатель замечал ценностное разделение в их среде, дискредитацию романтических идеалов, остановившихся на уровне 1830-х годов, демократизацию настроений молодого поколения. Благодаря многообразию форм иронии и ироническому мировоззрению И.С. Тургенева определялась система стилевых и речевых приемов его произведений.

По наблюдению А.А. Гозенпунд, в иронических пьесах И.С. Тургенева действие выстраивалось не только на событиях, но и на «ироничном диалоге», в котором значимо слово: «Слово является мотором, который приводит в движение: слово живописует, характеризует говорящего и его окружение» [2, с. 57]. Слово «расталкивает» людей, становится причиной истинного «размежевания» в их жизненном пространстве и определяет угол иронического зрения.

Сюжет пьесы «Завтрак у предводителя» построен на попытке разрешить конфликт, возникший при размежевании земель, при этом в характерах помещиков отражены крепостное право и его вековые традиции. Персонажи отгораживаются друг от друга репликами, не желая понимать трудности ближних, что создает дополнительный иронический эффект. Конфликт пьесы определил проблематику произведения, обнажив имущественные отношения и сатирически заостренные социально-психологические проблемы.

Ирония Тургенева основывается на личных наблюдениях и жизненном опыте: во время конфликта с матерью Тургенев удивлялся алогичности поведения В.П. Тургеневой. Поскольку жертвами крепостнических привычек становились носители социального зла, за комическими алогизмами поведения помещиков, не признающих законов, стоял философско-трагический

Жаплова Т.М., Крайнова А.Г.

Ироническое осмысление идиллических мотивов..

аспект жизни, ставший законом поведения господствующего сословия. Е.В. Хализев, рассматривая общие для драматургического жанра приемы, выделяет проспекцию: «С поднятием занавеса действие не начинается, а продолжается. Когда занавес опускается, действие не заканчивается: автор дает возможность «заглянуть» в постсюжетную жизнь героев» [12, с. 45].

С процессом переосмысления романтических мотивов связано явление бидермайера. В русской литературе оно было обусловлено исторической ситуацией первой половины XIX в.: «Эра великой метафизики, устремленности в сверхреальное переживала последнее время. Европа устремлена к истории, повседневности и утилитарным ценностям, к наслаждению малым миром, семьей, домом. Великие потрясения конца XVШ - начала XIX века рождали тоску по идиллии. Титаны, герои - Фаусты, Манфреды, Наполеоны, одержимые тоской по прекрасному Крейслеры, ушли в прошлое» [5, с. 36]. Психологические импульсы героев И.С. Тургенева создаются реалистически многогранно: они ссорятся и мирятся в напряженной обстановке, при этом обоюдно желая в душе построения культивируемой им идиллии, некой абстрактной мечты. По замыслу «Завтрак у предводителя» и «Месяц в деревне» И.С. Тургенева воспроизводит иллюзию идиллического жизнеощущения, с его всеединством, равнозначностью личного и ультраличного, творческого и авторского.

В этом отношении ощутима связь с творческой позицией Н.М. Карамзина, его высокопарным отношением к собственному творчеству. В конце XVIII - начале XIX вв. такое убеждение выступало в качестве проявления свободы, расширяющей границы художественного творчества. Н.М. Карамзин был высокого мнения о своем литературном даровании и видел в себе человека, который призван реформировать русскую словесность. Отличавшие творчество карамзинистов манерность и галантность образов, принципы «приятности» и «украшения», установка на салонность и повышенная эмоциональность были переосмыслены И.С. Тургеневым в духе нового литературного направления - реализма. Идейная и художественная преемственность между Н.М. Карамзиным и И.С. Тургеневым небезосновательно связывает-

ся с определенной близостью их мировоззрения и отдельных сторон творчества: произведения Н.М. Карамзина и И.С. Тургенева выражали психологические тенденции, присущие дворянской культуре, прежде всего, они отвечали потребностям дворянского круга.

В основе комедии «Месяц в деревне», в которой выразился круг интересовавших писателя проблем, лежит любовный четырехугольник. Это история о любви замужней дамы к учителю сына, о соперничестве с молодой воспитанницей, о несостоявшейся жизни. В пьесе отсутствуют роковые злодеи, нет непредвиденных стечений обстоятельств: внимание автора сосредоточено на психологическом движении любовного конфликта. И.С. Тургенев не судит и разоблачает своих героев, а психологически фиксирует жизненные типы. Жизнь для Михаила Ракитина - это любовь к Наталье Петровне. Герой порабощен отношениями, и его смятение порождает стыд от осознания своего безволия.

Тургенев воссоздает схожие черты карам-зинского героя, который демонстрирует понимание, что герой не принадлежит современности. С этой же стороной проблемы связана исполненная иронии ситуация, возникающая при абстрагировании от биографических фактов. В ироническом изображении действительности противоположности социального быта существовали одна за счет другой. Социальное зло разрушало идиллическую природу, и человеческое торжествовало над социальным, одновременно являясь зависимым от него.

И.С. Тургенев неоднократно подчеркивал, что особенно в пьесе «Месяц в деревне» его интересовал образ Натальи Петровны, в воссоздании ее психологического портрета сосредоточена сверхзадача произведения. Возможность обнаружения ироничности в характере героев Тургенев предоставляет не дидактически, а подспудно, с течением времени, что говорит о большей возможности сатирического обличения, чем только насмешка ради насмешки. Наталья Петровна язвительно характеризует рассуждения Ракитина о природе, но честь и порядочность не позволяют Ракитину волновать возлюбленную. Ракитин воздвигает препятствие на пути влияния Беляева, останавливает процесс развития чувств и отношений других персонажей. Действие принимает бурный ха-

рактер и приводит к разрушению связей, и следовательно, к крушению иллюзии.

Наряду с преобладанием иронии, направленной на романтизм, пьесы И.С. Тургенева отмечены юмором и саркастической иронией: его герои надевали маску романтических персонажей. Финал «Месяца в деревне» выявил, что Ракитин существует в психологическом и бытовом контексте дворянской среды (образ во многом автобиографичен) и изображен как честный, интеллигентный и страдающий человек. Мотив страдания в пьесе свидетельствует о романтическом комплексе героя, подчеркивающего свою враждебность реалистическому мироощущению. В финале Ракитин покидает дом Ислаевых, но логика его характера заставляет думать, что он вернется.

Авторская ирония Тургенева связана с выявлением парадокса поведения и чувств героев в романе «Отцы и дети», проживающих важный отрезок времени в обстановке усадебной идиллии. Таинственный предмет страсти тургеневского Павла Петровича Кирсанова - Нелли, княгиня Р., которая как истинная романтическая героиня находилась в плену таинственных и неведомых сил, влияющих на ее поведение. Тургенев устами Аркадия, воскрешающего события двадцатилетней давности, воссоздает романтический тон, которым они могли быть описаны в романтической повести. Еще они сравнимы с описанием в стихотворении М.Ю. Лермонтова «К портрету», посвященном романтической героине эпохи, Александре Кирилловне Воронцовой-Дашковой, ставшей прототипом Нелли из «Отцов и детей»: «То истиной дышит в ней все, то все в ней притворно и ложно. Понять невозможно ее, зато не любить невозможно» [8, с. 53]. Автор в этом случае мудрее своего героя: он понимает мотивы поведения героини, но не объясняет их, а герою в их понимании отказывает.

Благодаря авторской позиции, в романе «Дым» возникает сопряжение романтической

иронии и иронического отношения писателя к действительности. Произведение появилось в период, когда в русской культуре «литературная эволюция происходила с катастрофической быстротой, старые кумиры рушились (особенно Марлинский), его «ученики меняли вехи» (Панаев, Соллогуб), такие писатели, как Тургенев лихорадочно быстро спешили освободиться от связывающих и мертвящих штампов умирающей романтики» [6, с. 124]. Писатель с тревогой подозревал, что стране грозит остаться пустым дымом в том смысле, в каком он мнился объятому горем Литвинову: «Дым, дым», - повторил он несколько раз; и все вдруг показалось ему дымом, все, собственная жизнь, русская жизнь -все людское, особенно все русское. Все дым и пар, думал он; все как будто беспрестанно меняется, всюду новые образы, явления бегут за явлениями, а в сущности все то же, да то же безустанная, тревожная и ненужная игра» [11, с. 175]. Роман сохраняет романтическую персонификацию природы, представление о триа-дичности мира.

Таким образом, И.С. Тургенева интересуют постоянные конфликты и проблемы, которые возникают в кругу дворян, вне их отношений с крестьянами и друг с другом, а также их поведение в стороне от «магистральных» конфликтов дворянской эпохи. Отсутствие у героев представлений о законности, укоренившиеся привычки и взгляды - эти черты, воспитанные бесконтрольно осуществляемой властью, являются источником комических ситуаций. Столкновение глубинных, подсознательных основ личности с моральными принципами, темного естества человеческих страстей с требованиями духовной культуры определяет суть внутренних конфликтов произведений писателя, что является, с нашей точки зрения, пародийно-ироническим переосмыслением идиллического канона в освещении усадебной жизни, сложившегося у Н.М. Карамзина и «карамзинистов» (М.Н. Муравьева и Ф.П. Львова).

12.01.2017

Список литературы:

1. Гегель, Г.В. Эстетика / Г.В. Гелель. - М., 1973. - Т. 4. - 183 с.

2. Гозенпуд, А.А. Тургенев-драматург / А.А. Гозенпуд // Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти тт. - Соч. - Т. 12. - М., 1986.- С. 57-59.

3. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. - М., 1990. -С. 132-135.

4. Белинский, В.Г. Руководство к познанию теоретической и материальной философии. Сочинение Александра Петровича Татаринова / В.Г. Белинский // Собр. соч.: В 9 т. - М., 1981. - Т. 7. - 511 с.

Жаплова Т.М., Крайнова А.г.

Ироническое осмысление идиллических мотивов..

5. Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я Берковский. - Л.: Худож. лит., 1973. - 568 с.

6. Берковский, Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе / Н.Я. Берковский. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - 480 с.

7. Зинченко, Н.С. Ирония как многоаспектный феномен: методологические основы анализа художественного дискурса / Н.С. Зин-ченко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. - №3. - Ч. 1. - С. 126-130.

8. Лермонтов, Ю.М. К портрету / М.Ю. Лермонтов // Собр. соч.: В 4 т. - М., 1957. - Т. 1. - С. 53-54.

9. Лотман, Ю.М. Поэтический мир Тютчева / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПБ, 1996. - С. 565-594.

10. Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя / Ю.В. Манн. - М., 1988. - С. 80-120.

11. Тургенев, И.С. Дым / И.С. Тургенев // Собр. соч.: в 12 т. - М.: Худож. лит., 1954. - Т. 4. - С. 7-190.

12. Хализев, В.Е. Драма как род литературы / В.Е. Хализев. - М., 1986. - С. 43-46.

13. Шеллинг, Ф.В. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах / Ф.В. Шеллинг. - М.: Мысль, 1987. - С. 135.

Сведения об авторах:

Жаплова Татьяна Михайловна, доцент кафедры связей с общественностью и журналистики Оренбургского государственного университета, доктор филологических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: tmzhaplova@mail.ru

Крайнова Алина Геннадьевна, аспирант факультета филологии и журналистики Оренбургского государственного университета 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.