ЗАПАД-ВОСТОК
ИРЛАНДСКИЙ «ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНГЛИКАНИЗМ»: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
В статье представлена информация о результатах защиты и основных положениях кандидатской диссертации на тему «Теория и практика политического англиканизма в Ирландии в 1692-1715 гг.», которая состоялась 21 ноября 2013 года в Казанском (Приволжском) федеральном университе.
Ключевые слова: Ирландия; политический англиканизм; национализм.
В новейшей российской исторической науке вопросы межэтнического и межконфессионального взаимодействия продолжают оставаться одними из наиболее перспективных исследовательских направлений. Современные религиозно-политические конфликты, имеющие часто национальный характер, обусловили устойчивый интерес к истокам возникновения этнорелигиозного неприятия и выработке механизма подчинения одного народа другим. Одним из ключевых этнорелигиозных конфликтов европейской истории нового и новейшего времени является «ирландский вопрос», исследованию которого было посвящено ряд диссертационных исследований, монографий и статей. Тем не менее ранние стадии данного конфликта долгое время не подвергались детальному изучению, в особенности крайне важный для истории Ирландского королевства рубеж XVII-XVIII веков - время окончательного политического поглощения протестантской Англией католической Ирландии, закрепления методов экономической эксплуатации страны и способов поддержания тотального контроля над гэльским большинством численно незначительной англиканской верхушкой.
21 ноября 2013 года в диссертационном совете по историческим дисциплинам, действующем при Казанском (Приволжском) федеральном университете, прошла защита аспирантки кафедры международных отношений и межкультурной коммуникации, старшего преподавателя кафедры всеобщей истории Марийского государственного университета, секретаря Йошкар-Олинского отделения Российского общества интеллектуальной истории Лежниной Елены Владимировны на тему «Теория и практика политического англиканизма в Ирландии в 1692-1715 гг.».
Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Марийского государственного университета Рокина Галина Викторовна, - является признанным специалистом в изучении проблем национализма и имперской политики1. Первый официальный оппонент - доктор исторических наук, профессор кафедры зарубежной истории и регионоведения Казанского (Приволжского) федерального университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Татарстан Шарифжанов Измаил Ибрагимович - автор многих работ по новой истории Англии и британской историографии2. Второй официальный оппонент - доктор исторических наук, профессор кафедры документоведения и всеобщей истории Нижневартовского
148
НАУЧНАЯ ХРОНИКА
государственного университета Ерохин Владимир Николаевич - занимается изучением религиозной истории Англии XVI-XVII веков3.
На защиту были внесены следующие положения диссертационного исследования:
• В период 1692-1715 годов в Королевстве Ирландия были заложены основы режима «протестантского господства» - особой формы общественнополитического устройства, при которой небольшая группа англикан, в основном, английского происхождения, обладала монополией на политическую власть, доминировала в экономике страны, определяла духовную и культурную жизнь острова.
• Формирование «режима» осуществлялось в условиях экономической разрухи, финансового кризиса, деградации церковных и политических институтов, вызванных последствиями Второго католического восстания 1689-1691 годов в поддержку Якова II Стюарта. Внешней причиной быстрого утверждения господства англикан в стране стало наличие постоянной угрозы со стороны католической Европы и сторонников якобитского движения, которые рассматривали Ирландию как потенциальный плацдарм для борьбы с протестантской короной. Данные факторы обусловили жесткий, бескомпромиссный характер действий ирландской англиканской элиты на рубеже XVII-XVIII веков.
• Основным интегрирующим фактором, обеспечивающим стабильность режима «протестантского господства» и поддержку его со стороны Англии, был англиканизм как особый тип политической теологии. Он освящал единство светской и духовной власти в лице короля, утверждал справедливость принимаемых в ирландском и английском парламентах решений и определял образ мыслей членов ирландского протестантского сообщества. В отличие от соседней Англии, в которой в конце XVII столетия приобрела популярность проповедуемая Дж. Локком идея веротерпимости, в «просвещенной» Ирландии англиканизм сохранил консервативный характер. Представители высшего церковного клира, даже сторонники политического обновления Ирландии, крайне болезненно реагировали на любые попытки переустройства англиканской церкви за счет сближения ее с иными протестантскими конфессиями.
• Наиболее яркими проявлениями «политического англиканизма» в Ирландии стали антикатолицизм и антиякобитизм. На государственном уровне они были реализованы в «карательном законодательстве» и церковной пропаганде. Существенная часть памфлетов и трактатов, официальных проповедей, а также записок путешественников, изданных как в Ирландии, так и в соседней Англии, носила явный антикатолический и антиякобитский характер. Не меньшим нападкам ирландских англикан подвергались диссентеры-пресвитериане, которые, по мнению членов Церкви Ирландии, нарушали целостность протестантского единства на острове, а также подрывали их экономическое господство.
• Англиканская доктрина сыграла не только интегрирующую роль, но и выделяла ирландских протестантов в особую этноконфессиональную группу, противостоящую не только гэлам-католикам, шотландцам-пресвитерианам, но, в определенной степени, и англичанам. Подчиненный статус Ирландии, несправедливая, с точки зрения местных протестантов, политика Вестминстерского
149
ЗАПАД-ВОСТОК
парламента по отношению к острову и его жителям, вызывали у ирландских ан-гликан ревность и обиду. С одной стороны, недовольство политикой Англии было выражено в стремлении англо-ирландцев утвердить свои политические права, создав свою конституционную теорию, основанную как на английском, так и на ирландском политическом опыте. Иная тенденция, характерная для представителей ирландской протестантской общественно-политической мысли, - обосновать необходимость слияния Ирландии и Англии в рамках единого государства -формирующейся Британской империи.
• К концу изучаемого периода идеи ирландского политического англиканизма стали основой для поддержания политического и духовного единства Ирландии и Англии, но, в то же время, выражением глубоких противоречий внутри британского протестантского сообщества, которые в будущем приведут к складыванию на острове новой политической доктрины - «колониального национализма».
Основной ценностью работы, по мнению членов Совета и официальных оппонентов, стало привлечение автором целого комплекса оригинальных исторических источников, анализу которых была посвящена первая глава диссертации. Использование в работе документов официального характера: законов, принятых ирландским или английским парламентами, а также материалов англиканского синода - Ирландской конвокации4, позволило выявить конституционные основы Ирландского королевства, охарактеризовать законодательную базу режима «протестантского господства», а также определить направления внутренней политики Ирландии конца XVII - начала XVIII столетий. В диссертации был привлечен широкий пласт памфлетов и трактатов протестантов Ирландии и Англии, посвященных наиболее актуальным для жителей Британских островов вопросам. Памфлет, как наиболее доступный способ выражения позиции автора, представляющего определенную социальную, конфессиональную, этническую группу, политическую партию или группировку, в период слабого развития периодической печати, наилучшим образом выявлял болезненные с точки зрения общественности вопросы. Трактат определил уровень развития экономических, политических и религиозных знаний в период раннего английского Просвещения.
Необычайно ценной группой исторических источников по истории «политического англиканизма» стали многочисленные проповеди англиканского духовенства. Если теологический трактат, адресуемый узкой прослойке англиканского духовенства, философам и интеллектуалам, разъяснял тонкости англиканского учения, то проповедь в доступной для устного восприятия форме проясняла отдельные вопросы христианского учения. Проповедь в Ирландии, несомненно, была важнейшим орудием идеологического и политического контроля, способом формирования определенного мировоззрения. В зависимости от целей прочтения проповеди могли быть теологическими, антикатолическими, цивилизаторскими.
Ценную информацию об облике Ирландии, традициях и обычаях ее жителей можно почерпнуть из записок английских путешественников, которые, к тому же представляли «имперский» подход к проблемам подчиненной Ирландии5.
Живой интерес к диссертации был связан с неоднозначностью и противоречивостью идей политического англиканизма, а также их влияния на последую-
150
НАУЧНАЯ ХРОНИКА
щую историю Британских островов. В работе подчеркивалось, что рассуждения англиканской верхушки Ирландии укрепляли имперское направление в ирландской и английской политике, но, в то же время, закладывали основу для ирландской национализма.
Таким образом, теория политического англиканизма была определена как сплав догматики англиканской церкви, традиционных представлений о незыблемости монаршей власти, но, в то же время, идей гражданских прав и общественного договора, почерпнутых из трудов Дж. Локка и других просветителей Британских островов. Последователи политического англиканизма - «правящая секта», которая не могла удержаться у власти, используя принципы политического равноправия, но, в то же время, мечтала об идеальном протестантском государстве и церкви.
Действия, предпринимаемые протестантами Ирландии, в большинстве своем были навязаны англичанами, но часть местной элиты, разделяя принципы христианской солидарности и уповая на милость Бога и короля, поддерживала их. По мере распространения идей Просвещения в протестантских кругах Ирландии росли сомнения относительно будущего страны и ее жителей. Англичане, в течение одного или нескольких поколений проживавшие на землях Ирландии, стали воспринимать ее как новую родину, нуждающуюся в любви и защите.
—Э---------------------------- Примечания
1 Рокина Г.В. Ян Коллар и Россия: история идеи славянской взаимности в российском обществе первой половины XIX в. Йошкар-Ола, 1998; Рокина Г.В. Теория и практика славянской взаимности в истории словацко-русских связей XIX в. Казань, 2005.
2 Шарифжанов И.И. Современная английская историография буржуазной революции XVII века. М., 1982; Шарифжанов И.И. Английская историография в XX веке. Основные теоретикометодологические тенденции, школы и направления. Казань, 2004.
3 Ерохин В.Н. Методологические подходы к изучению истории религиозной Реформации в Англии в современной британской историографии. Нижневартовск, 2008; Ерохин В.Н. Влияние протестантизма на понимание принципов социальных связей в английском обществе в XVI-XVII веках // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. №2. Т.3. С. 56-61.
4 Irish historical documents 1172-1922 / Ed. By E. Curtis, R.B. McDowel. London, 1943; The penal laws against Papist and Popish Recusants, Nonconformists and Nonjurors: with The Statuses relating to the Succession of the Crown, Forfeited Estates, Tumults and Riots, Imprisonment of Suspected Persons; and the late Acts for obliging Papists and Nonjurors to Register their Estates. London, 1723; Records of convocation. XVII. Ireland, 1690-1869. Part 1. Both Houses: 1690-1702, Upper House: 1703-1713 / Ed. by G. Bray. London, 2006; Records of convocation. XVIII. Ireland, 1690-1869. Part 2. Lower House: 1703-1713 Both House: 1714-1869 / Ed. By G. Bray. London, 2006.
5 Ward E. A Trip to Ireland, being a Description of the Country, People and Manners, As also select Observations on Dublin. London, 1699; Dunton J. The Dublin Scruffle: being a Challenge sent by John Dunton, citizen of London, to Patrick Campbel, Bookseller in Dublin. Together with the small Skirmish Bills and Advertisements. London, 1699.
E.V. Lezhnina
151
ЗАПАД-ВОСТОК
THE IRISH POLITICAL ANGLICANISM: THEORY AND PRACTICE
Key words: Ireland; political Anglicanism; nationalism
The article presents the results of passing the defense of Ph.D. degree and the basic features of the theses «Theory and practice of the political Anglicanism in Ireland in 1692-1715» (the 21st of November, Kazan).
О.Н. Сутырина
«КРУГЛЫЙ СТОЛ» МОЛОДЕЖЬ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ РОССИИ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ. ЙОШКАР-ОЛА, 28 НОЯБРЯ 2013
ГОДА
Ключевые слова: молодежь; поликулътурная Россия; вызовы времени.
26-30 ноября 2013 года в ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» прошел I Всероссийский молодежный научный форум «Гранит науки-2013: Молодежь. Инновации. Менеджмент», ставший одним из значимых событий для студенчества Республики Марий Эл.
В рамках форума 28 ноября 2013 года состоялась работа площадки («круглого стола») по теме: «Молодежь в поликультурной России: вызовы времени», по инициативе и поддержке Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, в рамках реализации Республиканской целевой программы «Этнокультурное развитие Республики Марий Эл (2009-2013 годы)», а также Центра национальных и конфессиональных исследований Республики Марий Эл.
Непосредственным организатором площадки стала кафедра управления и права Поволжского государственного технологического университета (ранее -МарГТУ, с апреля 2012 года - ПГТУ). Необходимо отметить, что сотрудничество кафедры и Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл началось еще в 2011 году1.
В работе «круглого стола» приняли участие около 50 человек: студенты республиканских и российских высших и средних учебных заведений (ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт», ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина, г. Иваново Высший колледж ПГТУ "Политехник", ГБОУ СПО РМЭ "Колледж культуры и искусств" имени И.С. Палантая), представители молодежных организаций (Молодежный парламент Республики Марий Эл второго созыва, Группа при Совете "Молодёжное правительство Республики Марий Эл" по развитию межнациональных отношений, Марийская молодежная организация "Общество межкультурных связей
152