УДК 322
Могилёв Василий Васильевич Vasily Mogilyov
ИРАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ИРАНСКОЕ ДУХОВЕНСТВО: СПЕЦИФИКА ОТНОШЕНИЙ, ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
IRANIAN SOCIETY AND IRANIAN CLERGY: SPECIFICITY OF RELATIONS, HISTORY AND PERSPECTIVES
Статья посвящена изучению отношений между иранским обществом и духовенством: в частности, их религиозных основ, специфики и эволюции в период с начала Исламской революции до настоящего времени. Поскольку иранский исламизм не возник стихийно в ходе Исламской революции, а уже был достаточно сильно укоренен в народной культуре и негласных социальные правилах, необходимо проанализировать основы и специфику исламской философии и, в особенности, те её аспекты, на которые опираются иранские клерикальные круги при создании иранской политической системы. Влияние представителей духовенства на малообразованные и традиционалистские слои населения позволило им после революции быстро перейти в разряд государственных деятелей.
Рассмотрены основы иранской клерикальной идеологии и её пункты: безоговорочное принятие исламских норм в интерпретации Велаят-е Факиха и ведение жизни в полном соответствии с шариатом; наличие строго ограниченных рамок для общественной, политической, научной и художественной свободы; контроль духовенства за источниками дохода и накоплением богатства; воздержание от творческого саморазвития, самовыражения и восприятия, а также от проявления интереса к большей части традиционной персидской культуры и мировым культурным достижениям и наследию через самоцензуру или правительственную цензуру; полное принятие клерикальной культуры и закрепление за искусством и наукой роли государственный ин-
This article is devoted to studying the relationship between Iranian society and the clergy: in particular their religious foundations, specificity and evolution since the beginning of the Islamic Revolution until the present. Since the Iranian Islamism did not arise spontaneously in the course of the Islamic Revolution, and was already quite strongly rooted in the national culture and unwritten social rules, it is necessary to analyze the fundamentals and specifics of Islamic philosophy, and in particular those of its aspects that underpin the Iranian clerical circles to create Iran's political system . The influence of the clergy on poorly educated and traditionalist sectors of the population after the revolution allowed them to quickly move into the category of public figures. In the present article the basics of the Iranian clerical ideology and its items will be studied, such as: unconditional acceptance of Islamic norms in the interpretation of Velayat-e Faqih and maintenance of life in full compliance with the Shariah; presence of a strictly limited framework for social, political, scientific and artistic freedom; control by the clergy of the sources of income and wealth; refraining from creative self-development, self-expression and perception, as well as the manifestation of interest in most of the traditional Persian culture and world cultural achievements and heritage through self-censorship or government censorship; full acceptance of the clerical culture and the consolidation of the role of art and science as political instruments; promotion and strengthening of Islamic (Shiite) ideology through the rejection of all the world's political, economic and social models (both
струментов; продвижение и укрепление исламской (шиитской) идеологии через отказ от всех существующих в мире политических, экономических и социальных моделей (как западных, так и восточных). Хотя иранское духовенство сделало попытку полностью притворить все эти пункты в жизнь, факторы внешнего и внутреннего порядка заставили его пойти на определенные уступки, однако не изменили их концепцию исламского общества и исламского человека. Сделаны выводы о состоянии клерикального режима в ИРИ на сегодняшний день и его перспективы
Ключевые слова: Иран, клерикальная культура, шиизм, ислам, исламизм
Western and Eastern ). Although the Iranian clergy has made an attempt to introduce all these points, external and internal factors forced it to make concessions, but did not change their concept of an Islamic society and Islamic rights. In this article conclusions will be drawn about the state of the clerical regime in Iran today and its prospects
Key words: Iran, clerical culture, shiism, islam, is-lamism
Ключевые аспекты иранской клерикальной культуры, такие как абсолютное подчинение божественной воле (в том виде, в каком она интерпретирована шиитскими богословами и рахбаром), ограниченный индивидуализм, духовный материализм, исламское мещанство и всеобъемлющий характер ислама, едины для всех граждан Исламской Республики независимо от пола (с поправкой на подчиненное положение женщины как в доме, так и в обществе) и внедряются в их сознание посредством образования, СМИ и ежедневных общественных молитв [8].
В исламском обществе роль индивида, обладающего свободой воли (в противовес абсолютному подчинению неизменной божественной воле в интерпретации духовенства) до сих пор остается неясной. Эта неопределенность веками являлась предметом споров, в которых сталкивались разные мнения по поводу того, предопределен ли жизненный путь человека заранее, или он в состоянии сам управлять своей судьбой, оставаясь при этом во власти Бога. С одной стороны, стих Корана 10:101 прямо говорит: «Задумайтесь о том, что на небесах и на земле. И не будет пользы от знамений и увещеваний тем, кто не уверовал!» [3] (в пер. Османова), что подразумевает несвободу человека вне зависимости от того, веЛ о о
рует он или нет. С другой стороны, пятый имам Мухаммад ибн Али аль-Бакир и ше-
стой имам Джафар-и-Садик провозглашали, что «[Ведь] они — те, которых Аллах проклял, лишил слуха и ослепил» [4]. Это противоречие, как и другие, вытекающие из различных интерпретаций исламских источников, породило широкий спектр религиозно-философских концепций, что позволяет мусульманам иметь определенную свободу выбора. Можно сказать, что большинство мусульман не являются фаталистами, и, соответственно, вера в судьбу («Кисмет») не является религиозным принципом. На теологические взгляды последователей Итна Ашари большое влияние оказал мутазилизм, что дало начало спекулятивной теологии, которая позволяет теологам аргументировать свое мнение, ссылаясь на источники мусульманского права. Однако аргументирование на основе свободного толкования предписаний всегда оставалось привилегией духовенства и было недоступно обычным верующим [5].
В Исламской Республике Иран верховная духовная, судебная, юридическая и политическая власть сосредоточена в руках высшего руководителя (факиха), являющегося главным арбитром во всех светских конфликтах и духовных противоречиях. Он выбирается советом экспертов, духовных лиц, имеющих наибольший авторитет в своей среде. Этот политический орган позволяет клерикальным кругам закрепить свою власть на неопределенно долгое вре-
мя и полностью контролировать всю общественную и политическую жизнь, что заведомо противоречит западной концепции демократии, где необходимыми условиями являются всеобщие выборы и свободное волеизъявление. Относительно этого известный иранский исламский социолог Али Шариати считает западный образ демократии бесцельным и безответственным. По его мнению, чтобы достичь Уммы (идеального общества), нужно ставить акценты, прежде всего, на чистоту власти и на наличие просвещенных и добродетельных лидеров, берущих на себя ответственность за укрепление и устойчивое развитие общества на исламских началах. Существующий в Иране режим вполне подходит под это определение, даже несмотря на то, что Шариати известен как один из наиболее последовательных критиков традиционного духовенства [11].
Иранские верующие еще в доисламскую эпоху с большим уважением относились к мнению духовенства («мообед»). Уже при полусветском режиме Шаха Пехлеви наличие Марджа-е Таклид («Великий аятолла») — исламских ученых, достигших больших высот в исламском праве («фикх») и методологии («усул») и имеющих право издавать фетвы (шариатские заключения по тем или иным вопросам), оказывало огромное психологическое и культурное влияние на последователей шиизма. Этот тип религиозной власти, по сути, и сформировал понятие «ограниченный индивидуализм» и безоговорочное подчинение исламским законам в интерпретации шиитских правоведов. Можно сказать, что еще при режиме Пехлеви шиитское духовенство имело возможность оказывать влияние на большие массы иранских граждан и таким образом оспаривать светские законы [8]. Основные оппоненты религиозной власти — прежде всего, марксисты и интеллигенция — не могли сколько-нибудь помешать духовенству, поскольку в том уже достаточно идеологизированном обществе они стали маргинальными слоями. Особенно ярко это проявилось в 1977-79 гг., когда иранские власти под давлением общества вынужде-
ны были открыть пути для выражения социально-религиозных моральных взглядов. Именно религиозные лидеры, хотя и считались многими невежественными и реакционными, смогли выразить и обосновать эти взгляды. Структура общественных отношений между духовенством и его последователями была преобразована в национальную парадигму, включающую религиозные, духовные и политические аспекты. Чтобы укрепить полученный в ходе Исламской революции статус, духовенство потребовало от иранских граждан безоговорочного подчинения исламским нормам в форме высшего религиозно-политического долга и ведения жизни в полном соответствии с законами шариата [6].
Чтобы четко ставить цели перед исламским обществом и способствовать созданию «истинно исламской личности», духовенство решило позиционировать себя как единственно возможного выразителя интересов всей иранской нации. Если разделить иранскую клерикальную идеологию по пунктам, то ее основные составляющие будут следующими.
1. Абсолютное подчинение: безоговорочное принятие исламских норм в интерпретации Велаят-е Факиха. Ведение жизни в полном соответствии с шариатом. Неподчинение исламским законам или критика мнения духовенства (в особенности Факиха) считается отречением от воли Аллаха и является наказуемым [9].
2. Ограниченный индивидуализм: общественная, политическая, научная и художественная свобода должны оставаться в жестко заданных рамках. Недостаток неправительственных организаций для продвижения новых идей, с одной стороны, и отсутствие политических партий — с другой, сильно ограничивают развитие иранского общества [12].
3. Духовный материализм: контроль духовенства за источниками дохода и накоплением богатства. Те, кто имеет непостоянные источники доходов или знает, что эти источники могут не соответствовать исламским нормам, должны выбрать влиятельного представителя духовенства, чтобы
доверить часть своих средств для расходов на благотворительность и, таким образом, «очистить» свои деньги.
4. Исламское мещанство: является результатом идеологической монополии духовенства и подразделяется на три составляющие:
а) воздержание от творческого саморазвития, самовыражения и восприятия, а также от проявления интереса к большей части традиционной персидской культуры и мировым культурным достижениям и наследию через самоцензуру или правительственную цензуру;
б) в случае противоречий между наукой и религией первая должна безоговорочно уступить;
в) полное принятие клерикальной культуры и закрепление за искусством и наукой роли государственных инструментов.
5. Всеобъемлющий характер Ислама: продвижение и укрепление исламской (шиитской) идеологии через отказ от всех существующих в мире политических, экономических и социальных моделей, как западных, так и восточных [11].
Хотя иранское духовенство сделало попытку полностью притворить все эти пункты в жизнь, факторы внешнего и внутреннего порядка заставили его пойти на определенные уступки, однако не изменили их концепцию исламского общества и исламского человека. Разрешение женщинам занимать государственные должности низкого уровня и терпимость по отношению к определенным художественным изысканиям в области музыки, кино и других форм искусства являются демонстрацией способности клерикального режима к приспособлению. Вероятно, иранское общество имеет значительные внутренние резервы для сопротивления подобной политике духовенства [7].
Исламская революция являлась для духовенства возможностью сознательно подчинить общество исламским нормам и, таким образом, избавить его от губительной вестернизации. Влияние представителей духовенства на малообразованные и традиционалистские слои населения позво-
лило им после революции быстро перейти в разряд государственных деятелей. Те, кто следовал религиозным предписаниям духовенства, стали после революции его политическими сторонниками и катализаторами распространения новой парадигмы среди сограждан.
Иранский исламизм не возник стихийно в ходе Исламской революции, а уже был достаточно сильно укоренен в народной культуре и негласных социальных правилах. Правда, помимо тех, кто искренне следовал за Марджа-е Таклид, было немало оппортунистов, которые поддерживали клерикалов для достижения собственных целей. Важным условием создания исламского общества являлось подчинение неконформистов духовной власти, из-за чего многие противники режима были посажены или казнены, если не смогли или не захотели покидать страну [10].
Вследствие установления клерикальной идеологии и, как результат, ограничения политической, научной и творческой свободы, многие профессиональные кадры и интеллектуалы предпочли уехать из Ирана. Причем значительная их часть выбрала эмиграцию, исходя не только из собственных принципов, но и из-за боязни за будущее своих детей. Важно отметить, что бежавшие спасались не от Ислама как такового, а от тирании клерикальной диктатуры, прикрываемой исламскими догмами [12].
Если рассматривать ситуацию, сложившуюся в Иране на сегодняшний день, то можно сказать, что исламизм, некогда сплотивший народ и духовенство в порыве исламской революции и помогший стране пережить кровопролитную ирано-иракскую войну, находится в кризисе. На культурном уровне попытки клерикального режима оградить общество от западного влияния потерпели крах и привели к возникновению «подпольной» культуры. На политико-духовном уровне все сильнее проявляется разница между реальными исламскими законами и предписаниями и действиями духовенства. На экономическом уровне рост разрыва в доходах и накопление бо-
гатства представителями духовенства и их родственниками и приближенными вызывают в обществе раздражение [6].
Единственным верным способом сохранить свою власть в подобном положении клерикальный режим счел изоляционизм и противопоставление Ирана «бездуховному и агрессивному» западному миру во главе с США. Это позволяло духовенству в условиях непрерывно усиливающегося давления извне позиционировать себя в качестве единственного объединителя и спасителя иранской нации и находить оправдание усиливающимся репрессиям [13].
Однако экономический ущерб от санкций Запада и его социальные последствия, особенно сильно проявившиеся при президентстве Махмуда Ахмадинежада и вылившиеся в 2009 г. в многолюдные акции протеста, вместе с усилившимся недовольством чрезмерно строгими социальными нормами и недостаточным уровнем прав и свобод вынудили духовенство искать способы разрядить непростую ситуацию, способную поставить под удар сложившуюся после революции систему власти в ИРИ. Избрание президентом в 2013 г. Хасана Рухани, воспринимаемого в иранском обществе и
на Западе как представителя оппозиции, готового противостоять не только консервативному курсу своего предшественника Махмуда Ахмадинежада, но и верховного аятоллы Али Хаменеи, наглядно иллюстрирует происходящие изменения. В настоящее время мировые центры силы для реализации своих внешнеполитических целей используют широкий спектр геополитических технологий [2], давление которых ощутил на себе Иран. Большие надежды возлагаются на Женевские переговоры по Иранской ядерной программе, которые хотя и продвигаются медленно из-за противодействия консервативных кругов иранской элиты и взаимного торга Ирана и США, но в перспективе могут окончиться значительным ослаблением санкций и оздоровлением иранской экономики и, следовательно, укреплением доверия к правящему режиму [1]. Важно подчеркнуть, что в ближайшей перспективе именно ставка на открыггость и диалог с Западом и США, в частности, будут являться гарантией устойчивости клерикального режима, поскольку привлекут на его сторону молодое поколение, наиболее экономически активное и восприимчивое к западным ценностям.
Литература-
1. Антон Евстратов. Противоречивая либерализация Хасана Роухани // ÏOËHTKOM.RU. Режим доступа: http://www.politcom.ru/17074.html (дата обращения 04.06.2015).
2. Шарапов А.К. Характеристика отдельных геополитических технологий, применяемых в современном геополитическом процессе // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 04 (119). С. 103-109. Режим доступа: chrome-extension: //oemmndcbldboiebfnladdacbdfm adadm/http: //zabgu.ru/files/html_document/pdf_
files/fixed/2015_god/vest_04_15.indd_-_30.04. pdf
(дата обращения 20.06.2015).
3. Сура 10, Аят 101 // Перевод смыслов Корана. Режим доступа: http://quran.ipamis.com/ (дата обращения 17.03.2015).
4. Сура 47, Аят 23 // Перевод смыслов Корана. Режим доступа: http://quran.ipamis.com/ (дата обращения 17.03.2015).
-References
1. Anton Evstratov. POLITKOM.RU (POLIT-KOM.RU) Available at: http://www.po]itcom. ru/17074.html (accessed 04.06.2015).
2. Sharapov A. K. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2015, no. 04 (119), pp. 103-109. Available at: chrome-extension:// oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http: //zab-gu.ru/files/html_document / pdf_files / fixed/2015_
god/vest_04_15.indd_-_30.04. pdf (accessed
20.06.2015).
3. Sura 10, Ayat 101 (Sura 10, Verse 101): translation of the meanings of Koran) Available at: http://quran.ipamis.com/ (accessed 17.03.2015).
4. Sura 47, Ayat 23 (Sura 47, Verse 23): translation of the meanings of Koran Available at: http://alisina.org/predestination-and-free-will-in-is-lam/#idc-container (accessed 17.03.2015).
5. Ali Sina. Predestination and Free Will in Islam // Alisina.org. Режим доступа: http://alisina.org/ predestination-and-free-will-in-islam / #idc-container (дата обращения 21.03.2015).
6. Atif Salahuddin Is Iran an Islamic State? // Khilafah.com. Режим доступа: http://www.khilafah. com / index.php / concepts/political-concepts/7007 -is-iran-an-islamic-state (дата обращения 22.03.2015).
7. Bahman Baktiari Iranian Society: A Surprising Picture / / Payvand Iran News. Режим доступа: http: //www.payvand.com/news/09/feb/1147.html (дата обращения 27.04.2015).
8. Juan Cole Iran and Islam // United States' Institute of peace: The Iran Primer. Режим доступа: http://iranprimer.usip.org/resource/iran-and-islam (дата обращения 21.04.2015).
9. Massoumeh Torfeh Neither Islamic nor a republic // The Guardian. Режим доступа: http:// www.guardian.co.uk/commentisfree/belief/2009/ aug/29/iran-clergy-infighting-ayatollah (дата обращения 26.04.2015).
10. Mehdi Khalaji The Iranian Clergy's Silence / / Hudson Istitute: center on Islam, democracy and the future of the Muslim world. Режим доступа: http:// www.currenttrends. org/research/ detail / the-iranian-clergys-silence (дата обращения 17.05.2015).
11. Mehdi Khalaji Politics and the Clergy // United States' Institute of peace: The Iranian Primer. Режим доступа: http://iranprimer.usip.org/resource/ politics-and-clergy (дата обращения 17.05.2015).
12. Mehrangiz Kar The invasion of the private sphere in Iran: individual, family, community and state // Iran Chamber Society. Режим доступа: http://www.iranchamber.com/society/articles/ iinvasion_private_sphere_iran.php (дата обращения 21.05.2015).
13. Saeed Rahnema Four Myths About Iran's Clerical Regime // THE MARK NEWS. Режим доступа: http://www.themarknews.com/articles/3660-four-myths-about-iran-s-clerical-regime?page= 1 (дата обращения 24.05.2015).
Коротко об авторе _
Могилёв В.В., аспирант, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия vvm1989@yandex.ru
Научные интересы: политические процессы на Ближнем и Среднем Востоке, современная геополитика
5. Ali Sina.Alisina.org. (Alisina.org.) Available at: http: //alisina.org/predestmation-and-free-win-m-is-lam/#idc-container (accessed 21.03.2015).
6. Atif Salahuddin. Khilafah.com (Khilafah. com) Available at: http://www.khilafah.com/index. php / concepts/political-concepts/7007-is-iran-an-islamic-state (accessed 22.03.2015).
7. Bahman Baktiari. Payvand Iran News (Payvand Iran News) Available at: http://www. payvand.com/news/09/feb/1147.html (accessed 27.04.2015).
8. Juan Cole. United States' Institute of peace: the Iran Primer (United States' Institute of peace: the Iran Primer) Available at: http://iranprimer.usip.org/ resource/iran-and-islam (accessed 21.04.2015).
9. Massoumeh Torfeh. The Guardian (The Guardian) Available at: http://www.guardian.co.uk/ commentisfree/belief/2009/aug/29/iran-clergy-infighting-ayatollah (accessed 26.04.2015).
10. Mehdi Khalaji. Hudson Istitute: center on Islam, democracy and the future of the Muslim world (Hudson Istitute: center on Islam, democracy and the future of the Muslim world) Available at: http:// www. currenttrends. org/ research/detail / the-iranian-clergys-silence (accessed 17.05.2015).
11. Mehdi Khalaji. United States' Institute of peace: the Iranian Primer (United States' Institute of peace: the Iranian Primer) Available at: http:// iranprimer.usip. org/resource / politics-and-clergy (accessed 17.05.2015).
12. Mehrangiz Kar. Iran Chamber Society (Iran Chamber Society) Available at: http://www. iranchamber .com/society/articles / iinvasion_private_ sphere_iran.php (accessed 21.05.2015).
13. Saeed Rahnema. THE MARK NEWS (THE MARK NEWS) Available at: http://www. themarknews.com / articles /3660-four-myths-about-iran-s-clerical-regime?page= 1 (accessed
24.05.2015).
_ Briefly about the author
V. Mogilyov, postgraduate, Voronezh State University, Voronezh, Russia
Scientific interests: political processes in the middle East, modern geopolitics