Научная статья на тему 'Иракские курды в политике США в 1969-1976 гг'

Иракские курды в политике США в 1969-1976 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
650
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / ИРАК / ИРАН / ИЗРАИЛЬ / ИРАКСКИЙ КУРДИСТАН / КУРДЫ / Р. НИКСОН / Г. КИССИНДЖЕР / ДЖ. ФОРД / М. БАРЗАНИ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ЦРУ / USA / IRAQ / IRAN / ISRAEL / IRAQI KURDISTAN / KURDS / R. NIXON / H. KISSINGER / G. FORD / M. BARZANI / MIDDLE EAST / CIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сенников А. И.

В статье исследуется американская политика в отношении движения иракских курдов при президентах Р. Никсоне и Дж. Форде. Рассматриваются проблемы взаимодействия Вашингтона с правительствами Ирана и Израиля. Оценивается степень важности для США курдского национального движения в Ираке в связи с подписанием советско-иракского договора о дружбе и сотрудничестве 1972 г. и арабо-израильским конфликтом 1973 г., а также в контексте американо-иранских отношений. Исследуется участие ЦРУ (при содействии САВАК и Моссад) в финансировании и снабжении оружием движения Барзани в период военной операции Багдада в Иракском Курдистане в 1974-1975 гг. Охарактеризованы причины сначала поддержки курдов Вашингтоном, а затем её свертывания. Показаны последствия тайных операций американских спецслужб как для иракских курдов, так и для руководства США в связи с докладом комиссии Пайка в 1976 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Iraqi Kurds in U.S. policy in 1969-1976

The article explores the U.S. policy on the Kurdish issue under Presidential Board of R. Nixon and G. Ford. The author studies problems of Washington's interaction with the governments of Iran and Israel. The importance of the Kurdish national movement in Iraq for the United States is assessed in connection with the Soviet-Iraqi Treaty of Friendship and Cooperation of 1972 and the Arab-Israeli conflict of 1973, and also in the context of US-Iranian relations. The Author review participation of the USA participation of the CIA (with the assistance of SAVAK and the Mossad) in the financing and supply of arms to the Barzani movement during the military operation of Baghdad in Iraqi Kurdistan in 1974-1975. The author shows the reasons for the U.S. support of the Kurds, and then cut down of it. The consequences of the secret operations of American special services for both the Iraqi Kurds and the US leadershi are shown in connection with the report of the Pike commission in 1976.

Текст научной работы на тему «Иракские курды в политике США в 1969-1976 гг»

УДК: 94(73)"1969/1976":94(567)"1969/1976"

Иракские курды в политике США в 1969-1976 гг.

Сенников А. И.,

аспирант кафедры всеобщей истории и политических наук, Вятский государственный университет.

610000, г. Киров, ул. Московская, 36. E-mail: usr12154@vyatsu.ru

Аннотация: В статье исследуется американская политика в отношении движения иракских курдов при президентах Р. Никсоне и Дж. Форде. Рассматриваются проблемы взаимодействия Вашингтона с правительствами Ирана и Израиля. Оценивается степень важности для США курдского национального движения в Ираке в связи с подписанием советско-иракского договора о дружбе и сотрудничестве 1972 г. и арабо-израильским конфликтом 1973 г., а также в контексте американо-иранских отношений. Исследуется участие ЦРУ (при содействии САВАК и Моссад) в финансировании и снабжении оружием движения Барзани в период военной операции Багдада в Иракском Курдистане в 1974-1975 гг. Охарактеризованы причины сначала поддержки курдов Вашингтоном, а затем её свертывания. Показаны последствия тайных операций американских спецслужб как для иракских курдов, так и для руководства США в связи с докладом комиссии Пайка в 1976 г.

Ключевые слова: США, Ирак, Иран, Израиль, Иракский Курдистан, курды, Р. Никсон, Г. Киссинджер, Дж. Форд, М. Барзани, Ближний Восток, ЦРУ.

Iraqi Kurds in U.S. policy in 1969-1976 Sennikov A. I.

postgraduate student of the Department of general history and political science, Vyatka State University.

36 Moskovskaya str., 610000, Kirov. E-mail: usr12154@vyatsu.ru

Abstract: The article explores the U.S. policy on the Kurdish issue under Presidential Board of R. Nixon and G. Ford. The author studies problems of Washington's interaction with the governments of Iran and Israel. The importance of the Kurdish national movement in Iraq for the United States is assessed in connection with the Soviet-Iraqi Treaty of Friendship and Cooperation of 1972 and the Arab-Israeli conflict of 1973, and also in the context of US-Iranian relations. The Author review participation of the USA participation of the CIA (with the assistance of SAVAK and the Mossad) in the financing and supply of arms to the Barzani movement during the military operation of Baghdad in Iraqi Kurdistan in 1974-1975. The author shows the reasons for the U.S. support of the Kurds, and then cut down of it. The consequences of the secret operations of American special services for both the Iraqi Kurds and the US lead-ershi are shown in connection with the report of the Pike commission in 1976.

Keywords: USA, Iraq, Iran, Israel, Iraqi Kurdistan, Kurds, R. Nixon, H. Kissinger, G. Ford, M. Barzani, Middle East, CIA.

Тема американо-советского противостояния в годы холодной войны привлекает внимание многих историков, региональные проявления этого противостояния широко представлены в современной историографии. Вместе с тем существует ряд вопросов, не раскрытых в отечественной исторической науке, например о месте иракских курдов в политике США при президентах Ричарде Никсоне и Джеральде Форде. Этот аспект был одним из краеугольных камней американской политики в зоне Персидского залива в 1970-е гг.

В советской историографии судьба иракских курдов в 1970-е гг. не рассматривалась ввиду политической конъюнктуры, поднимать вопрос о борьбе курдов в Ираке считалось неуместным. В то же время очерки истории курдов находили своё отражение в общих трудах по истории Ирака, Ирана и Турции. Внимание к борьбе иракских курдов за самоопределение в отечественной историографии концентрируется на политических процессах 1990-х гг. [1]

В американской историографии курдская проблематика стала занимать заметное место с начала 2000-х гг. В исследованиях, хронологически захватывающих 1970-е гг., она исследуется преимущественно в контексте американо-советской конфронтации периода холодной войны [2]. Л. Мехо и М. Нехме делают упор на то, что американская политика в отношении движения иракских курдов стала следствием желания ослабить «просоветский Ирак» и не дать распространиться советскому влиянию в зоне Персидского залива [3]. Р. Алванди, рассматривая американо-иранские отношения изучаемого периода, обратил внимание на место в них курдского вопроса. Также

© Сенников А. И., 2017 74

роль Ирана как посредника в проведении американская политика в отношении движения иракских курдов была изучена Б. Гибсоном [4].

Интерес к курдскому вопросу в политике Соединённых Штатов Америки возник после антимонархической революции 14 июля 1958 г. в Ираке, когда у власти встали националистические силы во главе с премьер-министром Абдель Керим Касемом, ориентированные на сотрудничество с Советским Союзом. После начала Сентябрьского восстания курдов в 1961 г. разведывательные службы США стали уделять внимание курдскому национальному движению, а вскоре по поручению президента США Дж. Ф. Кеннеди начали налаживать тесные контакты с лидерами курдов [5]. Политика США в отношении Ирака и иракских курдов в 1964-1969 гг. преимущественно сводилась к наблюдению за внутрииракской ситуацией и поддержке Ирана в противовес баасистам [6].

Важным этапом в выстраивании американо-курдских отношений стало президентство Ричарда Никсона, после прихода к власти которого в 1969 г. американская ближневосточная политика стала претерпевать постепенные изменения. Движущих факторов для этого было два. Во-первых, решение Великобритании покинуть Ближний Восток к 1971 г., что делало США главным актором в этом регионе, противостоящим советскому влиянию. Во-вторых, наметившаяся радикализация обстановки в арабских государствах, в том числе в Ираке, что беспокоило главных союзников США - Израиль и Иран [7]. Они, в свою очередь, стали налаживать отношения с оппозиционными Багдаду силами - иракскими курдами Муллы Мустафы Барзани.

В 1969-1971 гг. Ирак и курды не были приоритетны в политике Вашингтона. Эта позиция была зафиксирована на заседании Совета национальной безопасности 1 февраля 1969 г. [8] Курдская проблематика обсуждалась в контексте турецко-иракских отношений, которые строились на базисе совместного противостояния курдским восстаниям.

25 июля 1969 г. Никсон преподнёс общественности «Гуамскую доктрину» [9], в которой поднимался вопрос о том, что Америка не может нести ответственность за безопасность всех свободных государств в одиночку, и этим государствам необходимо самим позаботиться о своей защите при поддержке и дружеской помощи США. Так была представлена идея регионализации мировой политики, в том числе на Ближнем Востоке, уточнённая в обращении президента 3 ноября 1969 г. [10] Этой ситуацией поспешил воспользоваться иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви, желавший стать региональным полицейским [11].

Шах Пехлеви активно сотрудничал с курдским национальным движением с 1960-х гг. [12], имел хорошие отношения с Барзани, лидером Демократической партии Курдистана (ДПК] [13]. В 1970-1971 гг., пока сохранялся относительный мир между иракским правительством и курдами, вследствие заключённого ещё в 1970 г. соглашения, подписанного Саддамом Хуссейном и Барза-ни, о предоставлении в четырёхлетний срок автономии Иракскому Курдистану, Иран занимался снабжением и тренировкой курдских вооружённых формирований пешмерга [14]. Вашингтон знал о действиях шаха и одобрял их. Продолжала работать программа Центрального Разведывательного Управления США (ЦРУ], принятая ещё при Л. Джонсоне, предусматривавшая отслеживание ситуации в баасистском Ираке [15]. Так, в марте 1970 г. ЦРУ предоставило президенту и советнику по национальной безопасности Г. Киссинджеру доклад о том, что Советский Союз контролирует ситуацию в регионе, с одной стороны удерживая Ирак от развязывания конфликта с Израилем (на что у Ирака имелись возможности ввиду присутствия их войск в Иордании], с другой - от притеснений курдов [16].

Помимо Ирана, движение Барзани продолжал поддерживать Израиль, для которого существовала реальная угроза очередного витка конфликта с арабами. Во время встречи 17 марта 1970 г. Киссинджера с израильским послом Ицхаком Рабином последний пытался донести до помощника президента США по национальной безопасности мысль о том, что на Ближнем Востоке нарастает опасность нового арабо-израильского конфликта, в котором может принять участие Ирак [17]. В свою очередь Киссинджер заверил, что Соединённые Штаты внимательно следят за ситуацией вокруг Израиля и готовы его поддержать, но оказать давление на Египет или Ирак в данном случае не могут [18]. Израильтянам приходилось действовать собственными силами, в том числе подготавливая вооруженную оппозицию в лице курдских национальных сил путем поставок вооружения и снабжения. Моссад использовал территорию, подконтрольную ДПК, для разведывательной деятельности в Ираке и Иране [19]. Барзани и его ближайшее окружение рассматривали отношения с Ираном и Израилем как возможность установить связи с США [20].

Однако у администрации Никсона не было повода подозревать, что советское влияние в Ираке существенно усиливается. В июле-августе 1970 г. в Ираке началось преследование оппозиционных партии Баас сил, в том числе коммунистов. С американской точки зрения, репрессии

против иракских коммунистов (ИКП] были позитивным событием, но отсутствие дипломатических отношений, разорванных ещё в 1967 г., не позволило администрации Никсона что-либо предпринять [21]. В свою очередь в советско-иракских отношениях, по заявлениям американских дипломатов в Москве, наметилось «охлаждение». Это, как представляли в госдепартаменте, было связано, в том числе, и с курдским вопросом, так как СССР старался сдерживать иракское правительство от жестких акций, дабы сохранить стабильность вблизи советских границ [22]. Доклады ЦРУ также подтверждали ухудшение советско-иракских отношений [23]. Для курдов осложнения с багдадским режимом начались в декабре 1970 г., когда было предпринято покушение на старшего сына Барзани Идриса. Лидеры ДПК поспешили связать эти события с желанием иракцев отказаться от плана мирного урегулирования и предоставления автономии. Барзани попытался наладить контакты с американцами через посредничество Ирана по линии САВАК-ЦРУ и по дипломатическим каналам. Так, 8 июля 1971 г. дипломатический представитель Барзани Зайид От-ман посетил американского посла в Бейруте, где попытался договориться о поддержке и материальной помощи для курдского движения, сообщив, что их уже поддержали Израиль и Саудовская Аравия [24]. Американский представитель заверил Отмана, что передаст его обращение в Вашингтон, однако сообщил, что США не намерены отходить от практики невмешательства в дела арабских стран.

Ситуация в регионе для США стала меняться после вывода британских сил из зоны Персидского залива. В декабре 1971 г. начался дипломатический конфликт между Ираном и Ираком из-за захвата иранскими силами спорных островов в заливе, оставленных британцами. Ирак, также претендовавший на острова, поспешил ответить путем развертывания в районе пограничной реки Шатт-эль-Араб своих сил [25]. На фоне этих событий наибольшей неожиданностью для американцев оказалось потепление в советско-иракских отношениях. Правительство Ирака согласилось прекратить преследования коммунистов и сформировать с их участием Народный фронт, куда также были приглашены курды. Конфликт удалось погасить путём переговоров в январе 1972 г., однако в целом он повлиял на американскую позицию по Ираку.

Поскольку многие лидеры ДПК отказались от иракского предложения войти в Народный фронт, СССР, по мнению Б. Гибсона, дал разрешение Багдадскому режиму разобраться с Барзани [26]. Финальным событием, побудившим США начать активно помогать курдам, как отмечает британский историк И. Феллер, послужило подписание в апреле 1972 г. договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и Ираком. Для Никсона этот договор означал создание плацдарма для укрепления советского влияния на Ближнем Востоке. От официальных заявлений Вашингтон, однако, воздержался, поскольку в это время важнее было проводить политику разрядки [27]. В книге «Годы обновления» Г. Киссинджер отметил, что визит советского премьера А. Н. Косыгина в Багдад в апреле 1972 г. заставил руководство США пересмотреть политику невмешательства [28]. Советско-иракский договор о дружбе превращал Ирак в союзника СССР в регионе и главную геополитическую угрозу.

Политика США пришла в действие после визита президента Никсона и Киссинджера в Тегеран 30-31 мая 1972 г., где они встретились с шахом Пехлеви [29]. Эта встреча до сих пор остаётся до конца не оценённой в исторической науке, хотя она привела к далеко идущим последствиям. Именно после этого Вашингтон сделал ставку на полную поддержку Ирана в регионе (отход от политики «двух подушек» Джонсона - одновременную опору на Иран и Саудовскую Аравию] [30]. Шах согласился с доводами Киссинджера о необходимости начать массовую закупку товаров военного производства для усиления своей страны, и, в то же время, смог убедить президента США дать согласие на повышение цен на нефть в обход решений ОПЕК. Как отметил Р. Альванди, принятые решения привели к развитию у шаха мании величия: он начал считать Иран региональным гегемоном, постепенно терял контроль за внутрииранской ситуацией, что, в конце концов, привело к исламской революции 1979 г. [31] К концу 1972 г. общая сумма американской помощи Ирану составила 1,8 млрд долл., а к концу 1975 г. - порядка 4 млрд долл. [32] На эти деньги производилась активная закупка американского вооружения: к 1974 г. Иран затратил 6 млрд долл. на приобретение у США военной техники, что составило порядка 70% всех американских военных продаж [33]. В связи с этим курды, поддерживаемые и частично контролируемые Ираном, рассматривались Белым домом как инструмент в противостоянии с «баасистским просоветским Багдадом» [34]. Осмыслив усиление влияния СССР в непосредственной близости от Персидского залива - зоны, которую США считали жизненно важной для своих национальных интересов, - Вашингтон стал более активно интересоваться проблемой иракских курдов. Курды оценивались американскими военными стратегами как эффективное средство сдерживания иракских вооруженных сил: до двух третей иракских дивизий находились на границе с Иракским

Курдистаном на случай возобновления военных действий и для поддержания порядка в нефтеносном районе Киркук [35].

Начиная с марта 1972 г. по каналам ЦРУ в Иран стали поступать средства для Барзани в виде денежной помощи и немаркированного вооружения (югославского, китайского и американского производства] [36]. Как отмечает британский историк Л. Мехо, США с августа 1972 по март 1975 г. потратили на поддержку иракских курдов порядка 20 млн долл. [37] Киссинджер в своих мемуарах пишет о том, что США и их союзники тратили порядка 5 млн долл. в год, и по меркам холодной войны это «были небольшие затраты» [38]. Вместе с тем в меморандуме от 28 июля

1972 г. директор ЦРУ Р. Хэлмс сообщал Киссинджеру о том, что курдам понадобится 18 млн долл. ежегодно, чтобы сохранять обороноспособность; половину этой суммы готов был обеспечивать Иран, остальную можно было собрать из «внешних источников» (Израиль, Саудовская Аравия и сами США], причем американская доля не должна была превышать 3 млн, чтобы «не вызывать подозрений у Советов» [39]. Кроме того, по просьбе шаха американские дипломаты связались с турецким правительством, чтобы в нужном свете выставить ирано-курдские отношения [40]. С этого момента государственный департамент официально стал разграничивать турецких и иракских курдов.

В 1972-1973 гг. Белый дом вёл с Багдадом двойную игру: в то время как ЦРУ занималось снабжением курдских сил, госдепартамент направлял своих представителей в Багдад, чтобы, с одной стороны, завуалировать американское участие, а с другой - способствовать налаживанию американо-иракских отношений. В июле 1972 г. в Багдаде была открыта миссия по представительству интересов США, возглавляемая А. Лоури. При этом госсекретарь Роджерс и его починенные находились в неведении относительно настоящей политики в отношении курдов, поскольку дипломатическому корпусу не доверяли ни Никсон, ни Киссинджер [41]. Изменения произошли и в дипломатической миссии в Иране: Ричард Хэлмс, бывший директор ЦРУ, был назначен в марте

1973 г. послом в Иран, оказавшись идеальным кандидатом на эту роль: он знал о тайной операции по поддержке курдов, был в дружеских отношениях с шахом Пехлеви и Киссинджером [42].

В июле 1973 г. Барзани посетил Тегеран, где получил аудиенцию у шаха и надеялся на встречу с Хэлмсом. Однако, чтобы не вызвать ложных домыслов, американский посол от встречи отказался, перепоручив её своим помощникам [43]. Сам Хэлмс на встрече с Киссинджером 23 июля 1973 г. скептически отозвался о способности курдов противостоять иракским силам, снабженным советским оружием, поэтому он считал нецелесообразным поставлять курдам наступательное вооружение (танки, артиллерию]. Киссинджер согласился с этим доводом и предложил вкладывать денег столько, сколько потребуется для того, чтобы «держать курдов на удалении от Иракского правительства» [44]. Он весьма красноречиво выразил позицию Белого дома: «Я хочу, чтобы у членов Политбюро в Москве было такое расположение духа, при котором они не захотят втягиваться в ближневосточные авантюры <...>, чтобы Ирак казался им бездонной ямой» [45]. Киссинджер соглашался с Хэлмсом в оценке возможностей курдов и утверждал, что президент не станет поощрять ни Барзани, ни шаха на эскалацию конфликта.

До октября 1973 г. американцы предпочитали роль стороннего наблюдателя за ситуацией в Ираке, однако с началом нового арабо-израильского конфликта им пришлось активнее включиться в проблему. Израиль пытался поднять иракских курдов на войну с Багдадом и просил американцев способствовать в этом вопросе. Посольство США в Тегеране через ЦРУ рекомендовало лидерам ДПК организовать серию локальных нападений на иракские посты, чтобы сковать их силы и удержать от вмешательства. Барзани, не желая, с одной стороны, оказаться предателем в глазах исламского мира, а с другой, понимая, что не имеет достаточных ресурсов для ведения войны, не спешил следовать американским рекомендациям. Киссинджер отмечает, что в США понимали, что курдам не удастся оказать серьезного сопротивления иракской армии на этом этапе, поэтому не слишком давили на Барзани, в то же время стараясь показать Тель-Авиву, что они предпринимают попытки возбудить курдов против Багдада [46]. Эта политика, как покажут последующие события, в краткосрочной перспективе позволила Ираку перебросить части на защиту Дамаска, что сыграло свою роль в Октябрьской войне [47], а в долгосрочной дало возможность Ираку развернуть достаточные силы, чтобы разбить курдские вооруженные формирования в Южном Курдистане.

Одновременно с этим, как отмечается в работах ряда историков, даже непрямая поддержка американцев способствовала тому, что курдские лидеры считали себя способными противостоять любому наступлению Ирака. Однако курды были излишне самоуверенны и не вполне адекватно оценивали союзнический потенциал США и состояние собственной боеготовности [48].

11 марта 1974 г. Багдад дал Барзани 15 дней на принятие нового закона об автономии, который был «далёк от того, что баасистский режим обещал в 1970 г.» [49]. Историки отмечают, что из-за своей целеустремленности иракские курды пошли на отказ от предоставленной Багдадом «усеченной» автономии и начали новый виток военного противостояния с правительством [50]. По этому поводу Киссинджер впоследствии писал: «...прежде всего, нам следовало бы лучше понять, что курды могут оказаться изменчивыми партнерами, которых трудно вписать в какую-либо общую стратегию <...>, их главной целью было обрести независимость или, по крайней мере, полную автономию, и они всегда будут сопротивляться попыткам изменения своих приоритетов <...>, а качества, которые вдохновляют их на смелость, одновременно делают их негибкими» [51]. С самого начала США выступили с осуждением агрессии Ирака в отношении курдов, однако каких-либо активных действий ни на международном уровне, ни в ООН, ни в рамках двусторонних американо-иракских отношений Вашингтон не предпринимал. По заверениям иранского шаха, возобновление военных действий между иракскими силами и курдскими повстанцами было единственным способом предотвратить новый виток арабо-израильского конфликта [52]. Ситуационный анализ, проведенный ЦРУ, подтверждал, что сдерживание иракских сил курдами способствует снижению вероятности возобновления арабо-израильской войны [53].

В ходе летней наступательной кампании (в мае-августе 1974 г.] иракским вооруженным силам удалось сломить курдскую оборону и загнать повстанцев в горные районы Северного Ирака, прижав их к границе с Ираном. Барзани пытался организовать встречу с американцами в Тегеране, однако Хэлмс вел переговоры о поддержке курдов только через посредников или через шаха Пехлеви [54]. Посольство в Тегеране передавало курдские запросы об увеличении помощи в Вашингтон, однако уже в конце июля Скоукрофт сообщил Хэлмсу, что возможности для поддержки курдов достигают тех пределов, при которых эту помощь можно сохранить в тайне от Конгресса и международного сообщества. Скоукрофт пообещал обсудить ситуацию с госсекретарем и министром финансов, а также привлечь СМИ к курдской проблеме [55].

Начиная с мая 1974 г. иракские военные обнаружили у курдов оружие, произведенное, по мнению иракских специалистов, в Америке. Американский дипломатический представитель в Багдаде Лоури, проинструктированный Киссинджером и Хэлмсом, сообщал представителям Иракского правительства, что США не имеют никакого отношения к найденному оружию [56]. Как пишет Гиббсон, Лоури действовал от чистого сердца и полагал, что американские власти не имеют отношения к вооружению курдов [57].

В августе 1974 г. в США произошли крупные политические изменения: Никсон ушёл в отставку, а его место занял вице-президент Дж. Форд. На первом заседании Совета национальной безопасности 26 августа 1974 г. Киссинджер и Скоукрофт ознакомили нового президента с курдской проблемой [58]. К ноябрю 1974 г. стала вырисовываться возможность военного поражения курдов. Чтобы не дать силам Барзани пасть, шах был вынужден послать в Иракский Курдистан собственных военных, переодетых в курдов. Это создавало предпосылки к перерастанию конфликта из внутренне-иракского в международный - ирано-иракский, что было для Вашингтона крайне нежелательным. В ЦРУ тщательно следили за вовлеченностью иранских сил в конфликт и старались во взаимодействии с иранской службой безопасности САВАК дезавуировать вовлеченность в иракские дела [59]. Тем не менее в декабре 1974 г. иракцы начали предъявлять претензии по поводу участия иранских вооружённых сил в военной операции Багдада против курдов и грозили начать военные действия против Ирана, о чем шах тут же сообщил президенту США и госсекретарю [60]. Это заставило Форда в конце 1974 г. дать поручению Киссинджеру, провести переговоры о поддержке курдских сил Израилем, чтобы предотвратить крах курдского сопротивления и, в случае начала ирано-иракского конфликта, помочь сдержать арабские силы [61].

В январе 1975 г. американские спецслужбы представили доклад, в котором говорилось о том, что в Багдаде нарастает усталость от ведения войны, представитель гражданского крыла партии Баас Саддам Хуссейн готов пойти на уступки иранцам, чтобы как можно скорее завершить внутренний конфликт. В докладе также указывалось, что между Хуссейном и президентом аль-Бакром нарастают трения по поводу взаимоотношений с Советским Союзом. Хуссейн, как сообщалось в докладе, был готов отойти от тесных связей с СССР ради достижения компромисса с Тегераном, а через него - и с западными странами. Аналитики ЦРУ полагали, что шах может и готов пойти на сговор с Багдадом ввиду военных поражений курдов [62]. Этот вопрос был включён в повестку дня американского внешнеполитического ведомства, и 12 февраля 1975 г. на встрече в Цюрихе Киссинджер обсудил вопрос с шахом Пехлеви [63]. Тот настаивал на том, что продолжит поддерживать курдское движение.

Однако уже 19 февраля 1975 г. Пехлеви сообщил Киссинджеру, что собирается встретиться с иракским представителем Саддамом Хуссейном для переговоров о возможности закрепления существующей демаркации границы между Ираном и Ираком (предмет многолетних споров между двумя странами] в обмен на отказ от поддержки Ираном иракских курдов [64]. Для Вашингтона это не стало откровением. Возможность перерастания внутренней борьбы с курдами в ирано-иракскую войну, а также заверения арабских лидеров (президента Египта А. Садата, иорданского короля Хуссейна и лидера Алжира Х. Бумедьена], что Саддам Хуссейн готов порвать с советским влиянием, как только завершится война на Севере Ирака и будут заключены договоры с Ираном, сподвигли Форда на согласие с решением шаха [65].

6 марта 1975 г. в Алжире шах Пехлеви и Саддам Хуссейн подписали соглашение о демаркации границ. Вернувшись из Алжира, 12 марта шах пригласил к себе Барзани и сообщил, что прекращает всякую помощь курдам. В тот же день Барзани написал письмо президенту США Форду и госсекретарю Киссинджеру: «Новая ситуация, сложившаяся для нашего народа и наших воинов, -ситуация безнадежности. Наш народ находится перед лицом великого предательства. Я буду краток и хочу попросить вас выполнить обещания, данные нашему народу. Для сохранения наших жизней <...> мы нуждаемся в вашем благородном решении» [66]. 17 марта Киссинджер ответил Барзани письмом: «Мы понимаем, что тяжелые решения, с которыми пришлось столкнуться курдскому народу, вызывают у него глубокую скорбь. Мы хотим выразить глубокое уважение и восхищение курдским народом, который выдержал множество несправедливостей и предательств. Наши молитвы с вами» [67]. США выделили 1 млн долл. на обеспечение нужд курдских беженцев, которым пришлось покинуть родину и остаться в Иране [68].

Американские спецслужбы продолжали следить за ситуацией в Иракском Курдистане до 1976 г. [69] Заключительным штрихом стал доклад, подготовленный аналитиками ЦРУ «Ирак под управлением "Баас", 1968-1976 гг.», где рассматривалась и курдская проблема [70].

Неудача США в Иракском Курдистане, бегство тысяч курдов в Иран и Турцию, пребывание Барзани в США вызвали всплеск общественной критики. В сентябре 1976 г. глава комитета по надзору за деятельностью спецслужб США О. Пайк выступил в Конгрессе с докладом о нелегальной активности ЦРУ в период ирако-курдского конфликта, представив в негативном ключе усилия президентской администрации [71]. Несмотря на то что доклад не был официально опубликован, его черновой вариант заполучили СМИ. Это нанесло удар по престижу как Киссинджера, так и президента Форда.

Курдская проблема для США при президентах Никсоне и Форде была значимой с точки зрения геополитики и поддержки регионального баланса. Американская администрация наблюдала и поддерживала курдское движение, однако не собиралась выступать против суверенитета Ирака, сблизившегося с Советским Союзом, и втягиваться в очередной военно-политический конфликт.

Рассматриваемый этап американо-курских отношений характеризовался сложной международной обстановкой. В этот период политика США на Ближнем Востоке формировалась с ориентацией на позиции Ирана, Саудовской Аравии и Израиля. Курды нужны были американцам как средство давления на Ирак. Вместе с тем Вашингтон декларировал намерение добиваться разрядки международной напряженности, в первую очередь в отношениях с СССР. Данное обстоятельство учитывалось при выстраивании ближневосточной политики, поскольку Ирак, после второго баасистского переворота ориентировавшийся на Советский Союз, вел борьбу с курдами, поддерживаемыми проамериканским Ираном. Подобная линия конфронтации устраивала американских политиков до тех пор, пока не возникал очередной открытый конфликт между Ираком и Ираном, который в свою очередь мог привести к началу нового витка напряженности в советско-американских отношениях. И в это же самое время Соединённые Штаты завершали войну во Вьетнаме, которая сильно повлияла на американское общественное мнение, и начало новой военной операции не было бы поддержано ни обществом, ни Конгрессом. В совокупности факторов становится очевидно, что при всём желании администрация Форда не могла оказать поддержку курдам, которая требовалась в момент ирако-курдского конфликта 1974-1975 гг. Курды оказались жертвами обстоятельств, когда и Иран не хотел начинать открытую конфронтацию с соседом и, более того, имел возможность избежать её с политической выгодой. После разгрома движения Барзани в 1975 г. курды на долгое время ушли из активной повестки американской политики, вплоть до начало ирано-иракского конфликта 1980-1988 гг.

Примечания и список литературы

1. См.: Арабский мир в конце XX века / под ред. Б. Г. Сейраняна, А. О. Филоника. М., 1996; Арабский мир и сопредельные страны: история и современность. Томск, 2008; Встречными курсами: политика СССР и США на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке в 1939-1947 гг. / отв. ред. В. Т. Юнгблюд. Киров, 2014; Воробьёва Т. А., Юнгблюд В. Т. Афганистан в политике СССР и США в 1979 г. // Вопросы истории 2016. № 10. С. 105-125; Мгои Ш. Х. Курдский национальный вопрос в Ираке в новейшее время. М. : Наука, 1991; Чернова А. Ф. Курдская проблема в ирано-иракских отношениях второй половины XX века // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 1. C 99-101.

2. Voller Y. The Kurdish liberation movement in Iraq: from insurgency to statehood. N. Y. : Routledge / Taylor & Francis Group, 2014.

3. См.: Kurdish question in U.S. foreign policy: a documentary sourcebook / [compiled by] Lokman I. Meho. Westport, Conn. : Praeger, 2004.

4. См.: Alvandi R. Nixon, Kissinger, and the Shah: The United States and Iran in the Cold War. Oxford : Oxford University Press. 2014; Gibson B. Sold out? US foreign policy, Iraq, the Kurds, and the Cold War. N. Y. : Palgrave Macmillan, 2015.

5. В данном случае американское восприятие советской внешней политики брало начало ещё от представлений Дж. Ф. Кеннана. См.: Юнгблюд В. Т. Джордж Ф. Кеннан об устойчивых факторах советской внешней политики (1931-1941 гг.) / / Россия и Америка в XXI веке. 2007. № 1. С. 10; Central Intelligence Bulletin, June 27, 1963 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/ cia-rdp79t00975a007100120001-9

6. Foreign Relations of the United States, 1964-1968. Vol. XXII. P. 242. (Далее - FRUS); Gibson B. Op. cit.

P. 40.

7. Юнгблюд В. Т. Многосторонняя дипломатия в биполярной системе международных отношений. М., 2012 // Новая и новейшая история. 2014. № 3. С. 226-229; Alvandi R. Op. cit. P. 138-139; Gibson B. Op. cit. P. 112.

8. FRUS, 1969-1976. Vol. XXIII. P. 16.

9. Воробьёва Т. А. Вьетнамский фактор в советско-американо-китайских отношениях и разрядка международной напряжённости (1964-1973) // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 11. С. 6. Доктрина получила название по месту произнесения речи Никсона - острову Гуам.

10. Речь Никсона была посвящена войне во Вьетнаме и её «вьетнамизации» - т. е. регионализации. Эта точка зрения повлияла на принятие и других внешнеполитических решений, в том числе на Ближнем Востоке. См.: Nixon R. Address to the Nation on the War in Vietnam. 1969. November 3 // Richard Nixon Presidential Library and Museum. URL: https://www.nixonlibrary.gov/forkids/speechesforkids/silentmajority/ silentma-jority_transcript.pdf; в то же время, как отмечает Т. А. Воробьёва, новая американская доктрина не означала отказ США от лидерства в мире. См.; Воробьёва Т. А. Вьетнамский фактор в советско-американо-китайских отношениях и разрядка международной напряжённости (1964-1973) // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 11. С. 6.

11. Gibson B. Op. cit. P. 19; Alvandi R. Op. cit. P. 161; Meho L., Nehme M. Op. cit. P. 21; FRUS, 1969-1976. Vol. XXIV. P. 259. 1 декабря 1971 г. - Великобритания предоставляет независимость Объединенным Арабским Эмиратам и уходит из зоны Персидского залива. Ведущая роль переходит к США, с опорой на Иран и Саудовскую Аравию.

12. Чернова А. Ф. Курдская проблема в ирано-иракских отношениях второй половины XX века // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 1. С. 99.

13. FRUS, 1969-1976. Vol. XXVII. P. 103.

14. Чернова А. Ф. Указ соч. С. 100.

15. FRUS, 1969-1976. Vol. XXVII. P. 104.

16. Central Intelligence Bulletin, March 31, 1970 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/library/ reading-room/document/cia-rdp79t00975a015900040001-1; FRUS, 1969-1976. Vol. XII. P. 414.

17. FRUS, 1969-1976, Vol. XXIII. P. 346.

18. Ibid. P. 348.

19. Khosravi J., Kalhori J., Hamehmorad L. The Presence of Israel in Iraqi Kurdistan and its Security Challenges for Iran's National Security // Journal of Politics and Law; Vol. 9. № 7; 2016. P. 171. URL: http://dx.doi.org/10.5539/jpl.v9n7p169

20. Ibid. P. 172.

21. Gibson B. Op. cit. P. 126.

22. FRUS, 1969-1976, Vol. E-4. Doc. 274. Telegram 4546 From the Embassy in Moscow to the Department of State, August 13, 1970, 1530Z // URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76ve04/d274

23. Ibid. Doc. 275. Central Intelligence Agency Information Cable, Washington, August 24, 1970 // URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76ve04/d275

24. Gibson B. Op. cit. P. 128-129.

25. Cottam R. American policy and the Iranian crisis // Iranian Studies. 1980. Vol. 13. Issue 1-4. P. 290.

26. Gibson B. Op. cit. P. 130.

27. Voller Y. Op. cit. P. 55.

28. Kissinger H. Years of Renewal. N. Y. : Simon & Schuster, 1999. P. 581.

29. FRUS, 1969-1976, Vol. E-4. Doc. 201. Memorandum of Conversation, Tehran, May 31, 1972. P. 1. URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76ve04/d201

30. Interview with Harold H. Saunders. November 24, 1993 // The Foreign Affairs Oral History Collection of the Association for Diplomatic Studies and Training. URL: http://hdl.loc.gov/loc.mss/mfdip.2004sau01

31. Alvandi R. Op. cit. P. 173.

32. U.S. Military sales to Iran: a staff report. URL: https://archive.org/stream/usmilist00unit/usmilist 00unit_djvu.txt

33. Guittard A. Iran and the Nixon doctrine. American Arms and the Rise and Fall of the Shah // Elements. Vol. 12. № 2. 2016. P. 62. URL: https://doi.org/10.6017/eurj.v6i1.9025

34. Kissinger H. Years of Renewal. P. 583.

35. Meho L., Nehme M. Op. cit. P. 21.

36. Intention of Kurdish leader Al-Barzani to approach the United States Government for assistance March 9, 1972 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/0005715730;

37. Meho L., Nehme M. Op. cit. P. 22.

38. Kissinger H. Years of Renewal. P. 584.

39. FRUS, 1969-1976. Vol. E-4. Doc. 321. Memorandum From the President's Deputy Assistant for National Security Affairs (Haig) to the President's Assistant for National Security Affairs (Kissinger), Washington, July 28, 1972 // URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76ve04/d321

40. FRUS, 1969-1976. Vol. E-4. Doc. 201. Memorandum of Conversation, Tehran, May 31, 1972. P. 3. URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76ve04/d201

41. Gibson B. Op. cit. P. 144.

42. Ibid. P. 143.

43. FRUS 1969-1976. Vol. XXVII. P. 80.

44. Ibid. P. 80-81.

45. Ibid. P. 81.

46. Kissinger H. Years of Renewal. P. 586.

47. Четвёртая арабо-израильская война (6-24 октября 1973 г.). О роли Ирака в войне см.: Terrill A. Iraq's role in the 1973 Arab-Israeli War / / Small Wars & Insurgencies. 2000. Vol. 11. Issue 3. P. 1-20.

48. Gibson B. Op. cit. P. 148; Meho L., Nehme M. Op. cit. 21; Voller Y. Op. cit. P. 56.

49. Iraq-Kurds - FBIS report of military moves, March 28, 1974 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/ li-brary/readingroom/document/cia-rdp78s01932a000100030061-8

50. Gibson B. Op. cit. P. 167.

51. Kissinger H. Years of Renewal. P. 584.

52. Cable to White House from Tehran, April 17, 1974 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/library/ readingroom/document/loc-hak-173-6-23-8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

53. Central Intelligence Bulletin, May 9, 1974 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/library/ reading-room/document/cia-rdp79t00975a026400120001-5

54. Cable to the White House from Tehran, July 8, 1974 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/library/ readingroom/document/loc-hak-173-7-5-7

55. Cable to ambassador Helms from Brent Scowcroft, July, 1974 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/ library/readingroom/document/loc-hak-173-7-8-4

56. FRUS, 1969-1976. Vol. XXVII. P. 236.

57. Gibson B. Op. cit. P. 160.

58. Memorandum of conversation, August 26, 1974 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/library/ read-ingroom/document/loc-hak-173-7-11-0

59. Watch report, November 7, 1974 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/ docu-ment/cia-rdp93t01468r000100060006-7

60. Backup, December 17, 1974 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/ cia-rdp93t01468r000100050019-4

61. FRUS 1969-1976. Vol. XXVII. P. 274.

62. Iraq: New Directions? January 21, 1975 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/ document/cia-rdp85t00353r000100130006-6

63. FRUS, 1969-1976. Vol. XXVII. P. 310.

64. Ibid. P. 311.

65. Gibson B. Op. cit. P. 181; Meho L., Nehme M. Op. cit. 22-23.

66. McDowall D. Op. cit. P. 336.

67. FRUS 1969-1976. Vol. XXVII. P. 410.

68. Gibson B. Op. cit. P. 205.

69. The Implications of the Iran-Iraq agreements, May 1, 1975 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/ li-brary/readingroom/document/cia-rdp79r01142a000500050002-7

70. Iraq under Baath rule, 1968-1976, November 1, 1976 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/library/ readingroom/document/cia-rdp79t00889a000900040001-6

71. U.S. House. Hearings Before the Committee on Standards of Official Conduct. Investigation of Publication of Select Committee on Intelligence Report. 94th Congress, 2nd session. July 19, 20, 21, 22, 26, 27, 28 and 29, September 8, 14, 15, 1976. URL: https://archive.org/details/PikeCommitteeReport

Notes and References

1. See: Arabskij mir v konce XX veka - The Arab world in the late XX century / ed. by B. G. Seyranyan, A. O. Filonik. M. 1996; Arabskij mir i sopredel'nye strany: istoriya i sovremennost' - The Arab world and neighboring countries: history and modernity. Tomsk. 2008; Vstrechnymi kursami: politika SSSR i SSHA na Balkanah, Blizhnem i Srednem Vostoke v 1939-1947gg. - Opposing courses: the policy of the USSR and the USA in the Balkans, the Middle East in 1939-1947 / resp. ed. V. T. Jungblut. Kirov. 2014; Vorob'yova T. A., YUngblyud V. T. Afganistan vpolitike SSSR i SSHA v 1979 g. [Afghanistan policy of the USSR and the USA in 1979] // Voprosy istorii - Questions of history. 2016, No. 10, pp. 105-125; Mgoi SH. H. Kurdskij nacional'nyj vopros v Irake v novejshee vremya [The Kurdish national issue in Iraq in recent times]. M. Nauka. 1991; CHernova A. F. Kurdskaya problema v irano-irakskih otnosheniyah vtoroj poloviny XXveka [Kurdish problem in Iran-Iraq relations in the second half of the twentieth century] // Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana) - Society. Environment. Development (Terra Humana). 2011, No. 1, pp. 99-101.

2. Voller Y. The Kurdish liberation movement in Iraq: from insurgency to statehood. N. Y. : Routledge / Taylor & Francis Group, 2014.

3. See: Kurdish question in U.S. foreign policy: a documentary sourcebook / [compiled by] Lokman I. Meho. Westport, Conn. Praeger. 2004.

4. See: Alvandi R. Nixon, Kissinger, and the Shah: The United States and Iran in the Cold War. Oxford : Oxford University Press. 2014; Gibson B. Sold out? US foreign policy, Iraq, the Kurds, and the Cold War. N. Y. Palgrave Macmillan. 2015.

5. 5. In this case, the American perception of Soviet foreign policy was rooted more from the views of John. F. Kennan. See: Dzhordzh F. Kennan ob ustojchivyh faktorah sovetskoj vneshnej politiki (1931-1941 gg.) [George F. Kennan about the sustainable factors of Soviet foreign policy (1931-1941)] // Rossiya i Amerika v XXI veke - Russia and America in the XXI century. 2007, No. 1, p. 10; Central Intelligence Bulletin, June 27, 1963 // CIA FOIA. Available at: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp79t00975a007100120001-9

6. Foreign Relations of the United States, 1964-1968. Vol. XXII. P. 242. (Далее - FRUS); Gibson B. Op. cit. P. 40.

7. YUngblyud V. T. Mnogostoronnyaya diplomatiya v bipolyarnoj sisteme mezhdunarodnyh otnoshenij. [Multilateral diplomacy in a bipolar system of international relations]. M. 2012 // Novaya i novejshaya istoriya - New and newest history. 2014, No. 3, pp. 226-229 ; R. Alvandi Op. cit. P. 138-139; Gibson B. Op. cit. P. 112.

8. FRUS, 1969-1976. Vol. XXIII. P. 16.

9. Vorob'yova T. A. V'etnamskij faktor v sovetsko-amerikano-kitajskih otnosheniyah i razryadka mezhdunarodnoj napryazhyonnosti (1964-1973) [Vietnamese factor in the Soviet-US-China relations and détente (1964-1973)] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of Vyatka State University. 2016, No. 11, p. 6. The doctrine was named after the place of the speech Nixon - the island of Guam.

10. Nixon's speech was devoted to the war in Vietnam and its "vietnamization" - i.e., regionalization. This view influenced the adoption of other foreign policy decisions, including in the Middle East. See: Nixon R. Address to the Nation on the War in Vietnam. 1969. November 3 // Richard Nixon Presidential Library and Museum. Available at: https://www.nixonlibrary.gov/forkids/speechesforkids/silentmajority/silentmajority_transcript.pdf; at the same time, as noted by T. A. Vorobyov, the new us doctrine did not mean the failure of U.S. leadership in the world. See: Vorob'yova T. A. V'etnamskij faktor v sovetsko-amerikano-kitajskih otnosheniyah i razryadka mezhdunarodnoj napryazhyonnosti (1964-1973) [Vietnamese factor in the Soviet-US-China relations and détente (1964-1973)] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of Vyatka State University. 2016, No. 11, p. 6.

11. Gibson B. Op. cit. P. 19; Alvandi R. Op. cit. P. 161; Meho L., Nehme M. Op. cit. P. 21; FRUS, 1969-1976. Vol. XXIV. P. 259. 1 Dec 1971 - Britain grants independence to the United Arab Emirates, and out of the Persian Gulf. The leading role goes to the USA, relying on Iran and Saudi Arabia.

12. CHernova A. F. Kurdskaya problema v irano-irakskih otnosheniyah vtoroj poloviny XX veka [The Kurdish problem in Iran-Iraq relations in the second half of the twentieth century] // Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana) - Society. Environment. Development (Terra Humana). 2011, No. 1, p. 99.

13. FRUS, 1969-1976. Vol. XXVII. P. 103.

14. CHernova A. F. Op. cit. P. 100.

15. FRUS, 1969-1976. Vol. XXVII. P. 104.

16. Central Intelligence Bulletin, March 31, 1970 // CIA FOIA. Available at: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp79t00975a015900040001-1; FRUS, 1969-1976. Vol. XII. P. 414.

17. FRUS, 1969-1976, Vol. XXIII. P. 346.

18. Ibid. P. 348.

19. Khosravi J., Kalhori J., Hamehmorad L. The Presence of Israel in Iraqi Kurdistan and its Security Challenges for Iran's National Security // Journal of Politics and Law; Vol. 9. № 7; 2016. P. 171. Available at: http://dx.doi.org/10.5539/jpl.v9n7p169

20. Ibid. P. 172.

21. Gibson B. Op. cit. P. 126.

22. FRUS, 1969-1976, Vol. E-4. Doc. 274. Telegram 4546 From the Embassy in Moscow to the Department of State, August 13, 1970, 1530Z // Available at: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76ve04/d274

23. Ibid. Doc. 275. Central Intelligence Agency Information Cable, Washington, August 24, 1970 // Available at: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76ve04/d275

24. Gibson B. Op. cit. Pp. 128-129.

25. Cottam R. American policy and the Iranian crisis // Iranian Studies. 1980. Vol. 13. Issue 1-4. P. 290.

26. Gibson B. Op. cit. P. 130.

27. Voller Y. Op. cit. P. 55.

28. Kissinger H. Years of Renewal. N. Y. : Simon & Schuster, 1999. P. 581.

29. FRUS, 1969-1976, Vol. E-4. Doc. 201. Memorandum of Conversation, Tehran, May 31, 1972. P. 1. Available at: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76ve04/d201

30. Interview with Harold H. Saunders. November 24, 1993 // The Foreign Affairs Oral History Collection of the Association for Diplomatic Studies and Training. Available at: http://hdl.loc.gov/loc.mss/mfdip.2004sau01

31. Alvandi R. Op. cit. P. 173.

32. U.S. Military sales to Iran: a staff report. Available at: https://archive.org/stream/usmilist00unit/ usmilist00unit_djvu.txt

33. Guittard A. Iran and the Nixon doctrine. American Arms and the Rise and Fall of the Shah // Elements. Vol. 12. № 2. 2016. P. 62. Available at: https://doi.org/10.6017/eurj.v6i1.9025

34. Kissinger H. Years of Renewal. P. 583.

35. Meho L., Nehme M. Op. cit. P. 21.

36. Intention of Kurdish leader Al-Barzani to approach the United States Government for assistance March 9, 1972 // CIA FOIA. Available at: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/0005715730;

37. Meho L., Nehme M. Op. cit. P. 22.

38. Kissinger H. Years of Renewal. P. 584.

39. FRUS, 1969-1976. Vol. E-4. Doc. 321. Memorandum From the President's Deputy Assistant for National Security Affairs (Haig) to the President's Assistant for National Security Affairs (Kissinger), Washington, July 28, 1972 // Available at: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76ve04/d321

40. FRUS, 1969-1976. Vol. E-4. Doc. 201. Memorandum of Conversation, Tehran, May 31, 1972. P. 3. Available at: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76ve04/d201

41. Gibson B. Op. cit. P. 144.

42. Ibid. P. 143.

43. FRUS 1969-1976. Vol. XXVII. P. 80.

44. Ibid. Pp. 80-81.

45. Ibid. P. 81.

46. Kissinger H. Years of Renewal. P. 586.

47. The fourth Arab-Israeli war (6-24 October 1973). On the role of Iraq in the war see: TerrillA. Iraq's role in the 1973 Arab-Israeli War // Small Wars & Insurgencies. 2000. Vol. 11. Issue 3. Pp. 1-20.

48. Gibson B. Op. cit. P. 148; Meho L., Nehme M. Op. cit. 21; Voller Y. Op. cit. P. 56.

49. Iraq-Kurds - FBIS report of military moves, March 28, 1974 // CIA FOIA. Available at: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp78s01932a000100030061-8

50. Gibson B. Op. cit. P. 167.

51. Kissinger H. Years of Renewal. P. 584.

52. Cable to White House from Tehran, April 17, 1974 // CIA FOIA. Available at: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/loc-hak-173-6-23-8

53. Central Intelligence Bulletin, May 9, 1974 // CIA FOIA. Available at: https://www.cia.gov/library/ readingroom/document/cia-rdp79t00975a026400120001-5

54. Cable to the White House from Tehran, July 8, 1974 // CIA FOIA. Available at: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/loc-hak-173-7-5-7

55. Cable to ambassador Helms from Brent Scowcroft, July, 1974 // CIA FOIA. Available at: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/loc-hak-173-7-8-4

56. FRUS, 1969-1976. Vol. XXVII. P. 236.

57. Gibson B. Op. cit. P. 160.

58. Memorandum of conversation, August 26, 1974 // CIA FOIA. Available at: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/loc-hak-173-7-11-0

59. Watch report, November 7, 1974 // CIA FOIA. Available at: https://www.cia.gov/library/readingroom/ document/cia-rdp93t01468r000100060006-7

60. Backup, December 17, 1974 // CIA FOIA. Available at: https://www.cia.gov/library/readingroom/ document/cia-rdp93t01468r000100050019-4

61. FRUS 1969-1976. Vol. XXVII. P. 274.

62. Iraq: New Directions? January 21, 1975 // CIA FOIA. Available at: https://www.cia.gov/library / readingroom/document/cia-rdp85t00353r000100130006-6

63. FRUS, 1969-1976. Vol. XXVII. P. 310.

64. Ibid. P. 311.

65. Gibson B. Op. cit. P. 181; Meho L., Nehme M. Op. cit. 22-23.

66. McDowall D. Op. cit. P. 336.

67. FRUS 1969-1976. Vol. XXVII. P. 410.

68. Gibson B. Op. cit. P. 205.

69. The Implications of the Iran-Iraq agreements, May 1, 1975 // CIA FOIA. Available at: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp79r01142a000500050002-7

70. Iraq under Baath rule, 1968-1976, November 1, 1976 // CIA FOIA. Available at: https://www.cia.gov/ library/readingroom/document/cia-rdp79t00889a000900040001-6

71. U.S. House. Hearings Before the Committee on Standards of Official Conduct. Investigation of Publication of Select Committee on Intelligence Report. 94th Congress, 2nd session. July 19, 20, 21, 22, 26, 27, 28 and 29, September 8, 14, 15, 1976. Available at: https://archive.org/details/PikeCommitteeReport

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.