Научная статья на тему 'Инженерно-педагогическое образование в системе повышения квалификации и подготовки преподавателей'

Инженерно-педагогическое образование в системе повышения квалификации и подготовки преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженерно-педагогическое образование в системе повышения квалификации и подготовки преподавателей»

СЕМИНАР 5

ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА - 99" МОСКВА, МГГУ, 25.01.99 - 29.01.99

А.А. Фаткулин. доц., д.т.н., ДВГТУ

Инженерно-педагогическое образование в системе повышения квалификации и подготовки преподавателей

Педагогическая подготовка и совершенствование педагогического мастерства вузовских преподавателей в концепции реформирования высшего образования рассматривается как основное условие устойчивого и прогрессивного развития высшей школы в России. В полной мере это относится к сфере инженерного образования. Современные профессиональные потребности преподавателей технических вузов определяют существенные изменения в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, где наряду с вопросами совершенствования научнопредметных знаний все шире решаются вопросы инженернопедагогической подготовки.

В настоящее время инженернопедагогическая подготовка преподавателей успешно ведется на базе Центров инженерной педагогики при МАДИ (ТУ), МГТУ им. Н.Э. Баумана и ряда других технических вузов [1]. В Дальневосточном государственном техническом университете инженерно-педагогическая подготовка реализуется на базе Института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (ИППК). Программы подготовки учитывают требования и критерии Международного общества по инженерной педагогике (ЮЩ), предъявляемые к званию «Европейский преподаватель инженерного вуза» [1]. Обучение реализуется несколькими альтернативными путями:

♦ по отдельной образовательной программе объемом 204 часа, полностью соответствующей программе «Европейский преподаватель инженерного вуза» (ING-PAED Ю1Р);

♦ в рамках повышения квалификации по программе объемом 346 часов, полностью включающей дисциплины программы ING-PAED Ю1Р;

♦ в рамках программы профессиональной переподготовки преподавателей по направлению «Инженерная педагогика» объемом 588 часов;

♦ по индивидуальной программе.

В последнем случае (рис.) на

начальной стадии обучения определяется исходный уровень подготовки конкретного преподавателя на предмет соответствия требованиям и критериям стандарта ING-PAED Ю1Р.

С учетом исходного уровня разрабатывается индивидуальная программа инженерно-педагогической подготовки в структуре ИППК и других образовательных подразделений при ДВГТУ. Согласно индивидуальной программы слушатель проходит обучение по одной из форм (базовой для данного слушателя) повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки. Дополнительные дисциплины, входящие в индивидуальный план, изучаются в рамках других образовательных программ, для чего слушателю предоставляется официальная

возможность посещения соответствующих учебны1 занятий.

По выполнению индивидуальной программы лист инженернопедагогической подготовки слушателя «закрывают», и на его основе готовят пакет документов в Российский мониторинговый комитет Международного общества по инженерной педагогике для представления к званию «Европейский преподаватель инженерного вуза».

Полностью требованиям учебного плана по стандарту ING-PAED Ю!Р соответствует

Таблица

Программа Центра инженерной педагогики при ДВГТУ (цикл для магистров, аспирантов, преподавателей со стажем до 5 лет)

№ пп Дисциплины Объем, час

А1. Обязательные дисциплины

1. Психология 36

2. Социология 16

3. Методология инженерного творчества 24

4. Современные образовательные технолггии 63

5. Инженерная педагогика 48

6. Основы педагогического проектирования 24

7. Лабораторная дидактика 24

8. Лекторское мастерство и работа с текстами 36

9. Коммунитативный тренинг 36

10. Медико-биологические основы обучения и развития 16

11. ТСО и информационные системы 24

12. Инженерно-педагогическая практика 48

Квалификационная выпускная работа 96

Суммарный объем: 492

А2. Дисциплины по выбору

1. Иностранный язык (особенности профессионального общения) 36

2. Техносфера: философские и прикладные аспекты 24

3. Разработка и использование дидактических тестов 18

4. Компьютерное обеспечение инженерного образования 18

.Суммарный объем: 96

Всего: 588

А3. Факультативные дисциплины

1. Правовые основы образовательной деятельности 16

2. Зарубежные системы высшего технического образования^ 16

программа Центра инженерной педагогики (ЦИП) при ДВГТУ, представленная в табл.

Центральной дисциплиной образовательной программы ЦИП является дисциплина «Инженерная педагогика». Нами на основании содержания данной дисциплины, приведенного в [2] разработан вариант учебной программы, представленный ниже.

ПРОГРАММА дисциплины «Инженерная педагогика»

1. Предисловие

Целью преподавания дисциплины «Инженерная педагогика» является формирование у слушателей (магистров, аспирантов, преподавателей со стажем до 5 лет) знаний, умений и навыков в области теории и практики подго-

92

товки специалистов технического профиля в вузе. Дисциплина «Инженерная педагогика» выступает как системообразующая, рассматривающая во взаимосвязи ряд важных для технического образования общенаучных и общетехнических дисциплин. Базовыми для инженерной педагогики являются дисциплины: «Психология»,

«Социология», «Методология инженерного творчества», «Современные образовательные технологии», «Основы педагогического проектирования», «Лабораторная дидактика», «Лекторское мастерство и работа с текстами», «Коммуникативный тренинг», «Медико-биологические основы обучения и развития», «ТСО и информационные системы». В ре-

зультате изучения дисциплины «Инженерная педагогика» слушатели должны:

знать: 1) закономерности

формирования технического

мышления; 2) взаимосвязь общенаучных, общетехнических и специальных дисциплин в системе инженерно-педагогической подготовки; 3) методы и способы реализации целей инженерного образования; 4) формы организации учебного процесса в техническом вузе; 5) принципы и методы коммуникации; 6) психологические и социологические аспекты технического образования;

уметь: 1) формировать учебные цели различного уровня; 2) производить отбор и структурирование учебного материала; 3) выбирать формы и методы представления учебного материала; 4) обосновывать целесообразность использования технических

средств в обучении; 5) организовывать учебную деятельность в коллективах и малых группах, а также индивидуальную; 6) оценивать качество усвоения материала и производить своевременную коррекцию учебной деятельности; 7) создавать творческую атмосферу образовательного процесса.

2. Содержание дисциплины

2.1. Введение. Цели, задачи и структура дисциплины «Инженерная педагогика». Предмет изучения, принципы и категории инженерной педагогики. Связь со смежными дисциплинами. Основные этапы развития, школы и направления в инженерной педагогике. История и современное состояние высшего технического образования.

2.2. Техносфера: философские и прикладные аспекты.

Понятие техносферы, структура, исторические этапы развития, прогноз. Технические системы. Инженерия. Вопросы экологии, экономики, энергетики, рационального использования природных ресурсов. Безопасность жизнедеятельности. Социокультурный контекст. Проблема гуманизации техносферы.

ГИАБ

2.3. Проблемы и направления высшего технического образования.

Требования к современной инженерной подготовке. Принцип непрерывности образования. Образовательные программы. Гуманистическая и техническая составляющие инженерного образования.

Единство учебного процесса, научно-исследовательской деятельности и профессиональной практической подготовки. Повышение квалификации и переподготовка инженерных и научных кадров. Инженерно-педагогическая подготовка.

2.4. Особенности технического мышления. Логическое и образное мышление в деятельности инженера. Техническое моделирование. Техническая деятельность проектирования. Задачи эргономики и инженерной психологии. Смежные типы мышления: научное, экономическое, экологическое, эстетическое, коммуникативное и другие.

2.5. Психологические и социологические аспекты технического образования. Личностнодеятельностный подход в обучении и общении. Мотивация обучения. Принципы и виды творческой деятельности в обучении. Взаимосвязь психологических знаний с целью и задачами инженерной подготовки. Образование как воспитание через знания.

Личность и деятельность преподавателя технических дисциплин. Учебный процесс как взаимодействие его участников. Коммуникативная подготовка инженера. Коммуникативное мастерство преподавателя.

2.6. Формы организации учебного процесса. Формы обучения, направленные преимущественно на теоретическую подготовку: лекция, семинар, лабораторная работа, экскурсия, контролируемая самостоятельная работа, самостоятельная внеаудиторная работа, конференция, консультация.

Формы обучения, направленные преимущественно на практическую подготовку: практическое занятие, курсовое проектирование, все виды практик, деловая игра.

Формы контроля. Традиционные: контрольная работа, индивидуальное собеседование, коллоквиум, зачет, переводные и семестровые экзамены, защита курсового проекта, государственные экзамены, защита дипломного проекта. Инновационные: тестирование,

рейтинг, комплексный экзамен по специальности.

2.7. Технологии образования. Понятие педагогической технологии. Научные основы педагогических технологий. Классификация. Описание и анализ педагогической технологии. Проблемное обучение. Игровые технологии. Технология индивидуализации обучения. Технология программированного обучения. Коллективный способ обучения. Групповые технологии. Компьютерные технологии обучения.

Критерии выбора оптимального метода обучения.

Самостоятельная работа студентов (СРС). Психолого-педаго-гические аспекты успешности СРС. Индивидуализация СРС.

2.8. Проектирование учебного процесса. Определение целей, задач, этапов и содержания обучения. Уровни целей. Планирование дидактических процессов. Проектирование взаимодействия преподавателя и студента.

Отбор и структурирование учебного материала. Способы представления учебного материала. Диагностика успешности обучения техническому знанию. Учебные планы и программы.

2.9. Методическое и техническое обеспечение учебного процесса.

Технические средства обучения (ТСО): классификация, назначение, возможности. Устройство и

применение отдельных видов ТСО (графопроекторы, диапроекторы, видеоаппаратура и др.). Особенности подготовки к учебным занятиям с применением ТСО. Использование компьютерной техники на различных видах учебных занятий.

Учебно-методические материалы: сборники лекций, учебные пособия, методические указания, рекомендации, видеофильмы, рабочие карточки, контрольные листки, памятки, тесты и др. Рекомендации по разработке.

Отдельные вопросы дисциплины «Инженерная педагогика» рассматриваются в работах [1 - 5 и др.].

Реализация программ инженерно-педагогической подготовки преподавателей втузов обеспечит повышение качества технического образования с учетом современных требований к инженерным профессиям. В полной мере это относится к горным специальностям, содержание и сущность которых в настоящее время претерпевают существенные изменения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Высшее техническое образование: мировые тенденции развития, образовательные программы, качество подготовки специалистов, инженерная педагогика / Под редакцией В.М. Жураковского. - М.: 1998. - 304 с.

2. Мелецинек А.Инженерная педагогика. - М.: МАДИ (ТУ), 1998.185 с.

3. Митин Б.С., Мануйлов В.Ф. Инженерное образование на пороге XXI века. - М.: Издательский дом Русанова, 1996. - 224 с.

4. Турмов Г.П., Фаткулин А.А. Задачи педагогического обеспечения инженерного образования в техническом вузе / Материалы 27 Международной конференции по инженерной педагогике. - Москва: МАДИ, 1998, -С. 190-192.

5. Педагогические проблемы инженерного образования / Материалы 27 Международного симпозиума «Инженерная педагогика 98». - М.: МАДИ (ТУ), 1998. - Том 1, 2.

© А.А. Фаткулин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.