Методология педагогики
УДК 377
Инженерная деятельность как объект проектирования: педагогический ракурс
Engineering activity as a design object: pedagogical perspective
Шейнбаум В.С., Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М.
Губкина, e-mail: [email protected]
Sheinbaum V., Russian state University of oil and gas (national research university) named after
I.M. Gubkin, e-mail: [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2020.22.64.002
Статья подготовлена в рамках международной сетевой научно-практической конференции «Инженерное образование в контексте будущих промышленных революций - Синергия-2020».
Ключевые слова: инженерная деятельность, нормирование инженерной деятельности, проектирование, методология, система разделения труда, онтология инженерной деятельности.
Keywords: engineering activity, rationing of engineering activity, design, methodology, system of division of labor, ontology of engineering activity.
Аннотация. В статье обсуждаются основные положения дисциплины «Методология инженерной деятельности», преподаваемой магистрантам инженерных направлений Губкинского университета. Главное из них состоит в том, что инженерная деятельность - сложная система. Ее структура определяется междисциплинарным разделением труда, а основная цель - обеспечивать, исходя из социокультурных и экономических ценностей, постоянное повышение продуктивности и эффективности всех видов человеческой деятельности путем их технологизации. Схематизируется ее онтология. Аргументируется, что инженерная деятельность как управляемая система, которую можно исследовать, совершенствовать и осуществлять, может быть и объектом проектирования. На развитие у студентов компетенции системного инженерного мышления и готовности участвовать в проектировании подобных инженерных объектов нацелена дисциплина. Разработанная в ее рамках образовательная технология развития профессиональных компетенций в виртуальной среде инженерной деятельности была удостоена в 2015 году премии Правительства Российской Федерации в области образования.
Abstract. The article discusses the main positions of the discipline "Methodology of engineering", being taught to undergraduates of engineering areas of Gubkin University. The main position is that engineering is a complex system. Its structure is determined by the interdisciplinary division of labor, and the main goal is to ensure, based on socio-cultural and economic values, a constant increase in productivity and efficiency of all types of human activity via means of their technologization. Its ontology is schemed. It is proved that as a system that can be managed, explored, improved, and implemented, engineering can also be an object of design. The discipline is aimed at developing students' competence in system engineering thinking and readiness to participate in the design of such engineering objects. The educational technology for the development of professional competencies in the virtual environment of engineering was awarded the government of the Russian Federation award in the field of education in 2015.
Введение. Мотивация. Считается само собой разумеющимся, что понятие «инженер» стоит в одном смысловом ряду с понятиями: ученый, доктор, юрист, писатель, художник, учитель, политик, предприниматель. Инженерное дело, как и наука, и медицина, и искусство, и юриспруденция и все другие виды деятельности из этого ряда агрегирует множество профессий/специальностей в соответствии с
общностью их исходных целей, направленности, базовых подходов, мышления, методологи. Это практически никто не оспаривал и не оспаривает. Однако как дело доходит до самого понятия инженерной деятельности, консенсус дает трещину. Взять, к примеру, элементарный вопрос: инженерная деятельность - это то же, что деятельность инженера?
Вот что еще в 1988 году написал на эту тему профессор Ю.А. Казанский - тогдашний ректор Обнинского института атомной энергетики, рефлексируя по поводу проведенной известным философом Г.П. Щедровицким
оргдеятельностной игры «Содержание и методы вузовской подготовки инженеров-электриков»: «Участники игры - преподаватели и студенты технических вузов, сотрудники НИИ, инженеры-производственники - зафиксировали отсутствие понятия инженерной деятельности. Оказалось, что трудно ответить на самые, казалось бы, простые вопросы что такое инженер? Чем инженер отличается от техника? Можно было предположить, что то, чем занимается профессионально (на своем рабочем месте) дипломированный инженер, и есть инженерная деятельность, а человек с дипломом инженера -инженер. Но тут вставал каверзный вопрос: а так ли это на самом деле?» [6].
Великий физик, нобелевский лауреат Ричард Фейнман как то сказал о себе: «чтобы что-то понять, мне нужно знать, как это построить» [1]. Эти слова являются основным мотивом курса: если мы хотим понять, что есть инженерная деятельность, надо попытаться ее создать хотя бы в самом простейшем варианте, а предпринимать эту попытку следует с изучения накопленного опыта в данном вопросе. Этот опыт, что называется, лежит на поверхности и вполне свеж. Разве Стив Джобс и Стив Возняк не явились создателями чуть более полувека назад новой в мировой практике инженерной деятельности по производству персональных компьютеров? Разве С.П. Королев со своими ближайшими коллегами еще раньше не явился создателями другого нового для человечества вида инженерной деятельности - космонавтики? И разве стартапы, коих ежегодно регистрируется в мире несколько тысяч, не являются зародышами новых видов инженерной деятельности?
Академик РАН Б.В. Литвинов в 2000 году издал курс лекций под названием «Основы инженерной деятельности», который он многие годы читал в Уральском государственном политехническом университете. В 2015 году вышло уже третье издание книги. В ней утверждается, что есть инженерная деятельность, и есть рабочая [8].
Авторитетная Ассоциация инженерного образования России, возглавляемая более двух десятков лет профессором Ю.П. Похолковым, заслуживающим самого глубокого уважения, не один год «пробивала» Федеральный закон «О профессиональных инженерах в России», где должно было все четко определено про
инженерную деятельность, про роль и место в ней инженера, про статус инженера в обществе [13]. В том же направлении пыталась действовать и национальная палата инженеров (НПИ) [9]. Есть и другие разработчики проектов подобного закона, в частности, Российская инженерная академия (РИА) [14]. Сам по себе этот факт служит свидетельством наличия общественной потребности в совершенствовании нормирования инженерной деятельности в связи с формированием в России рыночной экономики, появлением негосударственных субъектов хозяйственной деятельности. Соответственно, это служит и подтверждением актуальности темы настоящей статьи.
Проекты законов, предложенные
высококвалифицированными, уважаемыми в инженерном сообществе специалистами НПИ и РИА, широко обсуждались инженерным сообществом страны, выносились и на парламентские слушания. То, что эти проекты до сих пор так и остались проектами, означает, что отношение к ним оказалось в целом неоднозначным. Было немало замечаний, в том числе и резких [4]. Но практически никто из оппонентов не оспаривал, что инженерная деятельность осуществляется инженерами, и, таким образом, является деятельностью инженеров. Они - ее субъекты.
Согласно установленным нормам, в каждом проекте Федерального закона должна наличествовать статья «термины и определения». Приведем здесь лишь две позиции этой статьи в указанных законах, отражающих, на наш взгляд, бытующие в массовом сознании представления об инженерной деятельности.
Проект НПИ в редакции 2017 года. Инженерная деятельность - профессиональная деятельность, осуществляемая для целей конструирования, проектирования, производства, строительства и эксплуатации инженерных объектов с применением теоретических и практических знаний в технической сфере. Субъекты инженерной деятельности -физические лица, имеющие статус инженера, а также юридические лица, зарегистрированные в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом.
Инженер (инженерный работник) -специалист, имеющий высшее образование и осуществляющий инженерную деятельность;
Проект РИА (Направлен в вузы Ассоциации технических университетов с целью обсуждения и внесения изменений 31.01. 2017 г. № АТУ-17-01/10). Ст.2, пункт 6. Инженерная деятельность -деятельность в сфере материального
производства в рамках отраслей промышленности, имеющая техническую направленность;
Ст. 2, пункт 7. Инженерный работник (инженер) - специалист, имеющий высшее образование и осуществляющий инженерную деятельность.
Как видим, авторы обоих проектов закона об инженерной деятельности едины в том, субъектами инженерной деятельности являются инженеры. Именно они эту деятельность и осуществляют.
Эта позиция представлена в монографии уважаемого в академической среде профессора И.К. Корнилова «Основы инженерного искусства» [7], в известной многим поколениям российских инженеров книге профессора А.И. Половинкина «Основы инженерного творчества» [12]. Эти книги широко используются в российском инженерном образовании, оказывая существенное влияние на формирование мышления выпускников инженерных вузов.
В курсе методологии инженерной деятельности, читаемом автором в Губкинском университете, излагается и аргументируется иная точка зрения, в основе которой - работы Г.П. Щедровицкого. Вот что он писал о социальной деятельности (а инженерная деятельность является таковой) еще полвека назад [17].
«По традиции, поскольку само понятие деятельности формировалась из понятия «поведение», деятельность как таковую в большинстве случаев рассматривали как атрибут отдельного человека, как то, что им производится, создается и осуществляется, а сам человек в соответствии с этим выступал как «деятель». И до сих пор большинство исследователей -
психологов, логиков и даже социологов, не говоря уже о физиках, химиках и биологах, -думают точно так; само предположение, что вопрос может ставиться как-то иначе, например, что деятельность носит безличный характер, кажется им диким и несуразным. Но есть совершенно иная точка зрения. Работы Гегеля и Маркса утвердили рядом с традиционным пониманием деятельности другое, значительно более глубокое: согласно ему человеческая социальная (добавим от себя -профессиональная) деятельность должна рассматриваться не как атрибут отдельного человека, а как исходная универсальная целостность, значительно более широкая, чем сами «люди».
«Не отдельные индивиды тогда создают и производят деятельность, а наоборот: она сама захватывает их и заставляет «вести» себя определенным образом». И далее, - пишет Г.П. Щедровицкий, - «каждый человек, когда он рождается, сталкивается с уже сложившейся и непрерывно осуществляющейся вокруг него и рядом с ним деятельностью», «люди оказываются принадлежащими к деятельности, включенными в нее либо в качестве материала, либо в качестве элементов наряду с машинами, вещами, знаками, социальными организациями и т.д.». «Система человеческой социальной деятельности оказывается полиструктурной, то есть состоит из многих, как бы наложенных друг на друга структур, а каждая из них в свою очередь состоит из множества частных структур, находящихся в иерархических отношениях друг с другом». Рисунок 1 наглядно иллюстрирует эту мысль применительно к инженерной деятельности.
Рисунок 1. - Полиструктурность инженерной деятельности. ТО-технический объект
Подчеркнем лишь, что «поставщики» включают и сферу образования - поставщика кадров, а пользователи (потребители) являются так или иначе опосредованными соавторами ТО через систему задаваемых проектировщикам целевых показателей. Стрелки на рисунке, означающие взаимодействия субъектов инженерной деятельности, подразумевают, что в обеспечении этого взаимодействия как услуги могут быть задействованы дополнительные субъекты деятельности.
Как видим, идеи философа до сих пор так и «не овладели массами».
Одна из ключевых целей, которую автор поставил перед собой, взявшись преподавать методологию инженерной деятельности, -изложить студентам ее онтологию и методологию, положив в основу эти идеи Щедровицкого. Но не его высоким философским языком, а языком, понятным студентам старших курсов (5 курс специалитета, магистранты), с привлечением примеров и иллюстраций из известных всем нам сказок, художественной и исторической литературы, вполне раскрывающих сущность и инженерного творчества, и инженерной деятельности.
Уточнение базовых понятий инженерной деятельности. Первым делом необходимо было уточнить базовые понятия инженерной деятельности.
Философия техники, относительно молодое философское направление, претендующее быть смысловым фундаментом инженерной деятельности, выводит для нее на первый план как исходное понятие технического объекта (ТО). Это любая, имеющая материальную основу искусственная (то есть отсутствовавшая в природе) «вещь» (от каменного топора, ямы-ловушки, вырытой для добычи мамонта, до космической станции и квантового компьютера), созданная трудом Человека. Неслучайно в упомянутом проекте закона об инженерной деятельности, предложенном РИА, говорится о ее технической направленности. Но нынешний спектр направлений инженерной деятельности существенно шире, нежели прописано в этом проекте. Работа инженеров-программистов, инженеров по представлению знаний, разработчиков искусственных нейронных сетей, инженеров геномного редактирования не привязана непосредственно к миру техники, материальному производству. Да и технологии, которые как способы создания (изготовления) и использования ТО, а на самом деле не только ТО, по назначению неотделимы от них. ТО может оказаться бесполезным при неизвестном способе
его применения. История о мартышке и очках как раз про это. Технологии - нематериальный объект. Сам этот термин введен в инженерный сленг недавно (1772 год, Иоганн Бекман, Геттингенский университет). Он в обыденном понимании обозначает некое описание, комплекс описаний, отвечающих на вопросы как, в какой последовательности и с помощью чего люди, действуя целенаправленно, могут с высокой вероятностью получить желаемый результат этих действий (совсем не обязательно материальный, например положительные эмоции), и как затем правильно использовать этот результат. Оно, это описание есть, говоря современным языком, информационный объект. И такие объекты не просто находятся в поле инженерной деятельности. Они в центре этого поля.
На высказывании известного польского праксиолога В. Гаспарского о том, что «проектирование - это информационная подготовка действия, направленного на изменение реальности» как на одном из основополагающих утверждений строится вся концепция курса [3]. Результаты этой подготовки фиксируются в программах, проектах, инструкциях, планах, схемах, рецептах, алгоритмах - информационных объектах, способных обретать статус самостоятельного продукта инженерной деятельности, востребованного и потому имеющего ценность.
Этот информационный объект рождался в процессе творческого мышления в голове первобытного человека и превращался в орудие труда, изделие. Подобную информацию генерировал вождь племени, фараон и/или те, включая его умных рабов, кому они поручал «подумать и дать предложения», и доводился до исполнителей. В самые далекие времена устно, позже вплоть до нынешних времен - с помощью различных семиотических средств на подходящих носителях (камне, глине, песке, папирусе, бересте, бумаге и далее по списку).
Как справедливо отмечено в [11] «история инженерной деятельности относительно самостоятельна; ее нельзя свести ни к истории техники, ни к истории науки. Корни ее теряются в глубине прошедших тысячелетий». Да, инженеры как отдельная, институционально оформившаяся категория субъектов этой деятельности появились на рубеже 16 - 17 веков в Нидерландах. Но если исходить из представления, четко сформулированного Б.В. Литвиновым в уже упомянутой нами книге [8], что инженеры создают образы вещей, а рабочие - превращают их в изделия, то тех великих зодчих древности, образное мышление которых обогатило
цивилизацию всеми «чудесами света», мы с полным правом можем считать инженерами. Знаменитая фраза Архимеда, жившего в III веке до новой эры, «дайте мне точку опоры, и я переверну Землю» - прекрасный образец инженерного мышления. И неважно, что понятие «инженер» вошло в обиход сравнительно недавно. Проектирование как основное занятие инженера, проект как продукт проектирования вошли в обиход еще позднее, позже даже, чем слово технология.
По этому поводу будет уместно привести следующий тезис В.Л. Глазычева [5], относящийся к проектированию.
«Почему проектная деятельность», - задается он вопросом, - «легко прослеживаемая на огромной толще человеческой истории, не обозначена как равноценная, равноправная с искусством, с философией, с наукой?». «Потому что», - отвечает он, - опознание не происходит само. Если не созрела культурная ситуация для него, оно не происходит. С позиций сегодняшнего дня крестовые походы можно описать как один из реализованных церковью проектов. Но ни их вдохновители, ни участники и представить себе не могли подобное. Они не обладали проектным мышлением, само понятие «проектирование» в их логике отсутствовало. Сначала должно было сформироваться понятие общества, «как нечто, объединяющее всех живущих несословным способом». А это - конец 19 века. «Как только возникло слово «общество», - пишет далее В.Л. Глазычев, - «возник шанс для появления слова культура. Не как признак: культурный или некультурный человек, есть такой бытовой термин. А понимание культуры как сложной машины, производящей, воспроизводящей, передающей и реализующей ценности. Это уже абстракция достаточно высокого порядка. Значит, сначала должно было возникнуть слово общество, чтобы возник шанс на опознание проектирования, которое осуществляется в обществе и в материале культуры».
Аналогично можно рассуждать и об инженерии как о деятельности по технологизации любых видов человеческой деятельности, которую можно проектировать. Таковой она, естественно, не осознавалась (не опознавалась).
Не мудрствуя лукаво и действуя в рамках методологии образования [10], возьмем за основу определение деятельности по солидному философскому словарю: деятельность как таковая есть форма активного отношения людей к окружающему миру (включающему их самих), существо которой составляет его
целесообразное изменение и преобразование в их интересах [15]. Это можно понимать так, что деятельность столь же неотъемлемый фактор бытия человечества, как дыхание - отдельного человека. Но вот вопрос, который мы уже ставили в самом начале: деятельность осуществляет индивид, или сообщество людей? И о каких интересах людей идет речь, каждого в отдельности, или общественных? Данное определение это не уточняет.
Тогда мы конкретизируем, что нас интересует не всякая деятельность, а профессиональная, под которой понимают трудовую деятельность, осуществляемую в рамках сложившегося разделения труда, требующую соответствующей подготовки и приносящую доход [2].
Профессии возникли как результат начавшегося с переходом людей к оседлому образу жизни обособления определенных трудовых функций в рамках общественного разделения труда, когда эти функции перестали быть эксклюзивными, продукт труда обрел общественную значимость, а «носители соответствующих компетенций» перестали быть уникумами и стали обучать своему ремеслу, дающему им главный их доход, следующее поколение. Так появились гончары, кузнецы, скорняки, бортники.
Как только труд стал приносить доход, появилась потребность повышать его производительность. Это достигалось в первую очередь тем, что для выполнения отдельных простых трудовых действий (типа «принеси-унеси-подержи»), необходимых для выполнения основной трудовой функции, привлекались помощники. Так появилось примитивное технологическое разделение труда в профессиональной деятельности. Выше мы цитировали Г.П. Щедровицкого, который настаивал, что деятельность - сложная, полиструктурная система. П.Г. Щедровицкий, один из ведущих в стране методологов, не устает повторять, что это система есть система разделения труда (СРТ), которое является одной из сущностных, онтологических характеристик профессиональной деятельности [19]. При этом имеется в виду разделение труда не в только смысле выполняемых трудовых функций и действий и, соответственно, и их исполнителей, то есть субъектов деятельности - трудящихся, как говорили в недавнем прошлом, но и с включением в это понятие (труда) необходимых им (трудящимся) компетенций и тех средств (инструментов), ресурсов, способов и приемов, которые они используют, в том числе для коммуникаций, и, наконец, результата, а точнее
продукта труда. СРТ имеет все необходимые атрибуты системы - структуру, элементы, специфические связи, в частности, коммуникационные, целостность,
эмерджентность.
Отсюда следует, что и инженерная деятельность — не труд инженеров-одиночек. Под этим термином мы будем понимать особую, полиструктурную в общем случае, систему разделения труда, в которой инженеры являются одним из ее элементов наряду с учеными, менеджерами, рабочими, техниками, мастерами, операторами и другими категориями работников. Данное утверждение рассматривается в курсе как вторая основная аксиома, определяющая содержание курса.
Обосновываем мы ее, кроме ссылок на авторитеты, привлекая здравый смысл и множество примеров. И начинаем с разделения понятий работы и профессиональной деятельности. Это разделение является принципиальным моментом, отличающим наше понимание онтологии инженерной деятельности от того, как она традиционно излагается в вузах.
Разве вы будете возражать, спрашиваем мы студентов, что каждый отдельно взятый морально устойчивый инженер, уходя в будний день утром из дома, говорит маме, жене, детям, что идет на работу, возвращаясь - что пришел с работы. Никто не говорит, даже короли, президенты и академики РАН, что ходят на деятельность, задерживаются на деятельности и т.п. Фраза «прости, дорогая, устал, было много работы» -нормальная, привычная, фраза «ужасно устал, было много деятельности» более похожа на шутку юмора. Спросите школьников во время урока, чем заняты в данный момент их родители, и они, не все, разумеется, но многие, ответят: «на работе», но никогда: «на деятельности».
Вывод очевиден: взрослые люди работают, трудятся. И каждый отдельный инженер, ученый, экономист, учитель, врач и т.д. работает (трудится), выполняя свои трудовые функции. Но при этом люди о ком-то говорят как видном, известном, заслуженном, выдающимся деятеле (науки, техники, искусства, спорта), государственном или политическом деятеле, а о ком-то - как превосходном, бесценном и незаменимом работнике, труженике. В нашей стране в реестре почетных званий есть заслуженный Деятель и есть заслуженный Работник. Этот факт, если следовать логике, сам по себе должен наводить на мысль, что работа и профессиональная деятельность - не синонимы.
Размышляя об этом, мы наталкиваемся еще на один вопрос: деятельностью ведь можно
заниматься, а можно в ней участвовать. В чем тут разница, есть ли она вообще? И нужно ли разбираться в этом нюансе?
Вряд ли труженики театра - осветители сцены, реквизиторы и костюмеры скажут вам, что занимаются театральным искусством. Но то, что они в нем участвует - бесспорно. Аналогично, судьи в фигурном катании, гимнастике, боксе: они, выполняя свою работу, зачастую и по разным причинам уже не занимаются спортом, но, безусловно, участвуют в спортивной деятельности, и они в этой деятельности необходимы.
Но тогда мы вправе допустить и даже утверждать, что и в инженерной деятельности участвуют не одни лишь инженеры. И когда говорят, что инженеры «осуществляют инженерную деятельность», подразумевают, что они занимаются ею.
Воспользуемся аналогией, которая сама по себе, как и всякая аналогия, ничего не доказывает, но помогает прояснить позицию. Когда спрашивают, кто производит мед, большинство студентов, как показывает практика, не задумываясь, отвечают: пчелы. Но это будет, мягко говоря, полуправдой: мед производит пчелиная семья, рой, и не все пчелы, входящие в него, собирают и перерабатывают нектар в мед. Есть еще и матка, и трутни, у которых другая, абсолютно необходимая для обеспечения жизнедеятельности роя функция. Получается, что лишь совокупная взаимосвязанная работа разных по своему «функционалу» пчел в рое образует деятельность как некую систему, дающую столь ценимый нами продукт. Биологи выяснили, что и в муравейнике имеет место явное «разделение труда», см. рисунок 2.
Аналогично, спектакль как продукт театральной деятельности создается совместным трудом драматурга, режиссера, актеров, художников-декораторов, костюмеров и т.д. Различных профессий и специальностей, в том числе инженерных, в театральной деятельности -более десятка. Вот оно - разделение труда, в первом случае (пчелиный рой) естественное, природное, во-втором (театр) - искусственное, технологическое. Нельзя создать спектакль силами драматургов, нельзя создать автомобиль силами инженеров. В будущем, при тотальной роботизации, не исключено, что это станет возможным. Пока нет.
В обществе со времен промышленной революции 18 века укоренилось представление, что машины делаются руками рабочих. С последней четверти ХХ века правильнее уже стало говорить - машинами при участии, но все
менее заметном, рабочих, в крайнем случае -рабочими с участием, все более заметном, машин. Роль инженеров в производстве машин, как и любой другой техники, более похожа на роли
композитора и дирижера оркестра. Благодаря оркестру мы и воспринимаем музыкальное произведение: он его исполняет по нотам первого и под управлением второго.
Рисунок 2. - Муравьиная семья
Нельзя сводить музыкальную деятельность к композиторству и дирижированию, а театральную - к драматургии и режиссуре. Это очевидно. Но точно также инженерная деятельность включает в себя труд инженеров, но не только их труд. Рабочие за станком, операторы за пультом управления, монтажники на стройке -это те же музыканты в оркестре и актеры в театре. На вопрос, почему актерам театра и музыкантам оркестра необходимо высшее профессиональное образование, а рабочим - нет, отвечает методология инженерной деятельности.
Эти примеры вполне, на наш взгляд, подтверждают, что профессиональная деятельность - это система, онтологической характеристикой которой является разделение труда. В этом разделении труда одни трудовые функции можно отнести к основным -производительным, а другие - к вспомогательным - сервисным, как их теперь называют. Соответствующим образом разделяются и работники - исполнители этих функций. Недаром есть понятия основного и вспомогательного производственного персонала.
Можно привести и более строгий с позиций науки довод. Система должна обладать свойствами полноты и целостности. «Рабочая» деятельность, то есть деятельность тех, кто по уже приведенному нами выше выражению академика Б.В. Литвинова «превращает образы вещей в изделия», не обладает этими свойствами. Она в современном мире не может существовать
отдельно без инженеров, менеджеров, бухгалтеров (не по должности, а функционалу), обеспечивающих ее информационно.
Признание, что деятельность - система, означает, что ее можно исследовать, осуществлять, управлять ею, начинать и прекращать. А, следовательно, и программировать, проектировать,
конструировать. Деятельность может быть удачной и неудачной, плодотворной и бесполезной, необходимой и вредной, преступной и благородной и т.д. От того, каковы принципы и структура разделения труда в системе деятельности, в существенной мере зависит самая возможность достижения желаемой цели и получаемый эффект при ее достижении. Лебедь, рак и щука - персонажи великого баснописца И.А. Крылова - хрестоматийный пример.
Когда некоторые, в общем случае различные элементы связываются с помощью определенных, но при этом самых разнообразных по своим свойствам связей и образуют некую совокупность, то эта совокупность лишь тогда становится системой, когда она как единое целое приобретает особое свойство - эмерджентность, которым не обладает ни один из ее элементов. Рисунок 3 иллюстрирует понятие эмерджентности системы. Даже одни и те же элементы (на рисунке атомы углерода) можно связать так, что получится система (алмаз) со свойством высокой твердости (у атома этого свойства нет), а можно так, что образовавшаяся система (графит) будет наоборот, очень мягкой.
Рисунок 3 - К понятию эмерджентность
Атомы углерода на рисунке можно уподобить рабочим местам отдельных работников, каждый из которых выполняет определенную, порою жестко
регламентированную трудовую функцию или трудовые действия, а связи - их коммуникациям, информационным каналам. Природа, варьируя химические элементы, структуру и наполнение их связей, явила людям непостижимое разнообразие объектов, составляющих среду их обитания, не говоря уже об их самих. Люди убедились на своей практике, что варьируя в коллективах компетенциями людей, их численностью, структурой связей (коммуникаций) и их наполнением, можно осуществлять самые разнообразные виды деятельности, причем с различной эффективностью.
Онтология инженерной деятельности. Как только мы сказали «А»: деятельность может быть объектом проектирования и технологизации, мы должны сказать и «Б»: деятельность есть инженерный объект.
Это утверждение определяет суть курса методологии инженерной деятельности. Дисциплины по методологии или основам проектирования/конструирования, изготовления и эксплуатации техники, автоматизации работ на этих стадиях есть в каждом профильном и политехническом инженерном вузе. Они формируют рамки инженерного мышления выпускников соответствующих инженерных направлений и специальностей. Эти рамки задаются, в частности представлениями о жизненном цикле техники и технологий.
Курсы же по методологии инженерной деятельности как особого вида экономической и социальной деятельности, без которой немыслима любая профессиональная
деятельность, поскольку инженерная
деятельность вросла в эти виды и стала их
органической составляющей, а ее цели все в возрастающей степени определяются не столько потребностями научно-технического прогресса, сколько высшими гуманитарными ценностями, остаются для высшей школы пока экзотикой. Но именно эти курсы, преподаваемые с использованием системомыследеятельностного подхода, способны развивать компетенцию системного мышления, органично сопрягая мышление «технарей» с гуманитарным, культурологическим. Как пишет профессор В.В. Чешев, гуманитарные знания приобретают особую важность при проектировании современных сложных социально-технических систем, соединяющих техногенный мир и общественную среду [16].
П.Г. Щедровицкий в регулярных лекциях, которые он читает в университетах страны, обосновывает предположение, что доминантным типом инженерного мышления в приближающуюся эпоху обретения искусственным интеллектом элементов субъектности в системах разделения труда станет программирование [18]. Мы понимаем этот тип мышления, связанный с видением общего деятельностного процесса,
обеспечивающего достижение к поставленной конечной цели, как совокупность последовательно-параллельно отдельных взаимосвязанных и требующих проектирования деятельностей, разворачивающихся шаг за шагом по определенному алгоритму (согласно дереву целей как матрице) и соответствующим дорожным картам.
Онтология инженерной деятельности в курсе схематизируется в виде следующей модели, см. рисунок 4. Смысл ее в том, что охарактеризовать любую в целом деятельность - научную, инженерную, образовательную и т.д., отличить ее от иных видов деятельности, это значит конкретизировать ее следующие основные
атрибуты в их взаимосвязях и взаимозависимостях (обозначенных на схеме стрелками), обеспечиваемых другими деятельностями и соответствующими институтами:
- предмет деятельности;
- среда деятельности;
- цели и критерии оценки деятельности, их первооснова (ценности, потребности);
- объекты деятельности;
- субъекты деятельности;
- средства (ресурсы, инфраструктура) деятельности, их источники;
- процесс деятельности: содержание, способ (технологии), организованности;
- результаты (продукты) деятельности, их потребители.
Рисунок 4. - Схематизация онтологии инженерной деятельности
В курсе подробно рассматривается каждый из этих атрибутов в их увязке с цивилизационным развитием человечества, в частности, с происходящей в настоящее время очередной промышленной революцией и формированием нового технологического уклада. В этом контексте обсуждаются вопросы включения в систему разделения труда искусственного интеллекта, придания ему «ограниченной в правах» субъектности.
Как уже было сказано выше, главная цель инженерной деятельности - обеспечивать, исходя из социокультурных и экономических ценностей, постоянное повышение продуктивности и эффективности всех видов человеческой деятельности путем их технологизации. Отсюда мы выводим, что предметной областью инженерной деятельности является не техносфера, как это считается традиционно, а деятельность людей в целом. Что касается
объектов инженерной деятельности, то это, во-первых, потребности, чаяния людей, которые имеют перспективу быть удовлетворенными, во-вторых, вся совокупность природных ресурсов жизнедеятельности людей, в-третьих, те средства, материальные, информационные, которые они используют и которые могут быть усовершенствованы. Технологии, способы разделения труда в инженерной деятельности рассматриваются в проекции на ее исторические организованности: кустари-одиночки,
ремесленники с подмастерьями, цеха ремесленников, территориальные кластеры, фабрики, заводы, конструкторские бюро, инжиниринговые компании, и т.д. Спроектировать конкретную инженерную деятельность при таком представлении ее онтологии - это означает детально описать в надлежащем формате все вышеуказанные ее атрибуты.
1. Бурцев М. Лекция «Искусственный интеллект: что могут искусственные нейронные сети и как они изменят нашу жизнь» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.google.com/ш^?sa=t&rct= j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=
2ahUKEwj2qLiPiJTtAhUplIsKHUknCfcQFjAHegQIBxA C&url=http%3A%2F%2Feconomyfaculty.gaidarfUnd.ru% 2Farticles%2F2962&шsg=AOvVaw2QSMpblI5zJkGI6Jшw
2. Волошина И.А., Новиков П.Н., Зуев В.М. Понятие профессии в составе профессионально-трудовой и образовательной терминологии / И.А. Волошина, П.Н. Новиков, В.М. Зуев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - № 10. -С. 85-97.
3. Гаспарский В. Системная методология. Некоторые замечания о ее природе, структуре и применение: сборник / В. Гаспарский // Системные исследования. - Ежегодник. - М.: Наука, 1977. - С. 282.
4. Гельман М.М. Безграмотный опус / М.М. Гельман // ИА «REGNUM. 13.03.2016.
5. Глазычев В.Л. Методология проектирования. Лекция на семинаре «Введение в общую прикладную методологию» [Электронный ресурс] / В.Л. Глазычев // Институт культурной политики. Школа культурной политики. - Киев, 25.04.2002. - Режим доступа: www.Glazychev.ru
6. Казанский Ю.А. Вместо предисловия: сборник / Ю.А. Казанский // Проблемы организации и развития инженерной деятельности; под редакцией Малиновского К.В. и Щедровицкого Г.П. - Обнинск, ИАЭ, 1990.
7. Корнилов И.К. Основы инженерного искусства / И.К. Корнилов. - М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2014. - 372 с.
8. Литвинов Б.В. Основы инженерной деятельности: курс лекций / Б.В. Литвинов. - М.: Машиностроение, 2005. - 282 с.
9. Национальная палата инженеров. Проект закона об инженерной деятельности в Российской Федерации от 30.08.2017 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:// www.npirf.ru
10. Новиков А.М. Методология образования / А.М. Новиков. - М.: Эгвест, 2006. - 488 с.
11. Подлесный С.В. История инженерной деятельности: учебное пособие / С.В. Подлесный, Ю.А. Ерфорт, В.М. Искрицкий, Д.Г. Сущенко, А.Н. Стадник. - Краматорск: дгма, 2010. - 188 с.
12. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: учебное пособие / А.И. Половинкин. - 3-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», 2007. - 368 с.
13. Похолков Ю.П. Инженерная мысль в России -полет прерван? / Ю.П. Похолков // Аккредитация в образовании. - 2010. - № 40. - С. 27-29.
14. Российская инженерная академия. Проект «Федеральный закон об инженерной деятельности (2-я редакция)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.info-rae.ru/www.info-rae.ru/
15. Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА-М., 2003. - 575 с.
16. Чешев В.В. Инженерное мышление в антропологическом контексте / В.В. Чешев // Философия науки и техники. - 2016. - Т. 21. - № 1. - С. 104-117.
17. Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности: избранные труды / Г.П. Щедровицкий // Школа культурной политики. - 1995. - 800 с.
18. Щедровицкий П.Г. Верх и вниз по волнам промышленных революций: лекция [Электронный ресурс] / П.Г. Щедровицкий. - Режим доступа: https://matveychev-oleg.livejournal.com/9549083.html
19. Щедровицкий П.Г. Вызовы III промышленной революции инженерному вузу: лекция / П.Г. Щедровицкий // Лекция РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина от 25.05.2016.
References:
1. Burtsev M. Lecture "Artificial intelligence: what can artificial neural networks do and how are they going to change our lives" [Electronic resource]. - Access mode: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&sour ce=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwj2qLiPiJT tAhUplIsKHUknultyCfcQFjAHegQIBx%ga% 2F2962 & usg = AOvVaw2QSMpblI5zJkGI6JuwpyXz
2. Voloshina I.A., Novikov P.N., Zuev V.M. The concept of a profession as a part of professional labor and educational terminology / I.A. Voloshin, P.N. Novikov, V.M. Zuev // National interests: priorities and safety. -2016. - № 10. - S. 85-97.
3. Gasparsky V. System methodology. Some remarks about its nature, structure and application: collection / V. Gasparsky // Systemic research. - Yearbook. - M.: Nauka, 1977. - P. 282.
4. Gelman M.M. Illiterate opus / M.M. Gelman // IA —REGNUM 03.13.2016.
5. Glazychev V.L. Design methodology. Lecture at the seminar "Introduction to general applied methodology" [Electronic resource] / V.L. Glazychev // Institute for Cultural Policy. School of Cultural Policy. - Kiev, 25.04.2002. - Access mode: www.Glazychev.ru
6. Kazansky Yu. A. Instead of a preface: collection / Yu.A. Kazansky // Problems of organization and
development of engineering activities; edited by K.V. Malinovsky and Shchedrovitsky G.P. - Obninsk, IAE, 1990.
7. Kornilov I.K. Foundations of Engineering / I.K. Kornilov. - M.: MGUP named after Ivan Fedorov, 2014. -372 p.
8. Litvinov B.V. Foundations of engineering: a course of lectures / B.V. Litvinov. - M.: Engineering industry, 2005. - 282 p.
9. National Chamber of Engineers. Draft law on engineering activities in the Russian Federation of 08/30/2017 [Electronic resource]. - Access mode: http: // www.npirf.ru
10. Novikov A.M. Methodology of education / A.M. Novikov. - M.: Egvest, 2006. - 488 p.
11. Podlesny S.V. History of engineering activity: manual / S.V. Podlesny, Yu.A. Erfort, V.M. Iskritsky, D.G. Sushchenko, A.N. Stadnik. - Kramatorsk: DSMA, 2010. -188 p.
12. Polovinkin A.I. Foundations of engineering creativity: a manual / A.I. Polovinkin. - 3rd ed., Erased. -SPb.: Publishing house "Lan", 2007. - 368 p.
13. Pokholkov Yu.P. Engineering thought in Russia -is the flight interrupted? / Yu.P. Pokholkov // Accreditation in Education. - 2010. - № 40. - S. 27-29.
14. Russian Engineering Academy. Project "Federal
Law on Engineering Activity (2nd Edition)" [Electronic resource]. - Access mode: http: // www.info-rae.ru/www.info-rae.ru/
15. Philosophic Encyclopedic Dictionary. - M.: INFRA-M., 2003. - 575 p.
16. Cheshev V.V. Engineering thinking in an anthropological context / V.V. Cheshev // Philosophy of Science and Technology. - 2016. - T. 21. - № 1. - S. 104117.
17. Shchedrovitsky G.P. Initial representations and categorical means of the theory of activity: selected works /
G.P. Shchedrovitsky // School of cultural policy. - 1995. -800 p.
18. Shchedrovitsky P.G. Up and down the waves of industrial revolutions: lecture [Electronic resource] / P.G. Shchedrovitsky. - Access mode: https://matveychev-oleg.livejournal.com/9549083.html
19. Shchedrovitsky P.G. Challenges of the III industrial revolution to an engineering university: lecture / P.G. Shchedrovitsky // Lecture of the Russian State University of Oil and Gas (NRU) named after I.M. Gubkin from 05/25/2016.
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Сведения об авторе:
Шейнбаум Виктор Соломонович (г. Москва, Россия), кандидат технических наук, профессор, советник ректора, Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина.