Проведение культурно-образовательного семинара совместно со студентами
из г. Ванта, Финляндия
турниров по менеджменту и обменами студентов.
ИНЖЭКОН предоставляет студентам возможность почувствовать себя гражданами мира и, используя полученный опыт международного общения и знания в сфе-
ре экономического образования, применить их в дальнейшем в своей профессиональной деятельности. Мы надеемся, что именно такие специалисты помогут России интегрироваться в единое мировое экономическое пространство.
В. ПЫЖ, профессор, проректор по работе с филиалами и представительствами
Юбилей - это повод подвести некоторые промежуточные итоги сделанного и серьезно задуматься над стратегией будущего. Тем более когда за плечами 100 лет плодотворного труда предшественников, не только создавших славу твоему высшему учебному заведению, но и стоявших у истоков инженерно-экономического образования в России. И хотя филиалы СПбГИЭУ - довольно молодые учебные заведения, они по праву вместе с головным вузом празднуют 100-летнюю годовщину.
Филиал вуза - уникальное образовательное учреждение, которое дает возмож-
ИНЖЭКОН по всей России
ность студентам получать качественное образование недалеко от дома. С одной стороны, это самостоятельное учебное заведение, работающее по доверенности ректора, с другой - оно тесно связано с головным вузом: студентам преподают одинаковые предметы, учат по одним и тем же программам с учетом регионального компонента. Всем выпускникам выдают одинаковые дипломы.
К настоящему времени в университете создана и успешно функционирует сеть обособленных структурных подразделений в Альметьевске, Анадыре, Апатитах, Бел-
городе, Вологде, Выборге, Кизляре, Мурманске, Нижневартовске, Певеке, Пскове, Твери, Тихвине, Чебоксарах, Череповце. Все филиалы прошли процедуру лицензирования по программам высшего профессионального образования, ряд филиалов -по программам дополнительного образования, филиал в Выборге - по программам среднего профессионального образования. Общая численность обучающихся в филиалах составляет 11530 человек (369 мест финансируется из федерального бюджета). Общий выпуск за годы существования филиальной сети составил 11588 человек. Численность профессорско-преподавательского состава филиалов составляет 815 человек, из них штатных преподавателей -399 человек. Филиалы имеют собственные площади в Мурманске и Апатитах, остальные осуществляют образовательную деятельность на арендуемых или переданных в безвозмездное пользование площадях. Библиотечный фонд насчитывает 283 тыс. 698 экземпляров книг, парк компьютеров - 813 шт.
Состояние дел в филиалах находится под постоянным и пристальным вниманием
ректора А.И. Михайлушкина, Ученого совета, а также заведующих выпускающими кафедрами по специальностям, аккредитованным в филиалах. Ежегодно проходят совещания и учеба директоров филиалов, а также главных бухгалтеров и заместителей директоров по направлениям. В соответствии с решением Ученого совета университета комплексными комиссиями проводятся регулярные проверки состояния учебно-воспитательной работы, качества и условий реализации образовательного процесса. Задача этих комиссий - не только проверить состояние дел, но и оказать конкретную методическую помощь. Опыт прохождения государственной аттестации в наших филиалах в Кизляре, Пскове, Чебоксарах, Твери, Выборге и Череповце показал, что строгие министерские комиссии скрупулезно проверяют как качество обучения студентов, так и материальную базу филиала вуза. Некоторые филиалы, которые не соответствуют аккредитационным показателям, к сожалению, придется закрыть. Другие в ближайшем будущем подлежат ликвидации в связи с демографической ситуацией в регионах.
Большинство филиалов зарекомендовали себя достойными представителями ИНЖЭКОНа. Они успешно решают ряд задач, имеющих государственное значение.
Во-первых, филиалы дают возможность молодежи получать качественное, относительно недорогое, а также бесплатное образование недалеко от дома. Это особенно актуально для семей с низким достатком, не имеющих возможности отправить детей учиться в престижные столичные вузы. Профессорско-преподавательский состав филиалов комплектуется как из местных специалистов с учеными степенями и званиями, имеющих опыт педагогической деятельности, так и из ведущих специалистов головного вуза, таких как доктора наук, профессора Г.А. Краюхин, Н.А. Каморджано-ва, В.В. Рыбин, В.П. Семенов, В.С. Чекалин, В.С. Боголюбов, Н.Н. Сутырин, Д.В. Шопен-ко, В.Н. Субботин, К.П. Янковский,
М.М. Галилеев, В.Ф. Ершов, Е.А. Гусева, И.А. Брусакова. На сегодня доля преподавателей с учеными степенями и званиями в филиалах составляет более 60%. При этом в филиалах в гг. Апатиты, Кизляр, Чебоксары выращены десятки кандидатов наук, появились и «свои» доктора наук. В филиале в г. Апатиты в рамках целевой программы Президиума РАН «Поддержка молодых ученых» с целью дальнейшей интеграции научной и образовательной деятельности сотрудников Института экономических проблем КНЦ РАН и нашего филиала ежегодно проводятся конкурсы научных и учебнометодических работ молодых ученых ИЭП, преподавательского коллектива и студентов филиала.
Во-вторых, следует особо отметить культурно-воспитательную функцию, которую выполняют наши филиалы в регионах. Основная идея воспитательной деятельности на местах состоит в том, что такая социальная проблема, как формирование будущего специалиста, может быть решена лишь на основе учета потребностей личности, общества и государства. При этом важно содействие максимальному развитию личности студента в условиях вуза, введение его в контекст современной культуры, становление его как субъекта и стратега собственной жизни, способного адаптироваться к быстро изменяющимся социальным условиям, достойного человека и гражданина Отечества. Социологические исследования показывают, что подавляющее число студентов (более 85%) считают, что учеба в филиале отвечает их интересам, таккак служит основой профессиональной подготовки и карьеры для современного молодого специалиста. Немаловажным фактором является и то, что в условиях роста в молодежной среде негативных тенденций (преступности, наркомании, пьянства, утраты веры в идеалы и, как следствие, девиантного поведения) учебно-воспитательная работа способствует отвлечению студентов от этих социальных недугов.
В последние годы в филиалах, как и в
университете в целом, значительное внимание уделяется укреплению корпоративной культуры, созданию особой общественной среды, которая сама по себе является воспитывающим фактором. На всех ученых советах филиалов утверждены программа и концепция воспитательной работы, главной целью которых является формирование духовно-нравственных качеств будущих специалистов. Становлению гармонично развитой личности способствуют студенческие клубы, общества по интересам, центры досуга, где каждый может раскрыть свои способности в художественном творчестве. Сегодня студенты и преподаватели филиалов являются активными участниками практически всех культурных мероприятий нашего университета. Зачастую коллективы филиалов становятся победителями общеуниверситетских конкурсов. Так, например, на конкурсе команд КВН студенты филиала в Кизляре одержали заслуженную победу.
Физическая культура и спорт - предмет особого внимания и заботы практически во всех филиалах. Работа в этом направлении основывается на категории «здорового образа жизни» какбазовом принципе жизни и деятельности. Так, в Череповце усилиями руководства филиала, а также городской администрации и крупнейшего металлургического объединения «Северсталь», которым руководит наш выпускник
А.А. Мордашов, созданы прекрасные условия для того, чтобы наши студенты могли круглогодично заниматься физкультурой и спортом на лучших спортивных сооружениях Северо-Запада России. И результаты не заставили себя ждать. Убедительные победы баскетболистов, футболистов, лыжников из Череповца принесли спортивную славу не только филиалу, но и университету в целом. Сегодня мы с гордостью говорим, что среди наших студентов есть олимпийский чемпион - знаменитый борец С.М. Магомедов. Саид Магомедов в 2006 г. завершает учебу на юридическом факультете филиала СПбГИЭУ в Кизля-
ре, но в его планах - дальнейшее сотрудничество с вузом и научно-педагогический рост.
Расширяется международное сотрудничество филиалов нашего университета, установлены связи с учебными заведениями Г ермании, Франции, Турции, Арабских Эмиратов и других стран. Многие наши студенты проходят практику за рубежом, в первую очередь это касается специализирующихся в области туризма и гостиничного хозяйства. Хорошо эта работа организована в чебоксарском и белгородском филиалах.
Для отдельных регионов России сегодня весьма актуальна проблема межконфес-сиональныхи национальных отношений. И здесь наши филиалы и университет в целом оказывают посильную помощь местным властям. Так, в ноябре 2005 г. в кизляр-ском филиале состоялся круглый стол «Межконфессиональные отношения в Кизляре: прошлое и современность». В работе круглого стола приняли участие ученые, эксперты, представители администрации и общественности, СМИ. В рамках круглого стола был организован телемост Кизляр -ИНЖЭКОН, что дало возможность студентам и преподавателям СПбГИЭУ при-
соединиться к дискуссии. Выступавшие говорили о том, как сложно строятся в современном мире отношения между представителями различных конфессий, как меж-конфессиональное непонимание зачастую перерастает в политическое и социальное противостояние. Позитивным примером толерантности служит многовековой опыт Кизляра. С начала основания город представлял собой многонациональный и многоконфессиональный центр, и за всю историю его существования здесь не произошло ни одного конфликта на межнациональной и религиозной почве. Прошлое перекликается с современностью: сегодня и город, и наш филиал по-прежнему демонстрируют образцы дружбы и взаимопонимания.
В том же филиале вот уже на протяжении более пяти лет функционирует студенческая телестудия «Мы», которая освещает все события в жизни университета, создает мини-фильмы на актуальные темы («Беспризорники», «Нет наркотикам»и др.). Молодежная телестудия нашего филиала работает благодаря энтузиазму и творческому подходу членов студсовета. В 2006 г. телестудия «Мы» стала выпускать программу «ИНЖЭКОН », которая выходит на канале ТБС (два раза в месяц с часовым эфиром). «Из первых уст», «Литературная гостиная», «ИНЖЭКОН-спорт», «Юридическая клиника», «Кабинет психолога » - вот некоторые из рубрик программы. Хотелось бы отметить, что студенты всегда находят актуальные сюжеты, ведь жизнь в филиале насыщенна и полна интересными событиями. Заслуживает внимания социально-культурный проект «Девочка с персиком», организованный в
Ректор А.И. Михайлушкин и А.А. Мордашов
филиале в Твери. На заработанные студот-рядом филиала деньги были приобретены персики для воспитанников подшефного Кашаровского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Все это не может не радовать. Деятельность наших филиалов - большое подспорье местным администрациям в работе с молодежью.
В-третьих, наши филиалы выполняют еще одну, на первый взгляд незаметную, но очень важную государственную задачу. Они создают рабочие места для местного населения. По самым скромным подсчетам, в филиалах ИНЖЭКОНа работают более двух тысяч человек. Это и преподаватели, которым подчас нелегко найти достойную работу после сокращения разных НИИ и КБ, и квалифицированный обслуживающий персонал: инженеры, специалисты в области жилищно-коммунального хозяйства, работники комбинатов общественного питания, библиотекари и многие другие.
Благодаря наличию филиалов ведущего вуза население в регионах имеет возможность как переквалифицироваться по другим специальностям, так и получить новую специальность, востребованную на рынке труда. Хорошая практика в этом отношении наработана в нашем филиале в Твери, где директором является заслуженный работник высшей школы И.М. Коваль. Здесь организована и регулярно проводится конференция «Экономическое образование на благо Тверского региона» с участием потенциальных работодателей - представителей властных структур регионального и муниципального уровня, руководителей ведущих предприятий и организаций в различных отраслях экономики. Конференция способствует изучению потребностей рынка труда, требований (ожиданий) социальных заказчиков к профессиональным компетентностям выпускников, более четкой ориентации учебно-воспитательного процесса на соответствие современным экономическим условиям. В условиях дефици-
та рабочих мест на рынке труда вклад филиалов университета в снижение уровня безработицы на местах значителен.
В-четвертых, филиалам принадлежит важная роль в подготовке управленческих кадров для региональной элиты. Трудно представить, что молодые люди, выехав на учебу в Москву или Санкт-Петербург, после получения диплома вернутся для поиска работы на родную землю. Между тем студенты, которые учатся в своем городе, проходят здесь учебно-производственную практику, пишут и защищают дипломные проекты по проблемам, актуальным для данного региона, имеют все шансы трудоустроиться на месте. Показателем правильности такого подхода является тот факт, что наши выпускники практически не состоят на учете в центрах занятости населения как безработные. Другой не менее важный показатель: уже сегодня многие выпускники филиалов занимают руководящие посты в соответствии с избранной специальностью. Наглядные примеры: в Чукотском автономном округе, в Чувашии, Дагестане вчерашние студенты сегодня становятся руководителями комитетов, отделов и служб в городских администрациях, банках, на предприятиях городского хозяйства, в крупных туристических комплексах.
В-пятых, профессорско-преподавательский состав филиалов вносит конкретный вкладв социально-экономическое развитие регионов. Так, группой ученых филиала СПбГИЭУ в Чебоксарах разработана долгосрочная (до 2010 г.) программа развития туристической индустрии Чувашии, которая рассмотрена и утверждена правительством Чувашской Республики. Кроме того, городским собранием депутатов одобрена и утверждена разработанная учеными филиала Программа развития социальной сферы г. Чебоксары и его пригородной зоны на перспективу. В филиале СПбГИЭУ в Вологде организована работа студенческого научного общества совместно с научным образовательным центром ВНКЦ ЦЭМИ РАН. По инициативе директора филиала доктора эко-
номических наук профессора В.А. Ильина совместно с администрацией Вологодской области и Вологодским отделением РАН ежегодно проводится Всероссийская научно-практическая конференция. В этом году в конференции приняли участие академик-секретарь отделения общественных наук РАН В.Л. Макаров, губернатор Вологодской области В.Е. Позгалев, академики Д.С. Львов, А.Г. Гранберг.
В-шестых, наши филиалы решают и важнейшую демографическую задачу: они уменьшают отток населения из регионов. В процессе учебы, студенческой жизни молодые люди знакомятся друг с другом, влюбляются, создают семьи, рожают детей... укореняются.
Все вышесказанное вселяет уверенность и оптимизм. Наши филиалы будут и впредь с честью нести славное имя «ИНЖЭКОН ».
В. КОРАБЕЛЬНИКОВ, профессор декан факультета предпринимательства и финансов М. ГОРЧАКОВА-СИБИРСКАЯ, профессор, декан гуманитарного факультета
В год 100-летия Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета ректор, доктор экономических наук, профессор А.И. Михай-лушкин поставил задачу изменения самого подхода к образованию в соответствии с требованиями модернизации высшей школы и обеспечения конкурентоспособности выпускников.
Поскольку профессиональное образование не может развиваться изолированно от тех структур, для которых оно готовит специалистов, в перспективе необходимо создание центра проективного обучения. Идея состоит в том, что сегодня, как никогда прежде, востребовано обучение сотрудничеству, работе в команде. Отдельный человек не адекватен современным системам деятельности: нужны группы людей, команды и коллективы. Об индивиде как трудовой единице можно говорить только применительно к условиям работы в индустриальном обществе. Если же речь идет о сложных «постиндустриальных» задачах (смене стратегии, реформировании отрасли и т.п.), то они могут решаться только группами людей, совместно.
Для практической отработки решения указанных задач в вузе сформировалась
Клуб деканов
команда деканов-единомышленников, призванная реализовать инновационные модели подготовки кадров, готовых к вызовам современного общества.
Успех в решении стратегических задач, стоящих перед любым высшим учебным заведением, в значительной мере определя-