ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ
С.Н. Белоусова
В статье исследована категория «инвестиционный потенциал территории». Рассмотрены этапы оценки инвестиционного потенциала. Предложена методика первичной и вторичной оценки факторов инвестиционного потенциала.
Ключевые слова: инвестиционный потенциал территории, оценка инвестиционного потенциала, факторы инвестиционного потенциала.
Действующим законодательством РФ определены полномочия органов государственной власти всех уровней, в соответствии с которыми они проводят инвестиционную политику, которая должна поддерживать и увеличивать инвестиционный потенциал соответствующего территориального образования.
В рамках ведения субъектов Российской Федерации находятся вопросы, связанные с проводимой инвестиционной политикой:
- по формированию и использованию резервных фондов субъекта РФ для финансирования непредвиденных расходов, предоставления субвенций местным бюджетам; организации и осуществлению межмуници-пальных инвестиционных программ; передаче объектов собственности субъекта РФ в муниципальную собственность; установлению, изменению и отмене региональных налогов и сборов; привлечению заемных средств; выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
- организации и осуществлению меж-муниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения охраны природных заказников;
- строительству и содержанию автомобильных дорог общего пользования межму-ниципального значения, организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);
- поддержке сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), планированию и использованию земель сельскохозяйственного назначения;
- социальной поддержке и обслуживанию населения;
- предоставлению субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
- организации и осуществлению меж-муниципальных инвестиционных проектов;
- заключению внешнеэкономических соглашений субъекта Российской Федерации;
- определению границ муниципальных образований, наделению городских поселений статусом городского округа и пр. [1].
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Определение компетенции местного самоуправления исходит из принципа дополнительности, предусматривающего возложение субъектом РФ и Российской Федерацией на органы местного самоуправления такого количества полномочий, которое они в состоянии выполнить (Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента РФ от 03.06.1996 г. № 803).
Основной задачей органов местного самоуправления является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения, достижение политической и социальной стабильности посредством взаимосогласованных действий с органами власти субъектов Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образо-
вания, осуществлению международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
К вопросам ведения местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов в части воздействия на уровень инвестиционного потенциала можно отнести:
- формирование, утверждение, исполнение бюджета и контроль за его исполнением;
- установление, изменение и отмену местных налогов и сборов;
- владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом,
- организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
- содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортно-инженерных сооружений федерального и регионального значения;
- обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения;
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
- организацию сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов;
- планирование застройки территории, территориальное зонирование земель, установление правил землепользования и застройки территории, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, в т. ч. выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель;
- организацию охраны общественного порядка;
- организацию и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения и пр. [2].
Категория инвестиционного потенциала муниципальных образований в меньшей степени удовлетворяет интересам стратегических внешних инвесторов (в отличие от категории инвестиционного климата) и ориентирована на внутренние (местные) инвестиции, необходима в оценке перспектив развития территорий.
Интересы стратегических внешних инвесторов, как правило, идут в разрез с устойчивым развитием территорий и интересами проживающего на ней населения. Органы власти регионов и муниципальных образований ответственны за устойчивое развитие территории.
С позиции концептуальных документов ООН принципиальной чертой устойчивости развития является развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять их нужды [3].
Высокий уровень загрязнения воды и воздуха, по сравнению с мировыми стандартами, рост загрязнений токсичными отходами создают серьезную угрозу жизнедеятельности населения в РФ. Экономические издержки для здоровья населения России, вызванные загрязнением воздуха и воды, составляют от 3-6 % ВВП, что выступает весомым аргументом в пользу экологизации экономического развития, изменения приоритетов в развитии регионов.
Региональная и муниципальная политика в сфере обеспечения экологической безопасности как составная часть инвестиционной политики должна включать решение вопросов:
- экологического обоснования размещения производительных сил;
- экологически безопасного развития отраслей хозяйства;
- рационального использования природных ресурсов;
- поддержания баланса между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;
- обеспечения естественного развития экологических систем, сохранению и восстановлению уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;
- совершенствования управления в области охраны окружающей среды и природопользования.
На уровне регионов диспропорции между ресурсоэксплуатирующими и обрабатывающими отраслями экономики существенно обостряют экологические проблемы.
Комплексная оценка инвестиционного потенциала территориального образования проводится в три этапа:
1) оценивается законодательно-нормативная база;
2) оцениваются первичные факторы инвестиционного потенциала;
3) проводится вторичная оценка по составляющим инвестиционного потенциала.
Оценка законодательно-нормативной базы включает в себя оценку законодательного фона, который определяется с учетом федерального и регионального законодательства, и непосредственную оценку законодательнонормативной базы территориального образо-
вания в пределах компетенции данного уровня.
Оценка первичных факторов инвестиционного потенциала проводится с учетом географических данных.
Вторичная оценка инвестиционного потенциала связана непосредственно с экономическим развитием и включает оценку производственного потенциала, трудового, инфраструктурного.
Схематично процесс оценки инвестиционного потенциала представлен на рис. 1.
Оценка законодательно-нормативной базы муниципальных образований должна начинаться с характеристики государственного законодательного фона.
Действующим законодательством РФ определены полномочия органов государственной власти всех уровней, в соответствии с которыми они проводят инвестиционную политику. На федеральном уровне законодательно определена правовая система РФ,
1. Оценка нормативно-законодательной базы РФ
2. Оценка нормативно-законодательной базы УР
3. Оценка нормативно-законодательной базы муниципальных образований
ОЦЕНКА ПЕРВИЧНЫХ ФАКТОРОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА:
1) природно-климатические условия;
2) природные ресурсы;
3) прохождение по территории магистральных путей сообщения государственного или международного значения;
4) приближенность к рынкам сбыта продукции, производимой предприятиями региона.
Социально-трудовой потенциал
Производственная
Институциональная
Рис. 1. Оценка инвестиционного потенциала территориального образования
обеспечивающая стабильность деятельности инвестора, которая используется как составляющая в оценке инвестиционного климата государства. В межгосударственном сопоставлении законодательство является важнейшей составляющей инвестиционного риска.
Основными законодательными актами, определяющими инвестиционную деятельность в РФ, являются:
- закон РСФСР от 31 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»;
- Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. (в ред. федерального закона от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ);
- Федеральный закон «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» № 32-ФЗ от 10 февраля 1999 г. (в ред. Федеральных законов от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ, от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ, от 6 июня 2003 г. № 65-ФЗ);
- Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 9 июля 1999 г. (в ред. Федеральных законов от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 117-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ);
- постановление Правительства РФ «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» № 374 от 31 марта 1998 г. (в ред. постановления Правительства РФ от 13 октября 1999 № 1156);
- постановление Правительства РФ «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации» № 534 от 1 мая 1996 г. (с изм., внесенными постановлением Правительства РФ от 21 июня 1996 г. № 723).
Специфика межрегионального подхода состоит в том, что на территории большинства регионов действует единый общегосударственный или, применительно к России, «общефедеральный» законодательный фон, который слегка видоизменяется в отдельных регионах (субъектах федерации) под воздействием региональных законодательных норм,
регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах своих полномочий.
В силу этого на уровне регионов (областей) инвестиционный климат, носит подчиненный по отношению к макроклимату характер.
Законодательство, как правило, не только влияет на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных факторов производства - составляющих инвестиционного потенциала региона. В рамках действующего инвестиционного законодательства регионы обладают определенной степенью свободы в предоставлении льгот и режимов экономического благоприятствования.
К компетенции муниципальных властей можно отнести налоговое законодательство.
Полномочия местных властей в части налогов распространяются на:
- местные бюджеты: 20 % госпошлины, 25 % подоходного налога, единый налог на вмененный доход, транспортный налог;
- бюджеты поселений: 15 % подоходного налога, налог на имущество физических лиц, земельный налог.
На втором этапе оценки инвестиционного потенциала проводится анализ месторасположения территориального образования, определяющего природно-климатические
условия и природные ресурсы.
К первичным факторам инвестиционного потенциала можно отнести:
- благоприятные природно-климатические условия;
- наличие стратегических природных ресурсов и ресурсов общецелевого назначения;
- близость к рынкам сбыта продукции, производимой предприятиями региона (в т. ч. отраслей региональной специализации);
- прохождение по территории магистральных путей сообщения государственного или международного значения.
Повлиять на перечисленные факторы в силу объективных причин невозможно, затруднена и их количественная оценка, но они дают значительные преимущества.
Оценка проводится по алгоритму наличия или отсутствия отдельных показателей инвестиционного потенциала и их характеристике.
Анализ природно-климатических условий включает описание показателей: географического месторасположения, средней летней и зимней температур, среднегодового количества выпавших осадков, характеристику климата.
Важным фактором в оценке природных ресурсов является площадь земель территориального образования, которые представляют его неликвидный капитал, и их качественная характеристика.
Землеотводы являются рычагом воздействия органов власти на бизнес, многие направления содействия инвестициям лежат в плоскости земельного законодательства. Региональные и муниципальные органы власти имеют четкий перечень земельных участков, в отношении которых могут реализовать свои властные полномочия: сдавать в аренду, приватизировать и пр.
Характеристиками территории является степень ее экономической активности, т. е. вовлечения в хозяйственный оборот, насыщенности различными видами ресурсов, степени их применения, плотности размещения производства и населения.
Для решения задач перспективного размещения производительных сил необходимо вовлечение в хозяйственный оборот площадей, наиболее пригодных для строительства новых промышленных и гражданских объектов, размещения промышленных узлов и комплексов с учетом их обеспечения ресурсами общего назначения.
По степени активности использования, насыщенности производственными и инфраструктурными объектами всю территорию можно разделить на категории:
1) территории, интенсивно используемые промышленностью, с густой и высоко развитой сетью производственных объектов, зданий, сооружений, а также социальных и жилых помещений и инфраструктурных элементов. В этой группе можно выделить земли:
- под населенными пунктами, городами, агломерациями,
- промышленными предприятиями, различными сооружениями,
- транспортными артериями (железнодорожные, автомобильные дороги, линии электропередач, каналы, дренажные коллекторы),
- под горными разработками;
2) земли, интенсивно используемые в сельском хозяйстве (орошаемые и осушенные, культурные пастбища, лесосеки, лесопосадки). Обычно это земли высокой продуктивности, созданные в результате больших удельных затрат труда;
3) экстенсивно используемые земли -пастбищные угодья, богарная пашня, лесные массивы санитарной рубки и др.;
4) не используемые в хозяйстве земли (неудобь, горные территории, болота). Они представляют резерв будущего освоения.
Приведенная классификация свидетельствует о том, что все типы земель, определенные их качественными характеристиками, могут быть использованы в оценке инвестиционного потенциала. Качественные характеристики земельных площадей необходимы для детализации оценки.
В оценке природных ресурсов выделяют природные ресурсы целевого (РЦН) и общего (многоцелевого) назначения (РОН).
По-существу, назначение таких ресурсов, как вода, земля, топливо, энергия, воздух, неограниченно. Любые сферы производственной и непроизводственной деятельности человека связаны с их использованием. Именно их наличие в соответствующих пропорциях создает необходимые условия для производства и жизни людей. РОН размещены повсеместно, но их плотность на единицу территории различна, по-разному они и сочетаются. По мере развития производительных сил возрастает роль ресурсов общего назначения, формирование крупных ТПК требует привлечения ресурсов общего назначения из других районов, создания сверх-крупных магистралей для транспортировки топлива, энергии, воды и т. д., т. е. быстрого развития производственной инфраструктуры.
Целевые ресурсы - минерально-сырьевые, топливно-энергетические, биологические,
растительно-кормовые и другие - обусловливают размещение специализированных производств.
Для оценки природных ресурсов целевого назначения конкретного территориального образования используют три важнейшие характеристики:
- количество (масштабы, запасы);
- качество (содержание полезного элемента, плодородие земли, качество воды, сила солнечной инсоляции и т. п.);
- доступность (возможность использования) - она характеризуется с позиции техники, технологии и транспорта.
Состояние окружающей среды - важный показатель в оценке инвестиционного потенциала региона. Перспективы, экономическое и экологическое благополучие развития территории зависит от определения пригодности природной среды к ее рациональному использованию в хозяйственной деятельности в процессе жизнедеятельности общества как в настоящий момент времени, так и в будущем.
Вторичная оценка инвестиционного потенциала основывается на факторах, поддающихся регулированию со стороны органов власти, их совокупность формируется под влиянием стратегии развития территориального образования.
К таким факторам относятся:
- местная нормативно-правовая база;
- производственная инфраструктура, охватывающая транспортную сеть, связь, складское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство;
- институциональная инфрастуктура, характеризующая рыночные институты (финансовые учреждения, консультационные, аудиторские фирмы, страховые организации, брокерские фирмы);
- инновационный потенциал;
- трудовой потенциал;
- производственный потенциал.
Промышленные предприятия и обслуживающие их отрасли производственной инфраструктуры образуют основу, формирующую территорию, на которой держится и развивается вся система регионального хо-
зяйства, характеризующая инвестиционный потенциал территории.
Важность вторичной оценки объясняется особенностями современной экономики, в условиях которой место страны в современном мире определяется качеством человеческого капитала, состоянием образования и степенью использования науки и техники в производстве. В то время как изобилие рабочей силы и сырьевых материалов все меньше расценивается как главное конкурентное преимущество, в соответствии со снижением доли этих факторов в стоимости продукции.
1. Инвестиционный климат в России // Вопр. экономики. 1999. №12. С. 45-65.
2. Копанев Г.В. Региональная экономика. М., 1994.
3. Литовка О.П., Дедов Л.А., Павлов К.В., Федоров М.М. Экологизация экономики региона. СПб.; Екатеринбург, 2003. Ч. I.
Поступила в редакцию 21.10.2008 г.
Belousova S.N. Investment potential of territorial formations of different levels. The article considers the category “investment potential of a territory”. Stages of the investment potential estimation are described. Methods of primary and secondary estimation of factors of investment potential are offered.
Key words: investment potential of a territory, investment potential estimation, factors of investment potential.
Literature
1. Investment climate in Russia // Issue of Economics. 1999. #12. P. 45-65.
2. Kopanev G. V. Regional Economics. Moscow, 1994.
3. Litovka O.P., Dedov L.A., Pavlov K.V., Fedorov M.M. Ecologization of the Regional Economics. St. Petersburg; Ekaterinburg, 2003. Part I.