УДК 332.1
Н.В. Пузина
Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, г. Омск
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Рассмотрены документы стратегического планирования развития Омской области, а также нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность в регионе. Кроме того, проведена оценка инвестиционной активности региона в сравнении с другими регионами Сибирского федерального округа России, представлены некоторые теоретические положения инвестиционного потенциала и методы его оценки, а также оценка инвестиционного рейтинга Омской области. В качестве вывода выдвинут тезис о низкой степени инвестиционной активности в Омской области и необходимости не стабильного развития данной сферы, а кардинальных изменений, которые должны привести к резким положительным сдвигам.
Ключевые слова: регион, инвестиционный потенциал, инвестиционный климат, инвестиционный рейтинг, социально-экономическое развитие регионов.
Современное состояние экономики Омской области наталкивает на мысль, что требуются существенные изменения в регулировании экономики региона, мощный толчок к ее развитию. Подтверждающим факторов является усиленное внимание к вопросам социально-экономического развития со стороны Правительства Омской области. Так, в 2013 г. активно велась работа по разработке новой Стратегии развития региона до 2025 г., которая была утверждена Указом губернатора Омской области № 93 от 24 июня 2013 г. При этом следует отметить, что предыдущий документ стратегического развития (Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2020 г.) на момент разработки нового документа не потерял свою актуальность. Это может быть связано прежде всего с тем, что темпы роста экономики и общий уровень социально-экономического развития Омской области недостаточны для укрепления позиций на общероссийском фоне среди других регионов России, в том числе в Сибири. Заданное направление мысли приводит к осознанию необходимости по-новому подходить к оценке инвестиционной привлекательности региона, рассмотреть возможность применения разнообразных методов оценки инвестиционного климата.
Законодательное регулирование социально-экономического развития региона
и инвестиционной деятельности Рассматривая нормативную базу экономического развития Омской области необходимо отметить, что дополняют указанную действующую Стратегию документы среднесрочного планирования развития региона: отраслевые программы развития в области здравоохранения, образования, культуры и туризма, охраны окружающей среды, жилищной политики, социальной защиты населения и других. Государственные программы Омской области разработаны в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 26.06.2013 № 146-п Порядком принятия решений о разработке государственных программ Омской области, их формирования и реализации. Особо следует выделить государственную программу Омской области по развитию экономического потенциала, утвержденную Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 266-п, в рамках которой предусмотрен рост объема инвестиций в основной капитал в 2020 г. на 43,7% к уровню 2013 г. и рост объема иностранных инвестиций в экономику региона в 2020 г. на 40% к уровню 2013 г. Динамика первого показателя за три года, предшествующих году принятия этой программы, свидетельствует о росте инвестиций в основной капитал в регионе: в 2010 г. данный показатель вырос на 106,6% к уровню 2009 г., в 2011 г. - на 105,4%, в 2012 г. - на 115,8% [1]. Однако по итогам 2013 г. индекс инвестиций в основной капитал упал на 7,3% к соответствую-
щему периоду 2012 г. Снижение индекса связано с падением уровня инвестиций в такие виды экономической деятельности, как обрабатывающие производства (производство пищевых продуктов, производство нефтепродуктов, химическое производство, производство машин и оборудования); производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; финансовая деятельность; связь; образование [2, с. 5, 16, 17]. В связи с этим рост в 5%, запланированный указанной государственной программой, - это лишь декларирование уже имеющихся тенденций с учетом падений и подъемов экономики региона. Следовательно, реальных мероприятий, которые могут привести экономику региона к серьезному прорыву, к росту инвестиций, развитию экономики, в настоящее время не предусмотрено.
Необходимо отметить, что все вышеперечисленные документы опираются на стратегические документы социально-экономического развития России:
- Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);
- Стратегию социально-экономического развития Сибири до 2020 г. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р);
- Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;
- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г., утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 г.
Описанное достаточно подробным образом законодательное регулирование экономики Омской области показывает, что предпринимаемые на государственном уровне меры по развитию экономики региона недостаточны, но способны повлиять на достижение запланированных в рамках государственных программ показателей социально-экономического развития. Серьезность намерений органов государственной власти по изменению реальной ситуации в инвестиционной деятельности в регионе показывает нормативно-правовая база регулирования. В настоящее время инвестиционную деятельность в Омской области регулирует Закон Омской области «О государственной политике Омской области в сфере инвестиционной деятельности» от 11 декабря 2012 г. № 1497-ОЗ, Закон Омской области «Об инвестиционном налоговом кредите» от 25 декабря 2012 г. № 1505-ОЗ, Закон Омской области «О государственно-частном партнерстве в Омской области» от 6 апреля 2010 г. № 1249-ОЗ, а также ряд законов, включающих налоговые преференции для инвесторов - пониженные ставки по налогу на имущество, по налогу на прибыль организаций. Также ведется работа по разработке и принятию Инвестиционной стратегии Омской области до 2025 г. [7]. Однако в проекте данного документа слабые стороны социально-экономического положения Омской области копируют информацию из Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 г., частные виды потенциала региона оценены без учета негативных моментов развития, нет объективной оценки инвестиционного климата Омской области и анализа мероприятий по улучшению результатов независимых рейтингов, в плане задач и мероприятий по реализации инвестиционной стратегии не отмечены органы местного самоуправления в качестве исполнителей, которые могли бы скоординированно повлиять на улучшение запланированных показателей.
Вместе с тем, вопросом, поднятым в настоящей статье, остается инвестиционный потенциал региона, в том числе методы его оценки.
Необходимость формирования инвестиционного потенциала Омской области также обусловлена недостаточно выгодной позицией региона в сравнении с другими регионами России.
Оценка инвестиционной активности Омской области Инвестиции в основной капитал в разрезе федеральных округов России в 2013 г. в большей степени приходятся на Центральный, Приволжский, Уральский, Южный и Сибирский.
Сибирский федеральный округ в общероссийском значении по показателю инвестиций в основной капитал занимает 5-е место, что соответствует 10,4%. При этом на Омскую область приходится 0,8% инвестиций в целом по России.
В табл. 1 приведен совокупный объем инвестиций в основной капитал в разрезе регионов Сибирского федерального округа.
Таблица 1
Инвестиции в основной капитал в федеральных округах регионов России в 2013 г.
Регионы СФО Инвестиции в основной капитал, млн руб. Доля инвестиций в основном капитал к значению по СФО, %
Республика Алтай 11748,6 0,9
Республика Бурятия 39605,7 2,9
Республика Тыва 12651,5 0,9
Республика Хакасия 30448,5 2,2
Алтайский край 92929,9 6,7
Забайкальский край 52946,5 3,8
Красноярский край 369297,9 26,8
Иркутская область 170834,0 12,4
Кемеровская область 215640,3 15,7
Новосибирская область 174594,9 12,7
Омская область 104963,0 7,6
Томская область 102035,8 7,4
Источник: составлено автором по данным Росстата [11].
По данным из приведенной таблицы видно, что Омская область не занимает лидирующего положения среди регионов Сибирского федерального округа, за 2013 г. ее доля в общих
инвестициях в основной капитал округа составляла 7,6%.
Таблица 2
_Основной капитал в регионах России в 2012 г._
Регионы СФО Наличие основных фондов на конец года по полной учетной стоимости, млн руб. В % к значению по СФО
Республика Алтай 68340 0,60
Республика Бурятия 485596 4,23
Республика Тыва 57136 0,50
Республика Хакасия 315069 2,75
Алтайский край 797922 6,96
Забайкальский край 695610 6,07
Красноярский край 2070838 18,06
Иркутская область 2171210 18,94
Кемеровская область 1635052 14,26
Новосибирская область 1361156 11,87
Омская область 827996 7,22
Томская область 980603 8,55
Источник: составлено автором по данным Росстата [11].
Вместе с тем, необходимо отметить, что сравнительный анализ регионов СФО проведен с учетом анализа структуры инвестиций в основной капитал и структуры основного капитала. Выводы можно представить несколькими положениями.
По источникам финансирования инвестиции в основной капитал в лидирующих регионах (Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область) и в Томской области в большей степени сформированы за счет собственных средств (от 55% до 73%), в остальных регионах инвестиции в основной капитал главным образом сформированы за счет привлеченных средств.
Размер основного капитала в регионах СФО можно привести только за 2012 г. (табл. 2), т.к. более актуальные данные в настоящее время на официальном сайте отсутствуют.
По данным таблицы, Омская область занимает шестое место по объему основного капитала, что практически соответствует размеру инвестиций в основной капитал. Однако в таких регионах, как Красноярский край, Новосибирская область, Кемеровская область, инвестиционная активность высокая, что требует изучения инвестиционного потенциала и выявления возможных мероприятий по его укреплению.
Понятие инвестиционного потенциала и его составляющие
Понятие инвестиционного потенциала тесно связано с инвестиционной привлекательностью региона, под которой понимаются условия инвестирования, влияющие на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Инвестиционный потенциал рассматривается как характеристика инвестиционной привлекательности и представляет собой важнейшее свойство инвестиционной системы, проявляющееся в ее способности реализовать возможности, содержащиеся в инвестиционных ресурсах [14, с. 161].
В литературе под инвестиционным потенциалом понимается совокупность имеющихся на рассматриваемой территории факторов производства и сфер приложения капитала.
Региональный инвестиционный потенциал можно представить как совокупность инвестиционных ресурсов, расположенных на определенной территории.
Инвестиционный потенциал наряду с инвестиционным риском и законодательными условиями включается в инвестиционный климат региона, под которым понимается совокупность универсальных условий для инвестиций, которые определяются хозяйственным регулированием, практикой и традициями хозяйственных отношений, влияющих на принятие решений об изменениях масштабов и характера производства. Инвестиционный климат зависит от природно-климатических условий, оснащенности энерго-сырьевыми ресурсами, географического и геополитического положения, состояния окружающей среды, демографической ситуации и т. п. Кроме того, существует ряд субъективных факторов, которые формируют инвестиционную привлекательность конкретной территории в зависимости от деятельности региональных и местных органов власти.
В этом контексте под инвестиционным потенциалом региона будем понимать количественную характеристику региона, которая учитывает основные макроэкономические индикаторы, насыщенность территории факторами производства (например, природные ресурсы, рабочая сила, основные фонды, инфраструктура), потребительский спрос населения и др.
Для расчета инвестиционного потенциала используются абсолютные статистические показатели.
Существует ряд методик инвестиционных характеристик регионов. Наиболее распространены пришедшие из-за рубежа, используемые для оценки инвестиционной привлекательности различных стран. Крупнейшие международные банки и журналы, специализированные рейтинговые агентства и институты имеют свои методики и соответствующие аналитические подразделения, которые разрабатывают и публикуют информацию о национальных инвестиционных рейтингах. Оценка национальных экономик осуществляется для различных целей, в том числе для определения степени привлекательности для инвесторов. Например,
компания Standart & Poor's - признанный авторитет на рынке этого вида информационных услуг [10].
В методике Institute for Management Development учитывается около 400 показателей по 8 группам. Большинство зарубежных методик использует около 200 показателей. Отечественные исследования инвестиционных рейтингов оперируют меньшим количеством показателей (от 2-3 десятков до 100). Это связано с наличием однородной статистической информации в разрезе субъектов Российской Федерации, сокращением числа обязательно предоставляемых показателей Росстатом и разнородностью так называемого «регионального статистического заказа» органов управления субъектов Российской Федерации, а также с тем, что экспертные процедуры, используемые в методиках оценки инвестиционного климата, опираются на дорогостоящие опросы и обследования [15, с. 108].
Методики используют различный понятийный аппарат: инвестиционный климат, инвестиционную привлекательность, риски, инвестиционную активность. Их объединяет многофакторный подход к описанию объектов приложения инвестиций (регионов или отраслей), стремление отразить экономическое, социальное, институциональное состояние. Методы математической статистики и современные средства программного обеспечения позволяют решать эту задачу. При всех различиях учитываемых факторов и принятых математических алгоритмах в каждой методике можно выделить две группы факторов. Первую составляют факторы, характеризующие достигнутый уровень экономического развития: объемы производства, численность занятых, численность квалифицированных работников, объем капитальных вложений, величину производственных фондов, товарооборот и т.д. Эта группа дает характеристику инвестиционного потенциала региона. Вторая группа включает показатели экономической динамики, ряд социальных показателей, характеризующих стабильность, институциональные факторы. Эта группа показателей отражает понятие инвестиционных рисков.
Наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала являются следующие факторы:
- ресурсно-сырьевой (обеспеченность региона запасами основных видов природных ресурсов);
- инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и степень его хозяйственного развития);
- производственный (совокупный результат экономической деятельности в регионе);
- потребительский (совокупная покупательская способность населения региона);
- интеллектуальный (образовательный уровень населения, готовность к использованию высокотехнологических товаров, потребность в них);
- инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе) [4, с. 72].
В ранних работах наряду с уже упомянутыми факторами приводились такие, как трудовой, институциональный, финансовый подвиды потенциала [6, с. 69]. Кроме того, автор придерживается мнения, что на инвестиционный потенциал региона в некоторой степени влияет неэкономическая составляющая, которую оценить только лишь статистическими показателями практически невозможно. С данной позиции Омская область оценивается как «регион с пониженным инвестиционным потенциалом», что связано с некоторыми факторами социального значения [13, с. 17].
Инвестиционный потенциал выполняет информационную функцию, т.к. предоставляет сведения о регионе потенциальным инвесторам. Оценкой инвестиционного потенциала российских регионов занимаются несколько рейтинговых агентств.
Наиболее известный рейтинг, присваиваемый Омской области, - рейтинг агентства «Эксперт РА». На значения рейтинга регионов этого агентства давно опираются отечественные экономисты [3, 5, 12, 16].
Региональный инвестиционный рейтинг Инвестиционный потенциал рейтинговое агентство «Эксперт РА» рассчитывает как совокупность девяти (до 2005 г. - восьми) частных потенциалов (рангов): природно-ресурсного, трудового, производственного, инновационного, институционального, инфраструктурного, интеллектуального, финансового, потребительского, туристического. При этом учитываются следующие виды рисков: экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный, законодательный, управленческий.
Значения риска обозначаются следующим образом: А - минимальный, В - умеренный, С - высокий, Д - экстремальный. Потенциал имеет следующие цифровые обозначения: 1 -высокий, 2 - средний, 3 - низкий. Соответственно рейтинг каждого региона обозначается буквенно-цифровой комбинацией. Кроме того, для более детальной оценки отдельно выделяется пониженный потенциал с умеренным или высоким риском и незначительный потенциал с умеренным или высоким риском.
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», инвестиционный рейтинг Омской области в 2013 г. составил 3В1, что означает пониженный потенциал и умеренный риск [9]. Изменения инвестиционного рейтинга с 1996 г. представлены в табл. 3.
Инвестиционный рейтинг Омской области
Таблица 3
10.1996 10.1997 10.1998 10.1999 10.2000 11.2001 12.2002 11.2003 11.2004
2В 2В 3В1 3В1 3С1 3В1 3В1 3В1 3В1
11.2005 11.2006 12.2007 12.2008 12.2009 12.2010 12.2011 12.2012 12.2013
3В1 2В 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1
Источник: Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://raexpert.ru/database/regions/omsk_t/.
Таким образом, изменение инвестиционного рейтинга региона показывает, что инвестиционный риск Омской области не меняется уже на протяжении 18 лет и находится на уровне «умеренного». Инвестиционный потенциал со среднего до низкого изменился в 1998 г. и практически не менялся, за исключением 2006 г.
Для того чтобы понять, в каком положении Омская область находится среди других регионов России, необходимо отметить, что минимальный инвестиционный риск в 2013 г. отмечается в Белгородской, Воронежской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Ростовской, Тамбовской областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и Республике Татарстан. Напротив, высокий инвестиционный риск в Еврейской автономной области, Забайкальском и Камчатском краях, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиках, Магаданской области, Республике Алтай, Республике Дагестан, Республике Калмыкия, Республике Северная Осетия, Чукотском автономном округе. Экстремальный инвестиционный риск - в Республике Тыва, Чеченской Республике. Что касается инвестиционного потенциала, то высокий инвестиционный потенциал только в Краснодарском крае и Республике Татарстан, городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Свердловской областях. Средний инвестиционный потенциал - в Белгородской, Иркутской, Кемеровской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Челябинской областях, Красноярском крае, Пермском крае, Республике Башкортостан, Ханты-Мансийском автономном округе.
Количественное распределение инвестиционного рейтинга регионов России представлено в табл. 4.
Омская область находится в числе 43% регионов с рейтингом 3В1. Выше по уровню инвестиционного потенциала и ниже по уровню риска (1А, 1В, 2А, 2В, 3А) находятся только 26% общей совокупности регионов. Тем не менее, среди регионов Сибирского федерального округа по сравнению с Омской областью инвестиционный рейтинг выше у Иркутской облас-
ти, Кемеровской области, Красноярского края, Новосибирской области. Анализ частных видов потенциала представлен в табл. 5.
Таблица 4
Количество субъектов Российской Федерации в зависимости _от инвестиционного рейтинга в 2013 г., ед._
Показатель Инвестиционный риск
s 35 ± 1А (5 ед.) 2А (2 ед.) 3В1 (36 ед.)
g i я и 5 и ч 1В (1 ед.) 2В (10 ед.) 3С1 (2 ед.)
sa 5 2 « Нон 1С (-) 2С (-) 3В2 (11 ед.) 3D (3 ед.)
а § § ЗА (4 ед.) 3С2 (9 ед.)
Источник: составлено автором по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://raexpert.ru.
Таблица 5
Распределение частных видов потенциалов регионов СФО,
Потенциалы Новосибирская область Кемеровская область Иркутская область Красноярский край Омская область
Трудовой 1,889 1,5 1,418 1,787 1,226
Потребительский 1,771 1,8 1,339 1,905 1,233
Производственный 1,256 1,987 1,207 2,088 1,289
Финансовый 1,362 1,821 1,457 2,988 1,11
Институциональный 1,799 1,214 1,287 1,536 1,232
Инновационный 2,74 0,455 0,591 1,212 0,789
Инфраструктурный 0,814 0,908 0,521 0,492 0,839
Природно-ресурсный 0,533 5,121 4,142 11,687 0,377
Туристический 1,075 1,109 1,728 2,21 0,641
Суммарный 1,485 1,671 1,395 2,525 1,017
Источник: составлено автором по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://raexpert.ru.
Анализ частных видов потенциала свидетельствует о том, что Омская область существенно уступает другим регионам СФО по трудовому потенциалу, потребительскому, финансовому, туристическому и природно-ресурсному. В то же время неплохой показатель в Омском регионе по производственному, институциональному и инфраструктурному потенциалам.
Кроме рассмотренной организации, Омскую область оценивает рейтинговая организация ООО «Национальное рейтинговое агентство». В 2013 г. в соответствии с рейтинговой оценкой инвестиционной привлекательности регионов России Омская область отнесена к группе «1С5» (средняя инвестиционная привлекательность - второй уровень). По мнению агентства, регионы, входящие в данную группу, отличаются достаточно хорошим уровнем развития инфраструктуры и высоким качеством институциональной среды. Доступная инфраструктура и работающие институты позволяют создавать и развивать новые производства, что в среднесрочной перспективе будет способствовать наращиванию производственного потенциала и, как следствие, улучшению позиции региона по всем факторам инвестиционной привлекательности в соответствии с методикой агентства [8]. Согласно данной оценке Омская область находится на одном уровне инвестиционной привлекательности с такими регионами СФО, как Кемеровская, Иркутская области. Выше рейтинг у таких субъектов, как Красноярский край, Новосибирская область, еще более высокий рейтинг у Томской области. Ниже по сравнению с Омской областью инвестиционный рейтинг Республики Алтай, Алтайского края, Забайкальского края.
Таким образом, социально-экономическое развитие региона тесно связано с его инвестиционной привлекательностью. Анализ региональной нормативной базы показал, что инвестиционная политика региональных властей направлена на планомерное стабильное развитие данной сферы без серьезных изменений. Оценка инвестиционного потенциала Омской области
в сравнении с другими регионами показала, что на регион приходится всего около 8% совокупных инвестиций в основной капитал в Сибирском федеральном округе в 2013 г. Самым известным методом оценки инвестиционного потенциала регионов России пользуется рейтинговое агентство «Эксперт РА», которое предполагает оценивать данный показатель как совокупность частных потенциалов, оценивающих разные сферы социально-экономического развития. Инвестиционный рейтинг регионов за 2013 г. также показывает, что Омская область отстает в инвестиционном развитии по сравнению с большинством крупных регионов СФО. Значение рейтинга Омской области не менялось достаточно давно, можно заключить, что в данной сфере требуются кардинальные изменения.
Библиографический список
1. Инвестиционная деятельность организаций Омской области за 2010, 2011, 2012 годы : стат. бюлл. -Омск : Омскстат, 2011, 2012, 2013.
2. Инвестиционная деятельность организаций Омской области за январь - декабрь 2013 г. : стат. бюлл. -Омск: Омскстат, 2014. - 17 с.
3. Климова, Н.И. Инвестиционный потенциал региона / Н.И. Климова. - Екатеринбург : Изд-во УрО РАН, 1999. - 278 с.
4. Корсакова, М.М. Системный подход к оценке инвестиционного потенциала регионов и субъектов хозяйствования / М.М. Корсакова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. -№ 4. - С. 70-76.
5. Литвинова, В.В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона /
B.В. Литвинова - М. : ФГОБУВ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 2013. - 116 с.
6. Марченко, Г. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты / Г. Марченко, О. Мачульская // Вопросы экономики. - 1999. - № 9. - С. 69-79.
7. Официальный сайт Правительства Омской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://invest.omskportal.ru/.
8. Официальный сайт рейтингового агентства ООО «Национальное рейтинговое агентство» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ra-national.ru/?page=regions-raiting-investment.
9. Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://raexpert.ru/database/regions/omsk_t/.
10. Официальный сайт рейтингового агентства Standard and Poor's [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.standardandpoors.com/ru_RU/web/guest/home.
11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru.
12. Положихина, М.А. Инвестиционная привлекательность и инвестиционная активность субъектов Российской Федерации / М.А. Положихина // Экономические и социальные проблемы России. - 2007. - № 1. -
C. 11-34.
13. Пузина, Н.В. Некоторые вопросы формирования инвестиционного потенциала города Омска / Н.В. Пузина // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2014. - № 1. - С. 14-18.
14. Филиппова, И.А. Анализ инвестиционного потенциала России и ее регионов в условиях современного кризиса / И.А. Филиппова // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2010. - № 4. - С. 160-169.
15. Черевикина, М.Ю. Оценка инвестиционного потенциала и региональная инвестиционная политика / М.Ю. Черевикина, Г.В. Ждан // Регион: экономика и социология. - 2000. - № 2. - С. 107-117.
16. Шабаева, В.И. Инвестиционный потенциал российских регионов / В.И. Шабаева / Экономические и социальные проблемы России. - 2001. - № 3. - С. 60-84.
N. V. Puzina
Siberian Institute of Business and Information Technologies ASSESSMENT OF INVESTMENT POTENTIAL OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE OMSK REGION)
In article documents of strategic planning of development of the Omsk region, and also the normative legal acts regulating investment activity in the region are considered. Besides, the assessment of investment activity of the region in comparison with other regions of Siberian federal district of Russia is carried out, some theoretical provisions of investment potential and methods of its assessment are provided, and also the assessment of an investment rating of the Omsk region is carried out. As a conclusion will put forward the thesis about low degree of investment activity in the
Omsk region and need not stable development of this sphere as it is possible to see it in documents of regional planning, but cardinal changes which have to lead to sharp positive shifts.
Key words: region, investment potential, investment climate, investment rating, social and economic development of regions.
References
1. Investicionnaja dejatel'nost' organizacij Omskoj oblasti za 2010, 2011, 2012 gody [Investment activity of the organizations of the Omsk region for 2010, 2011, 2012]. Statistical bulletin. Omsk, 2011, 2012, 2013, 23 p.
2. Investicionnaja dejatel'nost' organizacij Omskoj oblasti za janvar'-dekabr' 2013 goda [Investment activity of the organizations of the Omsk region for January-December, 2013]. Statistical bulletin. Omsk, 2014. 17 p.
3. Klimova N.I. Investicionnyj potencial regiona [Investment potential of the region: monograph]. Yekaterinburg, 1999. 278 p.
4. Korsakova M.M. System approach to an assessment of investment potential of regions and subjects of managing. News of the Southern Federal University. Technical science, 2006, no. 4, pp. 70-76.
5. Litvinova V.V. Investicionnaja privlekatel'nost' i investicionnyj klimat regiona [Investment appeal and investment climate of region]. Moscow, 2013, 116 p.
6. Marchenko G., Machulskaya O. Research of investment climate of regions of Russia: problems and results. Economy Questions, 1999, no.9, pp. 69-79.
7. The official site of the Government of the Omsk region. Access mode: http://invest.omskportal.ru/.
8. The official site of JSC National Rating Agency. Access mode: http://www.ra-national.ru/?page=regions-raiting-investment.
9. The official site of Expert RA rating agency. Access mode: http://raexpert.ru/database/regions/omsk_t/.
10. The official site of Standard and Poor's rating agency. Access mode: http://www.standardandpoors.com/ru_RU/web/guest/home.
11. The official site of Federal State Statistics Service of the Russian Federation. Access mode: http://www.gks.ru.
12. Polozhikhina M.A. Investment appeal and investment activity of subjects of the Russian Federation. Economic and social problems of Russia, 2007. no. 1, pp. 11-34.
13. Puzina N.V. Some questions of formation of investment potential of the city of Omsk. Vestnik of the Siberian Institute of Business and Information Technologies, 2014, no.1, pp. 14-18.
14. Filippova I.A. The analysis of investment potential of Russia and its regions in the conditions of modern crisis. Vestnik of Volga region academy of public service, 2010, no.4, pp. 160-169.
15. Cherevikina M.U., Zhdan G.V., Assessment of investment potential and regional investment policy. Region: economy and sociology, 2000, no.2, pp. 107-117.
16. Shabayeva V.I. investment potential of the Russian regions Economic and social problems of Russia, 2001, no.3, pp. 60-84.
© Пузина Н.В., 2014
Автор статьи - Наталия Викторовна Пузина, кандидат экономических наук, доцент, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, г. Омск, e-mail: vock20@rambler.ru.
Рецензенты:
Ю.П. Дусь, доктор экономических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского;
Е.В. Иванова, кандидат экономических наук, доцент, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, г. Омск.