ра превышает определенные границы и начинает сказываться на эксплуатационных свойствах.
4. Утилизация. На данном этапе важен этический аспект качества, зависящий от экологичности процесса утилизации товара. Логистическое сопровождение от первого до последнего шага не может ограничиваться обратными потоками и переработкой упаковочных материалов, а должно включать в себя послепродажное обслуживание, возврат товаров и, при необходимости, их полную утилизацию и захоронение отходов. Все подобные возможности следует учитывать на самых ранних стадиях проектирования продукта, чтобы обеспечить эффективную поддержку жизненного цикла. При таком подходе уже при разработке продуктов предусматриваются конкретные способы их возврата от потребителей, переделки для повторного использования или полной переработки [3].
В последние два десятилетия концепцией логистической поддержки от первого до последнего шага заинтересовались государственные органы, которые стали использовать ее в качестве инструмента регулирования, пытаясь привить компаниям новое экологическое мышление. Так, Европейский союз (ЕС) предписал производителям и дистрибьюторам «в 1995 г. принять назад для переработки 60-70% всех упаковочных материалов и тары» [4]. Это означает, что компании должны теперь думать не только о дизайне, использовании и прекращении производства продуктов, но и о методах утилизации упаковочных материалов. Таким образом, замкнутый маркетингово-логистический цикл предприятия должен включать в себя как изначальное производство и упаковку своих продуктов, так и их переработку или повторное использование, образуя непрерывно возобновляемое рециклирование продукции. В этом отношении существенными преимуществами обладают кон-тент-ориентированные корпоративные продуктово-сервисные экосистемы, поскольку их основной товар - нематериальный контент, а устройства для его отображения часто имеют лишь несколько базовых, хорошо стандартизированных разновидностей различных уровней качества, в равной степени совместимых со всей инфраструктурой. Это открывает перед корпорацией широкие возможно-
сти по выкупу или обмену с доплатой таких устройств у потребителей, которые хотят перейти на более высокую ступень качества, и их дальнейшую передачу менее обеспеченным потребителям, что позволит резко сократить перерасход материалов вследствие утилизации физически вполне исправных, но морально устаревающих с точки зрения первоначального покупателя изделий, например, мультимедиапланшетов.
Таким образом, анализ динамики качества товара позволил сделать следующие выводы. Динамика потребительского восприятия качества товара зависит от динамики его жизненного цикла и динамики продуктовой макроэкосистемы. Между динамикой эксплуатационного цикла конкретного экземпляра и динамикой жизненного цикла модели существует определенный паралеллизм, однако имеют место и существенные различия: с одной стороны, динамика жизненного цикла модели относится к новым экземплярам и не учитывает их физического износа. С другой стороны, у предприятия есть существенно больше рычагов управления качеством жизненного цикла модели в целом (производственные инновации, улучшающие продуктовые инновации и т.д.), чем эксплуатационным циклом конкретного экземпляра. Потребительское восприятие качества товара, которое влечет за собой формирование отношения к бренду в целом, зависит именно от качества эксплуатационного цикла. Предприятие может менять образ бренда в лучшую сторону, оптимизируя качество жизненного цикла товара и качество экосистемы, тем самым опосредованно влияя на качество эксплуатации.
Литература:
1. Гэд Т. 4d брендинг. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.
2. Режим доступа: www.real-audio.ru
3. Growth vs. Environment // Business Week, 1992. - May 11. -P. 66-75.
4. Andersen Consulting and Cranfield School of Management. Reconfiguring European Logistics Systems.Oak Brook, 111: The Council
of Logistics Management, 1998. - P. 241.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОДХОД В ФИНАНСИРОВАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ
Шалаев В.П., д.ф.н., профессор кафедры «Социология и социальные технологии» ФГБОУ ВПО «Марийский государственный
технический университет»
Рассмотрены особенности финансирования деятельности образовательных учреждений в условиях их перехода в автономные. Приведены варианты организации работы эндаумента, когда собственником инвестиций в образование выступает образовательные учреждения или специализированный фонд.
Ключевые слова: образование, финансирование, инвестиционный подход, финансовый план.
INVESTMENT APPROACH IN A EDUCATION FINANCING IN REGIONS
Shalaev V., Doctor of Phil. Science, Professor, Sociology and Social Technologies chair, Mari State Technical University, FGBOU VPO
Features offinancing of activity of educational institutions in the conditions of their transition to the independent are considered. Options of the organization of work of an endaument when as the owner of investments into education acts educational institutions or specialized fund are given.
Keywords: education, financing, investment approach, financial plan.
Существующая система бюджетного финансирования обеспечивает финансирование образовательных учреждений, в то время как основанием для оценки качества образования является не просто образовательное учреждение и условия, которые оно создает для обеспечения образовательного процесса, а условия, обеспечивающие эффективное создание и реализацию образовательных программ. То есть, механизм финансирования изначально не учитывает эффективность вложения бюджетных и внебюджетных средств в образование. Кроме того, исключается ответственность за качество образования и возможность адекватного бюджетного финансирования образовательной услуги.
Ситуация контроля за расходованием бюджетных средств в образовательных учреждениях через существующую систему финансирования учреждений по отдельным бюджетным кодам является тотальной, но не эффективной, поскольку существующий механизм расходования внебюджетных средств создает препятствия в повы-
шении эффективности инвестиций в образовательную сферу.
Согласно требованиям бюджетного кодекса все внебюджетные средства образовательных учреждений должны сначала поступать в «вышестоящий» бюджет, чтобы потом вернуться в образовательное учреждение в зависимости от решения соответствующих государственных органов. Отметим, что схема расходования внебюджетных средств копирует систему бюджетного финансирования по бюджетным кодам, что фактически лишает образовательное учреждение какой-либо финансовой, хозяйственной самостоятельности, а также препятствует принятию эффективных самостоятельных решений в профессиональных вопросах.
Ожидания образовательных учреждений связаны с возможностью перехода на финансово-хозяйственную самостоятельность, они связаны с частными преобразованиями схемы финансирования образовательных учреждений. В корне изменить ситуацию могут:
- децентрализация бухгалтерии образовательного учреждения;
- упрощение процедуры согласования распределения контрольных годовых цифр бюджета образовательного учреждения по бюджетным кодам;
- выведение финансирования образовательного учреждения отдельной строкой в муниципальном бюджете и т.д.
При очевидных плюсах работы по этим схемам ситуация осложняется тем, что согласно бюджетному кодексу образовательные учреждения вынуждены перечислять в бюджет все внебюджетные средства, а уже потом по той же схеме получать (или расходовать) их на запланированные цели. В такой ситуации не происходит полного покрытия расходов на создание и реализацию образовательных программ за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Переход образовательных учреждений в автономные образовательные учреждения позволяет сделать вывод, что сложности перехода следует рассматривать не в сфере юридической плоскости, а в плоскостях социально-экономических вопросов: инвестиционной привлекательности сферы образования, результативности образовательной деятельности, механизмов формирования института частно-государственного партнерства в сфере образования, нормативов финансового обеспечения образования, норм оценки качества образовательных услуг и другие.
Следует согласиться с мнением специалистов, что создание конкурентной среды в сфере образования позволит найти пути решения проблемы региональной системы образования. Конкурентная среда внефинансово-хозяйственной самостоятельности образовательного учреждения практически не возможна. Требуются иные организационно-правовые формы, которые позволят ряду учреждений образования, взяв на себя всю полноту ответственности, участвовать в конкурсном распределении бюджетных средств, привлекать внебюджетные средства и самостоятельно и гибко планировать реализацию и тех, и других с точки зрения повышения качества образовательных услуг. Подтверждением тому может служить становление некоммерческих партнерств и организаций, создаваемых профессиональными и общественными сообществами.
В то же время ожидания, которые имеются в сфере образования в части ведения финансово-хозяйственной деятельности в ряде инновационных образовательных учреждений, прямо противоположны тенденциям централизации, которые наметились в последние несколько лет в связи с принятием ряда Федеральных и региональных законов. Инвестиции в образовательную сферу при условии, что образовательное учреждение не в состоянии гарантировать качество результата (продукта), - не возможны.
Инвестиционный подход в финансировании образования следует развивать на основе новых механизмов распределения бюджетных средств на реализацию образовательных программ каждой образовательной ступени. Таким механизмом может стать система государственного (регионального, муниципального) заказа и гражданского заказа. Заказчиками в этих случаях будут являться органы исполнительной власти и гражданские институты (или конкретные граждане) соответственно. Заказ может быть закреплен специальным договором, на основании которого организация оказывает об-
разовательные услуги в рамках заявленных программ (рис. 1).
В ситуации конкретного распределения бюджетных средств возрастает роль гражданских институтов, осуществляющих экспертные функции и функции внешнего заказчика. Наиболее логичным было бы формирование института попечительства на муниципальном и региональном уровнях. Основной функцией союзов попечителей является участие в формировании заказа на образовательные услуги, закрепленные в образовательных программах каждой образовательной ступени.
Союз попечителей становится связующим звеном власти и прямым заказчиком, показывающим, какого типа, уровня, объема, направленности программы являются наиболее востребованными родительским сообществом и сообществом работодателей.
Вопрос о субсидиарной ответственности, которую в связи с переходом в статус организации учредитель с себя слагает, - один из проблемных при переходе в автономные учреждения. Риск взять на себя ответственность прямо зависит от «неповоротливости» и избирательности финансовых механизмов в образовании.
В инновационных моделях по переходу в статус автономного учреждения прослеживается тенденция уравновешивания этого риска путем придания большего веса управляющему (попечительскому) совету, посредством которого учредитель и общественность сможет разделить бремя ответственности в принятии непростых и нетиповых решений с руководством образовательного учреждения.
Для обеспечения стабильной работы образовательного учреждения в условиях его финансовой самостоятельности целесообразно внедрить сквозное финансовое планирование, т.е. ежегодную разработку и корректировку финансовых планов, в которых должны отражаться: основные показатели деятельности образовательного учреждения; доходы от образовательной деятельности; доходы, получаемые в рамках федеральных, региональных и муниципальных программ развития образования; другие бюджетные и внебюджетные доходы (гранты, пожертвование и др.); расходы на оплату труда (с учетом налогов); коммунальные платежи; расходы на капитальное строительство и приобретение основных средств, и другие расходы.
Финансовый план может разрабатываться как для образовательного учреждения в целом, так и для основных его структурных подразделений. Основной формой финансового плана за 2-3 года является сводный финансовый план. Каждое автономное учреждение отражает в финансовом плане те виды деятельности, которые оно непосредственно осуществляет. В приложениях к сводному плану подробно разрабатываются бюджеты доходов и расходов всего учреждения, основных его структурных подразделений, включая филиалы, если они имеются у образовательного учреждения.
Разработка финансовых планов по подразделениям, которые не выделены как филиалы (например: основное и дополнительное образование), должна обеспечивать возможность оценки доходов и расходов по уровням образования, факультетам и направлениям.
Дополнительным источником формирования финансовых ресурсов образовательных учреждений следует рассматривать доб-
Муниципальный заказ на образовательные программы
Союзы
попечителей
Образовательные программы образовательных ступеней
______________Р
Заказ на образовав тельные V услуги_____
Администрация муниципальных округов
V___________/
I
Образовательные учреждения и организации
Рис. 1. Схема обеспечения модели муниципального заказа на образовательные услуги
ровольные пожертвования физических и юридических лиц, а также денежные средства, полученные общеобразовательным учреждением в форме дара или по завещанию (эндаументы). Поскольку автономные учреждения в рамках Российского законодательства являются некоммерческими организациями, то, следовательно, они могут использовать в практике своего финансирования механизм эндаумента. На основе анализа мирового опыта эндаумента и возможности применения его в регионах России можно говорить о разных схемах его формирования:
- организация работы эндаумента, при которой собственником денежных средств выступает одно образовательное учреждение;
- организация работы энаумента, когда собственником денежных средств выступает специализированный фонд.
При первом варианте организации работы эндаумента в соответствии с действующим законодательством расходы, финансируемые за счет доходов эндаумента, подлежат обособленному учету. Во втором случае функции специализированного фонда сводятся к формированию и централизации поступающих денежных средств от благотворителей и распределению доходов, полученных от вложения благотворительных средств в активы других предприятий и организаций в отдельном муниципалитете (регионе). Эта схема организации работы эндаумента имеет определенные преимущества перед первой схемой.
Пожертвования от благотворителей на основании договора пожертвования общеобразовательному учреждению поступают в оперативное управление управляющей компании на основании предварительно заключенного договора доверительного управления между компанией и общеобразовательным учреждением. В качестве управляющей компании могут выступать юридические лица, которые специализируются на вложении средств в активы других высокодоходных предприятий, либо в собственный бизнес. Т.е., образовательное учреждение может стать получателем дохода от
целевого капитала в том случае, если жертвователь заключит договор пожертвования со специализированной организацией о передаче ей денежных средств в собственность для формирования целевого капитала, получателем дохода при этом укажет автономное учреждение. Жертвователь может также оставить завещание, в котором наследником определит специализированную организацию, а получателем - образовательное учреждение.
Поскольку доходы от эндаумента идут только на цели образования и срок их действия ограничен, то благотворительные средства нельзя рассматривать как долгосрочные собственные средства учебного заведения и исключительно на них строить свою уставную деятельность. Доходы от использования схемы эндаументов могут стать дополнительным источником формирования финансовых ресурсов учебных заведений.
На региональном уровне рассматривать такие механизмы, на наш взгляд, возможно. Это позволит внести в систему государственно-общественного управления финансами в образовательных учреждениях позитивные изменения, развивающие сферу образовательных услуг.
Литература:
1. Государственное регулирование сферы высшего профессионального образования в условиях изменения организационно-правовых форм образовательных учреждений: Монография / Под ред. д.э.н., проф. И.Ю.Беляевой, д.э.н., проф. Эскиндарова. - М., 2006.
- 212 с.
2. Миргалеева И.В. Формирование процесса управления автономными учреждениями системы образования. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. - 224 с.
3. Федеральный закон от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
Фомин П.Б., профессор кафедры менеджмента и маркетинга Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса
В статье описаны основные задачи инновационного центра как инструмента инновационной политики и государственной поддержки инновационной деятельности в сфере строительства.
Ключевые слова: инновационная политика, государственная поддержка, инновационная деятельность, строительство.
MAIN OBJECTIVES OF INNOVATIVE POLICY AND STATE SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE CONSTRUCTION SPHERE
Fomin P., professor of management and marketing of the State Academy of Training and retraining for the construction and housing and
communal services
In article the main objectives of the innovative center as tool of innovative policy and state support of innovative activity in the construction sphere are described.
Keywords: innovative policy, state support, innovative activity, construction.
В сложившейся ситуации инновационная политика органов власти должна обеспечить решение следующих основных задач:
- организацию городской инновационной системы, способной к массовому созданию и освоению инноваций;
- формирование городских органов организации и координации инновационной деятельности;
- разработку и реализацию на практике различных форм государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающих благоприятную среду для ускоренного развития в городе этих видов деятельности;
- разработку и реализацию на практике комплекса мер по сохранению и развитию прикладной науки;
- создание условий, способствующих ускоренному развитию малого научно-технического и инновационного предпринимательства;
- создание в городе полноценной инновационной инфраструк-
туры, включая организацию множества новых инновационных предприятий и фондов для финансирования инновационной деятельности;
- осуществление комплекса мер по модернизации городской экономики Москвы на базе передовых достижений науки и техники.
Инновационная деятельность в Москве сможет успешно и быстро развиваться только в случае проведения целенаправленной политики государственных органов власти города и при активной поддержке общественных организаций Москвы.
Развитие инновационной деятельности следует рассматривать как важную, срочную и комплексную проблему города, которую можно решить только при новом, гораздо более высоком уровне организации дела.
Для перевода экономики города на инновационный путь развития в Москве необходимо в ближайшие годы создать мощную и