Научная статья на тему 'Инвестиционный климат как условие устойчивого развития региональной инновационной системы (на примере Нижегородской области)'

Инвестиционный климат как условие устойчивого развития региональной инновационной системы (на примере Нижегородской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
581
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Былинская Алла Александровна, Логинова Татьяна Павловна

Рассматривается актуальная проблема формирования и развития региональной инновационной системы во взаимосвязи с состоянием инвестиционного климата региона. Исследование инвестиционного климата и инновационного потенциала Нижегородской области осуществляется на основе официальных данных регионального министерства инвестиционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT CLIMATE AS A CONDITION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF A REGIONAL INNOVATION SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF THE NIZHNI NOVGOROD REGION)

We consider the problem of the formation and development of a regional innovation system in conjunction with the state of the investment climate in the region. The study of the investment climate and of the innovation potential of the Nizhni Novgorod region is based on the official data of the regional ministry of investment policy.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный климат как условие устойчивого развития региональной инновационной системы (на примере Нижегородской области)»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (2), с. 24-28

УДК 330.101.5+330.111.4:001

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (на примере Нижегородской области)

© 2012 г. А.А. Былинская, Т.П. Логинова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

aПa_bylmskaya@maiL т

Поступила в редакцию 10.05.2012

Рассматривается актуальная проблема формирования и развития региональной инновационной системы во взаимосвязи с состоянием инвестиционного климата региона. Исследование инвестиционного климата и инновационного потенциала Нижегородской области осуществляется на основе официальных данных регионального министерства инвестиционной политики.

Ключевые слова: региональная инновационная система, инновационный потенциал, инвестицион-

ный климат, кластерная политика, инвестиционный

В современной инновационной экономике ключевыми производственными ресурсами становятся информация и знания. Они несут мощный инновационный потенциал и меняют приоритетные направления регионального развития. Изменяется структура производства регионов, совершенствуется инфраструктура производственного процесса, получают распространение новые формы занятости, активно развивается сектор интеллектуальных услуг, формируется новый тип работника, совершенствуются основы предпринимательства.

В новых условиях научно-технические и инновационные кластеры становятся важным инструментом инновационной политики как на национальном уровне, так и на уровне регионов. Кластерная политика регионов нацелена на стимулирование создания новых технологических областей с развитыми вертикальными и горизонтальными сетями взаимодействия в целях появления коллективных инноваций. Поддержка кластеров преимущественно заключается в применении «мягких» инструментов, таких как организация взаимодействия, создание имиджа. При этом в странах Западной Европы ведущую роль в формировании региональных инновационных систем (РИС) играют транснациональные корпорации.

Организационными предпосылками для развития устойчивых связей между ТНК и РИС являются:

- поглощающая способность, т.е. возможность распознавать значение новой информации, усваивать ее и применять в коммерческих целях;

проект.

- парадигма открытых инноваций, подразумевающая использование не только внутренних, но и внешних инновационных идей, которая реализуется и институционализируется с помощью интеграции гетерогенных партнеров в корпоративном процессе ИиР (через лаборатории, связанные с университетами, и промышленный инновационный центр). Далее парадигма открытых инноваций проявляется в исследовательских проектах с внешними партнерами;

- адаптация ТНК к окружающей среде и укрепление их присутствия в РИС путем реагирования на межнациональные и межрегиональные различия.

Интеграция ТНК и РИС позволяет участникам извлекать взаимные выгоды в части расширения глобальных связей и обеспечения доступа к развитой инновационной инфраструктуре. Посредством реализации стратегии интернационализации ТНК в регионе импортируются знания. Данная задача является ключевой, в том числе и для российских регионов.

Правительство Нижегородской области включает развитие региональной инновационной системы в число стратегических приоритетов региональной промышленной политики. В соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года одним из направлений действий правительства является развитие научно-образовательного комплекса и новой экономики.

Сегодня Нижний Новгород концентрирует 22 научные школы, занимая пятое место среди регионов России по данному показателю. По уровню инновационного развития Нижегород-

ский регион находится на четвертом месте. В Нижегородской области 6 институтов РАН, 13 вузов, 5 НИИ, 66 отраслевых НИИ и 15 научно-исследовательских подразделений заводского сектора. Высшее профессиональное образования региона представлено на сегодня более чем 50 высшими учебными заведениями. Всего в настоящее время подготовка в вузах ведется более чем по 170 направлениям и специальностям, из этого перечня прием на технические специальности (включая строительство и сельское хозяйство) составляет 39% [1].

Ведущая роль в создании и развитии региональной инновационной системы принадлежит сложившимся территориям с высоким научнотехническим, образовательным и производственным потенциалом. В Нижегородской области такими территориальными единицами являются города Нижний Новгород и Саров.

Законом Нижегородской области «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» субъектам инновационной деятельности, реализующим приоритетные инновационные проекты Нижегородской области, определены меры государственной поддержки, такие как:

• предоставление налоговых льгот (на прибыль, на имущество);

• предоставление государственных гарантий Нижегородской области;

• частичная компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков (с мая

2010 г. ставка рефинансирования ЦБ);

• освобождение от арендной платы за земельные участки, используемые в целях реализации приоритетного инновационного проекта Нижегородской области, в части платежей, зачисляемых в областной бюджет [2].

Одной из ключевых задач для региональной экономики на современном этапе является формирование условий становления и развития инновационной экономики. Одним из них является благоприятный инвестиционный климат российских регионов. По оценке руководства страны, в России инвестиционный климат остается неудовлетворительным, несмотря на то, что за последние два года предприняты серьезные действия по его улучшению. Инвестиции - это не просто привлечение большого количества денег, но и возможности увеличения реальных активов. Большее значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы вносят новую, более высокую культуру бизнеса, новейшие технологии и современные методы управления, а также способствуют интенсивному развитию отечественного производства.

В экономической литературе существуют различные подходы к оценке инвестиционного климата, различающиеся в зависимости от целей исследования, от количества анализируемых показателей и их качественных характеристик.

1. Универсальная методика оценки инвестиционного климата. Этот подход охватывает максимальное количество характеристик политического климата и экономики, показателей торговли, законодательной среды для инвестиций и позволяет всесторонне оценить ситуацию в стране на настоящий момент и судить о возможностях ее развития.

2. Специализированные методики. Такие методики используются для сравнительного анализа инвестиционного климата в государствах с переходной экономикой и делают акцент на темпах и перспективах проводимых реформ.

3. Методики балльной оценки позволяют количественно сравнить основные характеристики инвестиционного климата стран либо регионов и определить показатели, учитывающие величины всех составляющих и служащие критерием распределения стран по их инвестиционной привлекательности.

По данным агентства «РИА Новости», Д.А. Медведев назвал главной проблемой российской экономики «тяжелый» инвестиционный климат. «Самая главная проблема для российского бизнеса и российской экономики - это тяжелый инвестиционный климат. Надо признаться откровенно: те меры, которые мы предпринимали, к решительному улучшению не привели», - отметил он [3]. Однако, несмотря на это заявление, за прошедший год, по оценкам экспертов, инвестиционный климат в Нижегородской области - один из самых благоприятных как в Приволжском федеральном округе, так и на всей территории Российской Федерации. Инвестиции - ведущий инструмент, с помощью которого продолжают развиваться различные отрасли Нижегородской области. Государственная политика, направленная на повышение инвестиционной привлекательности региона, имеет большое значение для инвесторов. В Нижегородском регионе инвестиции защищены областным законодательством, признанным экспертами самым лучшим в стране, что позволяет инвесторам эффективнее реализовать имеющийся у региона большой экономический и ресурсный потенциал. К тому же региональный инвестиционный процесс устроен по принципу «одного окна», предполагающего минимальный контакт инвестора с бюрократическим аппаратом. Этот мощный фактор

оказывает большое влияние на сокращение коррупции, препятствующей инвестиционному процессу в России. В целях содействия экономическому развитию Нижегородской области для поддержки инвестиций региона в структуре правительства области создано министерство инвестиционной политики, возглавляемое

Н.В. Казачковой. «Главная задача министерства инвестиционной политики Нижегородской области - реализация конкурентных преимуществ региона, создание максимально комфортных условий для инвесторов, обеспечения оперативного принятия решений по инвестиционным проектам», - заявляет министр инвестиционной политики Нижегородской области [2].

Для реализации поставленной задачи осуществляется мониторинг инвестиционного климата в регионе.

В результате реализации программы министерства инвестиционной политики была организована работа Инвестиционного совета в целях реализации и сопровождения инвестиционных проектов. В ходе 2011 года было проведено 26 заседаний Инвестиционного совета, на которых было рассмотрено 1080 инвестиционных проектов. В результате было подготовлено и выдано 1054 полных комплекта документов, позволяющих реализовать новые проекты, в ходе которых планируется создать более 14 тысяч рабочих мест. Общий объём инвестиций по одобренным проектам составит 246 млрд руб. [2].

В целях совершенствования инвестиционного законодательства в регионе был принят закон о государственно-частном партнерстве. Новый закон закрепляет четкие правила участия органов власти и бизнеса в реализации общих проектов. В настоящее время в Нижегородской области используются механизмы государственно-частного партнерства при реализации таких инвестиционных проектов как:

- строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в Краснобаковском, Луко-яновском и Павловском районах с общим объемом инвестиций 1 .4 млрд рублей, которые в

2011 году были введены в эксплуатацию;

- строительство и эксплуатация мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных к переработке ТБО на территории Городецкого района с объемом инвестиций 700 млн рублей [2].

Предоставление государственной поддержки приоритетным для области проектам является ведущим направлением в работе министерства инвестиционной политики. В 2011 году 10 проектов получили статус приоритетного, общий объём инвестиций по ним составил 104 млрд

руб. В результате реализации планируется создание 2003 рабочих мест [4].

С целью стимулирования в регионе инвестиционной деятельности и привлечения высокотехнологичных компаний ведется строительство двух технопарков в сфере высоких технологий. На данный момент успешно развиваются технопарки «ИТ-парк Анкудиновка» и «Сист-ма-Саров». Специализация технопарка «Анку-диновка» направлена на реализацию и поддержание инновационных проектов в сферах информационных и коммуникационных технологий, био- и медицинских технологий, химических технологий, машиностроения, приборостроения, электронной техники и разработки новых материалов.

Деятельность ведущих направлений технопарка «Система-Саров» - это новейшие технологии в энергетике; телекоммуникационные технологии, системы безопасности и экология; наукоемкие технологии нефтегазового сектора экономики.

В 2011 году в Нижегородском регионе был принят закон о поддержке государством технопарков, целью которого является создание приоритетных условий работы для резидентов технопарков. В законе наряду с правовыми основами государственной поддержки технопарков в регионе также прописан порядок и условия присвоения статусов технопаркам и их основные задачи.

На территории Нижегородской области продолжает активно развиваться кластерная политика. На современном этапе развития в регионе планируется формирование нефтехимического и автомобильного кластеров.

Автомобилестроение - одна из ведущих отраслей региона. Создаваемый кластер ориентирован как на создание и развитие отечественных автокомпонентов и автотранспортных средств, так и на поставки зарубежным производителям, располагающимся в Европейской части России. Крупнейшим автопроизводителем на территории Нижнего Новгорода является «Группа ГАЗ», который заключил соглашение о стратегическом партнерстве с компаниями «Фольксваген» и «Дженерал Моторс». Оперативная и глубокая локализация производства автокомпонентов на нижегородской промышленной площадке - важнейший фактор эффективности реализующегося проекта.

Химическая и нефтехимическая отрасли всегда относились к числу базовых отраслей экономики Нижегородского региона. В соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года эти отрасли промышлен-

ности являются стратегически выгодными точками роста региональной экономики в целом.

Развитие экономики Нижегородской области продолжает сопровождаться новыми инвестиционными проектами. В 2011 году на территории региона состоялось открытие новых производств всемирно известных компаний, таких как:

- открытие завода «Шотт Фармасьютикал Пэккэджинг» (Германия) в городе Заволжье Нижегородской области. Компания специализируется на разработке и производстве продуктов, материалов из специального стекла. Объём инвестиций - 600 млн руб., количество предоставленных рабочих мест - 200 [2];

- официальное открытие предприятия компании «Либхерр» (Швейцария), деятельность которого связана с производством конструктивных элементов и компонентов. Объём инвестиций - 11. 5 млрд руб., количество предоставленных рабочих мест - 727 [2];

- торжественная церемония открытия завода компании «Валео» по производству автокомпонентов для российских и зарубежных автопроизводителей. Объём инвестиций по проекту в 2011-2012 гг. - 315 млн руб. количество предоставленных рабочих мест до конца

2012 года - 150 [2];

- закладка первого камня предприятия компании «Сен-Гобен Строительная продукция Рус». Объём инвестиций - 2625 млн руб., количество предоставленных рабочих мест - 200 [2].

Организация и участие правительства региона в конгрессно-выставочных мероприятиях способствует не только привлечению выгодных инвестиций в экономику Нижегородской области, но и поддержанию высокого инвестиционного имиджа региона среди российских и международных правительственных и бизнес-кругов.

Наиболее значимыми мероприятиями 2011 года стали:

- выставка коммерческой недвижимости «МИПИМ» (8-11 марта, Канны, Франция);

- выставка «Научно-технические и инновационные достижения России» (12-15 мая

2011 год, Мадрид, Испания);

- XVI Международный форум «Россия единая» (5-8 октября 2011 года, Н. Новгород, Россия);

- Международная выставка «Барселона Митинг Пойнт» (19-23 октября 2011 года, Испания, Барселона) [1].

4 марта 2011 года в Нижегородской области начал работу форум «Стратегия 2020. Регио-

нальная проекция». Это мероприятие представляет собой открытую дискуссионную площадку, на которой лучшие интеллектуальные силы страны, независимо от политических взглядов, определяют пути движения к будущему страны, вырабатывая сценарии развития до 2020 года. «Нижегородская область - один из фаворитов будущего и лидеров настоящего. Мы считаем, что региональная политика в ближайшей перспективе станет стержнем экономической стратегии страны», - заявил первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по промышленности Валерий Драганов [5].

Благодаря созданию в структуре правительства области министерства инвестиционной политики, а также всесторонней поддержке государственным сектором, инвестиционный климат в Нижегородском регионе значительно улучшился. Впервые в российской законодательной практике в законе Нижегородской области о государственной поддержке инвестиционной деятельности сформулировано само понятие государственной поддержки и законодательно установлены льготные условия осуществления инвестиционной деятельности на территории области.

В соответствии с новой концепцией социально-экономического развития Нижегородской области регион продолжает интенсивно развиваться. «У нас есть все ресурсы, чтобы, несмотря на последствия кризиса, не корректировать стратегию развития области до 2020 года, а выполнять её», - заявил губернатор Нижегородской области, член президиума НРО ВПП «Единая Россия» Валерий Шанцев [4]. По словам главы региона, с помощью данной стратегии Нижегородская область сумеет к 2015 году достигнуть необходимого 8-процентного роста валового регионального продукта.

Для успешной реализации инвестиционной политики и ускорения темпов роста инвестиционного климата в Нижегородской области необходимо решение следующих задач:

- увеличение объема инвестиций в основной капитал с текущего значения 15% ВРП до 20-25%, характерного для стран с быстро растущей экономикой;

- определение инвестиционных потребностей региона и содействие развитию объектов на территории области, привлекательных для инвестиций;

- подготовка предприятий области для привлечения наиболее выгодных инвестиций;

- развитие инвестиционной инфраструктуры;

- вовлечение в инвестиционный оборот финансовых ресурсов жителей Нижегородской области;

- подготовка и реализация мероприятий по снижению рисков инвесторов;

- формирование успешного имиджа Нижегородской области как территории, привлекательной для инвестиций.

По словам экспертов, посетивших форум, Нижегородская область является одним из лидеров построения новой экономики, основанной на знаниях, высоких технологиях, инновациях. «Мы приехали, чтобы оценить опыт Нижегородской области, чтобы затем использовать его в законотворческой деятельности, во взаимодействии с органами исполнительной власти по всей стране», - отметил депутат Государственной думы РФ Андрей Кокошин [2].

По заявлению губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева, Правительство Нижегородской области открыто для любых форм взаимодействия в области инноваций. «Вместе мы сможем найти интересные пути активизации нашего сотрудничества», - утверждает губернатор [1].

Формирование региональной инновационной системы невозможно без участия государства. Система стимулирования инновационной деятельности на региональном уровне должна обеспечиваться комплексом мер, включающих создание благоприятного инвестиционного климата и адресную поддержку приоритетных направлений инновационной деятельности. Это

будет способствовать росту заинтересованности во внедрении научно-технических достижений и притоку инвестиций.

Список литературы

1. Шанцев В. Инновационный потенциал Нижегородской области «Волга-бизнес». 2010. № 5/6. С. 29-30.

2. Министерство инвестиционной политики Нижегородской области. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.mininvest.ru

3. Дмитрий Медведев: от деятельности арбитража зависит инвестиционный климат в стране. Форум Россия 2012. Официальный сайт [электронный ресурс], режим доступа: http://2012.therussiaforum. com/ru/news/press-review/news-27012012-3/

4. Валерий Шанцев. «У нас есть все ресурсы,

чтобы, несмотря на последствия кризиса, не корректировать стратегию развития области до 2020 года, а выполнять её» [электронный ресурс]. Официальный сайт Правительства Нижегородской области. Режим доступа: http://www.government-nnov.ru/?id=79364&

query_id=1295009

5. Середа М.В. Политические факторы формирования инвестиционного климата в современном российском обществе. Дисс. канд. соц. наук [электронный ресурс], режим доступа: http://www.dsHb. net/polit-instituty/sereda.html

6. Корчагин Ю.А., Маличенко И.П. Инвестиции и инвестиционный анализ. М.: Экономика, 2010. 320 с.

7. Investing in BRIC Countries: Evaluating Risk and Governance in Brazil, Russia, India & China / Под ред. С. Бородиной, О. Швыркова, Жан-Клода Буи. М., 2010.

INVESTMENT CLIMATE AS A CONDITION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF A REGIONAL INNOVATION SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF THE NIZHNI NOVGOROD REGION)

A.A. Bylinskaya, T.P. Loginova

We consider the problem of the formation and development of a regional innovation system in conjunction with the state of the investment climate in the region. The study of the investment climate and of the innovation potential of the Nizhni Novgorod region is based on the official data of the regional ministry of investment policy.

Keywords: regional innovation system, innovation potential, investment climate, cluster policy, investment project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.