Научная статья на тему 'Инвестиционный климат Египта'

Инвестиционный климат Египта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
886
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГИПЕТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ / ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ / ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА / ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РОССИЯ / EGYPT / INVESTMENT CLIMATE / STRUCTURAL REFORMS / INVESTMENT LEGISLATION / DOING BUSINESS / RUSSIA / ECONOMIC AND INVESTMENT COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руденко Людмила Николаевна

В статье рассматривается трансформация инвестиционного климата Египта, которая происходила в стране с начала 2000-х годов. Автор увязывает исследование мер по усовершенствованию условий для инвестирования и ведения бизнеса с анализом структурных преобразований, осуществлявшихся египетскими правительствами в рассматриваемый период, в частности с реформированием банковской сферы и финансовой системы в целом. Важное место при этом отводится изучению изменений в инвестиционном законодательстве, в системе регулирования как местных, так и иностранных капиталовложений. Наряду с этим, в статье рассматривается влияние на инвестиционный климат страны глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. и шаги египетских властей по его улучшению. Особое внимание в данной работе автор уделяет анализу реформ, которыеегипетское правительство начало осуществлять в последние годы с целью создания благоприятных условий для поощрения инвестиций и ведения бизнеса, учитывая, что в начале 2010-х годов инвестиционный климат страны заметно ухудшился из-за политической нестабильности. В статье также уделено внимание развитию экономических связей, включая инвестиционные, между Россией и Египтом в последние годы. В частности, рассматривается сотрудничество в сфере ядерной энергетики и меры по созданию Российской промышленной зоны в Египте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment climate inEgypt

The article is devoted to the study of Egypt’s investment climate transformation since the beginning of the XXI century. The author researches the measures to improve the conditions for investing and doing business along with the analysis of structural changes having been carried out by Egypt’s governments during the review period, in particular, reorganization of the banking sector and the whole financial system. Special attention is also given to the study of changes in investment legislation and the regulation base of both local and foreign investments. Besides, the article examines the impact of the global financial crisis of 2008-2009 on the investment climate, and the steps of the authorities to improve it. The author’s focus is drawn to the analysis of the reforms that Egypt’s government began to implement in recent years to encourage investment and improve the conditions for doing business, given that at the beginning of 2010 s the investment climate has seriously deteriorated due to political instability. The article also examines the development of economic ties, including cooperation between Russia and Egypt in recent years, in particular, in the field of nuclear energy with the measures to create the Russian industrial zone in Egypt.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный климат Египта»

Инвестиционный климат Египта

УДК 336.714 ББК 65.268 Р-830

Л.Н. Руденко,

кандидат экономических наук, Институт востоковедения РАН, Центр арабских и исламских исследований -старший научный сотрудник

Аннотация

В статье рассматривается трансформация инвестиционного климата Египта, которая происходила в стране с начала 2000-х годов. Автор увязывает исследование мер по усовершенствованию условий для инвестирования и ведения бизнеса с анализом структурных преобразований, осуществлявшихся египетскими правительствами в рассматриваемый период, в частности с реформированием банковской сферы и финансовой системы в целом. Важное место при этом отводится изучению изменений в инвестиционном законодательстве, в системе регулирования как местных, так и иностранных капиталовложений. Наряду с этим, в статье рассматривается влияние на инвестиционный климат страны глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. и шаги египетских властей по его улучшению. Особое внимание в данной работе автор уделяет анализу реформ, которые египетское правительство начало осуществлять в последние годы с целью создания благоприятных условий для поощрения инвестиций и ведения бизнеса, учитывая, что в начале 2010-х годов инвестиционный климат страны заметно ухудшился из-за политической нестабильности. В статье также уделено внимание развитию экономических связей, включая инвестиционные, между Россией и Египтом в последние годы. В частности, рассматривается сотрудничество в сфере ядерной энергетики и меры по созданию Российской промышленной зоны в Египте.

Ключевые слова: Египет, инвестиционный климат, структурные реформы, изменения в законодательстве, сдвиги в условиях ведения бизнеса, Россия-Египет, инвестиционное сотрудничество.

L.N. Rudenko,

Candidate of Economic Sciences, the Institute of Oriental Studies, the Russian Academy of Sciences,

The Centre of Arabic and Islamic Studies - Senior research assistant

The article is devoted to the study of Egypt's investment climate transformation since the beginning of the XXI century. The author researches the measures to improve the conditions for investing and doing business along with the analysis of structural changes having been carried out by Egypt's governments during the review period, in particular, reorganization of the banking sector and the whole financial system. Special attention is also given to the study of changes in

11 - 2017 Российский внешнеэкономический вестник

Investment climate inEgypt

Abstract

investment legislation and the regulation base of both local and foreign investments. Besides, the article examines the impact of the global financial crisis of 2008-2009 on the investment climate, and the steps of the authorities to improve it. The author's focus is drawn to the analysis of the reforms that Egypt's government began to implement in recent years to encourage investment and improve the conditions for doing business, given that at the beginning of 2010s the investment climate has seriously deteriorated due to political instability. The article also examines the development of economic ties, including cooperation between Russia and Egypt in recent years, in particular, in the field of nuclear energy with the measures to create the Russian industrial zone in Egypt.

Keywords: Egypt, investment climate, structural reforms, investment legislation, conditions for doing business, Russia-Egypt, economic and investment cooperation.

Инвестиционный климат Египта представляет особый интерес с тех пор, как в докладах Всемирного банка «Doing Business» в 2006-2010 гг. эта страна была отнесена к числу ведущих государств мира по проведению экономических реформ1. Это признание явилось следствием успешных преобразований египетского правительства во главе с А. Назифом, которое было сформировано в июле 2004 года.

Реформаторская активность данного кабинета министров проявилась, прежде всего, в принятии нового налогового кодекса который вступил в силу 1 января 2006 года. В соответствии с ним, максимальная ставка налога на прибыль была снижена с 42% до 20%, а подоходного налога - с 32% до 20% (минимальная ставка - с 20% до 10%). Исключение было сделано лишь для компаний нефтегазового сектора, которые по-прежнему должны были платить 40,55%. Помимо этого, налоговая система Египта в целом была упрощена. Так, в частности, была облегчена процедура подачи налоговых деклараций, а также снят ряд бюрократических барьеров, связанных со сбором подоходного налога.

В 2004-2010 гг. заметно активизировалась деятельность правительства по совершенствованию законодательства Арабской Республики Египет (АРЕ) в сфере экономики. Так, был принят ряд важных нормативных документов, включая закон о конкуренции, антидемпинговый и антитрестовский закон, новый закон о рынке капиталов, закон о таможенной службе, о защите потребителя, об электронной подписи. Кроме того, были внесены дополнения в экспортно-импортное регулирование. Все эти нормативные акты, наряду с налоговой реформой, были призваны способствовать продвижению рыночных реформ и улучшению инвестиционного и делового климата в стране.

1 Doing Business 2006-2016. World Bank group. Wash. 2005-2015 (http://www.doingbusi-ness.org.)

^ 40

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2017

Правительство АРЕ в качестве главных целей структурных преобразований провозгласило сокращение роли государства в экономике страны, поддержание устойчивого экономического роста и расширение возможностей в частном секторе по созданию новых рабочих мест. В результате реализации программы управления активами (asset management program) в сфере разгосударствления государственных предприятий в 2004-2006 гг. был достигнут значительный прогресс. Так, в указанные годы в частные руки перешли 74 египетские фирмы (28 в 2004/05 фин. г.2 и 46 в 2005/06 фин.г.) Доходы от продажи активов этих компаний (5,64 млрд ег. ф. 3 и 13,8 млрд ег. ф. в 2005/06 фин. г.) оказались самыми весомыми со времени начала реализации приватизационной программы в стране в 1991 г. По данным Главного управления по инвестициям и свободным зонам АРЕ (General Authority for Investment and Free Zones - GAFI), египетское государство заработало в первой половине 2006/07 фин. г. еще 12,5 млрд ег.ф. за счет приватизации нескольких компаний 4

Вместе с тем, в центре структурных преобразований в Египте в рассматриваемый период оказалась банковская сфера, в частности, вследствие принятия в 2003 г. закона о банковской деятельности. Основная цель разработанной на базе этого нормативного акта программы реформирования, на осуществление которой было выделено 50 млрд ег. ф., или 8,7 млрд долл., заключалась в создании в стране эффективной и конкурентоспособной финансовой системы. Данный документ предусматривал консолидацию банковского сектора, сокращение числа банков и приватизацию крупных государственных банков.

Центральный банк Египта ЦБЕ, увеличив в соответствии с законом о банковской деятельности от 2003 г. коэффициент достаточности собственного капитала (соотношение собственных средств и активов) стремился способствовать укреплению финансового положения банков и наращиванию их капитальной базы. Банковские компании с недостаточным резервным капиталом вынуждены были объединяться с другими или прекращать свою деятельность. Так, в 2006 г. семь банков добровольно участвовали в слияниях, шести - пришлось согласиться на сделки подобного типа, столько же подверглись ликвидации, начал работу один новый банк. В результате банковский сектор АРЕ, признанный чрезмерно распыленным, стал насчитывать в 2007 г. 34 структуры вместо 57 в 2004 г.5.

Следует отметить, что в рассматриваемые годы ЦБЕ стал более независимым и активным, устанавливая с 2005 г. новые рамки для интервенций с использованием межбанковской процентной ставки и принимая меры по либерализации рынков.

2 Финансовый год в Египте начинается с 1 июля.

3 Ег. ф. - египетский фунт - национальная валюта Египта.

4 Middle East Economic Digest (MEED). London; 2007-2012.

5 Ibid.

11 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

41 Q

Он осуществлял эмиссию облигаций со сроком погашения от одних суток до двух лет, которые поступали в продажу на межбанковском рынке два раза в неделю. В частности, в июне 2005 г. был установлен коридор, в пределах которого было возможно колебание величины процентных ставок. Верхний и нижний предел устанавливался Комитетом по денежно-кредитной политике АРЕ. С целью повышения уровня операций по управлению рисками Центральный банк основал систему кредитных агентств, собирающих информацию о заёмщиках и выполнении ими обязательств. Эти учреждения предоставляли клиентам справки о заёмщиках с тем, чтобы повысить надежность оценок их кредитоспособности и оптимизировать решения о предоставлении финансовых средств.

После 2004 г. правительство Египта заметно улучшило надзор за банковской деятельностью, была проведена реорганизация коммерческих банков для придания большей эффективности банковскому сектору. Финансовые посредники (между конечными заёмщиками и источниками финансовых ресурсов) гораздо успешнее, чем раньше, справлялись со своими функциями по предоставлению фондов предпринимательским структурам.

Развитию финансовой системы АРЕ способствовал также динамичный рост рынка капиталов. Структурные реформы и ряд других факторов стимулировали усиление интереса к египетскому рынку иностранных инвесторов, в первую очередь, арабских. Определенную роль сыграло также принятие регуляционных мер в соответствии с международными стандартами и активный поиск возможностей для вложения нефтедолларовых накоплений. В результате на Каирской и Александрийской фондовых биржах в 2007-2008 гг. был зафиксирован беспрецедентный рост объемов торговли. Приток в страну иностранной валюты наряду с приданием большей гибкости формированию курса египетского фунта содействовал ликвидации острого дефицита свободно конвертируемой валюты, имевшего место в предшествующий период. Реформаторские усилия правительства способствовали восстановлению доверия иностранных инвесторов к египетскому рынку и увеличению вследствие этого притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну. Так, объём ПИИ, привлеченных в Египет в 2006/07 фин. г., вырос до 13,2 млрд долл. по сравнению с 407 млн долл. в 2003/04 фин.г., то есть увеличился в 33 раза6.

В то же время необходимо подчеркнуть, что хозяйственный бум, наблюдавшийся в стране в 2004-2008 гг. базировался во многом на внешних факторах. К ним, в первую очередь, следует отнести высокие цены на нефть на мировом рынке, которые способствовали росту доходов Египта от экспорта энергоносителей. Наряду с этим, рост нефтяных доходов государств Персидского залива привел к увеличению притока арабских инвестиций в экономику АРЕ, а также денежных

6 Middle East Economic Digest. MEED. London; 2008-2012.

^ 42

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2017

переводов египтян, работавших в этом регионе. Поступления от туризма и эксплуатации Суэцкого канала повысились еще более заметно на фоне благоприятной общемировой конъюнктуры.

Достаточно сильная зависимость экономики Египта от внешних факторов отчетливо проявилась во время глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Согласно оценке МВФ, прирост ВВП снизился с 7,2% в 2007/08 фин. г. до 4,7% в 2008/09 фин. г.7 Экономический спад во многом объяснялся сокращением валютных поступлений, прежде всего, по линии экспорта из АРЕ. Так, поставки за рубеж уменьшились за первые девять месяцев 2009 г. на 30,5% - до 16,9 млрд долл. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. При этом наиболее существенное падение отмечалось в топливной группе товаров (40,7%) вследствие резкого удешевления сырой нефти8. Снижение ненефтяного экспорта оказалось менее значительным и было связано в основном с экономической рецессией в странах - крупных торговых партнерах Египта (прежде всего, европейских). Особую остроту спад приобрел в экспортоориентированных отраслях обрабатывающей промышленности, в первую очередь, сосредоточенных в специальных промышленных зонах, которые играли значительную роль в поставках за рубеж текстиля.

Приток прямых иностранных инвестиций в Египет сократился с 11,6 млрд долл. в 2007 г. до 9,5 млрд долл. в 2008 г., или в 1,4 раза из-за рецессии в развитых странах, нежелания ТНК рисковать в неблагоприятных условиях и замораживания ими ряда проектов в АРЕ. Поступления ПИИ из арабских стран также заметно ослабли. В частности, было зарегистрировано сокращение инвестиций из Кувейта, где усложнение доступа к ликвидным средствам, уменьшение добычи нефти и снижение активности в сфере частного бизнеса привели к нарастанию финансово-экономических трудностей.

В то же время Египет, несмотря на ухудшение инвестиционного климата и серьезные проблемы, возникшие в экономике в целом, сумел в довольно сжатые сроки справиться с последствиями глобального кризиса. Ослаблению негативного влияния спада мировой хозяйственной конъюнктуры способствовали структурные реформы, осуществленные египетским правительством в 2004-2008 гг. В этой связи важно отметить, что благодаря строгому контролю египетские банки почти не участвовали в торговле деривативами и таким образом избежали спекулятивных сделок. В стране в рассматриваемый период преобладали операции с наличными и роль кредита была невелика. Так, общая сумма ипотечных кредитов составляла не более 500 млн долл., а на потребительское кредитование приходилось всего лишь 10-12% кредитного портфеля большинства банков страны. В соответствии с

7 World Economic Outlook: IMF. New York. 2010-2012.

8 Egypt Economic Report. IMF. New York, 2010-2012.

11 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

43 Q

данными ЦБЕ, египетские банки не страдали от нехватки ликвидности. Это подтверждается тем, что соотношение займов к депозитам составляло примерно 50 на 50. Кроме того, Центральный банк Египта ограничил число банковских структур, которые могли инвестировать финансовые ресурсы за границей, при этом банки не могли вкладывать более 5% своего портфеля заёмных средств в недвижимость за рубежом. С начала 2009 г. ЦБЕ шесть раз понижал базовую процентную ставку, что также оказало стимулирующее влияние на развитие национальной экономики. К концу указанного года депозитная ставка «overnight deposit rate» снизилась до 8,25%. Всё это вместе взятое укрепило устойчивость банковской системы АРЕ по отношению к глобальным финансовым неурядицам.

С целью ослабления негативного влияния общемирового спада на экономику и инвестиционный климат правительством Египта в 2008/09 фин. г. был принят пакет антикризисных мер, особый упор в которых делался на оказание финансовой поддержки египетским экспортёрам. Так, Министерство торговли и промышленности отменило вывозные пошлины на ряд товаров (в частности, на цемент и сталь), а также дополнительный двухпроцентный налог на экспорт другой продукции. Оно увеличило капитал Компании по гарантированию экспортных кредитов, чтобы расширить кредитование экспортных операций. Пакет антикризисных мер включал также увеличение субсидий компаниям и предпринимателям, действующим в этой сфере, по линии Фонда развития экспорта и продление срока их предоставления с одного до двух лет.

Что касается иностранных инвестиций, то руководство АРЕ активизировало работу по привлечению прямых трансграничных вложений из таких государств с формирующимися рынками, как Китай, Индия и другие. Кроме того, власти страны, чтобы сделать Египет более привлекательным для иностранных инвесторов в условиях глобального кризиса, отменили пятипроцентную пошлину на импорт товаров производственного назначения и ликвидировали налог с продаж, составлявший 10%, на эту продукцию, а также на землю, здания и другие средства производства.

Антикризисные меры египетского правительства, инициативы в сфере внешнеэкономических связей, а также выход из спада в глобальном масштабе, начиная со второй половины 2009 г., способствовали активизации хозяйственной деятельности и улучшению инвестиционного климата в АРЕ. В результате рейтинговое агентство «Moody's» повысило суверенный рейтинг Египта с «негативного» до «стабильного», а в докладе МБРР «Doing Business 2010 » эта страна поднялась за год в итоговом рейтинге, учитывающем условия ведения бизнеса, сразу на десять позиций. Во многом такие результаты были получены благодаря достижениям по следующим направлениям: снижение минимума капитала, необходимого для начала бизнеса, с 50 тыс. ег. ф. до 1000 ег. ф., наряду с уменьшением на 50% стартового времени и расходов на учреждение компании; создание частных бюро кредитов с

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2017

целью облегчения доступа к кредитам; существенное сокращение сборов за регистрацию собственности; внедрение принципа «одного окна» (one stop shop) в египетских портах, что сократило время на осуществление импортных операций на семь дней, а экспортных - на пять дней.

Условия для внутренних и иностранных инвестиций в Египте заметно ухудшились в результате массовых протестных выступлений в начале 2011 г. В последующий период инвестиционный климат продолжал испытывать серьезные трудности из-за сохранявшейся политической нестабильности в стране.Согласно данным МВФ, приток прямых иностранных инвестиций в АРЕ в 2011 г. упал до 482,7 млн долл. по сравнению с 6,4 млрд долл. в 2010 г. Иностранные инвесторы, опасаясь эскалации нестабильности, интенсивно вывозили капиталы из Египта. В 2012-2014 гг. возвращение в страну зарубежных капиталовложений помогла стимулировать финансовая поддержка внешних доноров, в роли которых выступали главным образом арабские страны Персидского залива. Наряду с этим, важное значение имели реформы, направленные на восстановление экономики, пострадавшей в результате событий «арабской весны», и улучшение инвестиционного климата Египта.

С целью улучшения условий для ведения бизнеса и поощрения инвестиций, особенно в сектора экономики, ориентированные на экспорт, египетское правительство провело серию реформ. Так, в марте 2014 г. была создана специальная структура - Egyptian Regulatory Reform and Development Activity (ERRADA) - для пересмотра и совершенствования законодательства, регулирующего частный сектор, и сведения к минимуму обременительных административных процедур. В мае 2015 г. был введен в действие Law-Decree No. 17, одобренный ERRADA и предусматривающий стандартизацию инвестиционных инициатив и облегчение прохождения бюрократических процедур для инвесторов. Этот закон дополнил Law No. 8 от 1997 г. об инвестиционных гарантиях, а также соответствующие статьи Corporate Law No. 59 от 1981 г. и Tax Law No. 91 от 2005 г.9.

Измененное и дополненное инвестиционное законодательство включает специальные стимулы для экспорториентированной деятельности и новые механизмы урегулирования споров между государством и инвесторами, а также укрепляет роль Генерального управления по инвестициям Египта (General Authority for Investment - GAFI), которое контролирует предоставление услуг «одного окна» для инвесторов. Новые законодательные акты предоставляют право на сниженный налог с продаж на машины и оборудование (5% вместо 10%) и на единообразную ставку тарифа на импортное оборудование, используемое в производстве, на уровне 2%. Освобождение от налогов предусмотрено для проектов с интенсивным использованием трудовых ресурсов, для инвестиций на отдаленных территориях,

9 Aboushady N., Zaki Ch. Investment Climate and firms'exports in Egypt: when politics matter. Economic Research Forum. Cairo. 2016, p. 3.

11 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

45 Q

а также для секторов экономики, имеющих национальный приоритет. Последние включают бесплатное предоставление земельных участков и их свободный выбор, сниженный тариф на электроэнергию и возвращение расходов на инфраструктуру, возведенную инвесторами. Лицензионная система была также усовершенствованна, учитывая, что период её выдачи был ограничен 15 днями, исчисленными с момента предоставления всех необходимых документов и завершения соответствующих процедур. Наконец, были введены новые механизмы урегулирования инвестиционных споров путем создания ряда специализированных комитетов.

Дополнительно к отмеченным инициативам был повышен уровень доходов, освобождаемых от налогообложения, с 5000 ег. ф. до 6500 ег.ф. Потолок ставки корпоративного налога в 22,5% был распространен на все компании, оперирующие в Египте. Кроме того, взимание налога с доходов на капитал было отложено на два года. В качестве шага вперёд на пути реструктуризации таможенной системы исполнительное регулирование (executive regulations) к закону о таможенных пошлинах (the Customs Law) было дополнено разрешением на предоставление ряда документов в электронном виде. В закон о защите прав интеллектуальной собственности (the Law on Intellectual Property Rights Protection No. 82 от 2002 г.) было внесено дополнение, предусматривающее создание юридической базы для защиты новых форм предприятий. В свою очередь, закон о конкуренции N° 3 от 2005 г. был дополнен Decree-Law No. 56 от 2014 г. с целью гарантирования независимости Управления по вопросам конкуренции Египта (the Egyptian Competition Authority -ECA) и решения проблемы несогласованности властных структур разного уровня.

Важно отметить, что для улучшения инвестиционного климата Египта существенное значение имел ввод в действие в 2015 г. Law-Decree No. 87 c целью реформирования электроэнергетического сектора. Новый закон призван способствовать увеличению инвестиций в данную отрасль экономики для удовлетворения быстро растущего спроса путем приватизации генерации и распределения электроэнергии, оставляя за государством лишь функции регулирования и формирования политики в этой сфере10.

Несмотря на принятие весьма значимых законодательных инициатив, согласно докладу Всемирного банка «The Doing Business 2016», Египет занял всего лишь 131 место в рейтинге среди 189 стран, учитывая условия ведения бизнеса по сравнению со 126 позицией в предшествующем году. При этом с точки зрения стартовых условий для начала бизнеса Египет занял третью позицию среди двадцати стран Ближнего Востока и Северной Африки. В то же время АРЕ существенно отстаёт от других государств региона в том, что касается создания благоприятных возможностей для оплаты налогов. Согласно the Doing Business Reports, египет-

10 Aboushadi N., Zaki Ch. Investment Climate and firm's exports in Egypt: When Politics Matter. Economic Research Forum. Cairo, p. 4.

^ 46

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2017

ские фирмы осуществляют 29 налоговых платежей и тратят 392 часа в год на заполнение налоговых деклараций и погашение налогов.

Обременительные бюрократические процедуры, высокий уровень налогообложения (в целом налоги составляют 45% прибыли) и коррупции, наряду с другими причинами, являются важными факторами распространения неформальной экономики в Египте. Около 90% фирм АРЕ, участвовавших в опросе, проведенном экспертами Всемирного банка в 2013 г., сообщили, что начали свой бизнес без формальной регистрации11. Действительно, конкуренция, исходящая от «теневого» сектора, может оказывать негативный эффект на деятельность компаний, так как у неформальных фирм более низкая стоимость продукции, что даёт им преимущество по сравнению с легальными компаниями. Поэтому некоторые частные структуры отметили в упомянутом выше опросе, что конкуренция со стороны «теневого» сектора является одной из серьезных проблем.

С точки зрения доступа к кредитованию, Египет, согласно докладу Всемирного банка «Doing Business 2016», занимает 79 позицию в мире, а среди стран Ближнего Востока и Северной Африки находится на первом месте. Вместе с тем, египетские фирмы, функционирующие в сфере торговли, получили в 2015 г. лишь 16,4% общих негосударственных кредитных ресурсов. Еще более важная особенность заключается в том, что доля в кредитовании 97% всех предприятий обрабатывающего сектора страны (они относятся к категории малых и средних предприятий - small and medium enterprises - SMEs) ограничивается 25%12.

Как представляется, трудности доступа к финансированию обусловлены нежеланием банков кредитовать малые и средние предприятия из-за высокой степени риска и низкого уровня доходов от этих операций. Кроме того, определенную роль играет отсутствие у небольших структур осведомленности относительно прохождения необходимых процедур и предоставления обязательных документов, а также в целом их слабая финансовая грамотность. Опрос представителей египетских предприятий обнаружил, что 89,1% фирм полагаются на внутренние резервы и неформальные источники (например, семья) для финансирования своей деятельности по сравнению с 72% в других странах арабского региона. Лишь 6% компаний имеют банковские займы или другие формы кредита, а 59,6% - банковские счета13.

Важное значение для оценки состояния инвестиционного климата, помимо отмеченных факторов, имеет проблема дефицита мощностей по производству электроэнергии. В результате количество отключений электроэнергии в обыч-

11 World Bank Enterprise Survey (2013): Enterprise Surveys-Egypt Country Profile 2013, World Bank Group.

12 Aboushady N., Zaki. Ch. Investment Climate and firm's exports in Egypt: when politics matter. Economic Research Forum. Cairo. 2016, p. 5.

13 Ibid.

11 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

47 Q

ный месяц составляет 16,3, что существенно выше, чем в группе стран мира со средним уровнем дохода на душу населения. Между тем потери в объёме продаж египетских компаний в сфере торговли из-за отключений равняются 5,6% общей их стоимости, что превышает их масштаб в других странах Ближнего Востока и Северной Африки (4,7%)14. Задержки в получении доступа к электроэнергии для инвесторов в Египте также заметно выше, чем в других странах региона (76 и 41 день соответственно).

Представители египетских экспортных фирм, которые участвовали в опросе Всемирного банка, заявили, что прохождение их товаров через таможню занимает в среднем 7,4 дня. Это на один день больше среднего показателя в других арабских странах. Между тем, компаниям, осуществляющим ввоз товаров, требуется в среднем 9,2 дня для таможенной очистки импорта, что меньше среднего показателя для стран региона15. Анализ, проведенный на базе «World Bank enterprise survey for Egypt», показал, в частности, что, несмотря на реформы, о которых говорилось выше, ни объем египетского экспорта, ни число фирм-экспортеров за последние годы не увеличилось. В этой связи следует отметить, что экспортные компании продолжают испытывать серьезные трудности, требующие дальнейшего улучшения инвестиционного климата в стране.

Результаты исследования дают основание полагать, что в Египте форма собственности оказывает существенное влияние на принятие той или иной фирмой решения выйти со своими товарами на внешние рынки. Так, существенно повышает возможности стать экспортером государственная форма собственности, затем следует частное иностранное владение. Дело в том, что компании, принадлежащие государству, а также фирмы с иностранным участием пользуются привилегированным и облегченным доступом на внешние рынки благодаря природе своей формы собственности. Это, в свою очередь, ставит в сравнительно невыгодное положение местный частный сектор. Наряду с этим, на возможности компании начать экспорт своей продукции негативное влияние оказывает египетский неформальный сектор. Число «теневых» структур заметно выросло в Египте в последние годы. Их продукция дешевле, чем у официальных фирм-конкурентов. В результате продажи легальных компаний внутри страны снижаются, что оказывает негативный эффект на их продуктивность и уменьшает вероятность выхода на внешний рынок.

Определенный парадокс заключается в том, что хотя египетские государственные компании пользуются привилегированным доступом к экспорту благодаря отсутствию для них административных барьеров, благоприятным возможностям

14 Aboushadi N., Zaki. Ch. Investment Climate and firm's exports in Egypt: when politics matter, Economic Research Forum. Cairo. 2010, p. 5.

15 Ibid.

^ 48

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2017

получать информацию, формальным и неформальным каналам коммуникации с властями разного уровня, они, тем не менее, зачастую неспособны успешно конкурировать на внешних рынках и расширять свою экспортную активность. В то же время иностранные фирмы, работающие в АРЕ, выходя со своей продукцией на экспортные рынки, показывают более высокие результаты по сравнению с государственными и местными частными компаниями. В этой связи важно отметить, что зарубежные структуры, создавая филиалы или дочерние компании в обрабатывающем секторе Египта, преследуют цель обслуживать региональный рынок в целом и использовать эту локацию в качестве экспортного хаба16.

Улучшение инвестиционного климата в Египте создаёт благоприятные условия для участия зарубежных стран, в том числе и России, в хозяйственной модернизации этой арабской страны, а также для развития разнообразных форм и направлений российско-египетского торгово-экономического сотрудничества. В этой связи важно отметить, что в последние годы деловое партнёрство между двумя странами заметно активизировалось. Так, в ноябре 2015 г. Египет подписал с российской компанией «Росатом» контракт, который предусматривает строительство комплекса по производству ядерной энергии, включающего четыре реактора (1200 MW каждый) в Ад-Дабаа, западнее Александрии. Ожидается, что первый реактор войдет в строй в 2024 г. Вначале египетским компаниям будет принадлежать 20% акций, затем доля вырастет до 35%. В контракте прописана аналогичная доля местного вклада в проект (оборудование, материалы, рабочая сила и др.)17.

«Росатом» взял на себя обязательство покрыть все издержки в иностранной валюте за счет кредита на 35 лет. Под объект будет предоставлена гарантия на сорок лет, и «Росатом» будет нести ответственность за поставки топлива и утилизацию отходов. Другие коммерческие условия, например, такие, как тариф на продажу электроэнергии, которая будет производиться атомной станцией, не были раскрыты в средствах массовой информации.

В Египте осуществляется проект по созданию Российской промышленной зоны, который предполагается завершить к середине 2018 г. Она будет расположена на территории Экономической зоны Суэцкого канала (Suez Canal Economic Zone - SCZone). Ожидается, что инвестиции в этот проект составят 7 млрд долл.18. При этом около двух десятков инвесторов уже выразили желание разместить производство своей продукции в Российской промышленной зоне. Как показывает опыт многих стран, реализация данного проекта будет способствовать активиза-

16 Aboushady N/, Zaki Ch. Investment climate and firm's exrorts in Egypt: when politics matter. Economic Rsearch Forum. Cairo. 2016, p. 8,9.

17 Butter D. Egypt tackles energy crisis. Middle East Power. 2016, p. 16,17.

18 http://Egypttoday.com. October 10 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

49 Q

ции российско-египетских торгово-экономических связей в целом, а также развитию инвестиционного и других форм делового сотрудничества между двумя государствами.

В заключение следует отметить, что инвестиционный климат Египта требует серьезного укрепления, несмотря на предпринятые египетским правительством реформы, о которых говорилось в данной статье выше. Эта задача является в настоящее время одним из национальных приоритетов страны. Для её решения необходимо продолжать реформирование экономики, дальнейшее совершенствование инвестиционного законодательства, а также преобразование местной бизнес-среды. Все это вместе взятое должно способствовать восстановлению доверия местных и иностранных инвесторов к египетским институтам и внутреннему рынку страны.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Aboushady N., Zaki Ch. Investment climate and firms' exports in Egypt: when politics matter. Economic Research Forum. Cairo, 2016. Available at: www.erf.org.eg.

Bank Audi. Egypt Economic Report. Available at:

www.bankaudi.com.eg/Library/Assets/ Egypt Economic Report- 2016- English- 040615.pdf.

Doing business 2006-2016. World Bank Group. Wash., 2005-2015. Available at: http://www. doingbusiness.org.

2015 Economic Review.//Middle East Economic Digest. London, 2016.

Egypt Overview. World Bank Group. Wash., April 2017. Available at: www.worldbank.org/ en/country/Egypt/overview.

Investment and Growth in the Arab World. International Monetary Fund. Wash., 2016. Available at: http://www.imf.org.

Special Report Egypt.// Middle East Economic Digest. London, 6-12.01.2016.

World Bank Enterprise Survey (2013): Enterprise Surveys- Egypt Country Profile 2013. World Bank Group. Wash., 2014. Available at: www.worldbanr.org.

International Monetary Fund. Wash., 2016, 288 p. Available at: http://www.imf.org.

Yearbook 2016.// Middle East Economic Digest. London, 2017.

Руденко Л.Н. Экономические реформы в Египте. (1990-2000-е годы). Институт востоковедения РАН.- М.: ИВ РАН, 2011.-114 с. (Rudenko L.N. Jekonomicheskie reformy v Egipte. (1990-2000-e gody). Institut vostokovedenija RAN.- M.: IV RAN, 2011.-114 s.)

Руденко Л.Н. Арабские страны: последствия глобального финансово-экономического кризиса.// Вестник МГИМО-Университета, 2010, № 5 (14), с. 257-265 (Rudenko L.N. Arabskie strany: posledstvija global'nogo finansovo-jekonomicheskogo krizisa.// Vestnik MGIMO-Universiteta, 2010, № 5 (14), s. 257-265)

Руденко Л.Н. Обострение экономических проблем как результат арабских революций.// Арабский мир на перепутье (революции против экономики). - М.: Институт востоковедения РАН, 2014. С. 8-51 (Rudenko L.N. Obostrenie jekonomicheskih problem kak rezul'tat arabskih revoljucij.// Arabskij mir na pereput'e (revoljucii protiv jekonomiki). - M.: Institut vostokovedenija RAN, 2014. S. 8-51)

^ 50

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2017

Руденко Л.Н. Египет: реализация программы реформ - путь решения проблем в экономической и социальной сфере.// Восточная аналитика. Сетевой аналитический журнал. Институт востоковедения РАН. М., 24.01.2017. - www.ivran.ru (Rudenko L.N. Egipet: realizacija programmy reform - put' reshenija problem v jekonomicheskoj i social'noj sfere.// Vostochnaja analitika. Setevoj analiticheskij zhurnal. Institut vostokovedenija RAN. M., 24.01.2017)

Руденко Л.Н. Современные экономические проблемы Египта.// Российский внешнеэкономический вестник, 2017, № 6. С.25-35 (Rudenko L.N. Sovremennye jekonomicheskie problemy Egipta.// Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, 2017, № 6. S.25-35)

Руденко Л.Н. Экономические проблемы Египта.// Интернет-журнал «Новое восточное обозрение». Институт востоковедения РАН. 21.09.2012. - www/journal-neo/com (Rudenko L.N. Jekonomicheskie problemy Egipta.// Internet-zhurnal «Novoe vostochnoe obozrenie». Institut vostokovedenija RAN. 21.09.2012)

11 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

51 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.