Новый университет. 2014. № 11-12(45-46)
ISSN 2221-7347
СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД
УДК 330
Н.В. Крысанова
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
В статье инвестиционное законодательство представлено как один из факторов влияющий на инвестиционную привлекательность регионов. В результате произведённого исследования автор подтверждает важность инвестиционного законодательства как одного из факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, но рассматривать его в отдельности не целесообразно.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционное законодательство, инвестиционные проекты, нормативные акты, государственные ассигнования, налоговые льготы.
В современной экономике регионы России сталкиваются с проблемой повышения инвестиционной привлекательности, которая, в свою очередь, зависит от влияния ряда факторов: природный и ресурсный потенциал; степень развития инфраструктуры; степень инвестиционного риска; уровень социально-экономического развития региона; инвестиционное законодательство в регионе. Последний фактор является наиболее динамичным и менее затратным. [1] Рассматривая данный фактор в отдельности можно выявить проблему, с которой сталкиваются регионы, это недостаточная или слабая законодательная база в области инвестиций. Будучи одним из важных факторов инвестиционное законодательство региона оказывает значительное влияние на инвестиционное состояние региона в целом. В рамках данного исследования предприняты попытки рассмотреть развитие законодательной базы регионов УрФО, а так же ее приоритетное направление.
Инвестиционная привлекательность региона в большинстве случаев представлена совокупностью интегральных показателей, включающих экономические и финансовые показатели, показатели государственного, общественного, законодательного, политического и социального развития. [2] На региональном уровне данный показатель оценивается по движению капитала, уровню инфляции, политической, экономической, законодательной и социальной стабильности, а также по уровню и качеству человеческого капитала.
© Крысанова Н.В., 2014.
DOI: 10.15350/2221-7347.2014.11-12
56
ISSN 2221-7347
Экономика и право
Основы российского инвестиционного законодательства на федеральном уровне регулируется четырьмя законодательными актами:
1) Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ;
2) Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ;
3) Федеральный закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” от 09.07.1999 № 160-ФЗ
4) Федеральный закон “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений” от 25.02.1999 № 39-ФЗ и рядом других законодательных актов. [1]
На региональном уровне условно можно разделить инвестиционные нормативноправовые акты регионов согласно приоритетным направлениям выделить 4 группы:
1 группа - нормативно-правовые акты общего характера направленные на поддержание и улучшение инвестиционной привлекательности региона;
2 группа - нормативно-правовые акты, связанные с государственно поддержкой инвестиционных проектов (государственные гарантии, субсидии и т.п.);
3 группа - нормативные акты, связанные с регулированием, сопровождением и контролем инвестиционных проектов (инструкции, постановления, регламенты);
4 группа - нормативные акты, связанные с налоговой поддержкой (снижение ставок по определённым налогам для субъектов инвестиционной деятельности);
К первой группе законов относятся общие положения регулирования инвестиционной деятельности регионов, примером в Свердловской области может послужить Закон Свердловской области от 17 июня 2013 г. N 53-ОЗ "Об Инвестиционном фонде Свердловской области"[3].В Челябинской области пример - Закон № 175-ЗО «О стимулировании инвестиционной деятельности в Челябинской области» [4]; в Курганской и Тюменской областях это законы об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений[5,6]. В Ханты-Мансийском и в Ямало-Ненецком автономных округах - Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре». [7,8]
Законы второй группы законов включают в себя все нормативно-правовые акты государственной поддержки инвестиционной деятельности. В Свердловской области примером может выступить Закон № 43-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области»[3]. В Челябинской, Курганской и Тюменской областях примером данной группы законов служит государственными постановлениями о порядке предоставления государственных ассигнований.[4,5,6] В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецких округах в этой области присутствуют схожие законы о порядке предоставления государственных гарантий. [7,8]
В третью группу законов входят нормативно правовые акты, регулирующие, на законодательном уровне, инвестиционные проекты. В Свердловской области действует Постановление «О сопровождении инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Свердловской области» [3];в Челябинской области - Постановление Правительства Челябинской области N 551-П «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов Челябинской области и экспертизы нормативноправовых актов Челябинской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».[4] В Курганской области и Ханты-Мансийском округе пример данной группе служит регламент о сопровождении инвестиционных проектов. [5,7] В Тюменской области и Ямало-Ненецком округе присутствуют региональные программа о развитии приоритетных инвестиционных направлений. [6,8]
Четвертая группа законов включает налоговые льготы, распространяющиеся на объекты инвестиционной деятельности. В Свердловской, Челябинской, Курганской областях и в ЯмалоНенецком автономном округе примером могут служить законы о ставке налога на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков.[3,4,5,8] В Тюменской области преобладает общий закон о льготном налогообложении в регионе.[6]
57
Новый университет. 2014. № 11-12(45-46)
ISSN 2221-7347
Распределив все нормативные акты по данным группам можно утверждать что, главным аспектом инвестиционного законодательства для большинства регионов является поддержка инвестиционной деятельности в виде государственных гарантий и субсидий, а так же в виде поддержания, регулирования, сопровождения инвестиционных проектов (рис.1).
По данным проведённого анализа законодательных актов регионов УрФО можно утверждать, что для Свердловской области характерно преобладание нормативно-правовых актов направленных на регулирование инвестиционных проектов в регионе, что сопряжено с государственной поддержкой в виде государственных гарантий. Так же можно выделить на достаточно высоком уровне группу налоговой поддержки государства.
16
14
12
10
8
6
4
2
0
Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4
Р Свердловская обл. □ Челябинская обл. -I Курганская обл.
^ Тюменская обл. НХМАО ■ ЯНАО
Рис. 1. Уровень приоритетных направлений инвестиционного законодательства регионов УРФО
В Челябинской области превалирует количество законов и постановлений, связанных с государственной поддержкой инвестиционной деятельности, и так же как и в Свердловской области остается на высоком уровне количество актов контролирующие и регулирующие инвестиционные проекты.
В Курганской области на равном уровне действуют нормативно-правовые акты второй и третьей группы. Это может послужить достаточным основанием для развития инвестиционных проектов в регионе.
Тюменская область как отдельный регион имеет незначительное количество нормативноправовых актов. Из числа имеющихся превалируют акты, связанные с налоговыми льготами.
Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам присуще наличие государственной поддержки инвестиционной деятельности. Преобладание именно этой группы законов может быть вызвано наличием нефтяной составляющей в регионах.
Каждый регион Уральского Федерального округа развивается с присущими ему определёнными особенностями. Учитывая эти особенности, правительство регионов разрабатывает индивидуальный пакет нормативных актов для привлечения инвесторов. Для Свердловской, Челябинской и Курганских областей присуще государственное участие в инвестиционных проектах, которое проявляется в виде государственных ассигнований. В Тюменской области, с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами, так же присутствуют благоприятные условия для инвесторов в области законодательства, но не в значительном количестве. В этих регионах преобладает нефтегазовая составляющая и даже без инвестиционного законодательства Тюменская область в целом имеет высокую привлекательность для инвесторов.
Инвестиционная законодательство как фактор, влияющий на инвестиционную привлекательность, является динамичным фактором, результаты изменения которого послужат базой для улучшения инвестиционной привлекательности регионов в целом. Но рассматривать его
58
ISSN 2221-7347
Экономика и право
как отдельный фактор, влияющий на инвестиционный климат региона в целом, не имеет целесообразности, так как общий уровень инвестиционной привлекательности складывается из ряда совокупных факторов, такие как: природные, ресурсные, инфраструктурные, социальноэкономические. Таким образом, инвестиционная привлекательность это симбиоз показателей различных факторов, присущих каждому региону и такой фактор как инвестиционное законодательство является первостепенным и немаловажным.
Библиографический список
1. www.avuar.ru
2. www.lerc.ru
3. www.invest.midural.ru
4. www.oblinvest74.ru
5. www.invest.kurganobl.ru
6. www.tyumen-region.ru
7. www.depeconom.admhmao.ru
8. www.invest.yanao.ru
Статья поступила в редакцию 30.11.2014.
КРЫСАНОВА Надежда Витальевна - магистрант, Уральский гуманитарный университет.
UDC 330
N. V. Krysanova
THE INVESTMENT LEGISLATION AS A FACTOR OF INCREASE OF INVESTMENT APPEAL (ON THE EXAMPLE OF URAL FEDERAL DISTRICT)
The investment legislation is presented in article as one of factors influencing investment appeal of regions. As a result of the made research the author confirms importance of the investment legislation as one of the factors influencing investment appeal, but not expediently to consider it separately.
Keywords: investment appeal, investment legislation, investment projects, regulations, state allocations, tax privileges.
59