УСТОЙЧИВОСТЬ РУБЛЯ И ИНВЕСТИЦИИ
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОГО РУБЛЯ
А.И. БАСОВ, кандидат экономических наук, профессор, директор Института финансов Российской экономической академии
им. Г. В. Плеханова
Устойчивость российского рубля зависит от ряда факторов, в том числе, от наличия достаточных золотовалютных резервов. Однако наличие достаточных золотовалютных резервов и обеспечение устойчивости рубля не являются самоцелью. Все это лишь способствует достижению главной цели - повышению уровня социально-экономического развития России, достижению такого положения в мировой экономике, которое бы соответствовало ее природному, интеллектуальному и духовному потенциалу. Как известно, ни одна страна в мире не имеет такого жизненного пространства, такого количества и разнообразия природных ресурсов.
По расчетам российских ученых, национальное богатство России, включающее материальные активы и природные ресурсы, оценивалось в конце 1990-х годов в 340 трлн дол. США, что в десять раз больше совокупного ВВП всех стран мира.
По совокупному природному потенциалу на душу населения Россия опережает США в два-три раза, Германию - в пять-шесть раз и Японию - в 18 - 20 раз.
1 Андрианов В.Д. Россия: Экономический и инвестиционный потенциал. М.: Нац. фонд подгот. кадров, 1999. С. 637 - 639.
2 Провкин И.Ю. Инвестиции в реальный сектор экономики: Роль банков // Деньги и кредит. 2001. № 3. С. 44 - 46.
3Для экономического роста в России нет непреодолимых препятствий // ЭКО. Новосибирск, 2001. № 3. С. 3 - 26. Глазьев С. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопр. экономики. 2000. № 11. С. 13 - 26.
4 Инвестиционная политика в России (Институциональный и воспроизводственный аспекты, социальные приоритеты, методология, банковский сектор): Сб. ст. / РАН. Ин-т экономики. Центр инвестиций и инноваций. Отв. ред. Новицкий Н. А. М., 1998. 239 е.; Климова Н.И. Трансформационный потенциал инвестирования / РАН. Урал, отд-ние. Ин-т экономики. - Препринт. - Екатеринбург, 1999. 55 с. (Науч. докл. / РАН. Урал, отд-ние. Ин-т экономики).
По имеющимся оценкам, к концу 1990-х годов в России в стадии разработки находилось около 10 тыс. инвестиционных проектов на общую сумму более 50 млрд дол. США. В информационной базе данных Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг зарегистрировано 2 тыс. инвестиционных проектов, имеющих проработанные бизнес-планы1.
Реализация данного инвестиционного потенциала является весьма трудной задачей. Между тем его реализация важна не только для модернизации производственного аппарата и восстановления экономического роста, но и для продолжения рыночных преобразований. «В условиях инвестиционного кризиса экономические субъекты не спешат в полной мере овладеть реальным сектором экономики, без чего, в свою очередь, не происходит преобразования основных фондов в промышленный капитал, без которого нет рыночной экономики»2.
По мнению С. Глазьева, преодоление инвестиционного кризиса в российской экономике возможно на основе активизации роли государства в организации и регулировании инвестиционного процесса: «Как показывают уроки российских реформ и опыт преодоления структурных кризисов в других странах, самопроизвольного выздоровления рыночной экономики не бывает. Здесь необходима система мер государственной политики, направленной на поддержание экономического развития, включая структурную перестройку экономики на основе ее технологической модернизации»3.
По мнению специалистов Российской академии наук, для переходного периода приоритеты в инвестиционной политике могут быть подразделены на пять групп4:
• приоритеты общеэкономического характера - поддержка производственного аппарата, который необходим для вывода производства из фазы спада, а также инвестирование, способствующее расширению конкурентной среды и стимулирующее предпринимательство;
• приоритеты межотраслевого уровня: структурная перестройка народного хозяйства, демилитаризация и конверсия производства, санация убыточных производств, необходимых народному хозяйству в новых условиях, развитие производственной инфраструктуры на основе поддержки инновационных проектов, улучшение экологической ситуации;
• приоритеты целевого характера: обеспечение населения страны продовольственными товарами на основе собственного производства, повышение эффективности топливно-энергетического комплекса страны, в том числе и за счет снижения тепло- и энергозатрат в быту и на производстве;
• приоритеты по целям обновления производства: ускорение обновления фондов на предприятиях, обладающих значительным инновационным потенциалом, быстрое внедрение новой техники и технологии, эффективность которых существенно превышает средний уровень и обеспечивающих качественный скачок в техническом и технологическом уровне производственного аппарата, ликвидация разрывов в техническом и технологическом уровнях сопряженных предприятий и производств, приводящих к практической потере преимуществ передовых технологий в их влиянии на конечные результаты производства;
• приоритеты, связанные с необходимостью государственной поддержки следующих предприятий: имеющих лучшую готовность к освоению получаемых средств (то есть наиболее высокий технико-технологический и научный потенциал), имеющих положительный опыт перестройки производства на основе инвестиционных программ, выпускающих или готовых к выпуску ресурсосберегающей техники и технологии.
Активизация инвестиционной сферы невозможна без значительного увеличения доли банков в финансировании реальной экономики. Это может быть достигнуто на основе:
• ориентирования банков на кредитование и финансирование реальной экономики;
5 Прогноз функционирования экономики Российской Федерации: По материалам Министерства экономики РФ // Экономист. 2000. № 6. С. 3 - 20.
• использования банками новых инвестиционных технологий;
• воссоздания финансово-промышленных групп на более реальной основе;
• увеличения денежного оборота в реальном секторе экономики за счет сокращения и ликвидации неплатежей, бартерных сделок и т.д.;
• более четкой ориентации ссудного процента на учетную ставку Банка России;
• сосредоточения в банках таких сопряженных видов деятельности, как кредитование и участие в инвестировании, финансовый менеджмент инвестиционных проектов, введение представителей банков в состав правления предприятий или проектов и др.;
• трастового управления активами финансируемых предприятий5.
Все изложенные выше направления активизации инвестиционного процесса на основе совершенствования функционирования банковской системы самым тесным образом связаны с деятельностью Центрального банка. Данная связь реализуется на основе подготовки инструктивных материалов, корректировки нормативов, предоставления кредитных ресурсов коммерческим банкам и т.д.
По мнению автора, современное положение в стране в целом и в инвестиционной сфере в частности позволяет ставить вопрос о непосредственном участии Банка России в кредитовании ряда особо важных направлений инвестирования. При этом реализация данного предложения возможна в рамках действующего законодательства.
Как известно, в соответствии со ст. 49 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 48 настоящего Федерального закона.
В ст. 48 отмечается, что Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
ЯШ
10
Следовательно, Банк России вправе осуществлять банковские операции и не с кредитными организациями в случае невозможности осуществления данных операций с другими кредитными организациями и в тех случаях, когда это предусмотрено законом.
Однако подобные случаи уже предусмотрены законом, причем это предусмотрено Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Так, в соответствии со ст. 83 в систему Банка России входят так называемые полевые учреждения.
В соответствии со ст. 86 полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации.
Очевидно, нет особой нужды подробно излагать, сколь велики в настоящее время внешние и внутренние угрозы безопасности Российской Федерации и сколь незначительны бюджетные средства, выделяемые на эти цели6.
В этих условиях нельзя согласиться с существующим порядком, когда инвестиционный кредит научно-исследовательской организации или предприятию, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, может быть предоставлен только коммерческим банком7.
По мнению автора, в исключительных случаях и на особых условиях данный кредит может быть предоставлен специализированным струк-
6 И дело не только в недостаточности бюджетных средств. Финансирование НИОКР только за счет средств бюджета имеет следующие недостатки:
во-первых, значительные сроки обоснования и выделения средств из бюджета;
во-вторых, отсутствие оперативности в удовлетворении потребности в дополнительных средствах, которая может возникнуть в ходе научных исследований;
в-третьих, выделение финансовых ресурсов основано на принципе безвозвратности, кредитных ресурсов - на принципах возвратности, срочности и т.д.
7 В ряде случаев требуется особая секретность. Кроме того, коммерческий банк не имеет возможности предоставить кредитные ресурсы на длительный срок и под низкий процент.
8 Автором данного термина является Дж. Сорос. По его мнению, ключевая особенность фундаментальных воззрений состоит в том, что они покоятся на оценочных суждениях. Если какая-либо мысль неверна, то противоположное суждение считается верным. Например: если чрезмерная эмиссия -вред, то ее полное отсутствие - благо. Именно такая логическая путаница и лежит в основе рыночного фундаментализма.
Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М. 1999. - XXVI. €.'¡40 - 141.
и '¡и «и11—шииIIимищ И11Щ|»||||цц||иц|| пиши ■ ■■■'шицч
турным подразделением Центрального банка. При этом необходимо еще раз отметить: действующему законодательству это не противоречит.
Однако данное предложение, несомненно, будет подвергнуто жесточайшей критике со стороны «рыночных фундаменталистов»8. Главное содержание критических замечаний будет заключаться в том, что при кредитовании ряда инвестиционных программ непосредственно Центральным банком возрастает вероятность использования на эти цели эмиссионных ресурсов.
В экономической литературе и средствах массовой информации часто встречаются различные рассуждения по поводу целесообразности использования эмиссии как средства решения существующих в экономике проблем. Однако складывается впечатление, что многие не совсем четко представляют экономическое содержание данного понятия.
В экономической литературе, издававшейся в нашей стране в 1970 - 1980-е годы, отмечалось следующее.
Эмиссия - выпуск в обращение денег и ценных бумаг. Эмиссия денег происходит в виде выпуска эмиссионными банками банкнотов или казначействами бумажных денег. Эмиссия банкнотов по своей природе - это эмиссия кредитных денег, осуществляемая путем кредитования товарооборота. Необходимость выпуска банкнотов была обусловлена развитием промышленности, торговли и кредита. С ростом производства и товарооборота увеличивались потребности оборота в деньгах, которые удовлетворялись не только за счет увеличения добычи драгоценных металлов, но и путем частичной замены металлического обращения векселями.
Однако обращение коммерческих векселей может иметь место лишь между товаропроизводителями, уверенными в платежеспособности векселедателей. Границы, на которые наталкивалось вексельное обращение, преодолевались путем замены частных коммерческих векселей банкнотами, являющимися по своему происхождению векселями эмиссионных банков; последние выпускали их в порядке учета коммерческих векселей.
В качестве кредитных денег банкноты требуют двойного обеспечения - коммерческими векселями, учтенными эмиссионным банком, и его металлическим (золотовалютным) запасом.
Важной стадией в развитии банкнотов, которые первоначально выпускались многочисленными банками, явилось сосредоточение их эмиссии в центральном эмиссионном банке страны.
С течением времени происходила все большая централизация банкнотной эмиссии: банк-
ноты, выпускавшиеся крупнейшими эмиссионными банками, постепенно вытесняли из обращения банкноты других банков. В то же время государство лишало права эмиссии многочисленные банки, сохраняя его за одним или несколькими банками. В конечном счете, в большинстве стран вся банкнотная эмиссия была сосредоточена в одном эмиссионном банке.
Неразменные банкноты, которые выпускаются эмиссионными банками в порядке покрытия дефицита государственного бюджета, то есть кредитования государства, являются банкнотами только по форме, по существу же они представляют собой бумажные деньги, выпуск которых оторван от реальной потребности товарооборота. По этой причине их выпуск в избыточном количестве, как правило, ведет к инфляции. Эмиссия бумажных денег не всегда приводит к их обесценению. В тех случаях, когда это увеличение соответствует росту производства и товарооборота, обесценение не имеет места.
Обесценение бумажных денег может вызываться не только их чрезмерным выпуском. К факторам их обесценения можно отнести:
• подрыв доверия к правительству;
• чрезвычайный спрос на валюту и золото в связи
с ухудшением дел в экономике страны.
Современные денежные системы базируются на кредитных деньгах, выпускаемых банками, а не казначейством. Поэтому государство не может покрыть дефицит бюджета с помощью «печатного станка», то есть эмиссией бумажных денег, как это имело место в прошлом. Поэтому для покрытия дефицита бюджета правительство обращается к банкам, заимствуя у них кредитные деньги под долговые обязательства, которые нужно погашать. Если государство обращается к эмиссионным банкам, они выпускают в обращение банкноты, а если к коммерческим банкам, то последние расширяют депозитно-чековое обращение. Не весь государственный долг носит инфляционный характер, так как часть векселей и облигаций приобретается кредитной системой за счет накоплений и сбережений.
Однако значительная часть государственных обязательств вызывает дополнительную эмиссию как банкнотов эмиссионных банков, так и чеков коммерческих банков. Например, в ряде стран в течение последних лет наблюдается почти полное количественное совпадение активной статьи «Портфель государственных облигаций» с пассивной статьей «Эмиссия банкнотов».
Банкнотная и депозитно-чековая эмиссия банков усиливает инфляционные процессы не только в связи с дефицитом государственных
бюджетов. Это в полной мере относится и к промышленным и прочим концернам, если они получают ссуду у коммерческих банков не за счет реально аккумулируемых средств, а за счет кредитной экспансии, основанной на создании «мнимых вкладов». Банковская практика показывает, что клиент часто получает ссуду путем открытия ему текущего счета, за которым не стоят реальные поступления в банк.
Эмиссионные банки выпускают излишнее количество банкнотов в обращение в двух основных случаях.
Во-первых, при покупке у государства краткосрочных обязательств, в связи с возникнувшим дефицитом государственного бюджета;
во-вторых, при наплыве в страну иностранной валюты, которая обменивается на национальную.
В современных западных учебниках по макроэкономике данные проблемы освещены следующим образом.
Деньги - это совокупность активов, используемых при совершении сделок. Деньги существуют во многих формах.
Поскольку деньги есть совокупность активов, используемых при совершении сделок, то количество денег есть количество этих активов.
Имеющееся на данный момент времени в экономике количество денег называется предложением денег.
В экономике, использующей бумажные деньги, предложение денег регулируется государством: в соответствии с законодательством государство обладает монополией на выпуск банкнотов. Предложение денег является таким же инструментом государственной политики, как уровень налогообложения и государственные закупки.
Государство может финансировать свои расходы тремя способами.
Во-первых, оно может увеличить налоговые поступления (личный подоходный налог, налог на прибыль корпораций и т.д.).
Во-вторых, оно может взять в долг у населения.
В-третьих, оно может просто напечатать деньги.
Функции регулирования предложения денег делегированы относительно независимому учреждению, называемому центральным банком.
Однако предложение денег зависит не только от денежной политики центрального банка, но и от поведения частных лиц - владельцев денег, и от политики банков, где деньги хранятся.
Так как лишь банки наделены правом создавать активы, являющиеся частью предложения денег, то из всех финансовых институтов лишь они непосредственно воздействуют на предложение денег.
Направляя часть резервов на цели кредитования, банк позволяет заемщикам совершать сделки и увеличивать предложение денежных средств. Но при этом создание денежных средств в результате банковских операций приводит лишь к повышению ликвидности, но не к росту национального богатства.
Таким образом:
1. Предложение денег пропорционально денежной базе (сумма наличных денег и резервов) и увеличение последней дает пропорциональный прирост предложения денег.
2. Чем ниже норма резервирования депозитов, тем выше объем кредитования и тем больший прирост предложения денег приходится на каждую денежную единицу, хранящуюся в резервах.
Для целей регулирования предложения денег центральным банком используются три инструмента - операции на открытом рынке, установление нормы обязательных резервов и учетная ставка процента (ставка рефинансирования).
К операциям на открытом рынке относятся покупка и продажа центральным банком государственных облигаций. Рост предложения денег достигается за счет денег, выпущенных в обращение при покупке облигаций, а его сокращение - за счет изъятия денег из обращения при продаже облигаций.
Резервные требования представляют собой минимальную норму резервирования депозитов, устанавливаемую центральным банком для коммерческих банков. При увеличении нормы обязательных резервов предложение денег сокращается и наоборот.
Учетная ставка - это ставка процента, под которую центральный банк предоставляет коммерческим банкам кредиты. Снижение данной ставки, то есть удешевление кредитов, стимулирует банки к расширению объемов заимствования у центрального банка. В результате происходит рост денежной базы и предложения денег. При повышении ставки происходит обратный процесс.
Хотя возможности центрального банка по регулированию предложения денег с помощью упомянутых выше инструментов достаточно широки, он не может держать его под полным контролем. Изменения предложения денег могут принимать неожиданный для центрального банка характер из-за политики коммерческих банков.
Например, коммерческий банк может создать избыточные (недостаточные) резервы. Чем они больше (меньше), тем выше (ниже) норма резервирования депозитов и тем меньше (больше) предложение денег. Поэтому центральный банк
не всегда в состоянии добиться изменений предложения денег в желательном направлении.
Таковы основные исходные моменты, позволяющие сформировать общее представление о таких экономических понятиях, как эмиссия, денежная масса в обращении и пр. Данный теоретический материал представляет собой синтез учебной литературы в области денежного обращения и кредита, издаваемой в стране в 1970 -1990-е годы. Цель данного подбора материала заключается не в том, чтобы определить, какой из двух теоретических подходов точнее характеризует категорию эмиссии, а в том, чтобы сформулировать общие основные выводы по данной проблеме, которые бы находили свое подтверждение как в экономической литературе, основанной на постулатах политэкономии доперестроечного периода, так и на взглядах современных западных экономистов-монетаристов.
Во-первых, часто приводимые в средствах массовой информации, благодаря стараниям г. Федорова, слова т. Сокольникова о том, что «эмиссия — опиум для народного хозяйства» не раскрывают полностью содержание данного экономического термина. Эмиссия - это один из инструментов денежно-кредитной политики государства, а не ругательное слово. Вредность или полезность эмиссии для экономики зависит от ряда причин, возникающих в конкретных исторических условиях. К примеру, выпуск денежных средств в обращение вместо изъятых из оборота ветхих купюр вряд ли можно назвать «опиумом для народного хозяйства». Так же, как и эмиссию денежных средств в связи с ростом товарной массы в обращении.
Другими словами полезной эмиссия бывает тогда, когда она является не максимальной и не минимальной, а оптимальной. Дело за малым - этот оптимум определить.
Во-вторых, рост денежной массы в обращении и эмиссия это не одно и то же. Рост денежной массы в обращении может быть следствием не эмиссии, а уменьшения, к примеру, центральным банком норм обязательных резервов для коммерческих банков, а также ряда других факторов.
В-третьих, эмиссия происходит и при скупке Центральным банком иностранной валюты, которая обменивается на национальную.
После столь продолжительного теоретического отступления ответим на конкретный вопрос: что является более предпочтительным — продолжение валютной эмиссии, когда количество рублей в обращении увеличивается на основе приобретения иностранной валюты Центральным банком, или переход к кредитной эмиссии?
В первом случае будет продолжена практика предоставления кредита правительству США. То, что дело обстоит именно так, подтверждается, в частности, следующим: «В настоящее время в Конгрессе США и в Сенате рассматривается закон под общим названием «International Monetary Stability Act» — «Закон о международной валютной стабильности». Этот закон говорит о том, что те страны, которые вместо своей национальной валюты будут использовать американский доллар, могут трактовать эту долларовую денежную массу, которую они приняли во внутренний оборот, как кредит американскому правительству. И, более того, американское правительство, согласно этому закону, готово рассмотреть соответствующие механизмы определенных финансовых компенсаций этим странам за предоставленный долларовый кредит»9.
Второй вариант предполагает направление кредитных ресурсов (в том числе эмиссионных) на активизацию инвестиционного процесса. Преобладающая их часть должна быть предоставлена коммерческим банкам, участвующим в кредитовании инвестиционных проектов. В то же время в ряде случаев инвестиционный кредит может быть предоставлен Центральным банком10.
В настоящее время обеспечение устойчивости американского доллара достигается во многом за счет того, что США контролирует две трети рынка высоких технологий". Кроме того, за счет ряда факторов, в том числе военно-политической мощи, под контролем данной страны находится рынок нефти и нефтепродуктов, а также другие товарно-сырьевые рынки, не говоря уже о мировом финансовом рынке.
И в этом отношении России есть чему поучиться у США. Поэтому вариант развития событий, требующий резкого увеличения ресурсов, направляемых на разработку и внедрение достижений научно-технического прогресса и повышение безопасности России, нам представляется стратегически более приемлемым.
Таким образом, все изложенное выше в данной рубрике позволяет сделать следующие выводы.
Между обеспечением устойчивости национальной валюты и инвестиционным процессом существует не только взаимосвязь, но и взаимозависимость.
С одной стороны, успешное осуществление инвестиционного процесса возможно лишь при наличии финансовой стабильности в стране. Одним из проявлений финансовой стабильности является устойчивость национальной денежной единицы. Устойчивость российского рубля зависит от ряда факторов, в том числе, от наличия достаточных золотовалютных резервов. При этом большое значение имеет не только их объем, но и их состав.
Однако любые предложения по изменению удельного веса той или иной валюты в составе золотовалютных резервов страны должны учитывать не только мнения специалистов в области финансов и денежного обращения, но и мнения специалистов как в области геополитики, так и научно-технического прогресса (с использованием информации, которой располагает ГРУ, Внешняя разведка, ФСБ, МИД и т.д.).
Ситуация, складывающаяся на мировых финансовых рынках требует, по мнению автора, увеличения доли золота в золотовалютных резервах ЦБ РФ. Актуальным является вопрос о разработке правительственной программы, направленной на увеличение в России добычи золота и других драгоценных металлов.
С другой стороны, устойчивость российского рубля в конечном счете зависит от конкурентоспособности продукции выпускаемой на отечественных предприятиях. Этого можно достигнуть лишь на основе активизации инвестиционного процесса, направленного на внедрение достижений научно-технического прогресса и обеспечение безопасности страны.
9 Буторина О.В. Рубль, доллар, евро // Международная жизнь. № 2. 2002.
10 Конкретные направления и механизм предоставления данного кредита является темой отдельного разговора. В данной работе ставится более скромная цель - попытаться показать теоретическую возможность постановки данной проблемы.
11 Басов А.И. Валютный компонент золотовалютных резервов // Финансы и кредит. 2002. № 24 (114). С. 34.