23 (206) - 2011
ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ
УДК 330.322.214:622.692.4 (571.56)
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕФТЕПРОВОДА ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ - ТИХИЙ ОКЕАН)
Н. М. СОМОВА, старший научный сотрудник E-mail: [email protected] Институт региональной экономики Севера
Г. А. ЕФИМОВА, главный специалист акционерного коммерческого банка «Алмазэргиэнбанк» ОАО Тел.: 8 (4112) 36-28-06
Отражены некоторые особенности инвестиционного обеспечения экономического развития региона. Особое внимание уделено роли инвестиционного проекта строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан в развитии экономики Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: нефтепровод, инвестиция, добыча нефти, реализация проекта, ОАО АК «Транснефть».
Республика Саха (Якутия) — самый большой по территории субъект РФ: занимает 3103,2тыс. км2, или 1/5 часть территории России, иявляется богатейшей ресурсной базой не только российского, но и мирового значения. Реализуемая сегодня долгосрочная стратегия комплексного развития Республики Саха (Якутия) — яркий пример региональной политики, использующей инструменты государственно-частного партнерства для освоения огромной территории, во многом развивающейся с чистого листа.
Природно-ресурсный потенциал Якутии, по данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в 2006г. оценивался
в 78,4 трлн руб. Из них балансовые запасы нефти составляли 330 млн т, при том что изучено не более 10% территории четырех якутских нефтегазовых провинций. К 2020 г. объем добычи нефти здесь по разным оценкам может достигнуть 10—13 млн т в год. Нефтегазовый комплекс РС (Я) к 2020 г. обеспечит более чем 60 %-ный прирост ВРП к существующему уровню.
Главной причиной увеличения объемов добычи нефти является реализация крупномасштабного инвестиционного проекта строительства нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВС — ТО), который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в Приморском крае.
Несмотря на негативные последствия глобального кризиса, очевидна необходимость продолжения строительства инфраструктурных объектов на территории Республики Саха (Якутия) в рамках федеральных целевых программ и инвестиционных проектов с применением инструментов государственно-частного партнерства.
Трубопроводная система Восточная Сибирь — Тихий океан, предназначенная для транспортировки нефти сибирских месторождений на перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, является одним из крупнейших инвестиционных энергетических проектов, реализуемых на территории Якутии в соответствии со Схемой развития производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) до 2020 г.
Не менее важная цель проекта — освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока, развитие нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслей в этих регионах.
Разработка проекта и строительство нефтепровода осуществляются на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 1737-р [2]. Планируемая пропускная способность нефтепровода — 80 млн т нефти в год. Протяженность трассы около 5 тыс. км. Сооружение уникальной во всех отношениях нефтепроводной системы в сложнейших природно-климатических условиях ведет ОАО АК «Транснефть», источником финансирования инвестиционного проекта являются ее собственные и заемные средства.
Учитывая объем строительства, а также освоение и обустройство новых восточносибирских месторождений нефти, реализация проекта осуществляется поэтапно.
Первый этап (ВС — ТО-1) был завершен, а нефтепровод введен в эксплуатацию в декабре 2009 г. В рамках данного этапа построены магистральный
нефтепровод на участке г. Тайшет (Иркутская область) — г. Усть-Кут (Иркутская область) — г. Ленек (Якутия) — г. Олекминск — г. Алдан (Якутия) — г. Сковородино (Амурская область) общей протяженностью 2 694 км, в том числе 1 594 км по территории РС (Я). Состав объектов ВС — ТО-1 включает 7 нефтеперекачивающих станций (НПС), в РС (Я) находятся три из них (НПС № 10 «Талакан», НПС №14 «Олекминск» и НПС № 17 «Алдан»), пункт налива нефти — на станции Сковородино, специализированный морской нефтеналивной порт «Козьмино» в районе г. Находка [1].
Инвестиции в строительство первой очереди трубопровода с учетом индексации оцениваются в 390 млрд руб., на строительство терминала в Козьмино затрачено 60 млрд руб.
На втором этапе (ВС — ТО-2) предусмотрено строительство магистрального нефтепровода по маршруту Сковородино — Благовещенск — Биробиджан — Хабаровск — СМНП Козьмино общей протяженностью 2 064 км. Инвестиции, включая затраты на приобретение технологической нефти, оцениваются в 354 млрд руб. Завершение строительства второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан запланировано на 2014 г. (см. рисунок).
Вывод всей системы на проектную мощность в 80 млн т нефти в год будет происходить последовательно, по мере роста ее добычи: в 2010 г. — 15 млнт; в 2011 г. — до 30 млнт; к2016г. — до 50 млнт; к 2025 г.—до80 млн т нефти.
МОНГОЛИЯ
Р-НПС №в -ХнцСПИ"
МПС №21 .Сконородмкв^^^КГС №24
НПС N14 .речушка
НПС №14 «Оли км »не«-
С^ НПС №17 "Аля.14
■Талакан* р.
НПС №10
Тайшгг
Источник: [3]
Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан
В марте 2011г. через Козьмино отгружено 1 млн 300 тыс. т нефти, что на ЮОтыс. т больше, чем в феврале 2011г. За первый месяц 2011г. из спецморнефтепорта «Козьмино» было отгружено 12 партий нефти по ЮОтыс. ткаждая. 42 % экспортируемого углеводородного сырья было направлено в Японию [5].
Наряду с реализацией проекта ВС — ТО-2 построено ответвление от магистрального нефтепровода по маршруту Сковородино — Дацин (КНР) мощностью 15 млн т нефти в год и протяженностью более 1 030 км. По отводу системы Восточная Сибирь — Тихий океан в Китай с января 2011 г. было прокачено 2 млн 570 тыс. т нефти [4].
Строительство нефтепровода предполагает открытие новых предприятий, т. е. создание новых рабочих мест. На территории РС (Я) построены три нефтеперекачивающие станции (на Талакане, в г. Олекминске и в г. Алдане). В рамках проекта расширения нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан в РС (Я) будут построены еще четыре станции (НПС № 12, 13, 16, 18). В строительстве этих станций примут участие подрядные организации из г. Олекминскаи г. Алдана, которые строили первую очередь нефтепровода, т. е. ожидается увеличение объема производства и рабочих мест, а соответственно и отчислений в бюджетреспублики.
Экономический эффект от реализации проекта ВС — ТО возникает как в период строительства, так и в процессе его эксплуатации. Общий объем поступлений в местные бюджеты субъектов Федерации в период эксплуатации при выходе системы на максимальную мощность (80 млн т) оценивается в 400 млн долл. США, в том числе на долю РС (Я) — порядка 3 млрд руб.
Эффект от реализации проекта не ограничивается поступлениями в бюджет, строительство нефтепровода повысит инвестиционную привлекательность РС (Я). Для нормального функционирования нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий Океан необходима развитая транспортная и энергетическая инфраструктура. До 2020 г. в регионе предполагается построить железную дорогу до г. Якутска с мостом через р. Лена и выходом до границы с Магаданской областью, создать круглогодичную сеть федеральных и республиканских автомобильных дорог с крупнейшим логистическим узлом в г. Якутске, модернизировать речной флот. Планируется связать линиями электропередач центральную, западную и южную части республики, построить экономичные электростанции. С реализацией этих проектов исчезнут факторы,
сдерживавшие рост инвестиционной активности в республике.
Проведение нефтепровода к местам добычи нефти повысит инвестиционную привлекательность этих территорий, что будет способствовать вложению средств в поисково-разведочные работы. До начала строительства нефтепровода недропользователи крайне сдержанно относились к геологоразведке в Якутии, которая в 5—6 раз обходилась дороже, чем ее проведение, например, в Западной Сибири.
В целях ресурсного обеспечения трубопроводной системы необходимо наращивать объемы геологоразведочных работ в первую очередь на территориях, прилегающих к трассе нефтепровода. Согласно программе воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ до 2020 г. объем государственных инвестиций в геологоразведку восточносибирских месторождений планируется увеличить с 80 до 129 млрд руб. Дополнительные инвестиции позволят ускорить поиск и разведку полезных ископаемых, что будет способствовать своевременному заполнению нефтепровода. При этом, учитывая сложность ведения геологоразведочных работ на территории республики, большое значение приобретает внедрение новых технологий в разработку месторождений.
Источником финансирования геологоразведочных работ, кроме государственных средств, выступают собственные средства недропользователей. Так, компания «Сургутнефтегаз» планирует до 2020 г. инвестировать в разработку месторождений Восточной Сибири около 900 млрд руб. Основная часть средств будет направлена на бурение и ввод в эксплуатацию новых месторождений.
До начала реализации проекта добыча нефти в регионе составляла порядка 300 тыс. т нефти в год. Основная часть добываемого сырья использовалась для местных нужд. Небольшие партии нефти отправлялись на экспорт по р. Лена и Северному морскому пути, но эти поставки были убыточны. Реализация проекта позволит снизить затраты на транспортировку нефти, что повлияет на увеличение рентабельности нефтедобывающей отрасли.
Таким образом, строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий Океан на территории РС (Я) позволит приблизить общероссийскую магистральную систему к нефтяным месторождениям РС (Я), что ускорит их освоение, активизирует геологоразведочные работы, снизит затраты недропользователей, в целом будет способствовать развитию экономики, повышению инвестиционной
привлекательности и росту доходов республики. Значение строящегося нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан для укрепления экономической мощи России невозможно переоценить. Именно поэтому в стране и за рубежом так велик интерес общества к созданию Восточного — Сибирского маршрута транспортировки российской нефти.
Продолжение комплексной реализации ключевых инвестиционных проектов, строительство объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, формирование опорных населенных пунктов в районах опережающего развития позволят к 2020 г. превратить дотационный регион, каким в настоящее время является Якутия, в регион-донор.
Список литературы
1. О проектировании и строительстве трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан»: распоряжение Правительства РФ от 31.12.2004 № 1737-р.
2. Республика Саха (Якутия): мегапроект новой России. Информационный меморандум, 2010.
3. Сайт акционерной компании «Транснефть». URL: http://www.transneft.ru/objectdata/ WebPageImpl/3658/vsto.jpg.
4. Экспертный портал «Восточный нефтепровод». URL: http://www.vstoneft.ru/news. php?number=835.
Предлагаем более 350 обучающих семинаров по 25 направлениям
¿Пи
Moscow
Business School
Leadership Energy
119334
Ленинский пр-т, д. 38-а тел.+7(495)646-15-05 [email protected]
wwwmbs-seminar.ru www.mbschool.ru