УДК 332.146:330.332 ББК 65.049-56 О 76
Е.А. Остапенко,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансового менеджмента и банковского дела Ставропольского государственного аграрного университета, г. Ставрополь. Тел.: + 7 (906) 461-80-21, e-mail: helen_07-84@ mail.ru
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье предложен механизм инвестиционного обеспечения эффективной реализации человеческого потенциала региональной экономики, в основу которого положено общественное, государственное и частное партнерство. Результаты исследования подтверждают необходимость применения эле-вантного способа реализации человеческих ресурсов в развитии региональной экономики.
Ключевые слова: регион, инвестиционный проект, механизм инвестиционного обеспечения развития экономики региона, человеческий потенциал, партнерство.
EA. Ostapenko,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Financial Management and Banking Department, Stavropol State Agrarian University, Stavropol. Ph.: +7 (906) 461-80-21, e-mail: [email protected]
INVESTMENT PROVIDING OF EFFICIENT IMPLEMENTATION OF THE HUMAN POTENTIAL OF REGIONAL ECONOMY
Abstract. The article proposes a mechanism for investment to ensure the effective realization of the human potential of the regional economy, which is based on public, state and private partnership. The results of the study confirm the need to use an elevative way of implementing human resources in the development of the regional economy.
Keywords: region, investment project, mechanism of investment support for the development of the regional economy, human potential, partnership.
Эффективность использования человеческого потенциала в развитии экономики региона сопровождается множеством трудностей, среди которых справедливо можно выделить недостаточность инвестиций для обеспечения потребностей воспроизводственного процесса
человеческих ресурсов, пассивное развитие экономики региона, функционирование старых организационных механизмов генерации на ме-зоуровне, а также распределения и реализации человеческих ресурсов. Человеческие ресурсы региональной экономики характеризуются
низкой оценкой и недостаточной капитализацией, на что указывает низкий уровень оплаты труда и уровень спроса на интеллектуальный капитал [1, 2]. Ю. Колесников обосновано акцентирует внимание на некоторых причинах недостаточности капитализации [3]:
- во-первых, высокий дефицит продуктивных мезоуровневых институтов и элементов современной инфраструктуры экономики региона;
- во-вторых, нерешенная проблема модернизации структуры экономики, возникшая еще в условиях централизованного хозяйства и усугубившаяся на современном этапе.
Сопоставляя выделенные причины, можно отметить их взаимосвязь с низким уровнем оценки и недостаточностью капитализации человеческих ресурсов:
- с одной стороны, дефицит ме-зоуровневых институтов, элементов современной инфраструктуры и обеспечения, а также неразрешенный вопрос совершенствования структуры экономики региона определяют полную недооценку человеческих ресурсов;
- с другой стороны, низкое качество человеческих запасов, соответствующее их общественной оценке, является следствием отсутствия средств для создания институтов, формирования новых элементов инфраструктуры и реализации структурных изменений в указанной сфере.
Указанный «порочный круг» рельефно представлен в региональных экономиках депрессивного типа, где значительная часть человеческих ресурсов принимает элементарную форму трудовых ресурсов этноэко-номики, реализуемых в производстве продуктов с низкой долей добавленной стоимости, обладающих узким спросом и, как следствие, узкими рамками местного сообщества. Так как человеческие ресурсы этноэкономики основываются на тривиальных компетенциях, они не
соответствуют высоким требованиям обостренной пространственной конкуренции.
Для обеспечения потребностей эффективной реализации человеческих ресурсов в развитии экономики региона необходим специальный организационный механизм.
Разрабатывая искомый организационный механизм, отталкиваемся из того, что человеческие ресурсы региональной экономики представлены двумя функциональными формами:
- форма совокупной рабочей силы территориального сообщества, которая реализуется в трудовой деятельности (как правило, по трудовому контракту);
- форма совокупного творческого потенциала территориального сообщества, которая реализуется посредством капитализации (так зарождаются капитал предпринимательства и интеллектуальный капитал).
Указанные функциональные формы основываются на общей базе потенциала здоровья, потенциала культуры и общеобразовательного потенциала территориального сообщества, которая создается совместными усилиями домохозяйств, организаций здравоохранения, образования и культуры (рис. 1).
Анализируя рис. 1, отметим, что для обеспечения потребностей процесса воспроизводства общей базы и двух функциональных форм человеческих ресурсов экономики региона актуальна эффективная комбинация чистых общественных благ, смешанных благ и частных благ [4, 5].
Представленные на рис. 1 формы человеческих ресурсов региональной экономики и способы их реализации позволяют определить основу искомого организационного механизма. Основу организационных механизмов составляет фундаментальное взаимоотношение всех участников процессов, которые регулируются и направляются такими механизмами. При этом характер
Общая база потенциала здоровья, потенциала культуры и общеобразовательного потенциала территориального сообщества
Функциональная форма совокупной рабочей силы территориального сообщества (для ее воспроизводства востребованы смешанные блага, частные блага) Функциональная форма совокупного творческого (креативного) потенциала территориального сообщества (для ее воспроизводства востребованы смешанные блага, частные блага)
Реализация в трудовой деятельности (самозанятость, трудовой контракт) Реализация посредством капитализации, в результате которой возникают капитал предпринимательства и интеллектуальный капитал
Рис. 1. Функциональные формы человеческих ресурсов региональной экономики и способы их реализации
такого фундаментального отношения обеспечивает функциональные формы человеческих ресурсов для эффективной их реализации в развитии экономики региона.
Исследуем допустимые варианты указанного фундаментального отношения применительно к эквивалентному способу обеспечения человеческими ресурсами в развитии региональной экономики [6, 7].
Первый вариант - отношение частного сотрудничества потенциальных участников инвестиционного обеспечения указанного способа реализации человеческих ресурсов - не адекватен заданным условиям. Частное партнёрство создает благоприятную среду для формирования частных благ в целях качественного обогащения и количественного роста человеческих ресурсов в развитии экономики региона, однако чистые общественные и смешанные блага, которые необходимы для обогащения и роста, остаются без должной поддержки; следовательно, указанный способ реализации человеческих ресурсов не обеспечивается в своей целостности в развитии экономики региона.
Второй вариант - отношение государственно-частного сектора потенциальных участников
инвестиционного обеспечения указанного способа реализации человеческих ресурсов в развитии экономики региона, но он также в полной мере не соответствует характеру данного процесса, так как в современных условиях, базирующихся на отношении власти-собственности, отношение государственно-частного партнерства уродливо деформируется, порождая особую форму бюрократического капитала, извлекающего административную ренту [8]. Указанная рента формируется, в том числе, и за счет перераспределения в пользу бюрократического капитала части средств, предназначенных для качественного обогащения и количественного роста человеческих ресурсов в развитии экономики региона.
Третий вариант - развернутое отношение общественного, государственного и частного партнерства потенциальных участников инвестиционного обеспечения указанного способа реализации человеческих ресурсов в развитии экономики региона - соответствует характеру данного процесса, так как обеспечивает необходимое опосредствование взаимодействия государственного и частного партнеров участием партнера, воплощающего в себе возможности гражданского общества.
Речь идет об использовании в процессе «размыкания» непосредственного взаимодействия государства и бизнеса, чреватого возникновением бюрократического капитала и административной ренты, возможностей представительных общественных организаций (рис. ).
Рас мотрим возможно и пред-ст в тельных общественных организаций, н обходимые в ци ль-н м орга изац онном механизме для обе печения п тре ностей эф-ф ктивной реализации человеческих есурсов в развит и экономи-кмрегиеена:
- субъектное воплощение, представите льство потенциала гражданского общества, необходимого для опосредствования взаимодействия по линии «власть - собственность»;
- отсутствие корыстных интересов, обусловленное некоммерческим характ ром указанных орг низа-ций, добровольность участия в их деятельности, ч о да возможность обеспечивать представительство интересов слоев гражданского общества и вы нять функции нез висимой экспертизы предлагаемых пр ектов реалечзациичйлывеческкех рнсурсоы в развитии экономики региона;
Рис. 2. Развернутое отношение общественного, государственного и частного партнерства
-созданчеКшанашриятноЧсрыды для фордшрввания и дальнейнлнгд представительства общественных интересов различных социальных групп;
- демократический характер институциональной организации внутренней среды деятельности, опора на механизмы самоуправления, что дает возможность эффективно противостоять развитию процессов бюрократизации.
В силу того, что представительные общественные организации многообразны и разрознены, встает вопрос, об организационной форме общественного партнёрства для участия в развернутом партнерстве. Такая форма уже существует и апробирована в процессе управления социально-экономическим развитием на мезоуровне - это Общественные палаты территорий, представляющие интересы и возможности общественных организаций [9].
йМнкыиырцивналыно-хозяййтвыве кзая фурм» яеализации развернутого отношения общественного, государственного и частного партнерства представляет собой стратегический контракт между территориальными органами власти и управления в лице губернатора, бизнес-структурами региональной экономики в лице руководителей Торгово-промышленной палаты и представительными общественными организациями в лице руководителей Общественной палаты о формировании человеческих ресурсов и эффективной реализации их в развитии региональной экономики. Узловым элементом предлагаемого стратегического контракта является совокупность перспективных целей, направленных на формирование и реализацию человеческих ресурсов и адекватных элевантному способу реализации указанных ресурсов, что позволит использовать данный
контракт в реализации возможностей Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» применительно к мезоуровню.
Акцентируем внимание на формирование системы перспективных целей, так как разобщенные цели не соответствуют системной природе региональной экономики и ее человеческих ресурсов. В этом случае речь идет о необходимости перехода к селективному планированию на мезоуровне.
Селективное планирование -выдвижение системы перспективных целей применительно к сложно организованным системным образованиям пространственного типа, начиная с местных хозяйств, продолжая региональными экономиками и завершая национальными экономиками, предпосылки
чего раскрыл в 60-х гг. ХХ века Дж. Гелбрейт, которому принадлежит концептуальное представление о «планирующей системе», складывающейся во взаимодействии крупных корпораций и бюрократического аппарата государства. В современных условиях данное представление обретает новые возможности, становясь основой теории селективного планирования [10]. Наличие достаточных возможностей выдвижения системы перспективных целей на мезоуровне становится главным условием конкурентоспособности региональной экономики в условиях обострения пространственной конкуренции.
Определим указанные перспективные цели применительно к эле-вантному способу реализации человеческих ресурсов в развитии экономики региона (табл. 1).
Таблица 1
Постановка перспективных целей Факторы, действующие в условиях обострения пространственной конкуренции и обусловливающие выдвижение перспективных целей Перспективные цели, выдвигаемые в отношении формирования и реализации человеческих ресурсов в развитии региональной экономики
Общая база потенциала здоровья, потенциала культуры и общеобразовательного потенциала территориального сообщества Конкуренция условий жизни в территориальных сообществах, вызов ускорения перемены деятельности Формирование расширенной и качественной базы потенциала здоровья, потенциала культуры и общеобразовательного потенциала, адаптированной к ускорению перемены деятельности
Функциональная форма совокупной рабочей силы территориального сообщества Поляризация спроса на высококвалифицированную и «стандартную» рабочую силу, вызов ускорения перемены деятельности Расширенное воспроизводство высококвалифицированной рабочей силы, адаптация обучения к условиям ускорения перемены деятельности
Функциональная форма совокупного творческого (креативного) потенциала территориального сообщества Опережающий рост спроса на интеллектуальный капитал в наиболее развитых странах; отток интеллектуального капитала из экономик, находящихся на периферии глобального эволюционного процесса Создание территориальной подсистемы формирования совокупного творческого (креативного) потенциала, инициация и поддержка спроса на данный потенциал, обеспечение условий для его капитализации в форме интеллектуального капитала
Цели формирования и реализации человеческих ресурсов в развитии региональной экономики
Анализируя данные табл. 1, приходим к следующим выводам:
- перспективными целями, необходимыми для формирования и реализации человеческих ресурсов в развитии экономики региона, соответствующими элевантному способу реализации, являются цели создания расширенной и качественной базы потенциала здоровья, потенциала культуры и общеобразовательного потенциала, адаптированной к ускорению перемены деятельности, расширенного воспроизводства высококвалифицированной рабочей силы, а также создания территориальной подсистемы формирования совокупного творческого (креативного) потенциала, инициации и поддержки спроса на данный потенциал, обеспечения условий для его капитализации в форме интеллектуального капитала;
- вектор представленных целей предполагает выход за рамки стандартных подходов и использование новых возможностей, предлагаемых наукой территориального управления.
Акцентируя внимание на новых возможностях территориального управления с целью создания и реализации человеческих ресурсов в развитии экономики региона, предлагаем механизм инвестиционного обеспечения эффективного способа реализации указанных ресурсов. Среди новых возможностей можно выделить проектный подход к формированию и реализации человеческих ресурсов в развитии экономики региона. Так как проектный подход сформирован в русле системной методологии [11]. В основе проекта лежит система первичных ресурсов, преобразующихся в конечные результаты, которые были изначально определены, посредством определенных работ. Таким образом, стержневыми структурными связующими проекта являются: конструктивная постановка исходной цели, возможные способы реализации поставленной цели и достигнутые результаты.
Гибкость проектов и возможность управления ими является главным преимуществом перед планами и программами, хорошо известными из опыта централизованной экономики и последних двух десятилетий:
- проекты не являются жестко сформированными структурными образованиями, в которых все компоненты изначально закреплены и не могут меняться, в том числе замещаться другими компонентами;
- в процессе исполнения проектов их содержание может меняться, в том числе посредством включения в них новых компонентов, ранее входивших в состав внешней среды;
- в составе проектов могут присутствовать и временные компоненты (например, услуги экспертов, привлекаемых в течение короткого периода времени из внешней среды);
- многие параметры проектов управляемы (объемы и перечень работ в рамках проектов; общая стоимость проектов, величина и структура издержек их выполнения, временные характеристики проектов и их структурных компонентов, основные ресурсы, необходимые для реализации проектов, уровень и другие качественные характеристики управленческих решений и др.).
Адаптируя приведенные положения к проблеме инвестиционного обеспечения эффективной реализации человеческого потенциала в развитии экономики региона, предлагаем использование взаимосвязанной совокупности инвестиционных мегапроектов формирования и реализации человеческих ресурсов в развитии экономики региона для формирования ядра механизма, обеспечивающего потребности элевантного способа реализации указанных ресурсов. Как известно, класс мегапроектов ориентирован на глубокие и масштабные преобразования целых систем и их структурных компонентов, комплексное изменение условий хозяйственной деятельности. Исходя из указанного предложения, на рис. 3
Прежний опыт
Рис. 3. Структура инвестиционного обеспечения реализации человеческих ресурсов в развитии региональной экономики
редставлена структура совокупности мегапроектов.
Итак, идея инвестирования в человеческий потенциал в развитии региональной экономики возаикает в иротиво^чивом взаимодействии п^жнегв опвлте реалитввщи указанная всзурсив ьновыхуслова0, рактуемз1х еТзттрением простран-втвеиноё гонквренцти. Прп взом иибкость и системный характер вредлагаемвсх иигвсвиционтых мо-сгпроввтоеоГесезчиопютпотреЗно-
и ко-
лмчентвенаооо роеса штловеческаи ресурсов при элевантном способе их реализации в развитии региональной экономики.
Предлагаемые инвестиционные проекты - это открытые системы, которые активно обмениваются с внешней средой, получая из нее и оценивая результаты прежнего опыта, требования, обусловленные обострением пространственной конкуренции, дополнительные ресурсы, необходимые для успешной реализации проектов, а также генерируя во внешней среде позитивные или негативные эффекты, передавая ей избыточные средства и создавая объекты широкого
назначения, функционально выходящие за пределы процесса формирования и реализации человече-сквх^сурсов [12].
Исхода хо вотичипобщеи (эевыа вьфастающихнаегт стовефцйкцм-онииьныаформчелотенозких е>верp-сов^делаешещвидиц шас в щзра-ботке ядра механизма и определим чоаовные титы мнзоовиционныи мтгапртсатов, ьЗеспгчпиающФхсмОс вантный снособ вигли зации донным рстурове в анзвитивpeгиoнеиенов екеномити.
Пгрвый тип ив вестивигнныа мо-гапроектов - социальные, которые направлены на развитие потенциала здоровья, культуры и общеобразовательного потенциала территориального сообщества. Они адресованы формированию общей базы человеческих ресурсов, ориентированы на чисто общественные блага и, соответственно, опираются на общественные средства.
Исходя из результатов анализа человеческих ресурсов в развитии региональной экономики, выделим ключевые цели, на достижение которых призваны ориентироваться разработчики социальных инвестиционных проектов:
- с точки зрения потенциала здоровья - создание условий его расширенного воспроизводства применительно к территориальному сообществу, увеличение ожидаемой продолжительности жизни новых поколений, увеличение ожидаемой продолжительности периода активной деятельности;
- с точки зрения культуры - овладение новыми поколениями социально-культурных ценностей, накопленных территориальным сообществом, институциональное упорядочивание отношений, складывающихся в процессе указанного освоения;
- с точки зрения общеобразовательного потенциала - расширение общеобразовательной базы, на которую в дальнейшем будет опираться процесс профессионального обучения, осуществление качественного предварительного профилирования учащихся общеобразовательных школ, ранняя селекция детей, обладающих необходимыми предпосылками для формирования творческого потенциала личности.
Второй тип инвестиционных ме-гапроектов - проекты, направленные на развитие рабочей силы, адресованные на формирование новых профилей подготовки работников и освоение компетенций в их рамках. Они ориентированы на смешанные и частные блага и, соответственно, опираются на комбинацию частных и общественных средств.
Исходя из результатов анализа человеческих ресурсов в развитии региональной экономики, определим ключевые цели, на достижение которых должны ориентироваться разработчики инвестиционных проектов развития рабочей силы:
- освоение новыми поколениями ключевых компетенций, адекватных процессу перехода к шестому технологическому укладу. Здесь возможно использование формы самофинансирования обладателя рабочей силы, заинтересованного в приобретении ключевых
компетенций, а также формы корпоративного инвестирования, обеспеченного заключением длительного контракта с обладателем рабочей силы;
- эффективное рыночное продвижение рабочей силы, наделенной указанными ключевыми компетенциями;
- перепрофилирование людей, потерявших работу вследствие изменений в технологическом базисе региональной экономики и структуре спроса на территориальном рынке труда. Здесь востребована форма смешанного инвестирования из двух источников: бюджетные средства; частные средства лиц, нуждающихся в указанном перепрофилировании;
- обеспечение непрерывного обучения участников территориального сообщества на протяжении активного периода их жизни. Здесь необходимы специальная инфраструктура и создание цепочки образовательных, а также консалтинговых организаций, для создания которых могут быть использованы бюджетные средства и средства самих обучающихся;
Третий тип инвестиционных мегапроектов - проекты развития интеллектуального капитала, ориентированные на отбор людей, обладающих необходимыми предпосылками для формирования творческого потенциала личности, освоение ими высокоразвитых компетенций и капитализацию генерированного творческого потенциала. Они адресованы функциональной форме совокупного творческого (креативного) потенциала территориального сообщества, ориентированы на смешанные и частные блага. Соответственно, они, аналогично проектам, адресованным функциональной форме совокупной рабочей силы территориального сообщества, опираются на комбинацию частных и общественных средств, предоставляемых домохозяйствами, коммерческими организациями,
нуждающимися в интеллектуальном капитале, а также территориальным бюджетом.
Выделим ключевые цели, на достижение которых должны ориентироваться разработчики проектов развития интеллектуального капитала:
- выявление участников территориального сообщества, обладающих достаточными предпосылками для формирования творческого потенциала личности. Здесь востребованы, преимущественно, средства территориального бюджета, выделенные на обеспечение потребностей деятельности специальных центров оценки и отбора претендентов на формирование указанного потенциала;
- освоение указанными участниками высокоразвитых компетенций по направлениям развития интеллектуального капитала, востребованным системой региональной экономики. Здесь может быть использована
форма индивидуальных грантов, предоставляемых в целях освоения высокоразвитых компетенций;
- создание благоприятных условий для капитализации сформированного творческого потенциала, для чего необходима инициация государственной поддержки спроса на интеллектуальный капитал;
- организация эффективного рыночного оборота интеллектуального капитала в региональной экономике. Здесь востребованы объекты специальной инфраструктуры оборота интеллектуального капитала, создаваемые за счет бюджетных средств, а также средств корпораций, нуждающихся в притоке интеллектуального капитала.
Исходя из определенных выше ключевых целей, оценим совокупность управляемых параметров рассматриваемых инвестиционных проектов и определим среди них ключевые управляемые параметры (табл. 2).
Таблица 2
Положи- Отрица- Неопреде-
Элементы совокупности управляемых тельный тельный ленный вы-
параметров инвестиционных проектов выбор па- выбор бор
раметра параметра параметра
Социальные инвестиционные проекты
Срок реализации проекта 11 34 3
Структура реализации проекта 6 39 2
Затраты проекта 36 4 7
Ограничения ресурсов 21 24 2
Качество проектных решений 39 0 6
Проекты развития рабочей силы
Срок реализации проекта 12 31 4
Структура реализации проекта 31 6 7
Затраты проекта 34 3 10
Ограничения ресурсов 20 24 3
Качество проектных решений 29 12 6
Проекты развития интеллектуального капитала
Срок реализации проекта 29 11 7
Структура реализации проекта 11 28 8
Затраты проекта 16 21 10
Ограничения ресурсов 15 26 6
Качество проектных решений 39 1 7
Совокупность управляемых параметров рассматриваемых инвестиционных проектов
Рис. 4. Механизм инвестиционного обеспечения эффективной реализации человечеекихресурсоввразвитхшрегионалънойэкономики
Анализ данных табл. 2 позволя-етвыявитьклюкевые упраеояемые параметры иввесчиционныя прч-октче: длясоцмальчых проентов-затраты на реализацию и качество проектных решений; для проектов развития рабочей силы - структура работ, издержки реализации проекта и качество проектных решений; для проектов развития интеллектуального капитала - продолжительность проекта и качество проектных решений.
На рис. 4 схематически отображен процесс разработки механизма инвестиционного обеспечения элевантного способа реализации
человеческих ресурсов в развитии экoнемитиpкоирmсо
Рассваоривая рик. н, отмеоим, чтов oкнеяспpeдлoжeнвкго механизма лежит развернутое общественное, государственное и частное партнерство, выдвигающее совокупность перспективных целей, адекватных элевантному способу реализации человеческих ресурсов. Множество инвестиционных ме-гапроектов, направленных на создание и реализацию человеческих ресурсов в развитии экономики региона, составляют ядро механизма инвестиционного обеспечения эле-вантного способа. Систематизация
указанных проектов позволила выделить их основные типы: социальные проекты, направленные на развитие потенциала здоровья, потенциала культуры и общеобразовательного потенциала территориального сообщества; проекты развития рабочей силы, ориентированные на формирование новых профилей подготовки работников и освоение компетенций в их рамках; проекты развития интеллектуального капитала, ориентированные на селекцию людей, обладающих необходимыми предпосылками, освоение ими высокоразвитых компетенций и капитализацию интеллектуального потенциала. Применение экспертных оценок управляемых параметров указанных инвестиционных проектов позволило выявить основные критерии: для социальных проектов - инвестицию на реализацию и качество проектных решений; для проектов развития рабочей силы
- структура работ, затраты на реализацию и качество проектных решений: для проектов развития интеллектуального капитала - продолжительность проекта и качество проектных решений.
Резюмируя вышеизложенное, заметим, что в основу механизма инвестиционного обеспечения развития эффективной реализации человеческого потенциала региональной экономики положено общественное, государственное и частное партнерство. Ядро механизма инвестиционного обеспечения развития эффективной реализации человеческого потенциала в экономике региона представляет собой множество инвестиционных проектов формирования и использования человеческих ресурсов. Результаты исследования представляют необходимость применения элевантного способа реализации ресурсов в развитии региональной экономики.
Примечания:
1. Дзарасов Р.С. Российский капитализм: анатомия эксплуатации // Альтернативы. 2010. № 4.
2. Каравай А.В. Состояние и динамика качества человеческого капитала российских рабочих // Terra Economicus. 2017. Т. 15. № 3. С. 144-158.
3. Колесников Ю.С. Развитие институтов капитализации территориальных ресурсов - ключевая стратегия модернизации экономики Северного Кавказа // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 10. С. 6.
4. Олсон М. Логика коллективных действий. М.: ТЕИС, 1995.
5. Мамедов О.Ю. Смешанная экономика. Двухсекторная модель. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
6. Белоусов В.М., Бортник Е.М., Фатеева С.В. Некоммерческие институты: закономерности становления и функционирования. Ростов-на-Дону: Инфосервис, 2003.
7. Пороховский А.А. Ключевые принципы рыночного развития // Экономика для человека. Социально-ориентированное развитие на основе приоритета реального сектора. Материалы Московского экономического форума. М.: Культурная революция, 2014.
8. Нуреев Р.М., Латов Ю.В. Экономическая история России (опыт институционального анализа). М.: КНОРУС, 2016.
9. Попов Р.А., Шереметинский Н.Б. Государственно-частное партнерство в развитии региона в условиях экономической напряженности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». 2016. № 1 (175).
10. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Планирование в экономике XXI века: какое и для чего? // Terra Economicus. 2017. Т. 15. № 1. С. 27-39.
11. Клейнер Г.Б. Системная экономика. М.: ЦЭМИ, 2013. С. 58-73.
12. Ватрак В.И. Ключевые показатели эффективности участников проектной деятельности // Управление человеческим потенциалом. 2014. № 2. С. 138-143.
Reference:
1. Dzarasov R.S. Russian capitalism: the anatomy of exploitation // Alternatives. 2010. No. 4.
2. Karavay A.V. The state and dynamics of the quality of human capital of Russian workers // Terra Economicus. 2017. Vol. 15. No. 3. Pp. 144-158.
3. Kolesnikov Yu.S. Development of institutions for capitalization of territorial resources - a key strategy for the modernization of the economy of the North Caucasus // National interests: priorities and security. 2012. No. 10. P. 6.
4. Olson M. The logic of collective action. M.: TEIS, 1995.
5. Mamedov O.Yu. Mixed economy. Two-sector model. Rostov-on-Don: Phoenix, 2001.
6. Belousov V.M., Bortnik E.M., Fateeva S.V. Non-profit institutions: patterns of formation and functioning. Rostov-on-Don: Infoservice, 2003.
7. Porokhovsky A.A. Key principles of market development // Economics for Man. Socially-oriented development based on the priority of the real sector. Materials of the Moscow Economic Forum. M.: Cultural Revolution, 2014.
8. Nureev R.M., Latov Yu.V. Economic history of Russia (the experience of institutional analysis). M.: KNORUS, 2016.
9. Popov R.A., Sheremetinsky N.B. Public-private partnership in the development of the region in conditions of economic tension // Bulletin of Adyghe State University. Series 5: The Economy. 2016. No. 1 (175).
10. Buzgalin A.V., Kolganov A.I. Planning in the economy of the XXI century: what and for what? // Terra Economicus. 2017. T. 15. No. 1. Pp. 27-39.
11. Kleiner G.B. System economy. M., 2013. Pp. 58-73.
12. Vatrak V.I. Key performance indicators of participants in project activities // Human potential management. 2014. No. 2. Pp. 138-143.