УДК 338.45:69
ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕГИОНЕ
Эффективная деятельность региона в долгосрочной перспективе, обеспечение высоких темпов его развития и повышения конкурентоспособно -сти в условиях перехода к рыночной экономике в значительной мере определяются уровнем его инвестиционной активности и диапазоном инвестиционной деятельности. Это в свою очередь требует достаточно глубоких знаний теории и практики принятия управленческих решений в области формирования инвестиционной политики, всесторонней экспертизы отдельных объектов предполагаемого инвестирования, разработки эффективных стратегических ее направлений в рамках общей стратегии развития региона. Отечественной экономической наукой до настоящего времени не разработаны необходимого уровня методические и теоретические аспекты количественной оценки инвестиционного климата региона, которые могли бы применяться комплексно. По-прежнему полемичны вопросы оценки эффективности инвестиций, методологии исчисления рисков в реальной инвестиционной деятельности.
В силу существенных различий экономико-географического положения, природных ресурсов, населения, организации хозяйств и инфраструктуры в южных регионах Российской Федерации складываются различные условия для предпринимательской деятельности. Эти условия характеризуют инвестиционную привлекательность регионов для отечественных и иностранных инвесторов. Имея текущее значение инвестиционной при -влекательности в регионе, мы сможем получить ожидаемый уровень инвестиционной активности на основе установленной формы зависимости между этими показателями за предшествующий период.
Анализ финансового положения хозяйствующего субъекта есть анализ системы «хозяйствующий субъект - внешняя среда». Его целью является определение шансов хозяйствующего субъекта приносить максимальную прибыль в будущем. В соответствии с фундаментальными осно -вами природы стоимости хозяйствующего субъекта можно сказать, что анализ финансового положения хозяйствующего субъекта методологически основывается на теории субъективной стоимости.
Оптимальные параметры этой системы для того или иного хозяйствую -щего субъекта определяются из опыта, например из сравнения параметров финансового состояния исследуемого хозяйствующего субъекта с соответствующими параметрами ведущих хозяйствующих субъектов отрасли.
В настоящее время оценка финансового капитала строительных предприятий в Ставропольском крае осуществляется главным образом на основе методики расчета значения собственного финансового капитала (СК) и значения привлеченного финансового капитала (П) по данным бухгалтерского баланса. Рыночная оценка финансового капитала хозяйствующего субъекта - оценка рынком стоимости трудового капитала хозяйствующего субъекта. Очевидно, что эта оценка основана на субъективной оценке экономической деятельности хозяйствующего субъекта, она выражается в статистически значимом количестве принятых рынком управленческих решений в отношении данного хозяйствующего субъекта.
С точки зрения динамики для хозяйствующего субъекта в целях получения максимальной прибыли не имеет значения юридическая принад -лежность того или иного ресурса, а имеет значение только его цена. Структура балансового актива здесь определяется характеристиками необхо -димых для производства той или иной строительно-монтажной работы хозяйствующего субъекта основных средств (величина запасов (оборотного капитала) во времени должна стремиться к нулю). Поэтому очевидно, что структура баланса хозяйствующего субъекта зависит от того, в какой отрасли действует хозяйствующий субъект Отсюда прибыльность и ликвидность хозяйствующего субъекта - функция структуры баланса хо -зяйствующего субъекта. Очевидно, что структура баланса определяется условиями достижения состояния динамического равновесия хозяйству-
И.Н. Кузнецова,
кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, Ставропольский государственный университет
♦
♦
ющим субъектом. Следовательно, прибыльность и ликвидность хозяйствующего субъекта есть функция условий достижения состояния динамического равновесия для того или иного хозяйствующего субъекта.
В современных условиях для восстановления производственных основных средств необходимо искать ресурсы на стороне. Неадекватными оборотные средства могут быть из-за их качества и количества. В первом случае, очевидно, хозяйствующий субъект просто не может перераспределить в свою пользу посредством законов рыночной экономики оборотные средства необходимого качества, так как их может не быть на рынке вообще. Ситуация возможна: например, необходимые природные ресурсы, оборотные средства уже никакими хозяйствующими субъектами не производятся. Во втором случае хозяйствующий субъект не может привлечь достаточное количество оборотных средств по причине недостачи денежных ресурсов (или каких-либо других высоколиквидных активов).
В условиях рыночных отношений в экономике страны одним из основных показателей результатов производства для строительного предприятия является прибыль. Управление капитальным строительством - воздействие системы управления на управляемую систему обеспечивающую ввод в действие строящихся объектов с наименьшими затратами труда, материальных и денежных ресурсов при требуемом качестве строительной продукции. Продукция строительства - недвижимый объект, вновь возведенные или реконструируемые объекты.
Земля является местом пространственного размещения строительства и его составной частью при строительстве дорог. Для строительства характерна большая продолжительность производственного цикла и большие единовременные затраты на единицу готовой продукции (объект). Длительность производственного цикла вызывает необходимость применения специфических форм финансирования и расчетов за готовую продукцию, осуществляемых ныне на основе договорных цен.
Для стабильного выпуска продукции (как и в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности) в строительстве создается определенный задел - незавершенное производство. В последнее время в Ставропольском крае объемы незавершенного строительства постоянно росли и превосходили нормативы, что с экономической точки зрения привело к замораживанию «огромных государственных средств», неокупаемо-сти инвестиций, нарушению воспроизводственного процесса в каждой подотрасли строительства. Величина задела определяется расчетным путем.
Длительное время у строителей не было заинтересованности в сдаче объекта в эксплуатацию, так как система оплаты труда не требовала законченности объекта. А в настоящее время подписано согласованное с налоговой инспекцией распоряжение о переходе на расчеты за законченные объекты и пусковые комплексы. В соответствии с этим документом затраты подрядных организаций до ввода объекта покрываются за счет авансов заказчика в пределах 90% месячного выполнения и 10% за счет кредитов банка. При этом затраты по выплате процентных ставок за пользование кредитом возмещаются подрядчику только при соблю-
дении сроков ввода, а по жилым домам - при своевременной их передаче под заселение.
Для более полной оценки субъектов экономики и их «вклада» в развитие Южного региона важно характеризовать его развитие: объем инвестиций в основное производство, затраты на исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Поддержание на высоком техническом уровне зависит от наличия на предприятиях подразделений научной направленности. Наличие собственного научно -технического комплекса приводит к развитию актуальных тем, ускорению их внедрения, изготовлению нового современного оборудования.
Особо выделяются Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская область. Данные центры оказывают растущую конкуренцию друг другу в плане основного производства, причем позиции подотрасли центров усиливаются. Это проявляется в характеристиках выпуска строительных материалов, производства добавленной стоимости в промышленных центрах.
В строительстве регионов принято рассматривать следующие критерии экономического развития: показателей ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения); средний уровень доходов населения и степень их дифференциации; уровень образования; материальные блага и услуги (продукты питания, жилье, телефонные услуги); обеспеченность хозяйств товарами длительного пользования; уровень здраво-охранения.
Увеличение вложений в экономику нашего региона расширяет его производственно-хозяйственный потенциал, поднимает деловую активность, способствует росту собираемых налогов, позволяет увеличивать количество рабочих мест, повышать занятость населения, сокращать социальную напряженность в регионе, поддерживать на хорошем уровне социальную сферу: своевременно и на более высоком уровне выплачивать заработную плату рабочим и служащим предприятий и работникам бюджетной сферы, выплачивать пенсии, оказывать материальную поддержку инвалидам и т.д. Поэтому чем обоснованнее и эффективнее будет управление процессом инвестирования, тем выше окажется отдача от произведенных вложений, тем скорее произойдут положительные сдвиги в развитии экономики региона, тем ощутимее окажутся результаты этих сдвигов.
Администрация нашего региона создает условия для инвестирования, устанавливая определенные льготы для конкретных инвесторов, решающих нужные для региона задачи. Обеспечивая приоритеты в кредито -вании предпринимателей, администрация может эффективно управлять потоком инвестиционных вложений. У нее имеются собственные инвестиционные возможности, и она сама может выступать в роли инвестора. Поэтому успешная инвестиционная деятельность в регионе в определенной степени зависит от его администрации и, следовательно, должна отслеживаться, оцениваться и анализироваться с целью более эффективного управления конечными ее результатами. Следует отметить наличие заметных сдвигов в структуре капиталовложений в пользу строительно-монтажных работ Это связано с несколькими факторами.
Во-первых, отражаются изменения в отраслевой структуре инвестиций: за последние четыре года вы -
♦
♦
росла доля вложений в жилищное строительство и те отрасли экономики, где вложения в оборудование относительно невелики (торговля, общественное питание и услуги).
Во-вторых, расходы на строительство являются гораздо более инерционными, чем вложения в машины и оборудование. Многие строительные организации имеют долгосрочные подряды на выполнение строительномонтажных работ, и формально эти контракты продол -жают действовать. Практика свидетельствует о том, что заказчикам зачастую выгоднее продолжать строительные работы на уже начатых объектах, чем полностью консервировать их и прекращать строительство.
В-третьих, в условиях нестабильного рынка и неопределенной конъюнктуры на отдельных товарных рынках вложения в строительство оказываются намного менее рискованными, чем инвестиции в оборудование. Подавляющая часть вновь строящихся зданий не привязана жестко к определенному виду хозяйственной деятельности и может быть легко перепрофилирована.
В целом же, анализируя воспроизводственную структуру инвестиций, следует отметить, что она отвечает требованиям современного развития инвестиционного процесса в регионе и в том числе ресурсов, направленных на техническое перевооружение и реконструкцию существующих объектов и мощностей.
УДК 657.6
МЕТОДИКА АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ РЕКЛАМНЫХ РАСХОДОВ
Формирование информационной базы анализа рентабельности расходов на рекламу обусловлено сложностью измерения результата от рекламных акций и невозможностью качественного обоснования долговременных решений по осуществлению рекламных затрат без их анализа.
Проблема выбора базового материала для анализа чрезвычайно важна, потому что исходная информация должна быть достоверной, макси -мально адекватной фактическому состоянию описываемого объекта и измеряться в единицах, позволяющих проводить дальнейшие расчеты. От проведения анализа рентабельности рекламных затрат зависит качество планирования рекламы и управления ею.
Существуют различные методики анализа эффективности рекламной деятельности, основанные не на суммовых показателях, а на информационных результатах рекламы (качественных и количественных факторов), с помощью которых исследуется экономическая эффективность рекламы и интенсивность переноса информации в рекламной аудитории и ее воздействие на человека. Это затрудняет расчет доходности от рекламной деятельности предприятия-рекламодателя и управление затратами в рамках проводимых рекламных кампаний.
В целях формирования информационного поля предприятия-рекла -модателя требуется создание структурированных массивов технологической, экономической, социальной и технической информации с определением учетно-контрольных потоков данных, которые, как показало изучение экономической литературы [3. С. 234; 4. С. 25], имеют наибольший объем и значимость в принятии оптимальных управленческих решений. От надежности информации о рекламных затратах прямо зависят качество и степень объективности конечных результатов оценки получения прибыли от продажи рекламируемого продукта.
Важное значение для создания информационной базы имеет наличие единой системы классификации информации [2. С. 23 - 25; 3. С. 234 - 239]. Это подтверждается тем, что при анализе рентабельности рекламных расходов имеет место множество источников информации, которые требуется систематизировать с целью объединения учетно-аналитических потоков, ресурсов и технологий для формирования информационной базы о рекламной деятельности в целом, отвечающей заданным параметрам для принятия оптимальных управленческих решений, и в частности о расходах на рекламу
Изучив множество разнообразных потоков информации о рекламных затратах, содержащихся в различных источниках и представляющих собой сложную систему показателей, мы в целях формирования оптимальной базы для проведения анализа рентабельности затрат на рекламу составили классификацию учетно-аналитических данных, требующихся для этого анализа (табл. 1).
Ю.А. Лукьянова,
аспирантка кафедры бухгалтерского учета, СГСЭУ