ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
2018. No. 2
УДК 338.45
DOI 10.23683/0321-3056-2018-2-136-141
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
а
© 2018 г. И.А. Полякова а, Ю.Г. Чернышева а
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
Ростов-на-Дону, Россия
а
INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF SUBJECTS OF SOUTHERN FEDERAL DISRICT: INFORMATIONAL AND ANALYTICAL ASPECTS
I.A. Poliakova u, J.G. Chernysheva u
a Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia
Отражена актуальность процесса цифровизации экономики в России как важнейшего условия развития ресурсного потенциала общества. В контексте формирования инфраструктуры цифровой экономики подчеркиваются значение и роль государственной статистики как основного информационного источника; инструмента информационного обеспечения систем мониторинга в рамках реализации майских указов президента и современного инструментария осуществления расчетно-аналитических действий. Анализируется комплексный подход к разработке информационного обеспечения систем мониторинга по важнейшим направлениям социально-экономического развития, в частности инвестиционной деятельности, с учетом пространственной компоненты. На основе информационных массивов регионов, входящих в состав ЮФО, и их территориальной специфики рассчитаны рейтинговые оценки инвестиционной привлекательности и выявлены причины формирования их различных уровней. Получена сравнительная оценка объема и уровня инвестиций, направляемых в основной капитал по федеральным округам РФ.
Ключевые слова: рейтинг, инвестиции, мониторинг, цифровая экономика, статистика, анализ.
The article reflects the relevance of economy digitalization in Russia as the most important condition of developing the resource potential of the society. The context offorming the infrastructure of digital economy reflects the significance and role of the public statistics as the main information source; a tool of information provision of monitoring systems within implementing May Orders of President and the modern toolkit of computational actions. The authors analyses the complex approach to developing information provision of monitoring system on the crucial directions of social and economic development, particularly, investment activity, accounting of spatial component. Based on the data base of regions forming Southern Federal District and taking into account the regional features the ranking scores of investment attractiveness are counted and reason offorming their different levels are identified. The authors have made a benchmark of investment volume and level put the stock capital on federal districts of Russia.
Полякова Ирина Абрамовна -доктор экономических наук, профессор, кафедра статистики, эконометрики и оценки рисков,
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
ул. Большая Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону,
344002, Россия.
E-mail: [email protected]
Irina A. Poliakova -
Doctor of Economics, Professor,
Department of Statistics, Econometrics
and Risk Assessment,
Rostov State University
of Economics,
Bolshaya Sadovaya St., 69, Rostov-on-Don,
344002, Russia.
E-mail: [email protected]
Чернышева Юлия Гариевна -доктор экономических наук, профессор, кафедра анализа хозяйственной деятельности и прогнозирования,
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
ул. Большая Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002, Россия.
Julia G. Chernysheva -Doctor of Economics, Professor, Department of Business Performance Analysis and Forecasting, Rostov State University of Economics,
Bolshaya Sadovaya St., 69, Rostov-on-Don, 344002, Russia.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 2
Keywords: rating, investments, monitoring, digital economy, statistics, analysis.
Россия вступила в стадию формирования цифровой экономики, представляющую развитое современное информационное пространство, цель которого - обеспечение общества и различных групп пользователей достоверными данными о складывающихся социально-экономических процессах и явлениях. Это позволяет использовать обширный потенциал сведений, представленных в цифровой форме в качестве ключевого фактора развития всех сфер жизнедеятельности общества.
Для реализации процесса необходимо создание цифровых платформ и сервисов, обусловливающих развитие системы обработки данных, в том числе и информационно-аналитического обеспечения систем и инструментария мониторинга, организации новых форм статистического наблюдения за цифровой трансформацией общества в условиях устойчивого поступательного развития.
Министерством связи России разработана программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [1], в которой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики как фактора повышения конкурентоспособности страны, качества жизни граждан, появления новых возможностей развития человеческого капитала, обеспечения экономического роста и национального суверенитета.
И.И. Елисеева отмечает, что в возрастающем потоке информации государственная / официальная статистика сохранит свои функции главного информационного источника в стране, координатора статистической деятельности и статистической информации, выпускаемой в масс-медиа многочисленными отраслевыми аналитическими службами и информационными агентствами. Прежде всего, официальная статистика сохранит и упрочит свою роль как единственного источника, предоставляющего государственную экономику в разрезе ее секторов, видов деятельности, взаимосвязей между ними, а также взаимосвязей внутренней экономики с остальным миром. Система национальных счетов будет развиваться за счет детализации показателей выпуска, распределения, потребления и накопления по секторам экономики и видам деятельности, раскрывая систему межотраслевых связей [2].
В рамках реализации Стратегии устойчивого экономического развития России как сложной, многофакторной и многоступенчатой социоэко-номико-экологической системы, повышения роли страны в мировом экономическом пространстве стоит задача комплексного развития территориальных образований.
Модернизация страны имеет пространственную проекцию и особенно ярко это выражено в России, поскольку высока степень территориальной дифференциации, и поэтому учет региональных особенностей является необходимым условием исследования различных аспектов и сценариев современного социально-экономического развития.
Трансформационные процессы, складывающиеся в настоящее время в экономике российских регионов, требуют повышения действенности экономических механизмов, информационно-аналитического обеспечения воспроизводственных процессов и на этой основе активизации управленческих структур в целях создания предпосылок стабильного экономического развития и, следовательно, повышения уровня жизни населения. Это вызывает необходимость сбалансирования ресурсной емкости природно-экономического и человеческого потенциала территориальных систем, высокого уровня развития социальной и информационной инфраструктуры с потребностями населения в качественных составляющих уровня жизни. Реализация данных процессов актуализируется в плане формирования цифровой платформы общественного развития.
Переход экономики на цифровую платформу базируется на наличии качественных информационных ресурсов и в частности представляет информационно-аналитическую основу мониторинга. Практика показывает, что мониторинг должен формироваться в рамках системного подхода к решению спектра задач, обеспечивающих эффективность экономики и социальной сферы регионов с учетом территориальной специфики.
Целью проведения мониторинга в ходе реализации пакета майских 2012 г. Указов Президента Российской Федерации является обеспечение органов управления достоверной информацией о процессах и их динамике в различных сферах жизнедеятельности с учетом уровня пространственной агрегации. Данная информация представляет информационную платформу
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 2
принятия обоснованных управленческих решений как в рамках бизнес-анализа субъекта хозяйствования, так и региона, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций развития [3].
Нами предложен алгоритм комплексного подхода к обоснованию и разработке информационного обеспечения мониторинговых систем по важнейшим направлениям социально-экономического развития в плане получения своевременной и качественной информации для решения аналитических и управленческих задач с учетом пространственной компоненты [4].
В настоящее время наблюдается оживление инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России. Это актуализирует исследования данной сферы в регионах, что позволяет потенциальному инвестору определить основные факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность региона и отдельных хозяйствующих субъектов, расположенных на его территории.
Инвестиционная привлекательность представляет совокупность характеристик объекта инвестирования, которые служат для обоснования принимаемого инвестором решения. В Южном федеральном округе (ЮФО) это - геополитическое положение, наличие ресурсно-сырьевой базы, промышленный, научный, экономический потенциалы, природно-
Показатели деятельности
климатические условия, выгодное транспортно-географическое положение и другие показатели, которые включены в системы мониторинга.
Данный подход обусловлен тем, что инвестиционная привлекательность региона представляет собой совокупность ряда экономических и финансовых показателей и уровень, отражающий государственное, общественное, законодательное, политическое и социальное развитие. Наряду с отмеченным инвестиционная привлекательность в немалой степени определяет вектор направления развития физического, финансового, интеллектуального и человеческого видов капиталов.
Оценка инвестиционной привлекательности позволяет обеспечить поддержку развития перспективных видов экономической деятельности и производств, стимулирование миграции капитала и рабочей силы, развитие инфраструктуры, создание благоприятных условий для научно-исследовательских и инновационных исследований.
Национальное рейтинговое агентство Яа-national.ru осуществило мониторинг инвестиционной привлекательности регионов ЮФО по ряду показателей, которые были выделены для мониторинга и последующей рейтинговой оценки (табл. 1). Отметим, что Республика Крым и г. Севастополь в состав ЮФО вошли недавно, и поэтому информация по данным территориям не была включена в мониторинг.
Таблица 1
эъектов ЮФО в 2015 г. [5]
Наименование субъекта ЮФО ВРП на душу населения* (в текущих основных ценах), р. Удельный вес прибыльных организаций в общем числе организаций, % Инвестиции в основной капитал на душу населения, р. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % к пред. году
ЮФО 280342,3 68,9 86099 82,1
Ростовская область 235695,9 71,3 68655 98,1
Краснодарский край 330100,2 71,1 105754 72,7
Волгоградская область 278961,2 62,6 75771 95,7
Республика Адыгея 174017,6 79,0 34525 77,9
Республика Калмыкия 163688,1 48,6 57513 62,2
Астраханская область 283591,2 54,6 109379 89,0
* На момент написания статьи не опубликованы данные по ВРП 2016 г.
На основании мониторинга по приведенным выше показателям расчетно-аналитическим путем Национальным рейтинговым агентством Яа-national.ru рассчитан рейтинг, результаты которого представлены в табл. 2.
Результаты рейтинга показывают, что категории хозяйствующих субъектов, входящих в
его состав, имеют различия. Краснодарский край имеет высокий уровень инвестиционной привлекательности, Ростовская, Астраханская и Волгоградская области - средний, Республики Адыгея и Калмыкия - умеренный. Высокий уровень инвестиционной привлекательности Краснодарского края обоснован передовой эко-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.
SOCIAL SCIENCES.
2018. No. 2
номической результативностью. Данный регион имеет наилучшее значение показателя объема ВРП на душу населения, достаточно высокую инвестиционную активность, согласно значению инвестиций в основной капитал на душу населения (второе место по ЮФО).
Таблица 2
Рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов Южного федерального округа на 01.02.2016 [6]
Субъект ЮФО Уровень рейтинга Статус
Ростовская область 1С5 (Средняя -второй уровень) Подтвержден
Астраханская область 1С6 (Средняя -третий уровень) Подтвержден
Волгоградская область 1С6 (Средняя -третий уровень) Подтвержден
Республика Адыгея 1С7 (Умеренная -первый уровень) Подтвержден
Краснодарский край 1С3 (Высокая -третий уровень) Подтвержден
Республика Калмыкия 1С9 (Умеренная -третий уровень) Подтвержден
Выше средней является эффективность экономической деятельности - удельный вес прибыльных организаций в Краснодарском крае составил 71,1 % [5].
Отстающими по всем показателям (см. табл. 2) являются Республики Калмыкия и Адыгея, имеющие самый низкий рейтинг среди регионов ЮФО. Однако в Республике Адыгея наблюдается наибольший удельный вес прибыльных организаций, а в Республике Калмыкия объем инвестиций в основной капитал на душу населения выше, чем в Республике Адыгея.
Таким образом, причинами формирования различных уровней инвестиционной привлекательности субъектов ЮФО являются: дифференциация уровней социально-экономического развития регионов; неравномерное распределение ресурсов; неблагоприятные природно-климатические условия в ряде регионов для инвестирования в сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство [7].
Для получения сравнительной оценки рассмотрен объём инвестиций, направляемых в основной капитал по федеральным округам (рис. 1).
Рис. 1. Объем инвестиций в основной капитал по субъектам России, млн р. (в фактически действовавших ценах) (Построено авторами на основе информации Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_112/ IssWWW.exe/ Stg/05-1.doc)
В целом ЮФО занимает 5-е место в России практически по всем остальным субъектам
по уровню инвестиционной привлекательности, наблюдается увеличение притока инвестиций по
конкурируя с Приволжским федеральным окру- сравнению с предыдущими годами. гом. Наряду с этим объём инвестиций сократил- Инвесторы в меньшей степени стали направ-
ся. Аналогичная ситуация сложилась и по Севе- лять инвестиции в рассматриваемый регион,
ро-Кавказскому федеральному округу, хотя даже несмотря на природно-ресурсный и рекре-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.
SOCIAL SCIENCES.
2018. No. 2
ационный потенциал территорий Юга России. Это подтверждает индекс физического объема инвестиций в основной капитал, по которому Южный федеральный округ в 2016 г. получил в России последнюю позицию, при этом СевероКавказский федеральный округ показал значительное опережение (рис. 2).
Для повышения инвестиционной привлекательности территориальных образований в составе ЮФО необходимо, как полагают исследователи данного вопроса, совершенствовать действующее законодательство в плане обеспечения нормативно-правовой безопасности инвесторов.
Рис. 2. Индексы физического объема инвестиций в основной капитал по федеральным округам
России в 2016 г. (% к предыдущему году) [5]
Наряду с этим мониторинг представляет информационно-аналитическую основу для учета конкурентных преимуществ отдельных субъектов ЮФО и оптимизации данной сферы деятельности.
Литература
1. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. URL: http:// government.ru/docs/28653/ (дата обращения: 22.02.2018).
2. Елисеева И.И. Фундаментальные принципы статистики актуальны для развития цифровой экономики // Статистика в цифровой экономике: обучение и использование : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 1-2 февраля 2018 г.). СПб. : СПбГЭУ, 2018. 235 с.
3. Чернышева Ю.Г., Шепеленко Г.И. Бизнес-анализ как новая концепция аналитической обработки информации в современной экономике // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 9 (88). С. 34-37.
4. Полякова И.А., Макаренко Е.Н., Полякова Е.М. Информационно-аналитическое обеспечение мониторинга: методологические и прикладные аспекты. Ростов н/Д. : РГЭУ (РИНХ), 2018.
5. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_112/IssWWW.exe/ Stg/05-1.doc (дата обращения: 22.02.2018).
6. URL: http://www.ra-national.ru/ru/ratings/rovinces? type=rating (дата обращения: 22.02.2018).
7. Вовченко Н.Г., Андреева Л.Ю., Епифанова Т.В., Полуботко А.А. Институты и инструменты «зеленого финансирования»: риски и возможности устойчивого развития российской экономики // Лесотехнический журнал. 2017. Т. 7, № 2 (26). С. 205-214.
References
1. Ob utverzhdenii programmy «Tsifrovaya ekonomi-ka Rossiiskoi Federatsii» [On the Approval of the Program "Digital Economy of the Russian Federation"]. Order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-r Available at: http://government.ru/docs/28653/ (accessed 22.02.2018).
2. Eliseeva I.I. [Fundamental Principles of Statistics are Relevant for the Development of the Digital Economy]. Statistika v tsifrovoi ekonomike: obuchenie i ispol'zovanie [Statistics in the Digital Economy: Training and Use]. Proceedings of the intern. scientific-practical conf. (Saint Petersburg, Febr. 1-2, 2018). SPb.: SPbGEU, 2018, 235 p.
3. Chernysheva Yu.G., Shepelenko G.I. Biznes-analiz kak novaya kontseptsiya analiticheskoi obrabotki infor-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 2
matsii v sovremennoi ekonomike [Business Analysis as a New Concept of Analytical Information Processing in the Modern Economy]. Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2017, No. 9 (88), pp. 34-37.
4. Polyakova I.A., Makarenko E.N., Polyakova E.M. Informatsionno-analiticheskoe obespechenie monitoringa: metodologicheskie i prikladnye aspekty [Information and Analytical Support of Monitoring: Methodological and Applied Aspects]. Rostov-on-Don: RGEU (RINKh), 2018.
5. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at:
http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_112/IssWWW.exe/Stg/0 5-1.doc (accessed 22.02.2018).
6. Available at: http://www.ra-national.ru/ru/ rat-ings/rovinces?type=rating (accessed 22.02.2018).
7. Vovchenko N.G., Andreeva L.Yu., Epifano-va T.V., Polubotko A.A. Instituty i instrumenty «zeleno-go finansirovaniya»: riski i vozmozhnosti ustoichivogo razvitiya rossiiskoi ekonomiki [Institutes and Instruments of "Green Financing": Risks and Opportunities for Sustainable Development of the Russian Economy]. Leso-tekhnicheskii zhurnal. 2017, vol. 7, No. 2 (26), pp. 205214.
Поступила в редакцию / Received 14 марта 2018 г. / March 14, 2018