МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 330.322.3:37
I ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ I РЕСПУБЛИКИ ЧАД
Дина Адум Яя, аспирант кафедры «Финансы», [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва
The article considers the investment charter of the republic of Chad and gives its brief characteristics. The article also provides a number of investment prospects dealing with commercial and business activity.
В статье рассматривается инвестиционный кодекс республики Чад и дана его краткая характеристика. Представлен также ряд инвестиционных перспектив, имеющих отношение к коммерческой и производственной деятельности.
Keywords: investment charter of the republic of Chad, globalization, investment climate, economy diversification, financing
Ключевые слова: инвестиционный кодекс республики Чад, глобализация, инвестиционный климат, диверсификации экономики, финансирование
Современные взаимоотношения России и республики Чад насчитывают более чем 50-летнюю историю — еще со времен существования Советского Союза. Именно тогда была сформирована политическая и экономическая база для развития двусторонних отношений. Сегодня Россия предлагает сотрудничество и получает возможность инвестировать свои финансовые капиталы в новые технологии и горнодобывающий сектор республики (к горнодобывающему сектору относятся энергетика, добыча нефти и газа). Российские инвесторы выразили главе государства Идрисс Деби Итно горячее желание активно участвовать в социально-экономическом развитии республики Чад.
После обретения независимости в 1960 году было выбрано направление на развитие в стране экономики. Но использование только национального дохода и национальных средств не позволила бы быстро и эффективно ее развивать. Для достижения поставленных целей стране потребовался приток иностранных инвестиций. Как свидетельствует международная практика, это наиболее эффективный механизм, влияющий на функционирование и рост экономики страны [4].
Как большинство стран, принадлежавших к наименее развитым государствам мира, ре-
спублика Чад рассматривала иностранные инвестиции как фактор, определяющий:
1) развитие и ускорение экономического, технического и технологического прогресса;
2) усовершенствование и модернизацию производственных мощностей;
3) обучение новейшим методам в организации, планировании производства;
4) усовершенствование кадрового ресурса страны;
5) развитие научной деятельности.
Для инвестиционной привлекательности Республики Чад была разработана правовая база, регламентирующая названную сферу деятельности. 8 декабря 1987 года был обнародован и подписан главой государства Инвестиционный кодекс республики Чад (постановление № ПП 87-025 от 8 декабря 1987 года) [6]. Основными целями принятия кодекса было создание благоприятного инвестиционного климата в стране, а также правовой основы, которая защищает инвесторов и государство. Утверждение кодекса благотворно повлияло на приток иностранных инвестиций.
Инвестиционный кодекс Республика Чад состоит из двух частей: первая посвящена общим положениям, вторая — юридическим аспектам. Ниже рассмотрены основные статьи кодекса и дана их краткая характеристика.
Инвестиционная привлекательность республики Чад
В первых двух общих разделах определены правовые законодательные рамки, способствующие стимулированию инвестиций. Это подтверждает твердую приверженность государства к созданию условий для экономического и социального развития на основе прозрачности и создания уверенности в отношении национальных и международных частных инвестиций.
В статьях с 3 по 7 изложены основные правила и гарантии, связанные с иностранными инвестициями. В Республике Чад гарантируется, что не будут ущемлены законодательно определенные свободы частных инвесторов, а также не нарушатся права иностранных инвесторов на репатриацию капитала, представляющего собой сбережения иностранного персонала.
Это гарантирует свободный конкурентный рынок, защищает патенты торговых марок, а также интеллектуальную собственность инвестиционных компаний. В 4 статье особое внимание обращено на профессиональную подготовку кадров, она должна осуществляться в соответствии с международными стандартами.
Содействие правовой и судебной защиты и укрепления верховенства права определены в статье 5.
Инвестиционный кодекс Чада содержит также весьма привлекательные для частных инвесторов положения, связанные с двусторонними и многосторонними инвестиционными гарантиями, урегулированием инвестиционных споров, исполнением конвенций (Конвенция Нью-Йорка о признании и приведении в исполнение международных арбитражных решений, заключенных в 1958 году под эгидой Организации Объединенных Наций). В соответствии с кодексом страна также присоединилась к сообществу суда и договора ОНАБА, который гарантирует применение процессуального кодекса арбитражного суда (ст. 6). Частным инвесторам государство также дает гарантии на возможность участия в финансировании экономической инфраструктуры через государственные услуги (ст. 7).
В статьях с 8 по 15 подчеркнута роль государства в экономической и финансовой деятельности. В этих статьях ярко отражено, что основной целью государства является создание в экономике страны эффективного управления, реформирование финансового сектора в направлении мобилизации сбережений, что повлечет за собой привлечение инвестиций и модернизации упрощенных проце-
дур, связанных с налогообложением и созданием частных фондовых гарантий.
В переходных и заключительных положениях первой части кодекса указано, что для компаний сохраняется право на прибыль, различные льготы, гарантированные до истечения срока их утверждения, если такое разрешение не было пересмотрено в рамках налоговой и таможенной реформы (ст. 16).
Вторая часть кодекса является перечнем мер по поддержке инвесторов:
• «Меры по развитию частного сектора осуществляются в течение пяти лет и могут быть изменены с учетом экономического развития страны. Страна дает обязательства по созданию привилегированного режима: временные ограничения на импорт аналогичных товаров» (ст. 17).
• «Разрешение предприятиям вычитать из своего налогооблагаемого дохода суммы, участвующие в профессиональной подготовке и созданию рабочих мест...» (ст. 18).
• «Временное освобождение от налогов на учебные материалы и оборудование, ввозимого в рамках программы профессиональной подготовки, в течение всего срока выполнения этих программ, в соответствии с положениями Таможенного кодекса ТЭСЦА» (ст. 19).
• «Освобождение от налогообложения бизнеса для новых предприятий на законных основаниях во время начала их работы, что дает возможность для ускоренной амортизации ...» (ст. 23).
• «Освобождение от налога на прибыль реинвестируемым компаниям под контролем правительства, и дохода от прироста капитала в результате слияния компаний» (ст. 28).
• «Освобождение от регистрации документов на покупку земли для размещения своего бизнеса или расширения земельных владений» (ст. 29).
Статья 30 предоставляет инвесторам привилегии в связи с созданием или увеличением капитала. «Специальные льготы (налоговые льготы и премии оборудования) для компаний, работающих в отдаленных районах, и доступа к государственным услугам, таким как энергетика, телекоммуникации и инфраструктура» (ст. 21).
«Вычет из налогооблагаемой базы промышленной и коммерческой прибыли при реструктуризации существующих предприятий.
Это сумма равна 25% от износа за год после реструктуризации» (ст. 27).
Готовность инвесторов к вложению иностранного капитала в экономику республики Чад зависит от существующего в ней инвестиционного климата.
Инвестиционный климат — это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые, в конечном счете, предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования [9].
Как показало время, утверждение и принятие инвестиционного кодекса республикой Чад благотворно повлияло на инвестиционный климат в стране. Был достигнут значительный прогресс в различных секторах экономики, не без помощи частных инвесторов, в том числе иностранных, благодаря успешным и дальновидным людям. Тем не менее, многое еще предстоит сделать в направлении диверсификации экономики.
Перспективы развития республики Чад многообещающи. Наиболее выгодны вложения иностранного капитала в следующие сферы:
1) образование, профессиональная подготовка населения, с последующим трудоустройством подготовленных кадров. Человек является ключом к развитию государства. Создавая и обучая квалифицированных работников, государство обеспечивает рабочие места, вызывая этим рост промышленности и выпуск качественных продуктов как на экспорт, так и на импорт. Тем не менее, этот сектор, в особенности обучение, в том числе профессиональных кадров, находится в зачаточном состоянии. Развитие этого сектора имеет важное значение [5];
2) промышленность. Отсутствие промышленных предприятий и устаревшие технологии
являются предпосылками для иностранных инвестиций: самостоятельно страна не сможет выбраться на должный международный уровень;
3) энергетика. Экономический прогресс зависит от энергетических ресурсов. Тем не менее, единственным источником в этой области остается электричество, которое до сих пор является роскошью для рядовых жителей Чада. Нужны партнеры для разработки солнечной энергии и энергии ветра, со значительным увеличением доступа к энергии;
4) телекоммуникационная инфраструктура. Около 9000 телефонных линий по всей территории Чад, 83% в Нджамене, столице страны, а оставшаяся часть распределяется среди девяти оставшихся городов. Мобильных оператора в стране два, Интернет плохо развит;
5) банковский сектор состоит из пяти коммерческих банков, работающих в пяти городах страны;
6) легкая промышленность. Малые семейные предприятия на июнь 2004 года играли ведущую роль в экономическом развитии, способствовали созданию рабочих мест, увеличению вклада в ВВП, развитию местной продукции и т. д. Но эта отрасль очень ограничена, и поэтому открыта для партнеров, которые могли бы привлечь капитал для инвестиций;
7) туризм (международный, деловой, семейный) является источником дохода, который следует развивать. Теплая погода и обилие солнца круглый год, разнообразная экзотическая природа, в том числе уникальная дикая фауна, многообразие культурных и исторических достопримечательностей, — все это относится к числу привлекательных для инвесторов факторов.
Литература
Boerma, Ties J., Ministère du commerce (2008). Doerma, Fies J Décision n° 001Y/FEV/25/1999.
Elisabeth A. Pour plus d'informations concernant les activités d'assistance technique au Tchad, voir «OMC, Programme de Doha pour le développement, Base de données sur le renforcement des capacités dans le domaine du commerce, Tchad».
Jaen, Pries J. Décision n° 03/CEEAC/CCEG/XI/04. Agence France Presse (2004). Sommerfelt et Jeroen K. Pour de plus amples informations sur ces objectifs, voir NEPAD (2009). Roasngar Ablaye (2006), «Les tribunaux de commerce», Tchad & Culture, n° 245, mars. Consulté sur: http://www. cefod.org (дата обращения: 16.05.2006).
Sommerfelt et Jeroen K. Délégation de la Commission européenne en République Centrafricaine (2003). Van Ginneken. Délégation de la Commission européenne en République Centrafricaine (2007). Van Ginneken. Le Tchad est membre originel de l'Union africaine (UA), anciennement Organisation de l'unité africaine (OUA). En juin 1994, l'OUA fonda la Communauté économique africaine (CEA). 10. Consulté sur: http://www.integratedframework.org (дата обращения 10.02.2012).