ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
КОЛОМЫЦ О.Н.,
кандидат социологических наук, доцент, Георгиевский технологический институт, (филиал) Северо-Кавказский государственный технический университет,
e-mail: ksu_berimor@mail.ru
Для оценки перспектив развития с точки зрения экономического роста широко используются рейтинги инвестиционной привлекательности регионов. Регионы, имеющие высокий уровень социальноэкономического развития и обладающие определенной инвестиционной привлекательностью, регулярно проходят квалификацию в международных рейтинговых агентствах. Оценка кредитоспособности региона международными агентствами необходима для доступа к рынкам капитала, поскольку инвесторам и кредиторам нужна объективная информация для принятия решения о сотрудничестве и доверии региональным властям.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность; рейтинг инвестиционной привлекательности; инвестиционный климат; инвестиционный потенциал.
For an estimation of prospects of development from the point of view of economic growth ratings of investment appeal of regions are used. The regions having high level of social and economic development and possessing certain investment appeal, regularly pass qualification in the international rating agencies. The estimation of credit status of region the international agencies is necessary for access to the capital markets as to investors and creditors the information for decision-making on cooperation and trust is necessary to the authorities.
Keywords: investment appeal; rating of investment appeal; investment climate; investment potential.
Коды классификатора JEL: R51, R58.
Высокая экономическая активность российских регионов и существенное увеличение притока инвестиций в экономику, характерные для последних лет, в значительной степени обусловлены результатом многолетней успешной работы региональных властей по повышению инвестиционной привлекательности своих территорий.
Чтобы принять решение об инвестировании средств в тот или иной регион, необходимо провести подробный анализ его инвестиционной привлекательности. Для оценки перспектив развития с точки зрения экономического роста широко используются рейтинги инвестиционной привлекательности регионов. Большинство ведущих зарубежных и отечественных экономических изданий и крупных консалтинговых компаний регулярно отслеживают информацию о состоянии национальных и региональных инвестиционных комплексов, на основе которой публикуют рейтинги инвестиционной привлекательности национальных экономик и регионов.
Регионы, имеющие высокий уровень социально-экономического развития и обладающие определенной инвестиционной привлекательностью, регулярно проходят квалификацию в международных рейтинговых агентствах. Оценка кредитоспособности региона международными агентствами необходима для доступа к рынкам капитала, поскольку инвесторам и кредиторам нужна объективная информация для принятия решения о сотрудничестве и доверии региональным властям. При этом у регионов появляется возможность выбора кредиторов и инвесторов, объектов и сроков привлечения средств. К тому же обращение к рейтинговым агентствам и получение высоких оценок повышают имидж региона, способствуют продвижению их инвестиционных проектов на внешние рынки капитала, создают определенные конкурентные преимущества по сравнению с регионами, не прошедшими квалификацию.
Так, в 2006 г. международное рейтинговое агентство «Standard&Poor's» квалифицировало Ставропольский край оценкой «В» (см. табл. 1), тогда как в РФ степень надежности оценило выше средней. В то же время агентство «Moody's» присвоило региону рейтинг «Ваа2», что позволяло администрации региона привлечь капиталы с внешнего рынка.
После финансового кризиса 2008 г. рейтинги России в целом и ее субъектов, в том числе и Ставропольского края, резко понизились.
© О.Н. Коломыц, 2011
На сегодняшний день рейтинги Ставропольского края (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: BBB/ Стабильный/А-3; рейтинг по обязательствам в национальной валюте: ВВВ+/Стабильный/А-2; рейтинг по национальной шкале: ruAAA), отражают мнение «Standard & Poor's» о низкой финансовой гибкости и предсказуемости вследствие зависимости от перечислений из федерального бюджета и неопределенности, связанной с межбюджетными отношениями. Уровень рейтингов также ограничен подверженностью края рискам рефинансирования, что обусловлено краткосрочными заимствованиями и низким уровнем благосостояния края.
Вместе с тем позитивное влияние на рейтинги оказывают устойчивость доходов краевого бюджета к экономическому спаду и растущий, но все еще низкий уровень долга.
Уровень благосостояния Ставропольского края оценивается как низкий в международном контексте, а объем валового регионального продукта (ВРП) на душу населения составляет лишь около 50% среднероссийского уровня. Однако относительно диверсифицированная экономика края, основу которой составляют сельское хозяйство, розничная и оптовая торговля, а также промышленность, продемонстрировала устойчивость к экономическому спаду в 2009 г. — в отличие от экономик других российских регионов с аналогичным уровнем рейтинга — и может продемонстрировать умеренный рост в ближайшие три года.
Уровень финансовой гибкости и предсказуемости Ставропольского края остается низким, поскольку доходы и расходы бюджета в значительной степени зависят от решений федерального правительства. Перечисления из федерального бюджета составляют более 40% доходов бюджета края, а доля социальных расходов и межбюджетных перечислений останется высокой — 80% текущих расходов в 2010-2012 гг.
В 2009 г. текущие и общие доходы Ставропольского края увеличились благодаря дополнительным перечислениям из федерального бюджета и лишь незначительному сокращению налоговых доходов вследствие диверсифицированного характера экономики. Вместе с тем недостаточный контроль над ростом текущих расходов привел к ухудшению финансовых показателей бюджета и наращиванию долга в конце 2009 г. Дефицит покрывался за счет краткосрочных заимствований, что привело к увеличению расходов на обслуживание и погашение долга и подвергло край рискам рефинансирования в 2010 г.
Базовый сценарий основан на предположении о том, что текущие доходы края увеличатся в 2010-2012 гг. в результате реализации запланированных мер по контролю расходов и возобновлению роста налоговых доходов на фоне умеренного повышения зарплат в общественном секторе. По нашему мнению, в ближайшие три года будет достигнут небольшой текущий профицит на уровне 2-4% текущих доходов. Также ожидается, что в 2011 г. край будет осуществлять среднесрочные заимствования и продлит сроки погашения долга.
Объем капитальных расходов может быть частично сокращен после сокращения капитальных перечислений из федерального бюджета и останется на низком уровне — 6-8% всего расходов. Поэтому дефицит с учетом капитальных расходов не превысит 1-3% доходов бюджета.
По нашему мнению, несмотря на возобновление заимствований в 2009 г., в ближайшие три года совокупная долговая нагрузка края останется умеренной. Ожидается, что полный долг, который включает негарантированный долг муниципальных образований и предприятий, связанных с краем, не превысит 12-14% всего доходов бюджета в 2010-2012 гг.
Таблица 1
Изменение рейтинга обязательств Ставропольского края и РФ в 2007-2010 гг.
Standard&Poor's Moody's Investors Service
Год Ставропольский край РФ Год Ставропольский край РФ
2006 B/Позитивный А-/Стабильный/ 2006 Ваа2/Позитивный Ваа2/Позитивный
2007 B+/Стабильный B+/Стабильный 2007 Ваа2/Позитивный Ваа2/Позитивный
2008 B+/Стабильный BBB+/Негативный/ 2008 Ваа1/Стабильный Саа1/Негативный
2009 B+/Стабильный BBB+/Стабильный/ 2009 Ваа1/Стабильный Ваа1/Стабильный
2010 B+/Стабильный BBB+/Стабильный/ 2010 Ваа1/Стабильный Ваа1/Стабильный
Прогноз «Стабильный» говорит о том, что Ставропольский край будет проводить взвешенную финансовую и долговую политику, что приведет к умеренному положительному значению показателей текущего баланса и снизит объем расходов на обслуживание и погашение долга до умеренного уровня 4-6% текущих доходов к 2012 г. Прогноз учитывает объявленные правительством края меры по сдерживанию роста расходов и переход к среднесрочным заимствованиям.
Понижение рейтингов Ставропольского края возможно в том случае, если руководство края ослабит контроль над ростом текущих расходов и будет финансировать более высокий, чем ожидается, дефицит бюджета за счет краткосрочных заимствований, что приведет к повышению рисков рефинансирования.
Рейтинги могут быть повышены, если финансовые показатели и показатели ликвидности Ставропольского края структурно улучшатся и достигнут уровня, превышающего прогнозируемые значения, и если управление долгом приведет к существенному снижению зависимости от краткосрочных заимствований.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
ТЕRRА ЕСО^ОМЮ^ ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3
118
О.Н. КОЛОМЫЦ
Помимо внешних исследований, на протяжении нескольких лет рейтинги инвестиционной привлекательности и кредитоспособности определяются отечественными агентствами, наиболее известными из которых являются рейтинговые оценки «Эксперт-РА», остановимся на них подробнее.
По результатам анализа инвестиционного климата все регионы распределяются по группам от «1А» — максимальный потенциал — минимальный риск до <^» — низкий потенциал — экстремальный риск. Инвестиционный климат Ставропольского края определялся «Эксперт-РА» стабильно на протяжении 2006-2009 гг. как «3В1» — пониженный потенциал — умеренный риск.
Таблица 2
Динамика оценок инвестиционного климата регионов Северо-Кавказского федерального округа «Эксперт-РА» [1]
Регион 2006-2007 2007-2008 2008-2009
ИР ИП ИК ИР ИП ИК ИР ИП ИК
Республика Дагестан 72 38 3С1 70 34 3С1 76 35 3С1
Республика Ингушетия 84 79 3D 84 78 3D 82 78 3D
Кабардино-Балкарская Республика 75 68 3С2 79 68 3С2 64 63 3В2
Карачаево-Черкесская Республика 78 75 3С2 73 76 3С2 73 76 3С2
Республика Северная Осетия - Алания 74 67 3С2 72 66 3С2 69 60 3С2
Чеченская Республика 85 81 3D 85 77 3D 83 70 3D
Ставропольский край 18 27 3В1 12 23 3В1 16 24 3В1
По итогам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России за 2009-2010 гг. Ставрополье заняло 8-ое место в Т0П-10 регионов по инвестиционному риску.
В исследовании рейтингового агентства отмечается, что «в конкурентной борьбе за привлечение инвестиций все чаще побеждают регионы новой формации». Как правило, это относительно некрупные регионы, добившиеся реальных успехов в сфере диверсификации экономики за счет развития несырьевых отраслей промышленности и агропромышленного сектора.
2006-2007 2007-2008 2008-2009
Рис. 1. Динамика рейтингов инвестиционного потенциала и рисков Ставропольского края в 2006-2009 гг. по данным «Эксперт-РА»
Оценивая инвестиционный потенциал всех 83 субъектов России, «Эксперт-РА» поставило Ставропольский край на 26-ое место, что также является неплохим показателем для региона.
Динамика отдельных элементов риска и потенциала в Ставропольском крае отражены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3
Инвестиционный потенциал Ставропольского края в 2006-2009 гг.
Период ИРП [2] Составляющие (виды) инвестиционного потенциала
Трудовой Производ- ственный Потре- бительский Инфра- структурный Иннова- ционный Природно- ресурсный Турис- тический
2006-2007 27 15 31 20 56 42 40 8
2007-2008 23 14 29 19 55 33 42 7
2008-2009 24 14 28 19 46 45 45 18
2009-2010 26 15 26 18 53 47 45 19
Анализ данных свидетельствует о том, что показатели потенциала Ставропольского края достаточно стабильны, а средний интегральный рейтинг за рассматриваемые годы составил 25,0.
Таблица 4
Инвестиционные риски Ставропольского края в 2006-2009 гг.
Период ИРР [3] Составляющие (виды) инвестиционного потенциала
Законода- тельный Социальный Экономи- ческий Финан- совый Крими- нальный Экологи- ческий Управ- ленче- ский
2006-2007 18 4 29 14 55 48 19 47
2007-2008 12 15 28 15 30 55 28 18
2008-2009 16 17 14 12 29 68 25 20
2009-2010 8 17 10 11 17 33 22 42
Проведенное исследование подтверждает высокий рейтинг Ставропольского края, стабильно входящего в группу регионов-лидеров Северо-Кавказского федерального округа по инвестиционной привлекательности.
По уровню социально-экономического развития среди других субъектов Российской Федерации Ставрополье занимает устойчивые средние позиции, тяготеет к лучшим позициям и имеет сбалансированную экономику, являющуюся надёжным фундаментом для дальнейшего роста.
Главным приоритетом социально-экономического развития края должно стать развитие инвестиционной активности на его территории. Привлечение инвестиций в экономику Ставропольского края состоит в обеспечении роста объёмов инвестиций с высокими темпами в приоритетные сферы его социально-экономического развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. http://www.raexpert.ru.
2. Интегральный рейтинг потенциала региона.
3. Интегральный рейтинг риска региона.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3