ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
оо<х><х><х>е>о<ххх>«<х><>«<х>е<>о<хх>о<х>оо<х>е^о<хх>о<х><х>о<>оо<хх><х><х>е>о<ххх>о<х><х>о<><>о<ххх>«<х><>«<х><х>о<хх>о<х>оо<х><х>о<хх>о<х><х>о
УДК 631.16:658.148
Наталья Бондина,
доктор экономических наук, профессор,
заведующая кафедрой,
Пензенская государственная сельскохозяйственная академия, г. Пенза
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
<X><XXX>0<XXXxXXX><><XX>0<X><XxX><X><><XX><><XXXxX><X>0<X><><><XXXxX><X>0<XXX><XXX><XXX>0<XXX><XXX><><XX>0<X><XxX><X><><XX><><XXXxX><X>0<X><><>
Предложен методический подход к определению степени инвестиционной привлекательности в зависимости от размера производственного потенциала и эффективности производства, позволяющий выделить три группы организаций. Также разработаны критерии определения рейтинга претендентов на получение субсидий и основные направления государственного регулирования.
S u m m a r y
The authors proposed a methodological approach to the determination of the degree of investment attractiveness depending on the size of the production capacity and the efficiency of their production, allowing three groups of organizations. Also developed criteria for ranking applicants for grants and the basic directions of state regulation.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, производственный потенциал, эффективность, рентабельность, государственная поддержка, субсидии.
Keywords: investments, investment attractiveness, production capacity, efficiency, profitability, the sovereign-governmental support subsidies.
Осуществление инвестиций - важнейшее условие реализации стратегических и тактических задач развития и эффективной деятельности предприятия. Наращивание объемов инвестиций и повышение эффективности управления инвестиционной деятельностью предприятий является основополагающим условием структурной перестройки хозяйства, создающим предпосылки экономическому росту. От оптимального использования инвестиций как на микро, так и на макро уровне зависит производственный потенциал страны, его эффективность, отраслевая и воспроизводственная структура общественного производства. Сегодня управление инвестиционной деятельностью предприятий становится неотъемлемым звеном структуры общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.
Вместе с этим инвестиционная деятельность предприятий региона, так же как и организация внутренней среды предприятия, нуждаются в серьезном реформировании: до сих пор нет адекватной законодательно-нормативной базы в данной области, отсутствуют новые подходы к формированию инвестиционных ресурсов и методам управления ими.
В настоящее время существует множество критериев, по которым сельскохозяйственные организации могут получить инвестиции. Под инвестиционной привлекательностью понимается совокупность характеристик, позволяющая потенциальному инвестору оценить, насколько тот или иной объект инвестиций привлекательнее других для вложения имеющихся средств. Инвестиционная привлекательность - важная экономическая категория, планирование и повышение уровня инвестиционной привлекательности предприятия необходимо рассматривать как самостоятельные задачи его деятельности в плане привлечения внешних инвестиций. При изучении проблемы определения инвестиционной привлекательности предприятия большинство авторов основывается на анализе финансового состояния предприятия.
Эффективность использования производственного потенциала подвержена влиянию широкого круга факторов как внутреннего, так и внешнего характера. На современном уровне развития экономики к наиболее существенным внешним факторам, воздействующим на эффективность использования производственного потенциала, относятся: научно-технические; демографические; социальные; природно-климатические; диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и материально-технические ресурсы; кризис неплатежей; высокие ставки банковского кредита, вследствие чего кредитные ресурсы становятся недоступными большинству сельхозтоваропроизводителей. Внутренние условия хозяйствования объективно формируются под влиянием внешних [1, 11, 12].
Ключевая роль инвестиций состоит в том, что они создают экономическую базу для решения социально-экономических проблем, поэтому возникает необходимость рационального управления инвестиционной привлекательностью региона, позволяющая регионам концентрировать на своей территории инвестиции для решения важнейших социально-экономических проблем. В связи с этим вопросы принятия инвестиционных решений в регионах и инвестиционной привлекательности территорий, как важнейшего элемента этого процесса, приобретают особую актуальность и значимость. Таким образом, высокая инвестиционная привлекательность выступает ключевым фактором повышения конкурентоспособности региона, обеспечения высоких и устойчивых темпов социально-экономического роста. Мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности являются одним из основных разделов по реализации стратегий и программ социально-экономического развития российских регионов.
Однако современная российская управленческая практика в условиях самостоятельности регионов и острого дефицита ресурсов характеризуется потребностью региональных органов власти в объективной оценке инвестиционной привлекательности, обоснованном принятии инвестиционных решений с целью комплекс-
№ 1/ 2016
29
АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Таблица 1
Определение степени инвестиционной привлекательности
Показатели Группы сельскохозяйственных организаций по величине производственного потенциала, тыс. руб. на 100 га сельскохозяйственных угодий
I группа II группа III группа
до 1500 от 1500-2500 свыше 2500
Число хозяйств в группе 38 42 22
Обеспеченность основными производственными средствами на 100 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб. 493,9 1686,2 2828,45
Обеспеченность оборотными средствами на 100 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб. 431,3 867,9 2385,7
Затраты на удобрения на 100 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб. 18,36 91,4 193,4
Затраты на корма, тыс. руб. на 1 гол. 6,14 13,3 14,8
Энергообеспеченность на 100 га сельхозугодий, л.с. 81,7 130,2 211,3
Обеспеченность трудовыми ресурсами на 100 га сельскохозяйственных угодий, чел. 1,5 4,3 5,2
Субсидии в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб. 17,3 105,3 214,4
Бонитет почвы по среднеобластной оценке 25,7 25,9 26,0
Рентабельность (убыточность), % 7,1 11,5 15,3
Прибыль от продаж на 100 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб. 56,5 132,67 267,9
Коэффициент эффективности использования производственного потенциала 0,32 0,57 0,91
ного развития и эффективного использования потенциалов региона, повышения его инвестиционной привлекательности, а также в получении реального эффекта от принятых региональных инвестиционных решений. На определенных этапах производственного процесса почти все организации испытывают недостаток средств для осуществления тех или иных хозяйственных операций, то есть возникает необходимость привлечения средств. Одним из выходов из такой ситуации является получение инвестиций, однако на практике такая задача оказывается для организаций зачастую непосильной.
В настоящее время существует множество критериев, по которым сельскохозяйственные организации могут получить инвестиции, один из которых - инвестиционная привлекательность.
Предлагаем вариант определения степени инвестиционной привлекательности с помощью рейтинговой оценки сельскохозяйственных организаций в зависимости от размера производственного потенциала и эффективности их производства, позволяющий выделить три группы организаций, дифференцируемых по степени инвестиционной привлекательности (табл. 1).
Установлена группа сельскохозяйственных организаций, являющихся наиболее инвестиционно привлекательными и относящихся к третьей группе, у которой величина производственного потенциала составляет свыше 2,5 млн руб. Для этой группы, согласно проведенным расчетам, характерен прирост прибыли от продаж по сравнению с первой группой 211,4 тыс. руб. на 100 га сельскохозяйственных угодий и эффективность использования производственного потенциала 91,0%.
Таким образом, хозяйствам именно третьей группы характерны рациональные величины основных показателей, характеризующих состояние производственного потенциала и обе-
спечивающих наиболее эффективное сельскохозяйственное производство с учетом региональных особенностей Пензенской области.
Для повышения эффективности использования производственного потенциала сельскохозяйственных организаций первой группы в 2,8 раза, то есть достижение показателей третьей группы изучаемых хозяйств, основные факторы производства должны быть увеличены: обеспеченность основными производственными средствами на 100 га сельскохозяйственных угодий -в 5,7 раза, энергообеспеченность на 100 га сельхозугодий - в 2,5; обеспеченность трудовыми ресурсами на 100 га сельскохозяйственных угодий - в 3,4; обеспеченность оборотными средствами на 100 га сельскохозяйственных угодий - в 5,5; затраты на удобрения на 100 га сельскохозяйственных угодий - в 11; субсидии на 100 га сельскохозяйственных угодий - в 12; затраты на корма на 1 голову - в 2,4 раза.
Данное увеличение предлагаем осуществить с помощью государственного регулирования, поскольку мировой и отечественный опыт свидетельствует, что сельское хозяйство всегда являлось дотационной отраслью, и эффективность ее деятельности во многом определяется степенью участия государства. Необходимость эффективного государственного регулирования связана с тем, что сельское хозяйство в условиях рынка не может в силу своей специфики успешно участвовать в межотраслевой конкуренции.
Размер поддержки сельхозтоваропроизводителей Пензенской области за счет средств федерального бюджета в 2014 г. составил 1749,2 млн руб., что в 22 раза больше, чем в 2001 г., а за счет средств регионального бюджета - 763,8 млн руб., что в 8 раз выше уровня 2001 г. Несмотря на увеличение субсидий
30
Международный сельскохозяйственный журнал
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Таблица 2
Предлагаемые критерии определения рейтинга претендентов на получение субсидий и основные направления государственного ________________________регулирования________________________
Значение рейтингового числа (величина производственного потенциала), млн руб. на 100 га сельскохозяйственных угодий Решение о субсидировании и основные направления государственного регулирования
До 1,5 Субсидирование возможно при условии разработки и реализации антикризисных мер: - повышения инвестиционной привлекательности путем увеличения основных факторов производства; - обновления материально-технической базы; - повышения продуктивности животноводства за счет использования генетического потенциала животных и птицы; - обеспечения доступности кредитных ресурсов и лизинговых услуг; - повышения эффективности использования земельных ресурсов, в том числе за счет оптимального применения удобрений, мелиорации земель; - эффективного оборота земель сельскохозяйственного назначения; - создания условий для закрепления квалифицированных кадров на селе, улучшения условий их жизни; - развития региональной информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса; - реализации мер, направленных на улучшение демографической ситуации, создание новых рабочих мест, обеспечение занятости трудоспособного населения в сельской местности.
От 1,5-2,5 Субсидирование возможно и должно быть направлено на: - модернизацию и (или) обновление материально-технической базы; - пополнение оборотных средств; - стимулирование внедрения технологических, продуктовых и организационных инноваций; - государственную финансовую поддержку эффективных проектов.
Свыше 2,5 Субсидии должны быть направлены на: - модернизацию материально-технической базы; - инновационное развитие; - стимулирование внедрения научных разработок в производство; - увеличение концентрации производства путем присоединения слабых организаций (организаций первой группы).
и компенсаций в последние годы, их удельный вес в затратах на отдельные ресурсы из-за удорожания не увеличивается или составляет незначительную сумму, которая не покрывает разницу между ростом цен на промышленные средства производства и реализуемую сельскохозяйственную продукцию.
Поддержка нужна не только эффективно работающим сельхозорганизациям, которые адаптировались в рыночных условиях, но и слабым организациям, которые с ее помощью могут добиться выхода из кризисной ситуации, повысить эффективность производства, и в конечном итоге обеспечить гарантированно эффективное использование выделяемых средств. То есть ввиду ограниченности бюджетных средств должен работать принцип эффективного выделения.
Для реализации данного принципа рекомендуем использовать предложенный методический подход к оценке инвестиционной привлекательности и основные направления государственного регулирования. При этом предлагаем использовать следующие критерии определения рейтинга претендентов среди сельскохозяйственных товаропроизводителей на получение субсидий (табл. 2).
Данный подход позволит более эффективно использовать выделяемые средства и создаст предпосылки для снижения издержек и увеличения прибыли, что, в свою очередь, будет способствовать повышению производственного потенциала и более эффективному его использованию.
Литература
1. Буздалов И. Сельское хозяйство как приоритетное направление господдержки // АПК: экономика, управление. 2009. № 4. С. 3-14.
2. Бондина Н.Н., Бондин И.А., Баширова Н.С. Эффективность использования производственного потенциала в сельскохозяйственных организациях: монография. Пенза: РИО ПГСХА, 2012. 206 с.
3. Бондин И.А., Бондина Н.Н. Направления государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей // Региональная экономика. 2014. № 28 (335). С. 48-55.
4. Бондин И.А., Бондина Н.Н. Источники финансирования производственного потенциала сельскохозяйственных организаций // Вестник СГАУ имени Н.И. Вавилова. 2013. № 3. С. 73-76.
5. Гатаулина Е.А. Оценка бюджетной эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 8. С. 46-48.
6. Золотарева Е.Л., Проняева М.Е., Воронцова Ю.В. Инвестиционная политика в воспроизводственном процессе сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 3. С. 59-61.
7. Кравченко Н.П., Бурса И.А. Проблемы развития инвестиционных процессов в аграрном секторе экономики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 1. С. 29-32.
8. Сельское хозяйство Пензенской области: статистический сборник. Пенза, 2015. 290 с.
№ 1/ 2016
31