35 (176) - 2012 УДК 338.246
УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИКИ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
A. А. МАРЧЕНКО,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: marchenkoaa123@mail. ru
B. И. ПУГАНОВ,
соискатель кафедры менеджмента E-mail: p_victor@list. ru
Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
Обеспечение экономической безопасности страны в значительной степени характеризуется созданием эффективной системы организации контроля за финансовой деятельностью в государстве, ограничивающей отток (бегство) капитала из национальной экономики. Это требует комплексного решения юридической, политической и административной задачи защиты национальных интересов.
Ключевые слова: экономическая безопасность, инвестиционный климат, инвестиционная политика, национальные интересы.
Одним из приоритетов в системе национальной безопасности является экономическая безопасность государства, которая характеризуется наличием стабильно развивающейся экономики. Базовым индикатором «экономического здоровья» государства выступает наличие благоприятного инвестиционного климата, который характеризуется соотношением инвестиционной привлекательности и инвестиционных рисков, что находит свое проявление в масштабах, структуре и динамике инвестиционных процессов. Современные тенденции, свидетельствующие о нестабильности, неблагоприятной конъюнктуре и непрозрачности инвестиционной деятельности в российских условиях, подтверждают
актуальность и своевременность настоящей статьи. Особым своеобразием характеризуются специфические особенности инвестиционных процессов, связанных с привлечением иностранного капитала в национальную экономику.
Уровень важности рассматриваемых макроэкономических явлений и их практическая значимость обусловливают целесообразность предпринятой авторами попытки научного анализа и обоснования оценки рассматриваемой проблемы.
По мнению экспертов ООН, государственная политика в области привлечения иностранных инвестиций должна быть направлена на устранение двух групп недостатков в функционировании рыночных механизмов:
1) проблем информации или координации в рамках инвестиционного процесса, в результате чего приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну может быть недостаточным или неудовлетворительного качества;
2) расхождения интересов частных инвесторов с интересами принимающих стран, что может отрицательно воздействовать на развитие или позитивные сдвиги, на краткосрочные выгоды [7].
В докладе «Инвестиционный климат в России», подготовленном Экспертным институтом совместно
- 25
с компанией «Эрнст энд Янг» (Ernst & Young), Национальным исследовательским университетом -Высшей школой экономики под руководством профессора Е. Г. Ясина, подчеркивается необходимость разработки долгосрочной стратегии стимулирования сбережений и привлечения инвестиций, в том числе иностранных. При этом основное внимание следует уделять не столько предоставлению льгот (например налоговых) отдельным инвесторам, сколько общему улучшению условий для инвестиций (например за счет общего снижения налогового бремени) [12].
Противоречивость происходящих процессов в экономике России проявляется в разнообразии оценок состояния инвестиционной привлекательности различными по компетентности рейтинговыми агентствами и аналитиками. В рейтинге инвестиционной привлекательности, рассчитываемом журналом Euromoney, «Национальным Рейтинговым Агентством» (НРА) и РБК. Рейтинг, Россия в марте 2000 г. занимала 133-е место, что было значительно лучше, чем в 1993 г. (150-е место), но существенно хуже, чем в 1997 г. (70-е место). По итогам 2008 г. Россия занимала 137-ю позицию, в 2010 г. - 118-е место, а в 2011 г. - 130-е место, соседствуя с такими государствами, как Пуэрто-Рико, Кыргызстан, Вануату, Папуа - Новая Гвинея (табл. 1). Теперь
Таблица 1
Рейтинг стран по условиям для инвестирования 2011г. [13]
Государство Место в рейтинге Государство Место в рейтинге
Эстония 20 Макао 124
Франция 21 Фиджи 125
Литва 31 Габон 126
Латвия 35 Свазиленд 127
Польша 37 Азербайджан 128
Румыния 51 Пуэрто-Рико 129
Болгария 52 Россия 130
Грузия 71 Кыргызстан 131
Армения 76 Вануату 132
Монголия 79 Вьетнам 133
Кения 123 Папуа -Новая Гвинея 134
по показателю индекса инвестиционной привлекательности Россия опережает 96 государств, в числе которых в основном государства Африки и Латинской Америки [13].
Для создания благоприятного инвестиционного климата в России, учитывая несовершенство внутренней хозяйственно-правовой среды, незрелость рыночных институтов и механизмов, возникает необходимость в дополнительных гарантиях вложениям.
Высокий кредитный рейтинг Российской Федерации выглядит оптимистичнее прежнего и оказывает положительное влияние на рост инвестиций за счет более дешевого заимствования средств, прежде всего на зарубежных рынках (табл. 2).
Уровень этих рейтингов должен отражать в первую очередь способность к исполнению финансовых обязательств, адекватную финансовую устойчивость и более высокую чувствительность к неблагоприятным экономическим условиям.
Инвестиционная привлекательность России для иностранного инвестора согласно рейтингу консалтинговой компании А. Т. Kearney (генеральный директор Корж Руслан, г. Москва) значительно выросла (сразу на 19 %), а страна поднялась по индексу доверия с 32-го на 17-е место (по данным на конец сентября 2002 г).
Вице-президент компании А. Т. Kearney Пол Лодисина и генеральный директор Корж Руслан объясняют высокий рейтинг России улучшением инвестиционного климата, политической стабильностью и устойчивым экономическим ростом.
Но объем вложенных в Россию денег остается обидно малым. А. Т. Kearney дипломатично объясняет этот парадокс тем, что рейтинг всего лишь индикатор намерений инвесторов. «Задача России -реализовать свой потенциал, конвертировав его в реальные проекты».
Председатель Правительства РФ В. В. Путин на инвестиционном форуме «Россия-2012» констатировал: «Печально. Бедная реализация богатого потенциала - это проблема России». При наличии
Таблица 2
Кредитный рейтинг России по международной шкале
Дата В иностранной валюте В национальной валюте
Долгосрочный Прогноз Краткосрочный Долгосрочный Прогноз Краткосрочный
19.08.2011 BBB Стабильный A-3 BBB+ Стабильный A-2
21.12.2009 BBB Стабильный A-3 ВВВ+ Стабильный A-2
08.12.2008 BBB Негативный A-3 ВВВ+ Негативный A-2
04.09.2006 BBB+ Стабильный A-2 А- Стабильный A-2
Таблица 3 Рейтинг стран, привлекательных для прямых иностранных инвестиций
огромных материальных и людских ресурсов - не востребован огромный потенциал.
Очень трудно инвесторам разглядеть положительные стороны инвестиционной привлекательности современной России. «Инвесторов останавливает недостаточно развитый банковский сектор, высокие бюрократические барьеры, невозможность добиться выполнения контракта законными методами, несовершенство налогового и таможенного регулирования», - говорит управляющий директор Standart & Poors по России и СНГ Синтия Стоун.
По данным Министерства экономического развития РФ, инвестиции, необходимые для поддержания текущего уровня экономики России, составляют более 200-300 млрд долл. в год. А для экономического роста на 5-7 % необходим ежегодно прирост инвестиций на 17-20 %. Уже в 2002 г. дефицит инвестиций составлял 15-40 млрд долл. [8].
В сложившейся экономической ситуации, когда резко сузились внутренние источники инвестиций, крайне актуальным является привлечение в российскую экономику иностранных инвестиций. Особенно прямых, которые должны стать важнейшей составной частью суммарных инвестиций в основной капитал реального сектора. Учитывая серьезное технологическое отставание экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые технологии и современный менеджмент, а также способствовать росту отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что создание передовых производств начинался с технологий, принесенных иностранным капиталом. Продуманное и научно обоснованное использование иностранных инвестиций выступает
важным фактором успешного функционирования национальной экономики на мировом рынке. При этом приоритетная роль принадлежит ПИИ, т. е. вложению капитала в предпринимательской, производительной форме [14].
Импорт капитала стал одним из наиболее масштабных и динамичных направлений международных экономических связей, ведущей формой включения национальных хозяйств в международную экономическую систему. Причем объемы импорта капитала постоянно растут.
Больше всего в мире капитал вывозится из промышленно развитых стран - США, Японии, европейских стран. Основная цель инвестора - извлечение прибыли. Существует ряд причин, из-за которых вывозить капитал значительно выгоднее, чем работать на внутреннем рынке. Это в основном налоговые льготы и емкий внутренний рынок страны, в которую ввозится капитал.
Основная часть иностранных инвестиций - это частные инвестиции. Как правило, это прибыльные компании, для которых национальный рынок стал слишком тесен, и они, стремясь к расширению, внедряются на рынки других стран. Развитые страны стали основными импортерами прямых иностранных инвестиций. Традиционные стимулы экспорта капитала - доступ к источникам дешевого сырья, дешевой рабочей силы, неразвитые и неосвоенные рынки сбыта - сегодня отступили на второй план. Основные потоки международного движения капитала определяются небольшим количеством ведущих в экономическом отношении государств мира ^20). Динамика мирового импорта прямых иностранных инвестиций говорит о существенном росте их объема: с 200 млрд долл. в 1990 г. до более 1,62 трлн долл. в 2011 г., или не менее чем в 8 раз [7, 13].
При этом накопленный объем прямых иностранных инвестиций в США больше, чем во всех развивающихся странах вместе взятых. С другой стороны, они стали серьезными экспортерами прямых иностранных инвестиций, опередив по их накопленному объему некоторые ведущие развитые страны.
Приток прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны неравномерный. Примерно три четверти общего импорта инвестиций в эту группу стран приходится на наиболее динамично развивающиеся государства: Сингапур, Индию, Бразилию, Мексику, Китай, Гонконг, Малайзию, Аргентину, Таиланд, Колумбия. Остальной части стран этой группы, население которых составляет около
№ п/п Страна Рейтинг № п/п Страна Рейтинг
1 Китай 1,99 11 Польша 1,15
2 США 1,89 12 Япония 1,12
3 Великобритания 1,51 13 Бразилия 1,06
4 Германия 1,5 14 Чехия 1,07
5 Франция 1,29 15 Индия 1,05
6 Италия 1,23 16 Венгрия 1,02
7 Испания 1,22 17 Россия 0,99
8 Канада 1,20 18 Гонконг 0,95
9 Мексика 1,19 19 Нидерланды 0,95
10 Австралия 1,16 20 Таиланд 0,93
половины человечества, достается лишь мизерная доля импорта капитала. Положительные результаты инвестиционной привлекательности развивающихся национальных экономик подтверждаются сопоставительным анализом последствий мирового финансового кризиса для отдельных государств. Бразилия пострадала от кризиса меньше России (в основном за счет тесных экономических связей с Китаем и внутреннего спроса): в 2009 г. российский ВВП упал на 7,8 %, а бразильский потерял 0,6 %. Уже в 2010 г. экономика Бразилии прибавила 7,5 %. Относительно высокие процентные ставки сделали эту страну привлекательной для иностранного капитала. В 2010 г., по данным Всемирного банка, Бразилия получила чистый приток портфельных вложений - 37,7 млрд долл., а приток прямых иностранных инвестиций (преимущественно из Китая) достиг рекордных 48 млрд долл. [4].
До настоящего времени Россия практически не воспользовалась возможностями экономического прогресса с помощью ПИИ. Ежегодно страна привлекает лишь 0,1-0,2 % от глобальных мировых потоков ПИИ, что составляет около 1-2 млрд долл. в год, в то время как мировые потоки превышают 1,6 трлн долл.
В 2001 г. доля иностранных инвестиций в общем объеме накопленного иностранного капитала составила 35,6 млрд долл., в том числе ПИИ - 18,2 млрд долл. [8]. В 2011 г. на прямые иностранные инвестиции пришлось 18,415 млрд долл. (рост на 33,3 % к уровню 2010 г.) [6].
В структуре иностранного капитала, поступившего в Россию, происходят существенные, иногда не понятные экспертам и Росстату, изменения. В общем объеме доля прочих инвестиций не всегда доминировала над прямыми и портфельными. Однако с 1996 г. объемы прочих инвестиций резко пошли вверх в силу появившейся возможности зарабатывать «легкие» деньги, рискуя при этом минимально, в частности за счет рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ).
В 1995 г. структура иностранного капитала, привлеченного в Россию, по данным Госкомстата, выглядела так: прямые инвестиции - 67,7 %, портфельные - 1,3 % и прочие - 31 %. В 1997 г. на прочие инвестиции приходилась 51,09 %, прямые инвестиции составляли 47,38 %, а удельный вес портфельных инвестиций - 5,54 %. По итогам 1998 г. это соотношение составило: прямые - 28,6 %, порт-
фельные - 1,6 %, прочие - 69,8 %. К 2005 г. ситуация существенно изменилась: доля прочих инвестиций увеличилась до 75,9 %, а прямых инвестиций снизилась почти в два раза (23,3 %), уровень портфельных инвестиций - 0,8 %. Объем поступивших прочих иностранных инвестиций увеличивался, главным образом, за счет роста прочих кредитов, а именно кредитов международных финансовых компаний и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), а также кредитов правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации [8, 10].
С 2001 г. иностранные инвестиции приходили в российскую экономику в наименее активной и полезной форме, а именно в форме портфельных инвестиций, которые выросли в 3,1 раза по сравнению с 2000 г. и составили 451 млн долл. [8], на конец декабря 2010 г. их объем возрос до 8 920 млн долл. (3 % общей суммы накопленных инвестиций в экономике России) [6]. Особенностью портфельных инвестиций в России является их спекулятивный характер - они не трансформируются в реальный сектор экономики.
Либеральный экономический курс российских властей как будто пользуется принципиальной поддержкой со стороны западных деловых кругов. Однако изменения в формировании потоков иностранных инвестиций вызвали существенные сдвиги в отраслевой структуре экспорта и импорта зарубежного капитала. В российской экономике в настоящее время преобладают вложения иностранного капитала в первичный сектор, в основном в добывающие, сырьевые сферы промышленности. Для сравнения: в 1960-1970-е гг. центр тяжести прямых иностранных инвестиций приходился на обрабатывающие сферы промышленности, затем (в 1980-1990-е гг.) - на третий сектор экономики, включающий инфраструктуру, сферу услуг (транспорт, туризм, финансы, торговлю).
Россия сейчас выступает на мировой экономической сцене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела и как импортер высокотехнологичной иностранной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь на потребительский спрос. Поэтому отраслевая структура прямых иностранных инвестиций характеризуется выраженным уклоном в пользу добывающих отраслей и отраслей, ориентированных на внутренний рынок. В то же время отрасли, определяющие общий технологический уровень российской про-
мышленности и имеющие ключевое значение для развития национальной экономики, остаются не привлекательными для иностранных инвесторов. Ориентируясь на роль поставщика сырья и полуфабрикатов, Россия обречена в стратегическом плане на экономическую отсталость и зависимое положение от промышленно развитых стран. Необходимы коррективы международной специализации России хотя бы за счет развития отдельных высокотехнологичных отраслей, продукция которых может быть конкурентоспособной на мировом рынке. Даже рейтинговое агентство Standard & Poor's в марте 2012 г. предупреждает: «В случае стрессового сценария, предусматривающего снижение средней цены на нефть марки Urals до 60 долл. США, может снизить суверенный долгосрочный рейтинг России сразу на три ступени. Снижение цен на нефть на 10 долл. прямо и косвенно приведет к снижению госдоходов на 1,4 % ВВП», - передает агентство «Прайм».
Мировой опыт показывает, что позитивное воздействие импорта капитала на экономику принимающей страны достигается лишь в том случае, когда государство-импортер проводит активную политику, в частности соизмеряет потенциальную выгоду для решения национальных хозяйственных и политических задач с возможной угрозой суверенитету и независимости в случае бесконтрольного допуска иностранных инвесторов. В результате иностранные инвестиции направляются в те отрасли и в том количестве, которые отвечают долговременным интересам страны.
К сожалению, при разработке государственных мер по привлечению иностранных инвестиций в экономику России преобладает односторонний подход, исходящий из предположения об исключительно позитивном воздействии иностранного капитала.
Иностранные фирмы-инвесторы заинтересованы в получении из России продукции экологически «грязных» производств. Вкладывая средства в российскую экономику, они внедряют такие схемы финансирования инвестиционных проектов, которые стимулируют их собственных товаропроизводителей. В результате большая часть иностранного капитала привлекается в Россию в самых невыгодных формах, например в виде связанных кредитов. Получили распространение кредитно-бартерные сделки, в соответствии с условиями которых оборудование, необходимое для реализации проекта, закупается за счет кредита в стране, предоставляющей этот кредит, а 70-80 % конкурентоспособной
продукции, которая будет произведена на этом оборудовании, продается в качестве уплаты по кредиту [5]. В результате отечественные предприятия, выпускавшие, в частности, конкурентоспособную продукцию для отечественной промышленности, сворачивают производство, а импорт аналогичного оборудования растет.
На заседании рабочей группы по технической и технологической модернизации сельского хозяйства и сельхозмашиностроения первым вице-премьером РФ Виктором Зубковым было отмечено, что бюджетные средства, выделяемые на техническую модернизацию в сфере АПК, используются недостаточно эффективно, в результате растет импорт сельхозтехники. «В 2010 г. по кредитам на приобретение отечественной техники сельхозпроизводители получили всего только 46 % от объема субсидий из федерального бюджета - 0,99 млрд руб. из 2,1 млрд руб. По итогам 2010 г. поставки импортной техники выросли на 57,4 %, в то время как спрос на отечественную продукцию сократился», - сообщил В. Зубков. При этом рынок сельхозтехники в 2010 г., по оценкам [6], вырос на 14,8 %, продемонстрировав неплохую динамику развития. Объем экспортных поставок сельхозтехники из России в 2011 г. по сравнению с объемами импорта ничтожно мал и составляет лишь 1-2 % от объемов импорта.
По отраслям экономики инвестирование происходит с дифферентом к развитию транспорта и связи. Инвестиции в эти отрасли в 2001 г. составили 22,1 и 23,1 % соответственно от их общего объема [13]. В 2010 г. в транспорт и связь дополнительно вложено 6,576 млрд долл. [13]. Причем среди инвестиций в транспорт подавляющая часть приходится на трубопроводный транспорт. До 75 % иностранных вложений в энергосырьевые отрасли РФ направлены исключительно на добычу сырья и его доставку на экспорт, но не в переработку. Один из примеров тому - Каспийский трубопроводный консорциум, перекачивающий каспийскую нефть не на перерабатывающие заводы РФ, а именно на экспорт - через Новороссийск, Туапсе, по «трансукраинским» восточноевропейским нефтепроводам.
На основании анализа можно сделать вывод, что отраслевая структура иностранных инвестиций формируется не в соответствии с требованиями и направлениями обновления структуры народного хозяйства.
Большое значение для инвестиционного климата имеет и качество жизни в принимающей стране.
Его ухудшение тормозит бизнес, поскольку при этом увеличивается доля тех, кто не живет, а выживает, в результате чего образуется мощный очаг социальной напряженности, что также сдерживает иностранных инвесторов. Согласно данным статистики Федеральной налоговой службы, в 2011 г. задекларировали доходы, превышающие один миллиард рублей, 416 чел. Из них 27 бизнесменов имеют доходы свыше 10 млрд руб. В то же время в 2005 г. по критерию ООН «Индекс качества жизни населения» Россия занимает 105-е место из 111 стран, а в 2010 г. - 107-е место из 157 стран [12].
Инвестиционный климат представляет собой обобщенную характеристику совокупности экономических, социальных, политических и государственно-правовых условий, создающих определенный уровень привлекательности для инвестиций.
По мнению экспертов ООН, государственная политика в области привлечения иностранных инвестиций должна быть направлена на устранение двух групп недостатков в функционировании рыночных механизмов:
1) проблем информации и координации в рамках инвестиционного процесса, неразвитость которых приводит к тому, что приток ПИИ в страну может быть недостаточным или неудовлетворяющего качества;
2) расхождения интересов частных инвесторов с интересами принимающих стран, что может отрицательно воздействовать на развитие или позитивные сдвиги за счет акцента на краткосрочные выгоды [7].
По мнению западных аналитиков, в России действуют противоречивые тенденции: происходит определенное перерождение страны, и в то же время продолжается стагнация (сохранение бюрократической системы). Более того, наблюдается ускорение спада и неспособность государства остановить прогрессирующую деградацию всей инфраструктуры и производственного аппарата страны [5]. По этим причинам инвесторы не
Динамика иностранных инвести
доверяют российской экономике и скептически оценивают ее нынешнее состояние и ближайшие перспективы развития (главным образом в качественном, а не количественном плане).
Мировые потоки рециркуляции инвестиций, как правило, идут мимо России и очень слабо затрагивали ее экономику (табл. 4). В то время как постоянное усиление обратных потоков капитала привело к тому, что сейчас около 75 % иностранных инвестиций в экономику США поступают из Европы. Удельный вес инвестиций в развитые страны в 2010 г. составил 59 % от общемирового объема ввезенных инвестиций, доля инвестиций в развивающиеся страны - 36 %, а доля инвестиций в страны с переходной экономикой (Юго-Восточной Европы и СНГ) - около 4 % [11]. Приток инвестиций в Российскую Федерацию в 2010 г. сократился по сравнению с 2008 г., тогда как отток инвестиций из России в 2008 и 2010 гг. был одинаковым [6].
С января по сентябрь 2011 г. поступление иностранных инвестиций в Россию выросло почти в 3 раза по сравнению с таким же периодом 2010 г. А инвестиции в основной капитал в 2011 г. увеличились на 8,3 %. Рост прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2011 г. составил 21 % к 2010 г., или 52 млрд долл., что в 3 раза больше, чем в предыдущем году, - подсчитал Росстат. Но более 90 % этих денег приходится на кредиты, причем краткосрочные. Почти все эти средства пришли в Россию из Швейцарии (42,9 млрд долл.) и значатся в статистической сводке как краткосрочные, до полугода, кредиты - ни портфельными, ни прямыми инвестициями эти средства не являлись. За тот же период в Швейцарию из России, по данным Росстата, направлено 24,6 млрд долл. Прямые же инвестиции составляют всего лишь 11 млрд долл.
Одной из важнейших проблем российской экономики является отток (бегство) капитала из страны. По информации заместителя секретаря Совета безопасности РФ Вячеслава Солтаганова, общий объем вывезенных из России за 10 лет (с
Таблица 4
ш по регионам мира, млрд долл.
Регион мира 1993-1998 гг. 2010 г.
Приток Отток Сальдо Приток Отток Сальдо
Европа 147,3 218,1 +70,8 223,4 309,5 +86,1
США 86,1 92,3 +6,2 95,9 229,3 +133,4
Азия 83,4 41,6 -41,8 147,5 69,4 -78,1
Китай 38,5 2,6 -35,9 60,6 1,8 -58,8
Прочие страны 85,2 59,6 -25,6 180,8 121,9 -58,9
Всего 401,7 411,2 - 648,1 730,3 -
1991 по 2000 г.) денежных средств составляет около 130-150 млрд долл. По другим данным, эта сумма составляет почти 4 трлн долл. Газета «Фигаро экономии» приводит данные американского эксперта адвоката Джона Вейфая, который, ссылаясь на исследования американских университетов, утверждает, что до 2000 г. из России нелегальными путями были вывезены от 200 до 500 млрд долл.
По оценке российского Института глобализации, с 1994 по 2000 г. из России вывезено не менее 155 млрд долл., или 22 млрд каждый год. По данным Госкомстата, объем российских инвестиций, направленных за рубеж, в первом полугодии 2002 г. превысил 10 млрд долл. В первом полугодии 2003 г. из России за рубеж направлено 9,7 млрд долл. иностранных инвестиций, или на 3,0 % меньше, чем в первом полугодии 2002 г. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 9,5 млрд долл., или на 3,4 % меньше, чем в первом полугодии 2002 г.
Объем российских инвестиций, направляемых за рубеж, на протяжении нескольких последних лет превышает объем поступающих в Россию иностранных инвестиций. В Росстате в связи с этим указывают, что российские инвестиции за рубежом не накапливаются, поскольку носят краткосрочный характер.
Чистый вывоз капитала из РФ частным сектором в I квартале 2012 г., по предварительным данным платежного баланса, составил около 40 млрд долл. против чистого оттока в размере 19,8 млрд долл. за аналогичный период 2011 г., - свидетельствуют материалы Банка России, передает РИА «Новости».
Еще в середине 2011 г. власти полагали, что отток не превысит 30-35 млрд долл. Однако в последние месяцы года отток резко ускорился и в результате составил по итогам года 84,2 млрд долл. Январский отток капитала в 2012 г. Министерство экономического развития РФ оценило в 17 млрд долл. Центральный банк РФ тогда с этой оценкой не согласился, утверждая, что за первый месяц нынешнего года отток капитала составил около 11,5 млрд долл., - заявил журналистам замминистра экономического развития Андрей Клепач.
Как справедливо отмечали члены экспертного совета Рабочего центра экономических реформ при Правительстве России, «Россия отличается от других только многообразием форм перемещения капитала за границу, его необратимостью да стойким недоверием инвесторов к рублю» [11].
Многие каналы оттока капитала из Российской Федерации хорошо известны: предоставление неверных сведений о размерах экспортной выручки, особенно в топливно-энергетическом секторе; контрабандный экспорт, доходы от которого переводятся в зарубежные организации или на зарубежные счета; осуществление экспортных операций через офшорные дочерние предприятия; завышение размеров платежей по импорту, в том числе с помощью фиктивных контрактов на импорт товаров или услуг [11].
На основании анализа представленных исследований [5, 7, 11] считаем целесообразным сформулировать следующие направления по модернизации инвестиционной деятельности: обеспечить низкий уровень инфляции, снизить общее налоговое бремя, отменить неоправданные льготы, ускорить реструктуризацию банковского сектора, ускорить расширение зон свободной торговли со странами СНГ, совершенствовать валютное регулирование, усилить меры по защите прав инвесторов и интеллектуальной собственности, упростить процедуры по организации бизнеса, систематизировать законодательство в борьбе с коррупцией, принять меры по выравниваю условий конкуренции, провести реформы системы социальной защиты населения.
Список литературы
1. Гужва Е. Г., Лесная М. И., Кондратьев А. В., Егоров А. Н. Мировая экономика: учеб. пособие. СПб: СПбГАСУ, 2009.
2. Дмиртиев Ю. А., Миронов В. Н. Иностранные инвестиции в российской экономике: монография. Владимир: Изд-во «Маркарт», 2004.
3. Замятин Д. В. Причины и последствия бегства капитала. [Электронный ресурс]. URL: http://www. jourclub. ru/3/1034.
4. Инвестиции в Бразилию: особенности инвестиций, преимущества, факторы-риски. [Электронный ресурс]. URL: http://www. russobras. ru/legal-support_ru. php.
5. Инве стиционная стратегия на рынках капитала // Управление аналитических исследований. ВТБ Капитал. Управление инвестициями. 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www. vtbcapital-am. ru/analitic/invest-strategy/VTBC %20IM_Strategy_ 2Q12_SITE. pdf.
6. Информационное агентство «Финмаркет». Архив новостей IFX-News. По данным Росстата, 2012.
7. Компендиум передовой практики в области поощрения развития, основанного на знаниях //
Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк и Женева, Российская Ассоциация Прямого и Венчурного Инвестирования, 2010.
8. Ланчев Э. Инвестиции в России - 2002 // Рынок ценных бумаг. 2002. № 12.
9. Ливенцев Н. Н., Костюнина Г. М. Международное движение капитала (инвестиционная политика зарубежных стран): учебник. М.: Экономистъ, 2004.
10. ЛопашенкоН. А. Бегство капиталов, передел собственности и экономическая амнистия. М.: АНО «Юридические программы», 2005.
11. Международное инвестиционное право как отрасль права, отрасль науки и отрасль учебной дис-
циплины. [Электронный ресурс]. URL: http://www. pravo. vuzlib. net/book_z1905_page_4.html.
12. Об иностранных инвестициях и формировании инвестиционного климата в Российской Федерации (справочная информация). 26.02.2010. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-dipecon. nsf/ 4d5db17578e45d4143256a0c003fb9a9/43256a0c0033 bf7ac3256e0d002c0554!OpenDocument.
13. Самые инвестиционно привлекательные страны. [Электронный ресурс]. URL: http://rating. rbc. ru/article. shtml?2011/07/14/33356430.
14. Accounting Report, 2003. Р. 31.