2010 г. № 1589 «Об утверждении Концепции развития строительного комплекса Республики Беларусь на 2011-2020 годы»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21001589 3. Декрет № 7 от 23 ноября 2017 г. О развитии предпринимательства [Электронный ресурс]. Режим
доступа:http://president.gov.by/ru/official documents ru/view/dekret-7-ot-23-nojabrja-2017-g-17533
УДК 330.322
Бачурина И.В.
Кубанский государственный технологический университет
научный руководитель: Седых Н.В., к.э.н.
доцент Россия
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ
Аннотация: В данной статье рассмотрена инвестиционная политика в регионах в современных условиях применения санкций в отношении России. Кратко проанализированы теоретические понятия «инвестиция», «инвестиционная политика», «инвестиционная стратегия», определено негативное влияние экономических санкций на инвестиционную политику в регионе.
Ключевые слова: Инвестиции, инвестиционная политика, региональная политика, инвестиционный климат, инвестиционная стратегия, экономические санкции, Краснодарский край.
Bachurina I. V.
Supervisor - Sedykh N. V. Candidate of Economic Sciences, Associate
Professor Russia
INVESTMENT POLICY OF THE REGION IN TERMS OF ECONOMIC SANCTIONS
Abstract: This article discusses the investment policy in the regions in the modern conditions of the application of sanctions against Russia. The theoretical concepts of "investment", "investment policy ", "investment strategy " are briefly analyzed, the negative impact of economic sanctions on investment policy in the region is determined.
Keywords: Investments, investment policy, regional policy, investment climate, investment strategy, economic sanctions, Krasnodar Territory.
Актуальность данной темы обусловлены тем, что в сложившихся условиях активно проводимых социальных, экономических нормативно -правовых и политических преобразований и реформ, которые оказывают огромное значение на становление благоприятной не только экономической,
и социальной среды в целом, приоритетное значение играет инвестиционная привлекательность регионов. В настоящее время, обращая особое внимание на такие важные вопросы и проблемы, имеющиеся в инвестиционном обеспечении устойчивого роста отечественной экономики, следует подчеркнуть, что субъекты Российской Федерации - это своего рода центры территориального экономического и социального развития, инновационно -инвестиционной активности и локализующие определенные инвестиционные и финансовые ресурсы.
В современном мире роль региональных властей в активизации инвестиционной деятельности возрастает и не только в отношении объектов, находящихся в государственной собственности, но и системы регионального хозяйства в общем. На данном этапе развития наличие в регионе целенаправленной инвестиционной политики является одним из необходимых условий не только успешного привлечения инвестиционных ресурсов, но и дальнейшего эффективного их использования на практике. Данная политика должна быть хорошо продумана и разработана на основании проведенных исследований, строится с учетом инвестиционного климата региона, а так же всех участников инвестиционного процесса.
В Российской Федерации необходимым условием развития каждого региона является высокая инвестиционная активность, которая в свою очередь является толчком для привлечения больше количества инвесторов.
Следует сказать, что на мировом рынке инвестиционные вложения предопределяют конкурентные позиции региона, а так же на совершенно новой научно-технической базе формируют производственный потенциал.
Для любого региона активизация инвестиционной деятельности ведет к подъему и дальнейшему росту всей экономики территории.
В регионах с помощью инвестиций расширяются имеющиеся производства; создаются новые дополнительные рабочие места; складываются условия для выхода и освоения на рынки новых видов услуг и товаров; появляются дополнительные налоговые поступления в региональный бюджет.
Для более полного понимания рассмотрим понятие «инвестиция» согласно ч.1 ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [1]. Согласно ч.2 ст. 2 указанного закона инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [1].
Инвестиционная политика - это существенная часть экономической политики, которая направлена на достижение определенных целей [1].
Сущность данной политики состоит в определении и организации структуры инвестиций региона, кроме того, следует установить требуемые объемы, а так же направления их движения, выявить необходимые источники для их формирования.
К приоритетной цели инвестиционной политики относится обеспечение стабильного эффективного развития и экономического роста региона.
Активность инвестиционной деятельности в регионе зависит от его инвестиционного климата, инвестиционной привлекательности объектов инвестирования. Факторы, которые влияют на инвестиционную привлекательность ресурсов региона, можно сгруппировать следующим образом:
1. Территориальные факторы (определяющие инвестиционный климат города): законодательные; экономические; политические; инфраструктурные; природно-климатические; природоохранные; ресурсные; демографические.
2. Точечные факторы (связанные с состоянием объекта инвестирования): финансовые показатели; производственно-технологические; инфраструктурные; входящие ресурсы; состояние менеджмента, маркетинга [5, с. 129].
Для эффективной реализации мероприятий в сфере инвестиций необходимо формирование инвестиционной стратегии с учетом всех особенностей региона, имеющихся проблем и возможностей.
Следует сказать, что процесс формирования инвестиционной стратегии региона - это сложный процесс, который состоит из нескольких этапов (рис. 1).
Рисунок 1. Процесс формирования инвестиционной стратегии региона В Краснодарском крае нормативно-правовым актом отражающим приоритетные направления развития является Закон Краснодарского края от 29.04.2008г. №1465-КЗ «О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» [3].
Указанная стратегия лежит в основе формирования инвестиционной политики Краснодарского края.
Для привлечения инвестиций в региональную экономику также очень важны мероприятия, повышающие уровень предсказуемости, открытости, определенности ситуации, что снижает уровень риска для инвесторов. С этой точки зрения задача инвестиционного менеджмента - активизация инвестиционного процесса в регионе и повышение его эффективности. Следовательно, на региональном уровне необходимо проводить определенную инвестиционную политику.
Сущность региональной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность региональных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения субъекта РФ [5, с. 29].
Разработка и реализация региональной инвестиционной политики осуществляются на основе концепции социально -экономического развития региона и включают:
- определение приоритетов, целей и задач инвестиционной политики, т.е. формирование инвестиционной стратегии;
- разработку комплекса мероприятий по инвестированию;
- определение потребности в инвестиционных ресурсах;
- поиск и выбор источников инвестиций;
- формирование инвестиционных возможностей и мер по их расширению.
На современном этапе экономического развития регионы столкнулись со многими угрозами, как внутренними, так и внешними, способными по силе своего воздействия и последствий кардинально изменить основы формирования региональной инвестиционной политики, например введение санкций в отношении России.
Охлаждение отношений с Западом, введение санкций поставили регионы в совершенно новые условия, которые заставили российские и региональные власти по-новому посмотреть на существующую систему, в которой находились до этого времени.
Под влиянием санкционного противостояния под угрозу поставлены базовые ценности, система европейской безопасности и т.д.
Взаимное введение санкций имеет отрицательные негативные последствия не только для России и регионов, но, и для Запада.
В сложившейся ситуации подчеркивается неизменность макроэкономического курса с внесением корректировок внешней и внутренней политики, включая регионы, с более эффективным качественным совершенствованием существующей системы управления экономикой.
Первоначально в отношении страны, были введены ограничения неэкономического характера — блокировка собственности и активов для ряда официальных лиц, а так же запрет на въезд на территорию США.
Затем были введены и экономические санкции, которые затронули разные отрасли и сферы экономики в регионах России, стал острым вопрос импортозамещения.
Экономические ограничения, включали в себя разные формы ограничений, торговых барьеров, целью которых было нанесение отрицательного максимального воздействия на банковско-финансовый сектор страны.
Ежегодно Агентство стратегических инициатив проводит исследования по результатам которого составляется Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах РФ.
Следует акцентировать внимание, что система показателей анализируемого Рейтинга разработана с учетом мирового и отечественного опыта, направленного на оценку состояния инвестиционного климата. Рейтинг рассчитывается по 44 показателям по 4 направлениям: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства. По указанным направлениям происходит получение информации путем проведения опросов экспертов и предпринимателей, и с применением статистических данных. После систематизации и обработки полученных данных выводится итоговый результат, который и заносится в
Рейтинг. В таблице 1 отражена динамика данного Рейтинга за последние три года 2016-2018гг. [11].
Таблица 1. Национальный рейтинг состояния инвестиционного _климата в регионах РФ за 2016-2018гг._
Наименование региона Место в рейтинге Динамика места в рейтинге
2018 год 2017 год 2016 год 2018г. к 2017г. 2017г. к 2016г.
Тюменская область 1 6 5 5 -1
Москва 2 3 10 1 7
Республика Татарстан 3 1 1 -2 0
Санкт-Петербург 4 17 22 13 5
Тульская область 5 4 4 -1 0
Краснодарский край 6 7 7 1 0
Воронежская область 7 8 23 1 15
Чувашская республика 8 2 6 -6 4
Московская область 9 9 21 0 12
Ульяновская область 10 10 11 0 1
В 2018 году первое место данного рейтинга занимает Тюменская область, затем идет Москва и третье место занимает республика Татарстан. Краснодарский край в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата находится на 6 строчке, по сравнению с прошлым годом край поднялся на одну строку, по сравнению 2017 года с 2016 годом данные Рейтинга остались без изменения. В 2018 году Рейтинг Краснодарского края снижается.
Для понимания реальной картины в регионе и более полной оценки инвестиционной привлекательности Краснодарского края следует обращать внимание на многие показатели, например, изменение индекса промышленного производства. В 2017 году в Краснодарском крае индекс промышленного производства составил 104,9%, в 2016 году 104,8%, в 2015 году 105,3%, в 2014 году - 108,3%, в 2013 году - 107,1%. Динамика индекса промышленного производства на Кубани за последние пять лет показана на рисунке 2 [12].
Рисунок 2. Динамика индекса промышленного производства Кубани
за 2013-2017гг
Из рисунка 2 видно, что пик индекса промышленного производства за анализируемый период произошел в 2014 году, затем в 2015 году пошел на спад, в 2016 году также снизился и стал немного стабилизироваться только в 2017 году.
Далее проанализируем объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности январе-июне 2018 года.
В 2017 году инвестиции в Краснодарский край выросли более чем на 6 % [12]. По данным Краснодарстата объем инвестиций в экономику Краснодарского края значительно вырос и составил 106,1 % от уровня 2016 года (рисунок 3) [13].
600
500
400
300
200
100
инвестиции в основной капитал
2013 2014 2015 2016 2017
0
Рисунок 3. Динамика инвестиций в основной капитал в Краснодарском крае, за 2013-2017гг., млрд руб.
Как видно из рисунка 3 в Краснодарском крае инвестиции в основной капитал имеют тенденцию к росту. самыми востребованными для инвесторов стали сфера транспортировки и хранения, в нее вложено более 133 млрд рублей, в обрабатывающие производства вложено 63,7 млрд рублей, а в развитие сельского хозяйства 27,5 млрд рублей.
На протяжении последних двух лет увеличиваются инвестиции в химическое производство и агропромышленный комплекс [12].
По данным Краснодарстата валовой региональный продукт (далее ВРП) в 2017 году в Краснодарском крае оценивается на уровне 2352,4 млрд.
рублей (102,3 % к 2016 году в сопоставимой оценке).
В 2018 году ВРП края прогнозируется в сумме порядка 2520,0 млрд. рублей с приростом к оценке 2016 года на 102,5 %. К 2020 году его абсолютный размер возрастет до 2893,3 млрд. рублей с приростом к 2016 году на 11,9 %.
На рост ВРП края будет оказывать влияние ввод ряда предприятий металлургической промышленности, нефтепереработки, машиностроения, стройиндустрии, инфраструктурных проектов (расширение портовых терминалов и дорожное строительство).
В среднесрочной перспективе структура ВРП края не претерпит серьезных изменений. Наибольшая доля сохранится за промышленным сектором (порядка 17%). Значительный вклад в формирование ВРП края в среднесрочной перспективе будут обеспечивать оптовая и розничная торговля - 16,6 %. Доля сельскохозяйственного производства в объеме ВРП края предполагается в пределах 11-12%, строительства - 9-10 % [13].
Кубань обладает высоким инвестиционным потенциалом, как сказано выше она входит в ведущую десятку регионов России по состоянию инвестиционного климата. Однако, существует не мало проблем, которые по факту сдерживают экономическое развитие Краснодарского края. Например, объемы инвестиций не соответствуют реальным потребностям экономики региона, и введение санкций так же имело свое негативное воздействие на данный сектор.
Однако, введение ограничений имеет и свой положительный эффект, например, региональные власти начали более активно заниматься агропромышленным сектором и уделять внимание местным фермерам и предпринимателям [12]. Однако, модернизация данного сектора требует огромных финансовых вливаний, кроме того, крупные проекты - развитие портов, транспортных коммуникаций, топливно-энергетического комплекса требуют миллиарды рублей, а это в настоящее время остается проблематичным.
Крупные инвесторы с введением ограничений не спешат вкладывать денежные средства в миллиардные проекты, например, строительство рыбокомбината в Темрюкском районе или строительство Индустриального парка в Новороссийске, поэтому все усилия должны быть направлены на привлечение новых инвесторов и удержание имеющихся. Оценивая последствия введения санкций, следует сказать, что кроме понесенных убытков, которые возникли с проблемами ликвидность, банковские организации и их заемщики также столкнулись с актуальной проблемой удорожания и нехватки кредитных ресурсов, что негативно отразилось и привело к снижению экономической активности, а также уверенности потребителей и производителей в перспективах экономического роста в регионе.
В нарастающей геополитической напряженности, запрета на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции перед властями
Краснодарского края возник ряд задач по стабилизации экономической ситуации и нивелированию последствий введения санкций.
Краткий анализ дает возможность выделить приоритеты инвестиционной политики отечественных регионов в сложившихся условиях и предложить некоторые рекомендации.
1. На данном этапе наблюдается сокращение всех источников инвестиций: федеральных трансфертов, расходов региональных бюджетов, собственных средств предприятий, иностранных инвестиций и иных. Однако, параллельно растет потребность в инвестициях и денежных средствах для организации импортозамещения и модернизации экономики. В указанных условиях приоритетным направлением инвестиционной политики в регионе становится эффективность использования инвестиций на всех этапах их движения и резкая экономия средств.
2. В затратной и сложной проблеме импортозамещения следует в первую очередь, инвестирование направлять в эту сферу, если импортозамещение сочетается с ускорением и диверсификацией инновационного развития. Данный вопрос актуален для Краснодарского края, в котором сохраняются последствия старопромышленного региона.
3. При формировании отраслевой структуры инвестиционного развития следует обращать внимание на развитие реального сектора экономики, а также преимущественное развитие отраслей экономики знаний, что особенно важно для Краснодарского края, который по Рейтингу входит в десятку лидеров инновационного развития.
4. При распределении инвестиций, следует четко обозначать точки экономического роста, в тех ситуациях, когда они имеют и федеральное и региональное значение, следует особо обращать внимание
5. В регионах РФ следует с учетом современных особенностей разработать и внедрять на практике конкретные механизмы по реализации приоритетов, кроме того, на всех этапах движения инвестиций необходим жесткий контроль и реальная борьба с коррупцией.
Использованные источники:
1. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ (ред. от 26.07.2017) [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=117210;fld=1 34^=4294967295^1^=70033-0.
2. О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 28.12.2004 г. № 818 -КЗ [Электронный ресурс]/ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&infostr=xO7q8+zl7fIg7vLu4fDg5uDl8 vH/Ю3lЮIg7+7x6+Xk7eXpIPDl5ODq9ujo&nd=140007209&page=1&rdk=10#I 0
3. О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до
2020 года: Закон Краснодарского края от 29.04.2008г. №1465-КЗ (ред. от 05.07.2018) / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW177;n=330 33#06634973849859955
4. Блау С.Л. Инвестиционный анализ: Учебник для бакалавров / С.Л. Блау. — М.: ИТК Дашков и К, 2016, 256 с.
5. Борисова О.В. Инвестиции. В 2 т. Т.1. Инвестиционный анализ: Учебник и практикум / О.В. Борисова, Н.И. Малых, Л.В. Овешникова. — Люберцы: Юрайт, 2016, 218 с.
6. Бочаров В.В. Инвестиции / В.В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2015, 176 с.
7. Колмыкова Т.С. Инвестиционный анализ: Учебное пособие / Т.С. Колмыкова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017, 204 с.
8. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / АИ. Алексеева, Ю.В.Васильев, А.В.Малеева, Л.И. Ушвицкий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2014, 688 с.
9. Кравченко Н.А. Инвестиционный анализ / Н.А. Кравченко. - М.: Дело, 2015, 264 c.
10.Кузнецов Б.Т. Инвестиционный анализ. учебник и практикум для академического бакалавриата / Б.Т. Кузнецов. — Люберцы: Юрайт, 2016, 361 c.
11. Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]/ https://asi.ru/investclimate/rating/
12.Инвестиционный портал Краснодарского края [Электронный ресурс]/ http://investkuban.ru/ru/novosti-i-sobytiya/news/v-2017-godu-investitsii-v-krasnodarskiy-kray-vyrosli-bolee-chem-na-6-/
13. Управление федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и республике Адыгея [Электронный ресурс]/ http ://krsdstat. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics/krsndStat/ gr p/
14. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]/ http://www.gks.ru/