Научная статья на тему 'Инвестиционная политика негосударственных пенсионных фондов: теоретический аспект'

Инвестиционная политика негосударственных пенсионных фондов: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1320
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / ПЕНСИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Истомина Н. А., Кашинская П. В.

В статье отмечается, что инвестиционная политика негосударственных пенсионных фондов (НПФ) является важнейшим направлением их работы, условием роста доходов вкладчиков фондов, предпосылкой для стабильного функционирования пенсионной системы РФ. Представлены теоретические подходы, связанные с инвестиционной политикой НПФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика негосударственных пенсионных фондов: теоретический аспект»

Пенсионная система

Удк 336.6

инвестиционная политика негосударственных пенсионных фондов: теоретический аспект

Н. А. ИСТОМИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов E-mail: n_istomina_usue@mail. ru

П. В. КАШИНСКАЯ, ассистент кафедры государственных и муниципальных финансов E-mail: polinaka08@rambler. ru Уральский государственный экономический

университет

В статье отмечается, что инвестиционная политика негосударственных пенсионных фондов (НПФ) является важнейшим направлением их работы, условием роста доходов вкладчиков фондов, предпосылкой для стабильного функционирования пенсионной системы РФ. Представлены теоретические подходы, связанные с инвестиционной политикой НПФ.

Ключевые слова: негосударственный пенсионный фонд, инвестиционная политика, пенсионные накопления, пенсионные резервы.

В условиях современного этапа развития экономики РФ повышенное внимание уделяется инвестиционным процессам. Для преодоления последствий кризиса 2008-2010 гг. органами государственной власти, субъектами реальной экономики и финансовыми институтами разрабатываются различные решения, связанные с привлечением инвестиций, их размещением и пр., т. е. с инвестиционной политикой. Инвестиционная политика каждого субъекта характеризуется значительными особенностями,

определяется объективными характеристиками конкретного субъекта. Следовательно, теоретическое осмысление содержания и специфики инвестиционной политики представляется актуальной научной задачей.

Одним из субъектов инвестиционных процессов в национальной экономике РФ и других стран являются НПФ.

Негосударственные пенсионные фонды являются важными участниками инвестиционных процессов в любой национальной экономике, так как аккумулируют значительный объем финансовых ресурсов вкладчиков и имеют возможность размещать их в широкий перечень активов. Негосударственный пенсионный фонд выступает на финансовом рынке как институциональный инвестор, отличаясь от посредника тем, что принимает на себя обязательства по выплате дохода на вложенные средства [1].

Для более глубокого понимания специфики деятельности НПФ важно представлять его существенные отличия от классических инвесторов, преследующих цель получения прибыли (табл. 1).

Таблица 1

Признаки негосударственного пенсионного фонда как субъекта инвестиционной деятельности (инвестора)

Признак содержание

Законодательные ограничения к составу и структуре средств пенсионных накоплений (резервов) Четко регламентируются требования к составу и структуре пенсионных резервов (накоплений) для обеспечения сохранности средств, доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей

Требования к размеру долей вложений (размещения, инвестирования) в тот или иной вид активов Национальным законодательством устанавливается максимальная доля вложений (размещения, инвестирования) средств в различные объекты (активы); доля определяется в процентах от общего объема вложений

Степень самостоятельности (свободы) при проведении инвестиционной политики Низкая степень - при инвестировании средств пенсионных накоплений (так как НПФ передает все средства в управляющие компании, не имея возможности самостоятельно осуществлять инвестирование). Средняя степень - при размещении пенсионных резервов (законодательно предусмотрен запрет на самостоятельное размещение пенсионных резервов в отдельные объекты (активы)

Как можно заметить, НПФ относятся к категории инвесторов, не обладающих полной свободой при совершении инвестиционных действий. Ограничение инвестиционной свободы НПФ обусловлено тем, что они являются так называемыми «институциональными инвесторами», перераспределяя средства вкладчиков в определенные активы с последующей обязанностью возврата средств в виде пенсионных выплат. Следовательно, потери, которые могут возникнуть в результате осуществления НПФ инвестиций, негативным образом отразятся на финансовом положении вкладчиков фондов - пенсионеров. Такая ситуация для любого государства является нежелательной.

Специфические признаки НПФ как субъекта инвестиционной деятельности (инвестора) в первую очередь влияют на содержание его инвестиционной политики.

Под инвестиционной политикой негосударственного пенсионного фонда авторы предлагают понимать совокупность действий по управлению располагаемыми финансовыми ресурсами (пенсионными накоплениями и пенсионными резервами) в рамках законодательно установленных ограничений с учетом текущего состояния экономики и финансового рынка.

Инвестиционная политика НПФ предусматривает следующую последовательность действий:

- анализ экономических результатов инвестиционной деятельности в предыдущие периоды;

- определение стратегической цели;

- прогноз конъюнктуры рынка и определение приоритетов инвестиций;

- планирование инвестиционной деятельности;

- реализация процедур инвестирования и размещения1;

- составление отчетности по истечении установленных периодов с последующим принятием решений о корректировке инвестиционной политики на перспективу.

При разработке инвестиционной политики конкретного НПФ следует принимать во внимание как внутренние, так и внешние факторы. К внешним факторам относятся:

- общая экономическая ситуация в стране;

- государственная политика (в том числе установленные законодательные ограничения), степень реализации мер государственной поддержки НПФ;

- особенности экономической ситуации в регионах, где осуществляет свою деятельность конкретный фонд;

- демографическая ситуация в стране;

- конъюнктура финансового рынка.

К внутренним факторам относятся характеристики, проявляющиеся в отношении конкретного негосударственного пенсионного фонда:

- абсолютный размер располагаемых финансовых ресурсов;

- внутренний регламент и инвестиционный потенциал НПФ;

- условия страхования и получения соответствующих гарантий инвестиций от выбранных управляющих компаний.

По сравнению с прочими категориями инвесторов инвестиционная политика НПФ характеризует-

1 Более подробно о содержании процессов инвестирования и размещения будет сказано далее.

ся более высоким уровнем сложности, что определяется содержательными различиями между видами финансовых ресурсов (объектами инвестиционной политики), которыми располагает каждый фонд на определенном этапе своей деятельности.

Объектами инвестиционной политики НПФ являются два вида финансовых ресурсов: пенсионные накопления и пенсионные резервы (в табл. 2. представлена их сравнительная характеристика, разработанная авторами).

Общим свойством пенсионных накоплений и пенсионных резервов является то, что они поступают в НПФ в рамках функционирования пенсионной системы государства. Исходным источником пенсионных накоплений и резервов являются собственные средства предприятий и граждан. Однако между накоплениями и резервами есть существенное отличие: пенсионные накопления возникают в результате отношений по обязательному пенсионному страхованию, а пенсионные резервы -. в результате отношений по негосударственному пенсионному обеспечению.

С точки зрения свободы при реализации инвестиционной политики предпочтительным видом финансовых ресурсов являются пенсионные резер-

вы. Однако в силу преобладания в нашей стране обязательного пенсионного страхования над негосударственным пенсионным обеспечением наиболее стабильным источником ресурсов для фондов являются поступления от Пенсионного фонда РФ, которые определены решениями застрахованных лиц, выбравших конкретный НПФ.

С точки зрения содержательной стороны пенсионные накопления и пенсионные резервы позволяют НПФ формировать один и тот же финансовый поток -исходящий, включающий средства, направляемые непосредственно в различные инвестиционные активы, и средства, передаваемые иным посредникам (управляющим компаниям) для последующего инвестирования. Однако терминологически в рамках инвестиционной политики в отношении пенсионных накоплений применяется термин «инвестирование», а в отношении пенсионных резервов -«размещение». Содержательные отличия данных понятий представлены в табл. 3.

В рамках деятельности по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) НПФ обязаны передать средства пенсионных накоплений в доверительное управление одной или нескольким управляющим компаниям для последующего инвестирования.

Таблица 2

сравнительная характеристика пенсионных накоплений и пенсионных резервов

Характеристика Пенсионные накопления Пенсионные резервы

Сущность Средства, сформированные за счет перечислений в рамках обязательного пенсионного страхования Средства, сформированные за счет поступлений в рамках системы негосударственного пенсионного обеспечения

Источники формирования 1. Средства (в виде обязательных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии), перечисленные Пенсионным фондом РФ в соответствии с заявлениями застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. 2. Суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, перечисленные Пенсионным фондом РФ в соответствии с заявлениями застрахованных лиц. 3. Перечисленные Пенсионным фондом РФ средства материнского капитала, целевым назначением которых является формирование накопительной части трудовой пенсии 1. Пенсионные взносы, уплаченные физическими лицами, заключившими договоры с НПФ, либо юридическими лицами в пользу физических лиц. 2. Часть дохода от размещения средств пенсионных резервов. 3. Страховой резерв (целевые поступления на формирование страхового резерва). 4. Доход, полученный от размещения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда

Назначение средств Обеспечение исполнения обязательств по выплате накопительной части трудовой пенсии перед застрахованными лицами Обеспечение исполнения обязательств по выплате негосударственной пенсии перед участниками системы негосударственного пенсионного обеспечения

Ограничения в рамках инвестиционной политики Негосударственному пенсионному фонду запрещается самостоятельно инвестировать средства пенсионных накоплений Негосударственному пенсионному фонду разрешается как самостоятельно размещать средства пенсионных резервов, так и передавать их управляющим компаниям

Таблица 3

содержание понятий «инвестирование» и «раз-

мещение» в рамках деятельности нПФ

Понятие Характеристика

Инвестирование Передача средств пенсионных накоплений по договору доверительного управления в управляющую компанию в целях их приумножения и сохранения

Размещение Самостоятельное вложение средств пенсионных резервов или передача их в доверительное управление управляющей компании в целях их приумножения

Примечание: авторская разработка.

Законодательство РФ определяет перечень активов, в которые пенсионные накопления могут быть инвестированы.

В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) НПФ формируют средства пенсионных резервов и могут размещать их самостоятельно или через управляющие компании. При этом национальное законодательство страны также определяет перечень объектов (активов), в которые могут быть размещены средства пенсионных резервов. При размещении НПФ обладают большей самостоятельностью в сравнении с инвестированием средств пенсионных накоплений. Негосударственный пенсионный фонд вправе самостоятельно размещать пенсионные резервы в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковские депозиты или в объекты недвижимости. Для размещения пенсионных резервов в иные активы фонд должен привлекать управляющие компании.

Таким образом, в рамках инвестиционной политики проявляется субъектная зависимость НПФ от управляющих компаний. Это, с одной стороны, минимизирует собственные усилия фонда по выбору конкретных инструментов инвестирования, но с другой стороны, лишает фонды свободы финансового маневра, вынуждая строить дополнительные партнерские отношения с управляющими компаниями. Таким образом, конечная эффективность инвестиционной политики НПФ не в полной мере зависит от его собственных решений. Это можно считать одной из отличительных черт инвестиционной политики НПФ.

Виды объектов (активов) для инвестирования пенсионных накоплений и размещения пенсионных резервов НПФ представлены в табл. 4.

При проведении инвестиционной политики в отношении средств пенсионных накоплений НПФ

сталкиваются с более ограниченным перечнем объектов инвестирования, чем при размещении средств пенсионных резервов. Это связано с необходимостью обеспечения стабильности и устойчивости выплат негосударственной части трудовой пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования (что достигается посредством решения основополагающей задачи в системе обязательного пенсионного страхования, которая заключается в сохранении пенсионных накоплений).

При реализации инвестиционной политики в отношении пенсионных накоплений и пенсионных резервов НПФ обязаны учитывать установленные федеральным законодательством требования к структуре инвестиционного портфеля (табл. 5).

Необходимость соблюдения указанных ограничений, безусловно, значительно ограничивает свободу НПФ при принятии и реализации инвестиционных решений. Это отличает фонды от других инвесторов на финансовом рынке. Как было сказано ранее, низкая или средняя степень свободы при реализации инвестиционной политики является одним из признаков НПФ как субъектов инвестиционной деятельности.

Рассмотренные теоретические положения позволяют выделить признаки инвестиционной политики негосударственных пенсионных фондов, которые предлагают авторы:

1) инвестиционная политика НПФ может рассматриваться как составная часть социальной политики государства. Управляя средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов, фонды влияют на уровень пенсионных доходов граждан, косвенно - на долю населения, живущего «за чертой бедности». Именно этим обусловлены жесткие требования к различным аспектам инвестиционной политики НПФ;

2) инвестиционную политику НПФ следует рассматривать как консервативную, направленную на обеспечение приемлемого уровня доходности при максимальной гарантии сохранности вложений. В этом плане НПФ не преследуют цель максимизации прибыли, отвечая, прежде всего, за возможность выполнения обязательств перед вкладчиками в будущем. Спекулятивная составляющая если и проявляется в определенных ситуациях в решениях того или иного фонда, может обернуться серьезными санкциями со стороны государства, вплоть до потери права осуществлять деятельность;

Таблица 4

Виды объектов (активов) для размещения (инвестирования) пенсионных накоплений и пенсионных резервов НПФ

Разрешено инвес- Разрешено

Объект (актив) тировать средства размещать средства

пенсионных накопле- пенсионных резер-

ний [3] вов [4]

Денежные средства, включая иностранную валюту, размещенные на банковских счетах и в банковских депозитах Да Да

Государственные ценные бумаги РФ Да Да

Государственные ценные бумаги субъектов РФ, допущенные к торгам Да Да

на рынке ценных бумаг

Муниципальные облигации, допущенные к торгам на рынке ценных бумаг Да Да

Депозитные сертификаты российских банков Да Да

Акции российских открытых акционерных обществ, допущенные к Да Да

торгам на рынке ценных бумаг

Облигации российских хозяйственных обществ, допущенные к торгам Да Да

на рынке ценных бумаг

Ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законода- Да Да

тельством РФ об ипотечных ценных бумагах и допущенные к торгам

российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг

Инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных фондов, со- Да Да

зданных в соответствии с законодательством РФ, допущенные к торгам

российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг

Ценные бумаги правительств иностранных государств Нет Да

Ценные бумаги международных финансовых организаций, включенные в перечень, утвержденный Федеральной службой по финансовым Нет Да

рынкам

Акции иностранных акционерных обществ и облигации иностранных Нет Да

коммерческих организаций

Акции (паи, доли) иностранных инвестиционных фондов Нет Да

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нежилые здания, нежилые помещения, строения и сооружения, находя- Нет Да

щиеся на территории РФ и введенные в эксплуатацию в установленном

порядке, земельные участки, занятые указанными зданиями, строениями и сооружениями (далее - объекты недвижимого имущества)

Таблица 5

Требования к структуре инвестиционного портфеля НПФ [2]

Вид актива Максимальная доля в портфеле

Ценные бумаги одного эмитента или группы связанных эмитентов, за исключением государственных ценных бумаг РФ Не более 5 %

Депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу) В сумме не более 10 %о

Ценные бумаги, эмитированные аффилированными лицами НПФ, управляющей компании, специализированного депозитария и актуария Не более 5 %

Акции одного эмитента Не более 10 %

Облигации одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ Не более 10 % совокупного объема находящихся в обращении облигаций

Доля ценных бумаг одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ Не более 15 % капитализации эмитента. Не более 15 % выпуска ценных бумаг субъекта РФ

Денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях Не более 20 %

Средства, размещенные в ценные бумаги иностранных эмитентов Не более 20 %

3) диверсификация инвестиционной политики НПФ определяется в большей степени состоянием пенсионной системы государства и уровнем развития негосударственного пенсионного обеспечения, чем состоянием финансового рынка. Если в стране преобладает обязательное пенсионное страхование над негосударственным пенсионным обеспечением, то инвестиционная политика НПФ будет реализовываться в основном через политику инвестирования пенсионных накоплений, а не размещения пенсионных резервов. Однако перспективы развития пенсионных систем большинства стран мира связаны именно с негосударственным пенсионным обеспечением, что обусловливает необходимость повышения внимания к политике размещения пенсионных резервов;

4) инвестиционная политика НПФ разрабатывается и реализуется при относительно ограниченной и контролируемой конкуренции. При наличии существенных законодательных ограничений и требований число НПФ является достаточно постоянным, а изменения этого числа - предсказуемыми. Следовательно, все фонды строят свою работу практически в одних и тех же условиях, поэтому для выигрыша в конкурентной борьбе каждый фонд должен учитывать самые незначительные собственные преимущества.

Практическая деятельность НПФ, кроме общих теоретических конструкций, осуществляется в конкретных экономических условиях. Современная стадия развития мировой экономики предъявляет повышенные требования к любым финансовым процессам. Следовательно, важно исследовать и совершенствовать инвестиционную политику НПФ, обеспечивая стабильность их работы, а также пенсионной системы определенного государства в целом.

Список литературы

1. Иваницкий В. П., Мельникова Е. И. Методологические аспекты инвестирования сбережений населения России: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. 2000.

2. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (в ред. от 30.04.2008). Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ (в ред. от 27.07.2010). Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением: постановление Правительства РФ от 01.02.2007 № 63 (в ред. от 04.03.2010). Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

Публикация годовой и квартальной отчетности

В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы

формата А4.

Тел./факс (495) 721-8575, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.