Сокуров С.А. ИНВЕСТИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
7.2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ВОЗМОЖНОСТЬ ПРАВОПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЛЯ РОССИИ
Сокуров Сергей Альбертович, соискатель кафедры гражданского и предпринимательского права СевероОсетинского государственного университета Контакты автора: kvv [email protected]
Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению механизма регулирования инвестиционной деятельности в развитых зарубежных странах. Обращаясь к ряду периодических источников, автор выявляет основные отличительные особенности зарубежных инвестиционных моделей и определяет возможность их применения в условиях российской экономики.
Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиционная деятельность., инвестиционный климат, инвестиционная модель, инвестиционная сфера, инвестиционная компания, трест, иностранный капитал
FOREIGN COUNTRIES INVESTMENT MODEL: LEGAL SUCCESSION OPPORTUNITIES FOR RUSSIAN FEDERATION
Sokyrov Sergey Albertovich, the competitor of chair
of the civil and enterprise right of North Ossetia State
University
Annotation: The article is dedicated to the study of investment activity regulation mechanism. Appealing to the number of periodical publications, the author reveals main distinctive peculiarities of foreign investment models and defines their adopting opportunities in Russian Federation conditions.
Keywords: investment policy, investment activity, investment climate, investment model, investment sector, investment company, trust, foreign capital
Уже на протяжении многих лет Россия накапливало опыт инвестиционной деятельности, проводило активную политику по привлечению иностранного капитала в страну, меняла стратегию и тактику управления инвестиционными процессами, но и по сей день на наш взгляд оно не смогло выработать инвестиционные государственные регуляторы. Это является очевидным, ведь при всем притом, что страна богата всевозможными ресурсами, столь необходимыми сегодня для зарубежных стран, в ней до сих пор не разработаны эффективные стимулирующие рычаги для установления международного сотрудничества, а также существуют множество проблем в инвестиционном законодательстве и, в целом, не отлажена система экспортноимпортных операций.
Однако, хотя правоприменительная инвестиционная практика в России еще не сложилась должным образом, современная модель российской экономики предусматривает постоянное взаимодействие отечественных хозяйствующих субъектов с инвесторами, пре-
жде всего, высокоразвитых зарубежных стран.1 Наиболее интересным в вопросах регулирования инвестиционной деятельности представляется опыт США, Великобритании, Германии и Франции. Это пять стран, экономические стратегии развития которых, могли бы в настоящее время послужить наглядным примером для российского государства.
США - страна с достаточно развитой экономикой и мощной законодательной системой. Инвестиционный климат США является достаточно ярким и привлекательным. Сегодня эта страна находится на первом месте по объемам привлечения иностранного капитала в экономику своей страны (в среднем около 20% мирового уровня). Достижению таких великолепных результатов послужил, как нам кажется, тот фактор, что Правительство США хорошо осознавая значимость иностранных инвестиций для отдельных штатов своей страны в целях развития экономики всего государства, возложило на региональные органы власти не меньше обязанностей в части стимулирования притока инвестиции в страну, чем на государственную власть в целом.
Американское правительство хорошо осознает, что функционирование иностранного капитала в экономике США способно оказывать заметное влияние не только на промышленность, торговлю и инфляционные процессы, но и национальную безопасность государства в целом. В итоге, штатам и местным органам власти предоставлена исключительная самостоятельность за экономическое развитие «своей» территории, а в поддержании собственного бизнеса, а также экспорта товаров и услуг; привлечения иностранного предпринимательского капитала и соответственно контроля за иностранным инвестором; поощрения роста собственного хозяйства и проведения стимулирующих акций в области фискальной политики и так далее.2
В конечном счете, несмотря на то, что эти факторы сегодня способствуют лишь нарастанию конкуренции между штатами сШа, именно открытость ее рынков на наш взгляд и дало огромный импульс в развитии американского законодательства в области инвестиций во второй половине ХХв. Ввиду этого, на сегодняшний день можно выделить ряд характерных черт присущих для экономики США в сфере правового регулирования инвестиционной деятельности страны:
- обеспечение высокого уровня притока инвестиций в экономику страны посредством региональной и государственной политики;
- стимулирование экспорта и импорта капитала в равной степени, в связи с чем, страна приобрела статус «нетто-импортера»;
- высокая степень контроля за иностранными инвестициями с целью недопущения возможных злоупотреблений (коррупция, нарушения кредитно-финансовых соглашений и других законодательных норм);
- открытость рынка для других участников;
- развитая система налогового и инвестиционного законодательства;
1 Рудько-Силиванов В.В. Практические аспекты инвестирования в модернизацию производственных фондов//Деньги и кредит, 2008. - №8.
2 Романова Е. Перспективы привлечения прямых инвестиций
США в Россию//Маркетинг, 2002. - №1. - С.7.
Бизнес в законе
6'2011
- двухуровневая система правового регулирования инвестиционной деятельности и так далее.3
Таким образом, американская хозяйственная практика в области регулирования инвестиционной деятельности в большей степени ориентирована на реализацию принципов экономической свободы и экономического либерализма, нежели на серьезное прямое вмешательство в экономический процесс, которое традиционно рассматривается как их недопустимое ограничение. А в целом, стремление американского правительства вовлечь в международную экономическую деятельность как можно более широкий круг участников, максимально расширить экспортный потенциал страны и входящих в нее территорий, стало отражением основного содержания деятельности внешнеэкономических институтов, как на федеральном, так и местном уровнях в сШа. Согласованность и общая направленность действий этих институтов стало главной составляющей успеха этой страны на мировом рынке сегодня.
В качестве примера регулирования инвестиционной деятельности интересным, как нам кажется, для России может оказаться опыт и таких стран как Великобритания, Франция, Германия и Япония.
Основными методами регулирования инвестиционной деятельности в данных странах выступают:
- регулирование (поддержка или ограничение) общего объема капиталовложений (это главный метод управления инвестиционным процессом, осуществляемый через политику ссудного процента, денежную, налоговую и амортизационную политики);
- выборочное стимулирование капиталовложений в определенные предприятия, отрасли и сферы деятельности через кредитные и налоговые льготы, например, с помощью инвестиционного кредита;
- прямое административное вмешательство в инвестиционный процесс с целью ввода или вывода определенных производственных мощностей путем согласования планов и действий крупнейших корпораций.4
Схожесть данных методов в регулирования инвестиционных процессов данных государств объясняется тем, что они характерны для более развитых стран, где рыночная экономика уже окрепла и продолжает развиваться. Тем не менее, имеется и ряд отличий в формах регулирования инвестиционного механизма.
Так, например, в качестве характерных черт английской инвестиционной модели можно выделить следующие отличия:
- отсутствие единого закона, регулирующего инвестиционную деятельность в Великобритании;
- регулирование деятельности профессионалов фондового рынка максимально отделено от государства;
- строгая ответственность за эффективность их реализации и расходования на всех уровнях;
- принятие и реализация инвестиционных решений осуществляются на внебюджетной (частной) и возвратной основе;
- направленность системы регулирования инвестиционной деятельности на защиту прав владельцев капитала и на обеспечение наиболее беспрепятственного; и так далее.
3 Мальков Э.Д. Особенности регулирования иностранных инвестиций в отдельных зарубежных странах//Перспектива, 2000. -№5. - С.29.
4 Мальков Э.Д. Особенности регулирования иностранных инвестиций в отдельных зарубежных странах//Перспектива, 2000. -№5. - С.29.
- жесткая конкуренция между отдельными участниками финансового рынка и так далее.5
Весьма важное значение в регулировании инвестиционной деятельности Великобритании занимают инвестиционные компании - трасты, правовой основой существования которых является ограниченная ответственность, а основной целью выступает эффективное объединение мелких инвестиций в большие. Кроме того, вся система регулирования инвестиционной деятельности Великобритании направлена, в первую очередь, на защиту прав владельцев капитала и на обеспечение наиболее беспрепятственного и быстрого ка-питалонакопления в интересах владельцев капитала и, в конечном счете, на развитие производства и рост потребления.
В регулировании инвестиционной деятельности Германии, также как и в Великобритании, особое место отводится инвестиционным компаниям, деятельность которых регулируется Законом об инвестиционных компаниях (1970 год). По немецким законам инвестиционные компании являются кредитными учреждениями, и на них распространяются все законодательные нормы, относящиеся к кредитным учреждениям. Указанная схема организации коллективных инвестиций в Германии весьма похожа на схему функционирования траста в Великобритании. Основное отличие между ними - требование немецкого закона в том, чтобы управляющая компания в обязательном порядке была кредитной организацией и подпадала бы под сферу действия банковского регулирования и контроля. В целом, характеризуя немецкий стереотип регулирования инвестиционного процесса, хотелось бы отметить его созидательную направленность по отношению к внутренним финансовым институтам. А в качестве общих отличительных черт немецкой системы правового регулирования инвестиционной сферы можно выделить:
- отсутствие единого закона и органа, регулирующего инвестиционную деятельность в Германии;
- усложненные условия проникновения на рынок новых фирм, что уменьшает их число и снижает возможности выбора для инвесторов;
- высокая степень контроля, обеспечивающая правительству максимальное удобство при осуществлении контрольных функций;
- жесткое прогрессивное налогообложение доходов хозяйствующих субъектов;
- строгая система налогообложения сверхприбылей и налоговых санкций за недобросовестную ценовую конкуренцию;
- низкий уровень риска потерять, вложенные в инвестиционный фонд, средства;
- децентрализованное регулирование рынка ценных бумаг и так далее.6
Инвестиционное законодательство Германии, как нам кажется, пока еще только находится на пути своего развития, так как ранее государство ему не уделяло особого внимания. Но сегодня в период экономических трудностей в мире, совершенствование нормативно-правового обеспечения инвестиционной деятельности может помочь привлечь дополнительный
5 Иноятова М.Ш. Регулирование деятельности инвестиционных фондов в различных странах//Горный вестник Узбекистана, 2007.
- №31. - С.25.
6 Иноятова М.Ш. Регулирование деятельности инвестиционных фондов в различных странах//Горный вестник Узбекистана, 2007.
- №31. - С.48.
Сокуров С.А. ИНВЕСТИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
иностранный капитал в экономику страны и тем самым сыграть положительную роль в ее развитии.
Во Франции, как и в предыдущих трех рассмотренных нами стран единый специальный закон, регулирующий иностранные инвестиции, тоже отсутствует. Несмотря на это, в стране действует система «предварительного уведомления властей о намерениях продления сроков апробации», которая распространяется главным образом на инвесторов из стран, не являющихся членами Европейского союза, в случае участия их в деятельности французской компании. В законодательстве Франции также существует четкое разграничение между прямыми и прочими иностранными капиталовложениями, что объясняется применением более льготного регулирования в отношениях последних. Причиной этому является то, что, несмотря на значительное упрощение процедуры регулирования иностранных инвестиций во Франции, для большинства операций, связанных с осуществлением прямых инвестиций на ее территории, по-прежнему требуется предварительное уведомление о намерениях или предварительное разрешение. В целом, несмотря на строгую систему регулирования прямого инвестирования во Франции, общие процессы капиталовложений иностранных инвесторов и перевод прибылей из Франции производится без каких-либо ограничений. Таким образом, в качестве основных отличительных черт французской модели регулирования инвестиционных процессов можно выделить следующие:
- отсутствие единого закона, регулирующего инвестиционную деятельность во Франции;
- низкий уровень контроля над иностранными предприятиями, действующими на территории страны;
- «пропускная система на рынок»;
- система «предварительного уведомления властей»;
- четкое разграничение между прямыми и прочими иностранными капиталовложениями и так далее. 7
Итак, в данных зарубежных странах, также как и в России, на проводимую инвестиционную политику и ее нормативно-правовое обеспечение сильное влияние оказывают, происходящие в последнее время интеграционные процессы в мире. Это является схожим признаком в регулировании инвестиционной деятельности в России и в зарубежных странах. Однако имеются и некоторые отличия, которые России стоило бы учесть на пути формирования эффективной инвестиционной модели государства. Например, у США Россия могла бы позаимствовать строгую систему контроля инвестиционной деятельности; у Японии - разборчивость в потенциальных инвесторах; у Франции - политику снижения риска вложенных в инвестиционные фонды денежных средств; у Великобритании - эффективную льготную политику; у Германии - систему «предварительного уведомления властей и так далее. Все это позволило бы российскому государству наиболее успешно влиться в систему мирового хозяйства и занять свое место среди экспортно-импортного оборота в мире. А единый политико-экономический курс в сфере развития иностранной инвестиционной деятельности, применяемый во всех выше обозначенных развитых зарубежных странах, и вовсе должен стать неким «шаблоном» для России с целью формирования эффективной системы инвестиционного законода-
7 Иноятова М.Ш. Регулирование деятельности инвестиционных фондов в различных странах//Горный вестник Узбекистана, 2007.
- №31. - С.47.
тельства, а значит, в отечественном нормативноправовом обеспечении должны быть проведены своевременные корректировки существующих форм и методов регулирования, адекватных современной развитой рыночной экономике страны.
Список литературы:
1. Иноятова М.Ш. Регулирование деятельности инвестиционных фондов в различных странах//Горный вестник Узбекистана, 2007. - №31.
2. Мальков Э.Д. Особенности регулирования иностранных инвестиций в отдельных зарубежных странах//Перспектива, 2000. - №5.
3. Романова Е. Перспективы привлечения прямых инвестиций США в Россию//Маркетинг, 2002. - №1.
4. Рудько-Силиванов В. В. Практические аспекты инвестирования в модернизацию производственных фондов//Деньги и кредит, 2008. - №8.
References:
1. Inojatova M. Sh. Regulation of activity of investment funds in the various countries//the Mountain bulletin of Uzbekistan, 2007. -№31.
2. Malkov E.D.feature of regulation of foreign investments in separate foreign countries//Prospect, 2000. - №5.
3. Romanov E.Perspektivy of attraction of direct investments of the USA to Russia//Marketing, 2002. - №1.
4. Rudko-Silivanov Century of Century Practical aspects of investment in modernization of production assets//Money and the credit, 2008. - №8.