12 1156) - 2007
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИНВЕСТИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ И МЕХАНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ*
В. В. Морозов, кандидат экономических наук Институт экономики УрО РАН, г. Екатеринбург
Реализация масштабных преобразований в экономике России и ее регионов, связанных с формированием развитых рыночных отношений, переходом на путь социально ориентированного экономического развития невозможна без значительной активизации инвестиционного процесса. Игнорирование проблем инвестиционного развития или пренебрежение ими ведет к возникновению кризисных явлений в производстве, постепенно охватывающих всю сферу экономических отношений. Ведущая роль в реализации инвестиционных преобразований в экономике России принадлежит регионам. Однако сегодня инвестиционный потенциал и возможности регионов используются крайне недостаточно. Типичным в этом отношении является пример Уральского региона.
Состояние инвестиционной активности в субъектах Федерации, входящих в состав Уральского региона, в 1991-1998 гг. было типичным для экономики России и характеризовалось резким, более, чем в 4 раза, снижением объемов освоенных инвестиций (в сопоставимых ценах). В период с 1999 г. в экономике Уральского региона, как и в стране в целом, отмечается позитивная тенденция к росту инвестиционной активности. За период 1999-2005 гг. величина инвестиционных вложений в основной капитал выросла в 2,4 раза, что выше, чем в целом по Российской Федерации в 1,4 раза. Однако значительного и устойчивого роста инвестиционной активности в экономике России и региона, способной обеспечить стабильно высокие темпы ее развития в этот период не отмечалось. Проблематичен и серьезный рост инвестиционной активности в ближайшей перспективе.
Сложившаяся в настоящий период стагнационная ситуация в инвестиционной сфере определяется рядом обстоятельств.
* Исследование проводится при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Грант 04-02-83202 а/У.
Во-первых, отсутствием инвестиционной направленности в экономической стратегии государства. Во всех экономических программах, принятых в России до последнего времени, практически отсутствуют положения, формулирующие позиции государства по отношению к инвестиционному развитию экономики, государственным приоритетам этого процесса, стимулированию активизации инвестиционной и инновационной деятельности. Решение этих проблем возлагается на рыночные механизмы хозяйствования, которые сегодня в России функционируют недостаточно эффективно. И только в последнем Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации наконец были сформулированы определенные меры по интенсификации инвестиционной и инновационной деятельности, приоритетам инновационного развития и необходимости стимулирования этих процессов. Однако механизм регулирующего вмешательства государства в инвестиционную деятельность пока не разработан.
Во-вторых, отсутствие прогрессивных изменений непосредственно в механизме мобилизации, перераспределения и использования инвестиционных ресурсов. По-прежнему не работает на инвестиционные цели российский рынок ценных бумаг. Практически отсутствует проведение государственных инвестиционных займов. Минимизированы расходы на инвестиционные цели средств стабилизационного фонда. Незначительна инвестиционная роль банков, паевых инвестиционных фондов и инвестиционных компаний. Разрушен механизм финансового стимулирования активизации инвестиционной и инновационной деятельности. В результате, полученные в последние годы в экономике России и Уральского региона темпы роста инвестиционной активности не носят стабильного характера и в значительной степени дифференцированы по субъектам Федерации.
А в отдельные годы, даже в сравнительно благополучных в инвестиционном отношении субъектах Федерации Уральского региона, параметры инвестиционной активности значительно снижаются.
В-третьих, медленными изменениями в структуре источников финансирования инвестиций. Величина амортизационных отчислений, в силу особенностей используемой сегодня методики расчета по остаточной стоимости и заниженных нормативов, значительно снижается. Кроме того, около половины этих исключительно предназначенных для воспроизводства основного капитала ресурсов продолжает использоваться не по своему целевому назначению. Медленно увеличивается роль инвестиционных кредитов и привлекаемых для инвестиционных целей средств населения.
Для обеспечения значительного и стабильного роста инвестиционной активности, придания инвестиционному процессу инновационной направленности в стране и регионах необходимо разработать и реализовать принципиально новую государственную стратегию активизации инвестиционной деятельности. В ее основе должен лежать целый ряд базовых подходов и приоритетов.
Одним из основополагающих направлений стратегии инвестиционного развития государства и регионов является совершенствование системы и механизма управления инвестиционной деятельностью на разных иерархических уровнях. Основополагающим элементом модели совершенствования механизма регулирования инвестиционной деятельностью является принцип четкого разграничения полномочий в области управления инвестиционными отношениями между различными иерархическими уровнями, с концентрацией большинства функций этого процесса в федеральных округах и субъектах Федерации. Целесообразность делегирования большинства государственных полномочий по управлению инвестиционной деятельностью на региональный уровень обуславливается тем обстоятельством, что в рыночных условиях хозяйствования территориальные органы управления имеют возможность более качественного определения основных направлений и приоритетов экономического развития территорий с учетом государственных и региональных интересов.
Сегодня регион реально может и должен стать тем уровнем управления инвестиционным процессом, на котором регулируется и координируется большинство инвестиционных стремлений государственных структур и хозяйствующих субъектов, функционирующих в рамках данной региональной системы. При этом за федеральными органами власти сохраняются такие конституционные функции, как определение федеральных приоритетов
и законодательной регламентации инвестиционной деятельности в стране и регионах, а также формирование круга инвестиционных проектов и программ, финансируемых за счет федеральных ресурсов и приравненных к ним привлекаемых средств.
Вторым приоритетным направлением стратегии инвестиционного развития регионов является формирование эффективного механизма регулирования инвестиционных потоков, предусматривающего образование соответствующих территориальных структур, разработку и внедрение прогрессивных форм и методов управления инвестиционным процессом.
Современная региональная система органов управления инвестиционной деятельностью должна строиться по функциональному принципу и вертикальному интегрированному типу, основываясь на сочетании традиционных государственных федеральных и территориальных органов управления с использованием общественных структур, территориальных и коммерческих инвестиционно-финансовых институтов, других элементов территориальной инвестиционной инфраструктуры. Эти управляющие структуры, в рамках региональной системы, дифференцируются на 6-7 уровней, начиная от органов общего руководства в рамках федерального округа — высших исполнительных и законодательных органов власти регионов и заканчивая предприятиями и организациями — непосредственными субъектами инвестиционных отношений (рис. 1). Три из этих уровней относятся непосредственно к современной системе государственного и муниципального управления экономикой территорий. Предлагаемая региональная структура органов управления инвестиционной деятельностью может быть дифференцирована и видоизменена с учетом местных условий и в соответствии с экономическими потребностями территорий.
Высшими органами, осуществляющими общее руководство инвестиционной деятельностью территорий в масштабах федерального округа, является Аппарат полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе. Свою управляющую функцию он реализует через управление по инвестиционной политике и экономическому развитию федерального округа, находящееся в структуре этого аппарата, и Региональный координационный совет по экономическому и социальному развитию округа — общественный консультативный орган, создаваемый при данной государственной структуре. В состав Регионального координационного совета, кроме других его членов, в обязательном порядке включаются руководители исполнительной власти субъектов Федерации, входящих в состав федерального округа.
Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе I
Управление по инвестиционной
политике и экономическому развитию федерального округа
Региональный координационный совет по экономическому и социальному развитию
Т"
Л
Правительство (администрация) территорий - субъектов Федерации
=П
Комитет (министерство) по экономике и социальному развитию территории
П_
Представительные органы власти субъектов Федерации - областная (республиканская, краевая,
окружная) Дума, Законодательное Собрание
Комитет (министерство) по инвестиционной политике и экономическому развитию территории
' I
Координационный совет по экономическому и социальному развитию территории
Комитет (министерство) по финансам
Территориальное управление федерального казначейства
Территориальные внебюджетные фонды
Комитет (министерство) по управлению государственным имуществом
Территориальные универсальные и специализированные банки и инвестиционные компании
Л
Другие территориальные специализированные инвестиционно-финансовые институты
П_
Уполномоченные коммерческие инвестиционно-финансовые институты
Субъекты хозяйствования - юридические и физические лица (инвесторы)
Региональный комитет по статистике, аналитические службы
Рис. 1. Схема организации управления инвестиционной деятельностью в региональных системах (в рамках федерального округа)
Высшими органами, осуществляющими общее управление инвестиционной деятельностью в рамках субъекта Федерации, являются правительство (администрация) этой территории и ее высший представительный (законодательный) орган — областная (республиканская, краевая, окружная) Дума или Законодательное Собрание. При этом правительство региона реализует функцию оперативного управления инвестиционной деятельностью территории, обеспечивая оптимальную мобилизацию и рациональное использование для этой цели всех потенциальных ресурсов территориального образования, определение базовых приоритетов перспективной инвестиционной политики региона, а также осуществляет функцию общего контроля за оптимальным использованием ассигнуемых государственных инвестиционных
ресурсов. Законодательное Собрание или региональная Дума обеспечивает разработку и принятие законодательных актов субъекта Федерации, гарантирующих проведение рациональной инвестиционной политики в рамках данной территории. Эта задача решается как через принятие законов, непосредственно регулирующих инвестиционную деятельность, так и через придание инвестиционной направленности другим региональным экономическим законодательным актам. Кроме того, представительные органы власти обеспечивают общий контроль за рациональным целевым использованием государственных, в первую очередь, региональных финансовых ресурсов, ассигнуемых на инвестиционные цели. На муниципальном уровне эти функции реализуются соответствующими представительными и исполнительными органами власти.
В настоящее время обеспечение неуклонного развития и совершенствования производства в рамках данной территориальной системы должно являться постоянной задачей и уставной функцией административных органов субъекта Федерации. При этом права и инвестиционные функции предприятий и организаций никоим образом не должны ущемляться. Для успешной реализации этой функции в административных органах субъектов Федерации целесообразно создать две специальные структуры, образующие второй уровень управления и непосредственно реализующие функцию управления инвестиционной деятельностью в регионе. Первой из них является Координационный совет по экономическому и социальному развитию территории, совещательный общественный орган, создаваемый при правительстве (администрации) или губернаторе региона.
Его состав формируется на паритетных началах из представителей государственных органов управления, наиболее крупных и важных для экономики региона субъектов хозяйствования, предпринимателей, научно-исследовательских организаций, вузов, общественных организаций и т. д. На этот общественный орган возлагается функция координации инвестиционной деятельности административных и представительных органов власти,
органов местного самоуправления, предприятий и организаций по обеспечению устойчивого экономического и социального развития региона.
Другим органом управления этого уровня должны являться специально создаваемые в администрациях регионов комитеты, департаменты или министерства по инвестиционной политике и экономическому развитию территорий, главной задачей которых является определение стратегических задач перспективного развития территории, а также разработка основных направлений, форм и методов их реализации. Для этой цели в рамках таких департаментов или министерств должны быть объединены все имеющиеся сегодня отраслевые комитеты, отделы, управления или главки территориальных администраций. В состав нового комитета (департамента или министерства) по инвестиционной политике и экономическому развитию из министерства (комитета) по экономике и социальному развитию должны перейти подразделения, занимающиеся вопросами планирования инвестиционной деятельности и разработкой целевых программ экономического развития территории.
Аналогичный подход должен использоваться и при совершенствовании органов муниципального управления. Отказ администраций муниципальных образований от выполнения координаторской функции по управлению производственным развитием своих территорий и ограничение своей деятельности только социальным развитием приведет к падению бюджетных доходов и, в конечном счете, негативно скажется на выполнении их непосредственных обязанностей. По мнению автора, задача обеспечения производственного развития территориальной системы муниципального образования должна стать одной из определяющих функций, прописанных в уставных документах, а также законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов. Без такого подхода в настоящее время невозможно осуществить успешное социальное обеспечение и развитие муниципальных образований. А эта обязанность является главной уставной функцией деятельности органов местного самоуправления.
Сравнительно более новыми и интересными элементами региональной инвестиционной инфраструктуры, формирующими ее с четвертого по шестой уровень, являются инвестиционно-финансовые институты. Их основной состав приведен на рис. 2. При этом к четвертому уровню относятся непосредственно территориальные (региональные и муниципальные) инвестиционно-финансовые институты как наиболее важные для обеспечения инвестиционного развития территорий. К пятому
уровню относятся уполномоченные на выполнение определенных государственных функций территориальными органами власти независимые инвестиционные и финансовые институты. Государственные функции, выполнение которых берут на себя эти инвестиционно-финансовые институты, определяются положениями договора, заключаемого с соответствующими исполнительными органами власти территориальной системы. К шестому уровню относятся независимые коммерческие инвестиционно-финансовые структуры, самостоятельно определяющие свою хозяйственную деятельность. Экономическая деятельность этих структур осуществляется в тесном взаимодействии и достаточно острой конкурентной борьбе, обеспечивая селекционный отбор наиболее эффективных вариантов, путей и методов инвестиционного развития хозяйствующих субъектов и территориальных систем в целом.
Особое место в составе инвестиционно-финансовой инфраструктуры региона принадлежит достаточно немногочисленным сегодня, но активно развивающимся в последнее время в отдельных территориальных образованиях региональным и муниципальным институтам. При этом под региональными можно подразумевать структуры, создаваемые по акционерному принципу, при активном участии органов управления федеральных округов, субъектов Федерации, муниципальных образований или разнообразных их объединений. В их число входят различные виды банков, инвестиционные компании и фонды, кредитные учреждения и союзы, страховые компании, консалтинговые, венчурные и лизинговые фирмы, ипотечные конторы, инвестиционные биржи и другие типы организаций. Основным отличием этих инвестиционных институтов от аналогичных коммерческих организаций является непосредственное финансовое и организационное участие в их создании территориальных или муниципальных органов управления. Территориальные инвестиционно-финансовые институты имеют целый ряд достоинств по сравнению с другими организационными формами. Однако главными их преимуществами является то, что функционируя в условиях полной самоокупаемости, они мобилизуют финансовые ресурсы из многих внебюджетных источников и обеспечивают внеадминистративное управление их использованием со стороны региональных и муниципальных органов власти для решения проблем инвестиционного развития территорий. Это делает территориальные и муниципальные инвестиционные институты неотъемлемым элементом территориального механизма управления экономикой.
Региональная инвестиционно-финансовая инфраструктура
Рис. 2. Региональная инвестиционно-финансовая инфраструктур
Для выполнения этих основных функций территориальные инвестиционно-финансовые институты должны функционировать в рамках единой системы, тесно взаимодействуя друг с другом. Особую, базовую роль в системе этих институтов призваны играть территориальные специализированные и универсальные банки и инвестиционные компании. Кроме выполнения традиционных для них производственных функций по привлечению и эффективному использованию финансовых ресурсов, они должны выступать в качестве инициаторов и организаторов других специализированных территориальных инвестиционно-финансовых институтов, таких как страховые компании, негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды и т. д., которые кроме выполнения своих основных обязанностей будут обеспечивать поступление финансовых ресурсов во временное инвестиционное пользование этим структурам.
Все специализированные территориальные инвестиционно-финансовые институты можно подразделить на три основные группы.
К первой группе относятся организации, которые обеспечивают приток финансовых ресурсов в территориальные инвестиционные компании для последующего их использования на взаимовыгодных условиях. Среди них можно выделить территориальные паевые инвестиционные фонды,
занятые преимущественно привлечением свободных средств населения, и консалтинговые фирмы, используемые для мобилизации иностранных кредитов и привлечения инвестиций в уставный капитал предприятий с иностранным участием.
Во вторую группу входят территориальные инвестиционные структуры, занятые на специфических формах вложений финансовых средств в производственную и непроизводственную сферу. К ним можно отнести, например, венчурные фирмы, ипотечные и лизинговые компании.
К третьей группе следует отнести инвестиционные институты, которые, выполняя свои специфические функции, часть мобилизуемых средств могут передавать для инвестиционного использования территориальным инвестиционным компаниям, а полученный от этого доход направлять для решения своих прямых функциональных задач. Типичным примером таких организаций могут служить территориальные страховые компании и негосударственные пенсионные фонды. В современных условиях внедрения новых видов операций по массовому страхованию имущества (например, автогражданского страхования) или в условиях проведения пенсионной реформы эти структуры получают возможность значительного притока и накопления временно свободных средств и, как меры спасения их от инфляции и получения
дополнительного дохода, частичного использования этих ресурсов для инвестиционных целей на взаимовыгодных условиях.
Таким образом, все эти институты, выполняя определенные функции в воспроизводственном процессе, становятся в то же время важным элементом комплексной территориальной системы управления инвестиционной деятельностью.
Основные принципы, формы и методы управления инвестиционной деятельностью, используемые новыми и существующими органами территориального управления должны серьезно измениться. Сегодня приоритет отдается не административным, а законодательным, координационным и регулирующим, преимущественно экономическим методам управления.
Формирование прогрессивной структуры органов управления инвестиционными процессами территорий, развитие региональной инвестиционной инфраструктуры и совершенствование форм и методов управления инвестиционной деятельностью создают экономические предпосылки для развития и совершенствования региональной системы финансирования инвестиционной деятельности.
В настоящее время, при достижении определенной стабилизации экономических и инвестиционных процессов, у территорий появилась возможность активного воздействия на структуру финансирования инвестиционной деятельности
посредством разработки и реализации комплексных инвестиционных программ социально-экономического развития региона и территориальных систем различного уровня в его составе. Использование эконометрических методов, системы балансов инвестиционных ресурсов, а также балансовой схемы распределения инвестиций позволяет с достаточной достоверностью оценить инвестиционные потребности и возможности территорий и определить оптимальную схему распределения инвестиционных ресурсов региона. При этом основной акцент в региональной стратегии определения источников финансирования развития производства делается на максимальное использование собственных и привлекаемых инвесторами финансовых ресурсов.
Современная система финансирования инвестиционной деятельности строится на сочетании государственных и негосударственных внебюджетных источников. Классификация инвестиционных источников приведена на рис. 3.
В тех случаях, когда производитель имеет достаточное количество собственных или привлекаемых финансовых ресурсов, он вправе сам определять пути, направления и приоритеты своего экономического развития. Инвестиционная роль государственных и территориальных органов управления заключается в стимулировании его инвестиционной активности через предоставление
Рис.З.Структура источников финансированияинвестиционнойдеятельности врегионе
налоговых льгот в виде налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налоговых платежей, проведении лизинговых операций через соответствующие территориальные компании, а также в предоставлении определенных, обоснованных гарантий при привлечении средств из внешних финансовых источников.
В необходимых случаях для финансирования развития производства используются государственные средства, привлекаемые на взаимовыгодной кредитной основе. Причем государственные вложения выступают в виде своеобразного катализатора для мобилизации в развитие производств собственных и привлекаемых инвестиционных ресурсов. Такой метод обеспечивает селективный подход в использовании государственных инвестиций для реализации наиболее перспективных и эффективных инвестиционных проектов. В перспективе ведущая и цементирующая роль государственных источников в финансировании инвестиционной деятельности территорий будет сохраняться, а по отдельным позициям - и укрепляться.
Весьма перспективными для инвестиционного развития территорий представляются внебюджетные средства, на которые и сегодня приходится более 80 % инвестиционных ресурсов. Ведущими инвестиционными источниками в этой группе являются собственные средства предприятий и организаций, на долю которых сегодня приходится от 50 до 70 % всех региональных инвестиций. Они формируются за счет амортизационных отчислений, отчислений от прибыли хозяйствующих субъектов и ряда других их доходов от хозяйственных операций. В перспективе лидирующая роль собственных источников финансирования инвестиционной деятельности будет сохраняться и даже возможно некоторое ее усиление, в первую очередь за счет роста влияния на инвестиционную деятельность амортизационных отчислений. Эти ресурсы по своему экономическому содержанию предназначены исключительно для расширенного воспроизводства основных фондов и, следовательно, должны в полном объеме использоваться на инвестиционные цели. Однако в настоящее время по своему прямому целевому назначению используется не более 50 % этих средств, что способствует значительному падению инвестиционной активности на всех иерархических уровнях.
Для оптимизации размеров амортизационных отчислений и обеспечения их строго целевого использования необходима реализация комплекса мер экономического, организационного и законодательного порядка. Во-первых, должна продолжаться систематическая переоценка основных фондов с приближением их оценки к рыночной восстановительной стоимости. Во-вторых, совер-
шенствоваться методика расчета нормативов амортизационных отчислений. В-третьих, необходимо более широкое и целенаправленное использование режима ускоренной амортизации. В-четвертых, для обеспечения целевого использования амортизационных отчислений должна применяться прогрессивная модель их налогообложения. Если, при целевом их использовании эти средства не должны облагаться никакими налогами, то при нецелевом использовании этих ресурсов уровень налогообложения по ним должен быть максимальным.
Активизация привлечения для инвестиционных целей части доходов предприятий и организаций, в первую очередь, связана с упорядочением и оптимизацией процессов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов за инвестиционную и инновационную направленность своих финансовых ресурсов.
Принципиальное значение для экономического развития регионов имеет активное использование для этой цели привлекаемых и заемных ресурсов. В первую очередь, это касается различных форм коммерческого кредитования.
За период 1996-2000 гг. объем кредитных ресурсов, предоставленных субъектам хозяйствования, функционирующим на территории Уральского федерального округа, вырос в 4,5 раза и составил 24,7 млрд руб. В течение 2001-2004 гг. сумма этих кредитов увеличилась еще более чем в 5 раз. Наиболее высокие темпы роста кредитных ресурсов отмечены в Свердловской, Челябинской и Тюменской областях (с автономными округами). В то же время их доля в общем объеме инвестиционных ресурсов региона не превышает 4,5 %. Причем подавляющая их часть приходится на краткосрочные кредиты.
Для достижения более высоких темпов роста кредитных ресурсов и позитивных изменений в сроках их предоставления необходимо наличие объективных и субъективных предпосылок, среди которых можно выделить:
• накопление достаточной величины собственных и привлекаемых финансовых ресурсов кредитными организациями;
• разработка и принятие в России эффективного законодательства, а также формирование специальных механизмов, гарантирующих сохранность и возвратность кредитных ресурсов;
• развитие в регионах территориальной инвестиционно-финансовой инфраструктуры;
• внедрение системы государственного и коммерческого страхования инвестиционных кредитов;
• широкое использование различных форм лизинговых операций в системе инвестиционного кредитования;
• экономическое, в том числе налоговое, стимулирование роста масштабов коммерческого кредитования, особенно предоставления среднесрочных и долгосрочных кредитов и т. д. Крупным потенциальным источником финансовых поступлений для региональных кредитных операций в перспективе могут стать временно свободные средства страховых компаний, а также федерального и негосударственных пенсионных фондов. Анализ показывает, что в последние годы их деятельность значительно активизировалась. Однако для того, чтобы временно свободные средства страховых компаний и пенсионных фондов могли более активно и эффективно использоваться, в перспективе, для инвестиционных целей, нужны три основных условия. Во-первых, это наличие прогрессивной законодательной базы, четко регламентирующей возможность и порядок проведения таких операций, а также гарантирующей полную сохранность и возвратность страховых и пенсионных ресурсов. Во-вторых, эффективное экономическое, в первую очередь, налоговое стимулирование вовлечения этих ресурсов в инвестиционную деятельность. В-третьих, формирование совершенного механизма вовлечения страховых и пенсионных средств в инвестиционную деятельность и обеспечения эффективного их использования.
Особое место в системе негосударственного финансирования инвестиционной деятельности принадлежит иностранным инвестициям. За период 1996-2002 гг. среднегодовой объем иностранных инвестиций в экономику Уральского региона вырос в 9 раз. Это почти в 3,2 раза выше, чем в целом по Российской Федерации. В течение 2003-2004 гг. этот показатель увеличился еще в 2,9 раза. В результате удельный вес Уральского региона в общем объеме иностранных инвестиций в экономику России вырос за этот период с 4,7 до 18,6 %.
Основными направлениями экономической политики государства и регионов, призванными активизировать процесс привлечения иностранных инвестиций для развития территориальных систем, являются:
• разработка и принятие пакета законодательных актов, гарантирующих сохранность иностранных инвестиций, эффективное их использование и получение доходов в удобной для инвестора форме;
• создание в территориальных образованиях банков инвестиционных проектов, отвечающих международным требованиям;
• формирование функциональных структур, обеспечивающих взаимосвязь предприятий и организаций региона с зарубежными фирмами, государственными и акционерными компани-
ями, банками для привлечения иностранных инвестиций на взаимовыгодных условиях;
• участие федеральных, региональных и муниципальных органов управления в качестве гарантов по иностранным кредитам, создание гарантийных фондов различного уровня и т. д.;
• создание на территории регионов различных видов особых экономических зон.
В Российской Федерации особые экономические зоны функционируют с периода 90-х гг. Большинство из них представляют собой зоны свободной торговли (Санкт-Петербург и Выборг, свободный порт Янтарь недалеко от Калининграда, острова Находка, Сахалин и т. д.) и научно-технические зоны (парки высоких технологий в городах Зеленоград и Дубна, наукоград в г. Заречном Свердловской области). Однако эффективность функционирования этих зон была достаточно низка.
После принятия в 2005 г. закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» создаются шесть новых особых экономических зон: две промышленно-производственные — в г. Елабуга и Липецкой области и четыре — технико-внедренческие (в Москве, Дубне, Санкт-Петербурге и Томске). Однако, учитывая весьма ограниченное количество этих особых экономических зон, создаваемых на первом этапе, отсутствие российского опыта их формирования (а зарубежный опыт весьма тяжело и далеко не полностью приживается на нашей национальной почве) и значительную инерцию восприятия экономикой России крупных нововведений, трудно рассчитывать на получение серьезного позитивного результата от реализации этого проекта в течение ближайших 10-15 лет. По мнению автора, гораздо большее положительное влияние на развитие экономики России на современном этапе способно оказать создание на ее территории другого вида особых экономических зон, а именно, зон свободного инвестирования, в которых налоговые и таможенные льготы должны предоставляться, в первую очередь, иностранным инвесторам, вкладывающим свои капиталы на долгосрочной основе в технологическое и инновационное развитие производственной сферы.
В отличие от предлагаемых промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон, зоны свободного инвестирования создаются не на пустом месте, а на базе существующих субъектов Федерации. Причем наиболее развитых, обладающих достаточно мощным научно-техническим, производственным, трудовым и ресурсным потенциалом, — как минимум по одной в каждом федеральном округе. В Уральском федеральном округе такой статус может быть
предоставлен, например, Свердловской области и Ямало-Ненецкому автономному округу.
В этом случае зоны свободного инвестирования будут реально выступать в роли своеобразного «инновационного инкубатора», из которого позитивные инвестиционные тенденции будут постепенно распространяться на другие территории округа. Следует отметить, что механизм создания зон свободного инвестирования нуждается сегодня в основательной проработке, а масштабы их внедрения на территории России — в научном обосновании. Однако сама идея создания таких зон представляется весьма перспективной.
При этом необходимо помнить, что даже в странах - лидерах по привлечению иностранного капитала, доля этих источников в общем объеме инвестиций не превышает 20-30 %, а остальная их часть должна обеспечиваться за счет собственных финансовых ресурсов.
Весьма перспективным представляется привлечение для инвестиционной деятельности свободных денежных ресурсов населения. Даже по самым скромным оценкам на руках населения России сегодня находится более 243,7 млрд. руб. и 13,5 млрд долл. свободных денежных ресурсов, большая часть из которых может использоваться для инвестиционной деятельности. Но для того, чтобы этот процесс стал реальным, необходим действенный механизм вовлечения и эффективные формы стимулирования участия индивидуал предпринимателей и населения в инвестиционном процессе, законодательные гарантии сохранности и эффективного использования этого капитала.
Сбалансированность использования различных источников финансирования обеспечивается в рамках разработки перспективной схемы финансирования инвестиционной деятельности территорий, которая может разрабатываться для территориальных систем различного уровня: субъекта Федерации (области, республики, края, округа), региона (как ограниченной совокупности этих территорий) или муниципального образования, в рамках разработки стратегического плана, генеральной схемы или комплексной целевой программы их экономического развития. Она представляет собой гибрид инвестиционного плана (программы) развития территории и баланса ее инвестиционных ресурсов. От первого она отличается более узкими целями и задачами и является, по существу, одной из его основных частей. А от второго - большей детализацией распределения и использования инвестиционных ресурсов по объектам их вложений. Структурная матрица перспективной схемы финансирования инвестиционной деятельности территорий приведена в таблице.
Главной целью подготовки перспективной схемы финансирования инвестиционной деятельности территории является оценка прогнозных пропорций формирования инвестиционных ресурсов за счет различных источников и их распределения между объектами экономики и социальной сферы, в развитии которых данная территория заинтересована и строительство или реконструкцию которых она собирается обеспечивать или поддерживать за счет различных финансовых источников и других мер экономического, в том числе налогового, воздействия.
Такая территориальная схема может разрабатываться на один год или несколько лет и включать все основные объекты, которые будут финансироваться за счет государственных средств, в рамках федеральных, региональных или муниципальных программ, средств соответствующих бюджетов или поддерживаться территориальными органами управления в какой-либо другой экономической форме. Кроме государственных средств для строительства или реконструкции этих объектов могут и должны использоваться и другие виды негосударственных инвестиционных источников.
Для определения величины финансирования объектов по различным типам источников, в разрезе пяти определенных матрицей групп, целесообразно использовать следующую модификацию исходной формулы:
А В С Д Е
Ко = 2 ^шо + 2 ^шо + 2 Кшо + 2 ^шо + 2 ^шо ,
¿=1 ¿=1 ¿=1 ¿=1 ¿=1
где К - объем финансирования инвестиций за счет /-го источника, предусмотренный для данного 7-го объекта территориальной схемой; У - порядковый номер объекта инвестиционного финансирования в данной схеме; / - номер источника финансирования инвестиционной деятельности в рамках данной территориальной схемы; где А, В, С, Д и Е - количество источников инвестиционного финансирования, входящих в данную группу.
Расчет по данной формуле позволяет количественно оценить степень финансового участия федеральных, региональных и муниципальных источников, а также собственных и привлекаемых средств предприятий и организаций, ресурсов индивидуальных застройщиков в реализации :пре-дусмотренных территориальной перспективной инвестиционной программой целей как по отдельным объектам, так и по всей их совокупности.
Территориальные органы управления в зависимости от своих задач, технической оснащенности и
1 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации/ Российская газета. 11.05.2006. — С. 2.
Таблица 1
Структурная матрица перспективной схемы финансирования инвестиционной деятельности территории
Объекты инвестирования Источники финансирования инвестиций
п ЪК 1 Группа А Группа В Группа С Группа Д Группа Е
К1 К2 К3 К4 К5 К6 К7 К8 К9 К10 К11 К12 К13 К14 К п
Объект 1 Объект 2 Объект 3 Объект т + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
т X к 1» + + + + + + + + + + + + + + + +
иерархического уровня управления самостоятельно определяют степень детализации проработки схемы по источникам финансирования и включаемым в ее структуру объектам. Однако следует отметить, что в ее состав должны быть включены все основные объекты, определяющие уровень экономического и социального развития данной территории, независимо от того, за счет каких источников они финансируются и предприятиями (организациями) каких форм собственности будут строиться или реконструироваться. Если строительство объекта не будет финансироваться из государственных источников и не нуждается в экономической поддержке территориальных органов власти, а его развитие является важным для экономики региона, он должен быть включен в региональную инвестиционную программу. В этом случае ход строительства (или реконструкции) данного объекта будет контролироваться территориальными органами управления и для него территорией могут быть определены резервные источники финансирования или дополнительные меры экономической поддержки.
Четвертым приоритетным направлением инвестиционной стратегии государства и реги-
она является неуклонная реализация принципа ускоренного технологического развития производства, придания инвестиционной политике инновационной направленности. В Послании Федеральному Собранию президент РФ В. В. Путин подчеркнул: «Нам надо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру и развитие инноваций». В соответствии с этим подходом регионы должны проводить программы активной реструктуризации отраслей экономики, в первую очередь промышленности, в сторону увеличения инновационно-активных производств, обеспечивающих переход на пятый, шестой и более высокие уровни технологического развития. Право на различные виды государственной инвестиционной поддержки получают только те предприятия и организации, которые способны значительно увеличить объем производства, улучшить качество, расширить ассортимент выпускаемой продукции и услуг на основе серьезного технического и технологического совершенствования производства, реализации прогрессивных инновационных проектов.
внимдниЮ кредитных организаций!
Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.
При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2006 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2007 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2007 года.
Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).
Тел. /факс: (495) 621-69-49 (495)621-91-90
http:\\www.financepress.ru Е-таН: [email protected]