УДК 330.332.01(076.8)
инвестиционная деятельность и тенденции ее развития в условиях современной россии
и. а. Филиппова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: ean@ulstu. ru
Ульяновский государственный технический университет
В статье проанализированы различные аспекты инвестиционной деятельности, оценено современное состояние, рассмотрены условия и результаты инвестиционной деятельности в России. Сделан вывод о том, что в условиях мирового финансового кризиса наблюдаются процессы динамической интеграции, которые характеризуются высокими темпами ежегодных изменений таких макроэкономических показателей, как рост иностранных инвестиций, концентрации капитала, капиталоемкости научных исследований и др.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, инвестиционная активность, инвестиционная деятельность.
Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста в современных условиях мирового финансового кризиса служит сбалансированная инвестиционная политика государства, стратегически нацеленная на поддержание экономической и политической стабильности в долгосрочной перспективе. В последние годы инвестиционная ситуация в России постепенно изменяется к лучшему, однако пока рано считать, что эти улучшения носят устойчивый характер. Успешное развитие российской экономики невозможно без решения целого круга проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему. Для нормального развития экономики как на макро-, так и на микроуровне необходим постоянный приток
инвестиционных ресурсов. В условиях рыночной экономики объем и структура привлекаемых в экономику инвестиций непосредственно зависит от уровня доходности капитальных и финансовых активов. Норма дохода, а через нее цена этих активов определяются спросом и предложением на инвестиционные товары. Государство посредством проведения целенаправленной финансовой и денежно-кредитной политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а, следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов.
Таким образом, государство может в некоторой степени управлять поведением инвесторов на рынке инвестиционных товаров, обеспечивать определенную структуру инвестиций. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с помощью различных методов и способов воздействия.
Главная задача государственной политики поддержки инвестиций заключается в создании благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности. Привлекательность инвестиционной среды определяется, прежде всего, условиями налоговой, амортизационной, финансово-кредитной политики государства. При этом для потенциальных инвесторов имеют значение не только действующие в конкретный момент условия, но и ожидаемые перспективы их развития, степень стабильности политической и экономической ситуации в стране и другие факторы. Прямое участие государства в инвестиционной
деятельности обычно осуществляется в форме целевого финансирования капитальных вложений, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, в том числе совместно с иностранными инвесторами.
Кроме непосредственного выделения средств из бюджета для финансирования инвестиционных проектов, государство может также осуществлять выпуск целевых облигационных и иных аналогичных инвестиционных займов; предоставлять концессии отечественным и иностранным инвесторам по итогам торгов (конкурсов и аукционов); обеспечивать государственные гарантии по проектам, реализуемым за счет средств федерального и региональных бюджетов. Формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет бюджетных ассигнований осуществляет Правительство РФ.
Для реализации таких проектов на конкурсной основе могут размещаться средства федерального бюджета, как правило, на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых законом о федеральном бюджете на соответствующий год. В зависимости от реального и прогнозируемого состояния экономики (уровня инфляции, дефицита/профицита бюджетной системы, отраслевой структуры производства, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и иных факторов) могут применяться различные концепции регулирования инвестиционного рынка. Однако любая выбранная концепция должна обеспечивать баланс между достижением стратегических целевых установок (рост ВВП и национального дохода, увеличение занятости населения, снижение темпов инфляции и т. п.) и поддержанием нормальных параметров текущей экономической ситуации (равновесие между спросом и предложением, оптимальные процентные ставки на кредитные ресурсы, стабильность денежной массы и др.).
Для достижения поставленных целей государство принимает непосредственное участие в инвестиционном процессе, выступая не только в качестве инвестора, но и инициатора инвестиционной деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов и потребностей, а также в качестве важнейшего фактора инвестиционной среды, обеспечивая стабильность экономической ситуации и поддержание благоприятного инвестиционного климата, одной из основных характеристик которого является уровень инвестиционного риска. Инвестиционный риск опре-
деляет вероятность потери инвестиций и дохода от них, показывает, почему следует (или не следует) инвестировать средства в определенную отрасль, регион или страну. При повышении уровня риска снижается объем инвестируемых ресурсов. Степень риска зависит от политической, социальной, экономической, криминальной ситуаций.
Для стратегических инвесторов, особенно иностранных, большое значение имеет также политический риск, поскольку от таких факторов, как уровень сепаратизма, соотношение и поведение основных правящих группировок во многом зависит успешность и прибыльность инвестиционной деятельности. Политический риск неразрывно связан с правовым риском, ведь от того, насколько полна законодательная база в регионе, а также от формы государственной защиты инвестиций зависит инвестиционная привлекательность государства.
В последние годы в России наблюдалась постепенная активизация инвестиционных процессов. В то же время в абсолютном выражении суммарный объем инвестиций явно не удовлетворял реальной потребности российской экономики в средствах. По мнению аналитиков, к основным факторам, сдерживающим инвестиционную активность, относятся:
• высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;
• избыточные административные барьеры для предпринимателей;
• недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, слабая правоприменительная практика;
• достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;
• отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;
• недостаточный уровень развития фондового рынка.
Наиболее серьезной проблемой, с точки зрения инвесторов, являлось неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем следовали проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией. Отраслевые проблемы привлечения иностранных инвестиций тесно стыкуются
- 11
с не менее острыми — региональными. В России возможности экономической регионализации и имеющиеся ресурсы были должным образом не задействованы во многом именно из-за недостаточного учета специфики региональных условий и факторов, что стало одной из основных причин невысокой результативности рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики. Эффективное использование инвестиционных ресурсов является, безусловно, одним из главных факторов, определяющих рост экономики в долгосрочной перспективе. В современных условиях высокие и устойчивые темпы экономического роста характерны обычно для стран с высокой нормой сбережения и значительной долей инвестиций в ВВП.
Инвестиции являются наиболее динамичным компонентом ВВП. В периоды экономического спада или непосредственно перед ним удельный вес инвестиций в ВВП и темпы их роста обычно снижаются. Напротив, индикатором нормализации экономической ситуации служат высокие темпы роста инвестиций, прежде всего инвестиций в основной капитал.
Рассматривая динамику развития основных макроэкономических показателей инвестиционной деятельности, следует отметить, что после «провальных» 1990-х гг., когда инвестиционный спрос находился на самом низком уровне, постепенная стабилизация инвестиционной ситуации в экономике России началась с возрождения производства в отраслях, ориентированных на внутреннее потребление в 2000—2009 гг. (табл. 1) [1, с. 11].
Например, валовой внутренний продукт в 2000 г. составлял 7 305,6 млрд руб., а в 2008 г. он составил 41 668,0 млрд руб., при валовом накоплении соответственно 1 365,7 и 10 642,5 млрд руб., что наглядно
представлено в табл. 1. Инвестиции в основной капитал в 2000 г. были 1 165,2 млрд руб., а в 2008 г. они составили 8 764,9 млрд руб. Если рассматривать инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах, то в 1992 г. они были 60,3 % к предыдущему году, но уже в 2000 г. составляли 117,4 % к 1999 г., в 2008 г. — 109,8 % к 2007 г., а в первом полугодии 2009 г. 81,8 % к 2008 г. При этом повышение масштабов сбережения в экономике обострило проблему трансформации накопления.
Основным источником инвестиций фактически являлись собственные средства предприятий. Отсутствие структурных преобразований не позволило нормализовать взаимодействие финансовой сферы и реального сектора. При крайне медленных темпах реформирования финансового сектора экономики участие банковского капитала в кредитовании реального сектора продолжало снижаться. На динамику инвестиций негативно влияло и сохранение низкого уровня доходов населения. Сложившийся уровень внутреннего платежеспособного спроса на потребительском рынке ограничивал возможности роста производства товаров и услуг. Кроме того, в 2000—2008 гг. негативное влияние на динамику инвестиций оказывали такие факторы, как замедление темпов роста прибыли, ускорение темпов инфляции и значительное повышение цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.
Несмотря на относительно благоприятное сочетание конъюнктуры мировых цен и сохраняющегося эффекта девальвации, инвестиционный климат в 2001—2005 гг. оставался неблагоприятным, сохранялся высокий уровень рисков и нестабильность законодательного поля. В результате на протяжении указанного периода вывоз капитала значительно превышал его ввоз, что объяснялось неблагоприятным инвестиционным климатом в
Таблица 1
Анализ основных макроэкономических показателей
Показатель 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Валовой внутренний продукт, млрд руб. 7 305,6 21 625,4 26 903,5 33 111,4 41 668,0
В том числе:
на душу населения, тыс. руб. 49,8 151,1 188,8 233,0 293,5
соотношение к предыдущему году, % 110,0 106,4 107,7 108,1 105,6
Валовое накопление, млрд руб. 1 365,7 4 338,7 5 748,8 8 031,7 10 642,5
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 1 165,2 3 611,1 4 730,0 6 716,2 8 764,9
В том числе:
на душу населения, тыс. руб. 7,9 25,2 33,2 47,3 61,7
соотношение к предыдущему году (в сопоставимых ценах), % 117,4 110,9 116,7 122,7 109,8
соотношение к ВВП, % 15,9 16,7 17,6 20,3 21,0
Источник: [1, с. 11].
стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Сложность работы в российских условиях вынуждала иностранных инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через российских посредников (в основном банки), ориентирующихся на российском рынке.
Слабое развитие прямых инвестиций не позволило промышленным предприятиям получить необходимые для модернизации и технического перевооружения производства ресурсы, поэтому конкурентоспособность продукции российского производства оставалась слишком низкой для успешной деятельности в рыночных условиях. Однако уже с 2006 г. прослеживается «потепление» инвестиционного климата. В последнее время проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на разных уровнях экономики (федеральном, региональном, муниципальном) приобрела большую актуальность в связи с тем, что Россией взят курс на построение инновационной экономики.
В этих целях разрабатывались разнообразные мероприятия, включая такие, как федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 — 2012 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.10.2006 № 613, и др. Однако, несмотря на то, что необходимость активизации инвестиционного процесса декларируется в программных документах и законодательных актах, существенных результатов на практике добиться не удается. Негативные тенденции 1990-х гг., связанные со спадом инвестиционной активности и углублением инвестиционного кризиса, продолжают сказываться на экономике. Кроме того, в соответствии с принятой стратегией развития в сферу исследований и разработок закачиваются довольно значительные финансовые средства, однако реально существующий уровень технологического развития российского производства не позволяет эффективно внедрить на практике инновации, которые должны генерироваться за счет выделяемых государством средств.
В то же время средства, выделяемые на сферу НИОКР, по сути дела изымаются из производственной сферы и тем самым тормозят естественное развитие отечественной экономики. В таких условиях возникает опасность, что к тому моменту, когда российское производство сможет реально востребовать создающиеся сегодня инновации, эти инновации уже успеют устареть и обесцениться. Даже в том случае, если создаваемые инновации будут внедрены, в условиях отсутствия соответствующей инфраструктуры и рынка сбыта прирост эффективности производства будет незначительным, в то время как изъятые инвестиционные суммы могли бы обеспечить больший прирост эффективности российской экономики при вложении в традиционные сферы.
Результаты опроса иностранных инвесторов, проведенного в 2005 г. Российско-европейским центром экономической политики (РЕЦЭП), показали , что притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствовали политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливала их негативное влияние на инвестиционную ситуацию, которая кардинально изменилась в 2006—2007 гг., когда объем прямых иностранных инвестиций практически удвоился по сравнению с 2005 г. и составил, по оценке Федеральной службы государственной статистики, 28 млрд долл. В 2008 г. иностранные инвестиции в экономику России составляли 103 769 млн долл., что представлено в табл. 2.
Подводя основные итоги, можно отметить, что в качестве основных факторов, обусловивших повышение инвестиционной привлекательности России в последние годы, можно назвать:
• сохранение высоких цен мирового рынка на энергоресурсы и металлы;
• улучшение финансового положения предприятий;
• рост спроса на отечественные инвестиционные товары при высоком уровне цен на аналогичные импортные товары;
Таблица 2
Иностранные инвестиции в экономику России
Показатель 2000 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Иностранные инвестиции, млн долл. 10 958 19 780 29 699 40 509 53 634 55 109 120 941 103 769
Соотношение к предыдущему году, % 114,6 138,7 150,1 136,4 132,4 102,7 в 2,2 раза 85,8
Источник: [1, с. 151; 2, с. 29].
• увеличение инвестиционных ресурсов населения за счет роста реальных располагаемых денежных доходов;
• снижение процентных ставок рефинансирования Банка России;
• формирование позитивного инвестиционного имиджа РФ по оценкам международных рейтинговых агентств.
Несмотря на некоторые проблемы, современные условия экономического развития свидетельствуют о процессах динамической интеграции, которые сопровождают становление и развитие глобальной экономической системы и характеризуются высокими темпами ежегодных изменений таких макроэкономических показателей, как рост объемов мирового производства, мировой торговли, иностранных инвестиций, концентрации капитала, капиталоемкости научных исследований и др. Устойчивая положительная динамики производства и рост внутреннего и внешнего спроса позволили изменить ситуацию на инвестиционном секторе.
Вместе с тем характер результатов инвестиционной деятельности является одним из наиболее ярких свидетельств противоречивости итогов последних лет. Основные показатели, с помощью которых можно охарактеризовать инвестиционную деятельность за период с 2000 по 2008 г., представлены в табл. 3.
Из анализа табл. 3 видно, что валовое накопление за восемь лет изменилось практически в 8 раз, а коэффициент обновления основных фондов изменился на 2,6 %, что является нормальной тенденцией.
Принято считать, что между инвестициями и экономическим ростом существует устойчивая положительная корреляция и что для ускорения экономического развития государства достаточно экстенсивного роста инвестиций. Но, как правило, такая политика не приносит успеха в долгосрочной перспективе. Недостаточно привлечь в экономику
инвестиции, необходимо обеспечить их эффективное распределение между различными отраслями, объектами и субъектами инвестирования, т. е. диверсифицировать инвестиции в глобальном макроэкономическом масштабе, добиваясь, таким образом, стабильности и эффективности структуры инвестиций в рамках всей экономики. При этом под структурой инвестиций недостаточно понимать лишь распределение инвестиций между отраслями экономики. Это совокупность всех видов инвестиций: государственных и частных, прямых и портфельных, финансовых и реальных, и т. д.
Задача государственной инвестиционной политики, следовательно, должна заключаться в воздействии на инвестиционную систему для ее оптимизации и проведения в равновесное динамическое состояние с помощью различных инструментов макроэкономической политики. Инвестиционная деятельность в современных условиях является основным фактором развития преобразования и стабильности экономики [3]. Инвестиции в расширение и модернизацию производственных мощностей способствуют повышению эффективности производства, обеспечивают накопление оборотных средств, выступают важнейшим элементом совокупных расходов, оказывают влияние на объем, структуру обновленного производства, спрос и предложение, занятость населения и др. Вместе с тем нерациональное использование инвестиций приводит к замораживанию всех видов производственных ресурсов и сокращению объемов национального производства и как следствие к деградации экономики.
Наблюдаемый рост инвестиций в последние годы во многом являлся следствием благоприятных внешних условий для российских экспортеров. Соответственно, в структуре инвестиционных расходов на воспроизводство основного капитала повышалась доля топливно-энергетического и транспортного комплексов, а также сопряжен-
Таблица 3
Основные показатели, характеризующие результаты инвестиционной деятельности
Показатель 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Валовое накопление, млрд руб. 1 365,7 4 338,7 5 748,8 8 031,7 10 642,5
В том числе: соотношение к предыдущему году (в постоянных ценах), % 175,2 109,5 118,6 121,0 111,1
Удельный вес валового накопления основного капитала в ВВП, % 16,6 17,5 18,2 21,0 21,5
Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах), % 1,8 3,0 3,3 4,0 4,4
Источник: [1, с. 253].
ных отраслей машиностроения и производства конструкционных материалов. На этом фоне стала очевидной неспособность отечественного машиностроения наполнить рынок качественными материально-техническими ресурсами.
Наиболее значимым фактором, ограничивающим промышленный рост, стал недостаток современного оборудования, тенденция к приобретению бывших в употреблении технических средств. Учитывая низкую инвестиционную активность в ретроспективном периоде, масштабы инвестиций в основной капитал не соответствовали реальным потребностям обновления и модернизации производственного аппарата, что негативно сказывается на эффективности экономики [4, с. 12]. Кроме того, проблема переориентации государственной инвестиционной политики в пользу отраслей, произво-
дящих товары и услуги с более высокой степенью добавленной стоимости и способных обеспечить конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке, до сих пор остается нерешенной.
Список литературы
1. Инвестиции в России. 2009: стат. сб. / Рос-стат. М., 2009.
2. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции / Росстат. М., 2008.
3. Филиппова И. А. Инновационный подход к формированию инвестиционной политики Ульяновской области // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 25 (82). С. 29—35.
4. Филиппова И. А. Анализ инвестиционной политики на региональном уровне. Ульяновск: УлГТУ, 2009.
и полиграфические работы
ф
Тел.:8-499-166-61-80 http://dipak.ucoz.ru/
Издания любой сложности
• книги • журналы
• проспекты • буклеты
• рекламная продукция
Товаросопроводительная, деловая и представительская документация
Оперативность Высокое качество