ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АМЕРИКАНСКИХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ
КОРПОРАЦИЙ (ТНК) НА ПРИМЕРЕ ЛАТИНО-КАРИБСКИХ СТРАН*
Е.М. РОМАНОВА, эксперт Национального Фонда развития малого и среднего предпринимательства при Совете по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Капитал американских ТНК в Центральной Америке и Карибском субрегионе1. Страны Центральной Америки и Карибского бассейна на протяжении последних двух десятилетий ХХ в. занимали важное место в политике Вашингтона. Для поднятия статуса этих стран до уровня среднеразвитых государств США использовали разные преференциальные меры во внешнеторговой политике, программы экономической помощи, а также деятельность своих транснациональных корпораций (ТНК).
Страны субрегиона используют меры по привлечению иностранных инвестиций (так, в никарагуа иностранным инвесторам гарантируется репатриация иностранного капитала; освобождение от налога на полученную за счет использования уставного капитала прибыль; быстрая и эффективная компенсация в случае конфискации).
В результате проводимых в государствах субрегиона реформ, а также активной поддержки США в странах Карибского бассейна улучшилось их социально-экономическое положение, и они превратились в надежных торгово-экономических партнеров.
* Окончание. Начало см. в журнале «Региональная экономика: теория и практика» № 3 (30), 4 (31) за 2006 г.
1 Источники: «Caribbean Rim Investment Initiative». Business Environment Report. Dominican Republic. April 2003; «Caribbean Rim Investment Initiative». Business Environment Report. 'Jamaica 14 April 2003; «Caribbean Rim Investment Initiative». Business Environment Report., Costa Rica; «The CaribbeanRim Investment Initiative (CRII): An Innovative Approach Towards International Cooperation», February 2002, Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD). Directorate for Economic Cooperation and Enterprise Affairs, pp.1-8.
Благодаря проходящей в настоящее время в Никарагуа реформе судебной системы и административных органов, а также в результате либерализации и приватизации экономики, укрепления режима прозрачности и открытости законодательства, снятия каких-либо ограничений на репатриацию капитала для иностранных инвесторов в стране улучшается инвестиционный климат и, следовательно, усиливается поток американских ПИИ.
Подавляющая часть новых капиталовложений американских корпораций была инвестирована в финансовую и банковскую сферы, оптовую торговлю стран субрегиона (более 90%). ПИИ корпораций США поступили также в обрабатывающую промышленность этих государств. Наиболее привлекательны для иностранных инвесторов, в особенности для США, в последние годы Доминиканская Республика, Коста-Рика и Ямайка. Они добились этого за счет определенной политической стабильности, укрепления демократии, а также географической близости к Северной Америке. В значительной степени этому способствовало и местное законодательство, направленное на «свободное движение капитала» и позволяющее репатриацию, а также относительная дешевизна рабочей силы, отмена барьеров, препятствующих привлечению ПИИ. Не случайно США лидируют в списке иностранных инвесторов, вкладывающих средства в такие важные отрасли экономики Ямайки, как реклама, бухучет, банковский сектор и страхование, химическая промышленность и фармацевтика, обрабатывающая промышленность,
туризм и здравоохранение, сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, энергетика и ряд других.
Во второй половине 90-х годов американские ПИИ в Доминиканскую Республику составляли 830,2 млрд дол., или 21,2% от общего суммарного объема всех инвестиций в эту страну (для сравнения: испанские — 26,2%, канадские — 19,7%). Благодаря принятию в декабре 1995 г. «Закона об иностранных инвестициях» (The Foreign Investment Law (No 16-95) было разрешено инвестировать во все отрасли экономики за исключением гидроэлектроэнергетики (последняя находится под контролем нескольких государственных компаний). Сейчас США занимают седьмое место среди иностранных инвесторов в экономике этой страны.
Одним из наиболее стабильных для иностранных капиталовложений является климат в Коста-Рике. Особо привлекательными для эк-спортоориентированных американских ПИИ являются высокие технологии (в том числе изготовление микропроцессоров), сфера услуг, обрабатывающая и текстильная промышленность, здравоохранение (медицинское оборудование). С 1995 по 2000 г. американские ПИИ составили здесь 1826,6 млрд дол. (или 65% от общего объема капиталовложений).
Американские компании «Моторола», «Эппл Компьютер», «Дайджитл», «Ханиуэлл», «Интел» открыли в субрегионе заводы по сборке компьютеров с последующим экспортом готовой продукции в США. это так называемые «заводы-трансплантанты», один из видов современных ПИИ. Они действуют в Доминиканской Республике, на Ямайке, Гаити и Карибских островах.
Другими примерами прямого инвестирования являются покупки американскими компаниями целых заводов. При этом «покупатели» требуют контрольного пакета акций, полной смены технологий, быстрого товарооборота с минимальными издержками. Примером такого рода может служить приобретение американской корпорацией «мирант Корпорейшн» 80% акций ямайской электроэнергетической компании «Джэмайка Паблик Сервис Ко».
Немаловажным методом деятельности современных ПИИ является создание совместных предприятий, например: компания по производству и экспорту очищенного алюминия, находящаяся в совместном владении американской компании «Алкоа минералз» и правительства Ямайки.
Основной формой американских ПИИ в этом регионе также является инвестирование «с нуля». Например, семь наиболее известных американских ТНК вложили свой капитал в Доминиканской Республике (американская компания «Веризон» учредила компанию «Кодетель», курирующую сферу телекоммуникаций; известна также американская корпорация «Сентрал Рома-но Корпорейшн» — завод по производству сахара, сфера недвижимости и гостиничный комплекс; американская компания «Филип Моррис» открыла компанию под названием «Э.Леон Химе-нес» — табачная продукция и кофе; американский «Ситибэнк» проводит обеспечение финансовыми услугами, включая банковские; «эссо Стэндард Ойл» — добыча и продажа нефти и нефтепродуктов, «Тексако Каррибеан» — добыча и продажа нефти и нефтепродуктов, «Колгейт Палмолив» — производство продуктов домашнего обихода).
эффективной инвестиционной деятельности США в странах Карибского бассейна способствует ряд двусторонних и многосторонних инвестиционных соглашений, заключенных в последнее время. Так, важную роль в регулировании инвестиционного сотрудничества в странах этого региона играет реализация выдвинутой еще в 1982 г. президентом США Р.Рейганом политико-экономической программы, направленной на расширение сотрудничества США с группой стран Карибского бассейна и получившей название «Карибская инициатива» (Caribbean Initiative) или «Инициатива Карибского Бассейна» («Caribbean Basin Initiative» (CBI).
Данная программа была принята в 1983 г. в целях предотвращения дальнейшего распространения идей социальной революции и влияния Кубы в регионе и представляет собой некую Программу Односторонних Тарифных Привилегий, предоставленных Соединенными Штатами для стран Центрально-американского и Карибского региона. В соответствии с данным планом, который стал реализовываться с 1984 г., США отменили таможенные пошлины на ввоз большой группы товаров (кроме одежды и нефтепродуктов) из 24 стран и территорий указанного субрегиона, увеличили им объем экономической помощи и содействовали экспорту в эти страны частного капитала путем предоставления американским корпорациям налоговых льгот. Реализация данного плана столкнулась с рядом трудностей, но тем не менее сыграла важнейшую роль в развитии субрегиона (так, например, осуществление этого плана способствовало расширению товарооборота между
США и Карибскими странами с 9 млрд дол. в 1982 г. до 42,8 млрд дол. в 2000 г.).
Программа была дополнена принятием «Закона о сотрудничестве в области торговли со странами Карибского Бассейна («Caribbean Basin Trade Partnership Act» (CBTPA) в октябре 2000 г., срок действия которого истекает 30 сентября 2008 г. Вышеупомянутый закон несколько расширил возможности для центрально-американских и карибских производителей готовой одежды, позволив им импортировать ткань из Соединенных Штатов, обрабатывать ее в регионе и шить из нее одежду, которую затем беспошлинно экспортировать на американский рынок.
CBTPA также учитывает свободное перемещение многих других товаров, собранных или произведенных в регионе, инициирует специальную «пилотную» программу, получившую название «Инвестиционная Инициатива стран Карибского бассейна» («The Caribbean Rim Investment Initiative» (CRII), — последняя принята в апреле 2001г. на принадлежащем Голландии острове Кюрасоа (Curacao) и прошла первую фазу своей успешной деятельности в ноябре 2001 г. Ее действие распространялось только на три страны Карибского бассейна: Доминиканскую Республику, Коста-Рику и Ямайку, хотя она была нацелена на сотрудничество стран Центральной Америки и стран Карибского бассейна с международными организациями для повышения инвестиционных возможностей в регионе.
Безусловно, «Карибская Инициатива» претерпела ряд изменений в ходе реализации. Ее активными участниками в последние десятилетия становятся американские корпорации. При поддержке государства за период 1980—2000 гг. они увеличили капиталовложения в страны Карибского бассейна почти в семь раз — с 12,4 до 85,3 млрд дол.
Некоторые карибские и центрально-американские страны ведут переговоры о заключении так называемых Соглашений о свободной торговле (ССТ или Free Trade Agreements (FTAs), в которых помимо свободной торговли и получения доступа на рынки стран Северной, Латинской и Южной Америки, также содержится положение об упрощении инвестиционного режима для иностранных инвесторов. Так, например, Коста-Рика уже подписала подобное соглашение с Мексикой и Доминиканской Республикой, вследствие чего получила значительные выгоды и в настоящее время ведет переговоры о заключении ССТ с США. Доминиканская Республика ведет переговоры о
двустороннем соглашении с США и Канадой. В ближайшие годы США намерены заключить ССТ с Уругваем и Чили, которое, по мнению американцев, должно принести политическим лидерам Латинской Америки, продвигающим критические реформы, особенно реформы свободного рынка, мощный стимул для их продолжения. Для того чтобы процесс заключения ССТ с данными двумя странами протекал быстрее, было принято решение создать специальную организацию: «Управление по продвижению торговли» («Trade Promotion Authority» /TPA/)2.
Рост американских прямых инвестиций в странах Латинской Америки сыграл роль в повышении уровня жизни населения и помог снизить уровень безработицы, создав большое количество рабочих мест, повысил качество продукции и услуг, производимых в этих странах, и снизил цены. Безусловно, это относится не ко всем странам Латинской Америки. В некоторых из них еще налицо отсутствие четких правовых норм, регулирующих многие вопросы, включая иностранные инвестиции3.
Сейчас заключаются двусторонние инвестиционные соглашения и соглашения об избежании двойного налогообложения со многими странами (Bilateral Investment and Double Taxation Treaties), в том числе с США. Наглядным примером служат соглашения Ямайки с США об инвестициях, а также Ямайки и Доминиканской Республики с США об избежании двойного налогообложения.
Немаловажную роль в содействии и регулировании иностранного капитала играют специально созданные в некоторых странах организации, направленные на привлечение ПИИ. Примером может служить «Инвестиционный Совет Коста-Рики» («Costa Rica Investment Board» (CINDE), представляющий собой частную неполитическую организацию, целями которой являются, с одной стороны, привлечение ПИИ в специфические секторы экономики страны, и с другой — изучение и улучшение инвестиционного климата в стране, повышение ее привлекательности и конкурентоспособности.
В феврале 2003 г. Президент Доминиканской Республики Р.И. Мехия объявил об учреждении «Центра по экспорту и инвестициям» (CEI), созданного в результате слияния двух организаций — «Центра по содействию экспорту» (CEDOPEX)
2 Ana I.Eiras. Why the President should sign a Free Trade Agreement with Uruguay.The Executive Memorandum No.800. The Heritage Foundation, February 8,2002,Washington, D.C.p.1.
3 Ibid., р.1-2.
и «Офиса по поддержке инвестиций» (OPI — RD). В его задачу входит поддержка 22 торговых атташа-тов и посольств за границей.
В 1988 г. на основе акта, принятого парламентом Ямайки, была создана «Ямайская корпорация по продвижению инвестиций» (JAMPRO), которая в настоящее время находится в ведении Министерства развития Ямайки. Ее деятельность в основном сфокусирована на продвижении инвестиций в обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство и сектор информационных технологий и повышении уровня занятости в стране.
Американские инвесторы осуществили свои капиталовложения также в Никарагуа, Тринидаде и Тобаго, Барбадосе и Антигуа в качестве потенциальных производителей промежуточной продукции для других базовых производств. Корпорации США, предоставляя капитал, новую технологию и новейшие системы менеджмента, способствуют увеличению занятости, дают толчок росту производства и экспорта в странах этого субрегиона. В настоящее время ПИИ США стали там составной частью воспроизводственного процесса и способствуют вхождению этих стран в мировое хозяйство на более высоком технологическом уровне.
Ожидается, что процесс либерализации торговли в рамках ФТАА откроет иностранным инвесторам дополнительные возможности для поиска новых рынков, а странам-участницам — пути для привлечения зарубежных, в частности, американских ПИИ.
Некоторые результаты нового американского курса достаточно четко обозначились уже сейчас. Первый из них — это дальнейшее расширение экономических позиций США и их разностороннего влияния в регионе. Вторым ощутимым результатом активного вмешательства США в интеграционный процесс стала известная смена приоритетов в стратегии Вашингтона. Упор делается на развертывание хозяйственного сотрудничества, готовность к компромиссам и определенный учет интересов партнеров, отказ от методов жесткого диктата и по крайней мере частичный переход к реализации принципов равноправия в экономических отношениях. Для некоторых латиноамериканских стран конкретным проявлением таких перемен стали, в частности, заметные структурные сдвиги, происходящие в торгово-экономических, в том числе и инвестиционных отношениях США с регионом4.
4 World Investment Report 2003. FDI Policies for Development: National and International Perspectives. United Nations Publications, p. 30.
Ко всему вышесказанному целесообразно добавить, что современные формы региональной интеграции по характеру своего воздействия все теснее переплетаются с процессами глобализации мировой экономики. Поэтому все изменения, происходящие в экономической и политической жизни латиноамериканских стран, ставят их перед настоятельной необходимостью наращивать усилия по разработке эффективной стратегии развития, которая, в свою очередь, в состоянии сама обеспечить устойчивый и сбалансированный рост, надежно защищать национальную экономику от неблагоприятного внешнего воздействия и обеспечить продвижение региона к экономической стабильности и социальному прогрессу в целом.
В настоящее время ТНК США являются неотъемлемой частью воспроизводственного процесса стран региона. Они играют важнейшую роль как в соединении многих национальных хозяйственных систем, так и в их активном внедрении в интернациональную производственную систему. При этом ТНК являются важным каналом передачи новейших технологий и обновления основного капитала, а также оказывают воздействие на занятость, промышленное производство и внешнюю торговлю латиноамериканских государств. Постоянные изменения, происходящие как в американской экономике, так и в экономике стран Латинской Америки и Карибского бассейна, а также набирающие силу процессы глобализации меняют тактику и стратегию США и их корпораций в этом регионе. Целью их деятельности становится превращение стран ЛКА в интегрированную часть торгово-производственного комплекса США на условиях, отвечающих в той или иной степени интересам обеих сторон.
В то же время этот процесс, продолжающийся несколько десятилетий, претерпевает существенную эволюцию как в подходах капитала США к странам региона, так и в формах и методах инвестиционной политики корпораций. Активизация борьбы латиноамериканских и карибских стран за экономическую независимость вынуждает американские корпорации искать новые формы проникновения на юг, которые были бы выгодны и приемлемы в равной степени как для них самих, так и для государств региона. На смену традиционным методам деятельности (как, например, образование филиалов с преобладающей долей американского капитала) приходит производственное кооперирование с национальным капиталом, производство на основе раздела продукции, слияние и поглощение латиноамериканских компаний.
Полностью оценить последствия заключения новых региональных интеграционных соглашений и
перспективы увеличения ПИИ, в том числе американских, пока не представляется возможным. Безусловно, масштабы связей по азимутам Латинская Америка — США и Латинская Америка — Европа несопоставимы между собой. Но вопреки мнению скептиков, полагающих, что форсированное создание ФТАА служит препятствием на этом пути, движение навстречу друг другу заметно ускоряется. Как считают эксперты, продолжающаяся региональная интеграция латино-карибских стран и стран Центральной Америки должна создать значительные преимущества и выгоды, в том числе для привлечения ПИИ. В то же время пока трудно судить каким-либо образом о перспективах привлечения американских ПИИ в вышеуказанные страны.
Основные выводы применительно к России. На основе изучения зарубежного опыта привлечения американских ПИИ в латино-карибские страны и страны Центральной Америки, можно сделать ряд основных выводов применительно к России.
Во-первых, опыт многих развивающихся стран, в том числе латино-карибских и азиатских стран, показывает, что инвестиционный бум в экономике во многом связан с приходом иностранного капитала, который необходим России и мог бы принести новые для нашей страны технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций при необходимом условии создания благоприятного инвестиционного климата.
Во-вторых, России необходимо провести тщательное и критическое исследование западной модели привлечения ПИИ в различные сектора российской экономики для формирования собственных выводов. В противном случае российская экономика рискует пострадать из-за несовместимости модели и отечественной специфики.
одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов — не способствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих развивающихся странах и дает высокий эффект. Без этого выработка и принятие определенных норм, направленных как бы на содействие привлечению иностранных капиталовложений, не только не будет способствовать притоку иностранных ПИИ, но и настроит западных инвесторов радикально против.
Небезынтересно и весьма полезно на практике создание Инвестиционного фонда, регулирующего деятельность иностранных инвесторов наподобие модели стран ЛКА. У нас в стране, к сожалению, пока нет такого фонда. Хотя само создание такой модели увеличения притока ПИИ из-за рубежа в рамках Инвестиционного фонда не исключается. По мнению многих специалистов, это решение должно привлечь в Россию необходимый капитал. Однако, к сожалению, МЭРТ РФ рассматривает вариант функционирования подобного Инвестфонда пока только внутри страны, а не за ее пределами.
В-третьих, опыт многих стран «третьего мира», в частности стран ЛКА и ЦВЕ, показывает, что неблагоприятные условия для работы иностранных компаний внутри страны приводят к необходимости внешних государственных займов и возрастанию внешнего долга страны. Причем поскольку государственные займы обычно используются неэффективно, то большие внешние долги начинают тормозить развитие экономики.
Кроме того, государственные займы являются рычагом политического давления и причиной экономических уступок, в том числе в области защиты внутреннего рынка. Некоторые регионы предоставляют налоговые льготы иностранным компаниям. Однако эти льготы обычно обставлены такими условиями, которые ставят инвестора в зависимость от субъективных действий чиновников и выполнение которых требует значительных усилий и расходов.
Сложность масштабных инвестиций в модернизацию производства заключается в том, что иностранной компании приходится работать с предприятиями, которые зачастую не имеют нормального финансового обслуживания, не располагают квалифицированными (для работы в рыночных условиях) менеджерами, не проводят маркетинг и не имеют современных сбытовых структур. Все это иностранная фирма (помимо инвестиций в модернизацию производства) должна создавать самостоятельно.
В-четвертых, в России имеется психологический барьер в восприятии иностранного капитала. Примером может служить тот факт, что иностранным инвестициям препятствует позиция многих руководителей предприятий, которые не хотят терять контроль над предприятием и боятся, что иностранные владельцы пригласят более квалифицированных менеджеров на их место. В результате многие предприятия, которые могли
бы привлечь инвестиции и эффективно работать, деградируют (например, Балтийское морское пароходство, обладающее современными морскими паромами, теряет их в результате своей неплатежеспособности). Иногда администрация предприятий всячески препятствует участию иностранных компаний в инвестиционных конкурсах, а в случае продажи им (или их партнерам) акций отказывается вносить соответствующие изменения в реестр акционеров.
В-пятых, ряд факторов препятствует вложению иностранного капитала в разработку российских полезных ископаемых. один из них очевиден: неясность прав собственности на землю и недра.
Большинство российских промышленных предприятий имеет неустойчивое финансовое положение и устаревшую структуру. иностранные инвесторы не привыкли работать с такими предприятиями. Например, неустойчивость финансового положения не позволяет применять многие финансовые инструменты, с которыми работают иностранные фирмы. Российским предприятиям, в свою очередь, часто невыгодно иметь имидж финансово-состоятельных, так как это позволяет не платить в бюджет и получать государственную поддержку. инвестирование в российское предприятие предполагает установление (в той или иной степени) контроля над ним. В противном случае велик риск невозврата средств. однако это может быть неприемлемо для руководства предприятия и часто приводит к конфликтам. Кроме того, владение акциями предприятия (даже контрольным пакетом) в российских условиях далеко не всегда означает возможность контроля за действиями его руководства. Этих проблем можно избежать, создав СП.
В-шестых, привлекая иностранный капитал, России необходимо решить ряд проблем (в частности, усовершенствование правовой базы). Большинство американских инвесторов рассматривает в качестве негативных факторов своей деятельности в России неразрывность транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, проникновение криминогенных элементов в предпринимательскую среду, низкий уровень менеджмента и технологий, коррупцию и бюрократизм. Помимо этого, иностранный капитал не спешит инвестировать средства в российскую экономику и по соображениям большей привлекательности рынков других стран, в том числе и ближайших соседей России.
Ряд стран ЛКА и стран Центральной Америки
уже создали эффективную систему государственной поддержки своего бизнеса, причем субсидии или запретительные меры, как правило, в нее не входят. К сожалению, в России до подобной системы еще далеко. Не говоря уже об обеспечении надежности (особенно «прозрачности» российской экономики и обеспечения гарантий возврата средств иностранному инвестору) и наличия определенных гарантий иностранному, в частности американскому инвестору, вкладывающему свои средства в Россию.
В-седьмых, в России целесообразно привлечение американских ПИИ в сферу услуг и НИОКР, так как ПИИ из США способны помочь России в подключении к глобальным цепям создания стоимости в сфере услуг. Такие цепочки состоят из международных сетей производства услуг, которые обретают все более важное значение для получения доступа на международные рынки.
В-восьмых, современный этап в отношениях между Россией и США дает основание предполагать, что сотрудничество по широкому спектру торгово-экономических вопросов войдет в обозримой перспективе в более активную фазу. Однако многое будет зависеть от того, насколько быстро и эффективно удастся устранить те негативные моменты, которые в настоящее время сдерживают процесс расширения взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества обеих стран. К примеру, до сих пор не отменена поправка Джексона-Вэника к закону США о торговле5. По словам посла США в РФ Александра Вершбоу, есть надежда, что «...в не очень далеком будущем поправка все-таки будет отменена». По-прежнему «сохраняются проблемы, связанные с обеспечением права на интеллектуальную собственность», — считает посол6.
По мнению зарубежных инвесторов, в улучшении инвестиционного климата большую роль играет создание более благоприятных условий функционирования предприятий с иностранными инвестициями не только на внутреннем, но и на мировом рынке. С этой точки зрения одним из приоритетов является вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), заявку на вступление которой Россия подала еще в декабре 1994 г.
5 Прим.автора: данная поправка была принята в 1974 г. и связала выполнение торгово-экономических соглашений США и СССР с соблюдением гражданских прав и свобод. Фактически она ограничила поставки в СССР, а затем в Россию отдельных видов американской высокотехнологичной продукции. Источник: http://www.strana.ru/print/239973.html, стр.1.
6 Там же.
Россия прикладывает все больше усилий для того, чтобы стать полноправным членом и действительным страной-членом ВТО в самое ближайшее время. Вступление России в ВТО необходимо, так как это, во-первых, создаст условия для снятия барьеров на пути российских товаров на мировые рынки и тем самым будет способствовать улучшению внешних условий для иностранных инвестиций в Россию и, во-вторых, те предприятия и регионы, которым удастся решить проблемы корпоративного управления и защиты прав инвесторов, смогут привлечь значительные инвестиции, кроме того, вступление России в ВТО создаст широкую правовую основу для инвестиционного сотрудничества России с внешним миром и будет способствовать притоку инвестиций в Россию, так как у инвесторов есть потенциальное желание вкладывать свои средства в нашу экономику. Однако первые годы вступления в ВТО будут особо тяжелыми для России.
И, наконец, нужна более официальная и, самое главное, достоверная статистическая информация о деятельности совместных предприятий (СП). Данные по этому вопросу следует включать в сообщения Госкомстата РФ о социально-экономическом положении страны, публикуя постоянные обзоры об инвестиционном состоянии нашей страны, данные о ПИИ.
Необходимо также отметить, что хотя российский рынок и обладает рядом привлекательных особенностей для иностранных вкладчиков, все же инвесторы сталкиваются с проблемами политической (например, постоянные военные кризисы в Чечне) и экономической нестабильности (высокие темпы инфляции, неконвертируемость рубля, рынки со слабо развитой инфраструктурой связи, необходимость формирования единого экономического пространства России и ряд других немаловажных текущих проблем как в некоторых российских регионах в частности, так и во всей России в целом).
Плодотворному двустороннему сотрудничеству мешает и то обстоятельство, что США очень обеспокоены сотрудничеством Москвы и Тегерана в области атомной энергетики (при этом Вашингтон пытается остановить данное сотрудничество на любом этапе). Однако вышеупомянутое беспокойство, по словам представителя госдепартамента США Филиппа Рикера, выражается исключительно в рамках «дипломатического диалога» между США и Россией7.
Помимо всего прочего, развитие экономического сотрудничества между Россией и США носит пока явно неравноправный характер. Всякое партнерство предполагает собой ответные шаги навстречу. Но пока «игра идет в одни ворота». И это большой минус для дипломатии России8. Нельзя однозначно констатировать, что сотрудничество с латино-карибскими странами и странами Центральной Америки развивалось так уж гладко и хорошо с первых дней. Наоборот, это стоило многих усилий со стороны этих стран и повлекло за собой ряд как позитивных, так и негативных последствий для их экономик, не говоря уже о политических волнениях в регионе и субрегионе.
По мнению Президента РФ В.В. Путина, важно знать, что в основе наших сегодняшних отношений лежит новое прочтение национальных интересов двух стран, схожее представление о самом характере современных мировых угроз. Доверительное партнерство России и США необходимо не только в интересах наших народов — оно оказывает позитивное воздействие на всю систему международных отношений.
Реальные перемены будут означать, что у России действительно появятся реальные возможности для достойного участия на мировом рынке капитала и интеграции в мировое сообщество, где США, как и другие страны, займут достойную нишу среди наших иностранных партнеров-инвесторов, при этом не в ущерб отечественным компаниям-производителям.
7
Подробнее см. статью Елены Романовой «Итоги майской встречи президентов России и США: с чем остается Россия» // Инвестиции в России, № 7 (90), 2002. С. 46-48.
8
Александр Астафьев «Буш улетел, а его ножки остались. Бизнес-матч: Россия-США» // Независимое обозрение, № 18, май, стр. 2.