ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ
В.Н. Борисов, О. В. Почукаева
ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В МАШИНОСТРОЕНИИ
В статье проведено исследование инвестиционной активности и инвестиционной эффективности в отраслях машиностроения. Показано влияние машиностроения на развитие экономики регионов РФ. Получены количественные оценки по структурным, объемным и динамическим показателям эффектов, достигнутых в результате совместного воздействия инвестиционных и инновационных факторов.
Мировой процесс инновационной модернизации промышленного производства «создает серьезные стратегические риски дальнейшего технологического отставания со всеми вытекающими негативными последствиями» [1, с. 6] для России. Поэтому в условиях ограниченности ресурсов развития в РФ одним из немногих путей совершенствования отечественной промышленности остается повышение результативности инновационно-технологических факторов роста производительности и конкурентоспособности обрабатывающих производств. Изучение и оценка последствий активизации инновационно-технологического фактора развития обрабатывающих производств не могут быть лишь умозрительными, а должны опираться на достоверные количественные оценки, статистически значимые и проверяемые экономические показатели. «Серьезное обсуждение эффектов мероприятий экономической политики должно происходить на базе фактических данных, отражающих динамические и структурные характеристики развития экономики» [2, с. 8].
Исследованию процесса активизации инновационно-технологического фактора в промышленности и получению соответствующих количественных оценок посвящено немалое число научных работ. Необходимо отметить работы [3; 4], в которых сделан акцент на изучение динамических и структурных характеристик состояния предприятий обрабатывающей промышленности и их соответствия тренду экономического развития, а также работы, где рассмотрены последствия инновационного развития промышленных предприятий (см., напр., [5; 6]).
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью получения количественных оценок эффективности функционирования отраслей и регионов под влиянием совокупности факторов инновационно-технологического развития. В этой связи далее рассмотрены способы решения задач оценивания инвестиционной активности и инвестиционной эффективности развития отраслей машиностроения с использованием авторского методического инструментария.
Известно, что в странах, являющихся крупнейшими производителями машиностроительной продукции, приоритетными направлениями развития являются наукоемкие и высокотехнологичные отрасли, продукция которых обладает наиболее высокой долей добавленной стоимости. Электроника и приборостроение доминируют в научных исследованиях в области машиностроительных производств в США, ЕС, Китае и Индии. Этому соответствует изменение структуры производ-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-010-00031 «Анализ и прогнозирование машиностроительного производства в условиях активизации экспорта и развивающего импортозамещения»).
ства машинотехнической продукции [7; 8]. В России также происходят структурные сдвиги в выпуске продукции отраслей машиностроения - увеличивается доля приборостроения и авиационной и космической техники (рис. 1).
В структуре экспорта продукции машиностроения также увеличилась доля радиоэлектронной промышленности, приборостроения, авиационной и космической техники. Позитивная динамика развития машиностроения проявляется в опережающем росте производства и экспорта по сравнению с другими отраслями обрабатывающей промышленности. Продукция отечественного машиностроения характеризуется высокой добавленной стоимостью и положительной динамикой этого показателя. Вклад машиностроения в формирование валовой добавленной стоимости (ВДС) обрабатывающей промышленности увеличился с 19,6% в 2010 г. до 26,7% в 2016 г. Это самый высокий показатель среди отраслей обрабатывающей промышленности: в 2016 г. доля металлургии составила 15,4%, нефтеперерабатывающей промышленности - 14,1%, химической промышленности - 9,6%.2
Среди отраслей отечественного машиностроения наиболее высокую долю добавленной стоимости в объеме выпуска имеют приборостроение и авиационное и космическое машиностроение (рис. 2). Это соответствует тенденциям развития мирового машиностроения. Высокая добавленная стоимость характерна и для инвестиционного машиностроения и радиоэлектронной промышленности. Существенному росту доли ВДС в выпуске продукции способствовало импортозамещение по компонентам производства. Влияние этого фактора в наибольшей степени проявилось в авиастроении, железнодорожном машиностроении и радиоэлектронной промышленности. В отечественном автомобилестроении, первые стадии полного инновационного цикла которого остались за рубежом, самая низкая доля добавленной стоимости в выпуске, а негативная динамика этого показателя указывает на низкий уровень локализации производства.
2 Рассчитано по данным [9].
%
0 5 10 15 20 25 30 35
Рис. 1. Структура выпуска продукции по отраслям машиностроения: Ш 2016 г.; 0 2013 г.; □ 2010 г.; Ш 2005 г.
Проведенное исследование посвящено вопросам эффективности функционирования отраслей машиностроения, а также оценке их влияния на развитие экономики регионов. Позитивные структурные и динамические сдвиги в развитии отраслей и регионов трактуются как результативность инвестиционной деятельности, направленной на инновационно-технологическое обеспечение машиностроения и других обрабатывающих производств. Установленные далее зависимости эффективности функционирования отраслей и производств от инвестиционной активности и инновационного компонента инвестиций могут служить для выявления приоритетных направлений развития отраслей машиностроения и прогнозирования их вклада в развитие экономики.
Инвестиционное машиностроение
Электротехническая промышленность
Радиоэлектронная промышленность
Приборостроение
Автомобилестроение
Авиационное и космическое машиностроение
Железнодорожное машиностроение
Рис. 2. Доля валовой добавленной стоимости в выпуске отраслей машиностроения: И 2016 г.; 0 2013 г.; ЕЕЕ 2010 г.; ЕЕЕ 2005 г.
Инвестиционное обеспечение машиностроения. Насколько обеспечено машиностроение инвестициями? Насколько эти инвестиции обеспечивают инновационно-технологическое развитие отрасли? Насколько инвестиционное обеспечение соответствует вкладу отраслей машиностроения в экономику РФ? Сопоставление инвестиций в основной капитал и вклада отраслей в формирование ВДС показывает весьма неравнозначное финансирование инвестиционной деятельности в отраслях машиностроения (рис. 3).
Наиболее высокие инвестиции относительно произведенной добавленной стоимости имели место в автомобилестроении - отрасли с самой низкой долей ВДС в выпуске продукции. Приборостроение - структурообразующая отрасль, обеспечивающая все отрасли реального сектора высокотехнологичной аппаратурой, без которой невозможны производство и эксплуатация современного оборудования, имеет один из самых низкий показателей. В радиоэлектронной промышленности, а также в авиационном и космическом машиностроении произошло существенное снижение инвестиционной емкости ВДС.
Снижение инвестиционной емкости ВДС характерно и для инвестиционного машиностроения. Производство машин и оборудования для отраслей реального сектора - исторически и технологически сложившаяся необходимость, обусловленная структурой экономики и обеспеченная природными ресурсами и человеческим потенциалом.
лллллллллллллллллллллм
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
%
Инновационно-технологическое развитие инвестиционного машиностроения - необходимое условие эффективного функционирования российской экономики. Без отечественной инвестиционной техники, составляющей основу воспроизводства технико-технологической базы отраслей реального сектора, невозможно обеспечить комплексную конкурентоспособность страны и занять в мировой промышленной интеграции место, соответствующее ее научному, человеческому и природному потенциалам.
Инвестиционное машиностроение
Электротехническая промышленность
Радиоэлектронная промышленность
Приборостроение
Автомобилестроение
Авиационное и космическое машиностроение
Железнодорожное машиностроение
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 К°П./руб.
Рис. 3. Инвестиционная емкость ВДС по отраслям машиностроения: Щ 2016 г.; И 2013 г.; ЗЗЗЗ 2010 г.; Ш 2005 г.
Кроме того, инвестиционное машиностроение является экспортно-ориентированной отраслью, т. е. конкурентоспособной на мировом рынке. В среднем за период 2011-2017 гг. доля продукции инвестиционного машиностроения в российском экспорте машин, оборудования и транспортных средств составила 30,4%. Суммарная доля экспорта авиационной и космической техники и продукции судостроения составила в этот период 28%. В авиастроении этот показатель равен 21,6%, в автомобилестроении - 16%3.
Сопоставление потоков инвестиций в отрасли машиностроения с вкладом этих отраслей в формирование ВДС показывает, что большая часть инвестиций направляется в производства с низким удельным весом добавленной стоимости в выпуске продукции. По состоянию на 2016 г. в отраслях с наиболее высокой долей ВДС и увеличением ее в 2016 г. имело место снижение инвестиционной емкости ВДС. Если это снижение вызвано уменьшением объема инвестиций, то следствием может стать ослабление пролонгированного воздействия инвестиционного фактора на инновационно-технологическое развитие этих отраслей машиностроения. Поэтому для прогнозирования инновационно-технологического развития машиностроения и его влияния на рост российской экономики целесообразно оценивать в качестве одного из исходных параметров инвестиционную активность в отрасли с учетом ее инновационного наполнения, т.е. с включением в алгоритм расчета инвестиционной активности показателя инновационной насыщенности инвестиций4.
3 Рассчитано по данным [10].
4 Инновационная насыщенность инвестиций — соотношение инвестиций по основным направлениям инвестиционной деятельности: инновационно-технологическому перевооружению и капитальному строительству. Она представляет собой удельный вес средств, направляемых на инновационно-технологическое развитие (затрат на технологические инновации), в объеме нефинансовых инвестиций. Метод оценивания инновационной насыщенности инвестиций см. в [11, с. 726].
Показателем, отвечающим этим условиям, является индекс инновационной насыщенности инвестиций (индекс ИНИ), который позволяет учесть структурные и динамические характеристики инвестиционной деятельности в текущем периоде и пролонгированное воздействие инвестиций, осуществленных в предшествующий период. Компонентами индекса ИНИ являются: среднегодовой показатель ИНИ в изучаемом временном интервале; среднегодовой показатель ИНИ за три года, предшествующие изучаемому временному интервалу; темп роста инвестиций в основной капитал на конец изучаемого временного интервала.
Индекс ИНИ рассчитывается как средняя из компонентов, определяемых методом линейного масштабирования, который обеспечивает сопоставимость характеристик изучаемого объекта (описываемых компонентами индекса) с различными системами измерения. Каждый показатель (компонент индекса) оценивается в пределах от 0 до 1. Максимальный и минимальный показатели определяют диапазон, в котором по каждому объекту исследования дается расчетная оценка анализируемого показателя. Эта оценка определяет место объекта в ранжированном ряду по каждому из рассматриваемых показателей (компонентов).
Для определения сводного индекса (Idi) используется следующее выражение:
I _ 1 ( d1i ~ d1min + d2i ~ d2min _____dnmin )
d' n d, - d, . d2 - d2 . d - d
1 max 1 min 2 max 2 min n max n min
где dh , d2i , ... , dfà - компоненты сводного индекса объекта i; d1min , d2min , ... , dn min -минимальные значения компонентов сводного индекса по выборке объектов исследования; d1max, d2max, ... , dnmax- максимальные значения компонентов сводного индекса по выборке объектов исследования.
Индекс ИНИ является сводным индексом, рассчитанным по компонентам в соответствии с приведенной выше формулой. В зависимости от детализации описания инвестиционной деятельности через компоненты индекса, инновационная активность объекта исследования может быть оценена по стадиям инновационного цикла: с детализацией финансирования НИОКР и обновления активной части производственных основных фондов.
Предлагаемый метод оценивания инвестиционной активности с учетом инновационного компонента существенно расширяет возможности анализа и прогнозирования инновационно-технологического развития отраслей и производств, а также регионов, по сравнению с принятыми методами статистического наблюдения: «Инновационно активным предприятием является предприятие, которое во время обследования ... имело инновационную деятельность, включая продолжающуюся и прекращенную. Иными словами, предприятия, проводившие в период обследования какую-либо деятельность, связанную с созданием инноваций, признаются инновационно активными вне зависимости от того, привела ли эта деятельность к реальному появлению инновации» [12, с. 41]J.
Оценка инвестиционно-инновационной активности отраслей машиностроения по индексу ИНИ проведена по следующим компонентам: (1) среднегодовой показатель ИНИ, рассчитанный за три года, предшествующие изучаемому временному интервалу - включение этого показателя в число компонентов позволяет учесть рост (или снижение) инвестиционно-инновационной активности относительно предшествующего периода; (2) среднегодовой показатель ИНИ в изучаемом временном интервале; (3) показатель динамики инвестиций в основной капитал, снижающий величину сводного индекса ИНИ в том случае, когда рост инновационного элемента структуры инвестиций является не следствием роста затрат на технологические инновации, а вызван снижением объема инвестиций в основной капитал в отрасли.
5 В соответствии с [12] разработана методика статистического учета инновационной деятельности в РФ [13].
Наукоемкие машиностроительные производства имеют наиболее высокие значения индекса (табл. 1). Наиболее высокая инновационная активность характерна для высокотехнологичных отраслей машиностроения, и в основном обеспечена не только высокой наукоемкостью, но и высокими темпами роста инвестиций в основной капитал.
Таблица 1
Оценка инвестиционно-инновационной активности в отраслях машиностроения по индексу инновационной насыщенности инвестиций
Отрасли машиностроения Компоненты сводного индекса, % Индекс ИНИ
ИНИ в 2008-2010 гг. ИНИ в 2011-2016 гг. Темп роста инвестиций в ОК, 2011 г.= 100%
Инвестиционное машиностроение (произ-
водство машин и оборудования) 16 17 106 0,108
Производство электрических машин и
электрооборудования 24 33 68 0,242
Производство электронных компонентов,
аппаратуры для радио, телевидения и
связи 45 59 81 0,646
Производство медицинских изделий;
средств измерений, контроля, управле-
ния и испытаний; оптических приборов 45 58 135 0,722
Производство автомобилей, прицепов и
полуприцепов 18 40 96 0,268
Производство авиационной и космиче-
ской техники 48 68 164 0,864
Судостроение 18 27 253 0,423
Производство железнодорожного под-
вижного состава 32 22 36 0,209
Источник: рассчитано по данным [14-17].
В ряде отраслей рост ИНИ происходил при снижении финансирования инвестиционной деятельности. Так, в автомобилестроении в 2011-2016 гг. по сравнению с предшествующим периодом среднегодовой показатель ИНИ увеличился более чем в два раза, но при снижении объема инвестиций в основной капитал. При этом следует отметить, что в отраслях, имеющих важнейшее значение для обеспечения технологической безопасности (инвестиционное машиностроение), производственной деятельности (электротехническая промышленность), инфраструктуры (железнодорожное машиностроение) показатель инновационной активности имеет самые низкие значения.
Оценка инвестиционно-инновационной эффективности отраслей машиностроения. Инновационная эффективность должна оцениваться по объемным и динамическим показателям эффектов, достигнутых в результате совместного воздействия инвестиционных и инновационных факторов. «Инновация нацелена на повышение эффективности» [12, с. 24]. Обычно выбор метода оценивания эффективности инвестиционной деятельности определяется целями и задачами конкретного инвестиционного проекта, результаты которого интересуют, прежде всего, инвесторов. В контексте же экономического развития эффективность инвестиционной деятельности является результатом инновационной активности, поскольку именно затраты на технологические инновации создают предпосылки получения эффектов, способствующих развитию отраслей и росту их конкурентоспособности.
Прогнозирование развития отраслей промышленности и их вклада в конкурентоспособность российской экономики требует расширения системы показателей, используемой для прогнозно-аналитических процедур, и применения инструментария, позволяющего
получать результаты, пригодные для построения прогнозных вариантов. Прогнозно-аналитические исследования должны быть нацелены на учет и оценку различных аспектов, усиливающих воздействие инновационного компонента на инновационно-технологическое развитие объекта исследования и эффекты в реальном секторе экономики.
Структурные элементы затрат на технологические инновации в различной степени способствуют формированию эффектов: затраты на НИОКР увеличивают эффективность разработок, направленных на:
- повышение технологической конкурентоспособности машиностроительной продукции в результате разработки новых моделей для различных отраслей промышленности и потребительского сектора на уровне мировых образцов или не имеющих аналогов за рубежом;
- рост производительности оборудования, обеспечивающий повышение производительности труда в машиностроении и других отраслях промышленности;
- улучшение эксплуатационных характеристик выпускаемого оборудования, обеспечивающее рост эффективности использования оборудования в добывающих и обрабатывающих отраслях промышленности, на транспорте;
- снижение ресурсопотребления в результате эксплуатации новой техники в машиностроении и других обрабатывающих отраслях, что способствует росту ценовой конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- опережающее развитие наукоемких производств, обладающих высокой долей добавленной стоимости в выпуске; увеличение выпуска продукции с высоким уровнем локализации производства обеспечивает более высокие темпы роста добавленной стоимости.
Элементами макроэкономической эффективности НИОКР являются развивающее импортозамещение и увеличение экспорта сложной техники [18].
Затраты на обновление производственного аппарата машиностроения направлены на увеличение доли прогрессивных производственных мощностей, которые обеспечивают:
- выпуск продукции, обладающей технологической конкурентоспособностью;
- увеличение выпуска продукции, конкурентоспособной на внутреннем рынке;
- снижение материало- и энергоемкости выпускаемой продукции, снижение трудоемкости производства;
- снижение издержек производства, способствующее росту ценовой конкурентоспособности;
- повышение качества выпускаемой продукции.
Таким образом, инвестиционно-инновационная эффективность обеспечивает в машиностроении: рост рентабельности производства, рост конкурентоспособности на внешнем рынке за счет высокого качества выпускаемой продукции,
обладающей ценовой конкурентоспособностью, а также активное и развиваю-
6
щее импортозамещение .
Анализ инвестиционной эффективности по отраслям машиностроения
проведен по показателям вклада машиностроения в формирование валовой добавленной стоимости, экспорта машинотехнической продукции и импортозамещения. Для оценивания каждого эффекта в систему показателей включены по четыре компонента - объемные и динамические показатели функционирования отраслей машиностроения (табл. 2).
6 Под развивающим импортозамещением понимается замещение на внутреннем рынке высокотехнологичной продукции зарубежных производителей [18]. При этом рост спроса может превышать возможности российских производителей, и в этом случае увеличение импорта продолжится, но не такими высокими темпами, как в предшествующие периоды высокого спроса. Активное импортозамещение — это снижение импорта за счет увеличения отечественной продукции на внутреннем рынке по всей машиностроительной номенклатуре в условиях растущего спроса [19, с. 300-301].
Таблица 2
Система показателей для оценивания эффектов в отраслях машиностроения (среднегодовые показатели за 2011-2016 гг.)
Эффект Показатель Единица измерения
Вклад машиностроения в формирование ВДС Удельный вес ВДС в выпуске Изменение доли ВДС в выпуске Производительность труда, рассчитанная по ВДС Темп роста производительности труда, рассчитанной по ВДС % % руб./чел. %
Экспорт продукции машиностроения Удельный вес отрасли в российском экспорте машин, оборудования и транспортных средств Удельный вес экспорта в выпуске продукции Производительность труда, рассчитанная по экспортной выручке Темп роста производительности труда, рассчитанный по экспортной выручке % % долл./чел. %
Импортозамещение продукции машиностроения Удельный вес отрасли в российском импорте машин, оборудования и транспортных средств Удельный вес отечественной продукции на внутреннем рынке Темп роста доли отечественной продукции на внутреннем рынке Темп снижения доли затрат на импортные компоненты в материальных затратах на производство % % % %
Система показателей, разработанная для данного исследования, не включает показателей, являющихся прямыми характеристиками производственной деятельности отраслей машиностроения и показывающих объемы выпуска продукции. Исключение этих показателей существенно снизило влияние спроса внутреннего рынка на результирующую оценку эффекта. Колебания спроса рынка, вызванные изменениями инвестиционной активности в отраслях-потребителях машиностроительной продукции и оказывающие влияние на инвестиционную эффективность в машиностроении, являются предметом отдельного исследования, посвященного учету рисков при прогнозировании выпуска продукции в отраслях машиностроения.
Эффекты, достигнутые в результате производственной деятельности, описаны показателями, характеризующими валовую добавленную стоимость. Все же заметим, что реакция спроса рынка на инновационную насыщенность инвестиций в отраслях машиностроения опосредованно проявляется через показатели конкурентоспособности и учтена при анализе эффекта импортозамещения.
Для оценивания инвестиционной эффективности используются три группы показателей, характеризующие валовую добавленную стоимость, экспорт и импорто-замещение (см. табл. 2) - отдельно по каждой группе.
Инструментарий оценивания инвестиционной эффективности включает:
- сводный индекс, рассчитанный по компонентам в соответствии с приведенной выше формулой, т.е. по совокупности объемных и динамических показателей функционирования отраслей машиностроения, и определяющий место объекта исследования (в данном случае отрасли) в ранжированном ряду;
- интегральный показатель эффективности [11], позволяющий оценить инвестиционную эффективность по показателям динамики развития отраслей.
В зависимости от поставленных задач и информационной обеспеченности исследования сравнительный анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности по интегральному показателю и (или) сводному индексу и его компонентам может проводиться в разрезе отраслей, производств, предприятий, регионов. Полученные индикаторы эффективности могут стать основой формирования прогнозных вариантов развития отраслей реального сектора экономики РФ, отраслей промышленности, а также развития промышленности регионов.
Оценка эффективности по сводным индексам (рис. 4, расчеты авторов по [9; 10; 20]) показывает, что большинство отраслей машиностроения имеют довольно высокую эффективность по показателю ВДС. Сводные индексы, рассчитанные
по совокупности объемных и динамических показателей вклада машиностроения в формирование ВДС, для пяти из семи рассмотренных отраслей расположены в верхней части ранжированного ряда.
Рис. 4. Оценка инвестиционно-инновационной эффективности в отраслях машиностроения по сводным индексам эффектов И ВДС; И экспорт; ЕЗ импортозамещение
Эффективность по ВДС, оцененная по интегральному показателю (рис. 5, расчеты авторов по [9; 10; 20]), достигнута в тех же отраслях, которые показали высокую эффективность по сводному индексу. Из них только электротехническая промышленность по динамике ВДС не достигла уровня эффективности. Также низкая эффективность по интегральному показателю характерна для автомобилестроения и железнодорожного машиностроения7.
По сводным индексам, характеризующим экспорт продукции, наиболее высокая эффективность достигнута в инвестиционном машиностроении и авиационном и космическом машиностроении. Здесь высокие показатели эффективности обеспечиваются значительными объемами экспорта: в совокупности эти отрасли составляют 50-55% российского экспорта машиностроительной продукции. Снижение темпов роста экспорта авиационной техники и прирост экспорта в отраслях с небольшими объемами поставок на внешний рынок существенно повлияли на оценку эффективности по интегральным показателям.
Эффективность по импортозамещению в приборостроении, радиоэлектронной промышленности и автомобилестроении при оценке по сводному индексу находится на низком уровне, поскольку здесь на показатель эффективности существенное влияние оказывают структурные показатели, отражающие сохраняющуюся высокую зависимость от импорта готовых изделий и компонентов производства. В то же время оценка по интегральному показателю свидетельствует, что эффективность импортозамещения в этих отраслях достигнута (интегральный показатель эффективности в этих отраслях больше единицы). Сопоставление этих оценок показывает, что наряду с сохраняющимися высокими объемами импорта инвестици-
7 Эффективность по интегральному показателю достигнута, если показатель больше единицы.
онная активность в этих отраслях обеспечила высокие темпы роста выпуска импортозамещающей продукции и компонентов производства.
Инвестиционное машиностроение
Электротехническая промышленность
Радиоэлектронная промышленность
Приборостроение Автомобилестроение
Авиационное и космическое машиностроение
"ЛЖЬ Л? Л? Л? .4
Железнодорожное машиностроение
%
Рис. 5. Оценка инвестиционно-инновационной эффективности в отраслях машиностроения по интегральному показателю И ВДС; И экспорт; ЕЗ импортозамещение
Максимально высокий индекс по импортозамещению в железнодорожном машиностроении обеспечен очень высокими оценками по всем компонентам этого показателя.
Анализ инвестиционно-инновационной эффективности отраслей машиностроения в регионах РФ проведен на примере обрабатывающей промышленности в регионах с развитым машиностроением. Этот подход позволяет выявить и количественно оценить влияние отраслей машиностроения с различным индексом ИНИ на сводные показатели эффектов, полученных в регионах с различными объемными и структурными показателями машиностроительного производства. Выборка, сформированная по критериям объема машиностроительного производства и (или) высокой доли машиностроения в структуре производства обрабатывающих отраслей региона, включает 35 регионов. Система показателей, предназначенная для оценивания инвестиционной эффективности в регионах, приведена в табл. 3.
Инвестиционная эффективность, оцениваемая по ВДС, характеризует обрабатывающую промышленность региона в целом, поскольку публикуемые Росстатом статистические показатели формирования ВДС [21] не описывают вклада машиностроения в формирование ВДС региона. Использование результатов оценивания эффективности функционирования промышленности регионов по ВДС для прогнозно-аналитических исследований требует дополнительных аналитических процедур с использованием источников информации, уточняющих вклад отраслей в формирование регионального ВДС. Это связано с тем, что предприятия, расположенные на территории региона могут быть зарегистрированы в других регионах (или за рубежом), могут иметь филиалы, расположенные в других регионах - это создает «проблемы корректного учета созданной в регионах добавленной стоимости, тем не менее, реальной альтернативы при проведении региональных расчетов показателю валовой добавленной стоимости нет» [22].
5
6
Таблица 3
Система показателей для оценивания инвестиционной эффективности в регионах (среднегодовые показатели за 2011-2016 гг.)
Эффект Показатель Ед. измерения
Развитие обрабатывающей промышленности региона ВДС обрабатывающей промышленности региона Изменение доли обрабатывающих отраслей в формировании ВДС региона Темп роста производительности труда, рассчитанной по ВДС Изменение доли обрабатывающей промышленности региона в структуре обрабатывающей промышленности РФ млрд. руб. % % %
Развитие машиностроения региона Выпуск продукции машиностроения в регионе Темп роста выпуска продукции машиностроения в регионе Изменение доли машиностроения в структуре выпуска продукции обрабатывающей промышленности региона Изменение доли машиностроения региона в структуре выпуска машиностроительной продукции РФ млрд. руб. % % %
Экспорт продукции машиностроения Сумма экспортной выручки машиностроения региона за период Доля машиностроения в экспортной выручке региона Доля машиностроения региона в российском экспорте машин, оборудования и транспортных средств Изменение доли машиностроения региона в российском экспорте машин, оборудования и транспортных средств млн. долл. % % %
Инвестиционная эффективность в регионах РФ оценена по показателям сводных индексов. Для проведения сравнительного анализа ранжированные ряды оценок эффективности разделены на квартили. Уровень достигнутой эффективности, соответствующей диапазону оценок от 0,751 до 1, принят за «высокий». Диапазон оценок от 0,501 до 0,750 по предлагаемой нами классификации соответствует «среднему» уровню эффективности. Поскольку речь идет об оценке инвестиционной деятельности, очевидно, что высокая эффективность отражает успешное функционирование объекта исследования (в данном случае региона), которое в свою очередь обеспечивает условия для дальнейшего развития. Отсюда регионы, сводные индексы которых расположены в верхней части ранжированного ряда оценок, имеют потенциал развития.
Диапазон оценок от 0,251 до 0,5 обозначен нами как «инерционный», здесь эффективность недостаточна для обеспечения приемлемых темпов роста по анализируемому набору показателей и соответственно для роста инвестиционной эффективности в предстоящем периоде. «Низкому» уровню эффективности соответствуют сводные индексы в квартиле с наименьшими показателями.
Полученные результаты оценивания эффективности представлены в виде распределения регионов, отнесенных к соответствующему диапазону по сводным индексам инвестиционной эффективности (рис. 6, расчеты авторов по данным [21]).
По показателям развития обрабатывающей промышленности ни один регион не достиг результата, соответствующего высокому уровню развития. Менее трети регионов (11, что соответствует 31%) имеют результат, соответствующий среднему уровню. Большая часть регионов (63%) расположена в инерционном диапазоне. Два региона (6%) - в диапазоне, соответствующем низкому уровню. Из 11 регионов, имеющих сводный индекс, соответствующий среднему диапазону, семь регионов обладают крупным машиностроением. Это имеет существенное значение для оценивания функционирования обрабатывающей промышленности по показателям, характеризующим структуру и динамику ВДС, которые положены в основу формирования сводного индекса, поскольку вклад машиностроения в формирование ВДС обрабатывающей промышленности является крупнейшим среди других отраслей.
70
40
20
60
50
30
10
0 ^
Низкий 0-0,250
Инерционный 0,251-0,500-
Средний 0,501-0,750-
Высокий 0,751-1,0
Рис. 6. Распределение регионов по сводным индексам инновационной эффективности:
-машиностроение;-----обрабатывающая промышленность;
---экспорт продукции машиностроения
Распределение регионов по сводному индексу, рассчитанному по показателям развития машиностроения, показывает, что диверсификация обрабатывающей промышленности, направленная на увеличение вклада машиностроительных производств, должна способствовать развитию обрабатывающей промышленности и усилению ее влияния на социально-экономическое развитие регионов. По оценкам инвестиционной эффективности два региона (6%) расположены в диапазоне высоких значений сводных индексов. Средний диапазон включает 60% (21 регион), таким образом, почти две трети регионов расположены в верхней части ранжированного ряда. В инерционном диапазоне -одиннадцать регионов (31%), в низком - два региона (6%).
Распределение регионов по показателям экспорта продукции машиностроения показывает существенное отставание большей части регионов от регионов, предприятия которых являются активными экспортерами машинно-технической продукции. Только четыре региона (11%) расположены в верхней части ранжированного ряда в среднем диапазоне. Больше половины регионов (51%) отнесены в инерционный диапазон. Тринадцать регионов находятся в нижнем диапазоне. Вместе с тем, именно отрасли машиностроения имеют наиболее высокие темпы роста экспорта, по сравнению с крупнейшими экспортерами обрабатывающих отраслей: в 2017 г. прирост экспорта по сравнению с 2010 г. в машиностроении составил 27%, в химической промышленности - 19%, в металлургии - 8,5%^.
Оценивание полученных эффектов в регионах РФ по сводным индексам позволило получить сопоставимые показатели результативности воздействия инвестиционного и инновационного факторов в машиностроении на развитие обрабатывающей промышленности, эффективность функционирования машиностроения и экспорт продукции машиностроения в регионах. Полученные результаты указывают на высокую значимость машиностроения для формирования условий социально-экономического развития регионов.
Инвестиции, направленные на развитие отраслей машиностроения, обладающие высоким содержанием инновационно-технологического компонента являются материальным и технологическим воплощением повышения эффективности экономики регионов. Полученные количественные оценки эффективности инвестиционной и инновационной деятельности в регионах показывают уровень результативности машиностроения как фактора, оказывающего существенное влияние на про-
8 Рассчитано по данным [14].
изводственную и внешнеэкономическую деятельность в регионах, обладающих крупным наукоемким машиностроительным производством.
Литература
1. Порфирьев Б.Н. «Зеленый» фактор экономического роста в мире и в России //Проблемы прогнозирования. 2018. № 5. С. 3-12.
2. Широв А.А. Роль инструментальных методов анализа и прогнозирования при обосновании экономической политики //Проблемы прогнозирования. 2017. № 2. С. 3-9.
3. Кувалин Д.Б., Моисеев А.К. Российские предприятия в конце 2016 г.: реакция на изменения обменного курса рубля и положение дел с трудовыми ресурсами //Проблемы прогнозирования. 2017. № 3. С. 142-155.
4. Кувалин Д.Б., Моисеев А.К., Лавриненко П.А. Российские предприятия в конце 2016 г.: отсутствие значимых общеэкономических изменений и прогресс в машиностроении //Проблемы прогнозирования. 2018. № 3. С. 105-121.
5. Теребова С.В. Инструменты стимулирования инновационной деятельности предприятия в регионе //Инновации и инвестиции. 2015. № 6. С. 13-17.
6. Теребова С.В. Инновационный потенциал предприятия: структура и оценка//Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. М.: МАКС Пресс, 2017. С. 336-354.
7. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Взаимосвязи факторов развития Арктической зоны РФ // Проблемы прогнозирования. 2016. № 2. С. 59-68.
8. Study on the Competitiveness of the EU Mechanical Engineering Industry. EC 2012. FN97615—FWC Sector Competitiveness. Mechanical Engineering. 320 р.
9. Национальные счета России в 2011-2016 годах. Стат. сб. М.: Росстат, 2017. 263 с.
10. Таможенная статистика внешней торговли РФ. Год. сб. М.: ФТСРоссии, 2011-2017.
11. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Инвестиционные и инновационные факторы в машиностроении регионов при реализации Программы развития Арктической зоны РФ //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 4(S). С. 718-731.
12. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло). Совместная публикация ОЭСР и Евростата. М.: ЦИСН, 2010. 107 с.
13. Приказ Росстата от 25.09.2015 №442 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения №4-инновация». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186859/
14. Российский статистический ежегодник. Стат. сб. М.: Росстат, 2012-2017.
15. Индикаторы инновационной деятельности: 2011. Стат. сб. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2011. 430 с.
16. Индикаторы инновационной деятельности: 2013. Стат. сб. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2013. 472 с.
17. Индикаторы инновационной деятельности: 2015. Стат. сб. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2015. 320 с.
18. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Инновационное машиностроение как фактор развивающего импортоза-мещения // Проблемы прогнозирования. 2015. № 3. С. 31-42.
19. Борисов В.Н., Почукаева О.В., Балагурова Е.А., Орлова Т.Г., Почукаев К.Г. Оценивание конкурентоспособности продукции машиностроения как совокупного эффекта динамики инновационной насыщенности инвестиций // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. М.: МАКС Пресс, 2017. С. 294-315.
20. Промышленное производство в России. 2016. Стат. сб. М.: Росстат, 2016. 347 с.
21. Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сб. М.: Росстат, 2010-2017.
22. Михеева Н.Н. Сравнительный анализ производительности труда в российских регионах // Регион: экономика и социология. 2015. № 2. С. 86-112.