ISSN 2304-120X
Огарков С. А. Инвестиции в основные фонды как источник наполнения доходов государства // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15360. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15360.htm. - ISSN 2304-120X.
ниепт
научно-методический электронный журнал
ART 15360
УДК 330.322
Огарков Сергей Анатольевич,
кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономики и управления АОЧУ ВПО «Московский финансово-юридический университет», г. Москва [email protected]
Инвестиции в основные фонды как источник наполнения доходов государства
Аннотация. Статья написана по материалам выступления на круглом столе «Деятельность Григория Сокольникова: история и современность». Негативные сценарии, которые не покидают экономику, лишь усиливают со временем интерес к неотложному решению проблем, переплетающихся в кризисе воспроизводства, подчеркивая актуальность поиска источников средств для противодействия спаду, опосредованного падением жизненного уровня, закупориванием торговли и разбалансированием хозяйственного механизма в отраслях.
Ключевые слова: антикризисный механизм инвестирования в сельском хозяйстве, точка перелома инвестиций.
Раздел: (04) экономика.
Попадание в инвестиционную ловушку, об опасности возникновения которой приводились наши прогнозы в более ранних публикациях, привело к устойчивому бюджетному дефициту, сохраняющемуся на уровне 6,5% расходов, или 13,6 млрд долл. США, что год назад, когда проводился круглый стол, посвященный деятельности Г. Сокольникова, казалось невозможным [1]. Однако ситуация в декабре 2014 г. быстро и резко изменилась в негативную сторону, преподнеся еще один урок в истории инвестирования с корнером валют и ночным выстрелом ключевой процентной ставки, после которого ставшее очевидным сокращение валового внутреннего продукта, гиперинфляция вынесли на острие давно затаившиеся проблемы модернизации основных фондов, диверсификации и ухода от сырьевой модели экономики, жизнеустройства населения, бедности, миграции, безработицы. Хрупкое равновесие экономики, достигаемое положительным платежным и торговым балансами, при сократившемся внешнеторговом обороте на 34% и минимальном за несколько лет значении чистого экспорта (менее 100 млрд долл. США за семь месяцев текущего года) в результате небольшого сдвига от проявления одного из рисков приведет к повышению рисков нарушения устойчивости финансовой системы в обслуживании обязательств внешнего и внутреннего долга. Поэтому глубокое разбалансирование российской экономики, произошедшее в период новой экономической политики 20-х гг. прошлого столетия, не создав противовес наступившему кризису, может подступить так же незаметно и вылиться в огромные потери материальных и людских ресурсов. Целепола-гание, основанное на вкушении от возобновления роста энергоцен (в них может быть вложена возможная война, дефицит запасов), которое приведет к 7-8%-му ежегодному росту экономики, сомнительно, так как благополучие и жизненный уровень домохозяйств, корпораций зависят от качества и доступности интересов без влияния «мыльных пузырей». Насыщение рынка разнообразием товаров, подкрепленное повышением платежеспособного спроса, должно разомкнуть оковы кризиса и разорвать цепь обесценения рубля, вызывая спрос на строительство жилья, улучшение социального обслуживания, выпуск продовольствия, коммерческого машиностроения. На
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Огарков С. А. Инвестиции в основные фонды как источник наполнения доходов государства // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15360. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15360.htm. - ISSN 2304-120X.
фоне общего спада инвестиций - 7,3% - в сельском хозяйстве продолжается небольшой по значению рост - на 1,8% (в плюсе к середине года остаются ДПИ, госуправление, образование - их доля в валовом продукте настолько мала, что сил для перехода к сплошному росту всей экономики не хватит).
Если проводить параллели между яркими этапами развития российской экономики, будет полезен опыт первых лет Октябрьской революции в методах осуществления экономического курса. Для оздоровления финансовой системы, как предлагал Г. Я. Сокольников, требовалось снять запреты на все виды торговли, ликвидировать огромный бюджетный дефицит сокращением государственных расходов и развитием эффективной налоговой системы. В частности, увеличить доходы предлагалось за счет изменения системы внешней торговли. Монополия внешней торговли по целому ряду ввозных статей была снята, сохранив государственный контроль за товарными операциями. Изменение стратегии внешней торговли способствовало увеличению доходов государства за счет введения таможенных пошлин. Оживление товарооборота увеличило спрос на рубль, привело к значительному уменьшению денежной эмиссии при усиленном поступлении налогов, пошлин в условиях эффективной организации промышленности, превратившейся в источник доходов для Советского государства.
Предлагаемые мероприятия позволили ликвидировать колоссальный денежный навес, образовавшийся в первые пятилетки. Наркомфин во главе с Г. Я. Сокольниковым настаивал на том, чтобы снять с государственного обеспечения накопившиеся мелкие убыточные предприятия, сократить огромный бюрократический аппарат советских учреждений и численность бойцов Красной армии.
Целью служило проведение согласованной политики в определении размеров финансирования и кредитования производственной сферы. Практическими шагами в этом направлении стала чеканка разменной монеты. Г. Я. Сокольников постоянно подчеркивал, что государство и предприятия промышленности и торговли не должны проводить обмен бесплатно, а только на основе хозяйственного расчета. Однако большинство промышленных наркоматов не соглашались и требовали все больше денег, настаивали на дополнительной эмиссии, выступали против деятельности Г. Я. Сокольникова, упрекая его в стремлении к «диктатуре». Шла острая дискуссия о проведении денежной реформы, выборе базового актива при переходе на новые деньги. Предлагался товарный рубль, увязанный со средним курсом товаров, товарным индексом. Г. Я. Сокольников отстоял позицию введения золотого стандарта и проведение реформы на его основе. Конфликт политической и экономической системы сталкивает интересы геополитики и бизнеса в установлении нового порядка расходов, налогов и перераспределении контроля над инвестициями.
В докладе на XI съезде РКП(б) Г. Я. Сокольников впервые на высоком партийном уровне поставил вопрос о необходимости выработки финансовой политики. Он отмечал, что выход из финансового кризиса невозможен применением только финансовой техники, нужен новый вектор экономического развития, который был бы направлен на подъем индустрии и сельского хозяйства, развитие внутренней и внешней торговли. Как ученый и государственный деятель, Г. Я. Сокольников мыслил масштабно, не поддаваясь модным теориям, пытался всесторонне проанализировать сложившиеся в стране экономическую и финансовую ситуации и найти комплексное решение финансовых проблем, проводя политику на точнейшем изучении состояния рынка, колебаний курса золота. Подводное течение во все этапы политической карьеры подстерегало Г. Я. Сокольникова и привело к непоправимому исходу [2].
Взгляды Г. Я. Сокольникова непосредственным образом повлияли как на теоретическую сущность финансовой политики Советской России в период 1922-1924 гг.,
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Огарков С. А. Инвестиции в основные фонды как источник наполнения доходов государства // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15360. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15360.htm. - ISSN 2304-120X.
так и на характер ее реализации, связанный в первую очередь с подготовкой к индустриализации. Без проведения эффективной финансовой политики, как полагал Г. Я. Сокольников, экономика не в состоянии устоять в финансово-экономическом состязании с богатыми странами. Необходимо отменить всеми сторонами режим санкций, который препятствует расширенному воспроизводству основных фондов, не создает источники инвестиций для долгосрочного роста экономики.
Актуальным в настоящее время является предложение, согласно которому для реализации финансового подъема экономики необходимо углубить интеграцию, «хозяйственно примкнуть к мировому рынку» и «опереться на широкую базу сравнительно примитивного товарного хозяйства». В связи с этим инвестиционные меры, определяемые методом инвестиционного навигатора на основе матрицы рейтингов индикаторов экономики, приведут к улучшению инвестиционного климата и откроют возможность для расширенного воспроизводства основных фондов [3].
Не продуманная во многих случаях реорганизация в сельском хозяйстве, отсутствие социально-экономических обоснований при затянувшейся приватизации сельхозпредприятий по различным формам собственности обусловили снижение управляемости производством, ликвидацию рабочих мест и высокий уровень безработицы (12-14% и больше среди трудоспособного населения по сравнению с 9-10% в городах). Сезонность сельскохозяйственного труда, изолированность и отдаленность необустроенных территорий привели к обнищанию сельчан, депрессивному состоянию сельского хозяйства, усиливающемуся во время экономических кризисов (волновая теория, Н. Кондратьев и др.).
Подавляющее большинство основных фондов сельскохозяйственных предприятий находится в запущенном состоянии. За годы реформ коэффициент обновления основных фондов снизился в среднем в 4,1 раза, ежегодное выбытие фондов в 2-2,5 раза превысило их ввод. Средний срок службы активной части фондов сельского хозяйства приблизился к 50 годам, что вдвое-втрое выше эксплуатационных норм, обогнав в два раза износ по капитальным строениям [4]. Высокий темп инфляции, который держится с начала 2015 г. на уровне 15% годовых, несмотря на сокращение убыточных организаций в сельском хозяйстве до 18% и рост прибыли в 1,7 раза, ведет к снижению эффективности реализации инвестиционных проектов вместе с увеличением сроков окупаемости и периода возврата кредитов (доходность сельского хозяйства меньше стоимости заемных средств, происходит выбытие собственного основного капитала).
Около 100 млн м2 из 884 млн м2, или 11,3%, общей жилой площади и 30-40% общественных зданий (объекты здравоохранения, общественного питания, быта, дошкольные и школьные учреждения, магазины) требуют сноса, расчистки территории и капитального ремонта. В последнее время около 20% общей жилой площади и 35% общественных зданий (сельские дошкольные и школьные учреждения, магазины, объекты здравоохранения, общественного питания, быта) требуют капитального ремонта или нового строительства.
В создавшейся ситуации необходимо ввести инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, совершенствовать классификацию основных фондов и нормы применения ускоренной амортизации, субсидирование оборотных средств на закупку семян, горюче-смазочных материалов, удобрений. В социальном пакете реализовывать меры по сближению радиусов доступности социальных объектов и услуг.
Для того чтобы антикризисный механизм заработал в масштабах экономики, необходимы институциональная настройка конфигурации индикаторов, новых правил игры, не подавляющих инициативу предпринимательства, а также введение карты развития социальной сферы, создание принципа равенства среды существования по объему
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Огарков С. А. Инвестиции в основные фонды как источник наполнения доходов государства // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15360. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15360.htm. - ISSN 2304-120X.
требуемых для различных категорий населения услуг вне зависимости от их семейного бюджета и экономических возможностей, своей индивидуальности.
Снижение процентной ставки до минимальных значений (менее 2-3%) позволит эффективно кредитовать сельскохозяйственные долгосрочные проекты, отмена субсидий по процентной ставке и пополнение уставов финансово-кредитных организаций создадут экономию бюджетных средств, обеспечив источниками инвестиции на открытом рынке при поддержке фондирования центральной банковской системы (количественное смягчение). Введение круглогодичной занятости выровняет финансовую деятельность сельхозсектора, сохранит плавный переход сельскохозяйственного и финансового сезонов, опираясь на потребительскую кооперацию, сельские строительные кооперативы. Получение недостающего продовольствия внутри экономического пространства (товарное импортозамещение) дает сырье для переработки и освободит потребность в валюте, предоставит возможность для укрепления расчетов, избегая внутреннего заимствования, неконтролируемой инфляции на покрытие дефицитов. Реформа экономических институтов создаст условия для применения нестандартных инструментов и методов выведения экономики из кризиса. Долго существовать в ловушке мы не сможем, нужен выход из нее. При вовлечении инвестиций в воспроизводственный процесс и создании основных фондов с вновь образуемой стоимости перераспределяется доход между бюджетом, капиталом корпораций, зарплатами населения, рост которых обеспечивает спрос на выпускаемые товары и услуги. Среди инструментов долгосрочной стратегии инвестиций - инвестиционный налоговый кредит, нулевые процентные ставки по кредитам вместе с продлением сроков пользования, пересмотр амортизационных норм с учетом дефицита определенных видов основных средств и применения ускоренных (замедленных) методов амортизации имущества, субсидирование в рамках ВТО производственной и непроизводственной стадии выпуска товаров, обеспечение круглогодичной занятости в сельском хозяйстве, трудовыми грантами, оплачиваемым оргнабором, продуктовыми карточками при создании продовольственного и финансового резерва и гарантий для их реализации. Массовое жилищное строительство на селе и воспроизводство инфраструктурных проектов потребует выпуска инфраструктурных облигаций, финансирование которых создаст основной капитал в реальном секторе и прирастит национальное богатство, от которого также зависят здоровье, учеба, демография, занятость.
Кроме того, необходимо восстанавливать и совершенствовать строительство сельскохозяйственных производственных зданий, сельских дорог, сетей снабжения электричеством, газом, теплом, водопроводов, канализации, автономных энергосберегающих систем инженерного оборудования, внешнего обустройства и озеленения сельских поселений с использованием сельстройкооперации при ставках кредитования 2-3% годовых, предоставления льгот, отсрочек, бартера. Отсутствие воздушной, проводной, наземной связи между субъектами нарушает целостность территории и ослабляет ее безопасность, ставит в уязвимое положение в развивающемся кризисе и тем более затрудняет реагирование на негативные обстоятельства в чрезвычайной обстановке (пожары, наводнения, социальные волнения).
Многие объекты находятся в стадии просроченного незавершённого строительства, как замороженные инвестиционные ресурсы способны привести к невозвратным потерям инвестиций. Это огромный рынок для ведения строительства и реализации инвестиционных программ.
Острый дефицит квалифицированных трудовых ресурсов, отягощенный сравнительно низкими зарплатами, устаревшими основными фондами, необустроенность
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Огарков С. А. Инвестиции в основные фонды как источник наполнения доходов государства // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15360. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15360.htm. - ISSN 2304-120X.
жилья и быта требуют создания необходимой инфраструктуры, условий жизнеобеспечения, развития инвестиционной деятельности. При функционировании хозяйств различных форм собственности они являются главными критериями устойчивого социально-экономического развития сельской местности в условиях спада в экономике.
Выход из создававшегося годами неблагоприятного положения, выраженного в резком постарении и диспропорциях структуры основных фондов, следует искать в концентрации источников инвестиций на приоритетных направлениях финансирования долгосрочных планов и программ, способных оказать мультипликативное воздействие на рост фондоотдачи, рентабельности сельского хозяйства и массовое обновление фондов на основе вовлечения в хозяйственный оборот достижений научно-технологического прогресса.
Антикризисный механизм инвестирования - это регулируемое спросом и предложением взаимодействие доступных форм инвестиций и проектов основных фондов посредством финансовых рычагов и организационно-правовых стимулов в целях повышения эффективности инвестиций в воспроизводство основных фондов, базирующееся на развитии отношений между инвесторами, порождающими инвестиционную деятельность, направленную на жизнеобустройство в сельской местности. Функция антикризисного экономического механизма инвестирования состоит в обеспечении непрерывности, ритмичности воспроизводства основных фондов посредством оценки и реализации проектов по ликвидации последствий падения производства.
Ключ к запуску инвестиционного механизма и роста экономики, спрятанный за холщевиной запретительных санкций, перекрывший не только товарные потоки, подавив прежде всего человеческие нормы развития и условия существования, преградил доступ и прекратил обмен знаниями, технологиями на международной арене, вход на которую разделен точкой перелома инвестиций.
Модель антикризисного экономического механизма воспроизводства основных фондов, мобилизующая источники инвестиций в расширение основных фондов с повышением капитализации предприятий в точке перелома инвестиций, ведет к повышению эффективности инвестиций. Факторы инвестиции и основные фонды, находящиеся во взаимосвязанной пропорции, образуют определенную целостность и единство в комплексе с трудовыми ресурсами, что позволяет прогнозировать их развитие в различных фазах инвестиционного цикла, контролировать, предотвращать риски, нормализовать ритмичность воспроизводства. Повышение уровня сбережений, их защита от обесценения и невозврата дают возможность перекредитовывать оборотные средства на текущее потребление, регулировать структуру и стоимость капитала для новых заимствований, сочетая необходимое и достаточное условие реализации инвестиционных планов.
Цикличность работы инвестиционного механизма предполагает сменяемость фаз расширения и свертывания воспроизводства основных фондов с учетом дефицита их потребности.
Свёртываемое воспроизводство (период 1991-1995 гг.) - это возобновляющийся процесс в убывающих размерах. Данный тип сопровождается последовательным снижением ежегодных темпов ввода новых фондов, повсеместным естественным старением и физическим истощением действующих. Происходит необратимое сокращение мощности производства и прибыли, а дальнейшая эксплуатация фондов способна причинить экологический ущерб окружающей среде и населению. Накопление резервов для инвестирования в техническое перевооружение и модернизацию основных фондов прекращается. Возрастает средний срок службы основных фондов, и повышается степень их износа, наступает прогрессирующая деградация ранее созданных основных фондов (инволюция).
5
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Огарков С. А. Инвестиции в основные фонды как источник наполнения доходов государства // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15360. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15360.htm. - ISSN 2304-120X.
Вступив в фазу свёртывания, основные фонды утратили принадлежащую им главную роль генератора накоплений, что впоследствии отразилось на их состоянии. Сокращающиеся инвестиции под влиянием гиперинфляции оставили без источников воспроизводства основные фонды.
Простое воспроизводство в период 1996-2000 гг. осуществлялось в условиях периодического возобновления производства.
В рассматриваемый период 1991-2015 гг. произошло отставание развития основных фондов сельского хозяйства от промышленной сферы экономики, также деградировавшей, несмотря на экстенсивный рост 2001-2008 гг., связанный с резким повышением цен на экспортируемые минеральные и сырьевые ресурсы, металлы.
Третий кризис в новейшей экономике - с конца 2014 г. - особенный. Проявились эффекты закрытости рынка (запретительные многосторонние торговые, финансовые санкции), повторная девальвация (40%), приграничная и торговая война (Украина), снижение суверенного рейтинга до некредитоспособного (S&P, ВВ+), отвлечение расходов на гуманитарные операции, которые, воздействуя одновременно, несут угрозу в том числе потери продовольственной безопасности. Поэтому, в условиях сокращения внешней торговли, внутренние источники инвестиций остаются единственным эффективным инструментом выхода из создавшегося кризиса. Монетарные способы стимулирования, чередующиеся с фискальными мерами поддержки механизма инвестирования, с помощью расширения кредитования финансовых и нефинансовых активов, понижая долгосрочные ставки процента (ставка рефинансирования), стоимость краткосрочного заимствования (отмена ключевой ставки как избыточной) для предприятий, формируют элементы механизма комплексного воспроизводства основных фондов, не создавая дополнительных рисков инфляционных ожиданий, обеспечивая твердость доходов и гарантию обслуживания обязательств.
Ссылки на источники
1. Огарков С. А. Проблема доходов инвестиционной ловушки // Вестник московского финансово-юридического университета МФЮА. - 2012. - № 3. - С. 35-47.
2. Сокольников Г. Я. Новая финансовая политика: на пути к твердой валюте. - 2-е изд. - М.: Наука, 2003 (ППП Тип. Наука). - 372 с.
3. Огарков С. А. Прогнозирование методом инвестиционного навигатора // VIII Всерос. науч. конф. с междунар. участием «Математическое моделирование развивающейся экономики, экологии и технологий», посвящ. 80-летию академика А. А. Петрова и 100-летию академика Г. С. Поспелова. Москва, 21-24 октября 2014 г. - М., 2014. - С. 64.
4. Огарков С. А. Антикризисный механизм инвестирования в основные фонды // Стратегия развития АПК и сельских территорий: перспективные идеи и конкурентоспособные технологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию ФГБНУ ВНИОПТУСХ. 19-20 февраля 2015 г. - М.: ООО «ПРИНТ ПРО», 2015. - С. 456-458.
5. Социально-экономическое положение России - 2015. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_01/Main.htm
Sergey Ogarkov,
Candidate of Economic Sciences, lecturer at the chair of Economics and Finance, Moscow Financial Law
University, Moscow
Investments in fixed assets as a source of filling the state revenue
Abstract. Negative scenarios that do not leave the economy only strengthen the interest in the solution of urgent problems, interwoven in a crisis of reproduction, stressing the urgency of sourcing funds to counteract the decline mediated fall in living standards, plugging trade imbalances and the economic mechanism in the industry. Keywords: anti-crisis mechanism for investment in agriculture, investment point of fracture.
References
1. Ogarkov, S. A. (2012) “Problema dohodov investicionnoj lovushki”, Vestnik moskovskogo finansovo-ju-ridicheskogo universiteta MFJuA, № 3, pp. 35-47 (in Russian).
6
ISSN 2304-120X
Огарков С. А. Инвестиции в основные фонды как источник наполнения доходов государства // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15360. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15360.htm. - ISSN 2304-120X.
ниепт
научно-методический электронный журнал
2. Sokol'nikov, G. Ja. (2003) Novaja finansovaja politika: na puti k tverdoj valjute, 2-e izd., Nauka (PPP Tip. Nauka), Moscow, 372 p. (in Russian).
3. Ogarkov, S. A. (2014) “Prognozirovanie metodom investicionnogo navigatora”, VIII Vseros. nauch. konf. s mezhdunar. uchastiem ‘Matematicheskoe modelirovanie razvivajushhejsja jekonomiki, jekologii i tehnologij', posvjashh. 80-letiju akademika A. A. Petrova i 100-letiju akademika G. S. Pospelova. Moskva, 21-24 oktjabrja 2014 g., Moscow, p. 64 (in Russian).
4. Ogarkov, S. A. (2015) “Antikrizisnyj mehanizm investirovanija v osnovnye fondy”, Strategija razvitija APK i sel'skih territorij: perspektivnye idei i konkurentosposobnye tehnologii: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvjashh. 50-letiju FGBNU VNIOPTUSH. 19-20 fevralja 2015 g., OOO «PRINT PRO», Moscow, pp. 456-458 (in Russian).
5. Social'no-jekonomicheskoe polozhenie Rossii - 2015. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_01 /Main.htm (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 01.10.15 Получена положительная рецензия 03.10.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 03.10.15 Опубликована 31.10.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Огарков С. А., 2015
www.e-koncept.ru
7