вложения в человека
инвестиции в человеческий капитал
на разных стадиях жизненного цикла
_Аннотация
В статье приведена классификация видов инвестиций в человеческий капитал и рассматривается процесс непрерывного инвестирования в развитие человеческого капитала на протяжении всего жизненного цикла. Выделены субъекты инвестиционной деятельности в человеческий капитал на разных уровнях управления экономикой и приведены их
Ключевые слова: инвестиции в человеческий капитал, жизненный цикл человека, субъекты инвестиционной деятельности, уровни инвестиций в человеческий капитал. источники и механизмы инвестирования
На современном этапе развитие экономических процессов характеризуется динамизмом, сложностью и неоднозначностью. Наиболее ценным ресурсом, обладающим большим творческим, трудовым и интеллектуальным потенциалом, является человеческий капитал. Поэтому подготовка высококвалифицированных кадров является важным направлением в устойчивом и инновационном развитии экономики и она невозможно без значительных инвестиций в человеческий капитал. Изучение проблем развития и эффективности инвестиций в человеческий капитал вызывают интерес у исследователей с 60-80-х гг. XX в.
Об инвестициях в человеческий капитал
Одним из центральных аспектов формирования человеческого капитала является положение о том, что врожденный человеческий капитал развивается в результате осознанного инвестирования. По мнению Т. Шульца способности человека «... развиваются посредством определенных видов деятельности,
Дубик
Елена Андреевна
канд. экон. наук, ассистент института экономики и управления [email protected]
Митяков Сергей Николаевич
академик РАЕН, докт. физ.-мат. наук, профессор, директор института экономики и управления [email protected]
Нижегородский государственный технический университет им. РЕ. Алексеева, г. Н. Новгород
явч В
врожденный человеческий
_в результате
_осознанного
_инвестирования
которые имеют атрибуты инвестиций» [7, с. 32]. К таким видам деятельности он относит: школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление здоровья и т.д. Кроме того, он отмечает, что инвестирование в человеческий капитал - это путь преодоления бедности страны. Инвестиции в теоретическое, практическое и научное образование повышают уровень и объем знаний человека, вносят существенный вклад в формирование, трансформацию и развитие знаний, способствует повышению эффективности функционирования социально-экономических систем. Информация, знания и навыки - это решающие факторы экономического развития, конкурентоспособности и эффективного рынка труда. В научной литературе не существует единого подхода в определении понятия «инвестиции в человеческий капитал». Рассмотрев основные определения «инвестиции в человеческий капитал» в работах Дж. Минцера [1], М. Блауга [3], К. Макконелли и С. Брю [4], А. Добрынина и С. Дятлова [9], Дж. Кэндрика 14], В. Лукашевича [18], И. Ильинского [22], . Сулеймановой [25], Л. Туроу [26], В. Глухова [29], _. Гальперина [6], А. Кирьянова [15], А. Корицкого [17] можно выделить несколько видов инвестиций и их подвиды:
1) расходы на здравоохранение:
• профилактика заболеваний;
• медицинское обслуживание;
• медицинские исследования.
2) расходы на условия жизни:
• улучшение жилищных условий (бытовых условий);
• сохранение и поддержание экологических требований к среде обитания.
3) расходы на культуру:
• досуг;
• здоровый образ жизни.
4) расходы на оптимизацию миграции трудовых ресурсов:
• информация о состоянии экономики в различных сферах и местностях;
• перемещение работников на рабочие места с лучшей производительностью труда и ценами (вознаграждение, заработная плата) за труд.
5) расходы на мотивацию работника:
• удовлетворение потребностей человека;
креативная экономика, 2013, № 9(81)
Щ
6) расходы на образование:
• общее и специальное (техническое) образование;
• формальное и неформальное (самообразование) образование;
• подготовка и переподготовка (повышение квалификации) в процессе производства.
7) расходы на науку:
• фундаментальные и прикладные научные разработки.
Инвестиции в здравоохранение направлены на обеспечение повышения работоспособности и производительности труда человека. Расходы на профилактику, диагностику и лечения заболеваний служат продлению активного времени жизни человека и снижению физического «износа» человеческого капитала, обеспечивая при этом возможность интенсивности и непрерывности процесса образования.
Инвестиции в капитал культуры для общества носят, прежде всего, социально-культурно-творческий характер, создающие условия для профессиональной подготовки работника (развитие самовыражения, социальной мобильности, накопление культурных и духовных ценностей).
Отдача от инвестиций в миграцию выше среди образованной молодежи. Чем моложе человек, тем шире территориальные и продолжительнее временные горизонты, в пределах которых он может мобилизоваться и получать доходы от данного вида инвестиций.
В эпоху инновационного развития актуально расходы на фундаментальные научные и прикладные исследования относить к инвестициям в человеческий капитал. Наука - это «генератор человеческого капитала» [28, с. 25], направленная на производство и теоретическую систематизацию знаний о действительности. Численность персонала занятого научными исследованиями и разработками сильно зависит от инвестиций в основной капитал (коэффициент корреляции 0,9694) [30].
Недостаток инвестиций...
В Концепции развития РФ [16] предлагается увеличение расходов на образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг до 7% ВВП к 2020 году, когда в развитых странах уже сегодня
инвестиции_
в здравоохранение направлены
на обеспечение_
повышения работоспособности и производительности труда человека
расходы достигают до 17,6% ВВП. Для сравнения: в Финляндии инвестиции на образование, здравоохранение, социальные услуги в 2005 г. составляли 6,8% ВВП; в 2008 г. в США. - 11,3%, Германии - 12,9%, Австрии - 7,9%, Италии - 6,5% [23]. За последние десять лет более половины всех инвестиций в России направляется в:
• добычу полезных ископаемых (средний показатель с 2000-2010 гг. составляет 15,6% от общего показателя инвестиций в основной капитал РФ по данному виду экономической деятельности);
• обрабатывающее производство (15,5%);
• операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (16,5%);
• транспорт и связь (23%) [11]. Низкие, медленно растущие инвестиции в здравоохранение и недоступность для большинства населения качественной медицинской помощи определяют негативные тенденции численности населения. По ожидаемой продолжительности жизни при рождении Россия отстает от стран Европы на 11,6 - 13,3 лет. Уровень смертности в 2011 г. составила 12,5 на 1000 чел., а в странах ЕС - 9,9 на 1000 чел. Среди всех умерших в Росси почти 30% приходится на лиц трудоспособного возраста, из них 80% - мужчины. Тройку лидеров причин смертности занимают
_ болезни системы кровообращения (56,9%), онколо-
_ гические заболевания (13,9%), смерть от внешних
_ причин - отравления, ДТП и пр. (до 7%). Разрыв в
_ продолжительности жизни мужчин и женщин в
_ России выше на 1,8 раза, чем в других странах при_ мерно с той же продолжительностью жизни жен_ щин [10].
_ Низки в России и инвестиции в научные исследо-
_ вания и инновации с 2000-2011 гг. 1,05-1,16% ВВП.
_ Численность персонала, занятого исследованиями
_ и разработками с 2000 г. по 2011 г. уменьшилась на
_ 152456 чел. В 2000 г. величина рассматриваемо_ го показателя составляла 887729 чел., а в 2011 г. -
_ 735273 чел. Россия является единственной страной
_ в мире с большим сокращением численностью пер_ сонала. В 2000 г. количество организаций выпол-
_ нявших прикладные и научные разработки было
4099, в 2010 г. - 3492 [12].
_ Высокие инвестиции в образование и в науку обес-
_ печивают передовым странам мира высокий уро-
высокие инвестиции
_в образование
_и в науку
человеческого _капитала
вень человеческого капитала. В действительности именно инвестиции в человеческий капитал обеспечили в прошлом опережающее развитие странам Западной Европы, Северной Америки и стране Восходящего Солнца. Так, например, в 1981 г. на сталелитейном предприятии Sheerness Steel в период экономического спада были сокращены издержки производства для сохранения конкурентоспособности.
В частности, приостановлены программы производственного обучения новичков и на четверть сокращена численность персонала. В 1984 г. спад пошел на убыль, и компания столкнулась с критической нехваткой квалифицированной рабочей силой. В 1989 г. компания Sheerness осуществила крупные инвестиции в развитие персонала на всех уровнях организации. Рост производства на прово-лочнопрокатном стане составил 60% в основном за счет возросшей квалификации [27].
Непрерывная интегрированная профессиональная образовательная система
В теории человеческого капитала [7, 21, 24] подчеркивается то, что образовательная составляющая является базовой, динамичной и эффективной (рис. 1). Образование служит улучшению здоровья, знаний, качества жизни, уровня доходов населения, развитости инфраструктуры, промышленных технологий, жилищных условий, социальной среды, региональной дифференциации, кадровому обеспечению во всех экономических сферах деятельности и росту экономических систем на разных уровнях управления.
В соответствии с данным подходом в литературе выделяют прямые и сопряженные инвестиции в человеческий капитал. Прямые - это затраты на образование и профессиональную подготовку. К сопряженным инвестициям следует относить затраты на здравоохранение и уход за детьми, их воспитание, т.е. что связанно с производством материальных носителей человеческого капитала [5]. Одним из целевых ориентиров развития системы образования является внедрение непрерывной интегрированной профессиональной образовательной системы (НИПОС), решающие кадровые и
денежные средства вкладываются семьей и обществом, которые компенсируются в будущем выросшими детьми_
Инвестиции в человеческий капитал
Прямые
I-
Образование
Наука
Сопряженные
Миграция Мотивация Культура
И
явч и
Рис. 1. Классификация видов инвестиций в человеческий капитал
исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности. Подготовка научно-технического или профессионального специалиста ведется на основных этапах жизненного цикла человека: школьник (школа) -студент (вуз) - специалист (предприятие). Интегрированные программы системы начинают еализовываться в старших классах общеобразовательного учреждения. В этой системе можно выделить (рис. 2):
• общие инвестиции в человеческий капитал. В ходе общего обучения человек накапливает знания с рождения до старших классов школы. Общая подготовка оплачивается семьей будущего работника, регионом в котором он проживает и государством; общеспециальные инвестиции в человеческий капитал. Общеспециальная подготовка наделяет будущего специалиста образовательными и научными знаниями, профессиональными навыками. Знания и навыки приобретаются в образовательных учреждениях (старшие классы школы и вуз) и на промышленных предприятиях и определяют способностью зарабатывать доход (зарплату) всю оставшуюся жизнь. Все расходы по подготовке оплачиваются семьей, самим работником из низкой заработной платы в период обучения на старших курсах Вуза, регионом, государством и предприятием;
• специальные инвестиции в человеческий капитал. Переобучение и повышение квалификации работников финансируется предприятиями.
_инвестирование
_в человека
_предприятие
_производит, когда
_он задействован
_в производстве
_товаров или услуг
_и оценен заработной
_платой
Затраты на образование возникают с рождения на свет человека. Он еще не задействован на предприятии, но уже требует вложение в образование и здоровье. Денежные средства вкладываются семьей и обществом, которые компенсируются в будущем выросшими детьми. К. Макконнелл и С. Брю подчеркивают затраты на увеличение производительных качеств и характеристик индивида можно рассматривать, как инвестиции, так как текущие расходы осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем [19]. Инвестирование в человека предприятие производит, когда он задействован в производстве товаров или услуг и оценен заработной платой. Государство и регион принимают самое активное участие в финансировании человеческого капитала в течение всей жизни человека. Инвестирование направлено на повышение общего качественного жизненного уровня людей.
На рис. 2 представлен процесс непрерывного инвестирования разными субъектами в человеческий капитал на всем жизненном цикле человека. Механизм инвестирования субъектов отражен в табл 1. В теории управления инвестиционной деятельностью в экономических системах выделяется три уровня иерархии:
Семья, регион, государство Семья, индивид, регион, государство, предприятие Регион, государство, предприятие
Общий Обще- Специальный
человеческий специальныи человеческий
капитал человеческий капитал
капитал
Этапы ЖЦЧ
о
с
О
Рис. 2. Инвестирование в человеческий капитал на всем образовательном жизненном цикле человека
Таблица 1
Инвестиции в человеческий капитал
№ п/п Субъект инвестирования Источники инвестиций Механизм инвестирования
1 Индивид Собственные финансовые ресурсы (денежных накоплений и сбережений) Самоинвестирование
2 Семья Собственные финансовые ресурсы (денежных накоплений и сбережений) Рождение детей, их воспитание и частичное обучение в школе и Вузе
3 Предприятие Собственные финансовые ресурсы: прибыль после уплаты налогов, амортизационные отчисления, сбережения трудового коллектива, продажа части активов и др. Привлеченные финансовые ресурсы: средства от продажи инвестиционных ценных бумаг, паевых и иных взносов физических и юридических лиц, венчурный капитал. Заемные финансовые средства: кредиты банков и бюджетных организаций, выпуск долговых ценных бумаг. Бюджетные ассигнования. Ранняя профориентация, повышение квалификации, переподготовка и дополнительное образование, оплата больничных листов нетрудоспособности, затраты по охране труда и безопасности жизнедеятельности добровольное медицинское страхование, оплаченное предприятием, оплата медицинских и других социальных услуг за работника предприятия, благотворительная помощь социальным институтам и т.п.
4 Регион Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства внебюджетных фондов. Привлеченные и займ финансовых средств инвесторов. Социальные программы, поддержка функционирования общественных фондов и социальных институтов
5 Государство Средства федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе. Средства внебюджетных фондов. Государственные социальные трансферты и социальные налоговые льготы
•микроуровень (уровень отдельной корпорации, фирмы, предприятия);
•мезоуровень (уровень отдельных субъектов, регионов, области);
•макроуровень (уровень страны в целом) [30]. Вывод
В зависимости от масштабности инвестиции в человеческий капитал можно выделить следующие уровни: •личностный - уровень отдельного индивида и его семьи (домашнего хозяйства);
• микроуровень отдельных корпораций, фирм, предприятий;
• мезоуровень субъектов, регионов, областей, районов;
• макроуровень государства.
инвестирование
направлено_
на повышение общего качественного жизненного уровня людей_
Список литературы
1. Mincer J. Schooling, experience and earnings. - N.Y. 1975 - 369 p.
2. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ./ Сост.,науч. ред., послес. Р.И. Капелюшников; предисл. М.И. Левин - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 672 с.
3. Блауг М. Методология экономической науки или Как экономисты объясняют. Пер. с англ. / Науч. ред. и вступ. ст. B.C. Автономова. - М.: НП «Жур-нал Вопросы экономики», 2004. - 416 с. 4. Борисов Е.Ф. Хрестоматия по экономической теории / Сост. Е.Ф. Бори-сов. - М.: Юристъ, 2000. - 536 с.
5. Бреслав Л., Лисовик Б., Ломова И. Кадровый потенциал и пути его повышения //Человек и труд. - 2003. - №4. - с. 48-53.
6. Гальперин В. М. Микроэкономика. В 2-х томах. / Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. -СПб.: Экономическая школа, 1999. - 503 с.
7. Вифлеемский А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики, 2002. - № 8. - С. 115-121.
8. Давыдова О. А. Инвестиции в человеческий капитал (Динамика, оценка, эффективность): Дис. канд. экон. наук: СПб., 1998 - 142 с.
9. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999 - 309 с.
10. Доронина Г.В., Исаева Е.Ю., Дубик Е.А. Потери трудовых ресурсов России в результате мужской сверхсмертности // Информационно-коммуникационное пространство и человек: материалы II международной научно-практической конференции. - Пенза-Прага-Белосток: Научно-издательский центр «Социосфер», 2012. - С. 58-61.
11. Дубик Е.А. Состояние и развитие инвестиционной деятельности отраслей экономи-
Осознанное развитие системы образования и привлечение частных, региональных, государственных и иностранных инвестиций в человеческий каптал является необходимым условием для инновационного развития экономических систем на разных уровнях управления.
^1
человеческий капитал
ки на разных уровнях управления (на примере России, Приволжского федерального округа и Нижегородской области) //Экономические науки, 2012. - №6. - С. 113-117.
12. Индикаторы инновационной деятельности: 2011: стат. сб. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. - 456 с.
13. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. - СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996. - 163 с.
14. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. - М.: Прогресс, 1978. - 275 с.
15. Кирьянов А.В. Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность // Экономика России: основные направления совершенствования / Межвуз. сб. науч. трудов, 2006. - Вып.7
16. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
17. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала: Учебное пособие - Новосибирск: СибУПК, 2000. - 112 с.
I. Лукашевич В.В. Эффективность инвестиции в
_________ский капитал// Полиграфист и издатель,
2002. - № 6 - С. 18 - 22.
19. Макконнелл К.Р., Брю С.А. Экономикс. В 2 т.: пер. с англ. Т. 1. - Баку: Изд. «Азербайджан», 1992. - http:// textfighter.org/teology/Philos/krapiv/ industrialno_razvitye_ strany_mira_v_osnovnom_razlichayutsya_po_dvum_ priznakam_1_proizvoditelnyh_otnosheniiphp с. 171.
20. Макроэкономика и здоровье: инвестиции в здоровье в целях экономического развития. Доклад Комиссии по макроэкономике и здоровью. - ВОЗ. Женева, 2001.
21. Медведев В.А. Перед вызовами постиндустриализма. - М.: Альпина паблишер, 2003. - 440 с.
22. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. - СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996.
23. Сборник «Россия и страны мира - 2012 г. Стат. сб. / Росстат. - M., 2012. - 380 с.
24. Сумарокова Е.В. Методология исследования процесса инвестирования в человеческий капитал: На примере сферы образования: дис. канд. эко-ном. наук: Москва, 2002. - 190 с.
¿7
человеческ 2002. - № 6
25. Тугускина Г. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал // Управление персоналом. 2009. - №3. - С. 25-32.
26. Туроу Лестер. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. /Пер. с англ. А. И. Федорова. - Новосибирск: Сибирский хронометр, 1999. - 430 с.
27. Управление эффективность и качеством: Пер. с англ. / Под ред., К. Норта: В 2 ч. - 4.II - М.: Дело, 2001
- 608 с.
28. Шаммазов А., Беленкова О. Технические университеты в информационно-индустриальном обществе // Высшее образование в России. - 1998. - №1.
- с. 24-27 с. 25.
29. Экономика и организация управления вузом. Под ред. В.В. Глухова - СПб.: Издательство «Лань», 2001 -544 с.
30. Юрлов Ф.Ф. Инвестиционная и инновационная деятельность экономических систем на разных уровнях управления: вчера, сегодня и завтра: монография / Ф.Ф. Юрлов, Е.А. Дубик, Н.Г. Котомина; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. -Нижний Новгород, 2012. - 184 с.
Elena A. Dubik
Candidate of Economical Sciences, associate professor of Economics and Management Institute, Sergey N. Mityakov
Member of RANS (Russian Academy of Natural Sciences), Doctor of Physical and Mathematical Sciences, professor, Director of Economics and Management Institute, Nizhny Novgorod State Technical University n.a. RE. Alexeyev, Nizhny Novgorod
Investments in human capital in different stages of the life cycle
_Abstract
The article outlines the classification of investment types in human capital, and dwells upon the process of continuous investment in human capital improvement throughout the entire life cycle. The subjects of investment activity in human capital in different levels of economy management are assigned and provided their.
Keywords: investments in human capital, human life cycle, the subjects of investment activity, the levels of investment in human capital. investment resources and mechanisms