М. Н. Максимова
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Рассматривается процесс проведения инвентаризации в социальных учреждениях Министерства социальной зашиты Республики Татарстан. Анализ проведен на примере Центров социальной помощи семьи и детей Республики Татарстан.
Развитие системы социального обслуживания (СО) в России и ее субъектах определяется выбранными приоритетами. Субъекты, выбирая приоритеты, учитывают состояние системы, ее потенциальные возможности. В системе СО Республики Татарстан (РТ) определены приоритеты, предполагающие ее оптимизацию, инвентаризацию социальных учреждений на основе установленных индикаторов деятельности существующей сети учреждений и служб СО, что позволит не только повысить результативность социальной работы, но и рационально использовать бюджетные средства.
Управление процессами мобилизации и использования ресурсов и процессов ресурсосбережения, требует проведения инвентаризации основных средств, имущества и обязательств, в ходе, которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка [1]. Порядок и сроки осуществления инвентаризации определяет руководитель социального учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Во исполнение п. 4 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.10.01 г. № 478 «О состоянии и мерах совершенствования социального обслуживания населения в Республике Татарстан» и с целью разработки отраслевых программ «Капитальные вложения», «Энергосбережение», Министерством социальной защиты Республики Татарстан (МСЗ РТ) был выпущен Приказ от 21.03.02 г. № 30 «О проведении инвентаризации основных средств и мероприятий по уточнению показателей, характеризующих основные средства и деятельность действующих учреждений социального обслуживания». Согласно данному приказу был утвержден порядок проведения инвентаризации основных средств, определены показатели, характеризующие основные средства и деятельность учреждений социального обслуживания.
Объектами инвентаризации являются действующие учреждения СО, юридические и неюридические лица, подведомственные МСЗ РТ, финансируемые из средств республиканского и местных бюджетов. Инвентаризация в учреждениях СО проводится по каждому инвентаризационному объекту, т.е. по отдельно стоящему зданию, или, в случае наличия у объекта частей, отличающихся по группе капитальности, по каждой части объекта.
Инвентарными объектами считаются основные средства, находящиеся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении учреждения. В данном случае по каждому инвентарному объекту ведется бухгалтерский учет. В случае наличия в договорах аренды помещений или сооружений пункта о проведении капитального ремонта за счет арендатора - арендованные объекты подлежат инвентаризации.
Инвентаризации могут быть плановыми (проводятся в заранее установленные сроки) и внезапными (проводятся неожиданно для материально ответственного лица, чтобы установить наличие ценностей). Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей организаций, по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.
240
Инвентаризацию проводит комиссия, назначенная приказом руководителя учреждения. В задачу комиссии входит также проверка правильности использования и хранения основных средств. В результате проведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись [2].
Перед началом инвентаризации осуществляют подготовительные мероприятия: материальные ценности рассортировывают и укладывают по наименованиям, размерам; в местах хранения вывешивают ярлыки с указанием количества, массы или меры проверяемых ценностей. Все документы по приходу и расходу ценностей должны быть обработаны и записаны в регистры аналитического учета.
Социальное учреждение обязательно проводит инвентаризацию основных средств (не реже одного раза в год перед составлением годового отчета) [5]. Ее цель - выявить фактическое наличие и качественное состояние основных фондов, проверить техническую документацию (паспорт, характеристику, проекты и т.п.), уточнить данные бухгалтерского учета. Основные задачи учета основных средств:
• контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования; правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия и перемещения;
• контроль за рациональным расходованием средств;
• исчисление доли стоимости основных средств в связи с использованием и износом для включения в затраты предприятия или учреждения;
• точное определение результатов от списания, выбытия объектов основных средств.
Эти задачи решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту.
Поступление основных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств. Акт составляется на каждый объект, к нему прилагается техническая документация на данный объект, которая после открытия бухгалтерией инвентарной карточки передается в соответствующий отдел по месту эксплуатации. Зарегистрированные в описи карточки помещают в картотеку основных средств. Выбытие основных средств оформляют актом и отражают в инвентарной карточке, а затем ее изымают из картотеки.
Основные средства в процессе производственной деятельности изнашиваются, нуждаются в капитальных вложениях. Под капитальными вложениями понимаются вложения денежных средств в новое строительство и приобретение, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение мощностей уже действующих объектов основных средств.
Наличие средств в натуре проверяют при обязательном участии материально ответственного лица. Инвентаризационная опись основных средств составляется не менее чем в двух экземплярах комиссией по каждому местонахождению ценностей и должностному лицу, ответственному за сохранность основных средств. Опись подписывается комиссией, материально ответственными лицами и передается в бухгалтерию. Данные инвентаризации сличаются с данными учета (инвентарными карточками) путем сопоставления.
Инвентаризации подлежит все имущество социального учреждения независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие учреждению, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
241
Различают полную и частичную инвентаризацию: полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств социального учреждений, как правило, один раз в год на 1 января перед составлением годового отчета; частичная - один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денежные средства или расчеты с бюджетом.
Проанализируем результаты инвентаризации Центров социальной помощи семье и детям РТ (ЦСПСиД). В 2005 г. в системе МСЗ РТ функционировало 72 учреждения и отделения социального обслуживания семьи и детей: 10 центров и 35 отделений социальной помощи семье и детям; 22 социальных приюта для детей; 5 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
Для проведения инвентаризации разработано 16 форм. Инвентаризация включает в себя следующие виды работ:
Форма 1 - «Акт общего осмотра зданий (сооружения)».
Форма 2 - «Капитальный ремонт. Перечень выполняемых работ зданий, их конструктивных элементов и отделок».
Форма 3 - «Г руппы капитальности».
Форма 4 - «Экспликация помещений учреждений социального обслуживания».
Форма 5 - «Учет непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования».
Форма 7 - «Объем потребления тепловой энергии».
Форма 8 - «Объем потребления газа».
Форма 9 - «Объем потребления воды питьевого качества».
Форма 10 - «Характеристика благоустройства».
Форма 11 - «Характеристика транспортных средств».
Форма 12 - «Характеристика средств связи и вычислительной техники».
Форма 13 - «Вневедомственная охрана».
Форма 14 - «Финансовые показатели».
Форма 15 - «Показатели, характеризующие вид деятельности учреждения».
Форма 16 - «Характеристика контингента учреждения».
Первая форма - общий осмотр здания, сооружения. Общий осмотр здания, сооружения учреждения, проводится рабочей группой, в состав которой должны входить:
• представители администрации района, города (работники отдела управления) по вопросам строительства и архитектуры;
• представители территориальных органов социальной защиты;
• директор учреждения;
• главный бухгалтер учреждения, завхоз, или материально ответственное лицо, ведущее учет основных средств, работник, отвечающий за техническое и хозяйственное обеспечение учреждения.
В состав рабочей группы по осмотру основных средств учреждений, финансируемых из средств республиканского бюджета, дополнительно включается работник отраслевого отдела МСЗ РТ. Составы рабочих групп и графики проведения инвентаризации согласовываются: от муниципального района, города - заместителем руководителя исполкома района (города), от МСЗ РТ - начальником территориального органа социальной защиты. Результатом работы является заполненный и заверенный исполкомом района (города), территориальными органами социальной защиты, руководством учреждения Акт проведения осмотра.
В случае неудовлетворительного состояния конструктивных элементов объекта (явных разрушений, при которых дальнейшая эксплуатация объекта может стать причиной
242
нарушения жизнеобеспечения обслуживаемых граждан, персонала учреждения) рабочая группа делает вывод о необходимости проведения изыскательских работ, оформляет протокол с указанием видов работ, их стоимостью и направляет его в составе материалов инвентаризации в адрес министерства. МСЗ РТ, в соответствии с установленным в республике порядке, вносит предложения в Министерство финансов РТ и Министерство экономики и промышленности РТ о включении в инвестиционную республиканскую программу Капитальных вложений на планируемый год расходов на проведение проектноизыскательских работ и расходов на реконструкцию учреждения. Оплата работ по определению стоимости проектно-изыскательских работ производится из сметы текущего содержания социального учреждения.
Форма 2 «Капитальный ремонт. Перечень выполняемых работ зданий, их конструктивных элементов и отделок» заполняется силами работников учреждения и заверяется исполкомом района (города), территориальными органами социальной защиты, руководством учреждения. Этот документ содержит сведения о проводимых ранее текущих и капитальных ремонтах, видах, сроках и объемах выполненных работ в разрезе конструктивных элементов зданий и их отделок. Данный документ заполняется на каждый инвентаризируемый объект.
Форма 3 «Группа капитальности» носит справочный характер и определяет вид здания по группам капитальности.
Анализ данной формы показал, что пять учреждений - «Гаилэ» (г. Казани), Зелено-дольска, Нижнекамска, Чистополя, п. Осиново - относятся к 1-й группе капитальности: кирпичные стены толщиной 2,5-3,5 м или кирпичные с железобетонным каркасом. Три Центра - Кукморского, Бавлинского районов Московского района г. Казани - относятся ко 2-й группе капитальности: толщина кирпичных стен - 1,5—2,5 м, перекрытия железобетонные или бетонные. Центр г. Альметьевска относится к 5-й группе: крупноблочные или облегченной кладки из кирпича стены с деревянными перекрытиями.
Форма 4 «Экспликация помещений учреждений социального обслуживания» (экспликация (от лат. разъяснение) - объяснение условных обозначений, употребляемых на планах, картах); краткое письменное сопровождение экспозиции, содержит объяснение и оценку к рисунку, чертежу, содержит характеристики функциональных помещений: площадь, численность обслуживаемых и работающих на данной площади. В бланках данной формы, заполненных учреждениями, очень много пробелов, не все учреждения тщательно отнеслись к ее заполнению. Скорее всего, сотрудники не обладают специальной подготовкой, чтобы заполнить эту форму, отсутствуют необходимая информация, определенные данные и сведения.
При анализе Формы 4 установлено, что общим для всех Центров является наличие: административных помещений - в среднем - 59,9 м2 (хотя все они разной площади, качества, оснащения, соответственно и количество работающих также варьируется); кабинетов консультаций, спортивного зала, кабинета досуга. В двух Центрах - г. Зеленодольска и п. Осиново Зеленодольского района - есть прачечные, в ЦСПСД г. Зеленодольска - водолечебница; столовые имеются в Центрах г. Чистополя, Альметьевска и Кукморского района.
Инвентаризация оборудования, мебели, хозяйственных средств и предметов длительного пользования (Форма 5) производится силами работников учреждения в разрезе функциональных помещений.
Форма «Учет непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования» заполнялась на основании данных инвентаризационных ведомостей бухгалтерского учета по состоянию на 12.04.2002 г. (формы учетных бухгалтерских документов ОС 1-13, 326, М-44, 296), независимо от источников приобретения оборудования и предметов длительного
243
пользования: средства бюджета, внебюджетные источники, в т.ч. от предпринимательской деятельности, благотворительности, др. (табл. 1.). Информация по этой форме не была представлена в МСЗ РТ Центрами «Г аилэ» и Московского района (г. Казань), «Веста» г. Нижнекамск, «Салават Купере» г. Чистополь, поэтому данные о них в таблице отсутствуют.
Учреждения СО ежегодно пополняют свое оборудование. Так, в целях материально-технического оснащения учреждений социального обслуживания семьи и детей по программе «Дети Татарстана» МСЗ РТ только в 2005 г. приобретено оборудование на сумму 3345,4 тыс. руб [3].
Таблица 1 - Денежная ценность оборудования Центров социальной помощи семье и детям РТ
Центры социальной помощи семье и детям РТ Тыс. руб.
«Юнона», Бавлинский район ЦСПСиД г. Бугульма ЦСПСиД г. Зеленодольска ЦСПСиД п. Осиново, Зеленодольский район «Аккош», Кукморский район 110,250 137,056 151,450 156,764 117,721
Специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по подпрограмме «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» целевой программы «Дети России» получено в 2005 г. оборудования на общую сумму 2152,607 тыс. руб., в том числе: приютом Авиастроительного района - минипекарня (86,107 тыс. руб.), приютом Кукморского района - минипекарня (87,368 тыс. руб.), приютом Дрожжановского района - микроавтобус «Газель» (311,7 тыс. руб.), финансирование программы «Фермерское хозяйство» - 150,0 тыс. руб.; приютом Аксубаевского района - компьютерный класс, два комплекта тренажеров, оборудование для кухни на общую сумму 1248,538 тыс. руб.; приютом Мамадышского района -мини-прачечная (183,026 тыс.руб.), мини-пекарня (85,868 тыс.руб.) [3].
Следующий этап инвентаризации - уточнение показателей, характеризующих основные средства и вид деятельности учреждения социального обслуживания [4], т.е. приведение в актуальное состояние (на начало года) содержание документа «Характеристика учреждения» с целью уточнения расчетов бюджетной потребности учреждений на планируемый год на оплату коммунальных услуг и формирования программы «Энергосбережение» заполняются Формы: «Объем потребления электрической энергии», «Объем потребления тепловой энергии», «Объем потребления газа», «Объем потребления воды питьевого качества», «Характеристика благоустройства».
Для уточнения расчета бюджетной потребности по статье экономической классификации «Оплата транспортных услуг» заполняется Форма 11 «Характеристика транспортных средств». В каждом Центре есть транспортные средства, в основном, «Газели», миниавтобусы и УАЗы-2206.
Форма 12 «Характеристика средств связи и вычислительной техники» характеризует обеспеченность учреждения средствами связи и вычислительной техникой. Все Центры имеют сеть компьютеров. Форма 13 «Вневедомственная охрана» характеризует наличие в учреждении охранной системы.
244
Анализ Формы 14 «Финансовые показатели» показал, что средняя заработная плата работников - 1100 руб. в месяц, объем средств, выделенных гражданам на материальную помощь, составил - 197,89 тыс. руб., расходы за 2001 год составили 3623,31 тыс. руб. Данные были предоставлены Центрами социальной помощи семье и детям «Юнона» Бавлин-ского район, ЦСПСиД г. Бугульмы, ЦСПСиД п. Осиново Зеленодольского района, «Г аилэ» г. Казани, ЦСПСиД Московского района г. Казани, «Аккош» Кукморского района.
«Показатели, характеризующие вид деятельности учреждения» (Форма 15) содержат финансовые и объемные показатели деятельности учреждения. По этой форме определяется численность работающих. Количество работников в Центрах представлено в табл. 2.
Таблица 2 - Количество работников в Центрах социальной помощи семье и детям РТ
Наименование Центров социальной помощи семье и детям РТ Чел.
«Ак каен» г. Альметьевск 13
«Юнона» Бавлинский район 38
ЦСПСиД г. Бугульма 31
ЦСПСиД г. Зеленодольска 29
ЦСПСиД п. Осиново Зеленодольского района 28
«Г аилэ» г. Казани 43
ЦСПСиД Московского района 23
«Аккош» Кукморского района 29
«Веста» г. Нижнекамска 68
«Салават Купере» г. Чистополя 43
Полустационарные отделения есть в Центрах г. Чистополя, г. Зеленодольска, п. Осиново Зеленодольского района. Нормативное количество рабочих дней составляет 250 дней, среднее число часов работы учреждения в рабочий день - 8 часов.
Анализ Формы 16 «Характеристика контингента учреждения» показал, что клиентская база разнообразна - все виды семей: неполные, малообеспеченные, семьи с детьми-инвалидами, дети и подростки, пожилые и т. д.
В 2005 г. учреждениями социального обслуживания семьи и детей было оказано около 10 млн. (9.743.937) социальных услуг 167 902 семьям республики (для сравнения, в 2004 г. - около 8 млн. социальных услуг предоставлено 109 067 семьям). Из общего числа обслуженных семей: 8 % (13648) - семьи с детьми-инвалидами; 16% (27520) - многодетные семьи; 21,7% (36593) - неполные семьи; 53,5% (89881) - малообеспеченные семьи;
0,5% (251) - семьи беженцев и вынужденных переселенцев [3].
Все заполненные формы инвентаризации представляются в МСЗ РТ в соответствии с представленным комплектом форм в программном средстве EXCEL (наименование файла - invent.xls.) на магнитном носителе и в документальном виде в установленные сроки.
В 2005 г. ревизиями было охвачено 23,5% (24 ревизии) всех подведомственных учреждений и структурных (территориальных) подразделений, 92,2% (94 проверки) - тематическими проверками, в том числе проверки по жалобам. Всего была проведена 131 проверка [3]. В структурных (территориальных) подразделениях министерства проверкам и
245
ревизиям подлежали вопросы обоснованности и полноты начисления денежных пособий и компенсаций, своевременности их выплат, в том числе:
- назначение и выплата пособий на ребенка в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995г. № 81-ФЗ;
- назначение и выплата компенсаций в виде чеков на продовольственные товары и жетонов для оплаты жилищно-коммунальных услуг семьям с детьми и другими малообеспеченными категориями населения, предусмотренных Программой адресной социальной защиты Республики Татарстан;
- назначение и выплата компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию;
- назначение и выплата денежных компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение, бензин и другие виды топлива, техническое обслуживание транспортных средств;
- назначение и выплата субсидий по малообеспеченности для оплаты жилья и коммунальных услуг;
- ежемесячные надбавки сотрудникам органов внутренних дел Республики Татарстан, командированным в Гудермесский район Чеченской Республики;
- исчисление среднего совокупного дохода заявителей субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг.
Во всех проверенных подведомственных учреждениях, в том числе отделениях материальной помощи (компенсационных) выплат, были проверены правильность организации и ведения бухгалтерского учета, соблюдение законодательных актов Российской Федерации и Республики Татарстан при выполнении финансово-хозяйственных операций, обеспечение сохранности и целевого использования материальных и иных ценностей учреждениями. Во время ревизий и проверок специалистами МСЗ РТ проводилась техническая учеба со специалистами учреждений.
В результате проведенных проверок и ревизий в 19 учреждениях и структурных (территориальных) подразделениях установлено необоснованное расходование денежных средств и материальных ценностей, переплат компенсационных и иных выплат. К 11 руководителям учреждений за ненадлежащее исполнение ими трудовых обязанностей были применены меры дисциплинарного и материального взыскания. По итогам проверок в подведомственных учреждениях изданы внутренние приказы о принятии мер к лицам, допустившим нарушения. Всеми руководителями приняты меры по устранению выявленных в ходе ревизий и проверок нарушений.
Таким образом, инвентаризация является важной стадией в процессе ресурсоис-пользования и ресурсосбережения социальных учреждений. При проведении инвентаризации в конкретных цифрах определяются все ресурсы, имеющиеся в организации, анализируются, систематизируются для дальнейшего качественного, эффективного использования. Отдельные не до конца заполненные формы говорят о том, что в учреждениях недостаточно налажен учет за наличием и использованием имеющихся ресурсов. Сотрудники МСЗ РТ, принимая незаполненные формы, не выясняют причины их незаполнения. Получается, что МСЗ, разрабатывая программы и документы по ресурсосбережению, должно четче организовать контроль за их реализацией. Некоторые руководители социальных учреждений только во время заполнения документов выяснили истинную картину материально-технического обеспечения вверенных им учреждений. Можно отметить три основные причины такого положения: высокая текучесть кадров (в том числе директоров); отсутствие у большинства специалистов высшего образования; непрофессионализм, экономическая безграмотность директоров и экономистов социальных учреждений.
246
Проведение инвентаризации - необходимый процесс обеспечения качества социального обслуживания, повышения его эффективности и вхождения в единую систему аккредитации в данной области. В связи с этим МСЗ РТ было разработано Временное положение об инспекционной деятельности отдела аттестации и аккредитации социальных служб (далее - Временное положение), которое предусматривает проведение системного анализа деятельности учреждения по четырем позициям:
1. Качество структуры учреждения, включающее в себя: материально-техническую базу учреждения, оснащенность оборудованием, укомплектованность штатами.
2. Качество процесса социального обслуживания, включающее в себя: оказание социальных услуг, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан.
3. Качество результата, включающее в себя измерение и оценку достижения цели реабилитации и социальных услуг.
4. Количественная оценка баллов для сертификации учреждений социального обслуживания.
Временное положение прошло апробацию в 10 учреждениях социального обслуживания системы социальной защиты и получило подтверждение о своевременности и правильности выбора критериев. Работа по оценке эффективности деятельности учреждений социального обслуживания продолжается в 2006 г. Результаты проверки качества социального обслуживания предполагается использовать при проведении работ по аккредитации учреждений социального обслуживания.
Литература
1. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях от 30.12.1999 г. № 107н (в ред. Приказа Минфина РФ от 10.07.2000 г. № 65н) // www.garant.ru.
2. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 48.
3. Отчет о работе отрасли социальной защиты Республики Татарстан в 2005 г.
4. Порядок проведения инвентаризации основных средств, уточнения показателей, характеризующих основные средства и деятельность учреждений социального обслуживания населения МСЗ РТ от 30.04.2002 г. // www.garant.ru.
5. Приказ Министерства Финансов РФ «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. № 34н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 г. № 107н, от 24.03.2000 г. № 31н) // www.garant.ru.
6. СапожниковаН.Г. Бухгалтерский учет для менеджеров: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2004. С. 51
© М. Н. Максимова - канд. экон. наук, доц. каф. экономической теории и социальной работы КГМУ.
247