УДК 81'342.9 ББК 81.051-55
ИНТОНАЦИОННО-ЗВУКОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕКЛАМАЦИОННОГО ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОГО СТИЛЯ1
О.А. Прохватилова
В статье рассмотрены просодические особенности декламационного фоностиля. Охарактеризованы его экстралингвистические параметры, выявлены формирующие специфику стиля звуковые и интонационные средства.
Ключевые слова: декламационный произносительный стиль, фоностиль, экстралингвистические свойства, интонационно-звуковая организация, сегментные и суперсегментные средства.
В современной фоностилистике произносительный стиль понимается как комплекс звуковых (сегментных) и интонационных (суперсегментных) средств, отбор и специфика которых обусловлены взаимодействием ряда экстралингвистических факторов (см., например: [6]).
Декламационный фоностиль входит в систему произносительных стилей русской звучащей речи наряду с нейтральным, деловым, рекламным, информационно-публицистическим, религиозно-проповедническим и разговорным стилями, экстралингвистические свойства и языковые средства которых отчасти уже описаны в современной научной литературе (см., например: [5; 7-10; 12]).
Область использования декламационного произносительного стиля - поэтическая речь [1; 2], а также заранее подготовленная публичная монологическая речь, произноси-2 мая в особых случаях (торжественные за-сЗ седания, чествования и т. п.). Для деклама-•< ционного фоностиля характерно преоблада-^ ние эмоционального содержания над смыс-2 ловым. При этом доминирующими эмоцио-¡н нальными значениями являются торжествен-й ность, приподнятость.
^ Стилистические приметы сегментного © уровня декламационного произносительного
стиля соотносимы со «старшей» орфоэпической нормой, артикуляционные особенности которой можно объединить в 2 группы: 1) варьирование фонемного состава и 2) позиционные чередования вариаций и вариантов фонем.
В первом случае речь идет об особых фонемах - |l| (например: тбрио[1]е'т) и |g| (например: бо[у]а). Во втором - о таких явлениях, как:
- эканье - произношение [иэ] на месте безударных [а], [о], [э] после мягких согласных, например: [м 'иэч 'та];
- отсутствие редукции [о] и смягчения согласных перед [э] в словах, которые воспринимаются говорящим как заимствования, например: [поЭт];
-подчеркнуто четкое произношение [j] в заударной позиции, например: 3n[dj]em;
- произношение твердых заднеязычных согласных в окончаниях прилагательных на -кий, -гий, -хий и глагольных формах на -кивать, -гивать, -хивать, например: притЯ[гъвът'], ти/[хъи];
- произношение твердого согласного в постфиксах -ся, -сь, например: начало*[с], начал[са'].
В звучащей стихотворной речи эти нормы «высокого» произношения воспроизводятся наиболее последовательно. Вместе с тем они охватывают не весь поток речи, а лишь отдельные его фрагменты, и эти отдельные фонетические инкрустации, имеющие особый фонетический облик, поднимают весь текст в особый фонетический план.
Что касается торжественно-приподнятой публичной речи, то в ней, по нашим наблюдениям, в качестве произносительных примет декламационного фоностиля обычно выступает отсутствие редукции [о] в заимствованиях, а также произношение [у] в словах бо[у]а и [у]осподи.
Следует отметить и свойственную декламационному стилю особую тембральную окраску, о которой говорил М.В. Панов, ссылаясь на следующие наблюдения С.М. Волконского: «Большой, открытый круглый звук -торжественный, величественный. Трудно описать механизм этого голоса. Все широко, полно, глубоко. Думайте о больших явлениях природы - гроза, северное сияние, океан» [3, с. 86-87].
Кроме того, для декламационного произносительного стиля характерно в отдельных случаях продление ударных гласных и усиление мускульного напряжения при произнесении согласных.
Что касается суперсегментных характеристик декламационного фоностиля, то они находят отражение в специфике синтагматического членения, частотности отдельных типов интонационных конструкций (далее - ИК), особом расположении интонационных центров и своеобразии межсин-тагменных пауз.
Так, для декламационного фоностиля характерна тенденция к более дробному, чем в нейтральной речи, членению речевого потока, поэтому при обязательности основного членения, совпадающего с синтаксическим, здесь используется дополнительное членение, выделяющее в отдельные синтагмы смысловые группы высказывания. Это позволяет усилить впечатление значительности произносимого. Например 2: Во дни(/) сомне3ний,/ во дни тя5гостных разду5мий/ о су(/)дьбах моей Ро6дины,/- ты оди2н мне/ подде(6)ржка и опо2ра,/ о вели2кий,/ могу2чий,/ правди2вый/ и свобо6дный/ ру(/)сский язы1-2к!/
Следует отметить также четкость границ между синтагмами, а также свойственную декламационному фоностилю тенденцию к выравниванию длины синтагм, что приводит к ритмизации речи. Например, в приведенном фрагменте стихотворения в прозе И. Тургенева в исполнении актрисы
Алисы Коонен количество слогов в синтагмах распределено следующим образом: 5 -8 - 8 - 4 - 7 - 4 - 3 - 3 - 4 - 4.
Одной из наиболее ярких черт декламационного стиля является чередование восходящих и нисходящих движений тона в конечных и неконечных синтагмах. Такой эффект достигается благодаря высокой частотности ИК-5, близких ей по мелодическому контуру двувершинных модальных реализаций ИК-2", ИК-3", ИК-1", имеющих менее контрастное, чем в ИК-5, повышение тона в предцентро-вой части, а также сочетаний ИК-6 + ИК-2 или ИК-6 + ИК-1 в соседних синтагмах, например: Не бу(/)дь тебя2/// - как не впасть в отча6яние/ при ви(3)де всего6,/ что совер-ша5ется до5ма?/...
Оттенок приподнятости, свойственный декламационному стилю, создает высокая частотность модальной реализации ИК-6, отличающейся удлинением гласного центра, например: Но нельзя6 верить,/ чтобы тако(/)й язы6к,/ не6 был да(/)н/ вели6кому/ наро2ду!/
Центр интонационной конструкции в декламационном произносительном стиле располагается обычно в середине или конце синтагмы, что способствует формированию экспрессивной и эмоциональной насыщенности звучания.
Кроме основных интонационных центров довольно частотны факультативные центры. В рамках одной синтагмы их может быть либо несколько, либо только один, расположенный на первом слове синтагмы. В этом случае образуется рамочная акцентная структура, придающая речи благозвучие.
Особенностью основных и факультативных центров в декламационном фоностиле является удлинение гласных центра.
Декламационной речи свойственны четкие межсинтагменные паузы. Такой тип пау-зирования характерен для торжественной, приподнятой речи, так как подчеркивает самостоятельность и смысловую выразительность отдельных частей высказывания.
Внутрисинтагменные паузы для декламационного стиля не характерны.
Стилистическим маркером декламаци-онности звучания является замедленный темп речи. Он обусловлен удлинением ударных гласных в основных и факультативных центрах ИК,
членением текста на небольшие по объему синтагмы, наличием продолжительных по длительности межсинтагменных пауз.
Интенсивность произношения звуков в декламационном фоностиле выше, чем при нейтральном произнесении.
В качестве примера проанализируем комплекс интонационно-звуковых средств, которые использует Н. Михалков при чтении стихотворения А.С. Пушкина «Поэту»:
Поэ'т! Не дорожи(6> любовию наро6дной./ Упре(/)ков и похва(6)л пройде(/)т минутный шу6м;/ Услышишь суд глупца6/ и смех толпы6 холодной,/ Но ты останься тве6рд,/ споко3ен/ и угрю1-6м./
Ты ца6рь:/ живи(6) оди1-6н./ Дорогою свобо6дной/ Иди(6), куда!6 влече(6)т тебя(6) свободный у6м,/ Усоверше(/)нствуя плоды любимых ду2//м,/ Не тре(/)буя награ2//д/ за по(/)двиг благородный./
Они6/ в самом тебе1.// Ты сО'м/ свой высший су1-6д;/ Всех стро3же оценить умеешь ты свой труд./ Ты им ... дово3лен ли, взыскательный художник?/
Дово3лен?/ Так пуска'й/ толпа(/) тебя брани1//т/ И плю(/)ет на алта1//рь,/ где твой ого(/)нь горист,/ И в де(/)тской ре2//звости/ коле'блет/
твой трено1жник./
Транскрипция показывает, что данный текст отличается декламационной окрашенностью звучания. Отметим, что оттенок приподнятости, возвышенности в исполнительском варианте Н. Михалкова обусловлен, прежде всего, проблематикой стихотворения, позволяющей отнести это произведение к сфере высокой поэзии.
Так, жанрово-поэтическая принадлежность текста подчеркнута системой средств художественной образности, организованной по принципу контраста, когда слова, обозначающие «высокие» и «низкие» понятия, свойства, действия, противопоставляют две темы - поэта и толпы (ср.: взыскательный художник, свободный ум, высший суд, влечет, алтарь, награды, подвиг благородный и т. п., с одной стороны, и суд глупца, толпа холодная, плюет, толпа бранит и т. д. - с другой).
Высокая поэтичность текста усиливается и за счет немногочисленных стилистически окрашенных морфологических и син-
таксических средств: формы творительного падежа на -ию (любовию) и синтаксических конструкций с инверсированными членами (дорогою свободной; подвиг благородный; всех строже оценить умеешь ты свой труд и т. д.).
Интонационно-звуковое (просодическое) оформление текста также принимает участие в создании его декламационной стилистической окраски.
На сегментном уровне актер использует такие стилистические приметы деклама-ционности звучания, как удлинение некоторых ударных гласных (обычно это центры ИК) и усиление мускульной напряженности при артикуляции отдельных согласных.
Одной из наиболее ярких черт деклама-ционности в исполнительском варианте Н. Михалкова является чередование восходящих и нисходящих движений тона. Оно достигается концентрацией ИК-5 и близких ей по мелодическому контуру двувершинных модальных реализаций ИК-2// и ИК-1//, например:
Так пуска6й/толпа(/) тебя браниг//т/ И плю(/)ет на алта1//рь,/где твой ого(/)нь горист,/ И в де(/)тской ре2//звости/ коле6блет/
твой трено'жник./
Оттенок приподнятости стихотворения в исполнении Н. Михалкова создает и высокая частотность модальной реализации ИК-6, отличающейся удлинением гласного центра, например:
Поэ6т! Не дорожи(6> любовию наро6дной./ Упре(/)ков и похва(6)л пройде(/)т минутный шу6м;/
Кроме того, торжественность звучания возникает благодаря ритмизации речи. В качестве слагаемых ритмомелодических фигур здесь выступают примерно равные по объему смежные синтагмы и их однотипное интонационное оформление: чередующиеся двух-и четырехсложные синтагмы, которые актер произносит соответственно с ИК-6 и ИК-1, например:
Они6/в самом тебе1.//Ты са6м/свой высший су1-6д;/
или повторяющиеся шестисложные синтагмы с двувершинными ИК-1//, например:
... толпа(/) тебя брани"'т/
Иплю(/)ет на алта"'рь,/где твой ого(/)нь гори"'т/...
В чтении Н. Михалкова наблюдается характерная для декламационного фоностиля тенденция к более дробной делимитации речевого потока, вследствие чего усиливается впечатление значительности произносимого фрагмента речи, например:
Услышишь суд глупца6/ и смех толпы6 холодной,/ Но ты останься тве6рд,/споко3ен/иугрю1-6м./;
или:
Они6/в самом тебе1.// Ты с05м/свой высший су1'6д/...
При исполнении пушкинского текста актер использует и такие стилистически значимые интонационные средства декламационного фоностиля, как перенос места центра ИК в начало синтагмы, а также акцентно-ме-лодическое выделение слов в предцентровой части интонационной конструкции за счет оформления факультативных центров по типу ИК-6 или ИК-2, например:
Упре(/)ков и похва(6)л пройдет минутный шу6м;/ <...> Иди(6), куда(6) влече(6)т тебя(6) свободныйу6м,/<...> Всех стро3же оценить умеешь ты свой труд./
Как видно из приведенной транскрипции, специфика расположения и акустического маркирования интонационных центров способствует созданию впечатления эмоционально-экспрессивной насыщенности звучания.
Произносительные элементы декламационного фоностиля могут использоваться и для формирования ироничного оттенка в звучании речи. В качестве иллюстрации приведем фрагмент интонационной транскрипции рассказа А.П. Чехова «В потемках» в исполнении актера А. Миронова:
Му1-2ха/ средней величины4-6/ забрала(6)сь в но2с/ товарища прокуро6ра,/надво(/)рного сове6т-ника/ Га1-2гина./ Лю(3)бопы2'6тство ли ее мучило,/ или, быть может, она попала туда по лег-комы4'6слию,/ или благодаря поте6мкам,/ но только но6с/ не вы2нес/присутствия инородного те6ла/и по(6)дал сигна6-4л/к чиха1нию./Га6гин/чих-ну1л,/ чихну6л/ с чу1вством,/ с пронзи(6)тельным при2свистом/ и та3к/ гро1-2мко,/ что кровать вздро6гнула/ и издала зву6к/ потрево(6)женной пружи1ны./ Супру3га Гагина,/Марья Миха6йлов-
на,/кру(/)пная, по(/)лная блондинка,/то6же вздро(/)гнула/ и просну1лась./ Она поглядела в поте6мки,/ вздохну6ла/ и повернулась/ на другой бо1к./ Минут через пя6ть/ она еще2 раз/ повернулась,/ закрыла плотнее глаза6,/но со6н/уже не возвращайся к ней./ Повздыха6в/ и поворо3чавшись/ с бо(/)ку на6 бок,/ она приподняла6сь,/ переле(3)зла через му6жа/ и, надев ту6фли,/пошла(6) к окну1./
Ирония в художественном произведении служит обычно приемом «экспрессивной оценки отдельных персонажей, эпизодов, явлений со стороны автора» [4, с. 92]. Этот троп, отличительный признак которого - «двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый» [11, с. 109], органичен в системе средств чеховской поэтики, ориентированной на имплицитный способ изложения, когда авторское отношение к героям и событиям не имеет вербального выражения.
В данном фрагменте ироническая модальность возникает в результате употребления «высоких» слов по отношению к «низким» предметам, а именно использования книжной и специальной лексики для обозначения бытовых явлений (муха средней величины; нос не вынес присутствия инородного тела и т. п.).
В актерской интерпретации фрагмента рассказа иронический оттенок чеховского повествования усиливается благодаря интонационному оформлению, имеющему декламационную окраску:
1) высокой частотности нейтральных и модальных реализаций ИК-6 при выражении незавершенности: Она поглядела в поте6м-ки,/ вздохну6ла/ и поверну6лась/ на другой бо'к./ Минут через пя6ть/ она еще2 раз/ поверну'лась,/ закрыла плотнее глаза6,/ но со6н/ уже не возвраща'лся к ней./;
2) преобладающему членению речи на небольшие по объему синтагмы, часто включающие 1-2 слова, вследствие чего замедляется темп речи: Му1-2ха/ средней величины4-6/ забрала(6)сь в но2с/ товарища прокуро6ра,/ надво(/)рного сове6тника/ Га1-2гина./;
3) ослаблению слитности произнесения слов, приводящему к динамическому или мелодическому их выделению в пределах синтагмы: Супру3га Гагина,/Марья Миха6йлов-на,/кру(/)пная, по(/)лная блонди6нка,/ то6же вздро(/)гнула/ и просну'лась./;
4) ритмизации речи, создаваемой повторением ритмомелодических фигур, включающих такие сочетания типов интонации, как ИК-6+ ИК-6+ИК-1 либо ИК-6+ИК-1: Га6гин/ чих-ну1л,/ чихну6л/ с чу1вством,/ с пронзи(6)тель-ным при2свистом/ и та3к/ гро1-2мко,/ что кровать вздро6гнула/ и издала зву6к/ по-трево(6)женной пружи1ны./
Избранный актером торжественный и приподнятый оттенок звучания контрастирует с бытовым содержанием рассказа и позволяет еще более оттенить в восприятии слушателей авторскую иронию, заложенную в тексте.
Итак, охарактеризованные сегментные и суперсегментные средства формируют специфику декламационного произносительного стиля.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, грант №2 13-04-00386а «Стилистическая парадигма русской звучащей речи» (2013-2014 гг.).
2 В работе использованы следующие знаки интонационной транскрипции: / - граница синтагмы; // - увеличение длительности паузы на границе синтагмы; 1 - тип интонационной конструкции, проставляется над гласным центра ИК; 1-2 - переходный тип ИК, сочетающий отдельные характеристики двух интонационных типов; 2" - двувершинная реализация интонационной конструкции; (/) - факультативный центр ИК, выделяемый усилением словесного ударения; (6) - факультативный центр ИК, выделяемый тональными изменениями; слово - удлинение гласного звука; слово - усиление мускульной напряженности при артикуляции согласных звуков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артоболевский, Г. В. Художественное чтение / Г. В. Артоболевский. - М. : Просвещение, 1978.- 240 с.
2. Бернштейн, С. И. Голос Блока / С. И. Бернш-тейн // Блоковский сборник II : тр. 2-й науч. конф., посвященной изучению жизни и творчества А. Блока. - Тарту : Изд-во ТГУ 1972. - С. 454-525.
3. Волконский, С. Выразительное слово / С. Волконский. - Спб. : Аполлон, 1913. - 123 с.
4. Домашнев, А. И. Интерпретация художественного текста / А. И. Домашнев, И. П. Шишкина, Е. А. Гончарова. - М. : Просвещение, 1989. - 208 с.
5. Прохватилова, О. А. Интонационно-звуковая организация современной духовной речи / О. А. Прохватилова // Вопросы русского языкознания : сб. науч. ст. к юбилею Елены Андреевны Брызгуновой. - М. : Изд-во МГУ, 2004. - Вып. XI : Аспекты изучения звучащей речи. - С. 163-174.
6. Прохватилова, О. А. К вопросу о фоности-листической парадигме русской звучащей речи / О. А. Прохватилова // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2, Языкознание. - 2002. - Вып. 2. - С. 58-63.
7. Прохватилова, О. А. Лингвистические особенности восприятия звучащего информационно-публицистического текста / О. А. Прохватилова // Czlowiek. Swiadomosc. Kommunikacja. Internet. Miedzynarodowa Konferencja Naukowa «J^zyk rosyjski w prestrzeni j^zykowej i kulturowej Europy i swiata». - Warszawa : UW, 2003. - S. 108-113.
8. Прохватилова, О. А. Об интонационно-звуковых параметрах деловой речи / О. А. Прохватилова // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2, Языкознание. - 2012. - №№ 2 (16). - С. 6-10.
9. Прохватилова, О. А. Просодические характеристики нейтральной русской речи / О. А. Прохватилова // Festschrift - 10 Jahre wissenschaftliche Zusammenarbeit der Universitetaeten Koeln und Wolgograd 1993-2003 - 10 лет междунар. сотрудничества между Кельн. и Волгогр. ун-тами : юбил. сб. -Koeln, 2003. - S. 82-91.
10. Прохватилова, О. А. Религиозно-проповеднический произносительный стиль / О. А. Прохватилова // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов : материалы Меж-дунар. науч. конф., г. Волгоград, 24-27 апр. 2005 г. -Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2005. - С. 38-43.
11. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. - М. : Просвещение, 1974. - 509 с.
12. Стрельникова, Е. С. Интонационно-звуковая организация радиорекламы : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Стрельникова Елена Сергеевна. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2006. - 24 с.
THE INTONATIONAL AND SOUND CHARACTERISTICS OF DECLAMATORY PRONOUNCING STYLE
O.A. Prokhvatilova
The prosodic features of declamatory phonostyle are considered in the article. Its extralinguistic parameters are characterized; sound and intonational means, which form the specifics of style, are revealed.
Key words: declamatory pronouncing style, phonostyle, extralinguistic properties, intonational and sound organization, segment and supersegment means of language.