DOI http://dx.doi.org/10.18551/rjoas.2016-05.02
ИНТЕРВЬЮ С ПРОФЕССОРОМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, ПОМОЩНИКОМ ПРОРЕКТОРА ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ ФГБОУ ВО «МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ И БИОТЕХНОЛОГИИ - МВА ИМЕНИ К.И. СКРЯБИНА» НИКОЛАЕМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ ПИМЕНОВЫМ
Пименов Николай Васильевич
Профессор РАН, доктор биологических наук, Почетный работник агропромышленного комплекса Российской Федерации, профессор кафедры биологии и патологии мелких домашних, лабораторных и экзотических животных, помощник проректора по науке и инновациям ФГБОУ ВО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии - МВА имени К.И. Скрябина», Почетный член совета молодых ученых академии, председатель Всероссийского совета молодых ученых аграрных образовательных и научных учреждений, академик Международной академии аграрного образования, автор более 200 научных и методических публикаций.
- Николай Васильевич, добрый день! Для начала, расскажите немного о себе, откуда Вы родом, что стало для Вас символом жизни?
- Здравствуйте. Моя родина в Кимовском районе Тульской области, недалеко от великого Куликого поля. После школы я поступил в Московскую академию ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина, с которой и иду по жизни - от студента до профессора. Символ жизни? Голубь Мира. Я бы выделил свое кредо - не обещать, чего можешь не сделать, и делать то, что пообещал.
- Почему вы связали свою деятельность с наукой?
- Почувствовал свое призвание... Еще в студенческие годы. И помог мне в этом мой научный руководитель - профессор Анатолий Нестерович Куриленко. Исследовательская любознательность и педагогика во мне нашли друг друга и гармонично существуют.
- Говоря о профессиональных направлениях деятельности - что для Вас наиболее привлекательно - наука или образовательный процесс?
В своей профессиональной и общественной деятельности я стараюсь максимально воплощать интегративные процессы в науке и образовании. Убежден, что не может развиваться одно без другого. Как невозможен высококвалифицированный специалист, не обладающий компетенциями научного анализа и знаниями научного опыта, так и невозможен авторитетный исследователь, отрешившийся от прикладного аспекта и воспитания последователей. На моем нынешнем поприще осуществление научно-исследовательской работы в первую очередь связано с ее организацией и учебно-методической поддержкой для студентов, аспирантов и молодых ученых.
- А как Вы считаете, насколько эффективно сегодня реализуется концепция интеграция науки и образования?
- На мой взгляд, мы только на пути к полноценной реализации. Институциональное и организационно-управленческое обособление науки и
образования в нашей стране было исторически сложившейся спецификой, ориентированной на отраслевую систему управления наукой, создание исследовательских институтов. Высшая школа и Академия наук функционировали в разных плоскостях, и их взаимодействие носило фрагментарный характер. Отсутствие финансирования научных исследований в вузах в 90-е годы и неполноценное финансирование вплоть до сегодняшних дней усилили проблемы устаревшего материально-технического фонда исследований, мотивирования и престижа научной работы. А эти процессы, в свою очередь, углубили разобщение науки и образования, что нанесло существенный урон и качеству подготовки, и кадровому потенциалу.
Последние 10 лет вопросы интеграции науки и образования получают все большую актуализацию. Это отражается и в государственных программах, и в новых образовательных стандартах, элементами проходит в конкурсном финансировании. Заметно усилены процессы систематизации информационных потенциалов научной деятельности, совершенствования учебно-исследовательской методологии. В вузах массово организуются филиалы кафедр на базе НИИ, формируются инновационные программы, новые структуры... Но, которые тут же сталкиваются с несовершенством правовой базы, неразвитостью адаптивных механизмов образовательных программ и учебных планов.
Таким образом, немалая работа, которая проводится в этом направлении, требует еще большего внимания и консолидации усилий, как научного сообщества Академии наук, так и научно-педагогического сообщества высшей школы. Не случайно, создаются рабочие группы по интеграции науки и образования на базе РАН и общественных академий, профильных Департаментов и ассоциаций. В качестве одной из задач своей деятельности в области сельскохозяйственных и ветеринарных наук эту работу реализует Всероссийский совет молодых ученых и специалистов аграрных образовательных и научных учреждений.
- Каковы функции Всероссийского совета молодых ученых аграрных вузов, который Вы возглавляете?
Всероссийский совет включает председателей Советов молодых ученых 54 вузов, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, а также представителей других вузов и научных учреждений, осуществляющих деятельность в аграрной сфере.
Основные задачи совета - это развитие межвузовских, а также межведомственных и международных взаимодействий в сфере аграрной науки, в том числе посредством проведения мероприятий по обмену опытом, повышению квалификации, апробации результатов научных исследований, конкурсов научно-исследовательских инновационных проектов и научно-исследовательских работ, популяризации сельскохозяйственных специальностей и науки среди молодежи.
Мы стараемся выявлять системные проблемы в жизни молодых ученых и специалистов, и стараемся содействовать их решению во взаимодействии с Министерством сельского хозяйства и другими государственными органами. Совет молодых ученых - это общественная организация, реализующая планы и программы молодежной политики, обеспечивающая информационное и методическое сопровождение профессионального роста молодых кадров в науке, оказывающая содействие защите их прав.
- А вообще, трудно ли быть председателем Всероссийского совета? Это ведь не только общественное признание и доверие, но и, прежде всего, ответственность за принимаемые решения?
- Трудно быть руководителем в принципе, тем более, если твоя работа на виду у общественности. Но, вместе с тем, это - очень интересная и творческая работа. А, когда твой коллектив в большинстве состоит из многогранных, эрудированных, коммуникабельных энтузиастов, работа становится все более насыщенной содержанием и приносит все больше положительных эмоций. Кроме того, для меня лично, это возможность знакомиться с новыми городами и вузами, расширять кругозор и познавать положительный опыт, новые разработки.
- О каких разработках, внедренных на территории нашей страны, Вы могли бы рассказать более подробно? Какова доля вклада Вашего коллектива в реализацию этих проектов?
Этот вопрос, я понимаю, касается уже научных изысканий, выполненных мной с коллегами по цеху и учениками?
Наши основные исследования посвящены проблеме борьбы с сальмонеллезом. Нами изучены и описаны эпизоотическая ситуация по сальмонеллезу птиц и молодняка сельскохозяйственных животных, проведен мониторинг сальмонеллезной инфекции в различных отраслях птицеводства и животноводства, изучена этиологическая структура сальмонеллеза. Это послужило хорошей базой для разработки и создания новых средств и методов борьбы с сальмонелла-инфекцией и обеспечения санитарной безопасности населения. Среди основных назову метод селективной деконтаминации при оздоровительных мероприятиях, препараты бактериофагов, вакцины для птицеводства. Для биопрепаратов определены технологические параметры производства, методы контроля и способы применения. Разработанная нами вакцина «Виросальм» не имеет аналогов и предназначена для специфической профилактики сальмонеллеза и ньюкаслской болезни у голубей, фазанов, уток и других птиц. Ее широко применяют в нашей стране и за рубежом с 2010 года. Разработаны рекомендации по диагностике и борьбе с сальмонеллезом птиц, усовершенствованны методы индикации бактерии и ветеринарно-санитарной экспертизы при аризонозе.
- Нормативное регулирование и государственный контроль в ветеринарной сфере - не просто красивые слова. Что на Ваш взгляд необходимо изменить в этой области с учетом современных условий - принимая во внимание ВТО, санкции, жесткую конкуренцию на международных рынках?
- Во-первых, не ослабить государственный ветеринарный надзор. Хорошо известны случаи вспышек птичьего гриппа, африканской чумы свиней, которые стали следствием «оптимизации» в системе ветнадзора. Контрсанкции привлекли к расширению импорта продовольствия из Азии, Латинской Америки, что увеличивает вероятность заноса на территорию нашей страны как известных, так и экзотических заболеваний, в том числе общих для животных и человека. И у ветеринарной службы здесь ответственная миссия.
Нормативное регулирование - необходимая составляющая системной организации в ведомстве с широкой ответственностью. Однако правовая база в ветеринарной сфере на сегодня нуждается в серьезной модернизации, в том числе с учетом перечисленных Вами условий. Например, некоторые инструкции по борьбе с болезнями животных разрабатывались полвека назад с принципиально иными формами взаимоотношений между производственными субъектами. И, самое интересное, что даже при понимании необходимости принципиальных изменений в устаревших актах, сегодня этот процесс происходит вяло. Мало кто из ответственных структур выступает заказчиком соответствующих исследований и решается на внесение предложений по изменениям в нормативно-правовые акты, регулирующие ветеринарную деятельность.
А что до жесткой конкуренции на международных рынках - насколько я помню, Россельхознадзор опосредованно старался поддержать отечественного сельскохозяйственного производителя еще во времена засилья «ножек Буша».
- Профессор РАН - это в первую очередь ответственность. Какие качества, на Ваш взгляд, определяют успешность в данной работе?
- Звание «Профессор РАН» учреждено в Российской Академии Наук менее года назад. Его присвоение в «первый набор» для меня стало волнительным и почетным событием.
Успешное избрание предопределили научные работы, изобретения, высокая цитируемость, награды. Однако, для меня звание «Профессора РАН» стало не только и не столько признанием научных достижений, сколько приглашением к совместной работе, в том числе и по вопросам интеграции науки и образования. Эта работа только начинается и, я надеюсь, что исследовательский, экспертный, педагогический, общественный и административный опыт помогут ее сделать успешной.
- Вы автор - более 200 методических и научных работ. Какой из трудов для Вас наиболее важен и памятен?
- Учебник по болезням молодняка сельскохозяйственных животных - мой первый учебник и последняя совместная работа с научным руководителем. Проблема болезней молодняка в основных отраслях животноводства является доминирующей. Дисциплину открыли в 1964 году в нашей академии Постановлением Совета Министров СССР. Я горд, что стал продолжателем научных школ и внес свой вклад в методологию этого курса, аналога медицинской педиатрии. Но с горечью констатирую, что новое руководство учебно-методического объединения по специальности «Ветеринария» исключило эту дисциплину из образовательных программ. Считаю это большой ошибкой.
- Расскажите, пожалуйста, про свою нынешнюю работу, над какими проектами Вы работаете?
- В настоящее время мы проводим изучение особенностей этиологии и патогенеза таких болезней молодняка животных, как клебсиеллез, анаэробная энтеротоксемия, работаем над новыми средствами и методами профилактики и лечения этих болезней. В рамках Государственного задания разрабатываем рекомендации по профилактике и ликвидации сальмонеллезов сельскохозяйственных животных и птиц, работаем над совершенствованием методов и средств профилактики и лечения маститов у коров без применения антибиотиков. Кроме того, участвуем в интересных проектах по изучению паразитофауны и микробиоценоза в организме белок, ежей, зайцеобразных, грызунов, птиц отряда соколиных и попугаеобразных вольерного содержания в урбанистической среде.
Вообще, исследование малоизученных случаев заболеваемости животных и поиск лечебного решения - это наш всегда актуальный проект. Иногда приходится сожалеть, что на все не хватает времени.
- Ваше напутственное слово для только начинающих свой путь в науке?
- Главное не бояться пробовать и ошибаться. Уметь искать и ждать. Идти к цели, не сворачивая. Не гоняться за материальными благами, начинающему исследователю эти мысли - пагубны. Развивать речь и умение аргументировано защищать свои выводы и гипотезы. Постоянно саморазвиваться - методически, аналитически, культурно и эстетически. Хочу выразить всем, кто избрал нелегкий путь исследователя, свои искренние симпатии и пожелать терпения и свершений на этом пути! Успехов!
- Николай Васильевич, спасибо за уделенное время и успехов в Вашей работе!
Интервью записано главным редактором журнала RJOAS.
г. Москва, 14 апреля 2016 г.