Научная статья на тему 'Интервью с народной артисткой РСФСР Л. А. Лужиной'

Интервью с народной артисткой РСФСР Л. А. Лужиной Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
113
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы —

Лариса Анатольевна Лужина известная актриса, на счету которой множество ролей в кино и на театральных подмостках. Кроме этого Лариса Анатольевна известна и как общественный деятель. Лариса Анатольевна согласилась дать эксклюзивное интервью читателям нашего журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью с народной артисткой РСФСР Л. А. Лужиной»

ОРЖИН

АКУШЕРСТВО * ГИНЕКОЛОГИЯ • РЕПРОДУКЦИЯ

№1

2008

Г Ж

I //7

I Г-, і

^ЧГ"**4 ■ '

. ■ - —- >> ж Г> ^ |

) ■ ' 7 1

Ф ; V

I

Терапия эстроген- 9 дефицитных состояний в климактерическом периоде

Современные представления' о механизмах развития дисбиоза влагалища

Интервью с народной артисткой РСФСР Ларисой Анатольевной Лужиной.

Лариса Анатольевна Лужина - известная актриса, на счету которой множество ролей в кино и на театральных подмостках. Кроме этого Лариса Анатольевна известна и как общественный деятель. Лариса Анатольевна согласилась дать эксклюзивное интервью читателям нашего журнала.

- Лариса Анатольевна, известно, что Вы до начала актерской карьеры успели поработать и на фармацевтическом предприятии, и в должности секретаря министра здравоохранения Эстонии...

- Да, действительно, я работала на фармацевтическом заводе. Правда, проработала недолго, всего месяц. Работала «целлофанщицей», мы заворачивали таблетки в целлофан. Это была сдельная работа, очень сложно было... К тому же зарабатывали копейки, и я ушла оттуда. Мама меня устроила на кондитерскую фабрику «зефирщицей», там я проработала больше года, а затем - секретарем министра здравоохранения Эстонии.

- Не хотелось ли вам связать свою жизнь с медициной?

- Нет, я никогда не думала о медицине, хотя я с уважением отношусь к людям этой профессии. У меня были такие случаи, когда врачи мне два раза спасали жизнь. И я с глубочайшим уважением отношусь к этой профессии. Один раз мне спасли жизнь в Германии, когда я снималась, и второй раз мне спас жизнь наш врач-невропатолог, у него такое красивое имя Александр Александрович Талантов. Он мне дал вторую жизнь.

- Вы, будучи еще ребенком, пережили блокаду Ленинграда. На сколько значимое влияние оказали на вас, на вашу судьбу, на ваши взгляды эти трагические события?

- Я, конечно, не очень хорошо помню это блокадное время, в основном по рассказам собственной мамы. Мы остались с мамой вдвоем, папа у нас погиб в 42 году, сестренка умерла с голоду, когда ей было 6 лет, бабушку убило осколком. Я помню это чувство, это трепетное отношение к кусочку хлеба. Я никогда не могу выкинуть ни хлеб, ни что-то из еды, это, наверное, то чувство, которое осталось от блокады, когда голодали, когда ели ремни, когда снимали обои и ели мучной клейстер, на который они клеились. И поэтому у меня осталось уважение ко всему, что делается человеческими руками, потому что любой кусочек хлеба, сахар, конфета

- это все человеческий труд. И потом еще, может быть я стала актрисой благодаря тем временам. Мама устроилась работать на мясокомбинате, а я ходила в детский сад при нем. Там на Новый год, я читала стихотворение Твардовского «Исповедь

танкиста». Там мальчик показал нашему танкисту, где сидит снайпер и таким образом спас наших солдат. И там есть такая строчка «.Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, но как зовут, забыл его спросить. ». Когда маленький ребенок читает такие строки, это достаточно трогательно. Вокруг стояли в основном одни женщины, чьи сыновья и мужья на фронте. Женщины плакали, а меня заведующая взяла на руки, понесла в другую комнату и подарила мне котлету. Это была моя первая награда за мою актерскую работу. Может быть, вот с этого момента я почувствовала любовь к сцене.

Лужина Лариса Анатольевна

Народная артистка РСФСР (1989).

Лауреат Национальной премии Германии;

Дважды лауреат премии «Золотой лавр телевидения» (ГДР); Награждена медалью «За трудовые заслуги».

Родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде.

Пережила блокаду. После окончания войны жила в Таллине. До поступления во ВГИК работала на фармацевтическом заводе, затем на кондитерской фабрике «Калев». В дальнейшем поступила в секретари к министру здравоохранения, а чуть позже по совместительству стала работать манекенщицей в Таллинском доме моделей.

В1964 году окончила ВГИК.

С 1964 года — актриса Театра-студии киноактера.

-А вообще часто случайные события иди встречи решат вашу судьбу?

- Конечно! Вот даже то, что я стала актрисой. Я провалилась на экзаменах при поступлении в Санкт-Петербургский ГИ-ТИС и вернулась домой в Таллин, стала работать на фабрике «Калев». И в Таллине я встретилась с замечательным человеком Лейдой Лайус. Она режиссер таллинской киностудии, но тогда она училась на втором курсе во ВГИКе в Москве и приехала на практику в Таллин на киностудию ассистенткой. Она меня увидела и пригласила меня сняться в эпизоде. А когда уже вернулась в Москву, узнала, что у Сергея Герасимова в мастерской недобор. Она сообщила ему, что в Таллине есть хорошая девочка. На что Герасимов ответил, что пусть девочка приезжает для просмотра. Денег на билет в Москву у меня не было, но тут на киностудию приходит группа с «Мосфильма», они искали актрису на роль немки. Они приглашают меня на кинопробы в Москву, и я добираюсь туда за счет «Мосфильма». Меня селят в гостинице «Украина». Как оказалось позже, Сергей Герасимов живет в соседнем с гостиницей доме. Сергей Николаевич меня послушал и взял к себе на курс без всяких экзаменов. Посмотрите, это все - стечение обстоятельств!

-Действительно, невероятно стечение обстоятельств... В фильме «Вертикаль» Вы, сыграли врача Ларису. Легко ли было работать с такими актерами как Владимир Высоцкий, Станислав Говорухин?

- Мы все были молодыми, все только закончили институт, и нам, конечно, все это было интересно, съемки были в удовольствие, в радость. Мы узнавали о чем-то новом, например, о таком спорте как альпинизм, совершенно не понятном. Моя героиня там говорит «.зачем вообще идти в гору, когда можно обойти, не понимаю, зачем нужно мерзнуть, голодать, срываться, погибать, кому это все нужно?». Она этого не понимала, я тоже этого не понимала. Но там я почувствовала всю прелесть этого романтического вида спорта, когда человек преодолевает сам себя.

- Вы снялись в более чем 70 фильмах. Как минимум в трех вы снялись за последний 2007 год. Как вамудается держать такой высокий темп и при этом еще совмещать свою работу с какой-то другой деятельностью?

- Только работа и помогает. Если человек чуть-чуть расслабляется, остается за бортом, он сразу теряет в себе уверенность, надламывается какой-то стержень. Самое страшное состояние, когда ты отвоевался, и ты чувствуешь, что ты никому не нужен. Иногда думаешь: а зачем мне все это нужно? Надоело ехать туда, лететь сюда, выходить на сцену, нервничать. Но все это нужно переживать, все зависит от внутреннего стержня.

В кино Л .А. Лужина дебютировала в небольшой роли певицы ночного кабаре в фильме «Незваные гости» (1959). Вскоре режиссер «Ленфильма» Г. Раппопорт предложил Лужиной одну из главных ролей в картине «В дождь и в солнце» (1960). В 1965 году режиссер студии «ДЕФА» (ГДР) И. Хюбнер ее пригласил для съемок в многосерийном фильме «Доктор Шлюттер», где актриса сразу две главные роли: антифашистку Еву и ее дочь Ирену, которая после гибели матери продолжает борьбу в антигитлеровском подполье. За время работы в ГДР снялась в шести картинах, в том числе двух многосерийных. Всего Л А Лужина снялась более чем в 90 фильмах, в трех из них - в 2007 г.

- Вы периодически попадаете в фокус внимания, как член политсовета Московского отделения партии «Единая Россия». Каковы ваши планы в этом качестве?

- Я совсем недавно стала членом политсовета, три месяца назад. Я членом партии стала четыре года назад. Я никогда раньше не была партийным человеком. Я не состояла в коммунистической партии, и меня туда никогда как говорится, и не тянуло. А здесь я приняла это решение совершенно сама, никто меня не заставлял, никаких материальных выгод я в этом не вижу. Я просто действительно согласна с тем, что изложено в программе этой партии. Я думаю, что если мне что-то покажется негативным, я уйду из «Единой России». Тем более, что меня никто не держит, и насильно не будет держать.

- Вы задумывались о политической карьере?

- Нет. Я не хочу. Понимаете, я не на столько начитанный, развитый человек для того чтобы разбираться в политике. Это нужно быть очень разносторонним человеком. Человек должен быть развит в науке, в экономике, в литературе, в творчестве. Нужно очень хорошо знать и страну и историю страны, тогда можно быть в политике.

- Мне кажется, во-первых, вы скромничаете, во-вторых, могу только посетовать, что, к сожалению, далеко не все действующие политики разделяют ваше мнение...

- Я могу выступать, как человек творческий. Я, например, принимала участие в таких акциях, как акции против игрома-нии, против игровых автоматов. Это как наркотик: на каждом шагу доступный игровой автомат. «Единая Россия» начала заниматься этим, и заметьте, сейчас уже их стало гораздо меньше. Вот эта акция, которая мне близка. Также я была на Красной площади, во время акции против демонтажа памятника солдату в Таллине. Таллин мой родной город, мне было больно за это, мне было даже немножко стыдно. Виноват не народ, виновата политика. Вот в таких вещах - да, я могу принимать участие...

- Вы можете поделиться с нашими читателями Вашими творческими планами?

- В данный момент нет никаких особенных планов. Я играю в новом спектакле - мюзикле, здесь у меня очень удачная роль. Пока мне достаточно тех спектаклей, что у меня есть. Я бы конечно хотела, чтоб была какая-то большая работа на телевидении или в кино, но на сегодня пока интересных предложений нет.

- Как вы считаете, что нужно женщине, чтобы чувствовать себя счастливой и здоровой?

- Нужно, чтобы люди, которые находятся вокруг тебя, твои близкие - чтоб они проявляли внимание, уважали, любили тебя, хорошо относились. Потому что женщина без внимания - как лютик вянет.

- Мы уже с вами говорили, о том, что вам врачи спасали жизнь, что ваша жизнь зависела от докторов. А были

ли какие-то случаи, связанные с медициной, о которых вы вспоминаете с улыбкой?

- Таких курьезных ситуаций не было, помню, как у меня сломался зуб. Что делать? Я обратилась к врачу, а она говорит: а ты возьми и «Моментом» его приклей. Вот теперь все время ношу с собой в сумочке маленький тюбик клея на всякий случай, даже могу показать. А так больше никаких курьезов не было. У меня были более трагические случаи, слава богу, все они обошлись благополучно.

- Большое спасибо за интересную

беседу!И последний вопрос, что вы можете пожелать читателям журнала «ОРЖИН»?

- Ну, коль речь шла больше о моем поколении... Так хочется, чтоб они дожили до того прекрасного момента, когда смогут счастливо смотреть на этот мир, чтобы они могли позволить себе все что они хотят. Чтобы спокойно могли сесть на самолет и отдохнуть где-нибудь на Средиземном море, на Канарах или еще где-то. Потому что у многих из старшего поколения нет возможности купить даже необходимые лекарства, так как они стоят слишком дорого. А лекарства, которые положены бесплатно, к сожалению, часто отсутствуют в аптеках. Мне хочется, чтоб вот этого не было. Чтобы доктора не чувствовали себя как люди второго сорта, чтобы государство о них заботилось.

роли ЛА Лужиной в кино

2007 Юнкера 1978 Артем

2007 Май (Вера Петровна) 1977 Четвертая высота (мама Гули Королевой)

2007 Возвращение Турецкого 1977 Долг

(Валентина Денисовна, тетя Турецкого) 1976 Так начиналась легенда (Мать Юры Гагарина)

2006 Любовь как любовь (Татьяна Лобова) 1976 Самый красивый конь

2006 Сыщики-5 1976 Жить по-своему

2006 Под Большой медведицей 1976 72 градуса ниже нуля

2006 Нежный барс 1975 Ярослав Домбровский (Елизавета Дмитриевна)

2005 Охота на изюбря (Судья Баланова) 1975 Роса (мать Троши)

2005 Казус Кукоцкого (Учительница Тани) 1974 Совесть (Карнацкая Нина Александровна)

2004 Прощальное эхо 1974 Небо со мной

2004 Опера-1. Хроники убойного отдела 1974 Кыш и Двапортфеля (мама Алёши)

(Фильм «Стрелка») 1973 Настенька (короткометражный)

2001 Тайны дворцовых переворотов. Россия, 1973 Исполнение желаний

век Х№П-ый. Фильмы 3,4,5,6, 1973 Жизнь на грешной земле

(Прасковья Долгорукая). 1972 Гонщики

Смерть юного императора 1971 Путина

(Прасковья Долгорукая) 1970 Главный свидетель :: Варвара

2000 Дом для богатых 1969 Золото :: Матрена колхозница-партизанка

1994 Петербургские тайны «Пуля догонит».

1992 Цена сокровищ 1968 Любовь Серафима Фролова ::

1992 Трактористы II :: Марковна Анфиса фронтовичка-разведчица, жена Ромки,

1992 Непредвиденные визиты ушла от постылого мужа

1991 Виновата ли я 1967 Вертикаль (Лариса)

1986 Тайны мадам Вонг 1966 Нет и да

1986 Железное поле 1965 Доктор Шлюттер (ГДР)

1985 Внимание! всем постам... (антифашистка Ева и ее дочь Ирена)

(Ольга Ивановна, мама Виктора) 1964 Большая руда

1984 Хроника одного лета 1963 Штрафной удар (телеведущая)

1983 Срок давности 3 6 9 Тишина :: Нина

1983 Признать виновным :: мама Виктора 1962 Приключения Кроша (Зина)

1982 Полигон :: Антонина Павловна 1962 На семи ветрах (Светлана Ивашова)

1979 Сыщик :: Таисия 1961 Человек идет за солнцем

1979 С любимыми не расставайтесь (Миронова) 1960 Человек не сдается :: Люба

1979 Встреча в конце зимы 1959 В дождь и в солнце

1978 Встречи 1959 Незванные гости

Г3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.