Научная статья на тему 'Интервью с Лихославом (Матвеем Константиновичем Пономарёвым)'

Интервью с Лихославом (Матвеем Константиновичем Пономарёвым) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
191
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью с Лихославом (Матвеем Константиновичем Пономарёвым)»

ИНТЕРВЬЮ С ЛИХОСЛАВОМ (МАТВЕЕМ КОНСТАНТИНОВИЧЕМ ПОНОМАРЁВЫМ)1 19 октября 2017 г. Нижний Новгород - Иваново

Биография, присланная респондентом

Меня зовут Пономарёв Матвей Константинович, я жрец ивановской языческой общины, моё языческое имя -Лихослав. Родился 11 июня 1992 года в городе Иваново. Учился в средней школе № 6, окончил 9 классов и затем, в 2008 г., поступил в ивановский автотранспортный колледж, где получил среднее специальное образование. С 2012 г. работаю веб-программистом. В 2011 г. с группой единомышленников впервые провели языческую Масленицу. С тех пор регулярно проводим языческие обряды и праздники.

Что такое «язычество» в Вашем понимании?

Язычество - это религиозная система, основанная на дохристианских верованиях. Русское язычество обычно называется родноверием.

В основе язычества лежит убеждение в божественности мира и божественном происхождения человека. Мир и человек, в отличие от авраамических религий, не творения Бога, а проявления и прямые потомки Богов. Подобно платоновскому эйдосу, совершенные и абсолютные Боги воплощаются в форме видимого нам мира. При этом для постижения и контакта с Богами язычники используют не только и не столько общемировой духовный опыт, сколько родственную им традицию, свою культуру и свой язык.

Когда, по Вашему мнению, началось возрождение язычества?

На мой взгляд, не совсем правильно говорить о возрождении, потому что язычество фактически никогда не уходило до конца. Если говорить о России, то язычество в разных формах существовало параллельно с христианством. Народные обычаи, народные песни и сказки, орнамент, одежда, зодчество - всё это несёт в себе большой пласт именно языческого восприятия мира. Когда православная церковь не могла искоренить народный, языческий обычай, она пыталась его ассимилировать. Поэтому христианство само донесло до наших дней много информации о язычестве, хоть иногда и немного в искажённом виде. Поэтому наибольший урон вере наших предков нанесло не христианство, а индустриализация и урбанизация начала XX века.

В целом можно говорить о постепенном вытеснении языческого мировосприятия из жизни человека, начавшемся вместе с христианизацией. При этом в разное время появлялись люди, проявлявшие к язычеству больше интереса, чем другие. Качественный поворот и рост интереса к дохристианским верованиям начался в эпоху ренессанса вместе с возрождением классической античной эстетики.

В России в XIX столетии вместе со славянофильскими идеями возрос также и интерес к фольклору и язычеству. Фольклористы и историки конца XIX века, такие как А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, В. И. Даль и другие, проделали колоссальный труд и их работы составляют бесценный фундамент для нынешнего язычества.

Во второй половине XX века было совершено множество археологических открытий, добавивших исторических данных в копилку язычества. Из историков этого периода можно

1 Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Комплексное историко-религиоведческое изучение феномена русского неоязычества» (проект № 15-31-01247).

154

особенно выделить Б. А. Рыбакова, который не просто изучал язычество наших предков, но делал это с неподдельной любовью и тщанием.

В 90-е годы XX века самостоятельное язычество вышло из кабинетов и с книжных страниц, и появились первые языческие объединения, началась практическая работа и выработка, уже в полевых условиях, первых обрядов, ритуалов и праздников.

Сильный количественный рост язычников начался в начале XXI века, и в язычестве появилось множество новых людей, пусть иногда поверхностно знакомых с темой, но горящих верой и стремлением к своим корням. Я связываю этот рост с двумя факторами: поиском «национальной идеи», в котором люди начали обращаться к наиболее архаичным и древним аспектам русской и проторусской культуры, а также общемировым интересом к национальной идентичности и этнических религиям (Нью-Эйдж, идентаризм).

В какой религиозной общине Вы состоите (название религиозной организации, её численность, социальный и возрастной состав)?

В городе Иваново есть сообщество язычников, в котором я являюсь жрецом. Мы не имеем какого-либо юридического лица либо членства в общине, поэтому численность можно оценить лишь примерно. Чаще всего на обрядах присутствует около 20-30 человек, на крупных праздниках бывало до 100 человек. Также к нам на обряды часто приезжают язычники из Владимира, в силу того, что во Владимире никакого языческого объединения нет. Костяк нашего сообщества составляют 5-7 человек, которые присутствуют на всех праздниках и обрядах и принимают активное участие в организации и подготовке. Средний возраст участников 25 лет, самому младшему 18 лет, а самому старшему 50. Это люди самых разнообразных профессий, с разным достатком и семейным положением.

Связана ли Ваша община с какими-то другими языческими организациями в Европе?

Нет, не связана.

Существует ли в Вашей общине иерархическая лестница (глава, верховный волхв, старейшина, князь, воевода и т. п.)? Если существует, то каковы основные функции «выборных» членов общины?

Существует только должность жреца. Процедуры выборов/назначения на эту должность нет, в силу отсутствия других кандидатур. В обязанности жреца входит организация и проведение обрядов, отправление треб и других ритуалов. Также жрец назначает даты общих сборов и праздников.

Расскажите о религиозном учении Вашей общины:

- представление об этапах становления мироздания (происхождение Вселенной, богов, людей и т. д.);

- основные божества (духи, демоны, силы), их функции;

- священные места (рощи, озёра, холмы, родники и т. п.);

- праздники: основные, второстепенные (их функции, значение);

- перечислите и охарактеризуйте наиболее значимые обряды.

Единый Бог Род (абсолют) проявил себя в светлом (созидательном) и тёмном (разрушительном) ликах.

Светлый аспект Рода состоит из Богов, связанных с жизнью, развитием и ростом. Центральной фигурой в нём является Сварожий Триглав - три основных светлых Божества -Сварог, Перун и Велес.

Сварог - бог-кузнец, Отец всех Богов, сковавший твердь земную и твердь небесную, первопредок людей. Основным символом Сварога являются молот и наковальня, на которых он создаёт всё новое.

Перун - бог-воитель, небесный воин, бог князей и князь Богов. Он - сын Сварога, хранит и защищает сотворённый мир от разрушения и изначального Хаоса. Он покровитель границ и отделения. Отделения этого мира от иного, жизни от смерти, дня от ночи, хорошего от плохого. Перун ведёт постоянную борьбу, поэтому он считается воинственным Богом и почитается воинами.

Велес - бог мудрости, покровитель волхвов и шаманов, проводник в иной мир. Велес - самый тёмный из светлых Богов, он стоит на грани между светом и тьмой, жизнью и смертью. Он тот, благодаря кому из смерти рождается жизнь, а из жизни смерть.

Таким образом, в Триглаве Сварог создал мир, Перун хранит его от разрушения, а Велес придаёт миру динамику и вращение жизни и смерти.

Даждьбог - сын Сварога. Он податель благ, щедрости и всего, что полезно для человека. Даждьбог непосредственный предок людей, поэтому он является наиболее близким к людям Богом, соединяющим земное и божественное.

Лада - богиня любви и гармонии. Она покровительница союзов, браков, мира и

любви.

Макошь - старшая из женских Божеств, прядущая Судьбы, покровительница мудрости, гаданий и женских ремёсел.

Тёмные Боги - Боги разрушения, смерти, рас-творения, возвращения мира к состоянию Хаоса. Проявлены, в первую очередь, в мужском лике Чернобога и женском лике Мары. При этом Мара зачастую отождествляется с Макошью, как светлый и тёмный лик одной Богини.

У нашей общины есть два обустроенных капища. Одно, малое в лесу на окраине города, представляет собой огороженный круг с обрядовым кострищем в центре, входом в южной, и чуром (изображением Бога, идолом) в северной части. Второе капище находится около курганного комплекса Волотова Гора. Там поставлен круг из камней с требищем в виде белого камня в центре и обрядовым кострищем около него.

После того как все участники вошли на капище, обряд начинается с оберега места -жрец или его помощник обходит посолонь собравшихся, разбрасывая на землю зерно и произнося специальный заговор, задабривая духов места и приглашая их поучаствовать в обряде и помочь общинникам.

Затем жрец обращается к стихии, которая будет выступать проводником между земным и божественным. Чаще всего это обрядовый огонь, но также может быть река, ветер или земное лоно. Жрец произносит заговор, поднимая стихию в священный статус, и прося её донести требы и славления до богов.

После жрец, используя симпатическую магию, устанавливает связующий столп между огнём земным и огнём божественным, земной водой и небесной водой и т. д.

Начинается основная часть обряда. Жрец произносит славления богам. Чаще всего на празднике всегда славят Триглав - Сварога, Перуна и Велеса, а затем тех богов, с которыми сильнее всего связан этот день и это событие. Кроме жреца, славления могут произносить и другие общинники, по договорённости.

Прославив богов, жрец пускает по кругу требу - специальный обрядовый хлеб. Присутствующие кладут на него руки, вкладывая в хлеб свои пожелания, славления и просьбы к богам. Затем хлеб разрезается на две половины, одну их которых вкладывают в огонь, а другую съедают сами, разделяя трапезу с богами. После этого любой желающий может принести также и требу лично от себя, тоже вложив её в огонь.

Пока треба горит, по кругу пускается братина - чаша с обрядовым напитком. Каждый из присутствующих произносит краткую речь или славление, сливает немного напитка на землю, предлагает небу и передаёт следующему.

После того как треба сгорела, а напиток выпит, часто проводят радения - практики и ритуалы, позволяющие войти в состояние экстаза.

Помимо этого, существуют специальные обряды очищения стихиями, наречение славянского имени и освящения оберегов.

В первую очередь мы отмечаем четыре основных праздника солнечного цикла: летнее и зимнее солнцестояние (Купала и Коляда) и весеннее и осеннее равноденствие (Масленица и Осенины). Также в течение года есть множество других дней, посвящённых различным Богам, многие из которых начинаются со священных недель. Таким образом, весь год

сакрализован и наполнен особыми днями. Каждый день язычник участвует в священных событиях природы и деяниях Богов.

Перечислите и охарактеризуйте основные источники (священные тексты) используемые в Вашей общине.

Священных текстов нет потому, что язычество основывается, в первую очередь, на непосредственном опыте и контакте с Богами, в котором не нужны догмы, табу и строгие правила. В качестве источников для обрядов и славлений используем, в основном, этнографические материалы. Чаще всего для этого берутся заговоры и славления, в которых видны языческие истоки, и они подстраиваются под современное язычество. Также положительно относимся к заговорам, составленным лично, главное чтобы они не нарушали уже принятых правил. Ведь слово, сказанное от собственного сердца, а не по книге, угоднее Богам.

Из уже готовых заговоров используем, в основном, сборники, составленные волхвом Велеславом.

Есть ли в Вашей общине свой календарь?

Мы используем общепринятую хронологию и календарь, но, зачастую, используем традиционные названия месяцев. Начиная с января: сечень, лютень, березозол, цветень, травень, кресень, липень, серпень, вересень, листопад, грудень, стужень. Чаще всего, для понятности, дублируем общепринятое и наше название месяца (двадцатое сеченя/января).

Имеет ли община свою символику, атрибутику? Раскройте значение основных общинных символов.

Специальных символов именно нашей общины не имеем.

На Ваш взгляд, какая перспектива у славянского язычества?

Перспектива самая хорошая. Сейчас язычество постепенно набирает массу, причём, что важно, не только количественную, но и качественную. Большое количество язычников работает над тем, чтобы укрепить идеологический и исторический фундамент язычества. Особенно это заметно в сравнении с 90-ми годами XX века, когда мало кто всерьёз задумывался о том, чтобы соответствовать историческому язычеству, и каждый делал, как мог.

Также важно отметить, что современное язычество довольно успешно преодолело кризис антинаучных и откровенно сектантских идей и смогло выстоять, сохранить свою уникальность и свою преемственность.

Насколько мне известно, сейчас в России нет официально зарегистрированных языческих религиозных организаций, поэтому в легальном поле язычество не представлено, но работа в этом направлении ведётся самая плотная и, скорее всего, скоро у нас появится первая языческая религиозная организация.

Беседовал Роман Шиженский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.