Апанасенко О.М., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Е.Л. Лычагина
Интерпретация нахождения ножей в женских погребениях в Т тыс. н.э. на территории Прикамья (к вопросу о социальном статусе женщины)
Эпоха раннего Средневековья - один из важнейших этапов мировой истории и культуры. Она открывается пограничным временем (Великим переселением народов), от которого ведут начало Средневековья, начавшегося в общеевропейском масштабе в IV-V вв. Этнокультурная карта Прикамья также начала изменяться в IV веке н.э.
В это время происходит смена археологических культур. Появляются памятники нового типа - Тарасовский, Бродовский могильники и др. Вопрос об этнической принадлежности племен, принесших новую культуру, до сих пор остается открытым.
Ряд исследователей (например, Р.Д. Голдина) считают, что на данную территорию проникают племена гото-сарматского союза и именно они оставляют эти памятники (Голдина, 2003).
Предметом нашего исследования стала попытка интерпретации нахождения ножей в женских погребениях на могильниках пьяноборской, неволинской и ломоватовской культур с точки зрения их этнокультурных контактов в эпоху раннего Средневековья с кочевыми племенами.
Данное исследование основано на изучении Тарасовского (пьяноборская культура, П-У1 вв., бескурганный), Демёнковского (1У-Х вв., бескурганный), Верх-Саинского (неволинская культура, VI-IX вв., смешанный тип), Неволин-ского (неволинская культура , УИ-1Х вв., бескурганный) и Баяновского (ломо-ватовская культура, 1Х-Х1 вв., бескурганный) могильников.
Цель работы:
1. Реконструировать элементы социальной структуры общества пьяноборской, ломоватовской и неволинской культур через определение социального статуса женщины в данных обществах и ее ролей.
2. Выяснить, какую семантическую нагрузку несут ножи в погребальных вещевых комплексах (сакральную или хозяйственную).
3. Проследить ход эволюции обряда.
Необходимость исследования обусловлена малой изученностью подобных явлений в контексте широких межэтнических контактов и их влияния на автохтонные культура Волго-Камского региона, поэтому мы считаем, что это время очень интересно для исследования.
Реконструкция основана на экспликации погребений, а именно - нахождении в антропологически подтвержденных женских погребениях мужских вещей (ножи, удила, псалии, кресала) и интерпретации этого феномена через социокультурную призму.
Чтобы провести такую реконструкцию, мы выдвинули свою рабочую гипотезу. Она заключается в возможности заимствования от кочевых племен и
дальнейшего собственного развития матрилинейной традиции в местных культурах, где женщина имеет достаточно высокий социальный статус, выполняет какие-либо мужские функции (вплоть до военных), и является главой семьи или выполняет сакрально-жреческие обязанности.
Об этом варианте свидетельствуют материалы экспликации рассмотренных нами погребений Тарасовского, Баяновского, Демёнковсого, Верх-Саинского и Бартымского могильников (с точки зрения учета территориального расположения и хронологии данных памятников).
В данной работе объект исследования - нож как конкретный материальный археологический предмет в экспликации женских погребений I тыс. н.э., выступающий в качестве социального маркера.
Нож - это режущий инструмент, рабочим полем которого является клинок — полоса твёрдого материала (обычно металла) с лезвием на одной или нескольких сторонах.
Ножи входят в типичный погребальный вещевой комплекс. В культуре нож занимает значительное место. Являясь зачастую обязательным элементом одежды, нож участвовал в обряде инициации, сопровождал человека от рождения до смерти (а после неё в загробном мире, о чем свидетельствуют экспликации погребений). Кроме того, существуют ритуальные ножи, использующиеся в обрядах жертвоприношения, ритуальных самоубийствах, с ними связано большое количество суеверий (История ножа ...).
Роль ножа в матрилинейных культурных традициях достаточно велика. Под матрилинейной культурной традицией мы понимаем пережитки матриархата, прослеживающиеся как в письменных источниках, так и в археологических материалах.
Ими можно считать:
• матрилинейный счет родства (т.е. собственно матрилинейную традицию);
• обычай левирата;
• свадебные обычаи военного единоборства невесты и жениха;
• обучение девочек наряду с мальчиками военному искусству с последующим участием девушек в войнах;
• выполнение женщинами жреческих функций, хотя бы в рамках своей семьи;
• ношение женщинам и девочками мужской атрибутики (например, оружия).
Кроме того, можно добавить матрифокальность (группировку вокруг матери) и матрилокальность (брачное поселение супругов в группе жены).
С оживлением всех этих обычаев, общество на какой-то период становиться матриархальным.
Причины, провоцирующие это явление, мы попытались объяснить ниже. При изучении генезиса традиции были выделены обязательные маркеры-условия, при совпадении которых то или иное погребение попадало в общую выборку (в нее попало 135 погребений).
Этими маркерами явились следующие признаки:
• пол (только антропологически подтвержденные женские погребения);
• экспликация погребения (обязательным маркером здесь являлся нож, расположение которого в погребении может варьироваться от района плечевого пояса до линии бедер умершей);
• другая мужская атрибутика как дополнительное допустимое условие (псалии, удила, наконечники стрел, кресала и т.д.) в погребениях с типичной женской экспликацией.
Типичная женская экспликация - это набор погребального инвентаря, включающий в себя различные украшения, бисер, бусы, и др. предметы, встречающиеся исключительно в женских погребениях, без предметов вооружения.
Строгой возрастной градации обнаружено не было. Возраст погребенных женщин свободно варьируется от 9-12 до 45-60 лет.
Основной обряд погребения - индивидуальная ингумация в положении «вытянуто на спине».
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. В эпоху раннего средневековья в Волго-Камском регионе женщина начала обладать достаточно высоким социальным статусом. Это было связано, в первую очередь, с влиянием кочевых племен, проникающих на прикамскую территорию и заимствованием их культурных элементов.
2. Выполнять мужские роли (жреческие, военные) в своем социуме женщина могла в любом возрасте.
3. Населением была выработана специальная погребальная традиция для таких женщин, которая должна была подчеркнуть их статус.
Ее элементами являются:
• богатый вещевой комплекс (иранское серебро, бронзовые украшения-маркеры, например, бабочковидные фибулы на Тарасовском могильнике, и
др);
• отсутствие дополнительных конструкций (например, гробовищ);
• обряд погребения не сопровождался обезвреживанием, а, следовательно, некрофобии перед этими умершими не было.
• захоронение проводилось по обряду индивидуальной ингумации:
• преобладающий мужской инвентарь в данных погребениях - предметы вооружения (ножи, наконечники стрел, в двух случаях - копье и топор), предметы конской упряжи (удила, псалии). Это можно объяснить милитаризацией женских социальных функций в связи с влиянием пришлых племен (общей воени-зированностью населения и культурными контактами).
Роль ножа, использовавшегося в качестве маркера, можно определить как сакрально-утилитарную.
Также можно отметить общую тенденцию: матрилинейная традиция появилась во II в. н.э. у пьяноборского населения, оставившего Тарасовский могильник, под влиянием пришлых культур, и существовала на данной территории до VI в.
Затем она начала развиваться в двух основных направлениях - северозападном у ломоватовцев (Демёнковский и Баяновский могильники) (Генинг,
1964; Данич, 2005-2007) и юго-восточном (Верх-Саинский и Неволинский могильники) (Голдина, Водолаго, 1990) в рамках неволинской культуры. Расцвет традиции происходил в период со II по IX вв. (по материалам экспликаций). Особенно ярко милитаризация женских функций заметна на Демёнковском и Верх-Саинском могильниках.
В IX-X вв. матрилинейное влияние начинает ослабевать у обеих групп населения.
Уже у позднего неволинского населения погребальный комплекс женщин с высоким социальным статусом, играющих значительную роль в обществе, заметно беднеет. У ломоватовцев женщины, скорее всего, выполняли только жреческие функции, т.к. в подавляющем большинстве случаев нож встречен в типичных женских погребениях, а не в экспликациях смешанного типа с равным набором мужских и женских вещей.
Список источников
Данич, A.B. Отчет о раскопках Бояновского могильника в МО г. Добрянка Пермской области в 2005 г. Архив АЭИ ПГПУ.
Данич, A.B. Отчет о раскопках Бояновского могильника в МО г. Добрянка Пермской области в 2006 г. Архив АЭИ ПГПУ.
Данич, A.B. Отчет о раскопках Бояновского могильника в МО г. Добрянка Пермской области в 2007 г. Архив АЭИ ПГПУ.
Генинг, В.Ф. Демёнковский могильник - памятник ломоватовской культуры / В.Ф. Генинг // Вопросы археологии Урала. - 1964. - №6.
Голдина, Р.Д. Тарасовский могильник на Средней Каме (в 2х т.). / Р.Д. Голдина. - Ижевск, 2003.
Голдина, Р.Д., Водолаго, Н.В. Могильники неволинской культуры в При-уралье / Р.Д. Голдина, Н.В. Водолаго. - Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1990.
Список литературы
Багдасарян, В.Э. История погребальной культуры / В.Э. Багдасарян // Актуальные проблемы методологии и истории культуры. - Соликамск, 1998.
Багдасарян. В.Э. Ритуальные обычаи в истории повседневной культуры / В.Э. Багдасарян // Человек в российской повседневности. - М., 2001.
Граков, Б.Н. Пережитки матриархата у сарматов / Б.Н. Граков // Вестник древней истории. - 1947. - №3.
Хазанов, A.M. Материнский род у сарматов / A.M. Хазанов // Вестник древней истории. - 1970. - №2.
История ножа. [Электронный Ресурс].- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/BIB3/4B